ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие научно исследовательской деятельности 7
1.2. Методика организации научно исследовательской деятельности
ее роль и значение в школе 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Исторический аспект в школьной практике 16
2.2. Исторический комментарий как метод научно-исследовательской
деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду конкурсов, олимпиадам, тендерам 18
Выводы по второй главе 22
ГЛАВА III. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМУ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КОММЕНТИРОВАНИЮ 23
3.1. Цели и задачи изучения исторических текстов на факультативных занятиях 23
3.2 . Основные этапы проекта 24
3.3. Система включения комплекса факультативных занятий по
изучению исторического комментария как структурно - содержательного компонента в обучение русскому языку 31
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
1. Научно-методическая литература 46
2. Интернет-ресурсы 51
3. Словари и справочная литература 52
ПРИЛОЖЕНИЯ Разработка комплекса факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста 54
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие научно исследовательской деятельности 7
1.2. Методика организации научно исследовательской деятельности
ее роль и значение в школе 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Исторический аспект в школьной практике 16
2.2. Исторический комментарий как метод научно-исследовательской
деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду конкурсов, олимпиадам, тендерам 18
Выводы по второй главе 22
ГЛАВА III. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМУ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КОММЕНТИРОВАНИЮ 23
3.1. Цели и задачи изучения исторических текстов на факультативных занятиях 23
3.2 . Основные этапы проекта 24
3.3. Система включения комплекса факультативных занятий по
изучению исторического комментария как структурно - содержательного компонента в обучение русскому языку 31
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
1. Научно-методическая литература 46
2. Интернет-ресурсы 51
3. Словари и справочная литература 52
ПРИЛОЖЕНИЯ Разработка комплекса факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста 54
В настоящее время, остро стоит вопрос о повышении качества образования современных учеников, об их способности искать информацию, анализировать ее и выражать собственную точку зрения по какому-либо вопросу.
Для того чтобы повысить образованность учеников, нам необходимо развивать их исследовательские навыки, расширять круг проблем, которые они могли бы решить сами, в ходе исследования какого-либо вопроса.
Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся понимают, что нет готовых способов решения каких-либо проблем, поэтому, чтобы дойти до истины и сути любого вопроса, нужно приложить усилия и постараться, в чем очень помогают исследования. Именно поисковая деятельность помогает учащимся развить самостоятельность, инициативу, неординарный подход к решению любой проблемы.
В связи с этим актуальность данной темы обусловлено следующими фактами:
1) возрастающим вниманием современного общества к проблемам осознания истории языка как национально культурного достояния, играющего особую роль в формировании языковой личности;
2) малоизученностью исторического подхода в современной методике преподавания русского языка в средних школах;
3) разработкой факультативных занятий, которые будут направлены на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся;
4) возможностью использования факультативных занятий по обучению историческому комментированию как средство подготовки школьников к различного вида конкурсам, олимпиадам, тендерам, ОГЭ и ЕГЭ;
5) образовательными и развивающими возможностями учебного курса исторического комментирования как компонента образовательной деятельности, который будет повышать интерес к изучению родного языка и его истории; повышения творческого потенциала личности.
Объект исследования: обучение научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса.
Предмет анализа: приемы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса на основе факультативного курса по изучению исторического комментирования текста.
Цель исследования - разработать комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста на базе 10 -х классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновать их эффективность.
Задачи:
1) рассмотреть методику организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе;
2) выявить степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка;
3) проанализировать программы, учебники, дополнительные пособия для учащихся и методическую литературу для учителя с целью выявления возможностей школьной практики обеспечить исторический подход к изучению русского языка;
4) Разработать комплекс факультативных занятий, в процессе которого с помощью исторического комментирования школьники будут овладевать навыками и средствами научно-исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
У в школьную практику будет введен курс факультативных занятий по изучению исторического комментирования;
У определены условия соотнесенности исторического языкового материала с базовым курсом русского языка в средней школе.
Практическое значение: материалы исследования будут интересны преподавателям и студентам в организации исследовательской деятельности при работе со школьниками.
