Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТЫ «TOLERANTIA», «PATIENTIA» И «ТЕРПЕНИЕ» В БИБЛЕЙСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКЕ И СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА)

Работа №72955

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. История и анализ концепта толерантности в контексте дискуссий 9
1.1. Генезис и семантика понятий: «patientia» и «терпение»,
«tolerantia» и «толерантность» 9
1.2. Концепты понятий «tolerantia» и «patientia» в античной
философии 30
Глава II. Толерантность как нравственно-этическая и богословская добродетель 44
2.1. Библейская экзегетика понятий «толерантность» и «терпимость»...44
2.2. Религиозно-философские взгляды на понятие «толерантность» в святоотеческой традиции (на примере взглядов Иустина Философа, Макария
Великого, Каппадокийцев и Иоанна Дамаскина) 65
Заключение 87
Библиография 95
Приложение


Актуальность исследования заключается в том, что современный мир мультикультурен, многонационален и многоконфессионален. Следствием этого являются процессы глобализации, когда все многообразие цивилизационного мира взаимодействует во всех сферах жизни и деятельности человека. Неизбежным следствием этого возможно возникновение и обострение конфликтных ситуаций, на этническом, культурном, аксиологическом и религиозном основаниях. Один из способов решения возникающих проблем - это толерантность и терпимость. Именно эти понятия сдерживают конфликтность и агрессию, являются необходимым и незаменимым условием для мирного сосуществования. Толерантность выступает как уважение человека человеком, стремление к всеобщему благу. Дефиниции понятия толерантности не исключают всеобщие мировые ценности морали и нравственно-этической добродетели для существования мира во Вселенной.
Но в настоящее время нет точного определения понятий толерантность и терпимость. По этой причине, для лучшего понимания и уточнения понятий толерантность и терпимость необходимо обратиться к морально - нравственной первооснове современной европейской цивилизации - Библии и святоотеческой традиции. Это и обусловило выбор данной темы.
Степень разработанности проблемы. Понятие толерантности и терпения в ракурсе поставленной темы в качестве проблематического познавательного горизонта уже даёт о себе знать устойчивым образом, прежде всего, в работах и жизнеописании исследуемых авторов: Иустина Философа, Макария Великого, каппадокийцев, Иоанна Дамаскина, и концептуальной первооснове христианства - Библии.
Наименее разработанным представляется исследование проблемы толерантности и терпения в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, в античной и патристической (святоотеческой) литературе, в которой целостным образом даёт о себя знать познавательный опыт первоначального христианства. Касательно исследуемых отцов церкви - Иустина Философа, Макария Великого (Египетского), Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также Иоанна Дамаскина - можно сказать, что Отцы Церкви, разумеется, конкретно вопросом понимания ими понятия толерантности не занимались, лишь косвенно и по контексту, но можно реконструировать некоторую семантику понятия толерантности и терпения.
Среди исследователей христианской патристики мы опирались на работы ученых дореволюционного периода: И. В. Попов, А.П. Лопухин, епископ Никодим (Милош), архиепископ Филарет (Гумилевский), В.И. Несмелов, А.П. Лебедев, Епископ Никодим (Милаш) и др.
Для экзегетического разбора библейских текстов использовались труды авторов: блаженный Феодорит, еп. Кирский, блаженный Феофилакт
Болгарский, святитель Иоанн Златоуст.
Среди церковных историков использовались труды авторов: Евсевий Кесарийский (Памфил), Ф. И. Успенский, А.В. Карташов, А.Л. Дворкин. Так же использовали «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского.
Отдельно стоит отметить труды представителей русского зарубежья: прот. Г. Флоровского, архим. Киприана (Керн), прот. Иоанна Мейендорф.
Из современных исследователей можно выделить митрополита Иллариона (Алфеева) и профессора МДА К.Е. Скурат.
Для уточнения различных нюансов касательно затрагиваемых вопросов и изучаемых авторов использовались публикации авторов: патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, прот. А. Ильяшенко, проф. А. И. Осипов, митр. Антоний Сурожский, Ю. Максимов, П.Л. Гаврилюк, архим. Никон (Лысенко), архим. Никифор (Бажанов), О.А. Ананьева, А.А. Аванесов и др.
