Взаимодействие власти и крупного бизнеса по продвижению социальных инициатив (на примере ПАО «Газпром»)
|
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие бизнеса и власти в социальной сфере 6
1.1 Основные формы взаимодействия власти и бизнеса в современной России 6
1.2. Основные направления GR-деятельности в России 18
1.3. Корпоративная социальная ответственность: теоретический и
практический аспект 25
Глава 2. Оценка взаимодействия власти и предпринимательских структур по продвижению социальных инициатив (на примере Группы Газпром) 37
2.1. GR - взаимодействие Группы Газпром с государственными органами
власти 37
2.2. Социальные проекты и благотворительная деятельность Группы Газпром. 44
2.3 Экологическое направление деятельности Группы Газпром как значимое
звено социальной политики корпорации 55
2.4 Практические рекомендации по улучшению работы компании в сфере GR 64
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение
Глава 1. Взаимодействие бизнеса и власти в социальной сфере 6
1.1 Основные формы взаимодействия власти и бизнеса в современной России 6
1.2. Основные направления GR-деятельности в России 18
1.3. Корпоративная социальная ответственность: теоретический и
практический аспект 25
Глава 2. Оценка взаимодействия власти и предпринимательских структур по продвижению социальных инициатив (на примере Группы Газпром) 37
2.1. GR - взаимодействие Группы Газпром с государственными органами
власти 37
2.2. Социальные проекты и благотворительная деятельность Группы Газпром. 44
2.3 Экологическое направление деятельности Группы Газпром как значимое
звено социальной политики корпорации 55
2.4 Практические рекомендации по улучшению работы компании в сфере GR 64
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение
Актуальность данного исследования. На настоящем этапе социально-экономического развития России наиболее важным фактором, который определяет отношения между российским обществом и государством, является культура взаимодействия бизнеса и власти.
В данной связи наибольшее внимание необходимо уделять и в практическом, и в теоретическом плане проблемам появления наиболее эффективной по своему характеру власти и социально ответственного бизнеса. В этом случае взаимоотношения власти и бизнеса непременно должны оказываться в центре внимания.
Социальная деятельность требует больших затрат, как финансовых, так и интеллектуальных и физических, поэтому государство вынуждено привлекать негосударственные структуры к участию в жизни общества. Сейчас, если бизнес имеет репутацию социально ответственной организации, это дает ему заметные преимущества для реализации своей деятельности.
Общество не может пребывать в благосостоянии исключительно благодаря государству. Бизнес-корпорации являются неотъемлемой частью общества, начиная с предоставления рабочих мест гражданам и заканчивая решением глобальных проблем. Для получения максимальных результатов в решении тех или иных задач, бизнес и государство должны взаимодействовать. Изучая такое взаимодействие с теоретической и практической стороны, можно выявить способы взаимодействия власти и бизнеса, характерные для Российской Федерации.
Одной из крупнейших бизнес корпораций, реализующих диалог с органами государственной власти по вопросам социальной политики, является компания «Газпром». Это глобальная энергетическая компания, у которой на сегодняшний день имеется большое количество регионов присутствия. У компании множество направлений деятельности, включая геологоразведку, добычу нефти и газа, транспортировку и хранение нефти и газа, использование газового конденсата и реализацию газового топлива.
Взаимодействие с обществом и государством проводится сразу на нескольких уровнях, включая региональный и федеральный. «Газпрому»принадлежит целый ряд социальных инициатив, включая организацию и поддержку спортивных и социально значимых мероприятий, поддержку муниципалитетов, больниц, детских домов.
В связи с тем, что компания «Газпром» действует практически во всех субъектах Российской Федерации, для полноты исследования стоит анализировать деятельность всей Группы Газпром (см. Приложение А).
Объект настоящего исследования: взаимоотношения между государством и бизнесом как инструмент решения социальных проблем.
Предмет настоящего исследования: механизмы взаимодействия органов власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
Основная цель настоящего исследования: выявление способов
взаимодействия власти и бизнеса в социальной сфере.
При написании настоящей работы были определены следующие важные задачи:
• Изучение и выявление основных форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса.
• Рассмотрение основных используемых GR-технологий.
