Введение 4
1. Теоретические основы омниканального маркетинга как направления
интернет-рекламы 8
1.1 Определение омниканального маркетинга и его отличия от
многоканального 8
1.2. Определение моды и особенности продвижения бренда в индустрии моды 23
1.3 Использование омниканальных кампаний в интернет-рекламе модными брендами 29
2. Исследование особенностей омниканального маркетинга модного
бренда в интернете на примере бренда Futur 45
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании и описание
ООО «Футураутфит» 45
2.2 Анализ конкурентной среды бренда женской одежды FUTUR 48
2.3 Разработка омниканальной маркетинговой стратегии и ее внедрение ... 61
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложения
Рост цифровой экономики и повсеместное внедрение digital-технологий ведут к значительным преобразованиям маркетинга, которые особо заметны в методах взаимодействия с потребителем. Современные технологические достижения позволяют формировать единую цифровую среду для работы и взаимодействия на всех этапах покупки, от знакомства до приобретения, что и стало базисом формирования омниканального маркетинга.
Формирование такой среды положительно влияет на расширение существующих рынков, усиливает внутриотраслевую конкуренцию, увеличивает производительность отдельных компаний и отраслей, что повышает их конкурентоспособность как на российском, так и на международном рынке и ведет к росту национальной экономики в целом. Эти преобразования способствуют созданию единой цифровой среды для работы и взаимодействия государства, компаний и покупателей. Данные исследовательских компаний свидетельствуют о том, что цифровая экономика в России является одним из наиболее активно развивающихся направлений . По разным оценкам, ее доля в ВВП страны выросла с 2,4% в 2016г. до 2,6% в 2017 г., за аналогичный период времени доля зависимых от цифровой экономики отраслей в ВВП увеличилась с 10 до 16%. По мнению аналитиков, данная положительная тенденция сохранится, а к 2025 году потенциальный экономический эффект от перехода к цифровой экономике может увеличить ВВП страны на 4,1-8,9 трлн руб. (в ценах 2015 г.), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП ». Активное развитие интернет-технологий и цифровой инфраструктуры в России создает благоприятные условия для роста традиционных отраслей экономики, а именно, розничной торговли, среди которой выделяется рынок модной одежды.
«Согласно статистическим данным, индустрия моды поставляет в бюджеты развитых стран, в том числе ЕС, не менее 30% дохода, формируя при этом почти 25% ВВП ».
И несмотря на то, что аналитическая компания Fashion Consulting Group прогнозирует, что 2018 году российский рынок одежды, обуви и аксессуаров вырастет не более чем на 5%, рынок fashion-ритейла остается одним из самых востребованных. По данным опроса РБК исследования, большинство российских потребителей планируют в 2018 году покупать одежды столько же, сколько в 2017, а может и больше.
Принимая во внимание высокую конкуренцию на рынке fashion-ритейла, производителям нужно уметь быстро адаптировать стратегию под рынок и оперативно включать в кампании омниканальные технологии коммуникаций с потребителем. Во-первых, при низких издержках на переключение между интернет-магазинами и отсутствии физических границ на интернет-рынках компаниям необходимо фокусироваться в первую очередь, на построении и развитии долгосрочных и взаимовыгодных отношений с уже привлеченными интернет-покупателями. Во-вторых, успех Интернет-торговли в России будет зависеть от роста доли онлайн-покупателей и формирования так называемого ядра Интернет-торговли, а именно интернет-пользователей с наиболее высокой активностью онлайн-покупок. В развитых странах доля онлайн- покупателей в интернет-аудитории страны составляет около 60% . В России этот показатель колеблется от 34 до 50% . Следуя мировым тенденциям рынка, онлайн, офлайн и мобильные магазины стали единым пространством коммуникации с брендом, и если раньше процесс покупки происходил с участием 1-3 каналов, и для удовлетворения потребностей потребителя достаточно было вести его к покупке посредством традиционных маркетинговых стратегий, то сейчас количество площадок, которые использует потребитель до того, как совершает покупку, варьируется от 3 до 10, между которыми он постоянно переключается, таким образом, внедрение омниканальных маркетинговых стратегий становится просто необходимым для привлечения и удержания клиентов, что подтверждает актуальность данной работы .
