СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АО «ГОТЭК»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и ее экономическое обоснование 8
1.1. Сущность, основные формы и виды внешнеэкономической
деятельности предприятия 8
1.2. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия 14
1.3. Оценка эффективности финансово-хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности предприятия 23
Глава 2. Оценка экономической эффективности и обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 36
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия АО
«ГОТЭК» 36
2.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 44
2.3. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 57
Глава 3. Проблемы, пути решения и экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 66
3.1. Проблемы и пути повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 66
3.2. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 75
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения
Глава 1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и ее экономическое обоснование 8
1.1. Сущность, основные формы и виды внешнеэкономической
деятельности предприятия 8
1.2. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия 14
1.3. Оценка эффективности финансово-хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности предприятия 23
Глава 2. Оценка экономической эффективности и обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 36
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия АО
«ГОТЭК» 36
2.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 44
2.3. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 57
Глава 3. Проблемы, пути решения и экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 66
3.1. Проблемы и пути повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 66
3.2. Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК» 75
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения
Актуальность темы исследования. Современные условия функционирования российских предприятий, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности, представляют собой результат активной демонополизации и либерализации в сфере торговых связей страны на международной арене и требуют самостоятельного решения широкого круга проблем, среди которых важное место занимает проблема стратегического управления их деятельностью.
Большинство российских предприятий до сих пор решают проблему стратегического планирования и управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) интуитивно, методом проб и ошибок, что дорого обходится как самому предприятию, так и обществу в целом. Это привело к тому, что теоретические и методические разработки в области стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, проводимые зарубежными исследователями, стали востребованы в России. Вместе с тем проблематика стратегии внешнеэкономической деятельности исследована недостаточно.
В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию и расширением внешнеторговых связей, возросла значимость внешнеэкономического комплекса для российской экономики, в связи, с чем изучение проблем разработки стратегии внешнеэкономической деятельности промышленными предприятиями, входящими в данный комплекс, имеет большое народнохозяйственное значение и подтверждает актуальность темы исследования.
Степень изученности проблемы. Исследование развития стратегии внешнеэкономической деятельностью предприятия, требующее комплексного решения многих проблем, изучается ведущими учеными экономистами России и зарубежных стран.
Фундаментальный методологический вклад в концепцию эффективности функционирования предприятия, осмысления роли и значения стратегии внешнеэкономической деятельности внесли такие российские и зарубежные ученые, как Ансофф И., Белоусов С.Н., Винокуров В.А., Герчикова И.Н., Диденко Н.И., Каплан Р., Корнилов Д.А., Любушин Н.П., Питерс Т., Трифонова Е.Ю. и другие.
Цель исследования состоит в экономическом обосновании стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Для достижения вышеуказанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы экономического обоснования стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия.
2. Дать характеристику структуре и динамике основных показателей
эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
3. Обосновать стратегию внешнеэкономической деятельности
предприятия АО «ГОТЭК».
4. Выявить проблемы и разработать перспективные направления развития стратегии внешнеэкономической деятельностью предприятия АО «ГОТЭК».
Объектом исследования является ведущее предприятие по производству упаковочной продукции в Российской Федерации АО «ГОТЭК».
Предметом исследования является экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, основанные на концептуально-категориальном аппарате трудов ведущих российских и зарубежных ученых в области мировой экономики и неоклассической концепции внешней торговли, а также тезисах и гипотезах, содержащихся в трудах классиков экономической науки в сфере научного знания о внешнеэкономических аспектах развития стратегии, проблемах функционирования и развития рынка упаковочной продукции в современных условиях глобализации мировой экономики. Использование данных взаимодополняющих друг друга положений позволило выстроить и обосновать логику исследования.
Методы научного исследования составили системный подход, как диалектический метод познания, а также методические подходы, основанные на логическом анализе способов построения стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия. При проведении исследования применялись такие методы, как синтез и дедукция, сравнительный метод, статистический, аналитический и функционально-структурный анализ, абстрагирование, метод обобщения и графический метод.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Курской области, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, материалы отечественных и зарубежных научно-практических конференций, статистические издания, монографии, методические материалы, публикации в периодической печати, результаты изысканий научно-исследовательских учреждений, а также внутренние документы исследуемого предприятия
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретико-методическом обосновании стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы использовать полученные в процессе исследования результаты в научной деятельности при изучении вопросов, связанных с рассмотрением стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, а также в преподавательской деятельности в качестве учебного материала для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность организации».