Из числа исследователей античной философии использовались таких ученых как: В.Ф. Асмус, А.В. Перцев, П.И. Новгородцев, Н.В. Мотрошилова, В. М. Лурье, А.Ф. Лосев, В. М. Золотухин и др.
Для определения генезиса и семантики понятий толерантности и терпения использовались словари отечественных и зарубежных авторов: О.Г. Данильян, Н.И. Панов, Г. Дъяченко, С.И. Ожегов, В.В. Думнов, В.Г. Кузнецов, Ф. Брокгауз и И. Ефрон, И.Х. Дворецкий, В. И. Даль, А.Д. Вейсман, Michel Breal, Anatole Bailly, Pierre Chantraine, J.B. Hofmann и др.
Проблема исследования Понятия «толерантность» и «терпимость» полностью и частично использовались на протяжении всей истории цивилизации. С помощью толерантности и терпимости строились концепты взаимоотношений различных этносов, культур и религий и являлись условиями развития блага и справедливости. В современном мире доминирующей над всеми остальными культурами является культура европейская. В свою очередь европейская культура берет свое основание с библейского вероучения и святоотеческой традиции. Отсюда следует, что духовно - нравственным источником европейской культуры является христианское вероучение. Первоосновой христианства, безусловно, является Библия (Священное Писание Ветхого и Нового завета). Но в будущем, Священное Писание и Предание церкви было развито отцами церкви, особенно первых восьми веков христианства. Одними из ярких представителей названного периода являются - Иустин Философ, Макарий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин. Так как в библейскую эпоху и эпоху жизни названных отцов церкви прямо проблема толерантности и терпимости не ставилась, но корни европейской культуры берут начало именно с этих эпох, названные источники и авторы заслуживают внимания.
Объектом исследования является понятие толерантность в Библии и в теологических взглядах Иустина Философа, Макария Великого, Каппадокийцев, Иоанна Дамаскина.
Предмет исследования - семантика понятий толерантности и терпения в библейской экзегетике и теологических взглядах Иустина Философа, Макария Великого, Каппадокийцев, Иоанна Дамаскина. 
Границы исследования. Исследуемая тема ограничена периодом Библейской истории и периодом жизни и трудов, исследуемых Иустина (Философа, Макария Великого, Каппадокийцев и Иоанна Дамаскина, то есть II - VIII веками н.э. Но, учитывая, что исследуемые отцы имели философское образование, опирающееся на античных авторов, которые жили и писали трактаты в течение около тысячелетия, сложно обозначить хронологические границы используемой литературы.
Целью исследования является реконструкция основных сходств и отличий понятий «толерантность» и «терпение» в библейской экзегетике и святоотеческой традиции.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• уточнение генезиса и семантики понятий: «patientia» и
«терпение», «tolerantia» и «толерантность»;
• анализ концептов понятий «tolerantia» и «patientia» в античной философии;
• выявление особенностей понятий «толерантность» и «терпимость» в библейской экзегетике;
• систематическая характеристика философско-теологических
взглядов на понятие «толерантность» и «терпимость» в святоотеческой традиции (на примере взглядов Иустина Философа, Макария Великого, Каппадокийцев, Иоанна Дамаскина);
Теоретико-методологические основы исследования. В ходе исследование было применено несколько методов. Был применен логический и компаративный анализ понятий «patientia» и «терпение», «tolerantia» и «толерантность» в Библии и во взглядах исследуемых отцов церкви: Иустина Философа, Макария Великого, Каппадокийцев и Иоанна Дамаскина .
Для экзегетического анализа Священного Писания в целях выявления понимания понятий «patientia» и «терпение», «tolerantia» и использовался системный и контекстный подход в культурно-исторической и текстуальной реконструкции понятий толерантность и терпение.

При формулировке вывода использовался сравнительный анализ понимания толерантность и терпение в жизни и трудах исследуемых отцов церкви и Священном Писании Ветхого и Нового заветов.
Методология исследования включает совокупность общефилософских, общенаучных и философско-религиоведческих методов, таких как логический и компаративный анализ различных интерпретаций понятий «patientia» и «терпение», «tolerantia» и «толерантность», системный и
контекстный подход в культурно-исторической и текстуальной реконструкции понятий в богословских текстах и Священном писании Ветхого и Нового заветов.
