Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическое исследование художественной провактивности(на примере современного авангардного искусства)

Работа №7295

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы257стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
890
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 12
Глава 1. Социально-психологические проблемы
провокативности авангардного искусства 12
1.1. Социальная психология провокативных и манипулятивных 12 видов взаимодействия
1.2. Современное авангардное искусство как адекватный объект социально-психологического исследования провокативности . . 20
1.3. Основные понятия и теоретические предпосылки исследования 22
ВЫВОДЫ 30
Глава 2. Анализ провокативных форм поведения в культурно¬историческом контексте 31
2.1. Место «антиповедения» в процессах социокультурного развития 31
2.2. Кросскультурная концепция провокативности: архетип Трикстера 37
2.3. Историческая эволюция провокативных форм
поведения 41
2.4. Провокативность в современной культуре 51
ВЫВОДЫ 68
Глава 3. Исследование феноменов провокативности в рамках отдельных научных дисциплин 70
3.1. Исследования провокативности в педагогике и психологии. 70
3.2. Исследования девиантного поведения 84
3. 3. Провокативность в конфликтологии 91
3. 4. Использование парадоксальных и провокативных
методов в психотерапии 98
3. 5. Провокативность в искусстве с психоаналитических
позиций 108
3. 6. Психолингвистический подход к провокативности 118
3. 7. Провокативность в бизнесе, рекламе и консалтинге 120
3. 8. Трактовка провокативности в исследованиях художественного творчества и искусства 124
Глава 4. Классификация приемов и видов провокативного воздействия 144
ВЫВОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 150
ЧАСТЬ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОВОКАТИВНОСТИ 152
Глава 5. Программа, методы и организация эмпирического исследования 152
5.1. Модель социально-психологического пространства провокативного художественного события 152
5.2. Психосемантическая трактовка провокативности художественного события: теория и метод личностных конструктов Келли 156
5.3. Организация эмпирического исследования 158
Глава 6. Результаты эмпирического исследования и их
интерпретация 161
6.1. Пилотажный этап исследования 161
6.2. Клинический этап исследования 169
6.3. Экспериментальный этап исследования 179
ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 206
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 208
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 210
ПРИЛОЖЕНИЯ 232



Актуальность данного исследования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, существуют социокультурные основания, делающие необходимыми исследования проблематики провокативности. Кардинальные изменения, происходящие в нашей стране, сопровождаются неизбежной психологической фрустрацией населения. Болезненно переживаются инновации в сфере культуры и искусства, нередко носящие вызывающе провокативный, шокирующий характер в связи с неожиданно внедрившимися в повседневную жизнь непривычными элементами постмодернистской культуры. Все это определяет социальный запрос, обращенный к специалистам различных научных направлений, в том числе, к психологам, и делает остро актуальными научно-психологические исследования проблематики провокативности.
Во-вторых, имеются собственно научно-исследовательские основания, указывающие на внутренние потребности самой системы психологического знания в исследованиях указанной проблематики. Анализ научной литературы последнего десятилетия показывает, что названные выше болезненные явления в сфере культуры и искусства значительно меньше изучаются психологической наукой, чем, например, политико-экономические реальности современности, а специальные психологические исследования художественной провокативности практически отсутствуют. В данной работе предприняты усилия по теоретическому осмыслению и эмпирическому изучению феноменологии провокативности, по дальнейшему развитию понятийного аппарата социальной психологии в этой предметной области.
Цель исследования: средствами теоретического анализа и эмпирического исследования изучить психологические особенности восприятия провокативных воздействий на примере современного авангардного искусства.
Объект исследования: провокативное художественное событие - перформанс, поскольку именно провокативность является его самой характерной особенностью, а также представители различных ролевых позиций внутри этого события: художники, кураторы, критики и зрители.

