Объект исследования - ООО «Снежная Королева». Это одна из крупнейших федеральных сетей мультибрендовых магазинов модной одежды.
Проведен анализ показателей хозяйственно-экономической деятельности за 2018-2020 годы.
Сделан анализ кадрового состава компании за 2018-2020 годы.
Рассмотрены особенности реализации методов управления в деятельности руководителя компании.
Даны рекомендации по совершенствованию методов управления в деятельности руководителя.
Есть приложение (Организационная структура управления ).
Введение 3
1 Теоретические аспекты совершенствования методов управления в деятельности руководителя 5
1.1 Понятие и сущность управления 5
1.2 Роль руководителя в обеспечении эффективного управления 8
1.3 Методы управления в деятельности руководителя и их совершенствование 11
2 Анализ методов управления в деятельности руководителя ООО «Снежная королева» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 16
2.2 Анализ кадрового состава компании 20
2.3 Особенности реализации методов управления в деятельности руководителя компании 22
3 Совершенствование методов управления в деятельности руководителя ООО «Снежная королева» 27
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию методов управления в деятельности руководителя компании 27
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 29
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение А 36
Решение всего комплекса перечисленных проблем возможно только в случае применения оптимальных методов кадрового менеджмента. Их реализация на новом качественном уровне – очень непростой процесс, предполагающий тщательный отбор наиболее рациональных управленческих воздействий, которые позволяют компании постоянно совершенствовать и кадровый, и производственный потенциал для правильного реагирования на изменения внешней среды. Работа в обозначенном направлении предполагает, прежде всего, переход от бюрократических структур и административных методов управления к маневренному руководству трудовым коллективом на основе доверия и общих ценностей.
Таким образом, в условиях рыночной экономики с обострением конкуренции за экономические ресурсы и изменением роли трудовых ресурсов требуется масштабная реструктуризация деятельности большинства предприятий, а одним из наиболее перспективных способов повышения эффективности корпоративного управления является внедрение прогрессивных методов кадрового менеджмента, прежде всего, в деятельности высших руководителей. Они должны стать лидерами мнений в своих организациях и подавать личный пример по совершенствованию профессиональной компетентности, включая навыки в выборе максимально эффективных методов управления. Более того, тема лидерства становится чрезвычайно важной и актуальной именно потому, что сегодня происходит формирование новых моделей организации рабочего процесса. Только эффективный лидер и его слаженная команда могут обеспечить успешную реализацию управленческих проектов организации.
Целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления в деятельности руководителя ООО «Снежная королева» (г. Кемерово).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты совершенствования методов управления в деятельности руководителя;
проанализировать особенности управленческой деятельности руководителя ООО «Снежная королева» и особенности реализации им методов кадрового менеджмента;
по результатам оценки разработать рекомендации для руководителя ООО «Снежная королева».
Объект исследования – методы управления деятельностью организации.
Предмет исследования – методы управления в деятельности руководителя ООО «Снежная королева» (г. Кемерово).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Например, в работах Л.Е. Басовского, Е.П. Гусевой, В.Д. Дорофеева, Н.И. Кабушкина и др. представлены основы управления деятельностью организации, включая основы кадрового менеджмента и методы управления. И.В. Катернюк, А.Я. Кибанов, И.К. Макарова и др. также уделяли много внимания вопросам применения различных методов управления. Работы А.П. Добровинского и В. Ю. Корнюшина послужили источником информации об оценке и развитии персонала и т.д.
В качестве методов научного исследования использовались наблюдение, сравнение, описание, анализ и синтез.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности руководителя ООО «Снежная королева» и других организаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Современный менеджмент представляет собой процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Иными словами, взаимодействие между субъектами и объектами управления реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии.
Управление социально-экономическими процессами на предприятии базируется на нескольких концепциях, позволяющих рассматривать его как совокупность следующих подсистем – производство, финансы, персонал, инновации и инвестиции, маркетинг. Выделенные компоненты образуют систему объектов управления, которые тесно связаны между собой и должны развиваться комплексно.
Одной из подсистем организационного менеджмента является управление персоналом (кадровый менеджмент) как целенаправленная деятельность административного аппарата предприятия и отдельных его структурных подразделений, включающая в себя разработку и реализацию кадровой политики в рамках определенных функций, принципов и методов управления.
В свою очередь, кадровая политика представляет собой сформулированное руководством организации видение основных направлений развития персонала, которое предполагает принятие соответствующих принципов, приоритетов, норм и правил поведения, обязательных для всех сотрудников с целью достижения стра¬тегических целей данной организации
Системный подход к менеджменту выражается в создании такого механизма управления, который обеспечивал бы комплексную реализацию всех функций менеджмента – планирование, органи¬зацию, мотивацию, координацию и контроль.
Основное содержание и задачи управленческой деятельности реализуются также через соответствующие методы управления.
Метод управления обычно трактуется как способ осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
Наиболее распространенной классификацией является разграничение на три основные групы:
административные (организационно-административных), опирающиеся на прямые директивные указания;
экономические, суть которых заключается в применении различных экономических стимулов;
социально-психологические, предназначенные, прежде всего, для активизации социальной активности сотрудников.