Источниковая база исследования. В диссертационном исследовании в качестве источников использовались труды и жизнеописания исследуемых авторов: Иустина Философа, Макария Великого, Каппадокийцев и Иоанна Дамаскина. В том числе использовалась первооснова христианства - Библия. Для определения этимологии и интерпретаций понятий: «patientia» и «терпение», «tolerantia» и «толерантность» использовались словари авторов: О.Г. Данильян, Н.И. Панов, Г. Дъяченко, С.И. Ожегов, В.В. Думнов, В.Г. Кузнецов, Ф. Брокгауз и И. Ефрон, И.Х. Дворецкий, В. И. Даль, А.Д. Вейсман. Из зарубежных авторов использовались словари авторов: Michel Breal, Anatole Bailly, Pierre Chantraine, J.B. Hofmann.
Научно-практическая значимость результатов исследования
заключается в возможности их применения в исследовании актуальных проблем социальных, религиозных и политических явлений. Материалы исследования могут также привлекаться в качестве дополнительной литературы в образовательных курсах религиозной философии, патрологии, социальной и политической философии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы магистерской диссертации были представлены на следующих конференциях:
1. В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2012» «Ломоносов - 2013» «Ломоносов - 2014».
2. В Киевском национальном университете им. Т. Г. Шевченко на Международной научной конференции «Дни науки философского факультета - 2012», «Дни науки философского факультета - 2013» «Дни науки философского факультета - 2014».
3. Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина на Международной научной конференции «IX Харьковские студенческие философские чтения» (2013г.) и «X Харьковские студенческие философские чтения» (2014г.).
4. В Белгородском государственном национальном
исследовательском университете на I - й, II - й и III - й на Международной научно - практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры» в 2013, 2014 и 2015 гг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие толерантность можно рассматривать в различных религиозно- культурных плоскостях, но одной из самых главных особенностей развития есть диалог, в плане двух сторон, может даже конкурирующих на звание достойной. Сам факт диалога предполагает уже толерантное отношение к противоположной стороне, так как цель диалог достичь консенсуса в каком- либо споре. Если стороны не могут договориться, то возникает борьба противоположностей, возможно и война, в таком случае понятие толерантности выступает как уважение соперника (не всегда). Победа одной стороны является результатом прогресса в плане наиболее сильной стороны, более вооруженной и имеющей более мужественных и сильных воинов - в целом побеждает сильнейший. Чтобы все люди были толерантны по отношению друг к другу в микро - макро - и мегомире - это на гране фантастики, это есть полнейшая утопия. Сам человек по своей природе имеет множество факторов, которые не позволят уважать или даже терпеть что-то чуждое, у человека еще есть свобода и он может восстать, если кто-то будет ущемлять эту свободу: проявлять толерантное отношение или не проявлять. Толерантность имеет фрагментарное значение и может проявляться в отдельных ситуациях, причина и способ проявления зависит от множества факторов. Толерантность может проявляться на том отрезке «паутины судьбы», когда человек имеет право выбора, то есть свободу выбора, как мировоззренческую и аксиологическую установку по необходимому вопросу.
Толерантность в чистом виде обязательно должна присутствовать в религиозных взглядах, за исключением радикальных настроений. Борьбы с «инакомыслящими» (радикальными) взглядами должна исключать толерантное отношение, так как может разрушить мировоззрение граждан, но самое главное может нести экстремистский характер.
В данном исследовании были рассмотрены две позиции понимания толерантности, одна с позиции гражданского общества, на примере генезиса понятия толерантность и толерантность в античной философии, как парадигма гражданской толерантности. В современном мире такую толерантность можно назвать дипломатией, которая направлена на максимальное удаление возможности возникновения военных столкновений и конфликтов, так как современное общество имеет огромные возможности военно-технического потенциала, поэтому мужество, как главная добродетель античного мужа, опасна для проявления. И как нравственно-религиозная добродетель как парадигма в Священном Писании понятия толерантности как терпимости, как синтез гражданского знания и христианского учения.