5
Предмет исследования: психологические особенности восприятия провокативного художественного события (перформанса) представителями различных ролевых позиций: художниками, кураторами, критиками и зрителями, а также психологические условия, при которых может быть обеспечена адекватность восприятия и реализован личностно-развивающий потенциал воздействия провокативных форм авангардного искусства.
Гипотезы исследования.
Исходная гипотеза: в процессе восприятия провокативных художественных событий решающее значение имеют не параметры провокативного стимула, а смысл, приписываемый ему реципиентом, место, занимаемое событием в семантическом пространстве личности. В ходе эмпирического исследования реально проверялись следующие следствия из этой гипотезы: 1) восприятие степени провокативности одних и тех же перформансов существенно варьирует у разных испытуемых независимо от содержательных характеристик провокативности предъявляемого материала; 2) степень фрустрации от воздействия провокативного стимула, его восприятие как угрозы связаны не с особенностями самого стимула, а с характеристиками смыслового контекста (структурой семантического пространства личности).
Дополнительные гипотезы.
1. Для того чтобы художественная провокативность могла быть воспринята адекватно, то есть в контексте искусства как особой символической и игровой реальности, в психосемантическом пространстве личности должна выделяться особая «зона искусства», противопоставленная «обычной реальности». Такой постановке вопроса можно найти обоснование и в концепции известного специалиста в области теории объектных отношений Д.В. Винникота (1995, 2002), который доказывает возникновение у ребенка в ходе раннего онтогенеза особого психического образования, «промежуточного пространства», или игровой зоны, отвечающей за развитие истинно творческих способностей личности.

6
2. Особенности восприятия провокативного авангардного перформанса во многом определяются ролевой позицией воспринимающего его лица внутри этого художественного события: представители различных ролей (художник, куратор, зритель и критик) наделяют это событие различными смыслами.
3. Фактор «когнитивной простоты - когнитивной сложности» играет существенную роль при восприятии провокативных перформансов.
4. Адекватное восприятие и позитивное (акмеологическое) воздействие художественной провокативности обеспечивается при условии, что для данного человека любые явления и события, на смысловом уровне относимые к упомянутой выше «зоне искусства», приобретают символический, игровой характер и в этом контексте наделяются иными характеристиками, чем явления «реальной действительности».
Задачи исследования.
• осуществить теоретический анализ проблематики провокативности по двум направлениям: 1) обобщить сведения о феноменологии провокативности, как они представлены в широком культурно-историческом контексте, 2) рассмотреть актуальное состояние научных исследований проблемы провокативности в психологии и смежных дисциплинах;
• на базе имеющихся в литературе эмпирических классификаций осуществить таксономический анализ приемов провокативного воздействия;
• разработать комплекс методических приемов для углубленного психосемантического исследования художественной провокативности, используя методологический и конкретно-методический потенциал теории личностных конструктов Дж. Келли;
• выявить специфические характеристики восприятия провокативных художественных событий в зависимости от структурных особенностей системы личностных конструктов субъекта;
• изучить особенности восприятия современного провокативного авангардного искусства в зависимости от ролевой позиции различных

7
участников художественного процесса - художников, кураторов, критиков и зрителей.
Теоретические и методологические основания исследования. В ходе работы нами были использованы положения фундаментальных работ ряда отечественных и зарубежных авторов. Это, прежде всего, теоретические позиции отечественных психологов, представленные в работах А.Г. Асмолова, В.А. Петровского, исследования В.Г. Грязевой-Добшинской, А.А. Мелик- Пашаева, Н.А. Хренова, Д. А. Леонтьева, Д.Н. Абрамяна, В.Е. Семенова в области психологии искусства, а также психологические концепции манипуляции (Е.В. Сидоренко, Е.Л.Доценко, А.Б. Добрович); идеи К.Г. Юнга относительно роли Трикстера и закономерностей развития личности; положения современной теории объектных отношений, в частности, концепция Д.В. Винникота; модель базовых аффектов Л. Стюарта; теория личностных конструктов Дж. Келли, а также цикл работ В.Ф. Петренко, развившего названный подход Дж. Келли; философские и искусствоведческие исследования постмодернизма (И.П. Ильин, С.А. Исаев, А.С. Мигунов, В.Н. Курицын).
Надежность и достоверность результатов исследования. Надежность и достоверность эмпирических данных обеспечивались, прежде всего, на индивидуальном уровне, надежностью и валидностью основной экспериментальной процедуры (Дж. Келли, В.Ф. Петренко), а также большим числом измерений (10 201 единиц внесенных в протокол результатов индивидуального интервью) и способом анализа первичных данных: при интерпретации результатов кластерного анализа использовались только статистически достоверные элементы матрицы интеркорреляций. Для оценки достоверности различий средних значений по группам использовались непараметрические методы математической статистики, адекватные размерам выборки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет наметить дальнейшие направления работы:
• продолжить экспериментальное психосемантическое исследование поставленной в данной работе проблемы художественной провокативности с целью проверки выявленных тенденций на большей выборке, для установления закономерностей на более высоком уровне надежности;
• осуществить анализ собранной базы данных по современному искусству перформанса, осуществив их классификацию на основе принципов, предложенных и апробированных в данной работе (матрица базовых аффектов Л.Стюарта);
• более детально исследовать возможности применения художественной провокативности в психотерапии и арт-терапии, установить ограничения и показания к использованию соответствующих методов;
• привлечь к исследованию проблемы провокативности современного искусства не только психосемантические методы, но более широкий семиотический подход с использованием метаязыка культурологии и других средств междисциплинарного анализа.
Рекомендации
• Результаты проведенного исследования могут быть применены педагогической и психотерапевтической практике, особенно в арт- терапии и арт-педагогике.
• Учитывая результаты психолого-педагогической работы пилотажного этапа данного исследования, можно рекомендовать использовать их в художественном образовании, а также в практической просветительской и разъяснительной работе со зрителями и «носителями норм» в области актуального художественного процесса: работниками музеев, экскурсоводами. Результаты таксономического анализа (Глава 4) могут найти применение в разработке программ для

