ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКУМЕНИЗМА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 12
1.1. Понятие «экуменизм». Предпосылки возникновения экуменизма 12
1.2 Начальный период экуменического движения 19
1.3. Г енеральные ассамблеи Всемирного Совета Церквей 27
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЭКУМЕНИЗМА С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ 36
2.1. Кризис Всемирного Совета Церквей 36
2.2. Влияние РПЦ на разрешениекризиса 43
2.3. Современноесостояние экуменизма 48
ГЛАВА111.ОЦЕНКА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ 54
3.1. Объединение всех религий как конечная цель экуменической идеи 54
3.2. Святоотеческое понимание экуменизма 59
3.3. Современные экуменические тенденции как часть процесса
глобализации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 12
1.1. Понятие «экуменизм». Предпосылки возникновения экуменизма 12
1.2 Начальный период экуменического движения 19
1.3. Г енеральные ассамблеи Всемирного Совета Церквей 27
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЭКУМЕНИЗМА С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ 36
2.1. Кризис Всемирного Совета Церквей 36
2.2. Влияние РПЦ на разрешениекризиса 43
2.3. Современноесостояние экуменизма 48
ГЛАВА111.ОЦЕНКА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ 54
3.1. Объединение всех религий как конечная цель экуменической идеи 54
3.2. Святоотеческое понимание экуменизма 59
3.3. Современные экуменические тенденции как часть процесса
глобализации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное идеологическое и духовное состояние современного российского общества характеризуется некоторыми проблемами, связанными с экуменической направленностью религиозных организаций. Как пишет Серафим Роуз, наш век - век «духовного шатания» , когда происходит перемена нравственных ценностей, трансформация человеческих качеств, умножается вседозволенность, что говорит о разрыве с христианской традицией. В условиях духовного кризиса, потери основных культурных ценностей, активной деятельности миссионеров различных религиозных обществ в России вопрос определения роли экуменического движения в геополитике и межконфессиональных и межрелигиозных отношениях стал снова актуальным. Богословские диалоги, которые ведутся в рамках экуменического движения, могут изменить некоторые положения, существующие в христианском богословии.
Актуальность исследования определяется также тем, что Русская Православная Церковь сегодня занимает высокое положение в Экуменическом движении. Это определяет не только развитие самого движения, но и влияет на внутреннее состояние русского православного общества, создавая в нем конфликтные ситуации и поле для полемики по теме допустимости участия Церкви в экуменическом движении.
В настоящее время проблема экуменизма вызывает интерес и широко обсуждается в средствах массовой информации. Отношение к экуменическому движению стало одним из самых противоречивых вопросов современного христианства. Исследование и анализ экуменических диалогов, культурных, философских и мировоззренческих сторон экуменизма в современном глобальном пространстве культур является актуальным в сфере религиоведческих исследований. В своем развитии экуменизм видоизменился, трансформировался, и в современном мире решает другие задачи. Интересен факт несоответствия между основными принципами, провозглашаемыми экуменистами на съездах Всемирного совета церквей (ВСЦ), и их фактическими действиями.Актуальным является анализ экуменизма как одного из способов формирования идеологического аппарата, предназначенного для контроля всех сфер жизнедеятельности человека и для управления его сознанием. Выявление особенностей современного экуменического движения, его роль в геополитике, этнических взаимоотношениях и глобализационных процессах представляют значительный интерес.Все это позволяет считать тему исследования актуальной и в философском, и в теологическом планах.
Степень разработанности проблемы. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы богословских , философских и исторических источников. К настоящему времени в богословской и философской литературе накоплен богатый материал по вопросам экуменизма. Проблемы отношения Русской Православной Церкви к экуменизму, её места, статуса во Всемирном Совете Церквей и степени влияния на экуменическое движение постоянно обсуждаются в теологической и религиоведческой литературе.
В данной работе автор опирался на труды таких мыслителей, философов и богословов XIX века - первой половины ХХ века, как Бердяев Н.А., который считал, что идеи экуменизма утопичны, а его цели недостижимы, и Лосский Н.О.,который положительно оценивает экуменизм.
В процессе изучения экуменического феномена использовались работы таких философов и религиоведов второй половины ХХ - начала XXI веков, как Лосский В.Н., Франк С.Л.,Борунков Ю.Ф., Огудипа Г.Н., МчедловМ.П., которые считают, что экуменизм, так или иначе, формирует глобальную этику, его целью является не для всех приемлемое межконфессиональное сближение, единение для служения человечеству. Флоренский П.А..в своих работах одним из первых призывал к экуменическому, к подлинно христианскому, по его мнению, изучению опыта других традиций для осознания пороков своего церковного тела, своих внутрицерковных проблем.
Необходимо указать на работу Степановой Е.А. «Проблема
толерантности в межконфессиональных отношениях», в которой она дает подробный анализ «Хартии экуменизма», принятой в 2001 г., различных исторических и теологических аспектов Экуменического движения, участия в нем РПЦ и других православных церквей, проблем межконфессиональных отношений и диалога между различными конфессиями.
Принципы анализа экуменической идеи рассмотрены в трудах Лебедева А.П., Филимонова В.П., Цыпина В.А., Чумаченко Т.А., Архимандрита Лазаря (Абашидзе), Архиепископа Владимира (Сабодана), Василенко Л.И., протодиакона Андрея Кураева, протоиерея Флоровского Г., Карева А., Сомова К., Соловьевой Т., доктора Марко С.Марковича, епископа Феофана, Якубовской И.В., Ратниковой В.В.,Бачинина В., митрополита Серафима (Ментзелопулоса).
