Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационный процесс (Организация и маркетинг)

Работа №7290

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы384стр.
Год сдачи1995
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
916
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности
1. 1. Сущность, формы разделения и кооперации труда в инновационной сфере 14
1.2, Исторические этапы развития кооперации и разделения
труда в инновационной сфере 24
1.3.Отношения собственности в области научно-технической деятельности 34
1.4. Отношения обмена в инновационной сфере 54
Глава 2. Организация инновационной деятельности в России: современное состояние и перспективы 64
2.1. Развитие теории и практики управления инновационным процессом 64
2.2. Анализ динамики инновационного потенциала Российской Федерации(РФ) в 1992-1994 годах 76
2.3. Прогнозный сценарий развития инновационного потенциала РФ на период до 2000 года 83
2.4. Проблема конверсии в инновационной сфере РФ 91
Глава 3. Научно-технические парки - современная модель организации инновационного процесса.
103
3.1. Зарождение первых технопарков: опыт Селиконовой долины.
104
3. 2. Особенности технопарков Японии 121
3.3. Опыт функционирования научно-технических парков в странах Европы 133
3.4. Перспективы формирования научно-технических парков в Российской федерации 137
Глава 4. Маркетинговые исследования рынка наукоемкой и науч- но-технической продукции 150
4.1. Особенности маркетинга в наукоемких отраслях 150
4.2. Структура маркетингового исследования и источники вторичной маркетинговой информации, используемой при анализе рынка наукоемкой продукции 156
4.3. Полевые исследования - важнейший источники информации в наукоемкой продукции 164
4.4. Организация и анализ собранной информации 176
4.5. Результаты маркетингового исследования рынка научного приборостроения в Российской Федерации 184
Глава 5. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции. 197
5.1. Роль нововведений в конкурентной борьбе 197
5.2. Понятие и метод оценки конкурентоспосбности нововведений
Глава 6. Ценообразование на наукоемкую и научно-техническую продукцию 217
8.1. Параметрические методы ценообразования на наукоемкую продукцию 217
6.2. Расчет базовой цены нововведения на основе оценок конкурентоспособности и ее оптимизации по максимсму текущей прибыли 225
6.3. Принципы определния цены уникального нововведения,
5.4. Стоимость лицензии и модели цен на инжиниринговые услуги 239
Глава 7. Маркетинг технологий при продаже лицензий 256
7.1. Особенности маркетинга технологических нововведений.
7.2. Структура маркетингового исследования при продаже лицензии на технологию 253
^.З. Типовая структура лицензионного контракта ....230.
7.4. Маркетинг новых технологий нз примере продукции КБ "Ар¬сенал" им.М.Е.Фрунзе и ФТИ им.А,Ф.Иоффе 289
Глава 8. Коммуникационная политика при реализации наукоемкой продукции 299
3.1. Соотношение элементов системы продвижения наукоемкой продукции .299

8.2. Использование волнового подхода при планировании компаний продвижения (рекламы) наукоемкой продукции 314
Заключение... 333
Список использованной литературы 338
Приложения 357
Приложение 1 357
Приложение 2 368
Приложение 3 369
Приложение 4 371
Приложение 5 375
Приложение 6 377



Актуальность исследования. Данная работа появилась как отклик на наиболее злободневные вопросы, связанные с организацией и управлением инновационной деятельностью. Сегодня, когда старый экономический механизм практически перестал существовать, а новый находиться в стадии становления, перед практиками - организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. Их никто никогда не учил организовывать научные исследования в рыночной среде, создавать венчурные фирмы. Сейчас в стране публикуется достаточно много зарубежной литературы по основам рыночной экономики. Одна¬ко число изданий, посвященных экономике инновационной деятельности сравнительно невелико.Содержащиеся в этих работах схемы экономического управления далеко не всегда могут быть применены на российской почве без существенных доработок и переосмысления. Наконец, ни одна западная фирма не будет публиковать положения экономических методик, которые реально использует.
Наиболее актуальны вопросы организации и маркетинга инноваций для фирм военно - промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, проводящих конверсию своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ(НИОКР) и производства. Обладая мощным научно - техническим потенциалом, значительным научным заде¬лом, эти фирмы в условиях рынка не умеют грамотно распорядиться тем богатством, которым располагают, из-за отсутствия квалифицированных маркетинговых служб. В результате фирмы ВПК за бесценок распродают за рубеж ценнейшие научно-технические разработки или