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладе и выступлении автора на VIII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 20-летию Института экономики НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 20 апреля 2017г.). Общий объем работы составил 0,17п.л.
Характеристика структуры исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень изученности проблемы, выявлены цель, задачи объект, предмет и методы исследования, описаны источники получения информации и статических данных. Также во введении представлены теоретическая и практическая значимость исследования, а также научные материалы по апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и ее экономическое обоснование» раскрывается сущность, рассматриваются основные формы и виды внешнеэкономической деятельности; дается экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия; рассматриваются показатели оценки эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия.
Во второй главе «Оценка экономической эффективности и обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» дается организационно-правая характеристика исследуемому предприятию; производится оценка эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК»; дается экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
В третьей главе «Проблемы, пути решения и экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» раскрываются основные проблемы, препятствующие эффективному ведению внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» и даются рекомендации по разработке качественной стратегии ВЭД на предприятии.
В заключении обобщены результаты исследования и изложены основные выводы, отвечающие задачам, которые были поставлены во введении выпускной квалификационной работы.
В приложениях представлен Устав, на основании которого осуществляет свою деятельность предприятие АО «ГОТЭК». Также в приложениях приведены данные бухгалтерской отчетности предприятия АО «ГОТЭК» за 2014-2016 годы, сведения о динамике экспорта по видам продукции, произведенной предприятием АО «ГОТЭК» за 2014-2016 годы. Также представлена информация о структуре группы предприятий «ГОТЭК».
Большинство российских предприятий до сих пор решают проблему стратегического планирования и управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) интуитивно, методом проб и ошибок, что дорого обходится как самому предприятию, так и обществу в целом. Это привело к тому, что теоретические и методические разработки в области стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, проводимые зарубежными исследователями, стали востребованы в России. Вместе с тем проблематика стратегии внешнеэкономической деятельности исследована недостаточно.
В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию и расширением внешнеторговых связей, возросла значимость внешнеэкономического комплекса для российской экономики, в связи, с чем изучение проблем разработки стратегии внешнеэкономической деятельности промышленными предприятиями, входящими в данный комплекс, имеет большое народнохозяйственное значение и подтверждает актуальность темы исследования.
Степень изученности проблемы. Исследование развития стратегии внешнеэкономической деятельностью предприятия, требующее комплексного решения многих проблем, изучается ведущими учеными экономистами России и зарубежных стран.
Фундаментальный методологический вклад в концепцию эффективности функционирования предприятия, осмысления роли и значения стратегии внешнеэкономической деятельности внесли такие российские и зарубежные ученые, как Ансофф И., Белоусов С.Н., Винокуров В.А., Герчикова И.Н., Диденко Н.И., Каплан Р., Корнилов Д.А., Любушин Н.П., Питерс Т., Трифонова Е.Ю. и другие.
Цель исследования состоит в экономическом обосновании стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Для достижения вышеуказанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы экономического обоснования стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия.
2. Дать характеристику структуре и динамике основных показателей
эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической
деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
3. Обосновать стратегию внешнеэкономической деятельности
предприятия АО «ГОТЭК».
4. Выявить проблемы и разработать перспективные направления развития стратегии внешнеэкономической деятельностью предприятия АО «ГОТЭК».
Объектом исследования является ведущее предприятие по производству упаковочной продукции в Российской Федерации АО «ГОТЭК».
Предметом исследования является экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, основанные на концептуально-категориальном аппарате трудов ведущих российских и зарубежных ученых в области мировой экономики и неоклассической концепции внешней торговли, а также тезисах и гипотезах, содержащихся в трудах классиков экономической науки в сфере научного знания о внешнеэкономических аспектах развития стратегии, проблемах функционирования и развития рынка упаковочной продукции в современных условиях глобализации мировой экономики. Использование данных взаимодополняющих друг друга положений позволило выстроить и обосновать логику исследования.