209
учебных заведений, готовящих художников, журналистов и критиков, а также арт-менеджеров по специализации «современное искусство.
• Результаты экспериментальной части, особенно данные относительно маргинальности статуса кураторов, могут быть полезными как самим кураторам, так и руководителям организаций, осуществляющих руководство и управление музеями, художественными галереями и выставками.
• Провокативные парадоксальные методы воздействия показаны к применению в работе педагогов и психологов с детьми и подростками, переживающими кризис и отличающихся негативизмом. В частности, с подростками-представителями контркультурных движений.
• Всем специалистам, имеющим отношение к конфликтным ситуациям, связанным с нарушением норм в области искусства, можно рекомендовать учитывать психосемантическую природу феноменов провокативности, исследованию которой посвящена данная работа.



Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: Автореф. дис. докт. психол. наук. - М., 1995. - 49 с.
Авангардное искусство // Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф,
1997. - 12-14 с.
Авангардное поведение: Сборник мат. науч. конф. - СПб.: Хармсиздат, 1998. - 188 с.
Азеева И.В. Игровой дискурс русской культуры конца ХХ века: Саша Соколов, Виктор Пелевин: Автореф. дис. канд. культур. наук. - Ярославль, 1999. - 22 с. Алексейчик А.Е. Восхождение на вершину // Московский Психотерапевтический Журнал. - 1993. - №4. - С. 112-122.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986. - 209 с.
Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. - 1999. - №7-8. - C. 56-72.
Антология французского сюрреализма: 20-ые годы / Предисловие С.Исаева. - М.: ГИТИС, 1994. - 392 с.
Антюхина А.В. Игра как социально-исторический феномен: Понятие, предпосылки, функции: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1984. - 165 с.
Анцупов А.Я, Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета,
2003. - 400 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 414 с.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
Асмолов А.Г. Толерантность: От утопии - к реальности // На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - С. 5-7.
Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности //

211
Мемориал. - 2001. - №24. -- С.61-63.
Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. - 1961. - №2
- С. 36-46.
Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. Копытина А.И. СПб.: Речь, Семантика-С., 2002. - 224 с.
Аутистическое мышление // Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 31-32 с.
Бавильский Д.В. Скотомизация: Диалоги с Олегом Куликом. - М.: Ad Marginem,
2004. - 318 с.
Бакштейн И.М. Концептуализм как интерес к происходящему в нас самих // Коллективные действия. Поездки за город. - М.: Ad Marginem, 1998. - C. 341¬348.
Баннистер Д., Франселла Ф. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
Барабаш Н.А. Телевидение и театр: Игры постмодернизма. - М.: МПГУ, 2003.
- 182 с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965. - 527 с.
Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис. докт. психол. наук. - М., 1989. - 48 с.
Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975. - С. 180.
Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 256 с.
Берген Д. Игра как контекст развития чувства юмора // Игра со всех сторон: Книга о том, как играют дети и прочие люди: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Под. ред. Е.С. Жорняк. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. - С. 115-140.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988. - 300 с. Бессонов О.В. Художественный авангард как феномен культуры: Философско-