даже находятся на грани банкротства. Решению этих проблем и посвящена данная работа.
При выполнении работы автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики инновационной деятельности.
При разработке теоретических вопросов автор опирался на труды таких ученых как: Бернал Д., Добров Г.М., Ельмеев В.Я., Завлин П.Н., Кондратьев Н.Д., Ленин (Ульянов) В.И., Маркс К., Шумпетер И., Щербаков А.И., Энгельс Ф., Юделевич М.А.
По общей теории маркетинга использовались работы:
Баркана Д.И., Бергмана Б., Демидова В.Е., Завьялова П.С., Котлера Ф..Портера М., Пунина Е.И., Третьяк О.А., Эванса Д.
При анализе управления инновационным процессом использовались работы: Бляхмана Л.С., Когута А.Е.Драюхина Г.А., Медведева
А.Г., Пузыни К.Ф., Рюгемера В., Тацуно Ш.
В части маркетинга инноваций автор использовал работы Вал- дайцева С.В., Медведкова С.Ю., Мухопада В.И. Сергеева Ю.А., Твисса Б.и др.
Дель исследования включала в себя три основные момента.Во-первых, исследовать систему глобальных экономических отношений в инновационной сфере(таких как отношения разделения и ко¬операции труда, собственности, обмена). Во-вторых, проанализировать организацию исследований и разработок и научно-технический потенциал России в период перехода к новой экономической модели развития страны и составить прогноз их развития. Б-третьих, по¬пытаться сформировать теоретико - методологические и организационные основы маркетинга наукоемкой промышленной и научно - технической продукции. Конкретными задачами исследования являются:
- разработка концептуальной модели кооперации в инновационной сфере и исследование ее исторической динамики;
- выявление характера отношений собственности в инновационной сфере и влияния инновационной сферы на отношения собственности;
- систематизация форм обмена в инновационной сфере и исследование их исторической динамики;
- исследование современных форм организации инновационного процесса в России и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
- разработка прогноза развития научно-технического потенциала РФ до 2000 года;
- анализ процесса конверсии результатов оборонных НИОКР в РФ и исследование "гребешковой" кривой жизненного цикла результатов военных НИОКР;
- исследование зарубежного опыта развития научно-технических парков и анализ перспектив научно-технических парков в России;
- определение особенностей инновационного маркетинга;
- разработка методических указаний по прогнозированию объемов сбыта качественно нового товара (товара субститута);
- разработка методики оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции на стадии технического задания;
- анализ методов ценообразования на наукоемкую продукцию;
- разработка методики оптимизации цены на наукоемкую продукцию по максимуму текущей прибыли фирмы-продуцента;
- анализ практики маркетинга технологий при продаже лицензий в современной России и выработка рекомендаций по ее совершенствованию с точки зрения мирового опыта;
- проведение маркетинговых исследований наукоемкой продукции и технологий по заданию ряда фирм Санкт - Петербурга,
- анализ соотношения роли различных инструментов продвижения наукоемкой продукции на рынке на различных стадиях процесса принятия решения о ее покупке;
- разработка "волнового" подхода к планированию кампании по продвижению наукоемкой продукции потребительского назначения на рынке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проделанная в ходе проведения диссертационного исследования работа позволяет придти к следующим обобщающим выводам.
Во-первых, уровень развития инновационной сферы общества определяет характер так называемых традиционных экономических отношений (отношений собственности, обмена, распределения и т.п.). В свою очередь инновационная сфера испытывает диалектическое взаимовлияние со стороны сложившихся экономических отношений.
Во-вторых, скорость прогресса общества ( в т.ч. и эко¬номического) зависит от того, насколько эффективно данное общество способно организовать инновационный процесс, разделение и кооперацию труда внутри науки, освоение нового знания на практике. В работе выдвигается положение о необходимости наличия "критической массы умов" для осуществления серьезных научно-технических прорывов. Особое внимание в работе уделяется междисциплинарной кооперации и кооперации в рамках инновационного цикла. Отмечается, что к серьезному торможению научно-технического прогресса в бывшем СССР привел монополизм, который мешал появлению малых специализиро-ванных межотраслевых научно-технических комплексов, более активному участию в международном разделении труда. Выход видится в создании экономической модели, основанной на управляемой конкуренции в инновационной сфере.
В-третьих, наиболее эффективной формой организации инновационного процесса на сегодняшний день является науч¬но-технические парки, обеспечивающие интеграцию учебного процесса, междисциплинарную кооперацию в теоретических областях, быстрое освоение научных результатов в практике. Основной формой инновационного предприятия должны стать финансово-промышленные группы, основанные на акционерной собственности. Этим группам должны быть по силам достаточно крупные межотраслевые научно-технические проекты. ФПГ должны обеспечивать производство основного объема товаров массового спроса. Развитие малого инновационного бизнеса должно обеспечить необходимую гибкость, восприимчивость к радикальным нововведениям, которые впоследствии будут тиражироваться опять же ФПГ. Реализацию проектов национального масштаба должно организовать государство, частично их финансируя, не главное - беря на себя роль координатора подобных проектов.
Решение глобальных проблем (экология, атомная и альтернативная энергетика, освоение космического пространства) должны обеспечивать проекты, основанные на межгосударственной кооперации.
К описанной выше структуре организации инновационного процессса Россия после начала реформ идет методом проб и ошибок. Основными причинами трудностей, с которыми столкнулась инновационная сфера России сегодня являются:
- уникальный уровень технологического монополизма, который сложился в РФ за последние семьдесят лет;
- ориентация научно-технического потенциала преимущественно на военные НИОКР;
- политическая нестабильность;
тактические ошиоки и просчеты правительства [отсутствие приоритетов в научно-технической политике, уравниловка в распределении резко сократившегося финансирования инновационной сферы, неразумная налоговая политика по отношению к инновационной сфере);
- непоследовательная политика индустриально-развитых стран по отношению к экономическим реформам в России (временные финансовые выгоды отодвигают на задний план стабилизацию экономического положения в РФ, что выражается в попытках вытеснить РФ с мировых рынков наукоемкой продукции).
Автор прогнозирует начало выхода инновационной сферы из кризиса к 2000 году.
Важнейшей причиной провалов программы конверсии результатов военных НИОКР автор считает недостаточную маркетинговую проработку конверсионных проектов. В большинстве случаев жизненный цикл результатов военных НИОКР может быть описан гребешковой кривой, но чтобы продлить жизнь военной технологии в гражданских отраслях, нужно тщательно исследовать рынок: потребителя, конкуренцию и т.п.
Вторую часть работы автор посвятил разработке методологии маркетинга инноваций на рынке. В рамках решения этой за¬дачи выполнен следующий комплекс работ:
- определены особенности инновационного маркетинга;
- разработана методика прогнозирования объемов сбыта качественного нововведения (товара-субститута);
- разработана методика оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции на стадии технического задания;
- разработана экономико-математическая модель оптимизации цены на наукоемкую продукцию по максимуму текущей прибыли.