Проблемы экуменизма, причины кризиса ВСЦ и пути выхода из кризиса рассматривают Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Г.И. Разумовский, протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Максим Козлов. Прп. Иустин (Попович), всецело опираясь на труды Святых Отцов, опровергает утверждения экуменизма о равенстве и единении религий. Серафим Роуз в своих работах называет экуменизм ересью ХХ века.
Проблемы отношения Русской Православной Церкви к экуменизму рассматривали: священник Олег Стеняев, Горичева Т., ОсиповА.И.,
иеромонах Савва (Янич), Юрий Шпилькин, протоиерей Владимир Федоров, священник Валентин Васечко, Шапошников Л.Е., Михаил Кригер, инок Всеволод, Артеев М.В., Архимандриты Серафим и Сергий, Мельников Д., Чернышев В.М.Иоанн Мейендорф видит в экуменизме положительные аспекты.
Следует упомянуть статьи, отражающие отрицательную позицию определенной части православных в отношении Экуменического движения. Например,статьи протоиерея Ростислава Гана, сочинения протоиерея Митрофана (Зноско-Боровского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), убиенного иерея Даниила Сысоева. К этой группе относятся также труды св. отцов Киприана Карфагенского и Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина, св. Феодора Студита, св. Иосифа Волоцкого, св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, св. Игнатия Богоносца, прав. Иоанна Кронштадтского, св. Феодосия Печерского, свт. Григория Богослова, прп. Амвросия Оптинского, прп. Игнатия Брянчанинова, сщмч. Илариона Троицкого и других отцов, посвященные вопросам понимания ереси, а также понимания Церкви и ее границ.
Кафедра Истории Церкви МДА в своих статьях рассматривает историю экуменического движения. Представляют интерес статьи, предоставленные на православных сайтах «Апологет» и «Татьянин день taday.ru». В этих статьях рассматривается история становления, социально-политические аспекты экуменизма, его взаимоотношения с РПЦ, РКЦ, отдельными протестантскими конфессиями, выдвинуты некоторые принципиальные положения, которые учитывались автором настоящего исследования.
Обзор и анализ современного состояния экуменической проблематики представлен в Деяниях Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии РПЦ 8-18 июля 1948 года; в Приложении к Определению Собора «Об основных принципах отношения к инославию», в Резолюции «Экуменическое движение и Православная церковь», а так же в материалах Движения Объединения.
Исторический путь экуменизма рассматривается в Вестнике Русского западно-европейского патриаршего экзархата, в Документах и материалах 1902-1998г., в материалах сайта «Братство Ревнителей Православия во имя святителя Тихона, Патриарха и Исповедника Всероссийского».
В обобщающих трудах по истории РПЦ таких авторов, как, например, прот. Владислав (Цыпин), о. Бронислав (Чаплицкий), Поспеловский Д.В., ЛивцовВ. А., вопросы экуменизма затрагиваются в общем плане.
Среди ученых, изучающих глобализационные процессы в социокультурной сфере общества, глобализацию культуры, основные ее понятия и специфику, проблемы, связанные с глобализацией духовной сферы, следует выделить Чумакова А.Н., Толстых В.И., Аствацатурова А.Е., Панарина А.С.Иеромонах Авель Семенов в своих работах проводит связь между глобализационными процессами и Экуменическим движением. Существуют так же научные труды таких зарубежных авторов, как, например, Тиле К., Джордж Вейгел.
В выше перечисленной литературе содержится обширный фактический материал, необходимый для анализа современного состояния экуменизма и взаимоотношений Русской Православной Церкви и экуменических деноминаций. Однако на сегодняшний день наблюдается недостаток философских работ, посвященных проблемам взаимодействия традиционных религий и экуменического движения в России.Таким образом, проблема анализа современного состояния экуменизма и отношения Русской Православной Церкви к экуменизму окончательно ещё не сформулирована. Предполагается, что в ходе дальнейших более детальных исследований будет выработана более или менее значимая точка зрения на данную проблему и появятся обобщающие размышления.
При написании работы автор опирался на святоотеческие труды, разнообразные собрания материалов и документов различных экуменических комиссий и Всемирного Совета Церквей, отражающие философию и историю экуменизма и Экуменического движения, а также на издание документов и материалов, осуществленное Отделом внешних церковных связей РПЦ. Были использованы различные Интернет-ресурсы, содержащие статьи по данной теме.
Объектом исследования является экуменическое движение на рубеже веков в современном глобализационном обществе, рассматриваемый как комплексный социально-религиозный феномен.
Предмет исследования-процесс становления экуменизма с исторической и философской точки зрения, анализ современного состояния экуменизма, предпосылки и проявления участия РПЦ в экуменическом движении, а также антиэкуменические настроения в русском Православии.
Цель исследования - рассмотреть специфику Православной позиции в отношении экуменического движения, проанализировать особенности и основные проявления антиэкуменизма в рамках РПЦ.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие основные задачи:
1) раскрытие понятия «экуменизм» в современном теологическом звучании, его смыслового значения, рассмотрение экуменизма как религиозной и политической проблемы; обзор предпосылок экуменизма и создания Генеральных Ассамблей Всемирного Совета Церквей;
2) анализ кризисного состояния экуменизма, влияния РПЦ на
разрешение кризиса, обзор современного состояния экуменизма;
3) анализ идей экуменизма, его идеологических основ с точки зрения современного православного богословия и православной святоотеческой традиции, рассмотрение экуменических тенденций как части современного процесса глобализации.
