Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №73094

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие научно исследовательской деятельности 7
1.2. Методика организации научно исследовательской деятельности
ее роль и значение в школе 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Исторический аспект в школьной практике 16
2.2. Исторический комментарий как метод научно-исследовательской
деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду конкурсов, олимпиадам, тендерам 18
Выводы по второй главе 22
ГЛАВА III. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМУ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КОММЕНТИРОВАНИЮ 23
3.1. Цели и задачи изучения исторических текстов на факультативных занятиях 23
3.2 . Основные этапы проекта 24
3.3. Система включения комплекса факультативных занятий по
изучению исторического комментария как структурно - содержательного компонента в обучение русскому языку 31
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
1. Научно-методическая литература 46
2. Интернет-ресурсы 51
3. Словари и справочная литература 52
ПРИЛОЖЕНИЯ Разработка комплекса факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста 54


В настоящее время, остро стоит вопрос о повышении качества образования современных учеников, об их способности искать информацию, анализировать ее и выражать собственную точку зрения по какому-либо вопросу.
Для того чтобы повысить образованность учеников, нам необходимо развивать их исследовательские навыки, расширять круг проблем, которые они могли бы решить сами, в ходе исследования какого-либо вопроса.
Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся понимают, что нет готовых способов решения каких-либо проблем, поэтому, чтобы дойти до истины и сути любого вопроса, нужно приложить усилия и постараться, в чем очень помогают исследования. Именно поисковая деятельность помогает учащимся развить самостоятельность, инициативу, неординарный подход к решению любой проблемы.
В связи с этим актуальность данной темы обусловлено следующими фактами:
1) возрастающим вниманием современного общества к проблемам осознания истории языка как национально культурного достояния, играющего особую роль в формировании языковой личности;
2) малоизученностью исторического подхода в современной методике преподавания русского языка в средних школах;
3) разработкой факультативных занятий, которые будут направлены на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся;
4) возможностью использования факультативных занятий по обучению историческому комментированию как средство подготовки школьников к различного вида конкурсам, олимпиадам, тендерам, ОГЭ и ЕГЭ;
5) образовательными и развивающими возможностями учебного курса исторического комментирования как компонента образовательной деятельности, который будет повышать интерес к изучению родного языка и его истории; повышения творческого потенциала личности.
Объект исследования: обучение научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса.
Предмет анализа: приемы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся 10 класса на основе факультативного курса по изучению исторического комментирования текста.
Цель исследования - разработать комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментирования текста на базе 10 -х классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновать их эффективность.
Задачи:
1) рассмотреть методику организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе;
2) выявить степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка;
3) проанализировать программы, учебники, дополнительные пособия для учащихся и методическую литературу для учителя с целью выявления возможностей школьной практики обеспечить исторический подход к изучению русского языка;
4) Разработать комплекс факультативных занятий, в процессе которого с помощью исторического комментирования школьники будут овладевать навыками и средствами научно-исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
У в школьную практику будет введен курс факультативных занятий по изучению исторического комментирования;
У определены условия соотнесенности исторического языкового материала с базовым курсом русского языка в средней школе.
Практическое значение: материалы исследования будут интересны преподавателям и студентам в организации исследовательской деятельности при работе со школьниками.
Материалы могут послужить базой для разработки курсов, спецкурсов по историческому краеведению, коммуникативному анализу рекламных текстов, истории функциональных стилей в русском языке и продуцированию текстов определенного жанра.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы, мы рассмотрели исторический комментарий как неотъемлемую часть научно-исследовательской деятельности школьников. Нами был разработан комплекс факультативных занятий по внедрению в учебную практику исторического аспекта.
Нами были затронуты такие вопросы, как:
V понятие «научно-исследовательской деятельности»;
V методика организации научно-исследовательской деятельности и ее роль в школе;
V исторический аспект в школьной практике;
V исторический комментарий как метод научно-исследовательской деятельности, а также как средство развития и подготовки школьников к различному виду работ;
V разработан комплекс факультативных занятий по изучению исторического комментария как структурно-содержательного компонента в обучении русскому языку.
