Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИМВОЛИКА ОРУЖИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Работа №73072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Оружие в контексте истории материальной культуры Китая и
Японии 9
1.1 История становления оружейного дела в Китае 9
1.2 Эволюция японского оружия 25
Выводы к Главе I 39
Глава II. Оружие в китайских и японских мифо-религиозных комплексах 41
2.1 Предметы вооружения в сюжетах мифологии Китая и Японии 41
2.2 Оружие как часть китайской и японской ритуальной культуры 55
2.3 Предметы вооружения как атрибуты буддийской и даосской
иконографии 70
Выводы к Главе II 77
Глава III. Меч как значимый феномен традиционной культуры Китая и
Японии 81
3.1 Меч как атрибут власти 81
3.2 Меч - символ самурайского сословия 93
Выводы к Главе III 102
Заключение 103
Библиографический список 108


Актуальность темы исследования. Оружие универсально занимает существенное место в культуре народов мира, причем не только в собственно боевом деле, но и в качестве общекультурного феномена: наделение военного искусства и отдельных предметов вооружения особыми символикой и функциями. А особенности восприятия оружия отражают специфику представлений о мире, человеческом обществе и ментальные черты, свойственные данному этнокультурному сообществу. Поэтому изучение оружия в аспекте его семантики является необходимым условием для углубленного понимания региональных культурных традиций. Одновременно такого рода исследования могут способствовать опознанию универсалий и самобытных элементов в тех случаях, когда мы имеем дело с соседними этносами, которые в течение длительного периода времени поддерживают между собой тесные контакты. Примером такого взаимодействия выступают китайская и японская цивилизации. Итак, научная актуальность предлагаемого исследования определяется следующими основными факторами: во-первых, необходимостью включения оружейного дела в сферу культурологических исследований для углубления понимания духовных оснований китайской и японской цивилизаций; во- вторых, для более точного опознания свойственных им универсалий и самобытных для каждой из этих региональных традиций элементов.
Степень изученности проблемы. Китайская и японская оружейные традиции, несмотря на немалое количество оружиеведческих работ, остаются недостаточно изученными, но в разных аспектах. В случае китайского вооружения наибольшее внимание исследователей уделяется либо общему ходу военных действий, устройству армий и военной стратегии [Peers, 1990], или же наоборот - невероятно подробному описанию археологических находок определенной эпохи [Варенов, 1989; Комиссаров, 2010; Кожин, 1969; Горелик, 1993]. Таким образом, изучение китайского оружия преимущественно проходит в русле исторического оружиеведения. Попытки рассмотреть предметы вооружения в мифологическом контексте предпринимали такие авторы, как Э. Вернер [Вернер, 2009] и Чжоу Вэй [Чжоу Вэй, 2006], однако Вернер сосредоточил свое внимание прежде всего на этимологии названий различных видов вооружения, а для Чжоу Вэя мифологический и литературный аспекты оставались сугубо факультативными. Изучение семантической трактовки оружия происходит фрагментарно: так, например, в работе Де Гроота есть глава, посвященная трактовкам оружия в китайских экзорцистских ритуалах [Де Гроот, 2001]; эпизодически семантика меча может рассматриваться в работах по даосизму [Торчинов, 2007; The Encyclopedia of Taoism, 2008] и т.д. Отдельно стоит отметить скудность сведений относительно китайского меча, которому не уделяется достаточного внимания в современном китаеведении и который также нуждается в культурологическом осмыслении. С японским оружием дело обстоит принципиально иначе: подробно изучен комплекс самурайского вооружения, однако более ранние этапы развития оружейного дела представляются недостаточно разработанными, как в материальном, так и в символическом аспектах. Это может быть обусловлено и скудностью материала в сравнении с более поздними эпохами, и отсутствием интереса исследователей к слишком явным культурным заимствованиям. Символика меча часто исследуется в контексте самурайских традиций [Синицын, 2011, 1999; Turnbull, 2010], однако другим видам оружия и их культурологическому анализу не уделяется достаточно внимания. Также культурные заимствования и влияния часто фигурируют в работах только в качестве эпизодических упоминаний и не рассматриваются более подробно.