Методологической основой работы являются принцип единства теоретико-методологического и историко-философского исследования; метод понятийно-терминологического анализа.Также основу методологии в работе составляют общефилософские принципы и методы исследования: принцип всесторонности, историзма, системности. К методам, используемым в исследовании, относятся анализ, синтез, сравнительный метод. С помощью типологического анализа в работе выявлены особенности появления и развития экуменических и антиэкуменических настроений в современном Православии.В диссертации использованы отдельные методологические идеи таких русских философов и богословов, как Шмеман А., Флоренский П.А., Мейендорф И., Кураев А., Федоров В. При том, что автор не всегда согласен с позициями этих исследователей по проблемам экуменизма, следует сказать, что без учета их мнений и оценок исследование во многом было бы необъективным.
Теоретическая база исследования. При разработке теоретических основ исследования автор опирался на концепции русских мыслителей, которые дали возможность проанализировать участие РПЦ в экуменическом движении (П. Флоренского, Н. Бердяева и др.), а также богословов (И.Мейендорфа, иерея Олега Стеняева и др.), деятелей РПЦ (митрополитов Иоанна (Снычева), Илариона Алфеева и др.).
В исследовании использовались документы РПЦ, выступления и обращения Патриарха Кирилла. Использованы материалы церковных изданий, проанализированы современные философские, социологические, исторические и богословские работы, затрагивающие проблему анализа современного состояния экуменизма с точки зрения православной теологии . Междисциплинарный характер исследования определил необходимость привлечения широкой базы источников, включая специальные теологические и богословские работы и публикации в периодической печати, религиозную публицистику, официальные документы РПЦ и ВСЦ. Используются дореволюционные издания.Таким образом, теоретическую основу исследования составили: научное наследие философов, богословов, классиков религиоведения, историков, политиков, а также на труды ведущих отечественных ученых по проблемам экуменизма.
Научная новизна исследования. Данное исследование носит в основном поисковый характер, особое внимание уделяется тем проблемам, которые не находили достаточного освещения в теологической и религиоведческой литературе. В исследовании дан систематический анализ экуменической идеи, дано новое его понимание в современном православном мире с учетом исторического, политического и религиозного смысла этого понятия; выявлена специфика отношений представителей экуменического движения и Русской Православной Церкви. Выявлены внутренние противоречия современного экуменизма. Сделана попытка на основе анализа деятельности экуменических движений установить роль современного экуменизма как идеологического инструмента процесса глобализации религиозного мирового сообщества.
Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные в данной работе результаты можно использовать в философско- теологических исследованиях. Основные теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по истории Русской Православной Церкви, потеологии и религиоведению, при разработке лекций по философии, по проблемам религиозной толерантности и интолерантности, при подготовке курсов дисциплин «Современные проблемы теологии», «История и методология теологии». Материалы исследования могут быть использованы представителями органов государственной власти в процессе развития отношений с религиозными и общественными организациями, а также при формировании политики национальной безопасности страны.
Попытка объединить социологические, политологические,
психологические философские, религиоведческие, культурологические и богословские методы анализа феномена экуменической активности представляет собой инновационный подход к проблеме экуменизма.
Актуальность исследования определяется также тем, что Русская Православная Церковь сегодня занимает высокое положение в Экуменическом движении. Это определяет не только развитие самого движения, но и влияет на внутреннее состояние русского православного общества, создавая в нем конфликтные ситуации и поле для полемики по теме допустимости участия Церкви в экуменическом движении.
В настоящее время проблема экуменизма вызывает интерес и широко обсуждается в средствах массовой информации. Отношение к экуменическому движению стало одним из самых противоречивых вопросов современного христианства. Исследование и анализ экуменических диалогов, культурных, философских и мировоззренческих сторон экуменизма в современном глобальном пространстве культур является актуальным в сфере религиоведческих исследований. В своем развитии экуменизм видоизменился, трансформировался, и в современном мире решает другие задачи. Интересен факт несоответствия между основными принципами, провозглашаемыми экуменистами на съездах Всемирного совета церквей (ВСЦ), и их фактическими действиями.Актуальным является анализ экуменизма как одного из способов формирования идеологического аппарата, предназначенного для контроля всех сфер жизнедеятельности человека и для управления его сознанием. Выявление особенностей современного экуменического движения, его роль в геополитике, этнических взаимоотношениях и глобализационных процессах представляют значительный интерес.Все это позволяет считать тему исследования актуальной и в философском, и в теологическом планах.
Степень разработанности проблемы. Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы богословских , философских и исторических источников. К настоящему времени в богословской и философской литературе накоплен богатый материал по вопросам экуменизма. Проблемы отношения Русской Православной Церкви к экуменизму, её места, статуса во Всемирном Совете Церквей и степени влияния на экуменическое движение постоянно обсуждаются в теологической и религиоведческой литературе.
В данной работе автор опирался на труды таких мыслителей, философов и богословов XIX века - первой половины ХХ века, как Бердяев Н.А., который считал, что идеи экуменизма утопичны, а его цели недостижимы, и Лосский Н.О.,который положительно оценивает экуменизм.