В результате работы над нашим исследованием были выделены следующие положения:
1) Изучение русского языка в школьной практике должно быть связано с историей языка, должен быть взят во внимание исторический подход в обучении. А это может быть осуществлено за счет факультативной работы. Ведь такая работа поможет обеспечить многоаспектный взгляд школьников на языковое явление.
2) История языка будет служить средством актуализации языковой традиции, формирования самосознания и направленных на овладение языком познавательных интересов. Решение учебных задач по истории языка будет способствовать формированию направленной на самообучение.
3) Научно-исследовательская деятельность в рамках изучения исторического комментирования позволит учащимся взглянуть на родной язык в новом свете, освежить ранее полученные знания, дополнить и укрепить их, а также развить и воспитать интерес к изучению предмета.
4) Факультативные занятия по изучению исторического комментирования русского языка смогут дать хорошую базу для подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку, так как во многом изучение исторического комментирования опирается на задания школьных олимпиад муниципального уровня по русскому языку; кроме того, поможет ученикам подготовиться и к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как во многом задания помогут ребятам мыслить самостоятельно и рассуждать, что поможет не только для написания, например, сочинения, но и для кратких ответов на какие-либо вопросы.
5) История языка откроет новые возможности для усвоения школьниками не только системы родного языка, но и его «духа», неразрывно связанного с судьбой русского народа и отдельной личности. Все выше сказанное дает основание считать, что введение исторического комментирования как компонента обучения в методическую программу русского языка будет эффективным и продуктивным. В связи с этим мы считаем целесообразным применение комплекса занятий по изучению исторического комментированию русского языка при изучении базового курса в 10 классах общеобразовательной средней школы в рамках факультативной работы с учащимися.
Повышение интереса учащихся к изучению родного языка поможет повысить творческие способности ребят, их самостоятельность и неординарность. Учащиеся научатся находить выход из сложных ситуаций, искать и отбирать нужную и полезную информацию, а также, смогут искать новую и полезную информацию, ведь им это будет, действительно, интересно.
Таким образом, обучение школьников историческому комментированию как структурно-содержательному компоненту является одним из эффективных способов достижения основных целей обучения русскому (родному) языку в современной школе. Именно такая деятельность поможет ученикам находить выходы из любых ситуаций, самостоятельно искать решения каких-либо проблем и поможет им рассчитывать на свои знания и умения, а не на уже готовый материал. Поможет развить у учеников творческий, неординарный подход ко всему.



1. Аванесов Р.И. О некоторых теоретических вопросах истории русского языка [Текст] / Аванесов Р.И. Вопросы филологии. - М., 2011.- С. 6-11.
2. Айдарова Л.И. Психология усвоения языка: «Построение
экспериментального курса русского языка на начальном этапе обучения» [Текст] / Айдарова Л.И - диссертация доктора психологических наук. - М.,2007. - 408 с.
1. Алексеев А.А, Соболевский А.И. Предисловие. [Текст] / Алексеев А.А, Соболевский А.И. - История русского литературного языка. - Л., 2013. - 201 с.
2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. [Текст] / Баранов М.Т. // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36-43.
3. Березин Ф.М. История русского языкознания [Текст] / Березин Ф.М - М., 1979. - 223 с.
4. Баранов М.Т. Исторические комментарии к школьному курсу русского языка [Текст] / Баранов М.Т. // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа. - 2014. - 287 с.
5. Борковский В.И, Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. [Текст] / Борковский В.И, Кузнецов П.С. - М., 2006. - 512 с.
6. Буслаев Ф.И. «О воспитании и начальном обучении родному языку». [Текст] / Буслаев Ф.И. - М.: Библиотека для воспитания. - Ч.1. - М. - 1845. - 280 с.
7. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка [Текст] / Буслаев Ф.И. - М., 1992. - 511 с.
8. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка [Текст] / Верещагин Е.М. - М., 2014. - 316 с.
