Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников

Работа №7293

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы156стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1
Глава 1. Рабочая тетрадь - составная часть современного учебно¬педагогического комплекса пособий для младших школьников.
1.1. Дидактические условия конструирования рабочих тетрадей в истории
1.2. Специфическое воздействие рабочей тетради на интеллектуальное
1.3. Особые возможности рабочей тетради в решении проблемы обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников 26
Глава 2. Рабочая тетрадь как средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения и коррекции недостатков развития младших школьников.
2.1. Теоретическое обоснование дидактических условий конструирования современной рабочей тетради для младших школьников 37
2.2. Отражение дидактических условий конструирования рабочей тетради в
типологии заданий для младших школьников 68
Г лава 3. Опыт реализации в учебном процессе дидактических условий конструирования рабочей тетради для младших школьников.
3.1. Система экспериментальных заданий рабочей тетради для младших школьников 81
3.2. Анализ и оценка результатов использования экспериментальных заданий
в практике обучения младших школьников 90
Заключение 117
Список литературы 120
педагогики, на современном этапе
8
развитие младших школьников
17



В соответствии с принципами современной государственной политики в области образования, ориентирующими на решение проблемы гуманизации и оптимальное развитие учащихся, предусматривается «общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников» (38). Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема индивидуальной специфики обучения и развития учащихся.
При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.
Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников.
Рабочие тетради, получившие широкое распространение в современном образовании, особенно в начальной школе, играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения, содействуя формированию и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников и реализующих её общеучебных интеллектуальных умений.
Однако, несмотря на предполагаемую развивающую направленность рабочих тетрадей, общий интеллектуально-деятельностный потенциал учебных пособий этого жанра просматривается в очень ограниченном их ряду.
При наблюдаемом увеличении выпуска рабочих тетрадей специальные исследования по данному виду учебных пособий не были проведены и единые дидактические условия их конструирования не обозначены, не выявлены. Вследствие этого, авторы-составители рабочих тетрадей часто акцентируют внимание только на особенностях того или иного предмета, не учитывая общий интеллектуально-деятельностный подход к решению проблемы обучения и развития школьников, не затрагивая проблему формирования учебной деятельности в её органичной связи с общеучебными интеллектуальны¬ми умениями.
Поэтому учащиеся уже начальных классов школы, для которых учебная деятельность является основной формой их жизнедеятельности, занимаются по рабочим тетрадям, которые формируют конкретные предметные умения и навыки и не приобретают общеучебных интеллектуальных умений, необходимых для самостоятельного добывания знаний в разных областях наук.
На подступах к необходимому восполнению явной недостаточности дидактического обоснования современной рабочей тетради и конкретно - рабочей тетради для младших школьников - следует особо и специально иметь в виду психолого-педагогические закономерности, характеризующие ребенка этого возраста:
1. Закономерности интеллектуального развития детей, связанные с их возможной индивидуальной ориентацией на разные зоны, разные уровни коры головного мозга;
2. Этапы формирования высших психических функций;
3. Активное развитие словесно-логического мышления.
Поскольку основной формой жизнедеятельности младшего школьника является учебная деятельность, рабочая тетрадь должна комплексно содействовать формированию этой деятельности, как и реализующих ее общеучебных интеллектуальных умений с учетом индивидуальных особенностей детей.
Особенности и закономерности развития ребенка, школьника, установленные и отраженные в трудах российских и зарубежных исследователей, являются также реальной основой для определения дидактических условий конструирования рабочей тетради для младших школьников - проблемы, как уже отмечалось, имеющей на современном этапе развития школы безусловную актуальность и значимость.
Противоречие между все возрастающим выпуском рабочих тетрадей, реальным внедрением их в массовую педагогическую практику и теоретико¬педагогической недостаточностью раскрытия дидактических условий конструирования данного вида учебных пособий обуславливает актуальность нашего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, осуществленное нами исследование является одним из вариантов решения проблемы теоретического и практического обоснования дидактических условий конструирования рабочей тетради для младших школьников. В ходе него, на основе обобщения историко-педагогического опыта конструирования учебных пособий для учащихся и рассмотрения дидактических особенностей действующих рабочих тетрадей для младших школьников, были сформулированы и теоретически обоснованы следующие дидактические условия конструирования такой тетради:
1-е условие. Воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
2-е условие. Направленность рабочей тетради на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность (основную форму жизнедеятельности младших школьников), содействующих профилактике и коррекции её недостатков у школьников.
3-е условие. Включение в структуру рабочей тетради системы заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
4-е условие. Разработка системы заданий рабочей тетради на основе коплексного рассмотрения особенностей развития младших школьников, включая:
- психофизиологические особенности развития (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);
- особенности формирования высших психических функций (с индивидуальным темпом формирования функций);
- параметры развития мышления младших школьников (характеризующиеся сочетанием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления).