В процессе изучения экуменического феномена использовались работы таких философов и религиоведов второй половины ХХ - начала XXI веков, как Лосский В.Н., Франк С.Л.,Борунков Ю.Ф., Огудипа Г.Н., МчедловМ.П., которые считают, что экуменизм, так или иначе, формирует глобальную этику, его целью является не для всех приемлемое межконфессиональное сближение, единение для служения человечеству. Флоренский П.А..в своих работах одним из первых призывал к экуменическому, к подлинно христианскому, по его мнению, изучению опыта других традиций для осознания пороков своего церковного тела, своих внутрицерковных проблем.
Необходимо указать на работу Степановой Е.А. «Проблема
толерантности в межконфессиональных отношениях», в которой она дает подробный анализ «Хартии экуменизма», принятой в 2001 г., различных исторических и теологических аспектов Экуменического движения, участия в нем РПЦ и других православных церквей, проблем межконфессиональных отношений и диалога между различными конфессиями.
Принципы анализа экуменической идеи рассмотрены в трудах Лебедева А.П., Филимонова В.П., Цыпина В.А., Чумаченко Т.А., Архимандрита Лазаря (Абашидзе), Архиепископа Владимира (Сабодана), Василенко Л.И., протодиакона Андрея Кураева, протоиерея Флоровского Г., Карева А., Сомова К., Соловьевой Т., доктора Марко С.Марковича, епископа Феофана, Якубовской И.В., Ратниковой В.В.,Бачинина В., митрополита Серафима (Ментзелопулоса).
Проблемы экуменизма, причины кризиса ВСЦ и пути выхода из кризиса рассматривают Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Г.И. Разумовский, протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Максим Козлов. Прп. Иустин (Попович), всецело опираясь на труды Святых Отцов, опровергает утверждения экуменизма о равенстве и единении религий. Серафим Роуз в своих работах называет экуменизм ересью ХХ века.
Проблемы отношения Русской Православной Церкви к экуменизму рассматривали: священник Олег Стеняев, Горичева Т., ОсиповА.И.,
иеромонах Савва (Янич), Юрий Шпилькин, протоиерей Владимир Федоров, священник Валентин Васечко, Шапошников Л.Е., Михаил Кригер, инок Всеволод, Артеев М.В., Архимандриты Серафим и Сергий, Мельников Д., Чернышев В.М.Иоанн Мейендорф видит в экуменизме положительные аспекты.
Следует упомянуть статьи, отражающие отрицательную позицию определенной части православных в отношении Экуменического движения. Например,статьи протоиерея Ростислава Гана, сочинения протоиерея Митрофана (Зноско-Боровского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), убиенного иерея Даниила Сысоева. К этой группе относятся также труды св. отцов Киприана Карфагенского и Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина, св. Феодора Студита, св. Иосифа Волоцкого, св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, св. Игнатия Богоносца, прав. Иоанна Кронштадтского, св. Феодосия Печерского, свт. Григория Богослова, прп. Амвросия Оптинского, прп. Игнатия Брянчанинова, сщмч. Илариона Троицкого и других отцов, посвященные вопросам понимания ереси, а также понимания Церкви и ее границ.
Кафедра Истории Церкви МДА в своих статьях рассматривает историю экуменического движения. Представляют интерес статьи, предоставленные на православных сайтах «Апологет» и «Татьянин день taday.ru». В этих статьях рассматривается история становления, социально-политические аспекты экуменизма, его взаимоотношения с РПЦ, РКЦ, отдельными протестантскими конфессиями, выдвинуты некоторые принципиальные положения, которые учитывались автором настоящего исследования.
Обзор и анализ современного состояния экуменической проблематики представлен в Деяниях Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии РПЦ 8-18 июля 1948 года; в Приложении к Определению Собора «Об основных принципах отношения к инославию», в Резолюции «Экуменическое движение и Православная церковь», а так же в материалах Движения Объединения.
Исторический путь экуменизма рассматривается в Вестнике Русского западно-европейского патриаршего экзархата, в Документах и материалах 1902-1998г., в материалах сайта «Братство Ревнителей Православия во имя святителя Тихона, Патриарха и Исповедника Всероссийского».
В обобщающих трудах по истории РПЦ таких авторов, как, например, прот. Владислав (Цыпин), о. Бронислав (Чаплицкий), Поспеловский Д.В., ЛивцовВ. А., вопросы экуменизма затрагиваются в общем плане.
Среди ученых, изучающих глобализационные процессы в социокультурной сфере общества, глобализацию культуры, основные ее понятия и специфику, проблемы, связанные с глобализацией духовной сферы, следует выделить Чумакова А.Н., Толстых В.И., Аствацатурова А.Е., Панарина А.С.Иеромонах Авель Семенов в своих работах проводит связь между глобализационными процессами и Экуменическим движением. Существуют так же научные труды таких зарубежных авторов, как, например, Тиле К., Джордж Вейгел.
В выше перечисленной литературе содержится обширный фактический материал, необходимый для анализа современного состояния экуменизма и взаимоотношений Русской Православной Церкви и экуменических деноминаций. Однако на сегодняшний день наблюдается недостаток философских работ, посвященных проблемам взаимодействия традиционных религий и экуменического движения в России.Таким образом, проблема анализа современного состояния экуменизма и отношения Русской Православной Церкви к экуменизму окончательно ещё не сформулирована. Предполагается, что в ходе дальнейших более детальных исследований будет выработана более или менее значимая точка зрения на данную проблему и появятся обобщающие размышления.
При написании работы автор опирался на святоотеческие труды, разнообразные собрания материалов и документов различных экуменических комиссий и Всемирного Совета Церквей, отражающие философию и историю экуменизма и Экуменического движения, а также на издание документов и материалов, осуществленное Отделом внешних церковных связей РПЦ. Были использованы различные Интернет-ресурсы, содержащие статьи по данной теме.
