Введение 3
ГЛАВА I. Экономическое и политическое сотрудничество БРИКС как основа для создания единого информационного пространства
1.1. Перспективы партнерства и стратегия сотрудничества стран БРИКС 7
1.2. Основные акторы «мягкой силы» в странах БРИКС 19
I.3. Деятельность молодежных организаций как одно из наиболее
перспективных направлений «мягкой силы» 39
I.4. Потенциал использования медиатизации как инструмента «мягкой силы»
Интернет-ресурсов общественных организаций 48
Глава II. Молодежное сотрудничество в рамках БРИКС
II.1. Анализ медиа-платформ молодежных волонтерских организаций стран
БРИКС 68
II.2. Проект создания единого информационного пространства на основе
единой молодежной медиа-платформы волонтеров стран БРИКС 98
Заключение 106
Библиографический список 111
Приложение
Актуальность: диссертация посвящена изучению средств массовой информации молодежных организаций стран БРИКС и их роли в построении международных отношений. Тема является особенно актуальной, поскольку роль БРИКС в системе международных отношений становится все более влиятельной. В условиях глобализации инновации являются определяющим фактором развития. Процесс мировой интеграции невозможно представить без разнообразных по форме и содержанию международных экономических объединений и организаций. В изменяющемся мире все большую роль начинают играть развивающиеся страны. Они увеличивают темпы своего экономического развития и во многом догоняют уровень развития Запада. Как справедливо отмечают многие эксперты, странам BRICS предстоит бросить вызов мировому устройству и, возможно, изменить расстановку сил. Доказательством этого утверждения может служить усиление позиций БРИКС в современном мире. Альянс позволяет странам-участницам более эффективно реализовывать как свои национальные интересы, так и интересы слабо представленных на международном уровне и на мировых и региональных форумах развивающихся стран. Таким образом, «пятерка» получает возможность оказывать реальное влияние на принятие важных геополитических решений. Особенно интересным для журналиста- международника является изучение средств массовой информации как инструмента мягкой силы в построении отношений молодежи стран БРИКС. Из чего следует, что представленная работа позволяет увидеть мощь журналистики в реализации конкретной идеи.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в осмыслении основных научных категорий, характеризующих применение концепции «мягкой силы», а также изучении эффективности международных объединений через призму средств массовой информации молодежных организаций. В практическом плане важность представляет исследование процесса воздействия Интернет-ресурсов на сознание с целью реализации функции объединения молодежи.
Объект исследования - Интернет-ресурсы молодежных организаций стран БРИКС.
Предмет исследования - особенности преподнесения информации и основные направления работы организаций.
Целью данной работы является разработка нового тематического медиа-проекта сайта и Интернет-телевидения волонтеров БРИКС.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• дать характеристику основным категориям, представляющим процесс медиатизации и концепцию «мягкой силы»;
• описать структурную составляющую молодежных организаций и их медиа-платформ;
• исследовать основные цели, задачи, стратегию сотрудничества стран- участниц объединения БРИКС;
• изучить особенности работы медиа молодежных организаций. Охарактеризовать приемы и способы, которые они используют для реализации функции идеологического объединения;
• разработать медиа-проект сайта Волонтеров БРИКС.
Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы: сравнение, обобщение, метод систематизации, контент- анализ, экспертное интервью. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы наблюдение, мониторинг, описание, работа с документами, сравнительный анализ.