1. Гражданский Кодекс РФ часть 1.СПб.,НИЦ "Равен", КИФ "Альфа", 1994. 304 с.
2. Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в РФ". Экономика и жизнь, 1992, N18. с.20
3. Инкотермс (Международные правила инерпретации ком¬мерческих терминов). СПб, ТЕН-информ, 1992. 45с.
4. Методические рекомендации по определению экономичес¬кого эффекта от продажи лицензии. М., 1977. 43с.
5. "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", Указ Президента РФ N 1183 от 10.06.94 // Экономика и жизнь. 1994. N 29. с.15
6. "Патентный закон РФ" N 3517-1 от 23.09.92. Интеллек¬туальная собственность. 1992. NN 1-2. с.3-6
7. Постановление Еерховного Совета РФ N 3518-1 от 23.09.92 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации// Интеллектуальная собственность.1992. N 12. с.З
8. Рекомендуемая методика расчета стоимости документа¬ции, содержащей изобретения и "ноу-хау". М., ВО Лицензин- торг.1991. 36с.
9. Сообщения Госкомстата: Социально-экономическое полс- жение и развитие экономических реформ в РФ в 1992 году. Экономика к жизнь. 1993. N 4. с.13-15

-339-
10. Сообщения Госкомстата: О социально-экономическом по¬ложении в России в 1993 году.// Экономика и жизнь.
1994. N 5. с.7-8
Книги
11. Абрамошвили Г.Г. Проблемы международного маркетин¬га. М., Международные отношения, 1984. 125с.
12. Аксенов М.А., Булатова В.А., Мухопад В.И. Организа¬ция внешнеэкономических связей. М., Международные отношения.
1993. 223с.
13. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для ме¬неджеров. Л., Наука. 1991. 163с.
14. Баркан Д. И. Маркетинг для всех.//Человек.1991.256с.
15. Баркан Д.И. Практический маркетинг. Вып.1 Л.Аквилон
1991. 48с.
16. Баркан Д.И., Ходяченко В.Б. Как сегментировать ры¬нок и изучать потребителя. Л. Аквилон. 1991, 80с.
17. Баркан Д.И., Валдайцев С.В. и др. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: маркетинг и нововведе¬ния. Л. Аквилон. 1991. 94с.
18. Бернал Д. Наука в истории общества. М., Иностранная литература. 1956. 735с.
19. Благов Ю.Е., Демин В.А. Наука и космос: стратегия ГМК. Л. ЛГУ. 1991. 143с.
20. Бромберг Г.В., Хан В.Ю. Рекомендации по определению

