Объект исследования - ООО «Дорожная строительная компания» (г. Омск).
Основной вид деятельности - строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Проведен анализ персонала за 2018-2020 годы.
Сделан анализ состояния существующей корпоративной культуры.
Даны рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры для повышения производительности труда.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования корпоративной культуры 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Классификация корпоративных культур 8
1.3. Подходы к формированию корпоративной культуры в целях повышения производительности компании 10
2. Анализ состояния корпоративной культуры ООО «ДСК» 14
2.1. Общая характеристика ООО «ДСК» 14
2.2. Анализ состояния существующей корпоративной культуры ООО «ДСК» 17
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры для повышения производительности труда 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение 35
Формирование корпоративной культуры сопряжено с определенными препятствиями, в том числе связанными с теми навыками, которые приобретены сотрудниками, персоналом организации, обусловлены отношениями, разделением ролей и организационной структурой. Совокупность перечисленных факторов поддерживает и обеспечивает функционирование имеющейся корпоративной культуры. Указанные обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы.
Тема исследования является весьма разработанной и представленной во многих источниках по управлению персоналом и менеджменту. В данном случае можно выделить работы следующих авторов: О.С. Виханский, А.И. Наумов, Э. Шейн, А. В. Колесников, а также авторов, внесших значительный вклад в исследование корпоративной культуры, а именно Е.А. Замедлина, А. В. Шелякина, А. В. Коломина, В.В. Козлов и другие.
Целью исследования является разработка мероприятий по формированию корпоративной культуры ООО «Дорожная строительная компания».
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды корпоративных культур;
- охарактеризовать подходы к формированию корпоративной культуры;
- провести анализ состояния существующей корпоративной культуры ООО «Дорожная строительная компания»;
- разработать мероприятия по формированию корпоративной культуры ООО «Дорожная строительная компания».
Объектом исследования является корпоративная культура ООО «Дорожная строительная компания».
Предметом исследования является корпоративная культура как фактор повышения производительности компании.
Методы исследования: описание, сравнение, классификация, систематизация, методы структурного и динамического анализа, анкетный опрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов к определению корпоративной культуры, ее видов и методов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных для ООО «ДСК» рекомендациях по совершенствованию корпоративной культуры с целью повышения производительности труда.
Под корпоративной культурой предложено понимать систему формальных, а также неформальных ценностей, образцов, норм и правил организационного поведения, ее традиций и индивидуальных особенностей поведения работников. Корпоративная культура включает в себя следующие элементы (компоненты): убеждения работников, ценности, нормы, психологический и организационный климат.
Выделены различные классификации и типы корпоративной культуры, каждый из которых обладает индивидуальными характеристиками. При формировании корпоративной культуры в современных организациях важно, чтобы стимулы опирались на цели организации и ее стратегию, порождали в сотрудниках именно то поведение, которое от них ожидается, были бы понятными, объективными и прозрачными, но в то же время достижимыми и достижимыми не без труда. Только в случае соблюдения всех четырех критериев одновременно разработанная корпоративная культура будет работать и принесет организации ожидаемую пользу.
Рассмотрено некоторое количество методик исследования корпоративной культуры, но наиболее эффективными являются прямые методы, которые обеспечивают получение более достоверной информации. Среди них стоит выделить количественные методы, ведь именно они позволяют провести анализ культуры на всех уровнях организации.
Проведено исследование корпоративной культуры ООО «ДСК», которого является строительство автомобильных дорог и основным видом деятельности автомагистралей. Среднесписочная численность по всем категориям работников ООО «ДСК» в 2020 году увеличилась на 4 человека и составила 22 человек против 18 человек в 2018 году.
Было установлено на основании проведенных тестов, что ООО «ДСК» свойственна авторитарная корпоративная культура, культура власти. Ее отличают следующие характеристики. Основное дело руководства ООО «ДСК» – это направлять работу и повышать эффективность. Мотивация чаще основана на личных оценках. Корпоративная структура централизованная и функциональная. Люди работают в основном, чтобы сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые. Отношения с другими организациями в основном строятся на конкуренции. Кроме того, отмечается наличие также черт бюрократической корпоративной культуры, что смягчает авторитарную культуру.
Миссия и стратегия развития как таковая не сформулированы и не прописаны в системных документах. Кроме того, отсутствует корпоративный кодекс, лозунг, фразы, выражающие философию фирмы, что объясняется небольшими размерами организации. Легенды о создателях организации также отсутствуют, так как организация создана сравнительно недавно. Положительно можно отметить наличие фирменного стиля (общепринятую манеру одеваться): для основных рабочих определена спецодежда. Негативным моментом является то, что мнение сотрудников не учитывается при корректировке корпоративной культуры, так как этому не уделяется должное внимание со стороны руководства.
