ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1. Характеристика агрессивного поведения в младшем школьном
возрасте 7
1.2. Психологические особенности младших школьников,
воспитывающихся в неблагополучных семьях 14
1.3. Условия психологической коррекции агрессивного поведения детей
из неблагополучных семей 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов первичного
исследования 33
2.3. Организация и проведение коррекционо-развивающей
программы 42
2.4. Оценка эффективности коррекционо-развивающей
программы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
За последние несколько лет отечественными и зарубежными исследователями был отмечен значительный рост проявлений агрессивных тенденций в школьной среде. Анализ научной педагогической и психологической литературы показывает, что большинство исследований, касающихся агрессивности и агрессии, посвящены подростковому возрасту (Е.В. Змановская, А.Ю. Акопов, Ю.В. Гербеев, А.В. Андриенко, Л.В. Маликов, И.А. Невский, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, А.В. Никитина, Г.П. Ярмоленко, А.К. Осницкий, Е.И. Осеева, А.М. Прихожан, И.А. Фурманов, К.В. Сельченок и др.). Если раньше агрессивность являлась характерной чертой подросткового возраста, то в настоящий момент проявления агрессивности становятся актуальными уже для младшего школьного возраста.
Как особая возрастная и социальная группа младшие школьники оказываются более восприимчивы к внешним деструктивным воздействиям: компьютерные игры, средства массовой информации, поведение родителей, взрослых и более старших по возрасту детей.
Предпосылки возникновения агрессивности в этом возрасте неоднозначны, как свойство агрессивность присуща многим детям и возникает в силу различных причин, однако в настоящее время концептуальные и методологические подходы западных и отечественных исследователей в качестве одной из центральных причин рассматривают семью, воспитывающую ребенка.
Семья является первым социальным миром ребенка, тем институтом социализации, где он овладевает навыками межличностного общения, и тем самым получает опыт социального взаимодействия. В психологических исследованиях таких авторов, как: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Н.Н. Толстых, З.А. Матейчик, З.А. Бардышевой и др. доказано исключительное влияние семьи на ребенка, а также установлено, что обеспечение безопасности ребенка в семье способствуют развитию
личностных качеств, возможностей, способностей, уверенности, умения справляться с трудностями и потерями.
Проблема семьи сейчас становится все более актуальной и рассматривается в достаточно широком предметном аспекте. Особое направление научного поиска составляет изучение психологических аспектов построения и функционирования семьи как особого социального института.
Применительно к проблеме агрессии и агрессивного поведения современные исследователи отмечают непоследовательность родительской позиции, чрезмерную опеку, неумение родителей контролировать собственные эмоции, ограничения самостоятельности и свободы ребенка, применение наказаний, подавление инициативы и т.д., что в свою очередь усиливает агрессивные проявления в поведении детей и закрепляет агрессивность как устойчивую черту личности.
Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии: А. Басс,
Э. Фромм, А.В. Запорожец, Т.Г. Румянцева, А.А. Реан, Г.М. Андреева; А.И.Захаров, Л.Н.Винокуров, Л.М. Семенюк, Т.В. Драгунова, Ю.М. Антонян, И.А. Горьковая, П.А. Ковалев, С.Н. Ениколопов, Г.В. Бурменская, Н.В. Вострокнутов, В.Г. Василевский, О.А. Карабанова, В.И. Гарбузов, О.С. Никольская, И.А. Фурманов, Н.Ф. Талызина и др. Несмотря на большое количество исследований, теоретический анализ показывает недостаточную разработанность проблемы психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы условия психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей?
Цель: изучить особенности психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Объект: агрессивное поведение у младших школьников.
Предмет: агрессивное поведение у младших школьников из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: для младших школьников из
неблагополучных семей характерен высокий уровень физической, вербальной форм агрессии, негативизма, подозрительности и обидчивости, что обусловливается отсутствием четких нравственных ориентиров. Использование психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у младших школьников из неблагополучных семей, способствует формированию навыков доверительного общения, гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной литературе, детерминанты агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, определить условия психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
2. Исследовать особенности агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
4. Оценить эффективность программы психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции
отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.); исследования межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалева, Н.Н. Богомолова, В.Н. Куницына, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова); исследования агрессии и агрессивности (А. Дарки, А. Басса, Э. Фрома, Д. Ричардсона, Р. Бэрона, Л. Берковица и др.).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный),
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; критерий t-Стьюдента для независимых выборок, критерий ф* - угловое преобразование Фишера),
- методы интерпретации.
Нами использовались следующие методики:
1. Опросник враждебности Басса-Дарки (в модификации Г.В. Резапкиной);
2. Графическая методика «Рисунок семьи» (Л. Корман);
3. Проективная методика «Hand test» (Э. Вагнер);
4. Методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславская);
5. Малоформализованное наблюдение.