При этом анализ эволюционных изменений в теории кадрового менеджмента позволяет говорить о рационалистическом и поведенческом подходах к управлению персоналом. Если первая пара¬дигма характеризуется использованием методов оптимизации организационных, тех¬нических и социальных компонентов производственных систем, вторая ведет учет индивидуаль¬ных способностей работника, что призвано раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функцио¬нировании организации. Вторая из обозначенных позиций сегодня стала основополагающей и принимается за основу подавляющим большинством исследователей.
Основная роль руководителя компании как лидера мнений заключается в наличии высокого уровня профессиональной компетентности, позволяющей выбирать и применять наиболее перспективные методы управления, демонстрируя тем самым личный пример для менеджеров более низких уровней.
Практическое использование подобных приемов изучалось на примере кемеровского филиала ООО «Снежная королева» – одной из крупнейших федеральных сетей мультибрендовых магазинов модной одежды.
В результате анализа хозяйственно-экономических показателей деятельности кемеровского магазина «Снежная королева» можно сделать вывод о снижении эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия в течение 2018-2020 гг.
Общее число сотрудников, работающих в магазине, в 2018 г. составляло 26 человек, в 2019 г. оно увеличилось до 31 человека, в 2020 г. по сравнению с предыдущим годом осталось неизменной. Важно, что предприятию удалось сохранить численность кадрового состава даже в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020-2021 гг.
Тем не менее, здесь из года в год происходил рост коэффициента текучести персонала. Постоянная смена сотрудников, превысившая в 2020 г. 35% при норме текучести, равной 8-10%, мешает работе предприятия, не дает сформироваться постоянному коллективу, а, значит, и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы.
В условиях линейно-функциональной структуры управления руководитель (генеральный директор) ООО «Снежная королева» считает наиболее оптимальным применение методов административной школы менеджмента.
Коммуникационный стиль высшего руководителя ООО «Снежная королева» не отличается открытость по отношению к другим членам организации и высокой адекватностью обратной связи, что снижает эффективность созданной здесь коммуникационной сети. Главным барьером стиля коммуникации для руководителя является то, что он подавляет инициативу исполнителей.
Для решения выявленных проблем руководству предприятия рекомендуется обратить особое внимание на такие методы, как: 1) поощрение участие персонала ООО «Снежная королева» в принятии управленческих решений; 2) вынесение благодарностей за добросовестный труд с вручением памятных грамот и подарков и т.п.; 3) построение кадровой политики с учетом типов личности и характера работников; 4) использование личного примера генерального директора и топ-менеджеров фирмы своим подчиненным; 5) планирование карьеры.
Уже в первый год реализации проекта предполагается рост чистой прибыли до 154,7%, рентабельности – до 147,2% от показателей 2020 г. даже с учетом затрат на осуществление предложенных мероприятий, что полностью подтверждает экономическую эффективность разработанных нами рекомендаций.
1. Айрапетова, А.Г. Организация и планирование производства: учебное пособие [Текст] / А.Г. Айрапетова, И.А. Веденецкая, В.В. Корелин, Н.А. Соколова, В.М. Федоточкин. – СПб.: СПбГУЭФ, 2017. – 235 с.
2. Гусева, Е.П. Менеджмент: учебно-методический комплекс [Текст] / Е.П. Гусева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2019. – 416 с.
3. Добровинский, А.П. Управление персоналом организации [Текст] / А.П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2019. – 416 с.
4. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2017. – 440 с.
5. Евтихов, О. В. Психология управления персоналом: теория и практика [Текст] / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2018. – 319 с.
6. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст] / Н. И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2018. – 336 с.
7. Катернюк, А.В. Менеджмент: управление персоналом, маркетингoм и продажами [Текст] / А.В. Катернюк. – ¬ Ростов н/Д.: Феникс, 2020. ¬ – 382 с.
8. Корнюшин, В.Ю. Оценка и аттестация персонала [Текст] / В.Ю. Корнюшин. – М.: МИЭМП, 2017. – 120 с.
9. Кузьмин, Р.И. Инвестиции в человеческий капитал как антикризисный фактор развития современной экономики [Текст] / Р.И. Кузьмин // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. – 2017. – №3 (11). – С. 17-20.
10. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2019. – 800 с.
11. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективногo НR-¬менеджмента [Текст] / И.К. Макарова. ¬ – М.: Дело, 2017. ¬ – 232 с.
12. Олейникова, И.Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях [Текст] / И.Н. Олейникова // Вестник таганрогского института управления и экономики. – 2018. – №1 (19). – С. 104-108.
13. Пархимчик, Е.П. Кадровая политика организации [Текст] / Е.П. Пархимчик. – М.: ГИУСТ БГУ, 2018. – 128 с.
14. Переверзев М.П. Менеджмент: учебник [Текст] / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2018. – 330 с.
15. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2017. – 656 с.
16. Румянцева, З.В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник [Текст] / З.В. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2019. – 308 с.
17. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник [Текст] / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 556 с.
18. Столяренко, Л.Д. Психология управления: учебное пособие [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 507 с.
19. Управление персоналом организации: учебник [Текст] / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2017. – 546 c.
20. Шипилова, Е.И. Психологические методы управления персоналом [Электронный ресурс] / Е.И. Шипилова, Т.Ф. Приз // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017. – №3 (10). – URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=161 (дата обращения: 30.06.2021).