Древнегреческая традиция, определяла (синонимически) толерантность как мужественное, сильное перенесение, это своего рода гражданское, патриотичное перенесение военных действий для лучших времен, прогрессивная сторона обязательна для толерантности. Восточная, а точнее Российская или более точнее славянское понятие толерантности отсутствует, а есть близкое понятие «терпение», но оно более духовно-религиозное, в которое вкладывается сострадание, как свойство славянского менталитета как вариант «любви к ближнему», православное религиозное воспитание, которое было наложено на мужественных и великодушных русичей. Римская традиция добавляет четкое отличие толерантности как таковой - это нечто «чужое», то есть «вероятность брать на себя это» - быть толерантным, или не брать - интолерантным. Историческая память и следы развития цивилизаций показывают, что во все исторические эпохи страны стремились помогать друг другу, в смысле преобразования, порой и воинствующего, но главной целью этого преобразование являлся прогресс, пусть и с субъективной точки зрения.
Терпение есть универсальный атрибут для совершенствования того, что не устраивает. Но с другой стороны терпение может стать атрибутом застоя и бездействия индивида. И с третьей стороны станет уже атрибутом привычки, как альтер эго - это не есть самосовершенствование, а наоборот бездействие
и отказ от каких-либо действий - деградация, чрез физическое бездействие, интеллектуального потенциала.
Понятие толерантность и терпение различны, так семантика этих понятий показала значительные отличия этих понятий. Толерантность как мужественное перенесение, стойкость духа, уважение и сила стремления к улучшению миропорядка, прогресс развития. Терпение выступает в светском обществе как равнодушное и бессильное, покорное и уступчивое. Можно сказать, что толерантная - это сторона победителя, а терпеливая - это сторона побежденного или побеждаемого; толерантная сторона - это господина, терпеливая сторона - это раба. То есть всегда присутствуют две стороны одна, которая действует, а другая на которую направлено действие. Субъектно-объектные отношения свойственны во все времена и во всех отношениях, когда присутствую две стороны.
Проблема толерантности относится к числу фундаментальных проблем философской антропологии. В ней толерантность является:
•смыслообразующей координатой бытийности человека;
•сущностной характеристикой целостности человека, выражающей его самоопределенность, самоценность и самоидентичность;
•необходимым условием человеческой самодеятельности и самореализуемости при наличии дисбаланса социокультурной среды, определяющего множественность отрицательных факторов воздействия с ее стороны;
•не способом уклонения от разрешения конфликтной ситуации или избегания конфликта, а способом его решения посредством самоустановления конфликта в его недостаточности;
•способностью преодоления неблагоприятных воздействий социальной среды без снижения уровня адаптации посредством трансформирования негативного потенциала воздействующих факторов в позитивные; как

конфликтогенной среде, способствуя снятию социокультурной напряженности;
•принципом деятельности, функции придания активности человека конструктивного характера;
•социорегулятивным принципом структурирования пространства социальных отношений в условиях конгломеративного существования;
• параметром устроенности общественного организма, фиксирующим политико-правовую степень отчуждаемости «естественных» прав человека;
•в социокультурном смысле - необходимой составляющей понимания ситуации выбора;
•уровнем приспособляемости человека и социума при наличии дисгармонии между системой ценностных приоритетов1.
Понятие толерантность может иметь два смысла, в узком понимании и в широком. Толерантность есть терпимость, можно ли испытывать терпимость к убийству? К воровству? К бандитскому и неподобающему поведению? Терпимость к сатанизму? Это же мировоззрение. Можно относиться с терпимостью к человеку, и он имеет право на любое мировоззрение, но нельзя быть терпимым к мировоззрению, которое несет человеку зло. Можно сочувствовать, к любителю выпить, но нельзя быть терпимым к пьянству, можно с состраданием относиться к вору, но нельзя быть терпимым к воровству. В плане науки, если ученые будут, безразличны к теориям которые возникают, то науки не будет. Истина рождается в спорах, рассуждениях, дискуссиях, какая теория правильная. Религия такая же наука, только касается другой сферы. К другим религиям можно относиться с уважением и достоинством, но при этом необходимо выражать, имея на это право, свое отношение и высказывать в чем несогласные. Нельзя смешивать толерантность в отношении человека и его право иметь убеждения, другое
дело отношение к убеждению, имеем полное право на взаимную критику. Каждая из религий представляет свою научную теорию .