Материалы могут послужить базой для разработки курсов, спецкурсов по историческому краеведению, коммуникативному анализу рекламных текстов, истории функциональных стилей в русском языке и продуцированию текстов определенного жанра.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Для того чтобы повысить образованность учеников, нам необходимо развивать их исследовательские навыки, расширять круг проблем, которые они могли бы решить сами, в ходе исследования какого-либо вопроса.
Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся понимают, что нет готовых способов решения каких-либо проблем, поэтому, чтобы дойти до истины и сути любого вопроса, нужно приложить усилия и постараться, в чем очень помогают исследования. Именно поисковая деятельность помогает учащимся развить самостоятельность, инициативу, неординарный подход к решению любой проблемы.
В связи с этим актуальность данной темы обусловлено следующими фактами:
1) возрастающим вниманием современного общества к проблемам осознания истории языка как национально культурного достояния, играющего особую роль в формировании языковой личности;
2) малоизученностью исторического подхода в современной методике преподавания русского языка в средних школах;
3) разработкой факультативных занятий, которые будут направлены на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся;
4) возможностью использования факультативных занятий по обучению историческому комментированию как средство подготовки школьников к различного вида конкурсам, олимпиадам, тендерам, ОГЭ и ЕГЭ;
5) образовательными и развивающими возможностями учебного курса исторического комментирования как компонента образовательной деятельности, который будет повышать интерес к изучению родного языка и его истории; повышения творческого потенциала личности.
Объект исследования: обучение научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса.
Предмет анализа: приемы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса на основе факультативного курса по изучению исторического комментирования текста.
Цель исследования - разработать комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста на базе 10 -х классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновать их эффективность.
Задачи:
1) рассмотреть методику организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе;
2) выявить степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка;
3) проанализировать программы, учебники, дополнительные пособия для учащихся и методическую литературу для учителя с целью выявления возможностей школьной практики обеспечить исторический подход к изучению русского языка;
4) Разработать комплекс факультативных занятий, в процессе которого с помощью исторического комментирования школьники будут овладевать навыками и средствами научно-исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
У в школьную практику будет введен курс факультативных занятий по изучению исторического комментирования;
У определены условия соотнесенности исторического языкового материала с базовым курсом русского языка в средней школе.
Практическое значение: материалы исследования будут интересны преподавателям и студентам в организации исследовательской деятельности при работе со школьниками.
Материалы могут послужить базой для разработки курсов, спецкурсов по историческому краеведению, коммуникативному анализу рекламных текстов, истории функциональных стилей в русском языке и продуцированию текстов определенного жанра.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе проделанной работы, мы рассмотрели исторический комментарий как неотъемлемую часть научно-исследовательской деятельности школьников. Нами был разработан комплекс факультативных занятий по внедрению в учебную практику исторического аспекта.
Нами были затронуты такие вопросы, как:
V понятие «научно-исследовательской деятельности»;
V методика организации научно-исследовательской деятельности и ее роль в школе;
V исторический аспект в школьной практике;
V исторический комментарий как метод научно-исследовательской деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду работ;
V разработан комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментария как структурно-содержательного компонента в обучении русскому языку.
В результате работы над нашим исследованием были выделены следующие положения:
1) Изучение русского языка в школьной практике должно быть связано с историей языка, должен быть взят во внимание исторический подход в обучении. А это может быть осуществлено за счет факультативной работы. Ведь такая работа поможет обеспечить многоаспектный взгляд школьников на языковое явление.
2) История языка будет служить средством актуализации языковой традиции, формирования самосознания и направленных на овладение языком познавательных интересов. Решение учебных задач по истории языка будет способствовать формированию направленной на самообучение.
3) Научно-исследовательская деятельность в рамках изучения исторического комментирования позволит учащимся взглянуть на родной язык в новом свете, освежить ранее полученные знания, дополнить и укрепить их, а также развить и воспитать интерес к изучению предмета.
4) Факультативные занятия по изучению исторического комментирования русского языка смогут дать хорошую базу для подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку, так как во многом изучение исторического комментирования опирается на задания школьных олимпиад муниципального уровня по русскому языку; кроме того, поможет ученикам подготовиться и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как во многом задания помогут ребятам мыслить самостоятельно и рассуждать, что поможет не только для написания, например, сочинения, но и для кратких ответов на какие-либо вопросы.