Неэффективная корпоративная культура может отрицательно сказываться на производительности труда работников.
По результатам проведенного исследования в целях развития и совершенствования корпоративной культуры ООО «ДСК» были предложены мероприятия:
1. Установление конкретных критериев для расчета единовременной доплаты за эффективность труда по итогам года. При этом оценку по предлагаемым критериям необходимо осуществлять не на уровне высшего руководства, а непосредственным руководителем.
2. Установление премии за выслугу лет с целью мотивации сотрудников и сплочения коллектива.
3. Проведение мероприятий по улучшению социально-психологического климата в коллективе: проведение спортивных мероприятий среди сотрудников и их семей, публичные поздравления с днем рождения, проведение конкурса «Лучший сотрудник месяца».
4. Проведение один раз в год диагностики существующей корпоративной культуры, а также удовлетворенности ей сотрудников в виде тест-опросника по методике Кима Камерона и Роберта Куинна.
Предложенные мероприятия позволят сплотить коллектив ООО «ДСК», создать положительный социально-психологический климат в коллективе, повысить заинтересованность работников в результатах своего труда и производительность труда, будут способствовать формированию традиций, то есть улучшат корпоративную культуру организации.
1. Абызов А. Г. Экономика и социология труда: учебно-методическое пособие / А. Г. Абызов, Э. В, Слюсарь; С.-Петерб. ун-т упр. и экон.. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2019. - 212с.
2. Алавердов А. Управление человеческими ресурсами организации: Учебник. – М.: Синергия, 2017. – 680 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 576 с.
4. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б. М. Генкин. - 8-е изд., пересмотр. и доп.. - М.: Норма, 2019. - 464 с.
5. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 с.
6. Дабиев Д. Ф. О японском опыте организационной культуры // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. - № 4-1. – С. 95-101.
7. Дафт Р. Л. Менеджмент = Management: пер. с англ./ Р. Л. Дафт. - 10-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 656 с.
8. Дементьева А., Соколова М. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 352 с.
9. Дырин C. П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики учебное пособие / C. П. Дырин. CПб.: Пeтрополиc, 2018. - 216 c.
10. Зайцев Г. Г. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавриата / Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. - М.: Академия, 2018. - 304 с.
11. Замедлина Е. А. Организационная культура / Е. А. Замедлина - М.: РИОР, 2017. – 125с.
12. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник. 4-е изд. доп. и перераб. / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Л. В. Ивановская. М.: ИНФРА-М, 2017. - 695 с.
13. Кобозева Е.М., Осипова Н.Е. Методы и подходы к исследованию корпоративной культуры организации // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2019. - №3. - С. 52-56.
14. Козлов В.В. Корпоративная культура. М.: Альфа-Пресс, 2018. - 301 с.
15. Колесников А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесников. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 167 с.
16. Коломина А. В., Перфильева Е. М. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом организации // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 131-132.
17. Комиссарова Т.А. Действия компаний, направленные на повышение эффективности труда персонала в условиях кризиса / Т. А. Комиссарова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 18-22.
18. Конакова О.В. К вопросу влияния организационной культуры на деятельность компании // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - № 1. – С.62-67.
19. Кудряшов В.С. Основы формирования и развития корпоративной культуры в организации // Juvenis scientia.- 2018. - № 8. - С. 4-8.
20. Кузьмина Н. Кадровая политика корпорации / Н. Кузьмина. – М.: Инфра-М, 2016. – 168 с.
21. Одегов Ю., Лукашевич В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: КноРус, 2017. – 222 с.
22. Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Мотивация, стимулирование, вознаграждение труда: теоретико-методологический и прикладной аспекты // Вестник Омского университета. – 2018. - №1. – С. 163-167.
23. Радкевич А. П. Управление человеческими ресурсами: учеб.пособие / А. П. Радкевич, Т. Б. Саматова. - Ухта : УГТУ, 2018. - 167 с.
24. Руденко А. Управление персоналом / А. Руденко, В. Котлярова. – М.: Феникс, 2017. – 414 с.
25. Соловьева Н.А. Исследование уровней трудовой мотивации менеджеров // Universum: психология и образование. – 2018. - №5. – С. 15-17.
26. Унылова А.В. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации//Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 15. - С. 34-37.
27. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. -4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 695 с.
28. Черезова Я.А., Халиманенко С. Н. Разработка эффективной системы мотивации сотрудников // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. - №2. – С. 350-355.
29. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
30. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации // Молодой ученый. - 2018. - №14. - С. 206-209.
31. Шенягина А.А Роль корпоративной культуры //Международный студенческий научный журнал. - 2018. - №3. – С.84