Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии наблюдения за ходом голосования на выборах Президента РФ 2018 года, формы и результаты

Работа №72916

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования института наблюдения за ходом голосования 7
1.1 Теоретическая, практическая и нормативная база формирования и применения технологий наблюдения за ходом голосования в ходе избирательного процесса 7
1.2 Становление и развитие института наблюдения за ходом выборов в
постсоветской России 14
Глава 2. Технологии наблюдения за ходом голосования в РФ после 2012 года и перспективы их развития 27
2.1 Технологические особенности и нововведения наблюдения за ходом
выборов 2018 года 27
2.2 Перспективы развития технологий наблюдения за ходом голосования в РФ 44
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57


Демократия как политический режим базируется на правах и свободах человека. Одним из таких незыблемых прав является право избирать и быть избранным. Данное право ведет свой отсчёт со времен полисов Древней Греции, когда жители этих полисов обладали возможностью выбирать представителей своих интересов на ключевые посты.
В современном мире формирование ключевых органов в государстве через выборы является критерием демократичности государства. При этом только честные (без фальсификации) и регулярные выборы следует рассматривать как элемент общественно-политической жизни. Именно такие выборы являются выражением волеизъявления населения.
Однако в настоящее время страны сталкиваются с международным давлением со стороны ряда государств. Причиной данного давления являются ничем не подтверждённые заявления о том, что внутренние выборы прошли с нарушениями, следовательно, данные выборы не отражают реальное мнение граждан. Такие заявления используются для оказания давления или дестабилизации обстановки в стране.
Такие действия со стороны ряда стран заставляет искать пути решения данной проблемы через создания системы контроля за чистотой проводимых выборов. Такой системой является институт наблюдения за выборами. Данный институт подразумевает наблюдения за выборами с помощью корпуса наблюдателей, в особенности за счет международных (внешних) наблюдателей. Такая практика является самым распространенным инструментом за ходом голосования. Однако институт наблюдения за выборами позволяет использовать и другие технологии наблюдения, чтобы свести внешнее присутствие к минимуму.
В настоящее время проведение честных и открытых выборов является залогом стабильности государства, так как результаты выборов формируют ключевые органы управления государством. Институт наблюдения за выборами позволяет снизить количество нарушений, а также повысить доверие населения к выборам, что в свою очередь сокращает возможность дестабилизации обстановки в стране из вне.
Актуальность темы определяется необходимостью прогноза влияния форм и методов наблюдения за ходом будущих выборов, легитимность которых будет определяться открытостью для наблюдения и честностью голосования.
Степень научной разработанности проблемы
Тема технологий наблюдения за выборами активно изучается различными учеными во множестве стран мира. Однако прерогатива изучения отдается внешнему корпусу наблюдателей. При этом нет работ, которые посвящены анализу конкретно какой-то организации и ее работе в области наблюдения за выборами. Основной тип литературы, с которой приходится работать - научные статьи российских и зарубежных авторов, а также российские новостные статьи.
В отечественной науке вопросом развития института наблюдения за выборами занимается Скокова Ю. А. В своей работе «Динамика развития общественного движения наблюдателей на выборах: результаты исследования 2011-2016 гг» она рассматривает развитие внутреннего корпуса наблюдателей в Российской Федерации .
Изучению роли международного наблюдения на выборах посвящены работы Круглашовой В.Д. в ее работах рассматриваются вопросы осуществления правового регулирования работы международного наблюдения на выборах .
Соотношением международных и национальных аспектов при регулировании выборов исследует Красинский В.В. В его работе рассматривается правовая регламентация избирательных процессов .
Несмотря на то, что на тему института наблюдения за выборами написано большое количество публикаций, данная тематика до сих пор остается актуальной и неизученной до конца.
Объектом исследования является институт наблюдения за выборами.
Предмет исследования - технологические особенности наблюдения и подсчета голосов за ходом голосования на выборах президента РФ 2018 года.
Цель исследования - раскрыть технологии наблюдения за выборами и обозначить перспективы их развития.
