РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
|
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы обучения русскому языку в рамках лингвокультуроведческого подхода (на материале топонимов) 9
1.1. Лингвистические основы лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому
языку 9
1.2. Лингвокультуроведческий подход в обучении русскому языку 13
1.3. Топонимы как источник языковой и культуроведческой информации 18
Глава 2. Реализация лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами в современной начальной школе 34
2.1. Методический опыт использования топонимов на уроках русского языка 34
2.2. Содержание экспериментально-методической работы по проблеме исследования 42
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 84
Глава 1. Лингвометодические основы обучения русскому языку в рамках лингвокультуроведческого подхода (на материале топонимов) 9
1.1. Лингвистические основы лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому
языку 9
1.2. Лингвокультуроведческий подход в обучении русскому языку 13
1.3. Топонимы как источник языковой и культуроведческой информации 18
Глава 2. Реализация лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами в современной начальной школе 34
2.1. Методический опыт использования топонимов на уроках русского языка 34
2.2. Содержание экспериментально-методической работы по проблеме исследования 42
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 84
В последние годы отмечается активизация лингвистических и методических исследований, направленных на выявление и описание культурно значимых явлений, нашедших отражение в языке. В связи с этим значительное внимание уделяется национально культурным особенностям языковых единиц и проблемам их изучения в школе (В.В. Воробьев, В.Н. Телия, Е.И. Быстрова, А.Д. Дейкина, Н.Ю. Штрекер, Т.К. Донская, Т.Ф. Новикова и др.). Несомненно, что идея изучения и преподавания родного языка в контексте национальной культуры в настоящее время признается одной из наиболее актуальных. В связи с этим в лингводидактике прочно утвердился лингвокультуроведческий подход, в соответствии с которым основная задача начального языкового образования - «развитие личности как носителя языка с ее этно-, социо-, психологическими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность» (Н.Ю. Штрекер). И поэтому обучение родному языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа. Современные требования к преподаванию русского языка определяют цель - воспитание через систему предметов филологического цикла человека, любящего свой народ, свою культуру и свой язык. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает включение лингвокультуроведческого материала в современный урок
русского языка и реализацию лингвокультуроведческого подхода языкового образования. Практическое осуществление данного подхода предусматривает обязательное знакомство на уроках русского языка с номинативными единицами языка, содержащие национально-культурный компонент в своей семантике.
Среди лексических единиц, обладающих национально-культурной спецификой, особое место занимают топонимы, которые издавна привлекают внимание лингвистов, историков, этнографов. Существенная особенность топонимической лексики - ее высокий культуроведческий потенциал, обусловленный ярко-выраженной национально-культурной спецификой этого разряда лексики. Топонимическая лексика, отражает не только географическую среду, но и представления народа, создавшего её, и поэтому топонимы являются ключом к постижению менталитета народа. Своеобразие менталитета, истории того или иного народа предопределяет особенности семантического наполнения и структурного состава топонимической системы. Поэтому в содержание обучения школьников - носителей русского языка обязательно должно включаться топонимическое пространство современного русского языка. Несомненно, что имена собственные - это большая и многоаспектная культуроведческая тема, в которой заключено познавательное, патриотическое и историко¬культурное значение.
О перспективности использования топонимов в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка свидетельствует значительное количество появившихся в последние годы исследований культурно-концептуальных особенностей топонимических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации (Р.А. Агеева, М.Н. Аникина, А.П. Афанасьев, Е.Л. Березович, О.Е. Вороничев, Л.М. Дмитриева, И.С. Каралабутова, Г.П. Смолицкая и др.). Топонимы оказываются среди самых ярких языковых единиц, отражающих национально-культурную специфику. Большая часть топонимов связана с различными реалиями русского быта, фактами истории, природными особенностями того или иного региона. Топонимическая картина мира, являющаяся частью языковой картины мира, обладает значительной этнокультурной ценностью, так как отражает особенности, быта, жизни и культуры русского народа. В связи с этим актуальность исследования определяется следующими факторами:
- необходимостью реализации лингвокультуроведческого подхода в преподавании русского языка и недостаточным использованием с этой целью топонимической лексики;
- необходимостью методически адаптировать новые исследования в области топонимики и ввести их в учебную практику начальной школы;
- обучающими, развивающими и воспитательными возможностями топонимической лексики, обладающей яркой национально-культурной спецификой.
