Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства 8
1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности 8
1.2. Особенности развития творческих способностей младших
школьников 16
1.3. Интегрированные уроки литературного чтения и
изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников 20
Глава 2. Методические основы развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства
2.1. Анализ образовательных программ по литературному чтению и
изобразительному искусству 29
2.2. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 34
2.3. Содержание работы по развитию творческих способностей
младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства 42
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности обучающихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательным процессом, является воспитание творческой личности, начиная с первых дней пребывания в школе. Эта задача находит отклик в различных образовательных программах, в инновационных процессах, которые происходят в современной школе. Творческие способности формируется в процессе деятельности, обладающей креативной направленностью, которая заставляет младших школьников узнавать новое, удивляться и находить быстрые решения в необычных ситуациях. В настоящее время педагогическая наука и практика ведет усиленный поиск новых, нестандартных форм, методов и приемов творческого развития. Широко распространены нестандартные виды уроков, проблемные методы преподавания, коллективная творческая деятельность, содействующие формированию творческой активности обучающихся (Люблинская, 1977).
Изучением особенностей развития творческих способностей младших школьников занимались такие ученые и педагоги, как А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубин-штейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.
Эффективность развития творческих способностей младших школьников зависит от того насколько оптимальной будет организован учебный процесс.
Отечественная система начального образования как правило предполагала автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентировала учащихся лишь на усвоение знаний в определенной области. Однако современная система начального общего образования должна стать первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления знаний и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Под словом «интеграция» понимается объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин (Пискунова, 2001, 18).
Идентификация понятия «педагогическая интеграция» осуществлена в работах В.С. Безруковой, Л.И. Пискуновой, Г.Ф. Федорца. Такие исследователи как А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюнников возводят интеграцию в принцип дидактики.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, и одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника, его творческих способностей (Федеральный государственный..., 2018).
Таким образом, вышесказанное позволяет нам сказать, что возникает противоречие между потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием возможностей принципа интеграции и межпредметных связей в развитии творческих способностей младших школьников. В частности, интеграция предметов эстетического цикла повышает эффективность развития художественно-творческих способностей, обучающихся (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова). На наш взгляд, одним из наиболее оптимальных решений поставленных проблем может быть интеграция таких предметов учебного цикла как литературное чтение и изобразительное искусство.
Интеграция может осуществляться на основе художественного образа при иллюстрировании литературных произведений. Иллюстрирование литературного произведения является соответствующей деятельностью для их развития, одновременно способствуя улучшению художественных навыков младших школьников, запоминанию сюжета и образов героев произведения. В процессе создания иллюстраций, обучающиеся воссоздают эти образы и события через призму собственного восприятия мира, тем самым развивая свои творческие способности и реализуя свою индивидуальность.
Интегрированные уроки литературного чтения и изобразительного искусства способствуют разностороннему и целостному развитию за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов, направлены на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Важность и необходимость развития творческой активности обучающихся в практике начального образования путем интеграции предметов учебного цикла обусловили выбор темы исследования «Развитие творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства будет эффективным, если:
- создается творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческих способностей;
- использовать в содержании обучения различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения и творческого мышления.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и уточнить сущность понятия «творческие способности».
2. Определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников.
3. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать систему интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, диагностические методики, педагогический эксперимент; математическая обработках данных экспериментального исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода имени Д.Б. Мурачева, 2 «Б» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, приводится аппарат исследования: проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи и методы исследования, описывается степень разработанности проблемы.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства: сущность и содержание творческих способностей личности, особенности развития творческих способностей младших школьников, особенности интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства как средства развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе раскрывается методические основы развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства: анализ образовательных программ по литературному чтению и изобразительному искусству, диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства.
В заключении представлены общие выводы исследования.
Библиографический список состоит из 58 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы убедились в актуальности темы и целесообразности ее исследования.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства: организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а также организацией самостоятельной творческой работы обучающихся.
Нами определены критерии развития творческих способностей (умение выполнять творческие задания и упражнения; оригинальность воображения и мышления; беглость и гибкость воображения и мышления; самостоятельность в выполнении творческих заданий и упражнений; мотивационная установка), охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны средства диагностики. Результаты, полученные нами после проведения экспериментальной работы, показали, что использование на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства творческих заданий способствует развитию творческих способностей младших школьников.
В ходе эксперимента были апробированы положения, выдвинутые в гипотезе исследования. Мы убедились в том, что для развития творческих способностей младших школьников в процессе интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1) создается творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческих способностей;
2) использовать в содержании обучения различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения и творческого мышления.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. - М.: «Знание», 1980. - 150 с.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М.: МПСИ, 1996. - 768с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: «Педагогика», 1977. - 257 с.
4. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - 2004. - №5. - С. 5-26.