Реализация поставленной цели возможна путем решения следующих задач:
• определить понятие, формы и функции института наблюдения за выборами;
• раскрыть технологии наблюдения за выборами;
• раскрыть и исследовать историю развития института наблюдения на международном уровне;
• проследить развитие института наблюдения в Российской Федерации;
• раскрыть этапы развития технических средств наблюдения за выборами в Российской Федерации;
• выделить возможные варианты, тенденции применения и развития технологий наблюдения на выборах в Государственную Думу 2021 года и президента 2024 года.
Гипотеза исследования:
В ходе реализации различных технологий наблюдения за выборами в Российской Федерации, предпочтение на государственном уровне, после 2012 года, отдается техническим средствам наблюдения, которые объективно влияют на уменьшение количества нарушений и честность выборов, что в свою очередь действительно снижает протестные настроения населения по итогам выборов. Теоретико - методологическая база исследования.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
• метод SWOAT-анализа;
• сравнительно-исторический метод;
• метод индукции;
• системный подход;
• функциональный метод
Эмпирическая база исследования
Труды отечественных и зарубежных исследователей, изучающих проблемы института наблюдения за голосованием;
Статистические и информационно-аналитические материалы избирательных комиссий всех уровней
Аналитические и информационные статьи средств массовой информации и сети интернет
Правовое регулирование избирательных процессов Российской Федерации;
Нормативно - распорядительные акты региональных и федеральных органов власти;
Международные документы, регулирующие наблюдение за голосованием;
Практическая значимость исследования.
Изучение и анализ технологий наблюдения за выборами могут быть использованы для дальнейшего усовершенствования института наблюдения за выборами.
Объем и структура выпускной квалификационной работы:
введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованных источников и литературы.
Объем ВКР составляет 63 страницы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Институт наблюдения за выборами прошел долгую историю от международного прецедента до полноправного актора, без которого невозможно представить современные выборы. Сегодня, когда выборы определяют будущее всего государства, избиратели заинтересованы в том, чтобы процедура голосования проходила максимально честно и открыто.
Можно отследить исторические параллели в том, что современный институт наблюдения за выборами пришел к той же технологии, с которой и начинался - корпус международных наблюдателей. Однако это не означает, что за это время не было сформировано новых технологий наблюдений. Под конец XX века начинают появляться внутренние корпуса наблюдателей, а уже в начале XXI появляются различные технические средства наблюдения. Такую распространенность международных наблюдателей следует рассматривать через призму международных договоров, которые подписывают государства. В свою очередь остальные средства наблюдения развиваются благодаря инициативе государства либо по инициативе гражданского общества.
Однако в современных реалиях корпус международных наблюдателей становится инструментом внешнего политического давления на развивающиеся и находящиеся в стадии социально-экономической модернизации страны. Это в свою очередь вынуждает государство рассматривать другие технологии наблюдения за выборами. Одной из таких технологий является корпус внутренних наблюдателей, которыми являются сами граждане государства, что в свою очередь поднимает доверие у самого населения к проводимым выборам. Такое участие граждан в политической жизни государства не только повышает политическую грамотность населения, но и также способствует развитию гражданского общества и его активности.
Другой технологией наблюдения за выборами является использование технических средств наблюдения за выборами. Такая технология так же поднимает доверие граждан к выборам, а также существенно сокращает время на обработку и подсчет голосов.
Однако только симбиоз трех данный технологий в полной мере позволяет обеспечить чистоту и открытость выборов. При этом отследить отдельный вклад каждой технологии в соотношении с уменьшением количества нарушений достаточно сложно, поэтому исследователи и практики говорят о комплексности данных мер, когда затрагивают наблюдение за выборами. Однако следует отметить, что, применяя на выборах все три технологии, государство отдает приоритет в развитии одной из них наиболее эффективной в настоящее время. Так, гипотезой данной работы является утверждение, что, учитывая все технологии наблюдения за выборами в Российской Федерации, предпочтение отдается техническим средствам наблюдения после президентских выборов 2012 года.
Результаты проведенного автором исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Так, с выборов президента 2018 года наблюдается тенденция на сокращение корпуса наблюдателей при увеличении технической оснащенности УИК и средств наблюдения за ними. При этом стоит отметить, что тенденция на увеличение технических средств наблюдения ведет свой отсчет не с 2018, а с 2012 года.
