Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №72895

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие закономерности словаря в онтогенезе 7
1.2. Особенности овладения предикативным словарем старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов к реализации логопедической работы по
развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Выявление уровня развития предикативного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Направления логопедической работы по развитию предикативного
словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления.
Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения с взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи.
Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических конструкций.
Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.). Определено значение предиката как термина логики и языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, т.е. то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте.
Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской речи является психологическая предикативность как соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович и др.).
Анализ речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др. По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. Логопедическая коррекция направлена на овладение семантически целым высказыванием, механизм которого напрямую связан с формированием предикативных структур. Методика формирования предикативной лексики должна осуществляться дифференцированно для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение организационно-методических
условий логопедической работы по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общем недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические условия
логопедической работы по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна строиться с учетом особенностей развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе и опираться на уровень когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать содержание логопедической работы по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень сформированности предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить основные направления логопедической работы по развитию предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н И. Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович);
- лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон, Л.В. Щерба).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78», г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей предикативного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и создание системы коррекционно-логопедических занятий, способствующих развитию лексики у данной категории детей.
В результате теоретического анализа было выявлено, что основными предпосылками формирования речи в онтогенезе являются сформированные полноценные фонематические представления, словарный запас и систематическое его обогащение, формирование умения свободно оперировать моделями синтаксических конструкций. Недостаточная их сформированность сказывается на задержке и снижении темпов развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает средний уровень сформированности предикативного словаря. Также отмечается значительное отставание в формировании лексики по сравнению с нормально развивающимися детьми. Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, в расхождении активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Предикативная лексика у детей с общим недоразвитием речи имеет целый ряд особенностей:
- в глагольном словаре дошкольника с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок выполняет ежедневно, т.е. спать, гулять, кушать и т.д.
- отмечается неточность употребления глагольных слов;
- характерны трудности осмысления известного слова.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития лексики у детей с общим недоразвитием речи, а также с учетом данных констатирующего эксперимента была разработана методика логопедической работы по развитию глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленная на:
1. Формирование умения выделять не только действия предметов.
2. Научить обозначать действия, совершаемые в бытовой, игровой, изобразительной деятельности.
3. Сформировать речь так, чтобы ее характерной особенностью стало увеличение глагольных форм, предложения стали более развёрнутыми.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что дифференцированная методика логопедической работы, разрабатываемая с учетом данной речевой патологии способствует развитию предикативного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип[Текст]/М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.
2. Алифанова, Е.А. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей Лого - групп[Текст]/Е.А. Алифанова, Н.Б. Егорова. -М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 2009. - 80 с.
3. Альбом логопеда [Текст]/О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
4. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст/Е.А. Аркин. - М.:Просвещение,
2004. - 211 с.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст]/А.Г. Арушанова.- М.: Мозаика - Синтез,
2009. - 272 с.
6. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов[Текст]/Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
7. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. 4.II: Словарный запас и грамматический строй[Текст]/Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.- М.: АРКТИ, 2007. - 64с.
8. Вершинина, О.М. Особенности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] /О.М. Вершинина// Логопед. -
2011. - № 1. - С.34-40.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/Т.А. Власов, М.С. Певзнер. - М.: Наука, 2008. - 280 с.
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной
58 диагностики: Учебно-методическое пособие[Текст]/Г.А. Волкова - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 144с.
11. Выготский, Л.С. Избранные психологические
исследования[Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2001. - 211 с.
12. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр.- М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
13. Основы теории и практики логопедии[Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2007. - 173 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст]/А.Н. Гвоздев. - М.: 2010. - 322 с.
15. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию[Текст]/В.П. Глухова // Дефектология - № 2 - 2014. - С. 56-73.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009. - 168 с.
17. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием[Текст]/В.П. Глухов. - М., 2008. - 322 с.
18. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно[Текст]/О.Е. Грибова. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 48с.
19. Доронина, М.А. Проблемы в развитии глагольного словаря у детей дошкольного возраста[Текст]/М.А. Доронина// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 4 - С. 5-15.
20. Еремина, В.Н. Обогащение глагольного словаря старшего дошкольника с общим недоразвитие речи фразеологизмами [Текст] / В.Н. Еремина //Дефектология. - №5. - 2010. - 290 с.
21. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда[Текст]/Л.Н. Ефименоква. - 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
22. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие[Текст]/Н.С. Жукова. - М.: Соц. полит, журн., 2004. - 190 с.
23. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]/Н.С. Жукова и др. - М., 2008. - 340 с.
24. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей[Текст]/С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение,
2010. - 290 с.
25. Золотова Г.А. О роли глагола в структуре предложения [Текст]/Г.А. Золотова. - М.Просвещение, 2009. - 322 с.
26. Иванова, Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда[Текст]/Е.А. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 176 с.
27. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
28. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
29. Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме[Текст]/С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. - М.: НЦ ЭНАС, 2013. - 60 с.
30. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст]/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. - 2¬е изд. - М.: Изд. Центр «Академия», 2009. - 144 с.
31. Кроткова, А.В. Работа с родителями дошкольников с общим
60
недоразвитием речи III уровня[Текст]/А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова//
Логопед. - 2009. - № 1. - С. 26-34.
32. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий[Текст]/Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. - М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.
33. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2010. - 356 с.
34. Логопедия. Методическое пособие[Текст]/ под ред. Р.Е. Левина. - М.: 2010. - 322 с.
35. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений[Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 704 с.
36. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: изд. «союз» 2005. - 192 с.
37. Малышков, А.А. Обучение старших дошкольников с
нарушениями речи употреблению предикатов [Текст]/А.А.
Малышко/Дошкольное образование. -№7. - 2012. - 255 с.
38. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии[Текст]/Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2011. 432 с.
39. Микшина, Е.П. Методика формирования и развития устной речи[Текст]/Е.П. Микшина, Н.В. Горбунова, Е.Ю. Мамедова. - М.: Союз,
2011. - 160 с.
40. Миронова, С.А. Примерное планирование занятий по формированию глагольного словаря для детей с недоразвитием речи[Текст]/
С.А. Миронова//Дошкольное воспитание. - № 6-10. - 2005. - С.90-95.
41. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях[Текст]/С.А. Миронова. - М., 2011. - 267 с.
42. Основы теории и практики логопедии[Текст]/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004. - 322 с.
43. Пешковский, А.М. Объективная и нормативная точка зрения на русский язык[Текст]/А.М. Пешковский. - М.:Просвещение, 2003. - 121 с.
44. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление[Текст]/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - 2-е изд., испр. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 233 с.
45. Спирова Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст]/Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования Нарушения речи у детей / Под ред. Власовой Т.А. и др. - М., 2010. - 340 с.
46. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст]/Н.А. Стародубова. - М., 2005. - 289 с.
47. Усанова, О.Н. Коррекционно-развивающая направленность формирования предикативного словаря детей с нарушениями речи [Текст]/О.Н. Усанова/Дошкольное образование. - №4. - 2012. - 230 с.
48. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи[Текст]/Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин //Дефектология. - №5. - 2010. - С. 56-59.
49. Филичева, Т.Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду[Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2007. - 178 с.
50. Филичева, Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада[Текст]/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.Просвещение, 2009. - 211 с.
51. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учебник[Текст]/Т.Б.
Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 322 с.
52. Флерова, Ж.М. Логопедия. Серия «Мир вашего ребенка» [Текст] /Ж.М. Флерова. - 2-е изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с.
53. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря
62 дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей[Текст]/И.А. Чистякова. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
54. Шевцова, Е.Е. Развитие речи ребенка от года до семи лет[Текст]/Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева. - М.: В. Секачев, 2007. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