Жизненное пространство человека. Социальные проблемы понимания.
|
ВВЕДЕНИЕ.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕЧКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Проблемное поле: уровни социального исследования.
Понимание как форма социального конструирования жизненного пространства человека.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Жизненное пространство и жизненный мир человека.
Понимание как универсальный способ освоения человеком мира.
Поиски смысла жизни и проблема самопонимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕЧКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Проблемное поле: уровни социального исследования.
Понимание как форма социального конструирования жизненного пространства человека.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Жизненное пространство и жизненный мир человека.
Понимание как универсальный способ освоения человеком мира.
Поиски смысла жизни и проблема самопонимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в конце XX - начале XXI века проблема человека и его социального бытия, всегда находившаяся в центре философских исследований, приобрела особое звучание. Специфика современной социо-культурной ситуации заключается в том, что вследствие взрывного расширения проектно-преобразовательной деятельности обострилась проблематичность человеческого существования. Происходящие в настоящее время динамические преобразования социальной реальности сделали проблему пространства весьма актуальной, что заставляет по-новому взглянуть на нее как на категорию, выражающую важнейшие формы социального бытия человека и как на фактор перемен в жизни общества. В формирующемся новом философском этосе осуществляется кардинальная переоценка ценностей. Общественные изменения, происходящие в пространстве социума, не могут не сказываться на личных судьбах людей, в связи с чем главной и постоянной ценностью культуры и истории признается сам человек, его жизнь как ценность, первоочередность защиты которой составляет в настоящее время смысловую доминанту социально-философской мысли. В этой связи особое значение приобретает категория «жизненное пространство», являющаяся одной из важнейших категориальных структур, приобретающих актуальность в современных условиях.
Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
Тема понимания человека в опыте конструирования пространства инициируется и обусловливается потребностью в поиске методологических оснований, построении новых теоретических перспектив изучения жизненного пространства человека.
Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
Актуальность диссертации определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный мир» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
5
Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений (социальная философия, онтология, гносеология, герменевтика, феноменология, инвайронментальная социология, социальная экология). Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
Тема понимания человека в опыте конструирования пространства инициируется и обусловливается потребностью в поиске методологических оснований, построении новых теоретических перспектив изучения жизненного пространства человека.
Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
Актуальность диссертации определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный мир» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
5
Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений (социальная философия, онтология, гносеология, герменевтика, феноменология, инвайронментальная социология, социальная экология). Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
Инспирированное постиндустриальными ценностями и фактической * %
проницаемостью европейских границ усиление культурной разнородности промышленно развитых обществ, с одной стороны, и мощное развитие «горизонтальных» социальных связей вследствие ослабления этатистской вертикали и диверсификации центров власти в России, с другой, генерируют причудливые превращения социальной материи, «не улавливаемые» сеткой метода системосозидающей классической социальной методологии. Ибо жесткое концептуальное ядро классических теорий адекватно ситуациям относительной устойчивости и стабильности. Границы стабильности социума очерчивают область применимости классической методологии.
Подобный поворот взывает к новым, неклассическим методологиям, в которых жесткий концептуальный синтез классического типа замещается «мягкими» методами социального познания с гибкой настройкой на социально-исторические и культурно-антропологические характеристики исследуемых объектов. Им органически присущи ориентация на понимание, диалог, необходимые в столь сложном и многообразном современном мире.
Герменевтически и феноменологически ориентированная социально-философская мысль неизбежно акцентирует внимание на разнообразии мира, на различных аспектах человеческого существования, на. пространственных измерениях бытия человека. Современный мир - мир взаимосвязанного и внутренне противоречивого многообразия. И именно в таком мире, мире противоречивых отношений, рассмотрение феномена жизненного пространства настоятельно требует новых подходов к осмыслению социальных проблем, подходов, основанных на взаимопонимании и диалоге.
Жизненное пространство человека в условиях современных противоречий социокультурной и исторической динамики — действительно сложный феномен. Но он и делает проблему понимания необычайно актуальной. Современным глобальным историческим процессом проблемность понимания доведена до наивысшей остроты. Необходимость понимания,
136
которую Хайдеггер отнес в неопределенное будущее, существует уже сегодня. Сохранить историческое многообразие культур в нынешних условиях можно
*
лишь заменой отчужденности на отношения равноправного взаимодействия. Проблема понимания рождается из недр тех социальных отношений, которые все более принимают угрожающие размеры и чреваты уничтожением богатства человеческой духовности.
Современный мир как никогда раньше нуждается во взаимопонимании на всех уровнях своего бытия — начиная от семейной жизни и межчеловеческого общения на индивидуальном уровне и заканчивая проблемами
взаимопонимания различных культур. В своей повседневной жизни люди
i
имеют обыденное знание этих различных сфер социального мира, в котором они живут. Это знание не является лишь фрагментарным, хотя и ограничено преимущественно определенными участками этого мира, оно представляет все степени ясности и отчетливости, начиная с глубокого понимания, простой осведомленности и заканчивая слепой верой в вещи, которые принимаются как само собой разумеющееся. Здесь имеются значительные различия между различными людьми и различными социальными группами, которые в современных условиях способно сгладить только понимание. Чтобы наладить взаимоотношения между людьми, культурными объектами, социальными группами и институтами, как элементами социальной реальности, понимание должно стать неким социальным императивом, способным разрешить противоречия постиндустриального общества. И данная задача понимания вполне понятна, поскольку мир (и природный, и социальный) с самого начала является интерсубъективным, а социальный мир в свою очередь с самого начала является миром значений.
