ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РАЗУМНОЕ-ТРАСТ»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы организации логистических процессов
на предприятии 6
1.1. Сущность и содержание логистических процессов в деятельности
организации 6
1.2. Показатели оптимизации процессов в логистической системе
предприятия 18
1.3. Особенности транспортной логистики в логистической системе 29
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Разумное-Траст».37
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния организации 49
2.3. Оценка эффективности транспортно-логистической системы
предприятия 54
3. Разработка мероприятий по оптимизации транспортно-логистических про-цессов в ООО «Разумное-Траст» 63
3.1. Описание и характеристика проекта 63
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 72
Заключение 86
Список использованных источников 90
Приложения
1. Теоретические основы организации логистических процессов
на предприятии 6
1.1. Сущность и содержание логистических процессов в деятельности
организации 6
1.2. Показатели оптимизации процессов в логистической системе
предприятия 18
1.3. Особенности транспортной логистики в логистической системе 29
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Разумное-Траст».37
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния организации 49
2.3. Оценка эффективности транспортно-логистической системы
предприятия 54
3. Разработка мероприятий по оптимизации транспортно-логистических про-цессов в ООО «Разумное-Траст» 63
3.1. Описание и характеристика проекта 63
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 72
Заключение 86
Список использованных источников 90
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена
тем, что в современных условиях технологического прогресса особую важность приобретают вопросы, связанные с оптимизацией логистических процессов на предприятиях. Актуализируется проблема сокращения упущенной
выгоды предприятий, связанной с уменьшением времени реагирования на
поставку, что требует разработки новых подходов к управлению процессом
выполнения заказов. В этой связи развитие научных исследований по проблемам организации управления поставками предприятий, взаимодействия
поставщиков и потребителей на принципах логистики является необходимым
этапом решения сложных экономических задач, что во многом определяет
актуальность темы исследования, требует разработки теоретических основ и
практических рекомендаций по управлению заказами в логистических процессах с учетом особенностей деятельности предприятий.
Передовые российские и зарубежные предприятия успешно применяют
в своей деятельности различные логистические концепции, позволяющие им
рационализировать ресурсы, связанные с управлением материальными и информационными потоками.
Применение современной концепции логистики «точно в срок» к материальным потокам и готовой продукции, транспортировка «от двери до двери» позволяют доставить товар в определенную точку логистического цикла
именно в тот момент, когда в нем возникает потребность, что исключает излишние запасы в функциональных областях бизнеса компании.
Предприятиям следует увеличивать не запасы, а свою способность к
реакции, т. е. быстродействие как один из важных факторов конкурентоспособности в данной сфере деятельности, достижение которого обеспечивается,
главным образом, путем сжатия времени в цепи поставок, увеличения гибкости и сокращения временной протяженности процесса реализации заказа в
логистическом канале. Разрыв во времени между поступлением заказа и его
реализацией порождает логистическую проблему: несоответствие фактического состояния управления заказами желательному его состоянию.
В настоящее время конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которая в настоящее
время получила название логистической цепи поставок. Это фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы. К тому же выявляется то, что рынки становятся все
более изменчивыми и, следовательно, менее предсказуемыми и, таким образом потребность в адаптивном реагировании возросла.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Разумное-Траст».
Предметом работы является управление логистическими процессами
предприятия.
Цель работы: на основе теоретического и практического опыта разработать направления оптимизации логистических процессов на предприятии.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе
цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы организации логистических процессов;
2) проанализировать финансово-хозяйственную и логистическую деятельность предприятия;
3) разработать проект оптимизации транспортных логистических процессов на предприятии;
4) дать оценку эффективности предлагаемого проекта.
Теоретические вопросы развития основополагающих логистических
принципов функционирования экономики разработаны такими учеными, как
Б. А. Аникин, М. Ю. Григорак, А. П. Долгов, М. Е. Залманова, В. В. Дыбская,
A. A. Кизим, В. К. Козлов, B. C. Лукинский и другими.6
Изучению проблем развития логистических процессов в различных
сферах деятельности посвящены труды A. B. Зырянова, К. В. Инютиной,
Е. В. Козловой и других ученых.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской
(финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2015-2017 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу логистики, а также источники периодической печати.
Полученные в работе результаты представляют собой комплекс рекомендаций, направленных на оптимизацию логистических процессов предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех
основных разделов, заключения, списка использованных источников и
приложений.