Методы научного исследования составили системный подход, как диалектический метод познания, а также методические подходы, основанные на логическом анализе способов построения стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия. При проведении исследования применялись такие методы, как синтез и дедукция, сравнительный метод, статистический, аналитический и функционально-структурный анализ, абстрагирование, метод обобщения и графический метод.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Курской области, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, материалы отечественных и зарубежных научно-практических конференций, статистические издания, монографии, методические материалы, публикации в периодической печати, результаты изысканий научно-исследовательских учреждений, а также внутренние документы исследуемого предприятия
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретико-методическом обосновании стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы использовать полученные в процессе исследования результаты в научной деятельности при изучении вопросов, связанных с рассмотрением стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, а также в преподавательской деятельности в качестве учебного материала для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность организации».
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладе и выступлении автора на VIII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 20-летию Института экономики НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 20 апреля 2017г.). Общий объем работы составил 0,17п.л.
Характеристика структуры исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень изученности проблемы, выявлены цель, задачи объект, предмет и методы исследования, описаны источники получения информации и статических данных. Также во введении представлены теоретическая и практическая значимость исследования, а также научные материалы по апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и ее экономическое обоснование» раскрывается сущность, рассматриваются основные формы и виды внешнеэкономической деятельности; дается экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия; рассматриваются показатели оценки эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия.
Во второй главе «Оценка экономической эффективности и обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» дается организационно-правая характеристика исследуемому предприятию; производится оценка эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК»; дается экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
В третьей главе «Проблемы, пути решения и экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» раскрываются основные проблемы, препятствующие эффективному ведению внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» и даются рекомендации по разработке качественной стратегии ВЭД на предприятии.
В заключении обобщены результаты исследования и изложены основные выводы, отвечающие задачам, которые были поставлены во введении выпускной квалификационной работы.
В приложениях представлен Устав, на основании которого осуществляет свою деятельность предприятие АО «ГОТЭК». Также в приложениях приведены данные бухгалтерской отчетности предприятия АО «ГОТЭК» за 2014-2016 годы, сведения о динамике экспорта по видам продукции, произведенной предприятием АО «ГОТЭК» за 2014-2016 годы. Также представлена информация о структуре группы предприятий «ГОТЭК».
На основании поставленных во введении целей и задач исследования были получены следующие результаты:
1. Были изучены теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и дано ее экономическое обоснование.
Учитывая все возрастающую роль России на мировом рынке, особую значимость имеет определение содержания экономической категории «стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия». Исследование специальной научной литературы по проблемам стратегического управления внешнеторговыми отношениями между предприятиями выявило разные определения данного термина и взаимосвязи его с другими экономическими категориями. Под стратегией внешнеэкономической деятельности предприятия следует понимать деятельность, направленную на изучение мирового рынка и достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала путем координации и распределения ресурсов при ведении внешнеэкономической деятельности.
Системно-структурный анализ дал понять, что для эффективного функционирования предприятия на международной торговой арене, особое значение имеют различные виды и формы внешнеэкономической деятельности, которые выступают связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами внешнеторгового рынка. На основе проведенного исследования были выявлены основные виды и формы внешнеэкономической деятельности и внешнеторговых связей. Специфическими особенностями проведения внешнеэкономической деятельности являются: либерализация международной торговли; снятие ограничительных барьеров; расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках.
В рамках исследования были рассмотрены основные виды стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия. Изучение вопроса экономического обоснования стратегии внешнеэкономической деятельности показало, что выделяют три основных типа стратегий: стратегия роста (развития); стратегия стабилизации (ограниченного роста) и стратегия выживания (сокращение) внешнеэкономической деятельности предприятия.
Для определения эффективности ведения предприятием финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности в рамках исследования были рассмотрены основные показатели, позволяющие дать оценку достигнутому уровню интенсификации и эффективности производства в организации, относящиеся к пяти группам.
К первой группе относятся показатели, характеризующие объем производства продукции: объем выпуска товарной продукции; объем выпуска реализованной продукции; себестоимость продаж; амортизация основных средств; количество чистой продукции.