1. Ананьев Б.Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. 7 Сб. «Развитие детей в процессе обучения и воспитания». - М.; Педагогика,
1960. -218с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. - М.: Педагогика, 1982.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
4. Богоявленская Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психоло¬гии, - М.: 1962, № 4, с 74 - 82.
5. Богоявленская Д.Н., Менчинская Н.А. Пути повышения качества усвое¬ния знаний в начальных классах. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 280с.
6. Бейлинсон В.Г. Вопросы совершенствования школьного учебника. - М.: 1975. - 166с.
7. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. - М.: 1986, - 80с.
8. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. - М.: 1965;
9. Веселова Н.Н. Педагогические условия коррекции недостатков учебной деятельности детей риска. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М.: РАО, 2000, - 20с.
Ю.Волович М.Б. Технология преподавания математики //“Наука обучать”. М.: Linlca - Press. 1995.
П.Вульфсон Б.Л. Модернизация современного гуманитарного образования в школа^^апада. /Советская педагогика, - М.: 1991. № 1, с. 124-130.
12. Вульфсон Б.Л. - Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М- Воронеж, 1996. - 257с.
13. Выготский Л.С. Детская психология, т. 4. Собр. Соч.: в 6 т. - М.: Педаго¬гика, 1984. - 433с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:

121
15. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. /У Сб. статей - М-Л.; Гос. Учебно-пед. Изд., 1935. - 133с.
16. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. - М.: 1988, - 120.
17. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «фор-мирования умственных действий и понятий». - М.: Изд. АГСН СССР, 1965.- 51с.
18. Голант Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой. - М-Л.: изд. АПН РСФСР, 1949. -149 с.
19. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. - М.: Учпедгиз, 1958, - 135 с, с.5
20. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. Книга 1, 4- е изд. - М.. Просвещение, 1997.
21. Годерруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т., т. 1. - М.: 1996.
22. Гончаров Н.К. Основы педагогики. - М.: Учпедгиз, 1947, стр. 53-62.
23. Горецкий В.Г.,Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. - М.: 1996 г.
24. Психологические проблемы построения школьных учебников. (Под ред. ГраникГ.Г.).-М.: 1979,-256с.
25. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагоги¬ка, 1972. - 196с.
26. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.. Педагогика, 1986. -293с.
27. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьни¬ка. //Вопросы психологии. - М.: 1981, № 6.
28. Формирование учебной деятельности школьников, (под ред. Давыдова В.В.) - М.: Просвещение, 1982. - 254с.
29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интер, 1996. - 541с.
30. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992. - 190с.

122
31 Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: Педагогика, 1957. 38 с,
203 с.
32. Дети с задержками психического развития. Под редакцией Т’.А.Власовой,
В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, - М.: 1984;
33. Добровольская Н.А. Формирование общеучебных умений по решению некоторых классов творческих заданий: Автореферат диссертации на со¬искание ученой степени к.п.н. - М.: РАО, 1979, - 18с.
34. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. - М.: 1997, № 4, стр. 138-146.
35. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: 1996.
36. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз,
1961. -293с.
37. Журавлёв И.К. Дидактические основы построения учебного предмета об-щеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание уче¬ной степени д.п.н. - М.: 1990.
38.Закон РФ об образовании, - М.: 1992.
39.Занков Л.В. Обучение и развитие. - М.: Просвещение, 1975. -298с.
40.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Гос. уч. пед. изд. мин-ва просвещения РСФСР, 1960. - 310с.
41.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т., - М.: Про¬свещение, 1978. - 144с.
42.Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Просвещение, 1983. - 234с.
43. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Просвещение, 1986, - 180с.
44. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. В кн. Лекции по современным про¬блемам психологии обучения. - В.: 1972, с. 57 - 73.
45. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.
-М.: Знание, 1981. - 96 с.
46. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержками психического развития. // «Дефектология». - М.: 1978, №3;

123
47. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Пед. центр экспе¬римент, 1995. - 175с.
48 Компенсирующее обучение России. // Сборник действующих норматив¬ных документов и учебно-методических материалов. - М.: , 1997 г.
49Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. - 301с.
50. Кулибаба И.И. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. - М.: АПН СССР, 1976. - 98с.
51. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школь¬ников в системе -коррекционного обучения. Методическое пособие для учи-телей коррекционных классов. - М.: 1989. -96с.
52. Лазаревский С.В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшеклассников. - Киев: Диссертация на соискание у.с. к.п.н., 1990. - 142с.
53. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Изд. АПН СССР, 1981. - 143с.
54. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, -М.: 1982;
55. Лернер И.Я, Шахмаев Н.М. Каким быть учебнику: дидактические прин¬ципы построения. Ч. 1-2. - М.: Учпедгиз, 1992. - 146с.
56. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. Педагогич. соч., т. 2. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1952, с.284.
57. Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навы¬ков школьников. - М.: МГПИ, 1982. -134с.
58. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общеучебных умений и навы¬ков школьников. - Киев: Знание УССР, 1984. - 83с.
59. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Пе¬дагогика, 1977, - 218с.
60. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. - М.: 1980. № 5 с. 47-59.

124
61. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет психоло¬гического исследования., в кн.: Проблема деятельности в современной пси-хологии., 4.1. - М.: 1981, с. 132 - 170.
62. Машбиц Е.И. Психологические основы упраления учебной деятельно¬стью, - К.: 1987.
63. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Про¬свещение, 1977. - 239с.
64. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. // Сб. Исследование мышления в советской психологии. - М.: наука, 1966. - 162 с.
65. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников.
- М.: Педагогика, 1989. - 83с.
66. Менчинская Н.А. Взаимодействие слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками. Тезисы докладов на совещании по психологии.
- М.: изд-во АПН РСФСР, 1953, с. 57-70.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