Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие власти и крупного бизнеса по продвижению социальных инициатив (на примере ПАО «Газпром»)

Работа №72899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

предпринимательство

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Взаимодействие бизнеса и власти в социальной сфере 6
1.1 Основные формы взаимодействия власти и бизнеса в современной России 6
1.2. Основные направления GR-деятельности в России 18
1.3. Корпоративная социальная ответственность: теоретический и
практический аспект 25
Глава 2. Оценка взаимодействия власти и предпринимательских структур по продвижению социальных инициатив (на примере Группы Газпром) 37
2.1. GR - взаимодействие Группы Газпром с государственными органами
власти 37
2.2. Социальные проекты и благотворительная деятельность Группы Газпром. 44
2.3 Экологическое направление деятельности Группы Газпром как значимое
звено социальной политики корпорации 55
2.4 Практические рекомендации по улучшению работы компании в сфере GR 64
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение


Актуальность данного исследования. На настоящем этапе социально-экономического развития России наиболее важным фактором, который определяет отношения между российским обществом и государством, является культура взаимодействия бизнеса и власти.
В данной связи наибольшее внимание необходимо уделять и в практическом, и в теоретическом плане проблемам появления наиболее эффективной по своему характеру власти и социально ответственного бизнеса. В этом случае взаимоотношения власти и бизнеса непременно должны оказываться в центре внимания.
Социальная деятельность требует больших затрат, как финансовых, так и интеллектуальных и физических, поэтому государство вынуждено привлекать негосударственные структуры к участию в жизни общества. Сейчас, если бизнес имеет репутацию социально ответственной организации, это дает ему заметные преимущества для реализации своей деятельности.
Общество не может пребывать в благосостоянии исключительно благодаря государству. Бизнес-корпорации являются неотъемлемой частью общества, начиная с предоставления рабочих мест гражданам и заканчивая решением глобальных проблем. Для получения максимальных результатов в решении тех или иных задач, бизнес и государство должны взаимодействовать. Изучая такое взаимодействие с теоретической и практической стороны, можно выявить способы взаимодействия власти и бизнеса, характерные для Российской Федерации.
Одной из крупнейших бизнес корпораций, реализующих диалог с органами государственной власти по вопросам социальной политики, является компания «Газпром». Это глобальная энергетическая компания, у которой на сегодняшний день имеется большое количество регионов присутствия. У компании множество направлений деятельности, включая геологоразведку, добычу нефти и газа, транспортировку и хранение нефти и газа, использование газового конденсата и реализацию газового топлива.
Взаимодействие с обществом и государством проводится сразу на нескольких уровнях, включая региональный и федеральный. «Газпрому»принадлежит целый ряд социальных инициатив, включая организацию и поддержку спортивных и социально значимых мероприятий, поддержку муниципалитетов, больниц, детских домов.
В связи с тем, что компания «Газпром» действует практически во всех субъектах Российской Федерации, для полноты исследования стоит анализировать деятельность всей Группы Газпром (см. Приложение А).
Объект настоящего исследования: взаимоотношения между государством и бизнесом как инструмент решения социальных проблем.
Предмет настоящего исследования: механизмы взаимодействия органов власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
Основная цель настоящего исследования: выявление способов
взаимодействия власти и бизнеса в социальной сфере.
При написании настоящей работы были определены следующие важные задачи:
• Изучение и выявление основных форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса.
• Рассмотрение основных используемых GR-технологий.
• Изучение теоретических основ корпоративной социальной ответственности (КСО).
• Изучение механизмов взаимодействия российской власти и Группы Газпром в сфере социальных инициатив.
• Анализ деятельности Группы Газпром как социально¬
ответственного бизнеса.
Теоретическая основа исследования. Данная проблема разрабатывалась многими представителями научного сообщества. В ходе написания работы были рассмотрены труды Минтусова И.Е., Филатовой О.Г., Морозова О.А., Кивариной М.В., Дорожкиной Т.В., Крутикова В.К., Аракелян С.А.и ряд других авторов.
Методы научного исследования,используемые в ходе написания работы: описательный, теоретический анализ, метод вторичного анализа, метод опроса.