В процессе анализа лингвистической и методической литературы было выявлено следующее противоречие. Топонимы отражают материальную и духовную жизнь народа, природные и исторические условия его существования, то есть обладают национально-культурной спецификой. Высокий культуроведческий потенциал топонимов требует обязательного использования этих лексических единиц в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, словарей, дидактического материала и т.п., которые позволяли бы на практике реализовать данный подхода в в современной начальной школе.
Объект исследования - процесс реализации
лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале топонимов).
Предмет исследования - содержание работы по лингвокультуроведческому комментированию топонимов на уроках русского языка (дидактический материал, приемы комментирования, упражнения и т.п.).
Проблема исследования: каковы возможности реализации
лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - рассмотреть топонимы с национально-культурными особенностями, формы и содержания при презентации на уроках русского языка в начальной школе и предложить приемы лингвокультуроведческого комментирования, дающие возможность показать национально-культурные топонимических единиц.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: использование лингвокультуроведческого комментирования в процессе работы с топонимами на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать обогащению словарного запаса младших школьников, осмыслению национально-культурного содержания топонимических единиц.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- вывить сущность лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку;
- выявить культуроведческий потенциал топонимической лексики;
- изучить опыт использования топонимической лексики в практике начального языкового образования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования и экспериментальным путем подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
В работе используются следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме работы, языковых и текстовых материалов, изучение опыта лингвокультуроведческого подхода к изучению родного языка в начальной школе; анализ национально-культурной специфики топонимов; эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование топонимической грамотности младших школьников в процессе внеурочной познавательной деятельности.
Экспериментальной базой является 3 класс МБОУ СОШ №7 г.Белгорода.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что применительно к начальному языковому образованию обоснована необходимость применения лингвокультуроведчедческого
комментирования в процессе работы с топонимами.
Практическая значимость исследования определяется
разработанными заданиями и упражнениями, подбором дидактического материала, который может использоваться учителями на уроках русского языка в процессе работы с топонимами с применением лингвокультуроведческого комментирования. Идеи, заложенные в экспериментальном курсе, дополняют базовое образование в начальной школе, могут применяться при модернизации языкового образования в начальной школе.
Достоверность полученных результатов обеспечена
совокупностью исходных методологических положений и методов исследования, соответствующих его задачам и логике; сравнительным изучением результатов научных педагогических, психологических, лингвистических и методических исследований; результатами опытно-экспериментальной работы, сопоставлением результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию работ по теме исследования, участием в межвузовских научных конференциях:; в процессе экспериментальной работы с учащимся начальных классов. По теме диссертации опубликовано три статьи.
Исследование проводилось в течение трех лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2016 - 2017 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение обучающего эксперимента, использование системы упражнений и отобранного дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов
исследования, оформление дипломной работы.
Структура диссертационного исследования определялась задачами и логикой исследования. Диссертация включает: Введение, две главы, Заключение, Библиографический список, Приложение.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Лингвометодические основы обучения русскому языку в рамках лингвокультуроведческого подхода (на материале топонимов)» характеризуются исходные теоретические предпосылки использования топонимии в процессе реализации
лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе, а именно: анализируются лингвистические основы
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку; выявляется сущность лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку, дается характеристика топонимов как источника языковой и культуроведческой информации.
Во второй главе «Реализация лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами в современной начальной школе» анализируется опыт использования топонимов на уроках русского языка и описывается экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально работы (дидактический материал, тематическое планирование, планы-конспекты внеклассных мероприятий и.т.п.).
русского языка и реализацию лингвокультуроведческого подхода языкового образования. Практическое осуществление данного подхода предусматривает обязательное знакомство на уроках русского языка с номинативными единицами языка, содержащие национально-культурный компонент в своей семантике.