тем, что в современных условиях технологического прогресса особую важность приобретают вопросы, связанные с оптимизацией логистических процессов на предприятиях. Актуализируется проблема сокращения упущенной
выгоды предприятий, связанной с уменьшением времени реагирования на
поставку, что требует разработки новых подходов к управлению процессом
выполнения заказов. В этой связи развитие научных исследований по проблемам организации управления поставками предприятий, взаимодействия
поставщиков и потребителей на принципах логистики является необходимым
этапом решения сложных экономических задач, что во многом определяет
актуальность темы исследования, требует разработки теоретических основ и
практических рекомендаций по управлению заказами в логистических процессах с учетом особенностей деятельности предприятий.
Передовые российские и зарубежные предприятия успешно применяют
в своей деятельности различные логистические концепции, позволяющие им
рационализировать ресурсы, связанные с управлением материальными и информационными потоками.
Применение современной концепции логистики «точно в срок» к материальным потокам и готовой продукции, транспортировка «от двери до двери» позволяют доставить товар в определенную точку логистического цикла
именно в тот момент, когда в нем возникает потребность, что исключает излишние запасы в функциональных областях бизнеса компании.
Предприятиям следует увеличивать не запасы, а свою способность к
реакции, т. е. быстродействие как один из важных факторов конкурентоспособности в данной сфере деятельности, достижение которого обеспечивается,
главным образом, путем сжатия времени в цепи поставок, увеличения гибкости и сокращения временной протяженности процесса реализации заказа в
логистическом канале. Разрыв во времени между поступлением заказа и его
реализацией порождает логистическую проблему: несоответствие фактического состояния управления заказами желательному его состоянию.
В настоящее время конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которая в настоящее
время получила название логистической цепи поставок. Это фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы. К тому же выявляется то, что рынки становятся все
более изменчивыми и, следовательно, менее предсказуемыми и, таким образом потребность в адаптивном реагировании возросла.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Разумное-Траст».
Предметом работы является управление логистическими процессами
предприятия.
Цель работы: на основе теоретического и практического опыта разработать направления оптимизации логистических процессов на предприятии.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе
цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы организации логистических процессов;
2) проанализировать финансово-хозяйственную и логистическую деятельность предприятия;
3) разработать проект оптимизации транспортных логистических процессов на предприятии;
4) дать оценку эффективности предлагаемого проекта.
Теоретические вопросы развития основополагающих логистических
принципов функционирования экономики разработаны такими учеными, как
Б. А. Аникин, М. Ю. Григорак, А. П. Долгов, М. Е. Залманова, В. В. Дыбская,
A. A. Кизим, В. К. Козлов, B. C. Лукинский и другими.6
Изучению проблем развития логистических процессов в различных
сферах деятельности посвящены труды A. B. Зырянова, К. В. Инютиной,
Е. В. Козловой и других ученых.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской
(финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2015-2017 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу логистики, а также источники периодической печати.
Полученные в работе результаты представляют собой комплекс рекомендаций, направленных на оптимизацию логистических процессов предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех
основных разделов, заключения, списка использованных источников и
приложений.
Во время написания выпускной квалификационной работы есть все основания полагать, что в последние годы в хозяйственной практике ряда стран
произошли существенные изменения, стали использоваться новые методы и
технологии управления, которые базируются на концепции логистики. Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех
стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и
в установленном месте.
Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого
экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как: усиление конкурентной
борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами рассмотрены теоретические основы организации логистических процессов на предприятии, а именно: сущность и содержание логистических процессов, показатели
их оптимизации и особенности транспортной логистики в логистической системе.
Вторая глава данной работы посвящена экономической характеристике
ООО «Разумное-Траст». В результате проведенного анализа деятельности
предприятия за последние три года выявлены основные тенденции его развития. Результаты анализа организационно-управленческой структуры свидетельствуют о достаточно хорошем положении дел на исследуемом предприятии. Наряду с этим на предприятии в части организации управления можно
выделить следующие недостатки:88
- отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой
концепции организации;
- отсутствие ясных стратегических целей и планов организации;
- отсутствие специально выделенной и профессиональной позиции менеджера по управлению персоналом, так как функции кадрового учета возложены на руководителей подразделений.
ООО «Разумное-Траст» – является достаточно крупным в России производителем природного и тонкодисперсного мела.
Основная цель деятельности предприятия – обеспечить конечного потребителя качественным инструментом российского производства при снижении издержек на его приобретение.