Ко второй группе относятся показатели, характеризующие объем основных производственных фондов предприятия: среднегодовая стоимость основных производственных фондов (далее ОПФ); фондоотдача; фондоемкость.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие уровень материально-денежных затрат и затрат труда: производительность труда; затраты труда на производство продукции; фондовооруженность труда.
К четвертой группе относятся показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции: качество продукции; цена за произведенную продукцию.
К пятой группе относятся показатели, характеризующие прибыль и рентабельность производства продукции на предприятии: выручка от продажи по каналам сбыта; чистая прибыль; прибыль от продажи продукции; рентабельность производства и рентабельность продаж.
2. Дана характеристика структуре и динамике основных показателей эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Для полноценного исследования внешнеэкономической деятельности и ее стратегии было изучено одно из известных предприятий отечественного рынка упаковочной продукции предприятие АО «ГОТЭК», расположенное в г. Железногорск Курской области. Основным видом деятельности общества являются: производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары и производство изделий из бумаги и картона.
Доля рынка предприятия АО «ГОТЭК» в объединенном территориальном сегменте «Центр+Черноземье» (ЦФО) составила по итогам 2014 года 7,5%, в 2015 году - 9,8%, а в 2016 году - 11,2%.
К географическим рынкам сбыта выпускаемой предприятием АО «ГОТЭК» продукции в России относятся: Московская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тульская, Ростовская, Волгоградская, Владимирская, Орловская, Ленинградская, Воронежская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Смоленская, Тверская, Свердловская области. Целевыми рынками АО «ГОТЭК» являются предприятия: пищевой, медицинской, табачной, парфюмерной, химической промышленности; машиностроения.
Позиция АО «ГОТЭК», как предприятия, которое занимается производством и дальнейшим экспортированием упаковочной продукции на мировой рынок за последние три года была стабильной. Так, доля экспорта предприятия в общем объеме реализованной упаковочной продукции в 2014¬2016 гг. составила 3%. Экспорт упаковочной продукции и гофрокартона АО «ГОТЭК» преимущественно ориентирован на страны ближнего зарубежья - 100%. Основными покупателями продукции АО «ГОТЭК» являются предприятия таких стран-импортеров, как Белоруссия (95% всех экспортных поставок) и Армения (5%). За период 2014-2016 гг. совокупный доход от экспорта упаковочной продукции АО «ГОТЭК» составил 369707 тыс. руб.
3. Была экономически обоснована стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Предприятие АО «ГОТЭК» ежегодно проводит разработку стратегии внешнеэкономической деятельности. За исследуемый период 2014-2016 гг. было выявлено, что для общества присущ тип стратегии стабилизации. На предприятии существуют специальные отделы, которые занимаются ведением внешнеэкономической деятельности и осуществляют поставки упаковочной продукции за пределы России.
Проведенная оценка показателей эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» показала, что исследуемое предприятие, относящиеся к стратегически значимой отрасли экономики, занимает определенную позицию на мировом рынке, однако из-за влияния различного рода негативных факторов эти возможности реализуются не в полной мере.
4. В рамках исследования были выявлены проблемы, препятствующими развитию стратегии внешнеэкономической деятельности АО «ГОТЭК». К основным из них относятся:
а) несовершенство логистической цепочки внутри предприятия и своевременного взаимодействия между подразделениями (составление заявок, подписание распоряжений, выдача необходимых средств и другое);
б) отсутствие контроля за соблюдением условий контракта со стороны уполномоченных на это отделов предприятия, отсутствие информации о внешнем рынке сбыта, его субъектах;
в) возникновение непредвиденных расходов при нарушении условии контракта, что, как и возникновение штрафных санкции при недополучении прибыли, зависит от деятельности службы безопасности, отдела контроля и юридической службы;
г) наличие высокой конкуренции, в первую очередь со стороны других компаний, входящих в группу «Управляющая компания ГП «ГОТЭК».
Для развития стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» существуют объективные предпосылки в виде: большой производственной площади в 240 млн. м2; постоянной потребности в упаковке; потенциальная привлекательность общества для инвестиций в связи с перспективностью рынка упаковочной продукции, которую следует использовать для увеличения экспортных ресурсов упаковки и гофрокартона.