Эмпирическую базу составили результаты социальных программ, направленных на обеспечение социальных нужд общества, разработанных Группой Газпром и реализованных совместно с органами власти; публикации в средствах массовой информации о совместной деятельности корпорации и органов государственной власти; ежегодные нефинансовые отчеты компании, отчеты об устойчивом развитии компании, официальные государственные документы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе были выявлены основные формы взаимодействия бизнеса и власти, важные технологии GR и их применение в практической деятельности Группы Газпром. Кроме того, были рассмотрены теоретические основы корпоративной социальной ответственности, проанализирована реализация КСО компанией «Газпром» как одной из GR- технологий, разработаны практические рекомендации по улучшению работы корпорации.
В первой главе работы нами были рассмотрены основные формы взаимодействия властных и бизнес структур, изучено GR-направление деятельности, проанализированы теоретические подходы к изучению корпоративной социальной политики.
Особое внимание в работе уделяется изучению GR-технологий. GR - сравнительно новое направление для нашей страны. В России еще не до конца сформировано понимание важности применения этих технологий на практике, в связи с чем, они недостаточно активно используются в российском бизнесе. Изучив это направление, можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует усовершенствованию взаимодействия бизнеса с органами государственной власти, что очень важно для функционирования бизнес-структур на рынке. В связи с этим, потребность в использовании этих технологий возрастает.
Наиболее крупные и активно развивающиеся компании уже используют данные технологии, примером чего может служить компания «Газпром», о которой речь шла во второй главе данной работы.
В практической части нами был проведен анализ работы компании «Газпром» по взаимодействию с органами государственной власти. Сюда можно отнести публикацию ежегодных отчетов об устойчивом развитии и экологических отчетов; подписание Соглашений и договоров о сотрудничестве с органами власти; разработку проектов нормативных правовых актов ; создание уполномоченных органов для взаимодействия с государственными структурами; участие представителей компании во всеразличных форумах для ведения диалога по вопросам отраслевого законодательства; прямые межличностные контакты руководства компании «Газпром» с представителями властных структур.
К GR-технологиям также относят корпоративную социальную ответственность, по реализации которой компания проводит большую работу. Сюда можно отнести деятельность на региональном уровне - строительство социальных объектов, детских домов, площадок, поддержка муниципалитетов; на федеральном уровне - поддержка культуры и спорта, развитие творческого потенциала молодого поколения; на глобальном уровне - экологическая политика и поддержка безопасности окружающей среды.
Для полноты исследования было опрошено 100 человек, которым был задан вопрос: «Считаете ли Вы «Газпром» социально-ответственной
компанией?» (см. Приложение Д). По результатам опроса выяснилось, что 48% респондентов считают, что компания довольно много делает для общества, при этом 21% участников ответили, что все, что делается компанией, делается исключительно ради прибыли. Еще одной категорией респондентов стали те, кто ничего не знает о компании, о ее социальной политике - 24%. То есть, можно сделать вывод о том, что почти четверть участников условно могли бы иметь положительное мнение о деятельности компании, если бы были достаточно хорошо проинформированы. К слову, можно отметить, что 37% респондентов на вопрос о том, какие они знают социальные проекты, реализующиеся компанией «Газпром», ответили «Не знаю», «Не располагаю информацией», «Не могу вспомнить», «Таких нет».
Эти выводы можно применить относительно рекомендаций, разработанных в практической части данной работы.
Так, одним из предложений является создание отдельного сайта программы «Газпром - детям», на котором будет расположена вся информация о деятельности в рамках этой программы по регионам. Также, для продвижения программы предлагается использовать площадки в социальных сетях. Такая деятельность, несомненно, способна повысить информированность населения о социальной деятельности компании, что в конечном итоге может повлиять на имидж корпорации.
В ходе работы Группе Газпром было рекомендовано освещать деятельность Департамента, созданного для взаимодействия с органами государственной власти, а также было высказано предположение о том, что для наиболее продуктивной деятельности как органов власти, так и Группы Газпром в социальной сфере, властным структурам стоит изучать общественное мнение по вопросам реализации тех или иных социальных проектов.
В целом, можно сказать, что «Газпром» все более активно включается в жизнь общества, выходящую за рамки профессиональной ориентации. Особенно это ощутимо в тех регионах, где с приходом крупных компаний налаживается взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса и властных структур . Таким образом, деятельность компании по взаимодействию с органами государственной власти по продвижению социальных инициатив можно считать успешной. Реализуя социальную деятельность, многие бизнес- структуры могут опираться на пример компании «Газпром».



1. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR / Пер. с англ.
- СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
2. Беляева И.Ю., Данилова О.В. Государство и бизнес: синергия ответственности за благополучие общества // Экономика. Налоги. Право.
- 2015. - №3. - С. 24-32.
3. Блехцин И.Я Стратегия социально-ориентированного развития
глобальной энергетической компании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - №1-1 (103). - С. 115-125.
4. Большаков С.Н., Потолокова М.О. Корпоративная социальная ответственность и социальные инвестиции // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Инновационные процессы и корпоративное управление». Белорусский государственный ун-тет. Минск. 2012.
5. Бутова Т.В., Добрина Л.Р., Белозерова В.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в рамках взаимодействия муниципальных органов власти и бизнес структур // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №3 (22). - С. 1-10.
6. Василенко Т.Д. Взаимодействие органов власти и бизнеса как инструмент обеспечения социальной стабильности в промышленных регионах (на примере Украины и России) - Вестник Института экономических исследований. - 2016. - №3 (3). - С. 83-91.
7. Взаимодействие с органами государственной власти, или governmentrelations / сост. О.А.Морозов; СПбГТУРП. - СПб., 2015.- 86 с.
8. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева/ Под ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.
9. "Газпром" в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.gazpromq uestions.ru(gaTa обращения: 10.05.2017).
10. Данилова О.В. Бизнес и власть: механизмы взаимодействия на
территориях пристутствия // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - №11 (138). - С. 7-11.
11. Дегтярёв А.А. О взаимосвязи общих принципов и форм работы в GR
менеджменте [Электронный ресурс] - URL:
http://www.hse.ru/data/2012/11/28/1301543682/Статья%20А.А.Дегтярёва-
2012. pdf (дата обращения: 07.05.2017)
12. Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю. Е. Благов (и др.); под общ.ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. — 144 с.
13. Дорожкина Т.В., Крутиков В.К., Аракелян С.А., Федорова О.В. Корпоративная социальная ответственность. Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2015. - 178 с.
14. Интернет-газета «Карповка» [Электронный ресурс]. - URL: http: //karpovka.com(дaтa обращения: 09.05.2017).
15. Камнев Д.Г. Взаимодействие власти и бизнеса по проблемам развития российской экономики: перспективы создания института лоббизма в современной России // PolitBook. - 2012. - №4. - С. 70-77.
16. Киварина М.В. Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия // Государственно-частное партнерство. - 2014. - №1 (1). - С. 52-72.
17. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. - 2011. - №4 (36). - С. 59-64.
18. Киварина М.В. Эволюция взаимодействия властных и предпринимательских структур в российской экономике: дис. ... д-р.экон. наук: 08.00.05. - Великий Новгород, 2014. - 348 с.
19. Киселев В.И. «Взаимодействие бизнеса и власти: конфлитологический аспект»// Теория и практика общественного развития . - 2013. - №7. - С. 174-176.
20. Кисель К.Ю. Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: дис. ... канд. полит.наук: 23.00.02. - М.,
2013. - 176 с.
21. Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром»
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gazprom. ru/f/posts/60/091228/2 kodeks korporativno go upravlen iya.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
22. Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-
corporate-ethics-2016-09-01 -edit ms.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
23. Колмыкова О. Н., Попова О. Г. Взаимодействие общества, власти и бизнеса // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №4.
24. Концепция региональной политики ОАО «Газпром» [Электронный ресурс] - URL: http://mrg.gazprom.ru/d/textpage/4a/74/03.05.22 32.pdf (дата обращения: 11.05.2017)
25. Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazpromvacancy.ru/job/glavnyi-ehkspert-vzaimodeistvie-s- organami-gosudarstv/ (дата обращения: 09.05.2017).
26. Кошелева Е.Г. Корпоративная социальная ответственность как инструмент корпоративного управления // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Инновационные процессы и корпоративное управление». Белорусский государственный ун-тет. Минск. 2012.
27. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - №4 (24). - С. 22-36.
28. Макарецкая Т.Д. Экологический аспект корпоративного управления в контексте глобальной конкуренции // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Инно-вационные процессы и корпоративное управление». Белорусский государственный ун-тет. Минск. 2012.