Целью работы является исследование омниканального маркетинга модного бренда в сети интернет и разработка омниканальной digital стратегии на примере бренда Futur.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
- Рассмотреть теоретические основы омниканального маркетинга как направления интернет-рекламы;
- Провести анализ конкурентной среды бренда женской одежды Futur;
- Разработать омниканальную маркетинговую стратегию для бренда женской одежды Futur и плана ее внедрения;
Объектом исследования является бренд женской одежды Futur. Юридическое название ООО «Футураутфит».
Предмет исследования: омниканальный маркетинг в интернете.
Методы, применяемые при написании работы: аналитический, статистический, теоретические методы и системный подход.
Информационной базой для подготовки и проведения исследования стали работы такие всемирно известных компании, как McKinsey &Company, Deloitte, Euromonitor International, Data Insight, Яндекс, РБК и другие.
Публикации журналов: «Маркетинговые коммуникации», «Реклама. Теория и практика». А также работы отечественных и зарубежных авторов: И.А. Быков, С.А. Медведников, Т.Л. Короткова, Ф. Котлер, Д.Аакер, М. Тангейт.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты при планировании маркетинговой кампании модного бренда, а также при разработке стратегии организации.
Научная новизна работы заключается в переводе, анализе и систематизации теоретического материала, в первую очередь научных статей зарубежных консалтинговых компаний, по омниканальным стратегиям.
Работа состоит из двух частей. В первой части работы проведен обзор теоретических основ омниканального маркетинга и проанализированы стратегии развития рынка модной одежды.
Во второй части работы проведено изучение компании ООО «Футураутфит», анализ рыночного положения и разработаны рекомендации по внедрению омниканальной маркетинговой стратегии для бренда женской одежды Futur.
В рамках данной работы было проведено исследование омниканальной маркетинговой стратегии, изучена ее роль в продвижении модного бренда в интернете. На основании полученного материала, была составлена новая маркетинговая стратегия бренда женской одежды Futur и определены этапы ее внедрения. Обобщив результаты работы, можно сделать выводы:
1. Омниканальный маркетинг - это совокупность мероприятий,
связанных с коммуникацией с потребителем через сеть взаимосвязанных каналов, с целью обеспечить клиенту максимально удобный и последовательный опыт на всех каналах, учитывая особенности разных устройств, используемых потребителями для взаимодействия с компанией.
Идеальная стратегия омниканального маркетинга подразумевает свободное перемещение клиента между компьютером, мобильным устройством, офлайн магазином, социальными сетями и даже игровые каналами в рамках одного процесса транзакции.
2. Рынок модного ритейла занимает второе место по количеству продаж в интернете, после электроники, что делает его перспективным и заставляет быть передовым во взаимодействии с новыми технологиями.
При совершении выбора в пользу того или иного товара в индустрии моды покупатель больше руководствуется эмоциями, нежели потребительскими качествами, в том числе велика социальная составляющая мотивации. Эти аспекты должны быть учтены при разработки маркетинговой стратегии модного бренда.
3. Внедрение омниканального маркетинга стало современной необходимостью и требует полной реорганизации бизнес-процессов. Однако далеко не все компании могут себе позволить такие глубокие изменения. Уровень омниканальности у большей части модный компаний можно оценить как средний уровень внедрения.
4. Компания ООО «Футураутфит» относится к малому бизнесу и имеет 2 основных направления деятельности: сувенирное агентство и бренд одежды Futur, и является относительно новым игроком на рынке Fashion- ритейла.
5. Анализ рынка интернет-продаж в сфере моды показывает небольшой, но стабильный рост на 4-5% в год. Исследование маркетинговой активности выявило изменения потребительских предпочтений: увеличение спроса на российские бренды, изменение покупательской психологии: теперь клиенты ищут не просо вещь, а образ и историю.
Это позволяет говорить о новом уровне коммуникаций в fashion маркетинге и трансформации подхода к продвижению. На первый план выходит продвижение бренда посредством омниканальных стратегий.
Омниканальный маркетинг модного бренда складывается из множества факторов (таких как использование мобильных устройств, частое переключение между каналами) и отвечает меняющимся ожиданиям покупателей от шопинга, что требует все большей согласованности и оптимизации всех процессов. Бренд одежды Futur, на основе исследований, является конкурентоспособным с точки зрения оценки текущей маркетинговой деятельности, однако использование только прямых каналов рекламы и низкий уровень вовлеченности потребителей ставит под угрозу существование марки и требует изменений.
6. На базе этих выводов мы начали построение омниканальной маркетинговой стратегии модного бренда и ее внедрения. Разработка состоит из следующих основных этапов: определение целей омниканальной стратегии; определение целевых рынков; определение продолжительности, сроков проведения рекламной кампании и бюджета на ее осуществление.