Проведенный анализ позволил выявить, что эффективность использования ресурсов в анализируемом периоде на предприятии увеличилась, темпы роста объемов производства выше темпов роста материальных затрат.
Численность персонала в течение всего анализируемого периода
уменьшилась на 4 чел. и составляет 53 чел. Наблюдается устойчивая динамика превышения темпов роста выручки над себестоимостью продаж, что следует рассматривать как положительную характеристику (2016 год – 112,8 к
102,8 , 2017 год – 118,8 к 107,6 ).
Несмотря на то, что в 2016 году предприятием был получен убыток в
размере 2036 тыс. руб., в 2017 году оно смогло завоевать позиции на рынке и
сработать с положительным результатом.
По результатам проведенного анализа финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Разумное-Траст» за
2015-2017 гг. были получены выводы, которые отражают ликвидность компании и достаточность финансовых средств в целях погашения текущих обязательств. Компания является финансово зависимой от внешних источников
инвестирования, наблюдается неустойчивая тенденция роста собственного
капитала. Однако в отчетном периоде прослеживается положительная дина89
мика по показателям рентабельности и увеличению относительных показателей прибыли.
Что касается анализа логистической деятельности на предприятии, то
здесь нами вначале представлен анализ, касающийся сведений по автопарку.
Так, основная техника автопарка ООО «Разумное-Траст» представлена грузовыми автомобилями «КАМАЗ 5320», «КАМАЗ 53229» и «Газель» двух типов моделей (открытого типа, тентованная). Всего в автопарке числится 11
грузовых автомобилей представленных марок. На конец 2017 г. в автопарке
числится 13 тракторов марок «Беларус 132Н», «SD G 936», «МТЗ», « onking
CDM 833 и пр., а также 1 тракторный прицеп.
По объему перевозок выполнение плана составило 83,33 , а по выполнению плана грузооборота – 84,22 , из чего следует, что предприятием не
довыполнены задания как по объему перевозимых грузов – на 16,67 , так и
по выполнению грузооборота – на 15,78 .
Однако ООО «Разумное-Траст» кроме использования собственных
технических средств транспортировки осуществляет перевозки продукции,
прибегая к найму сторонних транспортных посредников. Доставка продукции до точек сбыта производится водителями-экспедиторами, действующими на основе трудового договора с компаний-перевозчиком, с которой предприятием заключены договора об оказании транспортных услуг.
В настоящее время состояние системы транспортной логистики ООО
«Разумное-Траст» удовлетворительное, система имеет показатели эффективности и работает отлажено, и относительно своевременно. Состав автопарка
приемлем и рационален как по количеству технических единиц, так и по их
состоянию, хотя меры по обновлению структуры грузовых автомобилей очевидны. Однако к некоторым аспектам данного вопроса рационально применить методы оптимизации, что позволит существенно сократить затраты на
грузоперевозки как материальных ресурсов, так и временных.
В третьей главе дипломного проекта представлен проект оптимизации
транспортных логистических процессов в ООО «Разумное-Траст».90
На предприятие, с целью управления внутренними, достаточно
объемными по километражу, логистическими транспортными потоками,
предлагается внедрить систему транспортной навигации Трал Авто.
Экономический эффект от внедрения данных мероприятия, как показывает
опыт внедрения систем в данной отрасли, составит около 40
прогнозируемой прибыли от оказания данных транспортных услуг в 2018
году.
Проведенные в выпускной квалификационной работе расчеты говорят
о том, что предложенные мероприятия эффективны и приведут к
совершенствованию системы управления транспортными потоками на
предприятии, а внедрение проекта транспортной навигационной системы на
предприятии позволит повысить мониторинг деятельности рассматриваемого
предприятия. Исходя из рассчитанных показателей эффективности
предлагаемого проекта срок окупаемости проекта равен 1 год 279 дней.
произошли существенные изменения, стали использоваться новые методы и
технологии управления, которые базируются на концепции логистики. Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех
стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и
в установленном месте.
Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого
экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как: усиление конкурентной
борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами рассмотрены теоретические основы организации логистических процессов на предприятии, а именно: сущность и содержание логистических процессов, показатели
их оптимизации и особенности транспортной логистики в логистической системе.