Научно-теоретическая база и степень разработанности проблемы включает в себя работы по теории журналистики, геополитики, истории журналистики, социологии, социальной политической пропаганды. Основную роль в формировании исходной теоретической концепции сыграли исследования Коршунова С.А. «БРИКС в современном мире и интересы России», Лабуша Н.С. «Экстремальный политический процесс: особенности форм и медиатизация», Пую А. С., Бодруновой С. С. «Медиакратия: современные теории и практики». Стоит отметить, что в рамках диссертации было изучено множество материалов об Интернет-журналистике. Были проанализированы труды таких медиаисследователей, как Головлева Е.Л., Кастельс М., Почепцов Г.Г., Бедулин Ю., Давыдов И., Калмыков А.А., Коханова Л .А. Изучением явления БРИКС активно занимаются на факультете государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова такие ученые как В.А. Никонов, А. Л. Хазин, Г.Д. Толорая, А.Ю. Шутов, И.И. Кузнецов, Г.В. Петушков. Существуют фундаментальные зарубежные исследования по теории медиатизации и концепции «мягкой силы»: Joseph S. Nye Jr. «Soft power. The Means to Success in World Politics», Knut Lundby «Mediatization of communication». Работы опираются на официальные документы, соглашения и теорию международного права. Однако исследований, дублирующих тему представленной диссертации, крайне мало, в силу относительной новизны образования международного альянса БРИКС.
Эмпирическую базу исследований составляют сайты и публикации в средствах массовой информации, информационным поводом для которых стала деятельность молодежи стран БРИКС. В основу анализа легли материалы с официальных сайтов молодежных волонтерских организаций, официальные документы, стратегии, положения, публикации на официальных порталах http://www.brics-info.org/иhttp://www.infobrics.ru, официальный сайт национального комитета по исследованию БРИКСhttp://www.nkibrics.ru/,а также публикации информационно-аналитического журнала «BRICS magazine». В основу анализа документов легли материалы (всего было проанализировано около 465 публикаций) с официальных сайтов молодежных волонтерских организаций: http://www.maiscaminhos.org/«Mais Caminhos», http://волонтёрыпобеды.рф«Волонтеры Победы»,http://lionsclubsindia.org/bealeomember.php«LEO CLUB»,http://www.zgzyz.org.cn«Chinese Young Volunteers Association»,
«IkamvaYouth» http: / / ikamvayouth.org
Также автором были проанализированы материалы печатной прессы и интернет ресурсы.
Хронологические рамки исследования начинаются с даты создания союза БРИКС - июнь 2006 года по настоящее время.
Результаты исследований прошли научную апробацию на научно-образовательных мероприятиях: 1) Магистрант принимал участие в культурно-ознакомительном визите делегации российской молодежи в Республику Индия. 2) Исследование было представлено на научно-практическом семинаре «Модель БРИКС МГУ». 3) Тезисы работы прошли отбор и были представлены на конференции «Ломоносов2017» в МГУ им. М. В. Ломоносова.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение . Во введении дается краткая характеристика исследования.
Первая глава посвящена общей характеристике БРИКС, истории данной организации и странам-участницам БРИКС, а также анализу терминов, использованных в теме диссертации. Вторая глава описывает результаты анализа медиа-платформ молодежных организаций и представляет проект, целью которого является создание единого информационного пространства на уровне молодежи стран БРИКС. Заключение представляет основные выводы по диссертации. В приложении собраны материалы, необходимые для поиска и изучения информации для исследования.
В исследовании приведена модель развития международных отношений на уровне добровольных молодежных организаций, которая создаст необходимый импульс для образования единого информационного пространства и налаживания длительного медиаобмена. Главным достоинством новой модели является открытость широкой аудитории и интерактивность. В процессе работы мной были изучены теория медиатизации и концепция «мягкой силы», которые легли в методическое обоснование проведенного исследования. На основе анализа контента сайтов крупнейших добровольческих сообществ стран «группы пяти» был выработан проект, вбирающий в себя все лучшие качества контента изученных Интернет-ресурсов и объединяющий страны BRICS продолжительной совместной деятельностью.
Странам BRICS предстоит бросить новый вызов мировому устройству и, возможно, изменить расстановку сил. Доказательством этого утверждения может служить усиление позиций БРИКС в современном мире. Альянс позволяет странам-участницам более эффективно реализовывать как свои национальные интересы, так и интересы слабо представленных на международном уровне и на мировых и региональных форумах развивающихся стран. Таким образом, «пятерка» получает возможность оказывать реальное влияние на принятие важных геополитических решений. Особенно интересным для журналиста-международника является изучение средств массовой информации как инструмента мягкой силы в построении отношений молодежи стран БРИКС.