Толерантность есть атрибут коммуникации, общение именно как диалог может состояться, если два и более собеседника готовы и будут уважать и выслушивать оппонента - относиться толерантно. Толерантность как атрибут государственного устройства необходим, чтобы различные взгляды и мировоззрения могли вместе сосуществовать и по справедливости все вместе ценить и любить (по-христиански) ближнего. Также, чтобы государство состоялось необходимо, чтобы все по справедливости было распределено (как в Швейцарии, каждому гражданину перечисляется доход от общего дохода), у каждого гражданина были гарантии жительства и социальная поддержка, исполнение трудового законодательства, направленного на осуществление блага пропорционально вложенному труду. И толерантность в нравственно-религиозных акциденциях как атрибут веры, толерантность не просто как терпимость или терпение каких-либо испытаний, а целенаправленное и желанное осуществление смиренного верования - это внутренняя направленность христианства, а внешняя гласит: «полюби врага своего, как самого себя» . Здесь толерантность выступает как любовь, выше всех чувств, которую может испытывать человек, а когда человек настолько покоряет себя и свои обиды он становится выше и может полюбить врага, который впоследствии, возможно будет также покорен этой любовью. В Христианстве толерантность наиболее выражена в учениях как огромная сила смирения и огромная сила любви, которую преподнес своим примером Иисус Христос.
Толерантность в Ветхом Завете возможна применительно к соплеменникам и единоверцам, а Новый Завет толерантность понимает не только как терпимость к другим религиям (веротерпимость), но и терпимость по отношению ко всем окружающим людям (какими бы они ни были), даже врагам, причем эта терпимость строится на любви к ближнему. Новозаветная толерантность - это больше, чем просто терпимость к иноверцу, инакомыслию и даже преступнику, потому, что отношение к человеку определяется заповедью «возлюби ближнего своего» и «любите врагов ваших». В случае, когда внутри религии происходят разделения через искажения вероучения, толерантность недопустима. Ярким примером того являются негативные высказывания Христа по отношению к лицемерию фарисеев. Проблема состояла в том, что они не следовали своему же вероучению, исполняя лишь букву, и они считали себя порядочными людьми, не нуждающимися в покаянии. И на таковые недостатки Христос не закрывает глаза, а обличает, причем с довольно резкими эпитетами и сравнениями. Так же, Христос употребляет довольно резкие, можно сказать оскорбительные, сравнения в адрес грешников, не хотящих слушать проповедь апостолов. Таким образом, с одной стороны, Христос не принуждает веровать в него, и даже не призывает к этому (Есть только одно исключение - апостол Павел). Но, тем не менее, он отстаивает истину, и не допускает морального толерантного отношения к сознательному противлению Истине.
Таким образом, христианская религиозная позиция (как она выражена в Евангелии) представляет собой сочетание уверенности в исключительной спасительности Новозаветного Откровения, и толерантности в отношении ко всем окружающим людям (какими бы они, ни были), даже к своим врагам.
Терпение в библейской экзегетике есть не только условие толерантности. Терпение можно разделить на несколько видов:
• Терпение Иисусом Христом страданий ради спасения человечества;
• Терпение Богом греховной природы человека;
• Терпение человеком скорбей ради благоразумия, борьбы со страстями и спасения души;
• Терпения страданий ради славы Божией, или по промыслу Бога, года терпение лишений и скорбей в будущем приводит к благу личному и общественному.
В святоотеческой традиции, можно выделить следующие дефиниции понимания толерантности:
• уважение и терпимость к инакомыслящим и исповедующим иные религиозные вероучения. Это положение основывается на заповеди любви к ближнему. Ближнего кем бы он ни был, мы обязаны любить. Само учение критиковать потому, пытаться вразумить заблуждающегося для возвращения на путь истинный. Все ложные ценности, учения, или вероучения отцы церкви резко осуждают, так как истина только одна;
• уважение к религиозно - философским учениям, которые, не смотря на свою оппозиционность христианству, могут помочь в интеллектуальном развитии самим христианам, или развитии христианского богословия.
Терпение в святоотеческой традиции понимается следующим образом:
• Терпение скорбей, которые происходят от греховной плоти, физиологическим свойством которых есть грех. Святоотеческая традиция дает свои советы касательно облегчения борьбы со страстями, но полностью от них избавиться невозможно. Потому, терпение есть необходимое средство;
• Терпение инакомыслия и иноверия. Христианин живет в окружении различных философских учений и вероисповеданий. Для христианина истинная религия и мировоззрение одно - это Христианство. Потому, иные варианты мировоззрений и вероучений он считает ложными. Не смотря на это, он должен терпеть вокруг себя их наличие.