Объектом исследования является экуменическое движение на рубеже веков в современном глобализационном обществе, рассматриваемый как комплексный социально-религиозный феномен.
Предмет исследования-процесс становления экуменизма с исторической и философской точки зрения, анализ современного состояния экуменизма, предпосылки и проявления участия РПЦ в экуменическом движении, а также антиэкуменические настроения в русском Православии.
Цель исследования - рассмотреть специфику Православной позиции в отношении экуменического движения, проанализировать особенности и основные проявления антиэкуменизма в рамках РПЦ.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие основные задачи:
1) раскрытие понятия «экуменизм» в современном теологическом звучании, его смыслового значения, рассмотрение экуменизма как религиозной и политической проблемы; обзор предпосылок экуменизма и создания Генеральных Ассамблей Всемирного Совета Церквей;
2) анализ кризисного состояния экуменизма, влияния РПЦ на
разрешение кризиса, обзор современного состояния экуменизма;
3) анализ идей экуменизма, его идеологических основ с точки зрения современного православного богословия и православной святоотеческой традиции, рассмотрение экуменических тенденций как части современного процесса глобализации.
Методологической основой работы являются принцип единства теоретико-методологического и историко-философского исследования; метод понятийно-терминологического анализа.Также основу методологии в работе составляют общефилософские принципы и методы исследования: принцип всесторонности, историзма, системности. К методам, используемым в исследовании, относятся анализ, синтез, сравнительный метод. С помощью типологического анализа в работе выявлены особенности появления и развития экуменических и антиэкуменических настроений в современном Православии.В диссертации использованы отдельные методологические идеи таких русских философов и богословов, как Шмеман А., Флоренский П.А., Мейендорф И., Кураев А., Федоров В. При том, что автор не всегда согласен с позициями этих исследователей по проблемам экуменизма, следует сказать, что без учета их мнений и оценок исследование во многом было бы необъективным.
Теоретическая база исследования. При разработке теоретических основ исследования автор опирался на концепции русских мыслителей, которые дали возможность проанализировать участие РПЦ в экуменическом движении (П. Флоренского, Н. Бердяева и др.), а также богословов (И.Мейендорфа, иерея Олега Стеняева и др.), деятелей РПЦ (митрополитов Иоанна (Снычева), Илариона Алфеева и др.).
В исследовании использовались документы РПЦ, выступления и обращения Патриарха Кирилла. Использованы материалы церковных изданий, проанализированы современные философские, социологические, исторические и богословские работы, затрагивающие проблему анализа современного состояния экуменизма с точки зрения православной теологии . Междисциплинарный характер исследования определил необходимость привлечения широкой базы источников, включая специальные теологические и богословские работы и публикации в периодической печати, религиозную публицистику, официальные документы РПЦ и ВСЦ. Используются дореволюционные издания.Таким образом, теоретическую основу исследования составили: научное наследие философов, богословов, классиков религиоведения, историков, политиков, а также на труды ведущих отечественных ученых по проблемам экуменизма.
Научная новизна исследования. Данное исследование носит в основном поисковый характер, особое внимание уделяется тем проблемам, которые не находили достаточного освещения в теологической и религиоведческой литературе. В исследовании дан систематический анализ экуменической идеи, дано новое его понимание в современном православном мире с учетом исторического, политического и религиозного смысла этого понятия; выявлена специфика отношений представителей экуменического движения и Русской Православной Церкви. Выявлены внутренние противоречия современного экуменизма. Сделана попытка на основе анализа деятельности экуменических движений установить роль современного экуменизма как идеологического инструмента процесса глобализации религиозного мирового сообщества.
Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные в данной работе результаты можно использовать в философско- теологических исследованиях. Основные теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по истории Русской Православной Церкви, потеологии и религиоведению, при разработке лекций по философии, по проблемам религиозной толерантности и интолерантности, при подготовке курсов дисциплин «Современные проблемы теологии», «История и методология теологии». Материалы исследования могут быть использованы представителями органов государственной власти в процессе развития отношений с религиозными и общественными организациями, а также при формировании политики национальной безопасности страны.
Попытка объединить социологические, политологические,
психологические философские, религиоведческие, культурологические и богословские методы анализа феномена экуменической активности представляет собой инновационный подход к проблеме экуменизма.
Первая глава «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»посвящена раскрытию понятия «экуменизма» и изучению предпосылок его возникновения. Исследуется начальный период экуменического движения и работа Генеральных ассамблей Всемирного Совета Церквей.
На основании проведенного исследования можно сказать, что изначально экуменизм представал как сотрудничество христианских конфессий для проповеди и укрепления Евангелия и борьбы с язычеством. В настоящее время экуменизм понимается:
1) как общение христианских конфессий, преодоление в диалоге определенных негативных представлений друг о друге;диалог между Православной Церковью и иными христианскими организациями по расширению согласованности взаимных действий в мире без изменения догматов;
2) как либеральное течение, направленное на объединение различных
конфессиональных направлений в рамках одной церкви, что неприемлемо для Православия, так как отрицается уже существующая,
апостольская Церковь;
3) как учение об объединении всех религий в одной новой религии (синкретизм).
Экуменизм утверждает, что все разделенные христианские общины есть лишь части единой невидимой Церкви, а все религии - части одной Божественной сущности.