Исследование проходило на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г.Белгород, в нем приняли участие дети младшего школьного возраста (7-9 лет) в количестве 36 человек.
За последние несколько лет отечественными и зарубежными исследователями был отмечен значительный рост проявлений агрессивных тенденций в школьной среде. Анализ научной педагогической и психологической литературы показывает, что большинство исследований, касающихся агрессивности и агрессии, посвящены подростковому возрасту (Е.В. Змановская, А.Ю. Акопов, Ю.В. Гербеев, А.В. Андриенко, Л.В. Маликов, И.А. Невский, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, А.В. Никитина, Г.П. Ярмоленко, А.К. Осницкий, Е.И. Осеева, А.М. Прихожан, И.А. Фурманов, К.В. Сельченок и др.). Если раньше агрессивность являлась характерной чертой подросткового возраста, то в настоящий момент проявления агрессивности становятся актуальными уже для младшего школьного возраста. Несмотря на большое количество исследований, теоретический анализ показывает недостаточную разработанность проблемы психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
По результатам проведенного исследования нам удалось решить поставленные задачи. При решении первой задачи нами было изучено разграничение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность определяют в качестве коллективного или индивидуального поведения, действия, направленного на нанесение психологического или физического ущерба, или вреда, либо на уничтожение группы людей или человека. Различного рода агрессивные побуждения образуют один из главных источников невротической тревожности. Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии А. Басс, Э. Фромм, А.В. Запорожец, Т.Г. Румянцева, А.А. Реан, Г.М. Андреева; А.И.Захаров, Л.Н.Винокуров, Л.М. Семенюк, Т.В. Драгунова, Ю.М. Антонян, И.А.Горьковая, П.А. Ковалев, С.Н. Ениколопов, Г.В. Бурменская, Н.В. Вострокнутов, В.Г. Василевский, О.А. Карабанова, В.И. Гарбузов, О.С. Никольская, И.А. Фурманов, Н.Ф. Талызина и др. Несмотря на большое количество исследований, теоретический анализ показывает недостаточную разработанность проблемы психологической коррекции агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей. Помимо внезапных взрывов ярости и раздражения последствиями подавляемой агрессивности может быть пассивность и безучастность во взаимоотношениях, чувство обиды и беспомощности за свое положение подчиненного. Альтернативой подавлению является конструктивное выражение агрессивных побуждений, ее сохранение под контролем сознания, включение этих побуждений в комплекс человека. В качестве одной из центральных причин агрессивного поведения рассматривают семью.
Также нами было установлено, что агрессивность, проявляющаяся в детском возрасте, имеет комплексное происхождение, а детерминантами такого поведения могут быть как психологические (нарушения в эмоциональной, мотивационной, волевой, нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско- родительских отношений). В психологических исследованиях таких авторов, как: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Н.Н. Толстых, З.А. Матейчик,
З.А. Бардышевой и др. доказано исключительное влияние семьи на ребенка, а также установлено, что обеспечение безопасности ребенка в семье способствуют развитию личностных качеств, возможностей, способностей, защищенности, уверенности, умения справляться с трудностями и потерями. Установлено, что родители могут поощрять, закреплять агрессивное поведение детей, а также собственными действиями формировать у детей модель такого поведения. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста возможна в ходе целенаправленного формирования толерантного мировоззрения с учетом психологических условий возникновения агрессии. Поведенческий репертуар ребенка довольно скуден, а для его расширения, нужно предоставить возможность выбора способов поведения. Для этого может быть использован ряд игр и упражнений, способствующих снятию напряжения, негативного настроения, а также научению контроля своих действий, обретению уверенности в себе.
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было.
В рамках первичной диагностики получены следующие результаты: свидетельствуют о том, что дети контрольной и экспериментальной групп в одинаковой степени проявляли агрессивное поведение по отношению к окружающим, а также их нравственные ориентиры были слабо сформированы.
Во-первых, респондентам экспериментальной и контрольной группы в одинаковой степени был характерен высокий уровень физической агрессии. Такие дети часто применяли физическую силу по отношению к окружающим в большинстве конфликтных ситуаций. Также респонденты характеризовались подозрительностью, обидчивостью, негативизмом и склонностью к оскорблениям по отношению к другим людям.
Во-вторых, для респондентов контрольной и экспериментальной группы было характерно отсутствие стремления к соответствию нравственным ориентирам. Эмоциональные реакции таких детей были неадекватны. Несмотря на то, что дети были способны правильно оценить свой поступок, их отношение к нравственным нормам являлось неустойчивым и пассивным.