212
эстетический анализ: Автореф. канд. дис. филос. наук. - М., 1997. - 23 с. Блатнер А. Постмодернизм и задачи психотерапии // Московский Психотерапевтический Журнал. - 2004. - №2. - С.128-133.
Бобринская Е.А. Концептуализм. - М.: Галарт, 1994. - 216 с.
Бобринская Е.А. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Авангардное поведение. - СПб.: Хармсиздат, 1998. - С. 47-62.
Бодрийар Ж. Заговор искусства // Художественный журнал. - 1998. - №21. - С.7-8.
Борисов И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире.
- 1995. - N 3. - C. 63-74.
Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104-117.
Буренина О. В. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслера // Абсурд и вокруг: Сборник статей / Отв. ред. О.В. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С.7-72.
Бурно М. Е. О целебности абсурда // Московский Психотерапевтический Журнал. - 1993. - №4. - С. 110-111.
Вайнштейн О.Б. Денди: Мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
ВандерВен К. Игра, Протей и парадокс: Обучение для жизни в хаотическом и суперсимметричном мире // Игра со всех сторон: Книга о том, как играют дети и прочие люди: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Под ред. Е. Жорняк. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. - C. 299-324. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984. - С. 25-31.
Ветошкина Т. А. Самореализация личности в творческой деятельности: Автореф. канд. филос. наук. - Свердловск: 1980. - 21 с.
Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: Класс, 1995. - 112 с.
Винникот Д.В. Игра и реальность. - М.: ИОИ, 2002. - 288 с.

213
Виролайнен М.Н. Гибель абсурда // Абсурд и вокруг: Сборник статей / Отв. ред. О.В. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 415-427. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Символический подход, основанный на личном опыте. - М.: Класс, 1997. - 172 с.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Класс, 2004.
- 208 с.
Власов А. Электронный Homo Ludens // Net-культура. - 2003. - 18 нояб. Власова Г. Б. Рок-культура - феномен ХХ века: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2001. - 26 с.
Воеводин А.И. Стратегемы - стратегии войны, манипуляции, обмана. - М.: Белые альвы, 2002. - 256 с.
Генис А.А. Мудрость дурака // Русский телеграф. - 1998. - № 56. - 1 апр. Геннеп А. Обряды перехода. - Париж, 1909. - 281 с.
Гилинский Я.И. Творчество: Норма или отклонение? // СОЦИС. -1990. - № 2. - С. 46-52.
Гилинский Я.В., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Уч. пособие. - СПб., 1993. - 452 с.
Гладких Н. В. Шутовство и юродство как культурный феномен и творчество Даниила Хармса // Проблемы литературных жанров: Материалы Х Междунар. науч. конф., посв. 400-летию г. Томска. Ч. 2. Русская литература ХХ века. - Томск, 2002. - С. 103-106.
Гниренко Ю.В. Перформанс как явление отечественного искусства: Дипл. раб.
- Екатеринбург: УрГУ, 2000. - 116 с.
Голицын Г.А. Искусство «высокое» и «низкое»: Системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука, Смысл, 2000. - С.545-564.
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. - М.: Алгоритм, 2002.
- 288 с.
Гриншпун И.Б., Морозова Е.А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. - М.: «Когито Центр», 2000. - С. 301-342.
Гройс Б.Е. Утопия и обмен. - М.: Знак, 1993. - 374 с.

214
Гройс Б.Е. Скорость искусства // Комментарии к искусству. - М.: Серия «Modus pensandi»; Художественный журнал, 2003. - С. 251-259.
Гройсман А.Л. Психодраматическая модель спонтанности и творчества // Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М.: «Когито-Центр», 2003. - С.17-24.
Грэсс М. Бог умер, а кот жив? // Художественный Журнал. - 1998. - № 19-20. - С. 32-35.
Грязева В.Г. Исследовательское искусство как психологический феномен и некоторые проблемы художественного образования // Психология творчества. Вып.1. - Челябинск: ЧГИИК, 1995. - С.7-46.
Грязева В.Г. Теория персонализации и искусство: Целостность персонального пространства творчества художника как методологическая проблема экспериментально-психологического исследования // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Сб. научн. трудов. - Т.2. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - C.17-38.
Грязева В.Г. Эстетическое развитие личности: Эколого-психологический подход. - М.: ЦРСДОД МО РФ, - Челябинск: «Полиграф-мастер», 2000. - С.156-267.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