Возникновение экуменического движения связывают со стремлением к единству в разделенном христианском сообществе, к преодолению деноминационализма.К предпосылкам возникновения экуменизма относят факт разделения в течение многих веков Восточной и Западной Церквей, а также уверенность в том, что многообразие христианских церквей оправдано и не может быть препятствием единству Церкви.
Идея создания «вселенской церкви» была разработана еще в начале XVIII века не без участия масонства. Современное экуменическое движение возникло в недрах протестантизма на рубеже XIX-XX вв., окончательно организационно оформилось на первой Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948г.), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) - орган, который координирует и направляет деятельность участвующих в экуменическом движении организаций.Генеральные ассамблеи ВСЦ
собираются один раз в шесть - семь лет.В задачи ассамблей входит определение дальнейшей политики ВСЦ и контроль реализации утвержденных программ.
На данный момент было десять Генеральных Ассамблей ВСЦ. Целью общения участников Совета является призыв «к видимому единству и участию в единой Евхаристии», единство в многообразии, некий межрелигиозный синкретизм, достижение видимого всехристианского единства, а среди приоритетных тем ВСЦ - права человека и их защита. При этом все трудноскрываемые различия и разделения считаются досадным порождением фанатизма, духовной слепоты, их предлагается не замечать и преодолевать любым способом.И если в вопросах угнетения, социальной несправедливости и бедности наблюдается полное согласие участников ВСЦ, то в отношении вопросов, связанных с сексуальной жизнью человека, с абортами, отмечаются серьезные противоречия.
На развитие экуменического движения повлиял ряд таких социально-политических причин, как растущая секуляризация общества, обмирщение, развитие материалистических и атеистических теорий.
Таким образом, в задачи экуменического движения входит не возврат отпавших «церквей» к лоно Матери Церкви,а объединение всех христианских исповеданий в совершенно новую, экуменическую церковь.
Во второй главе «ПРОБЛЕМЫ ЭКУМЕНИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ» автор анализирует кризисное состояние Всемирного Совета Церквей, его причины, а также влияние РПЦ на разрешение кризиса. Анализируется современное состояние экуменизма.
На основании проведенного исследования можно сказать, что с конца 90-х годов ХХ века в истории Всемирного Совета Церквей начался кризисный период. Кризис вызван, прежде всего, либерализацией вероучения и нравственной стороны, которая набирала обороты во многих протестантских церквах и начала влиять на тематику ВСЦ, а также финансовым кризисом и потерей смысловых координат.
Одной из причин кризиса ВСЦ является тенденция к принятию в Совет все новых и новых межхристианских, межрелигиозных, а также общественных движений и групп с их специфическими программами, так как это может спровоцировать отклонение ВСЦ от его основного призвания - быть Советом Церквей - и превратить его в параллельную с ООН международную христианскую организацию.
Русскую Православную Церковь экуменический вопрос разделил на две стороны и спровоцировал появление антиэкуменического
движения.Либеральные представители РПЦ видят в участии нашей Церкви в Экуменической движении возможность модернизации церковной жизни. Другая же, консервативная часть клириков и мирян РПЦ, выступает против всякого сотрудничества с экуменическими организациями.Их настораживает то, что экуменическое понимание высших целей Христовой Церкви противоречит учению Православной Церкви, а само Экуменическое движение связано с не церковными, политическими, масонскими международными движениями.
В настоящее время задача нашей Православной Церкви в отношении инославных состоит в раскрытии им Православной веры и той истины, что только наша Восточная Православная Церковь, сохранившая невредимым залог Христов, есть Церковь Вселенская. И восстановление церковного единства должно мыслиться как воссоединение инославных со всей полнотой Православной Церкви, их возвращение в лоно Матери-Церкви.
Несмотря на все усилия с православной стороны, с большинством участников ВСЦ не было достигнуто согласие. Наоборот, появились еще большие препятствия на пути взаимопонимания, например, женское священство, рукоположение извращенцев и оправдание гомосексуализма, отношение к абортам, инклюзивный язык Библии и тому подобное. Православная Церковь открыто заявляет о несогласии с такими проявлениями либерализации, как «теория ветвей», в соответствии с которой утверждается нормальность существования христианства в виде отдельных «ветвей», одинаково обладающих благодатью и истиной. Недопустимо совершение «экуменических богослужений» совместно с теми участниками ВСЦ, с которыми у православных нет евхаристического общения,недопустимы компромиссы по богословским, экклезиологическим и нравственным вопросам. Православные не согласны с богословским синкретизмом, когда размываются основы вероучения, под сомнение ставятся основные постулаты православной веры.
Таким образом, можно сказать, что на данный момент опыт православного свидетельства в инославном окружении оказался малоуспешным, что является поводом к тому, чтобы задуматься об альтернативных путях свидетельства православия инославному миру.
Современный Экуменический процесс протекает болезненно,
преодолевая препятствия в виде подозрительности, соперничества, исторически сложившихся противоречий между христианскими течениями. Основной задачей Экуменического движения сегодня является способствование всехристианскому единству без учета догматических различий, сопутствующими задачами являются вопросы социальной справедливости, борьбы за мир и укрепление международного сотрудничества.
В третьей главе «ОЦЕНКА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ» автор рассматривает объединение всех религий как конечную цель экуменической идеи, предлагает Святоотеческое понимание экуменизма, проводит связь между современными экуменическими тенденциямии глобализационными
процессами. Экуменизм предстает как часть процесс аглобализации.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Конечной целью Всемирного Совета Церквей является объединение всех религий, создание идеального человеческого общества, рая на земле, но без Бога.