Христианская традиция разделилась по «удобному» менталитету религиозно-аксиологических и научных постулатов. На рациональную (европейскую) и иррациональную (восточную) специфику верования, что само собой рождает диалектическую естественную борьбу. Решение проблемы крайностей этой диалектической борьбы и должна взять на себя толерантность, которая позволяет сохранить самобытность цивилизаций и стимулировать прогресс во всех сферах социальной действительности. В современном мире религия и политика взаимно дополняют друг друга и поэтому есть дополнительные рычаги управления массами, рождая политическую удовлетворенность и четкую аксиологическую позицию в жизненных ориентирах, что само собой создает почву для диалога.



1. Аванесов А.А. О религиозной толерантности христианства.
Православие и развитие российской духовной культуры в Сибири. Том 1. Томск, 2004. [Электронный ресурс] // ресурс доступа:
http://fsf.tsu.ru/faculty/philosophy/caf/otksp/prepods/avanesov/ChToler.pdf
2. Ананьева О.А. Христианское монашество в произведениях
Иеронима Стридонского 26 марта 2010 г. Научный богословский портал. БОГОСЛОВ.ЯИ Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http: //www.bogoslov.ru/text/669716.html
3. Античная философия / В. Ф. Асмус. - 3 - е изд. - М.: Высш. шк.,
2005. - 408с.
4. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.:
Прогресс - Традиция, 2008. - 896с.
5. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах церкви. Репринтное издание в 3-х томах. Т.2.Свято - Троицкая Сергиева лавра. 1996 г. - 384с.
6. Архимандрит Никифор (Бажанов). Фарисеи. Библейская
энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http: //azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej skaj a-entsiklopedij a/3948
7. Архимандрит Никон (Лысенко), Миланский эдикт 313 г. и его значение в истории Христианской Церкви. Дон православный. Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // http: //www.rostoveparhia.ru/stati/7656/
8. Асмус В.Ф. Античная философия. - 3 - е изд. - М.: Высш. шк., 2005. - 408с.
9. Библия книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В
русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.:
Российское Библейское общество, 2007. - 1371с.
10. Блаженный Феодорит, епископ Кирский, Толкование на Ветхий
Завет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http: //azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaj a_biblij a_01 /22
11. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь / А.Д. Вейсман. - 5-е изд. - СПб: Издание автора, 1899. - VIII. 1370с.
12. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова. - М., 2001
13. Гладков Б. Толкование Евангелие. 2-е изд. СПб., 1907. 722с.
ГЛАВА 25. Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http: //www.krotov.info/library/04_g/la/dkov_17. htm
14. Григорий Богослов 1 письмо к Василию Великому [Электронный
ресурс] // - Режим доступа:
http://mystudies.narod.rU/library/g/greg_naz/epistles/001 .html
15. Григорий Богослов. Православная энциклопедия. Т. 12, М. 2007 С. 668-712
16. Григорий Богослов. Слово 17, сказанное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику. Слова. Часть 1. Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://agios.org.ua/wiki/index.php/
17. Григорий Нисский. Об устроении человека. Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http: //agio s.org. ua/wiki/index.php/
18. Гуревич А. Избранные труды. Средневековый мир. - СПб., 2007
19. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Библиотека Гумер - культурология [Электронный ресурс] // ресурс доступа: http: //www.gumer.info/bibl iotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_09. php
20. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] // ресурс доступа: http://slovonline.ru/slovar_dal/b-19/id- 40381/terpet.html
21. Дарендорф Ральф Тропы из утопии / Пер. с нем. Б. М. Скуратова, В. Л. Близнекова. - М.: Праксис, 2002 - 535с.
22. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: Около 70 000 слов (в обоих томах) / Иосиф Хананович Дворецкий; Под ред. С.И. Соболевского; С приложением грамматики, составленной С.И. Соболевским. - Т. 1: А - Л. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей.
23. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: Около 50 000 слов / Иосиф Хананович Дворецкий. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Русский язык, 1976. - 1096с.
24. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской православной церкви. http://azbyka.ru/otechnik/Istorij a_T serkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj - pravoslavnoj -tserkvi/23
25. Дешнер К. Криминальная история христианства В 4 кн Кн. 1. Пер с нем. В. Хмары - М. ТЕРРА, 1996. 464с.
26. Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия
Великого, архиепископа Кесарийского Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http: //agio s.org. ua/wiki/index.php/
27. Димитрий Ростовский. Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://agios.org.ua/wiki/index.php/
28. Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная История. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://predanie.ru/evseviy- kesariyskiy-pamfil/book/73506-cerkovnaya-istoriya/
29. Епископ Никодим (Милаш). Правила Первого Вселенского
собора, Никейского. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih- soborov-s-tolkovanijami/100
30. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии : Автореферат дис. д-ра филос. наук : 09.00.13 Кемерово, 2005 341 с. РГБ ОД, 71:07-9/11
31. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. - М.: Эксмо, 2008. - 960 с.
32. Ильин И. А. За национальную Россию. О Русском самостоянии
[Электронный ресурс] // ресурс доступа: http://rys-
arhipelag.ucoz.ru/publ/ivan_aleksandrovich_ilin_za_nacionalnuju_rossiju_2_o_rus skom_samostojanii/6-1-0-3027
33. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний [Электронный ресурс] // ресурс доступа: http://hristov.narod.ru/singheart.htm
34. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или Философские главы / Пред. Г.В. Флоровского. — М.: Экклесия Пресс, 1999. — С. 36-110. — (Учителя неразделенной церкви)
35. Иоанн Дамаскин. О ста ересях. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // http: //azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/o_ 100_eresyax/
36. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Братство святителя Алексия. - Ростов - на - Дону: Изд-во «Приазовский край». - 1992. - 446с.
37. Иоанн Мейендорф (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. - МН.: Лучи Софии, 2007. - 384 с. - С. 41
38. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://
http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/
39. Карташов А.В. Вселенские соборы. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // http: //azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/
40. Киприан (Керн), архим. Патрология. Глава IX. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://
http: //azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologij a-kern/9_2
41. Коморникова О. Проблема толерантности в истории
философской мысли. Русская народная линия ДелоРус и Александро-Невская Семья / 21.10.2009. [Электронный ресурс] // ресурс доступа:
http: //www.ruskline.ru/analitika/2009/10/21/problema_tolerantnosti_v_istorii_filos ofskoj_mysli/
42. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс,
2006. - 537с.
43. Кузнецов В.Г. Толерантность. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007
44. Латинско - русский словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/latin_rus/30529/patientia
45. Латинско-русский словарь/издание товарищества «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», М. 1914, - 810с.
46. Лебедев А.П. Рассказы по истории христианской аскетической жизни. - М.1882
47. Лопухин А. П. Толковая Библия.
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/45
48. Лопухин А. П. Толковая Библия. Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви Электронный ресурс. Режим доступа: http: // http: //lib .eparhia- saratov.ru/books/11 l/lopuhin/lopuhin2/709. html
49. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика, том III М.: «Искусство», 1974.
50. Лурье В. М. История Византийской философии. Формативный период.— СПб.: Axioma, 2006
51. Максимов Ю. Комментарий к произведению прп. Иоанна Дамаскина «О ересях» Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/o_100_eresyax/
52. Митрополит Антоний Сурожский. Исцеление гадаринского бесноватого. ПРАВОСЛАВИЕ. RU, 21 октября 2013 г.
53. Митрополит Иларион (Алфеев) Жизнь и учение св. Григория
Богослова [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http: //krotov.info/history/04/03/alfeev 1 _4. html
54. Митрополит Илларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория богослова. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013. - 4 - е изд. - 576с.
55. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Беседа Христа с самарянкой. Коммерсант, 2000г. 27 мая
56. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. - философ. Очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991. - 464с.
57. Некрасов Н. А. Поэт и Гражданин Полное собрание стихотворений. Том 2. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://az.lib.rU/n/nekrasow_n_a/text_0020.shtml
58. Несмелов В. И. Догматическая система Григория Нисского. СПб., 2000. - 635с.
59. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/vehi/ideal.html
60. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.:
Современный литератор, 2003. С.- 803
61. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53000 слов. Изд. 8-е, стереотип. М.: «Советская энциклопедия», 1970. - 900с.