Таким образом, новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной гуманитарной науке предпринимается попытка культурологического и компаративисткого анализа оружейного дела Китая и Японии.
Объектом исследования в представленной работе выступают предметы вооружения в контексте традиционных культур Китая и Японии.
Предметом исследования является роль оружия в различных сферах культуры и его семантические трактовки.
Основной целью исследования является проведение культуролого- компаративисткого анализа оружейного дела Китая и Японии. Указанная цель предусматривает решение следующих задач:
— выявить базовые для оружейных традиций Китая и Японии предметы вооружения, проследить их генезис и основные этапы развития в рамках древнего и имперского военного искусства;
— определить степень влияния китайской оружейной традиции на японскую культуру;
— проанализировать и сопоставить семантику предметов вооружения в мифологических представлениях Китая и Японии;
— сравнить функции и символику предметов вооружения в ритуальной культуре Китая и Японии;
— определить особенности репрезентации различных видов оружия в буддийской и даосской иконографии;
— выявить и сопоставить предметы оружия, наделяемые функциями государственных регалий в придворной культуре имперских Китая и Японии;
— сопоставить отношение к оружию в воинских сословиях Китая и Японии;
Теоретико-методологическая база исследования обусловлена его целью и задачами, а также спецификой анализируемого материала. Основной метод исследования - сравнительно-исторический, который позволяет выделить специфические черты сложившихся в приведенных региональных культурах представлений, связанных с предметами вооружения, а также выявить факты культурных заимствований. В первой главе представленной работе доминирующими являются диахронический и историко¬генетический методы, базирующиеся на принципе историзма и предполагающие рассмотрение эволюции китайского и японского вооружения с учетом социально-культурного контекста различных эпох в их хронологической последовательности. В рамках второй главы был также применен иконографический метод, суть которого в нашем случае заключается в описании и классификации атрибутов персонажей культового изобразительного искусства и их последующем семантическом анализе. При работе с литературными источниками эпизодически применялся метод анализа документов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс формирования китайской оружейной традиции характеризует постепенность, последовательность, «дозированность» влияний извне, а также наличие фундаментальных воззрений касательно различных видов оружия, которые были заложены в неолитических культурах и единой нитью пронизывают культуру последующих эпох.
В свою очередь, фундамент японской оружейной традиции закладывается прежде всего за счет импортируемых изделий китайского и корейского происхождения, что можно обозначить как искусственную стимуляцию развития. При этом начальные этапы становления не последовательны, бронзовый и железный век оказываются слиты воедино, что также является отражением доминирования континентальных влияний над более ранней местной традицией, сведения о которой крайне скудны. При этом китайское влияние было настолько сильным, что доминирование китайских образцов вооружения продолжается вплоть до эпохи Хэйан, когда тенденция к японизации и стремление к созданию Собственного находят свое выражение в новых видах оружия.
В рамках обеих рассмотренных культурных традиций оружие уже на ранних этапах своего развития подразделялось на боевое и ритуально-церемониальное. К сожалению, с достоверной точностью реконструировать ранние ритуалы на нынешнем этапе развития научного знания не представляется возможным, однако, согласно археологическим данным, в Японии (в частности - на севере Кюсю), в отличие от Китая, ритуально¬церемониальные предметы вооружения не являлись частью погребального инвентаря. Вероятно, на их основе был сформирован специфический культ, существующий отдельно от похоронного ритуала, что может свидетельствовать о большем разнообразии символических трактовок оружия уже на ранних этапах становления японской культуры. Это нашло отражение и в мифологии.
Даже при беглом взгляде на китайские и японские мифологические сюжеты становится очевидным, что в японской мифологии оружие фигурирует гораздо чаще, а его смысловое наполнение очень многообразно. Важнейшая роль отводится мечу и копью, причем с копьем чаще всего связаны более ранние сюжеты, что не противоречит археологическим данным: в эпоху Яёй именно мечи и копья были основными видами ритуально-церемониального оружия. Обозначение меча как цуруги (^ij) также может отсылать нас к периоду Кофун: вероятно, воинский культ, характерный для этого периода, также мог явиться одной из причин оружие центричности японской мифологии.