В-третьих, для респондентов экспериментальной и контрольной группы был свойственен низкий уровень коммуникативных способностей, дефицит искренних эмоциональных отношений с другими людьми. Такие дети испытывали трудности при построении конструктивных отношений с окружающими.
На основе предварительной диагностики для младших школьников экспериментальной группы нами была разработана специальная коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение уровня агрессии, формирование нравственных ориентиров, развитие коммуникативных навыков. В занятиях были использованы такие методы как: ролевая игра, арт-терапия, сказкотерапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут.
Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в результатах экспериментальной группы. Не было выявлено респондентов с высокими показателями, однако они имеют тенденцию к улучшению.
Во-первых, дети экспериментальной группы стали лучше распознавать и идентифицировать эмоции, понимать их причины, а также стали способны к их вербальному описанию. Респондентам экспериментальной группы стало проще управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления. Они научились отреагировать свои негативные эмоции в приемлемой форме, сформировали представление о различных способах выхода из конфликтной ситуации и закрепили эти знания, отработав их на практике.
Во-вторых, в отличие от респондентов контрольной группы респонденты экспериментальной группы научились использовать конструктивные способы поведения в конфликте, они стали реже применять физическую силу и оскорбления, а также снизилось количество ссор, в которых дети могли бы участвовать.
В-третьих, у части респондентов экспериментальной группы были сформированы устойчивые нравственные ориентиры. Дети стали способны обосновывать выбор своего поведения нравственными установками
В-четвертых, можно говорить о развитии коммуникативных способностей детей экспериментальной группы, а также о том, что они научились строить конструктивные, эмоционально искренние отношения с окружающими.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для младших школьников из неблагополучных семей
характерен высокий уровень физической, вербальной форм агрессии, негативизма, подозрительности и обидчивости, что обусловливается отсутствием четких нравственных ориентиров. Использование психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у младших школьников из неблагополучных семей, способствует формированию навыков доверительного общения, гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми.
1. Амелькина, А.И., Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников /
A. И. Амелькина, К.С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7). - С.128-136.
2. Антопольская, Т.А. Моделирование социально¬
коммуникативного развития младших школьников / Т.А. Антопольская, Е.А. Домырева, О.Ю. Байбакова, С.С. Журавлева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - №3 (43). - С.180-184.
3. Беккер, И.Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И.Л. Беккер, Е.А. Мельникова // Известия ПГУ им.
B. Г. Белинского. - 2008. - №10. - С.131-134.
4. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 516 с.
5. Бисалиев, Р.В., Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: Современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2.
6. Вайнер, М.Э. Школьная адаптация и развитие личности младших школьников // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство, - 2004. - С. 79-81.
7. Гасилина, М.А. Исследование проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации / М.А. Гасилина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №3.
C. 51-60.
8. Горбаткова, О.И. Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа / О.И. Горбаткова // Медиаобразование. - 2017. - №4. - С.189-205.
9. Григорова, Т.П. Особенности отношений привязанности между детьми и родителями в замещающих семьях и их совладающее поведение / Т.П. Григорова, Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - №3.
- С.121-127.
10. Дохнадзе, Н.А. Психолого-педагогические условия
предупреждения и коррекции агрессивного поведения младших школьников / Н.А. Дохнадзе, Е.А. Филонова // Вестник МГЛУ. - 2011. - №613. - С.127¬136.
11. Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1990. - 450 с.
12. Жигалик, М.А. Об особенностях детско-взрослых
взаимодействий в трудных жизненных ситуациях / М.А. Жигалик // Вестник НовГУ. - 2016. - №5 (96). - С.42-44.
13. Жигинас, Н.В. Социально-педагогические условия детской агрессии / Н.В. Жигинас, Н.И. Сухачёва // Ped.Rev. - 2017. - №4 (18). - С.34¬39.
14. Зелинская, Е.А. Эффективность комплексной методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - №.1 - С.33-37.
15. Зелинская, Е.А. Эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии // Вестник ЧелГУ.
- 2014. - №4 (333). - С.118-124.
16. Иванова, М.В. Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическая проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №29 - С 15-24.
17. Комкова, Е.И. Анализ интеллектуального и личностного развития детей, воспитывающихся при разных формах родительского попечения // Вестник ВятГГУ. - 2011. - №2-1. - С.158-165.
18. Куликов, С.В. Развитие способности детей к осознанию мотивов своей социальной деятельности / С.В. Куликов, С.П. Яковлев, С.А. Салий // Символ науки. - 2017. - №4. - С.154-159.
19. Липская, Т.А. Содержательные характеристики субъектности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным типом материнского отношения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - №4 (40). - С.226-229.