Наша работа позволяет сделать вывод что, несмотря на рост технических средств наблюдения, государство не препятствует развитию внутреннего корпуса наблюдателей, а направляет его через участие партий и Общественных палат. К тому же государство стремится включить внутренних наблюдателей в существующий институт наблюдения за выборами, при этом, используя технические средства наблюдения, стремится не допустить избыточного количества наблюдателей на избирательном участке.
На основании проделанного нами исследования можно сделать вывод, что государство заинтересованно в тандеме наблюдателей и технических средств. При этом технических средств больше, так как это сдерживает необоснованное количество наблюдателей и является более точным подтверждением или опровержением возможных фальсификаций. Так, в Единый день голосования 8 сентября 2019 года, сокращение количества КОИБов, за-за проводимой модернизации, было компенсировано увеличением числа внутреннего корпуса наблюдателей.
На основании проделанного нами исследования можно сделать вывод, что использование связки из внутреннего корпуса наблюдателей и технических средств наблюдения позволили существенно снизить количество нарушений на нескольких последних выборах. Это позволяет считать данную связку эффективной в нынешних условиях.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что на основе анализа прошедших выборов были найдены технологии наблюдения за выборами, которые с наибольшей вероятностью будут применены на будущих выборах в Государственную Думу 2021 года и президентские выборы 2024 что значительно снижает возможность формирования протестного потенциала среди населения по итогам голосования.
Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что гипотеза, выделенная автором, доказана, цели исследовательской работы и задачи для её достижения были выполнены. Предоставленный материал исследования может быть использован в изучении технологий наблюдений за выборами, а также для совершенствования института наблюдения за выборами. Исследование можно считать завершенным, однако на сегодняшний момент обозначенная проблема является недостаточно изученной, поэтому нуждается в дальнейших исследованиях.



1. Скокова Юлия Александровна Динамика развития общественного
движения наблюдателей на выборах: результаты исследования 2011-2016 гг // ЖССА. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-obschestvennogo-
dvizheniya-nablyudateley-na-vyborah-rezultaty-issledovaniya-2011 -2016-gg (дата
обращения: 25.05.2020)
2. Скокова Юлия Александровна Наблюдатели на выборах в России [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp?id=24880375 (дата обращения 25.05.2020)
3. Скокова Юлия Александровна Трансформация практики гражданского наблюдения на выборах в России [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://publications.hse.ru/articles/86713697 (дата обращения 25.05.2020)
4. Круглашова (Вельч) Вероника Дмитриевна Теоретические подходы к исследованию института международного наблюдения за выборами // Studia Humanitatis. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k- issledovaniyu-instituta-mezhdunarodnogo-nablyudeniya-za-vyborami (дата обращения: 25.05.2020)
5. Красинский Владислав Вячеславович Соотношение международного и национального аспектов в правовом регулировании избирательного процесса // Современное право №4 2011 URL: https:www.sovremennoepravo.ru (дата обращения 25.05.2020)
6. Горюнов Владимир Сергеевич История и перспективы развития избирательной системы Российской Федерации [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36808892 (дата обращения 25.05.2020)
7. Федорова-Кузнецова Ирина Владимировна Особенности кампании по выборам президента России 2018 [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp?id=37282759 (дата обращения 25.05.2020)
8. Байханов Исмаил Баутдинович Механизм международного наблюдения
за выборами [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22004561 (дата обращения 25.05.2020)
9. Егорова Алла Викторовна Институт наблюдателей на выборах как фактор легитимации власти в современной России // Управленческое консультирование. 2019. №5 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-nablyudatelei-na-vyborah- kak-faktor-legitimatsii-vlasti-v-sovremennoi-rossii (дата обращения: 25.05.2020)
10. Ларина Екатерина Викторовна, Мочалин Константин Георгиевич
Институт общественного контроля на выборах президента России в 2018 г // Русская политология. 2018. №2 (7). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/institut-
obschestvennogo-kontrolya-na-vyborah-prezidenta-rossii-v-2018-g (дата обращения: 25.05.2020)
11. Бутырская Ирина Георгиевна Становление и развитие избирательной