Вместе с тем справедливым будет заметить, что те сведения о китайской мифологии, которые дошли до нас, крайне обрывочны и противоречивы, и на их основе мы не можем реконструировать полноценную картину мифологических представлений. Также вполне вероятно, что многие китайские мифы, связанные с оружием, были попросту утрачены. Тем не менее, лишь те сюжеты, которые оказались вписаны в культурный контекст более поздних эпох, имели возможность оказать влияние на восприятие предметов вооружения. Такую связь мы можем проследить на примере сюжетов о Стрелке И, в образе которого нашел отражение архаический культ стрельбы из лука. Упомянутый культ впоследствии подвергается секуляризации в рамках конфуцианства (придворные церемонии, часть классического образования), однако благоговейное отношение к стрельбе из лука не исчезает и в имперском Китае.
В то же время в рамках даосизма активной сакрализации подвергается меч. Он выступает прежде всего как магическое оружие против объективированного зла в лице демонов, - такая трактовка является доминирующей и в даосском ритуале и иконографии. Даосизм оказал сильнейшее влияние на формирование ритуальной культуры в среде народных масс. В первую очередь речь идет о процессиях-но, цель которых чаще всего заключалась в уничтожении и изгнании демонов эпидемий. Связь оружия и эпидемий и сама форма таких процессий были впоследствии переняты японцами, хотя доминирующей в сфере экзорцизма оставалась практика чтения буддийских сутр. Однако наиболее заметно влияние даосизма проявляется, как ни странно, на высшем уровне: синтоизм заимствует даосские трактовки зеркала и меча, - регалий японского императора.
Даосизм оказывает влияние и на непосредственно синтоистские ритуалы, однако оно не является определяющим: синтоистская ритуальная культура и трактовки оружия в ней основываются прежде всего на местной культовой традиции, отраженной в мифологических сюжетах. В синтоизме предметы вооружения могут выступать как воплощения божества (синтаи) и как храмовые подношения. В любом случае, связь оружия с высшим сакральным в рамках синтоистской традиции не вызывает сомнений.
Восприятие оружия в буддизме в то же время оказывается более универсализированным. Оружие здесь трактуется метафорически, связывается с защитой Учения, уничтожением невежества и сомнений. Анализ буддийской иконографии не выявил по-настоящему существенных различий в оружейной символике в рамках китайской и японской традиций.
Особое внимание в работе было уделено образу меча в китайской и японской культуре. В среде китайской знати данный вид оружия выступает лишь как парадно-церемониальный атрибут, демонстрирующий высокое положение и богатство его обладателя. Таким образом, в китайской культуре существовали две основных трактовки меча: сугубо светская и сакральная, сформировавшаяся под влиянием даосизма в низовой среде. Подобное разделение наблюдается и в японской культурной традиции, однако сакрализация меча при этом происходит в большей степени не в рамках народных верований, а на государственном уровне. В китайских мифологических сюжетах, впрочем, также можно обнаружить имплицитные связи меча с идеей государственности, однако такие примеры единичны и не находят отражения в государственной символике и атрибутике. Сакрализации меча в среде китайских военных также не происходит, чего нельзя сказать о японских самураях. Впрочем, стоит отметить, что культ меча в самурайской среде достигает своего расцвета в мирную эпоху, когда меч во многом утрачивает свое практическое значение.
Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие положения. Для культуры Китая в большей степени свойственно секулярное восприятие оружия. Это связано прежде всего с распространением конфуцианских идей и внедрением их на государственном уровне, где воинственность (^, У) противопоставляется культуре (Д, Вэнь). В то же время распространяются оппозиционные, «неофициальные» даосские воззрения на оружие как на магические предметы, предназначенные для борьбы с объективированным злом.
В японской культуре доминирует сакральное восприятие оружия. Причем общая тенденция к сакрализации обнаруживается не только на ранних этапах культурного развития, но и проявляется в среде воинского сословия в гораздо более позднюю эпоху. Сложно говорить о точных причинах формирования такого отношения, однако можно сформулировать ряд предположений. Одной из причин формирования культа оружия в эпоху Яёй могло послужить иноземное происхождение бронзовых и железных изделий. Также существует вероятность, что в эпоху Дзёмон на тех территориях уже существовали связанные с деревянным оружием верования, сведения о которых до нас не дошли. Кроме того, очевидно, что сильное влияние на процесс сакрализации оказали даосские идеи, привнесенные переселенцами. Таким образом, японское восприятие оружия в связи с Сакральным, вероятно, стало результатом наложения внешних влияний на местную культурную традицию и последующих их трансформаций.