-340-
НТП. Л.,ЛГУ, 1984. 176с.
22. Валдайцев С.В., Горланов Г.В. Эффективность ускоре¬ния НТП. Л., ЛГУ, 1990. 304с.
23. Валдайцев С.В. Организационно-экономические формы МНТС. Л., ЛГУ, 1986. 95с.
24. Валдайцев С.В., Григорьев И.Н., Молчанов Н.Н.,Эйзен- бах Г. Валютные средства в инновационных фирмах. СПб,
СП5ДНТП. 1992. 34с.
25. Валдайцев С.В. Анализ безубыточности и платежеспо¬собности при освоении новых продуктов. СПб. МЦЭНТ. 1993. 39с.
26. Валдайцев С.В. Риски в экономике и методы их стра¬хования. СПб. СПбДНТП. 1992. 54с.
27. Вадайцев С,В., Григорьев И.Н., Молчанов Н.Н., Мото- вилов О.В. Основы предпринимательства. СПб,СПбДНТП.1992.92с.
23. Валдайцев С.В. Коммерческая подготовка хозяйствен¬ных договоров. СПб. СПбДНТП. 1993. 46с.
29. Галкин А.А. Германский фашизм. М.,Наука. 1989. 301с.
30. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Сенерен В.Д. Марке¬тинг: выбор лучшего решения. М., Экономика. 1993. 222с.
31. Горбовский А.А. В круге вечного возхвращения? М., Знание. 1989. 48с.
32. Грейсон Д., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., Экономика. 1991. 319с.
33. Грэхэм Л. Естествознание, философия и наука о чело¬веческом поведении в СССР. М., Политиздат. 1991. 480с.
34. Дейян А. Реклама. М., Прогресс, 1993. 176с.
35. Ельмеев В.Я. Основы экономики науки., Л.ЛГУ. 1977,
144с.
36. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека.

-341-
М. , Мысль, 1988, 235с.
2?. Жих Е.М., Понкрухин А.П., Соловьев Б,А. Маркетинг: как завоевать рынок. Л., Лениздат. 1991. 139с.
38. Завьялов Л.С., Демидов В.Е. Формула успеха: марке¬тинг. М., Международные отношения. 1988. 304с.
39. Заставский А.И., Молчанов Н.Н. и др. Научно-техни¬ческая деятельность в условиях рынка. Л., ЛДНТП. 1991. 43с.
40. Исакиява К. Управление качеством в системе марке¬тинга. М., Экономика. 1988. 202с.
41. Как работают японские предприятия / под ред. Монде- на Я./ М., Экономика. 1989. 262с.
42. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержа¬ние, символы. М., Экономика. 1991. 239с.
43. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М., Экономика. 1981. 138с.
44. Карганов С,А. Создание и внедрение научно-техничес¬кой продукции. Л., Судостроение. 1993. 224с.
45. Картер Г. Эффективная реклама. М., Прогресс. 1992,
•154с.
46. Каневский Е.М. Эффекты рекламы. М., Экономика. 1980.
201с.
47. Когут А.Е. Методические рекомендации по формирова¬нию регионального центра ускорения внедрения научно-техни¬ческих разработок. Л., ИСЭП, 1988. 18 с.
48. Когут А.Е. Научно-технический прогресс и повышение качества продукции. Л., Знание, 1988. 20 с.
49. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. СПб, ИСЭП, 1993. 177 с.
50. Котлер Ф. Управление маркетингом. М., Экономика,

-342-
1980. 702с.
51. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.
734с.
52. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., Прогресс, 1987. 384с.
53. Курс для высшего управленческого персонала /под ред. Терещенко В.П./ М., Экономика, 1971. 988с.
54. Лавров С.П. Основы маркетинга промышленных объек¬тов. М., Экономика, 1990. 155с.
55. Левшин Ф.М., Мухин С.Е., Соловьев В.Н. Мировые рын¬ки: конъюнктура и цены. М., Международные отношения. 1987. 257с.
56. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капита¬лизма. Полн.соб.соч. т.27
57. Лучшие психологические тесты./ под ред.Кудряшова А.Ф./ Петрозаводск, Петроком, 1992. 318с.
58. Маркс К. Капитал, т.1 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 ивд. т.23
59. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 г.г. Про¬цесс производства капитала - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т.47.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