В одном из своих публичных выступлений Министр Обороны США Дональд Рамсфелд сказал, что слабость толкает людей на поступки против своей совести. Несмотря на то, что военная мощь государства является одним из самых важных факторов национальной безопасности, сила имеет множество воплощений, и «мягкая сила» - это не слабость. Она является одной из форм проявлений власти и игнорирование применения этой стратегии в государственной политике большая ошибка.
Одним из наиболее значимых и эффективных инструментов «мягкой силы» является воспитание молодежи. Для того, чтобы наладить совместную работу средств массовой информации стран БРИКС, нужно начать с создания единого информационного пространства на уровне молодежных медиа.
Для анализа реальной ситуации была подобрана деятельность медиа основных молодежных волонтерских организаций стран БРИКС. По каждой стране была выделена специфика преподнесение информации и основные направления работы организаций. Не случайно были отобраны именно наикрупнейшие волонтерские объединения, потому что именно этот пласт молодежного сообщества, является наиболее социально активным и полным энтузиазма к совместной деятельности. Для рассмотрения были выбраны пять молодежных организаций каждой из стран альянса:
- Бразилия: «Mais Caminhos» - негосударственная общественная организация, занимающаяся помощью обездоленным детям и подросткам Бразилии.
- Россия: «Волонтеры Победы» - Всероссийское Общественное движение помощи в проведении основных мероприятий, связанных с празднованием 70- летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
- Индия: «LEO CLUB» — молодёжная общественная организация, которая является частью крупной международной организации«Lions Clubs International».
- Китай: «Chinese Young Volunteers Association» - Китайская Ассоциация Молодых Добровольцев была основана 5 декабря 1994 года. Волонтеры занимаются вопросами социальной защиты. По своему устройству - это национальная некоммерческая общественная организация, которая находится под руководством Коммунистического союза молодежи.
- Южная Африка: «Ikamva Youth» - южноафриканская некоммерческая организация, сосредоточенная на расширении прав и возможностей молодежи, посредством образования и обучения профессиональной ориентации. На базе организации создано подразделение волонтеров, предлагающих свои услуги по репетиторству детям из бедных семей.
В качестве медиаматериала рассматривался контент на официальном сайте организации, а также на ее представительствах в основных социальных сетях, таких как «Facebook», «Вконтакте», «WeChat» (Китай). При анализе учитывались способы построения текста в публикации, стиль речи, психологические средства воздействия на читателя, потенциальная аудитория, цели организации, тематика наполнения сайта, цветовой баланс в оформлении, предпочитаемые жанры, разделы, наличие или отсутствие интерактивности при подаче информации, роль иллюстративного материала, методы сбора данных, источники сведений, проблемы, затрагиваемые авторами, средства художественной выразительности, методы репрезентации и предъявления информации, политика отбора информационных поводов, приемы эмоционального воздействия на читателей, посещаемость группы в социальной сети, количество подписчиков, частота обновления контента, характеристика взаимоотношений с получателем информации (инструменты влияния на читателя), удобство пользования сайтом, особенности оформления и графического дизайна.
Таким образом, изучив все представленные критерии, можно обособить специфику преподнесения информации в конкретной стране.
На основании проведенного исследования можно выделить наличие следующей проблемы: самостоятельно страны ведут активную медиадеятельность - c постоянной периодичностью заполняют группы в социальных сетях и публикуют новый контент на сайте, однако их деятельность не выходит за государственные границы (кстати, «взрослые» общественные организации имеют схожую тенденцию). Из этого можно заключить, что в группе «пятерки» заложен огромный потенциал для создания единого информационного пространства, но его использование «заморожено» в силу отсутствия продолжительной совместной деятельности между организациями.