Вторая глава данной работы посвящена экономической характеристике
ООО «Разумное-Траст». В результате проведенного анализа деятельности
предприятия за последние три года выявлены основные тенденции его развития. Результаты анализа организационно-управленческой структуры свидетельствуют о достаточно хорошем положении дел на исследуемом предприятии. Наряду с этим на предприятии в части организации управления можно
выделить следующие недостатки:88
- отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой
концепции организации;
- отсутствие ясных стратегических целей и планов организации;
- отсутствие специально выделенной и профессиональной позиции менеджера по управлению персоналом, так как функции кадрового учета возложены на руководителей подразделений.
ООО «Разумное-Траст» – является достаточно крупным в России производителем природного и тонкодисперсного мела.
Основная цель деятельности предприятия – обеспечить конечного потребителя качественным инструментом российского производства при снижении издержек на его приобретение.
Проведенный анализ позволил выявить, что эффективность использования ресурсов в анализируемом периоде на предприятии увеличилась, темпы роста объемов производства выше темпов роста материальных затрат.
Численность персонала в течение всего анализируемого периода
уменьшилась на 4 чел. и составляет 53 чел. Наблюдается устойчивая динамика превышения темпов роста выручки над себестоимостью продаж, что следует рассматривать как положительную характеристику (2016 год – 112,8 к
102,8 , 2017 год – 118,8 к 107,6 ).
Несмотря на то, что в 2016 году предприятием был получен убыток в
размере 2036 тыс. руб., в 2017 году оно смогло завоевать позиции на рынке и
сработать с положительным результатом.
По результатам проведенного анализа финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Разумное-Траст» за
2015-2017 гг. были получены выводы, которые отражают ликвидность компании и достаточность финансовых средств в целях погашения текущих обязательств. Компания является финансово зависимой от внешних источников
инвестирования, наблюдается неустойчивая тенденция роста собственного
капитала. Однако в отчетном периоде прослеживается положительная дина89
мика по показателям рентабельности и увеличению относительных показателей прибыли.
Что касается анализа логистической деятельности на предприятии, то
здесь нами вначале представлен анализ, касающийся сведений по автопарку.
Так, основная техника автопарка ООО «Разумное-Траст» представлена грузовыми автомобилями «КАМАЗ 5320», «КАМАЗ 53229» и «Газель» двух типов моделей (открытого типа, тентованная). Всего в автопарке числится 11
грузовых автомобилей представленных марок. На конец 2017 г. в автопарке
числится 13 тракторов марок «Беларус 132Н», «SD G 936», «МТЗ», « onking
CDM 833 и пр., а также 1 тракторный прицеп.
По объему перевозок выполнение плана составило 83,33 , а по выполнению плана грузооборота – 84,22 , из чего следует, что предприятием не
довыполнены задания как по объему перевозимых грузов – на 16,67 , так и
по выполнению грузооборота – на 15,78 .
Однако ООО «Разумное-Траст» кроме использования собственных
технических средств транспортировки осуществляет перевозки продукции,
прибегая к найму сторонних транспортных посредников. Доставка продукции до точек сбыта производится водителями-экспедиторами, действующими на основе трудового договора с компаний-перевозчиком, с которой предприятием заключены договора об оказании транспортных услуг.
В настоящее время состояние системы транспортной логистики ООО
«Разумное-Траст» удовлетворительное, система имеет показатели эффективности и работает отлажено, и относительно своевременно. Состав автопарка
приемлем и рационален как по количеству технических единиц, так и по их
состоянию, хотя меры по обновлению структуры грузовых автомобилей очевидны. Однако к некоторым аспектам данного вопроса рационально применить методы оптимизации, что позволит существенно сократить затраты на
грузоперевозки как материальных ресурсов, так и временных.
В третьей главе дипломного проекта представлен проект оптимизации
транспортных логистических процессов в ООО «Разумное-Траст».90
На предприятие, с целью управления внутренними, достаточно
объемными по километражу, логистическими транспортными потоками,
предлагается внедрить систему транспортной навигации Трал Авто.
Экономический эффект от внедрения данных мероприятия, как показывает
опыт внедрения систем в данной отрасли, составит около 40
прогнозируемой прибыли от оказания данных транспортных услуг в 2018
году.
Проведенные в выпускной квалификационной работе расчеты говорят
о том, что предложенные мероприятия эффективны и приведут к
совершенствованию системы управления транспортными потоками на
предприятии, а внедрение проекта транспортной навигационной системы на
предприятии позволит повысить мониторинг деятельности рассматриваемого
предприятия. Исходя из рассчитанных показателей эффективности
предлагаемого проекта срок окупаемости проекта равен 1 год 279 дней.