В качестве приоритетных направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, необходимо выделить следующие:
а) структурную реорганизацию предприятия, совершенствование работы специализированных отделов и служб (отдела по маркетингу, логистике, отдела внешнеэкономической деятельности), а именно уточнение и распределение полномочий среди сотрудников в соответствии с занимаемой должностью;
б) создание торговых представительств за рубежом, внедрение системы бухгалтерского учета внешнеторговых операций, изучение рынка, конкурентов, поставщиков, покупателей и производителей, изучение и заимствование опыта других предприятий данной отрасли.
5. В рамках исследования были сформулированы научно-практические рекомендации по разработке и внедрению трех различных вариантов стратегии внешнеэкономической деятельности на предприятие АО «ГОТЭК»:
1. Стратегия «развития продукта»,
2. Стратегия лидерства в инновациях и инновационного доминирования.
3. Стратегия по изготовлению макулатурных картонов.
Данные варианты развития стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» позволят ему стать вертикально интегрированной компанией на российском упаковочном рынке, обладающий собственной сырьевой базой и мощнейшим технологическим комплексом по производству широкого ассортимента упаковки и ее экспорта в страны дальнего зарубежья.
1. Были изучены теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия и дано ее экономическое обоснование.
Учитывая все возрастающую роль России на мировом рынке, особую значимость имеет определение содержания экономической категории «стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия». Исследование специальной научной литературы по проблемам стратегического управления внешнеторговыми отношениями между предприятиями выявило разные определения данного термина и взаимосвязи его с другими экономическими категориями. Под стратегией внешнеэкономической деятельности предприятия следует понимать деятельность, направленную на изучение мирового рынка и достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала путем координации и распределения ресурсов при ведении внешнеэкономической деятельности.
Системно-структурный анализ дал понять, что для эффективного функционирования предприятия на международной торговой арене, особое значение имеют различные виды и формы внешнеэкономической деятельности, которые выступают связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами внешнеторгового рынка. На основе проведенного исследования были выявлены основные виды и формы внешнеэкономической деятельности и внешнеторговых связей. Специфическими особенностями проведения внешнеэкономической деятельности являются: либерализация международной торговли; снятие ограничительных барьеров; расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках.
В рамках исследования были рассмотрены основные виды стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия. Изучение вопроса экономического обоснования стратегии внешнеэкономической деятельности показало, что выделяют три основных типа стратегий: стратегия роста (развития); стратегия стабилизации (ограниченного роста) и стратегия выживания (сокращение) внешнеэкономической деятельности предприятия.
Для определения эффективности ведения предприятием финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности в рамках исследования были рассмотрены основные показатели, позволяющие дать оценку достигнутому уровню интенсификации и эффективности производства в организации, относящиеся к пяти группам.
К первой группе относятся показатели, характеризующие объем производства продукции: объем выпуска товарной продукции; объем выпуска реализованной продукции; себестоимость продаж; амортизация основных средств; количество чистой продукции.
Ко второй группе относятся показатели, характеризующие объем основных производственных фондов предприятия: среднегодовая стоимость основных производственных фондов (далее ОПФ); фондоотдача; фондоемкость.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие уровень материально-денежных затрат и затрат труда: производительность труда; затраты труда на производство продукции; фондовооруженность труда.
К четвертой группе относятся показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции: качество продукции; цена за произведенную продукцию.
К пятой группе относятся показатели, характеризующие прибыль и рентабельность производства продукции на предприятии: выручка от продажи по каналам сбыта; чистая прибыль; прибыль от продажи продукции; рентабельность производства и рентабельность продаж.
2. Дана характеристика структуре и динамике основных показателей эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Для полноценного исследования внешнеэкономической деятельности и ее стратегии было изучено одно из известных предприятий отечественного рынка упаковочной продукции предприятие АО «ГОТЭК», расположенное в г. Железногорск Курской области. Основным видом деятельности общества являются: производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары и производство изделий из бумаги и картона.
Доля рынка предприятия АО «ГОТЭК» в объединенном территориальном сегменте «Центр+Черноземье» (ЦФО) составила по итогам 2014 года 7,5%, в 2015 году - 9,8%, а в 2016 году - 11,2%.
