Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №72962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка
раннего возраста 7
1.2. Этапы формирования предпосылок изобразительной
деятельности у детей раннего возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования предпосылок
изобразительной деятельности у детей раннего
возраста 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня сформированности
изобразительной деятельности у детей раннего
возраста 30
2.2. Методические рекомендации по формированию предпосылок
изобразительной деятельности у детей раннего
возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


Современные тенденции совершенствования системы образования в России основаны на гуманистических принципах педагогики и психологии. Как во всяком системном процессе в образовании важны методологические аспекты деятельности и концептуальные подходы к организации образовательно-воспитательной работы. На наш взгляд, роль продуктивных видов деятельности имеет непреходящее значение для развития ребенка раннего возраста.
Ведущим видом продуктивной деятельности является
изобразительная. Её статус в общем психическом развитии ребенка давно исследуется в отечественной (Л.Н.Бачерикова, В.Н.Бехтерев, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Е.А.Екжанова, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной науке (Г.Гарднера, Ж.Люке, Г.Энга и др.). Актуальность формирования изобразительной деятельности у детей раннего возраста как целенаправленного процесса педагогического воздействия определяется тем, что именно в этот период «взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной направленности на свойства объектов и их функциональность» (1).
Изобразительная деятельность имеет важное значение для развития ребенка раннего возраста. Становление изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с совершенствованием важнейших психических функций - зрительного, пространственного и тактильного восприятия, особенностей памяти, воображения, моторной координации, речи и мышления.
В ходе формирования предпосылок и элементарной изобразительной деятельности происходит и формирование структуры предметной деятельности, которая является ведущей в раннем детстве. Овладевая выразительными средствами рисования, лепки, аппликации ребенок постепенно переходит от процессуальных действий к созданию законченного продукта, поэтому изобразительная деятельность, по мнению Е.А. Екжановой, может служить каркасом, в рамках которого формируются основные компоненты любой последующей деятельности ребенка (мотив, цель, последовательность действий, условия их реализации, элементы самоконтроля). (14)
Кроме того, формирование предпосылок изобразительной деятельности способствует развитию таких новообразований, как игра и непосредственно самого рисования, характерных для конца раннего возраста, которые в период дошкольного детства станут ведущими.
Теория становления изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста базируется на достаточно известных концепциях Е.И.Игнатьева, Т.С.Комаровой, В.С.Мухиной, Е.А.Флериной. Однако в педагогической практике до настоящего времени отсутствует система формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста, а также методика обучения детей навыкам таких продуктивных видов деятельности как лепка и аппликация у детей от года до двух лет.
Анализ научных публикаций показал, что основы формирования изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста отражены в исследованиях Л.Н. Бачериковой, В.Н. Бехтерева, Л.А. Венгера,
Л.С. Выготского, Е.А. Екжановой, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и др.
Возможности использования изобразительной деятельности как средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения высоко оценивались с самого начала развития педагогики как отдельной науки (Я.А. Коменский, М. Монтессори, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский).
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование предпосылок изобразительной деятельности следует начинать в раннем возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Однако в педагогической практике до настоящего времени отсутствует система формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
В связи с этим мы выбрали тему исследования «Формирование предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
Разрешение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития предпосылок
изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста будет эффективным при следующих условиях:
- целенаправленном руководстве развитием предметной деятельности детей раннего возраста
- использование игр развивающих познавательную активность;
- проведение целенаправленной работы по формированию
предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста .
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования изобразительной деятельности в развитии ребенка раннего возраста.
2. Раскрыть педагогические условия формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
3. Выявить уровень сформированности предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ методической, психолого - педагогической литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ полученных данных.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик» г. Белгорода, первая младшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изученной психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что формирование предпосылок изобразительной деятельности требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Развитие предпосылок возникновения изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психо-моторного развития ребенка (развернутой предметной деятельности, зрительной перцепции, перцептивно - моторных координации, становления праксиса и развития речи) и способствует формированию механизма продуктивного целеполагания.