9. Виноградов В. В Основные этапы истории русского языка. [Текст] / Виноградов В.В. // Избранные труды. История русского литературногоязыка. - М., 1978. - С. 10 - 64.
10. Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка [Текст] / Виноградов В. В. - М., 1976. - 137 с.
11. Виноградов В.В Избранные труды [Текст] / Виноградов В.В. // История русского литературного языка. - М., 1978. - 322 с.
12. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
13. Горшков А.И. О предмете истории русского литературного языка [Текст] / Горшков А.И. // Вопросы языкознания. - 2011. - № 6. - 194 с.
14. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка [Текст] / Горшков А.И. - М., 2010. - 194 с.
15. Горшков А.И. О предмете истории русского литературного языка. [Текст] / Горшков А.И. - Вопросы языкознания. - 2011. - № 6. - 194 с.
16. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. [Текст] / Горшков А.И. - М., 2010 - 194 с.
17. Добромыслов В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе [Текст] / Добромыслов В.А. - М., 2010. - 24 с.
18. Добромыслов В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку [Текст] / Добромыслов В.А. // Русский язык в школе. - 2011. - № 4. - С. 28-35.
19. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка [Текст] /Дурново Н.Н. -М., 2010. - 294 с.
20. Давыдова В.В, Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Давыдова В.В, Эльконин Д.Б. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / Давыдов
B. В - М., 1985. - 239 с.
22. Дейкина А.Д. Зайцева О.Н. История языка как учебный предмет. [Текст] / Дейкина А.Д. Зайцева О.Н. - Образование в современной школе. - 2000. - № 3. - С. 19-25.
23. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. [Текст] / Дейкина А.Д. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
24. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы [Текст] / Дейкина А.Д. - М.: Вербум, 2005. - 63 с.
25. Добромыслов В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку. [Текст] / Добромыслов В.А. // Русский язык в школе. - 2014. - № 4. -
C. 28-35.
26. Донская Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка. - Л.: ЛГПИ, 2016. - 67 с.
27. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. - М.: Вербум. - М, 2010. - 64 с.
28. Добромыслов В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку. // Русский язык в школе. - 2009. - № 4. - С. 28-35.
29. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 2012. - 295 с.
30. Зайцева О. Н. История языка как учебный предмет. В помощь учителю (Учебно-методическая разработка) // Образование в современной школе, 2000. - 208 с.
31. Зайцева О. Н. Дидактический материал к курсу «История языка». // Образование в современной школе, 2000. - 16 с.
32. Зайцева О. Н.Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. 9 класс. (Методическое пособие для учителей). 2002. - 280 с.
33. Златопольский Д.М. «Решения задач «зеленого задачника», 2013.-304 с.
34. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - 3-е изд. - М., 2011. - 400 с.
35. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
36. Камчатнов А.М., Григорьев А.В. История русского литературного языка // Теория и история языка: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032900 - Русский язык и литература: Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта-Наука, 2005. - 54 с.
37. Кандаурова Т.Н. Полногласная и неполногласная лексика в прямой речи летописания // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. - М., 2013. С. 76 - 99.
38. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. - М., 2014. - 303 с.
39. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - М.: Акалис. - 2015. - 166 с.
40. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. - 1995. - № 5. - С. 3-8.
41. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. - М., 2001. - 43 с.
42. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII вв.). - М., 2011. - 373 с.
43. Лыжова Л.К. Программа курса «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» для 9-11 классов // Русский язык в школе. - 1992. - № 5-6. - С. 3-8.
44. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности: (Опыт моделирования): [О методах преподавания русского языка в средней школе] // Русский язык в школе. - 2001. - № 4. - С. 3-8.
45. Львова С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка. // Русский язык в школе. - 1984. - № 2. - С.5-8.
46. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. - М., 1981. - 279 с.
47. Никифоров С.Д. Об историзме в преподавании русского языка в школе. // Русский язык в школе. - 1951. - № 4. - С. 5-8.
48. Никифоров С.Д. О воспитательных задачах преподавания русского языка в школе. // Русский язык в школе. - 1955. - № 1. - С. 1.
