ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ В ФОРМАТЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 10
1.1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 10
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМАТЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 19
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ ПО МАТЕМАТИКЕ 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ЕГЭ НА ПЯТЬ» В 11
КЛАССЕ 36
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТАТИВА «ЕГЭ НА ПЯТЬ» 36
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ЕГЭ НА ПЯТЬ» 43
2.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ РАЗРАБОТАННОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЕГЭ НА ПЯТЬ» В ПРАКТИКУ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются предметные факультативы как способ подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.
ЕГЭ - централизованно проводимый в РФ экзамен в средних учебных заведениях; является формой проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования.
Совершенствование содержания тестовых материалов ЕГЭ по математике и постоянная модернизация процесса его проведения определены приоритетной государственной задачей, стоящей перед образованием - обеспечение адекватной процедуры диагностики уровня предметных математических знаний современных выпускников школы. И это наряду с тем, что, начиная с 2009 года, результаты экзамена по математике не влияют на итоговую отметку в аттестате учащегося.
Разделяем общее мнение, что среди всех предметов, изучаемых в школе, у математики особая роль. Трудно не согласиться с тем, что данная наука служит эффективным инструментом для познания и изучения окружающего мира. Кроме того, ее специфика находит отражение и в методике преподавания математики как учебной дисциплины, что немаловажно при рассмотрении выбранной темы с точки зрения методической системы обучения предмету.
В обычных классах, в отличие от профильных (с углубленным изучением математики), часы на подготовку к ЕГЭ не предусматриваются УП ОУ. Именно поэтому возникла необходимость поиска дополнительных возможностей организации итогового повторения курса математики перед сдачей ЕГЭ. Поиск этих возможностей привел нас к задаче теоретического обоснования необходимости использования дополнительной работы для подготовки старшеклассников к итоговому экзамену и практической апробации эффективности разработанной нами программы подготовки к ЕГЭ по математике для не профильных классов на предметном факультативе.
Из-за того, что математика носит весьма абстрактный характер, у большинства учащихся возникают трудности с пониманием математического материала, что является, отчасти, основной причиной получения невысокого балла при сдаче ЕГЭ по математике (как базового, так и профильного уровней) (см. рисунок 1).
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена вопросу подготовки школьников старших классов к единому государственному экзамену по математике. Основной проблемой исследований стало наличие противоречий, заключающихся в недостаточной эффективности традиционных форм подготовки и наличии недостаточно крепких знаний у учащихся по предмету.
На основании целей и задач, сформулированных в работе, в ходе исследования были получены следующие выводы:
- Стремление всех субъектов образовательного процесса к повышению получаемого на ЕГЭ балла ведет к трансформации, видоизменению, систематичному расширению и дополнению существующих форм подготовки.
- Первостепенная задача, стоящая перед педагогом, в момент подготовки школьников к успешной сдаче экзамена - формирование обширной системы знаний, умений и навыков, дающей возможность к действию без использования шаблона.
- Государственная итоговая аттестация - это способ сопоставления реальных, имеющихся в арсенале обучающихся, ЗУНов с запланированными. Именно это позволяет определить уровень успешности педагогической деятельности и выявить основные проблемы в преподавании.
- Высокий уровень мотивированности (с образовательной точки зрения) у старшеклассников нередко проявляется через выбор факультативных курсов, т.к. они являются такой формой подготовки, которую учащиеся выбирают из собственных побуждений.
- Разработка и внедрение факультативов в образовательный процесс должна строго сопровождаться объективной оценкой на каждом этапе, а структура занятий должна соответствовать условиям эффективности, предъявляемым учителю, создание которых становится возможным при соблюдении некоторых рекомендаций, сформулированных методистами.
- Реализация факультативного курса ставит перед педагогом ряд задач, разрешение которых будет способствовать его качественному улучшению.
Методическая разработка, представленная в тексте работы, была апробирована в форме педагогического эксперимента, проходящего в рамках педагогической практики, а также в форме научных статей: «Формы подготовки к ЕГЭ по математике», опубликованной в сборнике статей LXXVI международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», и «Технология подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике (профильный уровень) в рамках предметного факультатива», опубликованной в сборнике статей II международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом».
Подводя итог, можно говорить о том, что поставленные в ходе начала исследования цели и задачи были достигнуты в полной мере.
1. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс: профильный уровень / Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Доброва О.Н. Москва: Просвещение, 2018. 143 с.
2. Артюхина Т.В., Безрукова Г.В., Иманова А.В. Основные направления работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. Научный альманах. 2016. №7-1 (21), С. 204-208.
3. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная
дисциплина [Электронный ресурс]: монография / В.А. Байдак. 2-е изд., стереотип. Москва: Флинта, 2011. 264 с. URL:
https://znanium.com/catalog/product/405875 (дата обращения 17.01.2020).
4. Балаян Э.Н. ЕГЭ. Математика. Справочное пособие для подготовки. Профильный уровень. Феникс - Ростов на Дону, 2019. 627с.
5. Беляевская С.Н. Математика в таблицах и схемах. Пособие для подготовки к ЕГЭ Методическая платформа, 2014. 256 с.
6. Высоцкий И.Р., Ященко И.В. ЕГЭ-2019 типовые тестовые задания профильный уровень математика. Москва: Национальное образование. 2019. 245 с.
7. Гайнанова М.Г. Применение современных технологий при подготовке к ЕГЭ по математике // «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика». Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. Редакционная коллегия: Чугунов В.А., Чошанов М.А; Мерлина Н.И. [и др.] / Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань). 2014. С. 115-122.
8. Геометрия. 10-11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. ФП / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев [и др]. Москва: Просвещение, 2019. 287 с.
9. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы 2-Е издание (электронное). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. 456 с.
10. Клово А.Г. Математика. Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Ростов на Дону. 2015. 272 с.
11. Коннова Е.Г., Дремов В.А., Дерезин С.В. Математика. ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием. Легион - Ростов на Дону. 2018. 128с.
12. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р г. Москва. 2013. 9 с.
13. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. Москва: Наука. 1977. 112 с.
14. Ларин А.А. Математика. Репетитор. URL: http://alexlarin.net (дата обращения 17.01.2020).
15. Малкова А.Г. Математика. Задания высокой и повышенной сложности. Феникс - Ростов на Дону. 2019. 224 с.
16. Маркушевич Л. И. Об очередных задачах преподавания математики в школе. На путях обновления школьного курса математики. Москва: Просвещение. 1978. С. 29-48.
17. Математика. Учебное пособие для подготовки к централизованному тестированию / Л.А. Величко, С.И. Дорошенко, Т.И. Карнаухова, О.И. Полякова Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. 194 с.
18. Мирошин В.В., Рязановский А.Р. ЕГЭ-2018. Математика. Решение задач. Сдаем без проблем! Москва: Эксмо, 2017. 496 с.
19. Овсянникова Т.А. Методика подготовки к ЕГЭ по математике. ПГТ Смирных, 2015. 19 с.
20. Открытый банк заданий ЕГЭ. URL: http: //www. fipi.ru/content/otkrytyy- bank-zadaniy-ege (дата обращения 12.01.2020).
21. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. URL: https: //math-ege.sdamgia.ru/?redir= 1 (дата обращения 10.01.2020).
22. Сандлер А.И. Вопросы преподавания математики в школе. Классные и факультативные занятия. Куйбышев: КГПИ 1971. - 154с.
23. Стюарт Я. Концепции современной математики. Минск: «Вышэйшая школа». 1980, 385 с.
24. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс (базовый и профильный уровни). Москва: Просвещение, 2010. 64 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом
Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413. - Режим доступа:
http: //www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm (дата обращения 12.01.2020).
26. Шадрин В.А. Технология подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике (профильный уровень) в рамках предметного факультатива // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом ("Problems and prospects of technological education in Russia and abroad"): сборник материалов Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г.) / отв. ред. Л.В. Козуб. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2020. С. 180-182.
27. Шадрин В.А. Формы подготовки к ЕГЭ по математике // «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». Сборник статей по материалам LXXVI международной научно-практической конференции / ООО «Интернаука» Москва: 2018. С. 139-143.
28. Яндекс.Репетитор - URL: https://yandex.ru/tutor/ (дата обращения 11.01.2020).
29. Ященко И.В, Шестаков С.А, Захаров П.И. Подготовка к ЕГЭ по математике. Москва: МЦНМО. 2012. 177 с.
30. Ященко И.В. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. «Национальное образование». Москва: 2018. 256 с.