Подобные процессы очень характерны для японской культуры на протяжении всей ее истории.



1. Алимов И. А. Сад удивительного. Краткая история китайской прозы сяошо I-VI вв. СПб: Петербургское Востоковедение, 2014. - 589 с.
2. Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII века: поэзия, проза». В 2 т. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. - 1407 с.
3. Баженов А.Г. История японского меча. СПб.: Атлант, 2001. - 264 с.
4. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто. / Под ред. И.С. Смирнова. - М.: РГГУ, 2010. - 310 с.
5. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: Древность, Средневековье, Новое время. М.: Восточная литература, 2010. - 596 с.
6. Варенов А.В. Древнекитайский комплекс вооружения эпохи развитой бронзы: Учеб. Пособие / Новосибирск: Новосиб. ун-т, 1989. - 92 с.
8. Вернер Э. Оружие Китая. Развитие традиционного оружия. / Пер. с англ. А.И. Емеца. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - 157 с.
9. Вещь в японской культуре. / Сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. - М.: Восточная литература, 2003. - 262 с.
10. Горелик М.В. Оружие древнего Востока (IV тысячелетие IV в.до н. э.). М.: Восточная литература, 1993. - 352 с.
11. Де Гроот Я. Я. М. Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае. / Пер. с англ. Р.В. Котенко. - СПб.: Евразия, 2001. - 446 с.
12. Деопик Д. В., Лаптев С. В. Культура Лянчжу и проблема археологии северной части прото-Юго-Восточной Азии. М.: Издательство Моск. государственного университета леса, 2005. - 54 с.
13. Дулина А.М. Становление и эволюция культа божества Хатиман в Японии в VIII-XIV вв.: дис. ... канд. истор. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 2013.
14. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 томах. - Т. 1: Философия. М.: Восточная литература, 2006. - 727 с.
15. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 томах. - Т. 2: Мифология. Религия. М.: Восточная литература, 2007. - 869 с.
16. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 томах. - Т. 3: Литература. Язык и письменность. М.: Восточная литература, 2008. - 854 с.
17. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 томах. - Т. 6 (доп.): Искусство. М.: Восточная литература, 2010. - 1031 с.
18. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.: Наука, 1988. - 319 с.
19. История и культура традиционной Японии. / Под ред. А.Н. Мещерякова. - М.: РГГУ, 2008. - 558 с.
20. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. 3-е изд. испр. и доп. - М.: Из-во МГУ, 2004. - 751 с.
21. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том I. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным) / Под ред. ак. А. П. Деревяненко. М.: Наука- Восточная литература, 2014. - 974 с.
22. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. - 995 с.
23. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан: 220-907 гг./ Под ред. И. Ф. Поповой, М. Е. Кравцовой. М.: Восточная литература, 2014. - 995 с .
24. История Японии. Том 1. С древнейших времен до 1868 г. / Отв. ред. А.Е. Жуков. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998 - 659 с.
25. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Предисловие, перевод и комментарий Э. М. Яншиной. М.: «Наука», 1977. - 234 с.
26. Кейдун И. Б. Тоуху: содержание, атрибутика, основные этапы истории (в
контексте изучения содержания конфуцианского трактата «Ли цзи») // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2015. №2
С.113-120.
27. Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. / Пер. с англ. О.И. Миловой - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 286 с.
28. Кодзики - Записи о деяниях древности. Свиток 1. / Пер. с яп., коммент. Е.М. Пинус. - СПб.: Шар, 1993. - 320 с.
29. Кодзики - Записи о деяниях древности: Свитки 2-й и 3-й /Пер., предисл. и коммент. Л. М. Ермаковой, А. Н. Мещерякова. - СПб.: Ш А Р, 1994. - 256 с.
30. Кожин П.М. К вопросу о происхождении иньских колесниц // Культура народов зарубежной Азии и Океании. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 25. Л., 1969. - С. 29-40.