5) История языка откроет новые возможности для усвоения школьниками не только системы родного языка, но и его «духа», неразрывно связанного с судьбой русского народа и отдельной личности. Все выше сказанное дает основание считать, что введение исторического комментирования как компонента обучения в методическую программу русского языка будет эффективным и продуктивным. В связи с этим мы считаем целесообразным применение комплекса занятий по изучению исторического комментированию русского языка при изучении базового курса в 10 классах общеобразовательной средней школы в рамках факультативной работы с учащимися.
Повышение интереса учащихся к изучению родного языка поможет повысить творческие способности ребят, их самостоятельность и неординарность. Учащиеся научатся находить выход из сложных ситуаций, искать и отбирать нужную и полезную информацию, а также, смогут искать новую и полезную информацию, ведь им это будет, действительно, интересно.
Таким образом, обучение школьников историческому комментированию как структурно-содержательному компоненту является одним из эффективных способов достижения основных целей обучения русскому (родному) языку в современной школе. Именно такая деятельность поможет ученикам находить выходы из любых ситуаций, самостоятельно искать решения каких-либо проблем и поможет им рассчитывать на свои знания и умения, а не на уже готовый материал. Поможет развить у учеников творческий, неординарный подход ко всему.
Нами были затронуты такие вопросы, как:
V понятие «научно-исследовательской деятельности»;
V методика организации научно-исследовательской деятельности и ее роль в школе;
V исторический аспект в школьной практике;
V исторический комментарий как метод научно-исследовательской деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду работ;
V разработан комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментария как структурно-содержательного компонента в обучении русскому языку.
В результате работы над нашим исследованием были выделены следующие положения:
1) Изучение русского языка в школьной практике должно быть связано с историей языка, должен быть взят во внимание исторический подход в обучении. А это может быть осуществлено за счет факультативной работы. Ведь такая работа поможет обеспечить многоаспектный взгляд школьников на языковое явление.
2) История языка будет служить средством актуализации языковой традиции, формирования самосознания и направленных на овладение языком познавательных интересов. Решение учебных задач по истории языка будет способствовать формированию направленной на самообучение.
3) Научно-исследовательская деятельность в рамках изучения исторического комментирования позволит учащимся взглянуть на родной язык в новом свете, освежить ранее полученные знания, дополнить и укрепить их, а также развить и воспитать интерес к изучению предмета.
4) Факультативные занятия по изучению исторического комментирования русского языка смогут дать хорошую базу для подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку, так как во многом изучение исторического комментирования опирается на задания школьных олимпиад муниципального уровня по русскому языку; кроме того, поможет ученикам подготовиться и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как во многом задания помогут ребятам мыслить самостоятельно и рассуждать, что поможет не только для написания, например, сочинения, но и для кратких ответов на какие-либо вопросы.
5) История языка откроет новые возможности для усвоения школьниками не только системы родного языка, но и его «духа», неразрывно связанного с судьбой русского народа и отдельной личности. Все выше сказанное дает основание считать, что введение исторического комментирования как компонента обучения в методическую программу русского языка будет эффективным и продуктивным. В связи с этим мы считаем целесообразным применение комплекса занятий по изучению исторического комментированию русского языка при изучении базового курса в 10 классах общеобразовательной средней школы в рамках факультативной работы с учащимися.
Повышение интереса учащихся к изучению родного языка поможет повысить творческие способности ребят, их самостоятельность и неординарность. Учащиеся научатся находить выход из сложных ситуаций, искать и отбирать нужную и полезную информацию, а также, смогут искать новую и полезную информацию, ведь им это будет, действительно, интересно.
Таким образом, обучение школьников историческому комментированию как структурно-содержательному компоненту является одним из эффективных способов достижения основных целей обучения русскому (родному) языку в современной школе. Именно такая деятельность поможет ученикам находить выходы из любых ситуаций, самостоятельно искать решения каких-либо проблем и поможет им рассчитывать на свои знания и умения, а не на уже готовый материал. Поможет развить у учеников творческий, неординарный подход ко всему.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЕИ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ
ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В.П. БУРЕНИНА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников па уроках обществознания
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