Суждения современных русских мыслителей, философов, религиоведов и богословов по экуменическим вопросам различны. Большинство богословов следуют святоотеческой традиции и определяют инославных как еретиков.Святые Отцы единодушны по поводу того, что лишь Православная Церковь - единая Святая Соборная Апостольская Церковь, Тело Христово, поэтому нам необходимо прислушаться к словам Священного Писания и прекратить экуменическое общение с еретиками.
Современные экуменические тенденции являются
частью глобализационного процесса, который готовит человечество к принятию одной веры, одной религии, а затем и одного правителя- антихриста.
Таким образом,Экуменические диалоги между христианскими конфессиями, а также между христианством и исламом, иудаизмом - это, как нам представляется, звенья в цепи общего глобализационного плана религиозного объединения всего человечества на основе утверждения, что в каждой из религий, так или иначе, присутствует благодать и истина. Другими словами, экуменизм провозглашает все религии проявлением одной и той же духовной сущности.
Ответом на глобализацию становится рост антиэкуменических настроений, а также антиглобализм, антимодернизм, антизападничество, национализм и даже «антипатриаршие» настроения.
В заключении можно сказать, что в работе проанализирована сущность проблемы Экуменизма и причины неудачных попыток восстановления единства христиан в рамках Экуменического движения. Выявлены противоречия, возникавшие на пути единения церквей - участников Всемирного Совета Церквей.В проанализированы причины кризиса участия РПЦ в ВСЦ. Рассматривается проблема ортодоксального и либерального отношения клириков и мирян РПЦ и других православных церквей к Экуменическому движению - от его полного отрицания до принятия и интеграции в него.Исследована роль Русской Православной Церкви, а также русских мыслителей и богословов в развитии экуменизма. Изучено влияние РПЦ на разрешение кризиса ВСЦ.
Автор исследования стремился к освоению святоотеческих трудов, в которых, так или иначе, говорится об Экуменизме. В работе прослежено, как Экуменическое движение за годы своего существования наполнялось различным содержанием в зависимости от политических ситуаций, духовно¬нравственных и историко-культурных традиций и как это отражалось на повестке дня Генеральных ассамблей. Определена специфика Экуменического движения как проявления мировых глобализационных процессов.
На основании проведенного исследования можно сказать, что изначально экуменизм представал как сотрудничество христианских конфессий для проповеди и укрепления Евангелия и борьбы с язычеством. В настоящее время экуменизм понимается:
1) как общение христианских конфессий, преодоление в диалоге определенных негативных представлений друг о друге;диалог между Православной Церковью и иными христианскими организациями по расширению согласованности взаимных действий в мире без изменения догматов;
2) как либеральное течение, направленное на объединение различных
конфессиональных направлений в рамках одной церкви, что неприемлемо для Православия, так как отрицается уже существующая,
апостольская Церковь;
3) как учение об объединении всех религий в одной новой религии (синкретизм).
Экуменизм утверждает, что все разделенные христианские общины есть лишь части единой невидимой Церкви, а все религии - части одной Божественной сущности.
Возникновение экуменического движения связывают со стремлением к единству в разделенном христианском сообществе, к преодолению деноминационализма.К предпосылкам возникновения экуменизма относят факт разделения в течение многих веков Восточной и Западной Церквей, а также уверенность в том, что многообразие христианских церквей оправдано и не может быть препятствием единству Церкви.
Идея создания «вселенской церкви» была разработана еще в начале XVIII века не без участия масонства. Современное экуменическое движение возникло в недрах протестантизма на рубеже XIX-XX вв., окончательно организационно оформилось на первой Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948г.), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) - орган, который координирует и направляет деятельность участвующих в экуменическом движении организаций.Генеральные ассамблеи ВСЦ
собираются один раз в шесть - семь лет.В задачи ассамблей входит определение дальнейшей политики ВСЦ и контроль реализации утвержденных программ.
На данный момент было десять Генеральных Ассамблей ВСЦ. Целью общения участников Совета является призыв «к видимому единству и участию в единой Евхаристии», единство в многообразии, некий межрелигиозный синкретизм, достижение видимого всехристианского единства, а среди приоритетных тем ВСЦ - права человека и их защита. При этом все трудноскрываемые различия и разделения считаются досадным порождением фанатизма, духовной слепоты, их предлагается не замечать и преодолевать любым способом.И если в вопросах угнетения, социальной несправедливости и бедности наблюдается полное согласие участников ВСЦ, то в отношении вопросов, связанных с сексуальной жизнью человека, с абортами, отмечаются серьезные противоречия.
На развитие экуменического движения повлиял ряд таких социально-политических причин, как растущая секуляризация общества, обмирщение, развитие материалистических и атеистических теорий.
Таким образом, в задачи экуменического движения входит не возврат отпавших «церквей» к лоно Матери Церкви,а объединение всех христианских исповеданий в совершенно новую, экуменическую церковь.
Во второй главе «ПРОБЛЕМЫ ЭКУМЕНИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ» автор анализирует кризисное состояние Всемирного Совета Церквей, его причины, а также влияние РПЦ на разрешение кризиса. Анализируется современное состояние экуменизма.
На основании проведенного исследования можно сказать, что с конца 90-х годов ХХ века в истории Всемирного Совета Церквей начался кризисный период. Кризис вызван, прежде всего, либерализацией вероучения и нравственной стороны, которая набирала обороты во многих протестантских церквах и начала влиять на тематику ВСЦ, а также финансовым кризисом и потерей смысловых координат.