К географическим рынкам сбыта выпускаемой предприятием АО «ГОТЭК» продукции в России относятся: Московская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тульская, Ростовская, Волгоградская, Владимирская, Орловская, Ленинградская, Воронежская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Смоленская, Тверская, Свердловская области. Целевыми рынками АО «ГОТЭК» являются предприятия: пищевой, медицинской, табачной, парфюмерной, химической промышленности; машиностроения.
Позиция АО «ГОТЭК», как предприятия, которое занимается производством и дальнейшим экспортированием упаковочной продукции на мировой рынок за последние три года была стабильной. Так, доля экспорта предприятия в общем объеме реализованной упаковочной продукции в 2014¬2016 гг. составила 3%. Экспорт упаковочной продукции и гофрокартона АО «ГОТЭК» преимущественно ориентирован на страны ближнего зарубежья - 100%. Основными покупателями продукции АО «ГОТЭК» являются предприятия таких стран-импортеров, как Белоруссия (95% всех экспортных поставок) и Армения (5%). За период 2014-2016 гг. совокупный доход от экспорта упаковочной продукции АО «ГОТЭК» составил 369707 тыс. руб.
3. Была экономически обоснована стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК».
Предприятие АО «ГОТЭК» ежегодно проводит разработку стратегии внешнеэкономической деятельности. За исследуемый период 2014-2016 гг. было выявлено, что для общества присущ тип стратегии стабилизации. На предприятии существуют специальные отделы, которые занимаются ведением внешнеэкономической деятельности и осуществляют поставки упаковочной продукции за пределы России.
Проведенная оценка показателей эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» показала, что исследуемое предприятие, относящиеся к стратегически значимой отрасли экономики, занимает определенную позицию на мировом рынке, однако из-за влияния различного рода негативных факторов эти возможности реализуются не в полной мере.
4. В рамках исследования были выявлены проблемы, препятствующими развитию стратегии внешнеэкономической деятельности АО «ГОТЭК». К основным из них относятся:
а) несовершенство логистической цепочки внутри предприятия и своевременного взаимодействия между подразделениями (составление заявок, подписание распоряжений, выдача необходимых средств и другое);
б) отсутствие контроля за соблюдением условий контракта со стороны уполномоченных на это отделов предприятия, отсутствие информации о внешнем рынке сбыта, его субъектах;
в) возникновение непредвиденных расходов при нарушении условии контракта, что, как и возникновение штрафных санкции при недополучении прибыли, зависит от деятельности службы безопасности, отдела контроля и юридической службы;
г) наличие высокой конкуренции, в первую очередь со стороны других компаний, входящих в группу «Управляющая компания ГП «ГОТЭК».
Для развития стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» существуют объективные предпосылки в виде: большой производственной площади в 240 млн. м2; постоянной потребности в упаковке; потенциальная привлекательность общества для инвестиций в связи с перспективностью рынка упаковочной продукции, которую следует использовать для увеличения экспортных ресурсов упаковки и гофрокартона.
В качестве приоритетных направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, необходимо выделить следующие:
а) структурную реорганизацию предприятия, совершенствование работы специализированных отделов и служб (отдела по маркетингу, логистике, отдела внешнеэкономической деятельности), а именно уточнение и распределение полномочий среди сотрудников в соответствии с занимаемой должностью;
б) создание торговых представительств за рубежом, внедрение системы бухгалтерского учета внешнеторговых операций, изучение рынка, конкурентов, поставщиков, покупателей и производителей, изучение и заимствование опыта других предприятий данной отрасли.
5. В рамках исследования были сформулированы научно-практические рекомендации по разработке и внедрению трех различных вариантов стратегии внешнеэкономической деятельности на предприятие АО «ГОТЭК»:
1. Стратегия «развития продукта»,
2. Стратегия лидерства в инновациях и инновационного доминирования.
3. Стратегия по изготовлению макулатурных картонов.
Данные варианты развития стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия АО «ГОТЭК» позволят ему стать вертикально интегрированной компанией на российском упаковочном рынке, обладающий собственной сырьевой базой и мощнейшим технологическим комплексом по производству широкого ассортимента упаковки и ее экспорта в страны дальнего зарубежья.
Подобные работы
- СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
(НА ПРИМЕРЕ АО «ГОТЭК»)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