5. Библер В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. - М.: «Наука», 1983. - 148 с.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н / Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. - 173 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 337 с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /
А.В. Брушлинский. - М.: «Знание», 1983. - 96с.
9. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: «Педагогика», 1973. - 96 с.
10. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся /
Н.К. Винокурова. - М.: «Педагогический поиск», 1999. - 144 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: «Педагогика», 1999. - 534 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: «Союз», 1997. - 96 с.
13. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. - М.: Изд-во «МГУ», 1988. - 254 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 138 с.
15. Галямова Э.М. Развитие творческой активности младших школьников в
процессе художественного конструирования: дис. канд. наук /
Э.М. Галямова. - М.: МГУ, 2004. - 173 с.
16. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд,
А.М. Матюшкин. - М.: «Прогресс», 1965. - 324 с.
17. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК «Русский Центр», 2003. - С. 136-138.
18. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: «Инфра-М», 2005. - 576 с.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: «Педагогика», 1986. - 240 с.
20. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система /
A. Я. Данилюк // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 24-28.
21. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребенка / Г.Д. Доман. - М.: «Аквариум», 1998. - 320 с.
22. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения.
Вопросы психологии / О.М. Дьяченко. - М.: «Педагогика», 1980. - 149 с.
23. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ /
B. И. Ефремов. - Пенза: «Уникон-ТРИЗ», 2001. - 217 с.
24.Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика. - М.: «Наука», 1993. - 115 с.
25.Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. - М.: «Юрайт», 2015. - 507 с.
26. Иванюк Е.А., Толмачева В.В Интеграция уроков изобразительного искусства и литературного чтения как условие развитие творческой
самостоятельности детей младшего школьного возраста // Студенческий научный форум [Офиц. сайт]. URL:
http:ZZwww.scienceforum.ru/2017/2240Z30309(дата обращения: 15.12.2017).
27. Кашекова И.Э. Примерная рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 кл. / И.Э. Кашекова. - М.: «Академия» / Учебник, 2017. - 110 с.
28. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной
деятельности / В.И. Кириенко. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 304 с.
29. Копцева Т.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.А. Копцева. - М.: «Ассоциация XXI век», 2015. - 168 с.
30. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 205 с.
31. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Программа «Изобразительное
искусство»: 1-4 класс / О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: «Баласс», 2013. - 80 с.
32. Ломов С.П. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов,
С.Е. Долгоаршинных. - М.: «Дрофа», 2017. - 126 с.
33. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: «Наука», 1978. - 127 с.
34. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: «Политиздат», 1976. - 144 с.
35. Маланьина Н.А. Психология личности и деятельности школьника // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. UPL: http: //открытыйурок.рф/статьи/620919/(дата обращения: 15.09.2017).
36. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Изд-во группа «Евразия», 1997. - 430 с.
37. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников /
А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1991. - 155 с.
38. Мелик-Пашаев А.А. Ребенок любит рисовать: как способствовать
художественному развитию детей / А.А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская. - М.: «Чистые пруды», 2007. - 32 с.
39. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая
программа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. - М.: Просвещение, 2015. - 168 с.
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «Азбуковник», 2007. - 944 с.
41. Пискунова Л.И. История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО
Л.И. Пискунова. - 2-е изд. испр. и дополн. - М.: ТИ «Сфера», 2001. - 512 с.
42. Пономарев А.А. Психология творчества и педагогика / А.А. Пономарев. - М.: «Педагогика», 1976. - 280 с.
43. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. - М.: «Наука», 1960. - 304 с.
44. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной
деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В.М. Снеткова. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 450 с.
45. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь / Е.С. Рапацевич. - Минск: «Современное слово», 2006. - 927 с.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2000. - 712 с.
47. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: уч. пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - М.: ИЛИ, 2010. - 77 с.
48. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский - 6-е изд. - М.: «Политиздат», 1988. - 269 с.
49. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: «Академия», 1998. - 288 с.
50. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: «Наука», 1961. - 312 с.
51. Тюнников Ю.С. Существенные признаки и характеристики
интегративного процесса / Ю.С. Тюнников // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. / Свердл. Инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1991. - С. 19-20.
52. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие / В.П. Ушачев. - Магнитогорск: «Педагог», 1991. - 287 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Офиц. сайт]. URL: http://school-
teacherspb.ru/fgos/fgos-noo.html(дата обращения: 10.04.2018).
54. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения / Г.Ф. Федорец. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 2010. - 82 с.
55. Холт Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт. - СПб.: «Дельта», 1996. - 480 с.
56.Чуракова Н.А. Литературное чтение: 2 кл.: Методическое пособие / Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская. - М.: Академия / Учебник, 2012. - 272 с.
57.Шумилин А.Т Проблемы теории творчества / А.Т Шумилин. - М.: «Высшая школа», 1989. - 143 с.
58.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: «Академия», 2001. - 144 с.