62. Осипов А. И. Что такое толерантность? Электронный ресурс. Режим доступа: http: // chtooznachaet.ru/tolerantnost-znachenie-slova.html
63. Перцев А. В. «Современный миропорядок и философия толерантности». Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. — М.: ОЛМА*ПРЕСС, 2005. — 542с.
64. Письмо св. Григория Богослова к Василию Великому
[Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://content.mail.ru/arch/25759/1593281 .html
65. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений)/Протоиерей магистр Григорий Дъяченко/Репринтное воспроизведения 1900 г. Изд-во «Отчий дом», 2001 г.
66. Попов И.В. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский Отец и учитель Церкви // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1903. Т.3
67. Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария египетского. СТСЛ, 1905
68. Попов И.В.Труды по патрологии. Святые отцы II - IV век. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 2004 - 744 с.
69. Правила Первого Вселенского собора. Правила Первого Вселенского Собора 325 г. в г. Никее. Церковно - научный центр «Православная Энциклопедия». Седмица. RU Электронный ресурс. Режим доступа: http:// https://www.sedmitza.ru/lib/text/435459/
70. Преподобный Макарий Великий Египетский. Великое послание.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/velikoe-poslanie-i-slova/#0_1
71. Протоиерей Александр Ильяшенко. О прощении жены, взятой в прелюбодеянии. Православие и мир. 12 ДЕКАБРЯ 2013 г
72. Рамазан Г. А. Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 182 с.
73. Святитель Василий Великий. О вере. Электронный ресурс. Режим
доступа: http:// http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/slova-o-
podvizhnichestve/#0_2
74. Святитель Василий Великий. Шестоднев. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва - 1999
75. Святитель Григорий Богослов. Пять слов о богословии
Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/27
76. Святитель Григорий Богослов. Слово 25. В похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/25
77. Святитель Григорий Богослов. Слово 26. Произнесенное святым
Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять Архиерейский престол в Константинополе возвратился из села. Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/26
78. Святитель Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на
царя Юлиана. Электронный ресурс. Режим доступа: http://
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/4
79. Святитель Григорий Богослов. Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/23
80. Скрытая и явная пропаганда гомосексуализма в мире - часть
вторая. Россия сегодня. 31.08.2016.
http://inosmi.ru/asia/20120831/197523837.html
81. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV - V). Свято - Троицкая Сергиева лавра, 2002. - 320 с.
82. Словари и энциклопедии на академике. Durum patientia frango.
Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //translate.academic.ru/Durum%20patientia%20frango/la/ru/
83. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. - М.: ИНФА - М, 2005 - 731с.
84. Сметанин В.А. О проблемных аспектах толерантности в эволюционном ракурсе . [Электронный ресурс] // ресурс доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=459
85. Современный словарь по общественным наукам/под общей редакцией О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. - М.: Изд-во Эксма, 2005. С - 429
86. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 56. Златоуст, т.8, ч.1. http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/IoannZl/08/Z08_1_56.htm
87. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959
88. Трубина Е. Г. «Повествование и наука: от вражды к толерантности». Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. — М.: ОЛМА*ПРЕСС, 2005. — 542с.
89. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Становление. М. 2003.
90. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / Федотова Н. Н. // Философские науки. - 2004. - N 4.
91. Феофилакт Болгарский ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ
МАТФЕЯ Электронный ресурс. Режим доступа: http: //
http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/feofilak/feofb001 .htm
92. Физика. Аристотель, перевод В.П.Карпова. Проверено 13 июня 2009. Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
93. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-
М.2009.
94. Флоровский Г. Восточные отцы церкви.. - 2-е изд. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 - 636 с.
95. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. Пособие для филос. Фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981. 374с.
96. Чекалов И. Этика Ветхого завета в свете Нового завета «Богомыслие», №3
Зарубежные источники
97. Breal M., Bailly A. Dictionnaire etymologique latin / Michel Breal, Anatole Bailly. - 6eme edition. - Paris : Librairie Hachette et Cie, 1906. P. 396 - 397
98. Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots / Pierre Chantraine. - T. 4-1. P - Y. - Paris: Les Editions Klincksieck, 1977. P. 1088 - 1089, 1123
99. Walde A. Lateinisches etymologisches Worterbuch / A. Walde. - 3., Neubearbeitete Auflage von J.B. Hofmann. - Bd. II: M - Z. - Heidelberg: Carl Winter. Universitatsverlag, 1954. S. 688 - 689


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