Понимание дает нам возможность воспринять другого человека не как организм, а как такого же человека, а его поведение не как событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же человека, как и мы. Если мы «знаем», что делает Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных обстоятельствах,
значит и понимаем его действия с точки зрения мотивов и целей. В рамках социальной реальности, представляющей собой всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции, мы погружены в мир культурных объектов, социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения.
С самого начала мы воспринимаем мир, в котором мы живем, — и мир природы, и мир культуры — не как субъективный, а как интерсубъективный мир, то есть как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык, осуществляемые посредством понимания.
Социальная философия должна ориентироваться, прежде всего, на «повседневное знание», реальность «жизненного мира», которая, в сущности, предшествует всем теоретическим системам. Только так широкий круг трудноразрешимых социальных проблем замыкается на человеке, его жизненном пространстве, которое осваивается субъектом понимания, в связи с чем последнее служит связующим звеном между структурными связями социального мира и реально вовлеченными в них индивидами.
проницаемостью европейских границ усиление культурной разнородности промышленно развитых обществ, с одной стороны, и мощное развитие «горизонтальных» социальных связей вследствие ослабления этатистской вертикали и диверсификации центров власти в России, с другой, генерируют причудливые превращения социальной материи, «не улавливаемые» сеткой метода системосозидающей классической социальной методологии. Ибо жесткое концептуальное ядро классических теорий адекватно ситуациям относительной устойчивости и стабильности. Границы стабильности социума очерчивают область применимости классической методологии.
Подобный поворот взывает к новым, неклассическим методологиям, в которых жесткий концептуальный синтез классического типа замещается «мягкими» методами социального познания с гибкой настройкой на социально-исторические и культурно-антропологические характеристики исследуемых объектов. Им органически присущи ориентация на понимание, диалог, необходимые в столь сложном и многообразном современном мире.
Герменевтически и феноменологически ориентированная социально-философская мысль неизбежно акцентирует внимание на разнообразии мира, на различных аспектах человеческого существования, на. пространственных измерениях бытия человека. Современный мир - мир взаимосвязанного и внутренне противоречивого многообразия. И именно в таком мире, мире противоречивых отношений, рассмотрение феномена жизненного пространства настоятельно требует новых подходов к осмыслению социальных проблем, подходов, основанных на взаимопонимании и диалоге.
Жизненное пространство человека в условиях современных противоречий социокультурной и исторической динамики — действительно сложный феномен. Но он и делает проблему понимания необычайно актуальной. Современным глобальным историческим процессом проблемность понимания доведена до наивысшей остроты. Необходимость понимания,
136
которую Хайдеггер отнес в неопределенное будущее, существует уже сегодня. Сохранить историческое многообразие культур в нынешних условиях можно
*
лишь заменой отчужденности на отношения равноправного взаимодействия. Проблема понимания рождается из недр тех социальных отношений, которые все более принимают угрожающие размеры и чреваты уничтожением богатства человеческой духовности.
Современный мир как никогда раньше нуждается во взаимопонимании на всех уровнях своего бытия — начиная от семейной жизни и межчеловеческого общения на индивидуальном уровне и заканчивая проблемами
взаимопонимания различных культур. В своей повседневной жизни люди
i
имеют обыденное знание этих различных сфер социального мира, в котором они живут. Это знание не является лишь фрагментарным, хотя и ограничено преимущественно определенными участками этого мира, оно представляет все степени ясности и отчетливости, начиная с глубокого понимания, простой осведомленности и заканчивая слепой верой в вещи, которые принимаются как само собой разумеющееся. Здесь имеются значительные различия между различными людьми и различными социальными группами, которые в современных условиях способно сгладить только понимание. Чтобы наладить взаимоотношения между людьми, культурными объектами, социальными группами и институтами, как элементами социальной реальности, понимание должно стать неким социальным императивом, способным разрешить противоречия постиндустриального общества. И данная задача понимания вполне понятна, поскольку мир (и природный, и социальный) с самого начала является интерсубъективным, а социальный мир в свою очередь с самого начала является миром значений.
Понимание дает нам возможность воспринять другого человека не как организм, а как такого же человека, а его поведение не как событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же человека, как и мы. Если мы «знаем», что делает Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных обстоятельствах,
значит и понимаем его действия с точки зрения мотивов и целей. В рамках социальной реальности, представляющей собой всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции, мы погружены в мир культурных объектов, социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения.
С самого начала мы воспринимаем мир, в котором мы живем, — и мир природы, и мир культуры — не как субъективный, а как интерсубъективный мир, то есть как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык, осуществляемые посредством понимания.
Социальная философия должна ориентироваться, прежде всего, на «повседневное знание», реальность «жизненного мира», которая, в сущности, предшествует всем теоретическим системам. Только так широкий круг трудноразрешимых социальных проблем замыкается на человеке, его жизненном пространстве, которое осваивается субъектом понимания, в связи с чем последнее служит связующим звеном между структурными связями социального мира и реально вовлеченными в них индивидами.
Подобные работы
- ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ
(09.00.11)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Специфика социальной проблематики в новостных программах на
Первом канале
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Репрезентация социальных проблем в современном визуальном искусстве (на примере арт-пространств г. Санкт-Петербург)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПРОЦЕСС (22.00.04 )
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Социальное пространство как процесс
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