Заключительным этапом является оценка эффективности рекламной кампании. Внедрение омниканальной маркетинговой стратегии было разделено на 2 основные части: техническая - разработка мобильного приложения, применение техник персонализации и интеграции каналов .
Омниканальная коммуникативная кампания. Результатом реализации программы должны стать: увеличение охвата рынка, формирование имиджа бренда, увеличение выручки и усиление лояльности клиентов.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. A research trilogy into e- commerce adoption in small businesses in New Zealand. Electronic Markets 2017, 263-285 с.
3. CA Technologies. Keeping Score: Why Digital Transformation Matters
Report 2016 (Corporate Report) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ca.com/us/rewrite/articles/digital-transformation/keeping-score-why-digitaltransformation-matters-report.register.html. - (Дата обращения:
05.06.2018).
4. Deloitte Building your own journey. September 2017 [Электронный ресурс].
- Режим доступа:https://www2.deloitte.com. - (Дата обращения: 12.06.2018).
5. Deloitte. (2014). The Omni-channel opportunity- Unlocking the power of the connected consumers (Corporate Report- A report for ebay) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloi
tte/uk/Documents/consumerbusiness/unlocking-the-power-of-theconnected-consumer.pdf- (Дата обращения: 18.04.2018).
6. Deloitte. Global Powers of Retailing 2018: Transformative change,
reinvigorated commerce. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www2.deloitte.com- (Дата обращения: 05.06.2018).
7. Di Gangi, P. M., & Wasko, M. (2016). Social Media Engagement Theory: Exploring the Influence of User Engagement on Social Media Usage. Journal of Organizational and End User Computing, 28(2), 53-73. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://doi.org/10.4018/JOEUC.2016040104- (Дата обращения: 15.03.2018).
8. Dorman, A. J. (2013). Omni-Channel Retail and the New Age Consumer: An Empirical Analysis of Direct-to-Consumer Channel Interaction in the Retail Industry (Theses paper- CMC Senior Theses). Claremont McKenna College, Claremont Colleges. Retrieved from Paper 590.
9. E-commerce in Russia. 2017, March. East-West Digital News. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. ewdn. com/files/ecomrus-download.pdf- (Дата обращения: 21.03.2018).
10. E-commerce в России 2016: Итоги года. 2016. Data Insight. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://datainsight.ru/itogi2016- (Дата обращения: 15.06.2018).
11. Ganguly, P., &Gooptu, B. (2016, October 9). Niche online fashion retailers
take on the big boys of e-commerce. The Economic Times. Retrieved from [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://retail.economictimes.indiatimes.com/ne ws/e-commerce/e-tailing/niche-
onlinefashion-retailers-take-on-the-big-boys-of-ecommerce/54475486 - (Дата
обращения: 02.02.2018).
12. Gfk Russia. Глобальные тренды и российский потребитель 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.gfk.com/ru/ - (Дата обращения: 18.06.2018).
13. Google-A.T.Kearney. (2016). Digital Retail in 2020: Rewriting the Rules
(Corporate Report) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.atkearney.in/documents/4773014/8192273- (Дата обращения: 10.03.2018).
14. Hansen, R. (2015). Towards a digital strategy for omni-channel retailing (PhD
Series 13.2015). LIMAC PhD School Copenhagen Business School, Denmark. Retrieved from [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //openarchive .cbs. dk/xmlui/bitstream/handle/10398/9139/Rina Hansen 2ed.pdf - (Дата обращения: 15.06.2018).
15. Hemsey, M. (2012). Omnichannel LoyaltyDesigning the ultimate Customer
Experience (Whitepaper). St. Petersburg: Kobie Marketing Inc. Retrieved from [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.kobie.com/thoughtleadership/omnichannel-loyalty.pdf - (Дата
обращения: 10.04.2018).
16. Information economy report, 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org- (Дата обращения: 11.04.2018).
17. Lotta Back, Edward Ingman, Dilip Lalwani, Marie Muller, Caroline Sorensen-Behm and Carl-Johan Rosenbroijer/ Digital Brand Management: A Company and Consumer Perspective Arcada Working Papers 1/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.arcada.fi/en- (Дата обращения: 07.05.2018).
18. McKinsey &Company The state of fashion 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.mckinsey.com - (Дата обращения: 17.02.2018).
19. McKinsey &Company. Mind the gap: What really matters for apparel retailers in omnichannel. 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com - (Дата обращения: 25.04.2018).