• Изучение теоретических основ корпоративной социальной ответственности (КСО).
• Изучение механизмов взаимодействия российской власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
• Анализ деятельности Группы Газпром как социально¬
ответственного бизнеса.
Теоретическая основа исследования. Данная проблема разрабатывалась многими представителями научного сообщества. В ходе написания работы были рассмотрены труды Минтусова И.Е., Филатовой О.Г., Морозова О.А., Кивариной М.В., Дорожкиной Т.В., Крутикова В.К., Аракелян С.А.и ряд других авторов.
Методы научного исследования,используемые в ходе написания работы: описательный, теоретический анализ, метод вторичного анализа, метод опроса.
Эмпирическую базу составили результаты социальных программ, направленных на обеспечение социальных нужд общества, разработанных Группой Газпром и реализованных совместно с органами власти; публикации в средствах массовой информации о совместной деятельности корпорации и органов государственной власти; ежегодные нефинансовые отчеты компании, отчеты об устойчивом развитии компании, официальные государственные документы.
В данной связи наибольшее внимание необходимо уделять и в практическом, и в теоретическом плане проблемам появления наиболее эффективной по своему характеру власти и социально ответственного бизнеса. В этом случае взаимоотношения власти и бизнеса непременно должны оказываться в центре внимания.
Социальная деятельность требует больших затрат, как финансовых, так и интеллектуальных и физических, поэтому государство вынуждено привлекать негосударственные структуры к участию в жизни общества. Сейчас, если бизнес имеет репутацию социально ответственной организации, это дает ему заметные преимущества для реализации своей деятельности.
Общество не может пребывать в благосостоянии исключительно благодаря государству. Бизнес-корпорации являются неотъемлемой частью общества, начиная с предоставления рабочих мест гражданам и заканчивая решением глобальных проблем. Для получения максимальных результатов в решении тех или иных задач, бизнес и государство должны взаимодействовать. Изучая такое взаимодействие с теоретической и практической стороны, можно выявить способы взаимодействия власти и бизнеса, характерные для Российской Федерации.
Одной из крупнейших бизнес корпораций, реализующих диалог с органами государственной власти по вопросам социальной политики, является компания «Газпром». Это глобальная энергетическая компания, у которой на сегодняшний день имеется большое количество регионов присутствия. У компании множество направлений деятельности, включая геологоразведку, добычу нефти и газа, транспортировку и хранение нефти и газа, использование газового конденсата и реализацию газового топлива.
Взаимодействие с обществом и государством проводится сразу на нескольких уровнях, включая региональный и федеральный. «Газпрому»принадлежит целый ряд социальных инициатив, включая организацию и поддержку спортивных и социально значимых мероприятий, поддержку муниципалитетов, больниц, детских домов.
В связи с тем, что компания «Газпром» действует практически во всех субъектах Российской Федерации, для полноты исследования стоит анализировать деятельность всей Группы Газпром (см. Приложение А).
Объект настоящего исследования: взаимоотношения между государством и бизнесом как инструмент решения социальных проблем.
Предмет настоящего исследования: механизмы взаимодействия органов власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
Основная цель настоящего исследования: выявление способов
взаимодействия власти и бизнеса в социальной сфере.
При написании настоящей работы были определены следующие важные задачи:
• Изучение и выявление основных форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса.
• Рассмотрение основных используемых GR-технологий.
• Изучение теоретических основ корпоративной социальной ответственности (КСО).
• Изучение механизмов взаимодействия российской власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
• Анализ деятельности Группы Газпром как социально¬
ответственного бизнеса.
Теоретическая основа исследования. Данная проблема разрабатывалась многими представителями научного сообщества. В ходе написания работы были рассмотрены труды Минтусова И.Е., Филатовой О.Г., Морозова О.А., Кивариной М.В., Дорожкиной Т.В., Крутикова В.К., Аракелян С.А.и ряд других авторов.
Методы научного исследования,используемые в ходе написания работы: описательный, теоретический анализ, метод вторичного анализа, метод опроса.