20. Лычева, М.В. Исследование особенностей позитивного мышления младших школьников // МНКО. - 2008. - №5. - С.166-169.
21. Лямина, Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений / Л.В Лычева, В.М. Минияров // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-2. - С.375-379.
22. Маллаев, С.Д. Детерминация агрессивного поведения младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2009. - №3. - С.18-21.
23. Медюшко В.А. Состояние вербальных функций младших школьников, проживающих в детском доме, кровной и замещающей семье // Вестник КемГУ. - 2015. - №3-1 (63). - С.106-110.
24. Медюшко, В.А. Сравнительный нейропсихологический анализ высших психических функций младших школьников, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома // Вестник КемГУ. - 2013. - №4 (56). - С.92-97.
25. Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально¬нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., - 2002. - С.114
26. Митина, Г.В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - №1. - С.26-31.
27. Молчанова, Л.Н. Особенности функционирования
микросоциальной системы «Приемная семья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - №398. - С.211-218.
28. Насонова, Н.И. Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников // Вестник ВГТУ. - 2012. - №10-2. - С.188¬190.
29. Никитина, Н.Б. Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2009. - №2. - С.59-63.
30. Никитина, Н.Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №1. - С.134-140.
31. Николаева, Е.И. Сравнительные характеристики кровных и приемных родителей из семей с разной степенью нарушения детско- родительских отношений / Е.И. Николаева, Ю.Б. Мелешева // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - №8. - С.27-30.
32. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова // Вестник Башкирск. ун-та. - 2010. - №4. - С.1326-1329.
33. Паатова, М.Э. Формирование субъект-субъектных отношений у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа // ИСОМ. - 2016. - №5-3. - С.129-133.
34. Плеханова, Е.М. Театральная деятельность как средство социальной адаптации трудных детей младшего школьного возраста / Е.М. Плеханова, Н.В. Соколовская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №17. - С.251-255.
35. Прихожан, А.М., Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2009. - №3. - С. 5-12.
36. Пронина, А.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и личностной зрелости приемных родителей / А.Н. Пронина, С.В. Маркова // Вестник ТГПУ. - 2017. - №9 (186). - С.161-166.
37. Прохорова, Т.Н., Филатова Т.Г. Диагностика сформированности творческого мышления младших школьников в условиях школы-интерната // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №1 (31). - С.249-252.
38. Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / И.Н. Разварина, В.Н. Барсуков, Е.О. Смолева, Л.Н. Фахрадова // Проблемы развития территории. - 2016. - №3 (83). - С.81-99.
39. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996. - С. 347.
40. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1991. - 230.
41. Сагитова, И.Ф. Специфика воспитания ребенка (детей) в замещающей семье: правовой и социально-психологический аспекты // И.Ф. Сагитова, С.А. Хасанова // КПЖ. - 2016. - №1 (114). - С.205-209.
42. Самохвалова, А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии // ПНиО. 2013. №4 С.200-213.
43. Селиванова, Е.А. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии / Е.А. Селиванова, Е.Ю. Кувайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - №3 (24). - С.96-104.
44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
45. Смолонская, А.Н. Особенности личностного развития детей в предшкольном и младшем школьном возрасте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - №2. - С.200-203.
46. Смолонская, А.Н. Формирование жизненных компетенций у детей сквозь призму ассертивного поведения // А.Н. Смолонская, В.И. Колесов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №1. - С. 169-171.
47. Тажутдинова, Г.Ш. Проблема преодоления агрессии в младшем школьном возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-2. - С.98-100.
48. Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. - С.310-327.
49. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006. - С.130
50. Толстых, Н.Н. Дети без семьи. / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан - М.: Педагогика, 1990. - 159 с.
51. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Просвящение, 1990. - 448 с.
52. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 624 с.
53. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. - 216 с.
54. Фурманов, И.А. Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - №3. - С.267-273.
55. Холодкова, О.Г. Панфилова С.Д. Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и массовой школы / О.Г. Холодкова, С.Д. Панфилова // Вестник КемГУ. - 2017. - №1 (69). - С.137-142.
56. Чернявская, Н.Е. Нравственность как ценностный компонент личности и концептуальные основы нравственного воспитания // Н.Е Чернявская, Н.В. Киреева, Е.Н. Корнеева, Н.В. Бараниченко // Наука. Искусство. Культура. - 2017. - №3 - С. 151-156.
57. Шалагинова, К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №5. - С.143.
58. Шумило, Н.В. Формирование и психологическая диагностика актерских способностей в младшем школьном возрасте // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2009. - №2. - С.64-68.
59. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод. пособие. М.: Фолиум, - 1996. - 48 с.
60. Юнг, К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуальности: Пер с англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, - 1998. - 295 с.