Евгения Шестакова, известный Петербургский педагог по ораторскому мастерству, на одной из лекций по правилам управления аудиторией подчеркнула - «Лидер должен вести за собой коллектив. Вы должны помнить, что любая команда, даже самая сплоченная, при достижении цели распадается. Поэтому задача ведущего - тут же придумать новую цель, подготовить и сформулировать новое задание. Тогда эта группа будет работоспособна и счастлива». Основываясь на особенностях человеческой психологии, можно сделать вывод, что для успешного развития дружеских отношений взаимовыгодного сотрудничества между странами БРИКС необходимо реальное длительное взаимодействие, которое будет выгодно и интересно всем участникам.
Воплощением этих идей и решением проблемы создания единого информационного пространства может стать сайт волонтеров стран БРИКС BRICSVolunteers.com. Информационными поводами станет совместная деятельность представителей молодежных организаций стран альянса. Основным средством привлечения аудитории будет служить раздел на сайте, который будет оформлен как «BRICS-Y TV» (БриксИ ТВ, Y - youth). Усилиями волонтеров будет создаваться контент по патриотической тематике каждой из стран. Таким образом, сетка вещания будет наполнена свежим взглядом на традиции и культуру стран-участниц «группы пяти». Это привлечет к просмотру не только молодое поколение, но и любознательную взрослую аудиторию.
В мире происходят качественные изменения в системе международных отношений. Глобализация привела к появлению новых явлений, влияние которых нужно не игнорировать, а использовать. Одними из таких феноменов стали медиатизация и «мягкая сила». И целью их применения будет создание единого информационного пространства стран БРИКС в молодежной сфере.
Достижение целей путем эффективного воздействия на предпочтения союзников - это верный способ к реализации глобальных целей устойчивого мирового развития. Студенческие обмены и молодежные волонтерские организации также являются эффективными инструментами создания благоприятного политического климата и атмосферы доверия между странами. Их применение способно создать крепкую основу для развития взаимовыгодного сотрудничества в других сферах общества, в частности, экономической.
Необходимо также отметить влияние медиа на формирование отношений между государствами. В современном мире широко распространилась тенденция медиатизации. Наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией она относится к основным социальным процессам, изменяющим культуру и коммуникацию.
Медиатизацию можно определить, как распространение влияния медиа на важнейшие области социальной жизни и обратный процесс вовлечения в информационную сферу различных сторон общественной деятельности, то есть создание зон пересечения медиа и социальных феноменов.
Медиатизация как социально-политическое явление может быть рассмотрена под самым различным углом зрения, и в самых различных аспектах. Нам особенно интересно будет отследить влияние медиаресурсов волонтерских объединений на формирование реальных отношений между представителями общественных организаций стран «группы пяти».
Страны БРИКС стремятся к созданию единого информационного пространства, этот вопрос обсуждали 8 октября 2015 года руководители ведущих СМИ стран-участниц в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Темой форума стали «Пути создания общего информационного пространства БРИКС». Главы ведущих средств массовой информации Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки дали интервью, в котором обозначили свою позицию за укрепление связей между крупными медиа и взаимного обмена опытом.
Отсутствие единого информационного пространства стран БРИКС - это серьезная проблема и начать заниматься ее решением на уровне молодежи, значит увидеть эффективность применения концепции «мягкой силы» в действии.
1) Бажанов Е. БРИК как кирпичик нового мироздания // Эхо планеты, 2010. 45 стр.
2) Бедулин Ю. И все-таки он влияет... // Исследование в СМИ ресурсов Интернет, Среда, 2010. 186 стр.
3) Белов А. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие // СПб., Издательство «Северо-Запад», 2008. 198 стр.
4) Бернейс Э. Пропаганда // М., Hippo Publishing, 2010. 278 стр.
5) Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии // СПб., 2013. 111 стр.
6) Борисов В.А., Быков И.А., Гончаров В.Э., Гусев К.А., Шуршиков А.Б. Связи с общественностью в политике: учебное пособие // СПб., СПбГУТ, 2008. 18 стр.
7) Болушевский С.В., Баловсяк Н.В. Эффективный Интернет. Трюки и эффекты // СПб., Питер, 2009. 123 стр.
8) Будаев Андрей Российское председательство в БРИКС: формирование стратегии «мягкой силы» // Генеральный консул России в Рио-де-Жанейро, 2015. 56 стр.
9) Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета, 10.02.2010.
10) Гидденс Э. Последствия современности // М., Праксис, 2011. 121 стр.
11) Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2011, № 6.
12) Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование // Ростов, Феникс, 2008. 41 стр.
13) Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию // М., 1999. 81 стр.
14) Давыдов В.М., Бобровников А. В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике // М., ИЛА РАН, 2009. 196 стр.
15) Давыдов И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский Журнал, 2009. 81 стр.
16) Давыдов Ю. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. №1, 2004. 120 стр.
17) Действия по предотвращению конфликтов // Ежегодник СИПРИ, М., 1994.
131 стр.
18) Дубицкая В. ТВ: Мифологии в электронных СМИ // М., 1998. 23 стр.
19) Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI века, №3, 2012. 65 стр.
20) Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МГУ №5, 2002. 186 стр.
21) Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны: «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен» // М., 2012. 286 стр.
22) Интервью министра иностранных дел России С. В. Лаврова «Российской газете», 30.10.2008.
23) Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием // М., 2000. 146 стр.
24) Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // М., У-Фактория, 2004. 136 стр.
25) Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов // М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 116 стр.
26) Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь№ 1, 2014. 69 стр.
27) Коваленко Б. В, Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология // М., 2002. 127 стр.
28) Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении: Учебник // М., Издательство РАГС, 2001. 143 стр.
29) Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50
30) Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг. //http://brics2015.ru/russia and bricsZ20150301Z15383.html
31) Концепция внешней политики Российской Федерации. П. 20 ZZ http:ZZ www.mid.ruZbrp_4.nsfZ0Z6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
32) Корконосенко С. Г. Основы журналистики ZZ Москва, 2009. 186 стр.
33) Корконосенко С.Г. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика
участия ZZ СПб., 2004. 176 стр.
34) Коршунов С.А. БРИКС в современном мире и интересы России ZZ М., 2013. 96 стр.
35) Крысько В. Секреты психологической войны ZZ Минск, 1999. 189 стр.
36) Кулагин В. М. Международная безопасность ZZ М., 2007. 176 стр.
37) Лабуш Н.С. Экстремальный политический процесс: особенности форм и медиатизация ZZ СПб., 2017. 73 стр.
38) Лабуш Н. С., Пую А. С., Евсеев А. Информационные технологии и терроризм: теория и современная практика ZZ СПб., 2005. 186 стр.
39) Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека ZZ СПб., 2012. 55 стр.
40) Латенкова В.М. Медиатизация политической сферы ZZ Академия медиаиндустрии, М., 2012. 56 стр.
41) Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов ZZ М., 1999. 46 стр.
42) Леонова О. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики государства ZZ Научно-аналитический журнал «Обозреватель», OBSERVER. №4, 2014.
43) Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие ZZ М., Экономистъ, 2006. 89 стр.
44) Луков С. В. Государственная политика в отношении молодежи: анализ рекомендаций тематической группы ООН (UNTG) по молодежной политике (2010 г.) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2011, № 6.
45) Луман Н. Реальность масс-медиа // М., Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. 124 стр.
46) Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография // М., МИФИ, 2003. 76 стр.
47) Мартин ван Кревельд Трансформация войны // М., 2005. 84 стр.
48) Мельник Г. С.Mass-media: психологические процессы и эффекты // СПб., 1996. 35 стр.
49) Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Малик Е.Н. Консервативная модернизация государственной молодёжной политики как фактор устойчивого развития современной России // М., Власть, 2015, №8, 74-81 с.
50) Меркулов П.А., Балашов А.Н. Интернет-сообщества политических партий сравнительный анализ российских и зарубежных практик // В е стник Поволжского института управления, 2015, №3, 18-26 с.
51) Михайлов Г. С. Психологические процессы и эффекты СМИ // СПб.,2012. 74-83 с.
52) Мурр Д. Медиаполитика в условиях внешнеполитических конфликтов // Бирмингем, 2000.
63-67 с.