Эмпирическую базу составили результаты социальных программ, направленных на обеспечение социальных нужд общества, разработанных Группой Газпром и реализованных совместно с органами власти; публикации в средствах массовой информации о совместной деятельности корпорации и органов государственной власти; ежегодные нефинансовые отчеты компании, отчеты об устойчивом развитии компании, официальные государственные документы.
В данной дипломной работе были выявлены основные формы взаимодействия бизнеса и власти, важные технологии GR и их применение в практической деятельности Группы Газпром. Кроме того, были рассмотрены теоретические основы корпоративной социальной ответственности, проанализирована реализация КСО компанией «Газпром» как одной из GR- технологий, разработаны практические рекомендации по улучшению работы корпорации.
В первой главе работы нами были рассмотрены основные формы взаимодействия властных и бизнес структур, изучено GR-направление деятельности, проанализированы теоретические подходы к изучению корпоративной социальной политики.
Особое внимание в работе уделяется изучению GR-технологий. GR - сравнительно новое направление для нашей страны. В России еще не до конца сформировано понимание важности применения этих технологий на практике, в связи с чем, они недостаточно активно используются в российском бизнесе. Изучив это направление, можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует усовершенствованию взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, что очень важно для функционирования бизнес-структур на рынке. В связи с этим, потребность в использовании этих технологий возрастает.
Наиболее крупные и активно развивающиеся компании уже используют данные технологии, примером чего может служить компания «Газпром», о которой речь шла во второй главе данной работы.
В практической части нами был проведен анализ работы компании «Газпром» по взаимодействию с органами государственной власти. Сюда можно отнести публикацию ежегодных отчетов об устойчивом развитии и экологических отчетов; подписание Соглашений и договоров о сотрудничестве с органами власти; разработку проектов нормативных правовых актов ; создание уполномоченных органов для взаимодействия с государственными структурами; участие представителей компании во всеразличных форумах для ведения диалога по вопросам отраслевого законодательства; прямые межличностные контакты руководства компании «Газпром» с представителями властных структур.
К GR-технологиям также относят корпоративную социальную ответственность, по реализации которой компания проводит большую работу. Сюда можно отнести деятельность на региональном уровне - строительство социальных объектов, детских домов, площадок, поддержка муниципалитетов; на федеральном уровне - поддержка культуры и спорта, развитие творческого потенциала молодого поколения; на глобальном уровне - экологическая политика и поддержка безопасности окружающей среды.
Для полноты исследования было опрошено 100 человек, которым был задан вопрос: «Считаете ли Вы «Газпром» социально-ответственной
компанией?» (см. Приложение Д). По результатам опроса выяснилось, что 48% респондентов считают, что компания довольно много делает для общества, при этом 21% участников ответили, что все, что делается компанией, делается исключительно ради прибыли. Еще одной категорией респондентов стали те, кто ничего не знает о компании, о ее социальной политике - 24%. То есть, можно сделать вывод о том, что почти четверть участников условно могли бы иметь положительное мнение о деятельности компании, если бы были достаточно хорошо проинформированы. К слову, можно отметить, что 37% респондентов на вопрос о том, какие они знают социальные проекты, реализующиеся компанией «Газпром», ответили «Не знаю», «Не располагаю информацией», «Не могу вспомнить», «Таких нет».
Эти выводы можно применить относительно рекомендаций, разработанных в практической части данной работы.
Так, одним из предложений является создание отдельного сайта программы «Газпром - детям», на котором будет расположена вся информация о деятельности в рамках этой программы по регионам. Также, для продвижения программы предлагается использовать площадки в социальных сетях. Такая деятельность, несомненно, способна повысить информированность населения о социальной деятельности компании, что в конечном итоге может повлиять на имидж корпорации.
В ходе работы Группе Газпром было рекомендовано освещать деятельность Департамента, созданного для взаимодействия с органами государственной власти, а также было высказано предположение о том, что для наиболее продуктивной деятельности как органов власти, так и Группы Газпром в социальной сфере, властным структурам стоит изучать общественное мнение по вопросам реализации тех или иных социальных проектов.
В целом, можно сказать, что «Газпром» все более активно включается в жизнь общества, выходящую за рамки профессиональной ориентации. Особенно это ощутимо в тех регионах, где с приходом крупных компаний налаживается взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса и властных структур . Таким образом, деятельность компании по взаимодействию с органами государственной власти по продвижению социальных инициатив можно считать успешной. Реализуя социальную деятельность, многие бизнес- структуры могут опираться на пример компании «Газпром».