Развертывание собственно изобразительной деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста способствует развитию высших психических функций, нормативному социальному и эмоционально - личностному развитию ребенка.
При проведении экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента, при выявлении уровня сформированности изобразительной деятельности детей раннего, возраста мы выяснили, что: 10% детей имеют низкий уровень, 50% детей имеют средний уровень. В оценивании результатов диагностики уровня развития изобразительных навыков у детей раннего возраста, мы опирались только на навыки, характеризующие рисование. Основной анализ уровня сформированности навыков изобразительной деятельности и уровня развития психических процессов проводится в психолого - педагогической практике по рисункам детей, что было также учтено нами при проведении констатирующего эксперимента.
По результатам констатирующего этапа эксперимента было решено разработать методические рекомендации по формированию предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
Для выполнения данной задачи были предложены основные направления работы по формированию предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
Проведение данной работы требовало создание развивающей среды, ее совершенствования. Для этого мы использовали предметы, с которыми дети могли выполнять разнообразные действия (развивающие игрушки), предметы для экспериментирования. Одной из форм обучения детей, которую мы использовали в своей работе, является совместная деятельность взрослого с детьми. Задания с предметами были направлены на развитие восприятия и мышления как условия, развивающие познавательную активность. Представив ребенку, необходимый материал, мы ставили перед ним определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, характеризующуюся определенным мотивом. В процессе практической деятельности перед детьми раскрывались возможности самостоятельного анализа явления, который дает основу для развития познавательного интереса.
В работе с детьми мы учитывали, что виду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным.
В ходе нашей работы мы учитывали преобразующий характер рисования, при этом важно обеспечить творческую направленность деятельности. Поэтому мы, осуществляя педагогическое взаимодействие с ребенком, способствовали развитию самостоятельности и творческой направленности в рисовании.
Следует отметить, что результаты работы каждого ребенка зависели от его заинтересованности, поэтому в процессе обучения рисованию важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение.



1. Аверьянова А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 56 с.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2006
4. Аусбург Ж. Новая школа рисования. - М., 1911.-157 с.
5. Баркан А. О чем говорит детский рисунок.- М.: ACT, Астрель, 2010 - 94 с.
6. Брудный А.А. О психологии изобразительной деятельности ребенка // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С.163.
7. Вальдес Одриосола М.С., Московкина А.Г., влияние художественной деятельности на психомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста//Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 1,секция 2, Москва, 22-24 июня 2009г.-М.: Вердана 2009,-180с.
8. Венгер Л.А. восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969
9. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М.,1976.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).
12. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов/ Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с.
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Режим доступа: http: //минобрнауки .рф
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для воспитателей детского сада. - М., 1997.
15. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2005.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
17. Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. — СПб.: Речь; Образовательные проек¬
ты; М.: Сфера, 2009. - 96 с.
18. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М: Сфера 2010. - 92с.
19. Ишмуратова Е.М. Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3 (20) - С. 116-121.
20. Ишмуратова Е.М. Психолого-педагогические особенности овладения изобразительной деятельностью детьми раннего возраста // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - М.: ООО «Диона». - М., 2008. - С. 52-60
21. Ишмуратова Е.М. Формирование предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего возраста с отклонениями умственного развития в условиях интеграции: автореф. дисс. канд. пед.наук - М.,2011
22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 192 с.
24. Коменский Я.А. - М.: ИД Ш. Амонашвили, 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
25. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
26. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -176 с.
27. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: методическое пособие для специалистов дошкольного образовательного учреждения. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 207 с.
28. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: «КАРАПУЗ», 2008. - 192 с.
29. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования дошкольников на основе принципа культуросообразности // Электронный научный журнал «Педагогика искусства».// Режим доступа: http:// www.art- education.ru/AE-magazine.
30. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
- 176 с.
31. Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Слушаем и создаем сказку // Изобразительное творчество и дизайн в детском саду «Цветной мир». - 2009.
- № 1. - С. 50-55.
32. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
33. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.-384 с.
34. Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду» (Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973 г.
35. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения
до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / —
Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
36. Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: развитие познавательных
способностей детей. - Екатеринбург: У-Фактория,2006
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