системы в России [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26251581 (дата обращения 25.05.2020)
12. Павлов Валерия Федорович Общественное наблюдение на выборах - одна из форм гражданского воспитания [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp?id=41286802& (дата обращения 25.05.2020)
13. Бронникова Наталья Игоревна Эволюция института наблюдателей в современном избирательном праве [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp?id=38488937& (дата обращения 25.05.2020)
14. Горловская Е.А Новеллы избирательного законодательства на выборах президента РФ 2018 года [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://elibrary.ru/item.asp? id=35184208 (дата обращения 25.05.2020)
15. Институт внешнего наблюдения за выборами. Проект реформирования [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.roiip.ru/articles/1641.htm (дата обращения 25.05.2020)
16. Выборы в мире: международное наблюдение [электронный ресурс] //
режим доступа: url:
http: //www.roiip .ru/images/data/gallery/8 7649 Vibori v mire mezhdunarodnoe nablyu denie.pdf (дата обращения 25.05.2020)
17. История избирательной системы
воспоминаниях [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/25-let/41690.html (дата обращения 25.05.2020)
18. Ответы на вопросы фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России» [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/30790/ (дата обращения 25.05.2020)
19. О выполнении Плана работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на январь - июнь 2010 года электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.cikrf.ru/activity/docs/vypiski-iz-protokolov/25279/ (дата обращения 25.05.2020)
20. Тезисы доклада Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. ЧУРОВА по итогам выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://cikrf.ru/activity/relevant/detail/29959/ (дата обращения 25.05.2020)
21. Доклад заместителя Председателя ЦИК России С.В. Вавилова к вопросу
заседания ЦИК России «Об определении результатов выборов Президента РФ» [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/29943/ (дата обращения 25.05.2020)
22. Об итогах проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Задачи избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации (Материалы к выступлению Председателя ЦИК) [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/29886/ (дата обращения 25.05.2020)
23. Чуров: международное наблюдение за выборами должно быть
отрегулировано [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://tass.ru/politika/2392339 (дата обращения 25.05.2020)
24. Обзор блогов: отчеты наблюдателей, веб-камеры, голосование
кандидатов [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://ria.ru/20120304/584439314.html (дата обращения 25.05.2020)
25. Об использовании при голосовании на выборах Президента Российской Федерации технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://docs.cntd.ru/document/902322513 (дата обращения 25.05.2020)
26. Инструкция о порядке использования комплексов обработки
избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://www.cikrf.ru/upload/decree-of-cec/31-218-5-pril.php (дата обращения 25.05.2020)
27. КОИБ: история создания и применения [электронный ресурс] // режим
доступа: url: http: //www.rcoit.ru/upload/iblock/0eb/koib 1 .pdf (дата обращения
25.05.2020)
28. Система наблюдения за выборами и новая реальность [электронный ресурс] // режим доступа: url: http: //www.cis-emo .net/ru/news/sistema-nablyudeniya-za- vyborami-i-novaya-realnost (дата обращения 25.05.2020)
29. Каковы перспективы движения наблюдателей на выборах? [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://www.hse.ru/news/science/99223682.html (дата обращения 25.05.2020)
30. Выборы президента РФ были несправедливыми, считают европейские наблюдатели [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://gazeta.spb.ru/666446- 0/ (дата обращения 25.05.2020)
31. Рунет о веб-камерах: "13 миллиардов рублей потрачены не зря!" [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://ria.ru/20120304/584527778.html (дата обращения 25.05.2020)
32. Последний прогноз перед выборами-2018 в России [электронный
ресурс] // режим доступа: url: https://tsargrad-
tv.turbopages.org/s/tsargrad.tv/articles/poslednij -prognoz-pered-vyborami-2018-v-
rossii 116992 (дата обращения 25.05.2020)
33. Выборы-2016. Итоги [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://www.interfax.ru/russia/528903 (дата обращения 25.05.2020)
34. Избирательная кампания-2018 стартовала вовремя [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://iz.ru/685809/angelina-galanina/izbiratelnaia-kampaniia- 2018-startovala-vovremia (дата обращения 25.05.2020)