Одной из причин кризиса ВСЦ является тенденция к принятию в Совет все новых и новых межхристианских, межрелигиозных, а также общественных движений и групп с их специфическими программами, так как это может спровоцировать отклонение ВСЦ от его основного призвания - быть Советом Церквей - и превратить его в параллельную с ООН международную христианскую организацию.
Русскую Православную Церковь экуменический вопрос разделил на две стороны и спровоцировал появление антиэкуменического
движения.Либеральные представители РПЦ видят в участии нашей Церкви в Экуменической движении возможность модернизации церковной жизни. Другая же, консервативная часть клириков и мирян РПЦ, выступает против всякого сотрудничества с экуменическими организациями.Их настораживает то, что экуменическое понимание высших целей Христовой Церкви противоречит учению Православной Церкви, а само Экуменическое движение связано с не церковными, политическими, масонскими международными движениями.
В настоящее время задача нашей Православной Церкви в отношении инославных состоит в раскрытии им Православной веры и той истины, что только наша Восточная Православная Церковь, сохранившая невредимым залог Христов, есть Церковь Вселенская. И восстановление церковного единства должно мыслиться как воссоединение инославных со всей полнотой Православной Церкви, их возвращение в лоно Матери-Церкви.
Несмотря на все усилия с православной стороны, с большинством участников ВСЦ не было достигнуто согласие. Наоборот, появились еще большие препятствия на пути взаимопонимания, например, женское священство, рукоположение извращенцев и оправдание гомосексуализма, отношение к абортам, инклюзивный язык Библии и тому подобное. Православная Церковь открыто заявляет о несогласии с такими проявлениями либерализации, как «теория ветвей», в соответствии с которой утверждается нормальность существования христианства в виде отдельных «ветвей», одинаково обладающих благодатью и истиной. Недопустимо совершение «экуменических богослужений» совместно с теми участниками ВСЦ, с которыми у православных нет евхаристического общения,недопустимы компромиссы по богословским, экклезиологическим и нравственным вопросам. Православные не согласны с богословским синкретизмом, когда размываются основы вероучения, под сомнение ставятся основные постулаты православной веры.
Таким образом, можно сказать, что на данный момент опыт православного свидетельства в инославном окружении оказался малоуспешным, что является поводом к тому, чтобы задуматься об альтернативных путях свидетельства православия инославному миру.
Современный Экуменический процесс протекает болезненно,
преодолевая препятствия в виде подозрительности, соперничества, исторически сложившихся противоречий между христианскими течениями. Основной задачей Экуменического движения сегодня является способствование всехристианскому единству без учета догматических различий, сопутствующими задачами являются вопросы социальной справедливости, борьбы за мир и укрепление международного сотрудничества.
В третьей главе «ОЦЕНКА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ» автор рассматривает объединение всех религий как конечную цель экуменической идеи, предлагает Святоотеческое понимание экуменизма, проводит связь между современными экуменическими тенденциямии глобализационными
процессами. Экуменизм предстает как часть процесс аглобализации.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Конечной целью Всемирного Совета Церквей является объединение всех религий, создание идеального человеческого общества, рая на земле, но без Бога.
Суждения современных русских мыслителей, философов, религиоведов и богословов по экуменическим вопросам различны. Большинство богословов следуют святоотеческой традиции и определяют инославных как еретиков.Святые Отцы единодушны по поводу того, что лишь Православная Церковь - единая Святая Соборная Апостольская Церковь, Тело Христово, поэтому нам необходимо прислушаться к словам Священного Писания и прекратить экуменическое общение с еретиками.
Современные экуменические тенденции являются
частью глобализационного процесса, который готовит человечество к принятию одной веры, одной религии, а затем и одного правителя- антихриста.
Таким образом,Экуменические диалоги между христианскими конфессиями, а также между христианством и исламом, иудаизмом - это, как нам представляется, звенья в цепи общего глобализационного плана религиозного объединения всего человечества на основе утверждения, что в каждой из религий, так или иначе, присутствует благодать и истина. Другими словами, экуменизм провозглашает все религии проявлением одной и той же духовной сущности.
Ответом на глобализацию становится рост антиэкуменических настроений, а также антиглобализм, антимодернизм, антизападничество, национализм и даже «антипатриаршие» настроения.
В заключении можно сказать, что в работе проанализирована сущность проблемы Экуменизма и причины неудачных попыток восстановления единства христиан в рамках Экуменического движения. Выявлены противоречия, возникавшие на пути единения церквей - участников Всемирного Совета Церквей.В проанализированы причины кризиса участия РПЦ в ВСЦ. Рассматривается проблема ортодоксального и либерального отношения клириков и мирян РПЦ и других православных церквей к Экуменическому движению - от его полного отрицания до принятия и интеграции в него.Исследована роль Русской Православной Церкви, а также русских мыслителей и богословов в развитии экуменизма. Изучено влияние РПЦ на разрешение кризиса ВСЦ.
Автор исследования стремился к освоению святоотеческих трудов, в которых, так или иначе, говорится об Экуменизме. В работе прослежено, как Экуменическое движение за годы своего существования наполнялось различным содержанием в зависимости от политических ситуаций, духовно¬нравственных и историко-культурных традиций и как это отражалось на повестке дня Генеральных ассамблей. Определена специфика Экуменического движения как проявления мировых глобализационных процессов.
Подобные работы
- Политическая теология современных внутрицерковных течений в Русской
Православной Церкви Московского Патриархата
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