Среди лексических единиц, обладающих национально-культурной спецификой, особое место занимают топонимы, которые издавна привлекают внимание лингвистов, историков, этнографов. Существенная особенность топонимической лексики - ее высокий культуроведческий потенциал, обусловленный ярко-выраженной национально-культурной спецификой этого разряда лексики. Топонимическая лексика, отражает не только географическую среду, но и представления народа, создавшего её, и поэтому топонимы являются ключом к постижению менталитета народа. Своеобразие менталитета, истории того или иного народа предопределяет особенности семантического наполнения и структурного состава топонимической системы. Поэтому в содержание обучения школьников - носителей русского языка обязательно должно включаться топонимическое пространство современного русского языка. Несомненно, что имена собственные - это большая и многоаспектная культуроведческая тема, в которой заключено познавательное, патриотическое и историко¬культурное значение.
О перспективности использования топонимов в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка свидетельствует значительное количество появившихся в последние годы исследований культурно-концептуальных особенностей топонимических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации (Р.А. Агеева, М.Н. Аникина, А.П. Афанасьев, Е.Л. Березович, О.Е. Вороничев, Л.М. Дмитриева, И.С. Каралабутова, Г.П. Смолицкая и др.). Топонимы оказываются среди самых ярких языковых единиц, отражающих национально-культурную специфику. Большая часть топонимов связана с различными реалиями русского быта, фактами истории, природными особенностями того или иного региона. Топонимическая картина мира, являющаяся частью языковой картины мира, обладает значительной этнокультурной ценностью, так как отражает особенности, быта, жизни и культуры русского народа. В связи с этим актуальность исследования определяется следующими факторами:
- необходимостью реализации лингвокультуроведческого подхода в преподавании русского языка и недостаточным использованием с этой целью топонимической лексики;
- необходимостью методически адаптировать новые исследования в области топонимики и ввести их в учебную практику начальной школы;
- обучающими, развивающими и воспитательными возможностями топонимической лексики, обладающей яркой национально-культурной спецификой.
В процессе анализа лингвистической и методической литературы было выявлено следующее противоречие. Топонимы отражают материальную и духовную жизнь народа, природные и исторические условия его существования, то есть обладают национально-культурной спецификой. Высокий культуроведческий потенциал топонимов требует обязательного использования этих лексических единиц в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, словарей, дидактического материала и т.п., которые позволяли бы на практике реализовать данный подхода в в современной начальной школе.
Объект исследования - процесс реализации
лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале топонимов).
Предмет исследования - содержание работы по лингвокультуроведческому комментированию топонимов на уроках русского языка (дидактический материал, приемы комментирования, упражнения и т.п.).
Проблема исследования: каковы возможности реализации
лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - рассмотреть топонимы с национально-культурными особенностями, формы и содержания при презентации на уроках русского языка в начальной школе и предложить приемы лингвокультуроведческого комментирования, дающие возможность показать национально-культурные топонимических единиц.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: использование лингвокультуроведческого комментирования в процессе работы с топонимами на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать обогащению словарного запаса младших школьников, осмыслению национально-культурного содержания топонимических единиц.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- вывить сущность лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку;
- выявить культуроведческий потенциал топонимической лексики;
- изучить опыт использования топонимической лексики в практике начального языкового образования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования и экспериментальным путем подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
В работе используются следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме работы, языковых и текстовых материалов, изучение опыта лингвокультуроведческого подхода к изучению родного языка в начальной школе; анализ национально-культурной специфики топонимов; эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование топонимической грамотности младших школьников в процессе внеурочной познавательной деятельности.
Экспериментальной базой является 3 класс МБОУ СОШ №7 г.Белгорода.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что применительно к начальному языковому образованию обоснована необходимость применения лингвокультуроведчедческого
комментирования в процессе работы с топонимами.
Практическая значимость исследования определяется
разработанными заданиями и упражнениями, подбором дидактического материала, который может использоваться учителями на уроках русского языка в процессе работы с топонимами с применением лингвокультуроведческого комментирования. Идеи, заложенные в экспериментальном курсе, дополняют базовое образование в начальной школе, могут применяться при модернизации языкового образования в начальной школе.
Достоверность полученных результатов обеспечена
совокупностью исходных методологических положений и методов исследования, соответствующих его задачам и логике; сравнительным изучением результатов научных педагогических, психологических, лингвистических и методических исследований; результатами опытно-экспериментальной работы, сопоставлением результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию работ по теме исследования, участием в межвузовских научных конференциях:; в процессе экспериментальной работы с учащимся начальных классов. По теме диссертации опубликовано три статьи.