В первой главе работы нами были рассмотрены основные формы взаимодействия властных и бизнес структур, изучено GR-направление деятельности, проанализированы теоретические подходы к изучению корпоративной социальной политики.
Особое внимание в работе уделяется изучению GR-технологий. GR - сравнительно новое направление для нашей страны. В России еще не до конца сформировано понимание важности применения этих технологий на практике, в связи с чем, они недостаточно активно используются в российском бизнесе. Изучив это направление, можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует усовершенствованию взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, что очень важно для функционирования бизнес-структур на рынке. В связи с этим, потребность в использовании этих технологий возрастает.
Наиболее крупные и активно развивающиеся компании уже используют данные технологии, примером чего может служить компания «Газпром», о которой речь шла во второй главе данной работы.
В практической части нами был проведен анализ работы компании «Газпром» по взаимодействию с органами государственной власти. Сюда можно отнести публикацию ежегодных отчетов об устойчивом развитии и экологических отчетов; подписание Соглашений и договоров о сотрудничестве с органами власти; разработку проектов нормативных правовых актов ; создание уполномоченных органов для взаимодействия с государственными структурами; участие представителей компании во всеразличных форумах для ведения диалога по вопросам отраслевого законодательства; прямые межличностные контакты руководства компании «Газпром» с представителями властных структур.
К GR-технологиям также относят корпоративную социальную ответственность, по реализации которой компания проводит большую работу. Сюда можно отнести деятельность на региональном уровне - строительство социальных объектов, детских домов, площадок, поддержка муниципалитетов; на федеральном уровне - поддержка культуры и спорта, развитие творческого потенциала молодого поколения; на глобальном уровне - экологическая политика и поддержка безопасности окружающей среды.
Для полноты исследования было опрошено 100 человек, которым был задан вопрос: «Считаете ли Вы «Газпром» социально-ответственной
компанией?» (см. Приложение Д). По результатам опроса выяснилось, что 48% респондентов считают, что компания довольно много делает для общества, при этом 21% участников ответили, что все, что делается компанией, делается исключительно ради прибыли. Еще одной категорией респондентов стали те, кто ничего не знает о компании, о ее социальной политике - 24%. То есть, можно сделать вывод о том, что почти четверть участников условно могли бы иметь положительное мнение о деятельности компании, если бы были достаточно хорошо проинформированы. К слову, можно отметить, что 37% респондентов на вопрос о том, какие они знают социальные проекты, реализующиеся компанией «Газпром», ответили «Не знаю», «Не располагаю информацией», «Не могу вспомнить», «Таких нет».
Эти выводы можно применить относительно рекомендаций, разработанных в практической части данной работы.
Так, одним из предложений является создание отдельного сайта программы «Газпром - детям», на котором будет расположена вся информация о деятельности в рамках этой программы по регионам. Также, для продвижения программы предлагается использовать площадки в социальных сетях. Такая деятельность, несомненно, способна повысить информированность населения о социальной деятельности компании, что в конечном итоге может повлиять на имидж корпорации.
В ходе работы Группе Газпром было рекомендовано освещать деятельность Департамента, созданного для взаимодействия с органами государственной власти, а также было высказано предположение о том, что для наиболее продуктивной деятельности как органов власти, так и Группы Газпром в социальной сфере, властным структурам стоит изучать общественное мнение по вопросам реализации тех или иных социальных проектов.
В целом, можно сказать, что «Газпром» все более активно включается в жизнь общества, выходящую за рамки профессиональной ориентации. Особенно это ощутимо в тех регионах, где с приходом крупных компаний налаживается взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса и властных структур . Таким образом, деятельность компании по взаимодействию с органами государственной власти по продвижению социальных инициатив можно считать успешной. Реализуя социальную деятельность, многие бизнес- структуры могут опираться на пример компании «Газпром».
Подобные работы
- Взаимодействие власти и крупного бизнеса по продвижению социальных инициатив (на примере ПАО «Газпром»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



