Проведена эмпирическое исследование среди учащихся 1 класса.
Выборка: 32 первоклассника: 18 девочек и 14 мальчиков. Возраст испытуемых от 6 до 8 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические проблемы психолого-педагогической адаптации в первом классе 6
1.1 Понятие и сущность адаптации в психолого-педагогической литературе, критерии адаптированности 6
1.2 Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников. Роль игры в процессе адаптации к учебной деятельности в начальной школе 13
Вывод по первой главе: 22
2 Исследование особенностей адаптации первоклассников в условиях образовательной организации 23
2.1 Исследование уровня адаптации первоклассников 23
2.2 Психолого-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни 29
Выводы по второй главе: 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Таким образом, анализ теории, практики и стратегических документов в области образования Российской Федерации свидетельствует об актуальности проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения, а также проблемы использования для этого наиболее эффективных способов педагогической деятельности, в том числе и игровых методов.
Для нашей работы наиболее важными являются труды М.Р. Битяновой, Д.Ю. Соловьевой, Н.В. Цыба, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.М.Безруких, Г.М.Андреевой, Н.Н.Михайловой.
Новизна исследования заключается в том, что в нем теоретически исследовано влияние игры на процесс адаптации младших школьников к учебной деятельности, а также предложены рекомендации по использованию игровых методов в работе с первоклассниками для облегчения процесса адаптации.
Результаты анализа научных исследований и образовательной практики высветили наличие противоречий между необходимостью содействия адаптации первоклассников и недостаточностью использования игровых методов в работе с первоклассниками, между требованиями, предъявляемыми школой и возрастными особенностями первоклассников.
Объект исследования: процесс адаптации к учебной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: роль игры в процессе адаптации младших школьников к учебной деятельности.
Цель исследования заключается в исследовании роли игры в процессе адаптации младших школьников к учебной деятельности.
В соответствии с выдвинутой целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность адаптации.
2. Охарактеризовать критерии адаптированности и факторы, влияющие на адаптацию.
3. Рассмотреть влияние игры на процесс адаптации к школе.
5. Провести исследование уровня адаптации первоклассников.
6. Разработать комплекс мероприятий по адаптации к школьному обучению с использованием игровых методов.
В ходе исследования автором применялись следующие методы:
- теоретические: анализ литературы; теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ документации, педагогический эксперимент;
- математические: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнены понятие и сущность адаптации младшего школьника;
- изучены и систематизированы критерии адаптированности и факторы, влияющие на адаптацию.;
- теоретически представлен и описан комплекс мероприятий по содействию адаптации первоклассников в школе с использованием игровых методов.
Практическая значимость заключается в том, что разработан комплекс мероприятий по содействию адаптации первоклассников в школе. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе образовательного учреждения с первоклассниками.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № ___». В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 1 класса в количестве 32 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе.
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях. Адаптация детей к школе в значительной степени определяется уровнем социально-педагогической деятельности.
На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), возраст начала систематического обучения, особенности школьной ситуации, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период – сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Именно поэтому педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительной адаптации ребенка к школе выделяли игру.
Во второй главе нами было проведено эмпирическое исследование проводилось среди учащихся 1 класса, выборку составили 32 первоклассника в возрасте от 6 – 8 лет. Целью эмпирического исследования является анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. В результате было выявлено, что у 25 % детей низкий уровень адаптации, у 62,5 % низкий уровень школьной мотивации, что также отрицательно влияет на адаптацию и у 22 % детей высокий уровень тревожности. В следующем разделе будут даны рекомендации педагогам при работе с первоклассниками и родителями по преодолению этих проблем.
После диагностики нами была разработана и проведена серия занятий с использованием игровых методов для повышения уровня адаптации первоклассников в условиях образовательной организации.
1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Автор-составитель : Г.Д. Воднева. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.
2. Адаптация учащихся: Методическая копилка // Школьный психолог. – 2005. – №18. – с. 27 – 38.
3. Александровская, Э.М. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации / Э.М. Александровская, Т.А. Куприянова, Т.И. Реут // Журнал прикладной психологии. – 1998. – №2. – С.48-54.
4. Баркан, А.Я. Типы адаптации первоклассников / А.Я. Баркан // Педиатрия, 1983. – №5. – С. 78 – 94.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. − Питер, 2009. – 237с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. − М.: Лабиринт, 2012. − 352 с.
7. Диагностика школьной дезадаптации: науч.-метод. пособие для учителей нач. классов и школ. психологов / Н.Г. Лусканова и др.– М. : Ред.- издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 126 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm, свободный. Дата обращения 06.06.2021.
9. Каган, В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия / В.Е. Каган // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. – М., 1995. – С. 3-8.
10. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д.В. Колесов. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.
11. Коробкина, С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. 1, 5, 10 классы. Система работы с детьми, родителями, педагогами. ФГОС / С.А. Коробкина. – Волгоград : Изд-во «Учитель», 2011. – 261 с.
12. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М. : Академия. – 2008. – 176 с.
13. Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации / П.С. Кузнецов. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 258 с.
14. Левина, И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения / И.Л. Левина. – Новокузнецк : ИПК, 2002. – 142 с.
15. Леонова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – Т. 6. – №4. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shatova_Shcherbakova.phtml . Дата обращения: 14.01.2019.
16. Литвиненко, Н.В. Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников в образовательной среде в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Выпуск № 1. – Т. 6. – 2013. Научная библиотека КиберЛенинка. – Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/ article/n/ teoreticheskie- podhody- k- issledovaniyu-adaptatsiishkolnikov –k -obrazovatelnoy -srede-v –kriticheskie -periody-razvitiya# ixzz3g3TVjyZj. Дата обращения: 13.01.2019.
17. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджрицкая. – М.: Просвещение, 1982. 128 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / Мухина В.С. – 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13.
20. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 1999. – 261 с.
21. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / отв. ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – М. : Педагогика, 1988. – 136 с.
22. Психическая адаптация и тревога. Ф.Б. Березин. – Ссылка на источник: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1877.html, свободный. Дата обращения 15.01.2019.
23. Психологический словарь : энцик. слов. / под общ. ред. А.В. Петровского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – СПб.: Речь, 2005. – 576 с.
24. Ребенок идет в школу. Рассуждения специалиста на тему с упражнениями, правилами, памятками и рекомендациями / авт.-сост. Сахарова Е.В. – Калининград: КОИРО, 2016. – 41 с.
25. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. – Москва : Мысль, 1975. – 277 с.
26. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. – М., 1973. – 623с.
27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психическое развитие в детских возрастах : Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – Издание 2-е, стереотипное. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – (Психологи отечества). – С. 66–86.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин – М.: Владос, 1999 г. – 360 с.