Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения современных инструментов маркетинга в организации 6
1.1 Основные понятия и состав комплекса маркетинга 6
1.2 Основные характеристики современных инструментов маркетинга. 15
1.3 Показатели эффективности инструментов маркетинга в коммерческой деятельности 21
Глава 2 Оценка возможности использования современных инструментов маркетинга на примере цветочного магазина 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика цветочного магазина «Цветкофф» 30
2.2 Анализ фактического использования системы инструментов маркетинга в исследуемой организации 42
2.3 Оценка возможности использования инструментов маркетинга в
цветочном магазине для увеличения конкурентных преимуществ 46
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 59
Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда для предприятий различных отраслей и сфер деятельности первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга - единственно возможный путь создания условий для роста производства и оборота товаров. Благодаря ему может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития предпринимательских структур, обеспечения более высокого жизненного уровня населения.
Концепция комплекса маркетинга предполагает более глобальное толкование основных маркетинговых элементов, включаемых в программу маркетинга организации. Это не столько собственно продукт, цена, место и продвижение, сколько товарная политика, сбытовая политика, ценовая политика, политика продвижения. Однако даже в цветочном бизнесе, где каждый цветок является уникальным продуктом, по мере развития рынка и конкуренции товар и его цена у разных магазинов становятся малоразличимыми. К тому же конечный потребитель, в отличие от посредника в виде оптового или розничного торговца, как правило, не обращает особого внимания на поставщика, что порой сводит на нет усилия предпринимателя развивать свой торговый знак и свою торговую марку. Так что в современных условиях из четырех составляющих комплекса маркетинга определяющими становятся каналы сбыта, или места продаж, и программы продвижения.
Объектом исследования выпускной квалифицированной работы является цветочный магазин «Цветкофф», занимающийся своей коммерческой деятельностью в городе Белгороде.
Предметом исследования в выпускной квалифицированной работы являются современные инструменты маркетинга и возможность их использования в цветочном магазине «Цветкофф».
Цель выпускной квалифицированной работы: проанализировать возможность и обосновать необходимость использования инструментов маркетинга в деятельности цветочного магазина.
Для достижения поставленной цели - необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы применения современных инструментов маркетинга в организации;
2. Рассмотреть состав комплекса маркетинга;
3. Проанализировать критерии оценки эффективности инструментов маркетинга в коммерческой деятельности;
4. Дать организационно-экономическую характеристику цветочного магазина «Цветкофф»;
5. Провести анализ фактического использования системы инструментов маркетинга в исследуемой организации;
6. Оценить возможность использования инструментов маркетинга в цветочном магазине для увеличения конкурентных преимуществ.
Теоретико-методологическая база исследования: при написании выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические и практические разработки в сфере маркетинга и маркетинговой деятельности предприятия, систематизирован опыт использования инструментов маркетинга в организациях на материале исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, к которым относятся: А. Н. Алимов, Г. Дж. Болт,
А.Н. Бурлаков, И.М. Синяева и другие.
Эмпирическая база исследования: представлена документами
финансовой отчетности предприятия, а именно налоговыми декларациями за 2013, 2014 и 2015 года, договорами с поставщиками и покупателями
продукции и уставом предприятия.
Методы исследования: исследование было проведено с помощью современных методов научного исследования: описательного,
сравнительного, анализа, синтеза, расчетного, логического и других.
Практическая значимость: результаты проведенных исследований позволяют выявить возможность и специфику использования современных инструментов маркетинга в цветочном магазине «Цветкофф» и других предприятиях цветочного бизнеса.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе была изучена коммерческая деятельность магазина «Цветкофф» и проведен анализ внешней деятельности, финансовой и маркетинговой, а также проведен анализ использования маркетинговых инструментов магазина.
В настоящее время компании имеют самые разнообразные инструменты маркетинга, их количество в современном маркетинге достигает пяти тысяч. Поэтому подбор наиболее подходящей комбинации этих инструментов для реализации целей маркетингового плана предприятия важнейшая задача маркетолога.
Анализ внешней деятельности показал, что магазин «Цветкофф», имеет привлекательность уровня ниже среднего на цветочном рынке города Белгорода.
При оценке конкурентоспособности магазина были выявлены конкурентные преимущества и слабые стороны магазина.
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности показал что, товарооборот магазина в 2015 году относительно предыдущего периода увеличился на 5,1 %. Валовой доход увеличился на 12,9 %, и надо отметить, что уровень валового дохода к товарообороту в 2014 г. составил 6%, и сохранил темп роста в 2016 году на прежнем уровне (данные относительно исследуемого первого квартала).
Анализ показал, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2013-2015 гг. приходится на свежие цветы (срез) и горшочные растения, их доля, соответственно, составила 60% и 31,5%.
Анализ конкурентных позиций по привлекательности рынка показал, что лидирующие позиции занимает магазин «Розы Белогорья» с суммой взвешенных оценок 8,2. За ней следует «Цветкофф» с суммой баллов 7,7. Данные результаты дают наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ цветочного магазина с учетом выявленных возможностей и угроз.
В ходе проведения анализа использования маркетинговых инструментов цветочным магазином «Цветкофф» были выявлены следующие проблемы:
- магазин имеет нераспространенный спектр услуг (ассортиментная политика), отсутствует доставка цветов, услуги по фитодизайну, торговая деятельность ведется только в пределах магазина;
- отсутствует собственный сайт магазина;
- сбытовая политика не развивается, используются уже давно установленные сбытовые инструменты (накопительные скидочные карты, процент скидки на оптовую покупку).
Для решения данных проблем, с целью увеличения отдачи цветочного бизнеса необходимо:
- создать дополнительные удобства для посетителей, например, с использованием негромкой классической музыки для создания спокойной романтичной обстановки в магазине;
- практиковать доставку букетов;
- сотрудничать со свадебными салонами, оформительскими компаниями;
- создать собственный сайт;
- оказывают корпоративным клиентам услуги по фитодизайну.