53) Мутагиров Д. Роль международных политических институтов в урегулировании региональных и локальных конфликтов // СПб., 1995. 43-50 стр.
54) Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг // СПб., Академия, 2007. 43-52 стр.
55) Намлинская О. О. Молодёжная политика - национальный приоритет России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2005, № 3.
56) Носик А., Кузнецова С. Интернет для журналиста // М., Галерия, 2009. 63-70 стр.
57) Окунева Л.С., Орлов А. А. Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации: Сборник научных трудов // М., МГИМО — Университет, 2012. 87 стр.
58) Официальный российский сайт ЮАР [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.southafrica.ru.
59) Панарин И. Н. Информационная война и Россия // М., 2000. 50 стр.
60) Панарин И. Н. Информационная война и коммуникации // М., 2014. 43 стр.
61) Пережогин В.Ю. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации // Тамбов, 2007. 56 стр.
62) Попов В. Д. Информационная политика // Москва: Издательствово РАГС, 2008. 33 стр.
63) Почепцов Г. Г. Информационные войны // М., 2000. 23 стр.
64) Почепцов Г.Г. Теория коммуникации // М., Дашков и К., 2002. 45 стр.
65) Пую А. С., Бодрунова С. С. Медиакратия: современные теории и практики // СПб., 2013. 55 стр.
66) Рогачев И. Россия - Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО, 2010, № 12.
67) Роньшина В. И. Международные экономические отношения // М., Аквариум, 2009. 73 стр.
68) Россия и Китай [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.amurbereg.ru.
69) Рощин С. И. Психология и журналистика // М., 1998. 56 стр.
70) Русакова О.Ф. Концепт «мягкой» силы в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения российской академии наук. №10, 2014.
71) Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социально-политические процессы в меняющемся мире, Тверь, 2009. 36 стр.
72) Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Тверь, 2009, 168 стр.
73) Рэддик Рэнди Журналистика в стиле он-лайн // М., Национальный институт прессы, Вагриус, 2008. 67 стр.
74) Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире // М., 2012. 45 стр.
75) Сенокосов А.Г. БРИКС: новый формат интеграции стран — лидеров развивающегося мира // Вестник РГГУ, 2012. 56-60 стр.
76) Сертати С. Медиа и внешняя политика // Манчестер, 1999. 87-90 стр.
77) Сергеев И. Россия и Бразилия // Эксперт, 2010, № 27.
78) Соколова И.В. Социальная информатика // М., 2008. 93 стр.
79) Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС, статья «БРИКС на пути к единому информационному пространству», 2015 http://infobrics.org/ru/blog/news/2015/10/09/6825/
80) Спиридонова В. Слабое и сильное государство как две модели модернизации в современных условиях // Вестник МГУ, 2001. 56 стр.
81) Справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.molod39.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=142&Itemid=7
82) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета, 14 мая 2009.
83) Толорая Георгий Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России-2011, №8.
84) Тэйлор Ф. Война и медиа // Манчестер, 1999. 35 стр.
85) Фаминский Ч.П. Мировые экономические отношения: Учебник // М., АСТ, 2006. 78 стр.
86) Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
87) Харченко К.В. Настольная книга специалиста по молодежной политике // М., 2013. 78 стр.
88) Херман М. Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики // Спб., Питер, 2010. 186 стр.
89) Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психологическое оружие и безопасность России // М., 1999. 138 стр.
90) Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук, 2014, № 4, 167-173 стр.
91) Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра // М., Socio-Logos: Фирма Адапт, 2007. 98 стр.
92) Шестакова Е.С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи // СПб., 2013. 155 стр.
93) Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики // М., 2000, 431 с.
94) Щербинина Н.Г. Политический образ и имидж: соотношение понятий // Политический маркетинг, 2010. 46 стр.
95) Щербинина Н.Г. Конструирование виртуальной реальности и героический брендинг политического товара // Политический маркетинг, 2009. 76 стр.
96) Яковлева Н. С. Страны БРИКС в современном мире // Мир и политика, 2013. 79 стр.