31. Комиссаров С.А., Хачатурян О.А. Мавзолей императора Цинь Шихуанди. Учеб. Пособие / Тр. ГФ НГУ. Сер. V. Новосибирск: 2010. - 216 с.
32. Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М.: Восточная литература, 2010. - 806 с.
33. Кравцова М. Е. «Жизнеописания» - «Ле чжуань» - художественная история или историческая проза? // Петербургское Востоковедение. Вып. 1 (1992). СПб: «Водолей», 1992. - С.113-184.
34. Кравцова М. Е. Истоки и основные этапы формирования института верховной власти и официальной идеологии Китая // Процесс формирования официальной идеологии древнего и имперского Китая / Сост. М. Е. Кравцова. СПб: Наука, 2012. - 591 с. - С. 9-155.
35. Кравцова М. Е. Поэзия вечного просветления: Китайская лирика второй половины 5-начала 6 века. СПб, «Наука», 2001. - 407 с.
36. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. - СПб.: Издательства «Лань», «TPHADA», 2004. - 960 с.
37. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1994. - 542 с.
38. Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М.: Наука, 1978. - 342 с.
39. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. / Пер. с англ. У. Сапциной. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 191 с.
40. Мельников И.А. История меча в контексте военной культуры древнего и имперского Китая: диплом. работа. СПбГУ, Санкт-Петербург, 2009.
41. Мещеряков А. Н., Грачев М. В. История древней Японии. М.: Наталис,
2010. - 544 с.
42. Нихон сёки - Анналы Японии. Пер. и комм. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. В 2 т. СПб.: Гиперион, 1997. - 496 с.
43. Носов К.С. Вооружение самураев. СПб.: Полигон, 2001. - 252 с.
44. Норито. Сэммё. / Пер. со старояп. Л.М. Ермаковой. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. - 299 с.
45. Повесть о доме Тайра. / пер. со старояп. И. Львовой. - М. :
Художественная литература, 1982 . - 703 с.
46. Повесть о смуте годов Хэйдзи. / Пер., вступ. ст. и комм. В. А. Онищенко. Серия: литературные памятники древней Японии. VIII. - СПб.: Гиперион,
2011. - 287 с.
47. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - 480 с.
48. Путь лука: Традиционная стрельба из лука (Англия, Япония, Индия, Китай, Корея). Антология традиционных текстов. / Авт.-сост. И.С. Левашов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 136 с.
49. Самураи: Меч и душа. СПб.: Евразия, 2001. - 352 с.
50. Синицын А.Ю. Оружие и боевое снаряжение японских самураев. Каталог коллекций МАЭ. СПб.: МАЭ РАН, 1999. - 159 с.
51. Синицын А.Ю. Самураи - рыцари страны восходящего солнца. История. Традиции. Оружие. СПб: Паритет, 2011 г. - 352 с.
52. Синто: память культуры и живая вера. М.: АИРО - XXI, 2012. - 236 с.
53. Синто: путь японских богов. В 2 т. СПб.: Гиперион, 2002. Т. 1. Очерки по истории синто. - 704 с.; Т.2. Тексты синто. - 496 с.
54. Спеваковский А. Б. Самураи - военное сословие Японии. М.: Наука, 1981. - 168 с.
55. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 1 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина, под общ. ред. Р.В. Вяткина. Издание 2-е, испр. и доп. М.: Восточная литература, 2001. - 415 с.
56. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 2 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина, под общ. ред. Р.В. Вяткина. Издание 2-е, испр. и доп. М.: Восточная литература, 2003. - 567 с.
57. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 3 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина, под общ. ред. Р.В. Вяткина. М.: Восточная литература, 1984. - 943 с.
58. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 4 / Перевод с китайского, предисловие, комментарий и приложения Р.В. Вяткина. М.: Восточная литература, 1986. - 453 с.
59. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 7 / Перевод с китайского, предисловие Р.В.Вяткина, комментарий Р.В.Вяткина, А.Р.Вяткина. М.: Восточная литература, 1996. - 464 с.
60. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 8 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и A.M. Карапетьянца, комментарий Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина и A.M. Карапетьянца. М.: Восточная литература, 2002. - 510 с.
61. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 9 / Перевод с китайского, комментарий под редакцией А.Р. Вяткина. Вступительная статья А.Р. Вяткина. М.: Восточная литература, 2010. - 623 с.
62. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Главная редакция восточной литературы из-ва «Наука», 1975. - 132 с.
63. Тёрнбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. / Пер. с англ. В.Г. Яковлева. - М.: АСТ: Астрель, 2005. — 260 с.
64. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц ; Ин -т философии РАН. - М.: Вост. лит., 2011. - 1045 с.
65. Хорев В.Н. Японский меч. Десять веков совершенства. Ростов-на-Дону, 2011. - 248 с.
66. Чжан Юкунь. 100 вопросов по ушу. / Пер. с китайского В.П. Куприенко. К.: София, 1996. - 320 с.
67. Ши цзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. А. Штукина, вступ. ст. Н. Федоренко. М.: Художественная литература, 1987. - 351 с.
68. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. / Пер. с кит. и послесл. Б.Л. Рифтина. М.: Наука, 1987. - 527 с.
69. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. - 248 с.
70. Япония и японцы // Дело, № 11. 1871. - С.130-152 [Электронный ресурс] // URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/60000171607 (дата обращения 18.04.2017)
На западноевропейских языках:
71. Doolittle J. Social life of the Chinese: with some account of their religious, governmental, educational, and business customs and opinions. New York: Harper & Brothers, Publishers, 1876. - 490 p.
72. Lorge P. Chinese Martial Arts: From Antiquity to the Twenty-First Century. CUP, 2012. - 281 p.
73. Meir S. The Shaolin Monastery: History, Religion, and the Chinese Martial Arts. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2008. - 281 p.
74. Peers, C. J. Ancient Chinese Armies 1500-200 BC. London : Osprey, 1990.
- 47 p.
75. Picken S.D.B. Historical dictionary of Shinto. Lanham, Toronto, Plymouth: Scarecrow Press, 2011. - 373 p.
76. Rawson J. Steppe Weapons in Ancient China and the Role of Hand-to-hand Combat. // Antiquity. Vol. 90, Issue 350, April 2016. - P. 37-95.
77. Selby S. Chinese Archery. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2000.
- 418 p.
78. The Encyclopedia of Taoism. Edited by Fabrizio Pregadio. 2 vols. New York: Routledge, 2008. - 1551 p.
79. The Great Bronze Age of China. Edited by Fong Wen. New York: Metropolitan Museum of Art. 1980. - 408 p.
80. Turnbull S. Katana: The Samurai Sword. Osprey Publishing, 2010. - 80 p.
На восточных языках:
81. Дунфан Шо чжуань (Жизнеописание Дунфан Шо). [Электронный ресурс] // URL: https://zh.wikisource.org/wiki/4MW/^ 065 (дата обращения 26.02.2017)
82. Татибана Минко. Сайга сёкунин буруи (Разновидности профессий в
цветных картинках) [Электронный ресурс] // URL:
http://dl.ndl. go.jp/info:ndljp/pid/1286830 (дата обращения 16.04.2017)
83. Чжоу Вэй. Чжунго бинци шигао (Материалы по истории оружия в Китае). Пекин, 2006. - 332 с.
84. Чжоу ли (Чжоуские ритуалы). [Электронный ресурс] // URL:
http://ctext.org/rites-of-zhou (дата обращения 28.02.2017)
85. Чжэн Сюань, Цзя Гун-янь. Чжоу ли чжу шу («Чжоу ли» с комментариями и толкованиями). [Электронный ресурс] // URL: https://zh.wikisource.org/wiki/ЖЩЙМШ (дата обращения 28.02.2017)
86. Ши бэнь (Происхождение поколений). [Электронный ресурс] // URL: https://zh.wikisource.org/zh/AA (дата обращения 2.03.2017)
87. Энгисики (Свод обрядов годов Энги) [Электронный ресурс] // URL:
http: //supercluster.cias.kyoto-u. ac.j p/berkeley/j hti/Engi%20shiki.html (дата
обращения 25.02.2017)
Интернет-сайты:
88. Меч Насидзи радэн кинсо-но-кадзари-тати на сайте Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии. URL: http://www.emuseum.jp/detail/100182/001/001 (дата обращения: 08.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