29. Махортов Е.А. Что такое GR? [Электронный ресурс] - URL:
http://lobbying.ru/index.php?article id=2851 (дата обращения 08.05.2017)
30. Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vemadsky.ш(дата обращения: 10.05.2017)
31. Особенности благотворительной деятельности компаний нефтегазовой
отрасли [Электронный ресурс]. - URL: http: //philanthropy.ru/wp-
content/uploads/2010/09/blagotvoritelnost neftegaza.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
32. Отчет о деятельности в области устойчивого развития 2014-2015
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gazprom.rU/f/posts/26/228235/development-report-2014-2015- rus.pdf (дата обращения: 09.05.2017).
33. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.spb.ru(дата обращения: 09.05.2017).
34. Официальный сайт ПАО "Газпром" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazpromvacancy.ru/job/glavnyi-ehkspert-vzaimodeistvie-s- organami-gosudarstv/ (дата обращения: 09.05.2017).
35. Пономарев М.А. Основные формы партнерства государства, бизнеса и общества в социально-экономической сфере // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - №2. - С. 207-214.
36. Портал частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Газпром корпоративный институт» [Электронный ресурс]. - URL: http://institute.gazprom.ru(gaTa обращения: 09.05.2017).
37. Портал программы социальных инвестиций "Родные города" [Электронный ресурс]. - URL: http://rodnyegoroda.ru (дата обращения: 10.05.2017)
38. Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О Межведомственном совете по реализации Соглашения о сотрудничестве между Санкт- Петербургом и Открытым акционерным обществом "Газпром"" от 29.02.2012 № 186 // АО "Кодекс".с изм. и допол. в ред. от 16.09.2015
39. Почхуа Н.З. Связи с правительством (GR) как новая социальная практика постсоветской России: дис. ... канд. социолог.наук. - М.: МГУ, 2011
40. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2010.
41. Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.gazprom.ru/f/posts/37/277574/zs- 2016-ru.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
42. Сайт ПАО «Газпром спецгазавтотранс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazprom.ru/about/subsidiaries/news/2017/february/article303442/ (дата обращения: 10.05.2017).
43. Сайт ООО «Газпром трансгаз Самара» [Электронный ресурс]. - URL: http: //samara-tr.gazprom.ru(дата обращения: 10.05.2017).
44. Сайт ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» [Электронный ресурс]. - URL: http://spb-tr. gazprom.ru (дата обращения: 10.05.2017). (концерты)
45. Сайт ООО «Газпром трансгаз Ухта» [Электронный ресурс]. - URL: http: //ukhta-tr.gazprom.ru (дата обращения: 10.05.2017).
46. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.gks .ш(дата обращения: 09.04.2017).
47. Сайт «2017 - Год экологии в России» [Электронный ресурс]. - URL: http://ecoyear.ru(дата обращения: 10.05.2017).
48. Толстых П.А. Субъектный статус лоббизма и GovernmentRelations // Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. II. C. 195-200.
49. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
03.07.2016) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2017) //
Справочная правовая система «Консультант плюс».
50. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб.пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. - 236 с.
51. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 №7 // «Президент России».
52. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник. - М.: Изд-во «Экономика», 2009.
53. Ускова Т.В., Копытова Е.Д. Социальная ответственность бизнеса: состояние и инструменты развития // Проблемы развития территории.
2016. №6 (86). С. 8-19.
54. Устойчивое развитие в России. Руководство для транснациональных компанийиРГ:
http: //www.amr.ru/files/КСО/СКОЛКОВО Руководство%20для%20трансн ациональных%20компаний 2016 .pdf (дата обращения: 10.05.2017).
55. Цей С.А. Корпоративная социальная ответственность. Путь к устойчивому развитию // Новые технологии. - 2010. - №2.
56. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью:
сфера, генезис, технологии, область применения, структуры. - М.:
ЮрайтВысш. образование, 2009. - 721 с.
57. Шетов А.А. GR-менеджмент как инструмент управления взаимодействием организации с государством :дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2015. - 162 с.
58. Экологический отчет ПАО "Газпром" за 2015 год [Электронный ресурс].
- URL :http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-ecology-report-
2015-ru.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
59. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Сморгуновой Л.В., Тимофеевой Л.Н. - М.: РОССПЭН, 2012
60. GR: Теория и практика: учебник/ Под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 180 с.
61. Frye, T. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia / T. Frye // Europe-Asia Studies. - 2013. - Vol. 54. - №7. - Р. 1017-1036.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