Исследование проводилось в течение трех лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2016 - 2017 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение обучающего эксперимента, использование системы упражнений и отобранного дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов
исследования, оформление дипломной работы.
Структура диссертационного исследования определялась задачами и логикой исследования. Диссертация включает: Введение, две главы, Заключение, Библиографический список, Приложение.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Лингвометодические основы обучения русскому языку в рамках лингвокультуроведческого подхода (на материале топонимов)» характеризуются исходные теоретические предпосылки использования топонимии в процессе реализации
лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе, а именно: анализируются лингвистические основы
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку; выявляется сущность лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку, дается характеристика топонимов как источника языковой и культуроведческой информации.
Во второй главе «Реализация лингвокультуроведческого подхода в процессе работы с топонимами в современной начальной школе» анализируется опыт использования топонимов на уроках русского языка и описывается экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально работы (дидактический материал, тематическое планирование, планы-конспекты внеклассных мероприятий и.т.п.).
Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции языкового образования, в связи с чем родной язык рассматривается как средство приобщения к национальной культуре. Лингвокультурологический аспект в методике русского языка формируется под несомненным воздействием лингвистики, социолингвистики, и особенно лингвокультурологии. Лингвистическая культурология - это научная дисциплина, изучающая процесс осмысления и отражения в национальном языке элементов материальной и духовной культуры народа. Данная отрасль лингвистики возникла на стыке лингвистики и культурологии и изучает язык как феномен культуры.
Важнейшие теоретические положения лингвокультурологии являются в настоящее время теоретическими предпосылками реализации лингвокультуроведческого подхода в преподавании филологических дисциплин. Поэтому важнейшей целью изучения родного языка в школе является формирование лингвокультурологической компетенции учащихся.
Ценным материалом, позволяющим формировать представление о языке как национальном и культурном феномене, является топонимический фонд языка. В связи с появлением и развитием лингвокультурологии национально-культурная специфика топонимов стала объектом пристального внимания исследователей. Значительное количество появившихся в последние годы исследований культурно¬концептуальных особенностей топонимических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации свидетельствуют о перспективности
лингвокультурологического подхода к изучению топонимов.
Анализ лингвистических основ исследования показал, что топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории
материальной и духовной культуры народа. Имена собственные образуют промежуточную сферу, в которой лингвистические и
экстралингвистические факторы вступают в тесные контакты, в связи с чем их трактуют как «зеркало культуры». Топонимы занимают особое место в языковой модели мира, и реконструкция этнографических и культурно-исторических реалий, отраженных в языке, немыслима без имен собственных, и, следовательно, немыслима реализация
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку.
В работе охарактеризованы теоретические основы
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку в начальной школе, показан культуроведческий потенциал топонимической лексики в реализации лингвокультуроведческого аспекта языкового образования. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости проведения систематической работы по изучению топонимии в начальной школе. Однако необходимо указать, что возможности использования топонимической лексики в ряде случаев ограничены тем, что отсутствует лингвистическая литература, топонимические словари, адресованные учителю начальной школы и младшим школьникам. Кроме того, трудности использования данных топонимики как науки и материалов топонимии в начальной школе обусловлены тем, что в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников и соответственно адаптировать языковой топонимический материал.
В настоящее время уже накоплен опыт по проблеме формирования лингвокультуроведческой компетенции учащихся, однако практически нет работ, пособий, дидактического материала, позволяющего использовать топонимы как средство реализации лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Поэтому была организована опытно-экспериментальная работа, призванная реализовать на практике лингвокультуроведческий подход в преподавании русского языка (на материале топонимии). Топонимическая лексика для уроков русского языка отбиралась с учетом следующих принципов: родиноведческий, коммуникативный, региональный. В ходе эксперимента был подобран дидактический топонимический материал и разработаны различные формы использования такого материала на уроках русского языка и в процессе внеклассной работы.
Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу исследования и показал, что использование топонимии на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством формирования представления о языке как национально-культурном феномене. Условиями успешного использования топонимического материала на уроках русского языка является, во-первых, целенаправленный отбор топонимической лексики, который осуществлялся в соответствии с вышеназванными принципами; во-вторых, использование современных методов и приемов обучения, различных форм работы с топонимической лексикой. В ходе опытного обучения топонимический материал использовался нами на различных этапах уроков русского языка, при проведении различных видов заданий и упражнений (словарная работа, работа с текстами, лингвистический анализ текста, продуцирование собственных текстов и др.). Цели и задачи исследования были достигнуты, поставленные в работе предположения подтверждены.
Проведенное исследование показало, что топонимический материал обладает значительным потенциалом в реализации
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Топонимическая лексика позволяет решать не только образовательные задачи по обогащению и активизации словаря школьников, развитию их речи, повышению интереса к родному языку, но и формировать лингвокультуроведческую компетенцию учащихся.
Важнейшие теоретические положения лингвокультурологии являются в настоящее время теоретическими предпосылками реализации лингвокультуроведческого подхода в преподавании филологических дисциплин. Поэтому важнейшей целью изучения родного языка в школе является формирование лингвокультурологической компетенции учащихся.
Ценным материалом, позволяющим формировать представление о языке как национальном и культурном феномене, является топонимический фонд языка. В связи с появлением и развитием лингвокультурологии национально-культурная специфика топонимов стала объектом пристального внимания исследователей. Значительное количество появившихся в последние годы исследований культурно¬концептуальных особенностей топонимических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации свидетельствуют о перспективности
лингвокультурологического подхода к изучению топонимов.
Анализ лингвистических основ исследования показал, что топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории
материальной и духовной культуры народа. Имена собственные образуют промежуточную сферу, в которой лингвистические и
экстралингвистические факторы вступают в тесные контакты, в связи с чем их трактуют как «зеркало культуры». Топонимы занимают особое место в языковой модели мира, и реконструкция этнографических и культурно-исторических реалий, отраженных в языке, немыслима без имен собственных, и, следовательно, немыслима реализация
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку.
В работе охарактеризованы теоретические основы
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку в начальной школе, показан культуроведческий потенциал топонимической лексики в реализации лингвокультуроведческого аспекта языкового образования. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости проведения систематической работы по изучению топонимии в начальной школе. Однако необходимо указать, что возможности использования топонимической лексики в ряде случаев ограничены тем, что отсутствует лингвистическая литература, топонимические словари, адресованные учителю начальной школы и младшим школьникам. Кроме того, трудности использования данных топонимики как науки и материалов топонимии в начальной школе обусловлены тем, что в процессе реализации лингвокультуроведческого подхода необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников и соответственно адаптировать языковой топонимический материал.
В настоящее время уже накоплен опыт по проблеме формирования лингвокультуроведческой компетенции учащихся, однако практически нет работ, пособий, дидактического материала, позволяющего использовать топонимы как средство реализации лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Поэтому была организована опытно-экспериментальная работа, призванная реализовать на практике лингвокультуроведческий подход в преподавании русского языка (на материале топонимии). Топонимическая лексика для уроков русского языка отбиралась с учетом следующих принципов: родиноведческий, коммуникативный, региональный. В ходе эксперимента был подобран дидактический топонимический материал и разработаны различные формы использования такого материала на уроках русского языка и в процессе внеклассной работы.
Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу исследования и показал, что использование топонимии на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством формирования представления о языке как национально-культурном феномене. Условиями успешного использования топонимического материала на уроках русского языка является, во-первых, целенаправленный отбор топонимической лексики, который осуществлялся в соответствии с вышеназванными принципами; во-вторых, использование современных методов и приемов обучения, различных форм работы с топонимической лексикой. В ходе опытного обучения топонимический материал использовался нами на различных этапах уроков русского языка, при проведении различных видов заданий и упражнений (словарная работа, работа с текстами, лингвистический анализ текста, продуцирование собственных текстов и др.). Цели и задачи исследования были достигнуты, поставленные в работе предположения подтверждены.
Проведенное исследование показало, что топонимический материал обладает значительным потенциалом в реализации
лингвокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Топонимическая лексика позволяет решать не только образовательные задачи по обогащению и активизации словаря школьников, развитию их речи, повышению интереса к родному языку, но и формировать лингвокультуроведческую компетенцию учащихся.
Подобные работы
- Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