49. Панов Н.В. Кириллица как духовное наслеие славянской культуры. // Вестник Международного Славянского университета. Вып. I. - М., 1996. Пауль Г. Принципы истории языка. - М., 1960. - 11 с.
50. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
51. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Том III: Об изменении значения и заменах существительного / Общ. ред., предисл. и вступ. статья чл.-корр. АН СССР В. И. Борковского. - М.: Просвещение, 1968. - XVI. - 552 с.
52. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Дрофа. - 2008. - 128 с.
53. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М., 2010. - 99 с.
54. Ремнева М.Л. История русского литературного языка. - М., 2013. - 400 с.
55. Самсонов Н.Г. Введение в историю русского языка. - Якутск, 2011. - 184 с.
56. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. - Спб., 2012. - 245 с.
57. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте: Из бесед И.И. Срезеневского. - СПб., 2012. - 620 с.
58. Суворова Е.П. Самостоятельная работа по русскому языку в развитии познавательных способностей учащихся. // Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. - Л., 1984. - С. 65-73.
59. Успенский Б.А. История русского литературного языка (Х1-ХУ11 вв.). - М.: Аспект Пресс, 2002. - 559 с.
60. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании, 1856. - 190 с.
61. Шахматов А.А. «Введение в курс истории русского языка», 1916. - 151 с.
II. Интернетресурсы
62. Алексеева А.И Учебно-методический комплекс по модулю «Исторический комментарий к русскому языку» Факультет филологический. [Электронный ресурс]: электронная версия лекционного материала / Алексеева А. И. - URL:http://gigabaza.ru/doc/786-p12.html
63. Савельевна К.В, Курышева М.В. Исторический комментарий как один
из приемов формирования языковой компетентности младших школьников. [Электронный ресурс]: электронная версия статьи / Савельевна К.В, Курышева М.В. - URL: http ://cyberleninka.ru/ article/n/ istoricheskiy-
kommentariy-kak-odin-iz-priemov-formirovaniya-yazykovoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov
64. Перминова Е.Г. Историко-культурологический комментария на уроках русского языка в профильной школе. [Электронный ресурс]: электронная версия статьи / Перминова Е.Г. - URL:http://st.gimnasia-vtk.ru/057.pdf
65. Зайцева О.Н. История языка как структурно-содержательный компонент школьного курса. [Электронный ресурс]: электронная версия автореферата / Зайцева О.Н. - URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-istoriya-yazyka-kak-strukturno-soderzhatelnyy-komponent-shkolnogo-kursa
66. Беляев Д.В. Внеклассная работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]: электронная версия статьи / Беляев Д.В. - URL:http://edu.znate.ru/docs/353/index-440116.html
67. Макарова Е.В. Методика изучения церковнославянского языка как путь
осуществления межпредметных связей в современной школе. [Электронный ресурс]: электронная версия автореферата / Макарова Е.В. - URL:
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-metodika-izucheniya-tserkovnoslavyanskogo-yazyka-kak-put-osuschestvleniya-mezhpredmetnyh-svyazey-v-sovremennoy-shkole
68. Филиппова И.А. Научно исследовательская деятельность школьников [Электронный ресурс]: электронная версия конспекта урока / Филиппова.И.А. URL:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/05/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov
69.Орехова И.В. Научно-исследовательская деятельность школьников. [Электронный ресурс]: электронная версия статьи / Орехова И.В. - URL: http://www.openclass.ru/blogs/73636
70. Колмогоров А.Н. Доклад: «Научно - исследовательская деятельность
учащихся» [Электронный ресурс]: электронная версия доклада /
Колмогоров А.Н. - URL: http://sokolovskaya.86mmc-
megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
Ш.Словари и справочная литература
71. Г.А. Крылов Этимологический словарь русского языка Спб, ООО «Полиграфуслуги», 2005. - 432 с.
72. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка = RussischesetymologischesWorterbuch / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1986-1987. - 671 с.
73. Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург: У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008.
74. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - М., 1950. - 680 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