20. McKinsey The state of fashion 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cdn.businessoffashion.com/reports/The State of Fashion 2018 v2.pdf- (Дата обращения: 12.02.2018).
21. Omni channel: 5 историй успеха в ритейле [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://wms.korusconsulting.ru/inform-center/articles- (Дата обращения: 22.05.2018).
22. Phil Gomes Edelman digital’s 2017 trends report [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.edelmandigital.com- (Дата обращения: 17.02.2018).
23. Piotrowicz, W., & Cuthbertson, R. (2014). Introduction to the Special Issue: Information Technology in Retail: Toward Omnichannel Retailing. International Journal of Electronic Commerce, 18(4), 5-16.
24. Shane Barker. The Secret Guide To Instagram Influencer Marketing
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://socialmediaweek.org/blog/2016/03/secret-guide-instagram-influencer-marketing/- (Дата обращения: 24.04.2018).
25. Top 20 countries with the highest number of users. 2017. Internet World Stats
Website. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www. internetworldstats. com/top20. htm- (Дата обращения: 25.03.2018).
26. А. О. Давий, В. А. Ребязина, М. М. Смирнова. Барьеры и драйверы при
совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического
исследования. Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2018. Т. 17. Вып. 1
27. А.Б. Гофман - мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2015.
28. Воронина Ю. 2015. Сверстаем сами. Российская Бизнес-газета 1016 (37). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rg.ru/2015/09/22/magaziny.html- (Дата обращения: 20.04.2018).
29. Гафарова Д.А. Тенденции российского рынка мужской и женской одежды // Торгово-экономический журнал. - 2017. - Том 4. - № 1
30. Интернет-торговля в России 2014. Годовой отчет. 2015 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://www.datainsight.ru/files/DI InSales PayU-
Ecommerce2014.pdf- (Дата обращения: 08.02.2018).
31. Интернет-торговля в России в 2017 году. Цифры и факты. Data Insight.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://datainsight.ru/sites/default/files/ecommerce2017.pdf- (Дата обращения: 28.04.2018).
32. Исследование аудитории онлайн-покупателей в России, 2016. Yandex.
Market, &GfK. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cache-
spb06.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/GfK 2016.pdf -
(Дата обращения: 12.04.2018).
33. Мобильная аудитория e-commerce, 2016. 2016, Декабрь. Yandex.Market,
&GfK. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cache-
spb09.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/GfK 2016 mobile.pdf - (Дата обращения: 12.06.2018).
34. Омниканальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/- (Дата обращения: 23.04.2018).
35. Омниканальный маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zg-brand.ru/statiy/marketing/omnikanal nyj marketing/- (Дата обращения: 05.03.2018).
36. Онлайн-опрос и собственные данные PayPal и Data Insight 2016
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://datainsight.ru/CrossBorderExport2016- (Дата обращения: 15.04.2018).
37. Панюкова В.А. «Торгов-экономический журнал» № 4, 2015.
38. Проникновение Интернета в России: итоги 2016 года. 2017. Январь. GfK.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.gfk.com/fileadmin/user upload/dvna content/RU/Documents/PressReleases/2017/Internet Usage Russia 2016.pdf- (Дата обращения: 10.04.2018).
39. Пять вдохновляющих примров омниканального маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //rusabilitv.ru/internet-marketing/- (Дата обращения: 06.03.2018).
40. «РБК исследования рынков», 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/- (Дата обращения: 21.04.2018).
41. Седых И. А. Рынок Интернет-торговли в РФ. 2016. Центр развития НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://dcenter.hse.ru/otrasli- (Дата обращения: 17.02.2018).
42. Совместное исследование PayPal и Data Insight «Розничный онлайн-
экспорт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://datainsight.ru/CrossBorderExport2016fulltext- (Дата обращения: 23.04.2018).
43. СПбГУ. Менеджмент. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 69-98 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.104- (Дата обращения: 12.03.2018).
44. ФАС представит законопроект об НДС для иностранных ретейлеров в апреле. 2017. Март. РБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58c698559a7947e15c11b809- (Дата обращения: 23.05.2018).
45. Цифровая Россия: новая реальность. Июль 2017. Digital McKinsey [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mckinsev.com- (Дата обращения: 13.04.2018).
46. Экономика Рунета. Итоги года 2016. 2017. РАЭК. [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http:ZZfiles.runet-id.com- (Дата обращения: 09.05.2018).