Сумма общих расходов на внедрение предложенных мероприятий равна 16200 руб.
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Высшая школа, 2009. - 256 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 239 с.
3. Алексеев С. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебник / С. Алексеев. - М.: Проспект, 2013. - 321с.
4. Алексунин В.А. Маркетинг: краткий курс лекций / В.А. Алексунин. - М.: Дашков и К, 2012. - 187с.
5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 115 с.
6. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы / М.П.Афанасьев, - М.: Финстатинформ, 2013. - 104 с.
7. Багаутдинова Н.Г. Промышленный маркетинг / Н.Г. Багаутдинова, Д.С. Новиков, В.А. Саламашкин. - М.: Экономика, 2014. - 239 с.
8. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2015. - 733 с.
9. Басовский Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 384 с.
10. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент / Л.Е. Басовский. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 476 с.
11. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Руководство по изучению дисциплины. Практикум по курсу / И. К. Белявский. - М.: Высшая школа. 2014. - 415 с.
12. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 215 с.
13. Бочаров В.В. Финансовый анализ / В. В. Бочаров. - СПб.: Питер,
2008. - 240 с.
14. Буров А.С. Международный маркетинг / А.С. Буров. - М.: Дашков и К, 2004. - 283 с.
15. Васильев Г.А. Основы маркетинга / Г.А. Васильев. - М.: ЮНИТИ,
2015. - 185с.
16. Васильев Г.А. Маркетинг / Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 357с.
17. Герчикова И.Н. Маркетинг: Организация. Технология / И.Н. Герчикова. - М.: Школа международного бизнеса МГИ, 2009. - 180 с.
18. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 501с.
19. Годин А.М. Маркетинг / А. М. Годин. - М.: Дашков и К, 2015. - 759 с.
20. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. - 456 с.
21. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. Теория, практика и методология / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2009. - 378 с.
22. Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / Л.А. Данченок. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. - 754 с.
23. Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование и анализ цен:
учебное пособие. Руководство по изучению дисциплины. Практикум по курсу. Программа по курсу / Л.А. Данчонок. - М.: Московский гос.
университет экономики, статистики и информатики, 2014. - 99 с.
24. Данченок Л.А. Основы маркетинга / Л.А. Данченок. - М.:
Московский гос. университет экономики, статистики и информатики, 2004. - 139 с.
25. Данько Т.П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. - М.:
ИНФРА-М, 2010. - 323 с.
26. Евдокимов Ф.И. Азбука маркетинга / Ф.И. Евдокимов, В.М. Гавва. - Донецк: Сталкер, 2009. - 429 с.
27. Ефименко А.З. Основы маркетингового управления предприятием / А. З. Ефименко - М.: АСВ, 2014. - 307 с.
28. Завгородняя А.В. Маркетинг: Методы и процедуры / А.В. Завгородняя, М.С. Кадзевич, - М.: МФЭИ, 2009. - 111 с.
29. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, З.Е. Демидов. - М.: Международные отношения, 2010. - 157 с.
30. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской
Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм /
Москов.академия турист. и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. - 2-е изд. // Д.К. Исмаев. - М.: Академия, 2014. - 188 с.
31. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник; ВЗФЭИ, 2015. - 438 с.
32. Карпова С.В. Международный маркетинг / С.В. Карпова. - М.: Экзамен, 2005. - 287 с.
33. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности / В.В. Ковалев, - М.: Финансы и статистика,
2009. - 467 с.
34. Коротков А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 303 с.
35. Крюков А.Ф. Управление маркетингом / А.Ф. Крюков. - М.: КНОРУС, 2005. - 368 с.
36. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок = Market- driven Management: Стратегический и операционный маркетинг / Ламбен Ж. - Ж. - Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. - 800 с.
37. Макашева З.М. Брендинг / З.М. Макашев. - СПб.: Питер, 2014. - 204 с.
38. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Санкт-Петербург: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
39. Маркетинг / И.М. Синяева. - Москва: Вузовский учебник: Инфра- М, 2013. - 383 с.
40. Маркетинг в коммерции / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев.
- Москва: Дашков и К°, 2011. - 543 с.
41. Маркетинговые коммуникации / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2011. - 323 с.
42. Маркетинг в вопросах и решениях / И.В. Захарова, Т.В. Евстигнеева. - Москва: КноРус, 2011. - 303 с.
43. Маркетинг взаимоотношений вуза: монография / Т. В. Бакун ; АНО ВПО "Омский экономический ин-т". - Омск : ОмЭИ, 2013. - 155 с.
44. Маркетинг / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
45. Маркетинг инноваций: закономерности, тенденции и перспективы использования на современных российских предприятиях / Е.Н. Скляр; М-во образования и науки Российской Федерации, Брянский гос. технический ун - т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2013. - 148 с.
46. Маслова Т.Д. Маркетинг / Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н.
- 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 397 с.
47. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Гардарики, 2009. - 788 с.
48. Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях / Д.В. Минаев. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 480 с.
49. Мокров Г.Г. Маркетинг в сфере внешнеторговой деятельности / Г.Г. Мокров, Р.И. Дронов. - М.: Юркнига, 2004. - 303 с.
50. Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга / Р.Б. Ноздрева. - МГИМО. - М.: РОССПЭН,2004. - 279 с.
51. Рейх А.К. Товароведение и экспертиза в маркетинге /А.К.Рейх, Е.Ю. Суслов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. - 135 с.
52. Судас Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере / МГУ им. М.В. Ломоносова; Л.Г. Судас, М.В. Юрасова. - М.: Инфра-М, 2014. - 271 с.