35. Семь граней мобилизации на президентских выборах 2018 [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://regcomment.ru/opinions/sem-graney-mobilizatsii-na- prezidentskikh-vyborakh-2018/ (дата обращения 25.05.2020
36. Эти выборы отличает большое число технических изменений к лучшему»
[электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://www.gazeta.ru/politics/2018/03/17 a 11686801.shtml (дата обращения
25.05.2020)
37. Число общественных наблюдателей на голосовании по Конституции
превысит 150 тыс. [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https: //tass.ru/politika/7813801 (дата обращения 25.05.2020)
38. Элла Памфилова выступила на Форуме общественных наблюдателей [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.cikrf.ru/news/cec/39415/ (дата обращения 25.05.2020)
39. Состоялось 152-е заседание Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://www.cikrf.ru/news/cec/39433/ (дата обращения 25.05.2020)
40. Выборы президента Российской Федерации: особенности избирательной
кампании в 2018 году [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://tass.ru/politika/5034678 (дата обращения 25.05.2020)
41. «Эти выборы отличает большое число технических изменений к
лучшему» [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://www.gazeta.ru/politics/2018/03/17 a 11686801.shtml (дата обращения
25.05.2020)
42. Памфилова сообщила Путину о технических нововведениях на выборах президента [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://riafan.ru/1042757- pamfilova-soobshila-putinu-o-tekhnicheskikh-novovvedeniyakh-na-vyborakh-prezidenta (дата обращения 25.05.2020)
43. Все регионы России оснащены цифровыми каналами связи для быстрой передачи данных в ЦИК [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://www.mskagency.ru/materials/2762363 (дата обращения 25.05.2020)
44. ЦИК: механизмом "Мобильный избиратель" на выборах 2018
воспользовались 5,7 млн человек [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://tass.ru/politika/5089746 (дата обращения 25.05.2020)
45. Международные наблюдатели признали законность состоявшихся в Крыму президентских выборов [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://tass.ru/politika/5044427 (дата обращения 25.05.2020)
46. Памфилова: нарушений на выборах было в два раза меньше, чем в 2012
году [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://www.svoboda.org/a/29108716.html (дата обращения 25.05.2020)
47. О готовности избирательных комиссий к проведению выборов в единый день голосования 9 сентября 2018 года [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.cikrf.ru/news/cec/40674/ (дата обращения 25.05.2020)
48. «Высокоскоростные» выборы в России проходят почти без нарушений, но с обилием фейков [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://vz- ru.turbopages.org/s/vz.ru/news/2018/9/9/941055.html (дата обращения 25.05.2020)
49. Единый день голосования в России прошел без нарушений, но со
вторыми турами [электронный ресурс] // режим доступа: url:
https://tass.ru/politika/5542999 (дата обращения 25.05.2020)
50. Элла Памфилова подвела итоги единого дня голосования [электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.cikrf.ru/news/cec/44197/ (дата обращения 25.05.2020)
51. Памфилова: число КОИБов на участках в РФ за 4 года возросло в 2,5 раза
[электронный ресурс] // режим доступа: url: https: //www.interfax-
russia.ru/main/pamfilova-chislo-koibov-na-uchastkah-v-rf-za-4-goda-vozroslo-v-2-5-raza (дата обращения 25.05.2020)
52. Старый новый код: ЦИК перенастроит КОИБы к сентябрьским выборам
[электронный ресурс] // режим доступа: url: https://iz.ru/851381/angelina-
galanina/staryi-novyi-kod-tcik-perenastroit-koiby-k-sentiabrskim-vyboram (дата
обращения 25.05.2020)
53. Памфилова: число КОИБов на участках в РФ за 4 года возросло в 2,5
раза [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://www.interfax-
russia.ru/main/pamfilova-chislo-koibov-na-uchastkah-v-rf-za-4-goda-vozroslo-v-2-5-raza (дата обращения 25.05.2020)
54. Памфилова заявила о продолжении эксперимента с электронным голосованием [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://www.znak.com/2019- 09-24/pamfilova zayavila o prodolzhenii eksperimenta s elektronnym golosovaniem (дата обращения 25.05.2020)
55. Состоялось 228-е заседание Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации [электронный ресурс] // режим доступа: url:
http://www.cikrf.ru/news/cec/44586/ (дата обращения 25.05.2020)
56. ЦИК за 10 дней принял почти 550 тыс. заявок на участие в онлайн- голосовании по конституции [электронный ресурс] // режим доступа: url: https://tass.ru/politika/8725517 (дата обращения 16.06.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