Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В АСЕАН

Работа №72816

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Термины, определения и сокращения 8
1 Привлечение ПИИ в АСЕАН: теоретический и региональный аспекты
1.1 Понятие и основные концепции ПИИ 10
1.2 Понятие и сущность инвестиционной стратегии 16
1.3 Особенности АСЕАН как объекта привлечения ПИИ 20
2 Тенденции и перспективы привлечения ПИИ в АСЕАН
2.1 Динамика и современное состояние притока ПИИ в АСЕАН 30
2.2 Опыт АСЕАН по формированию стратегии привлечения ПИИ 41
2.3 Рекомендации по разработке инвестиционной стратегии региональных
интеграционных групп 51
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение

В современной глобальной мировой экономике всё более заметную роль играют прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ). Мировой опыт показывает, что привлечение ПИИ может служить одним из важных факторов развития хозяйства страны или целого региона. ПИИ выступают одним из главных факторов устойчивого, качественного и сбалансированного экономического роста экономик мира. В связи с этим значимой тенденцией последних лет стало обострение конкурентной борьбы стран и регионов за привлечение ПИИ, что стимулирует их разрабатывать и внедрять более эффективные стратегии обеспечения такого привлечения.
Одним из примеров качественных и хорошо проработанных стратегий привлечения ПИИ является опыт Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН). Значимость данного регионального интеграционного объединения определяется:
1) расположением его в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР), получившем в последние десятилетия статус ведущего мирового центра экономической активности;
2) рассмотрением его в качестве «ядра» региональных интеграционных процессов в АТР, огромный единый рынок которого очень динамично развивается;
3) его высокой конкурентоспособностью в плане привлечения ПИИ и увеличении притока ПИИ. Ввоз ПИИ в АСЕАН вырос с 12,82 млрд долл. США в 1990 г. до 101,093 млрд долл. в 2016 г. [14, с. 21].
Руководство стран-членов АСЕАН по-прежнему возлагает большие надежды на разработанные стратегии в деле дальнейшего увеличения притока ПИИ и совершенствования конкурентоспособности своего региона.
Применение опыта АСЕАН может быть полезно и для других интеграционных группировок мира, в том числе с участием России. Российская Федерация в условиях современной модернизации национальной экономики как никогда нуждается в ПИИ. Кроме того, на постсоветском экономическом пространстве она активно продвигает идею дальнейшего строительства и расширения регионального интеграционного объединения - Евразийского Экономического Союза (далее - ЕАЭС). На уровне ЕАЭС сегодня ощущается отсутствие системного подхода и значительный пробел в области разработки стратегий привлечения ПИИ. В силу указанных обстоятельств исследование по данной тематике представляется весьма актуальным.
Проблема исследования. Перед всеми интеграционными группировками мира встаёт вопрос, какие эффективные механизмы при разработке экономических стратегий им следует внедрить для привлечения большего объёма ПИИ в их экономики.
Цель исследования - всестороннее изучение опыта АСЕАН по формированию стратегии привлечения ПИИ и обоснование рекомендаций по его применению региональными интеграционными группами.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты ПИИ;
- изучить понятие и сущность инвестиционной стратегии;
- выявить особенности АСЕАН как объекта привлечения ПИИ;
- оценить динамику и современное состояние притока ПИИ в АСЕАН;
- рассмотреть опыт АСЕАН по формированию стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций;
- предложить рекомендации по разработке инвестиционной стратегии региональных интеграционных групп.
Объектом исследования являются потоки ПИИ, проблемы их регулирования на национальном и наднациональном уровнях.
Предметом исследования является стратегия привлечения ПИИ в АСЕАН.
Методологической основой работы послужили всеобщие методы (традиционные методологические принципы) научного познания: историзма, объективности, соответствия истине, всесторонности исследования. Из общих методов научного познания применены методы наблюдения, анализа и синтеза.
Кроме общенаучных, в работе использованы специальные методы исследования, свойственные экономической науке. Графический и математический методы были применены при построении графиков и аналитических таблиц. Метод сравнительного анализа применен при изучении динамики ПИИ разных периодов. Статистический метод был применен при обработке собранной статистической информации.
Логикой исследования является последовательное и глубокое изложение материала, раскрывающее тему исследования на основе сформулированных в ней цели и задач, содержание которых выражено в структуре выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности темы. Многие аспекты ПИИ исследованы в отечественной и зарубежной научной литературе. Среди зарубежных авторов следует выделить труды таких исследователей, как Танат Комат, Роберт Липси, Винтиа Денисиа, которые посвящены роли ПИИ в развитии АСЕАН [25, 32, 33].
Значительное внимание изучению проблем ПИИ уделено также российскими учеными: Васильев Л.Е., Муранова А.П., Колдунова Е.В. [5, 14, 11]. В работах этих авторов рассматривались проблемы АСЕАН на современном этапе, роль ПИИ в формировании стратегии развития и их стимулирование.
Всё вышесказанное определило композицию работы, в которой в совокупности использовано 52 источника.
- Введение.
- Термины, определения и сокращения.
- 1 Привлечение ПИИ в АСЕАН: теоретический и региональные аспекты.
- 2 Тенденции и перспективы привлечения ПИИ в АСЕАН.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Анализ практического опыта работы стран АСЕАН в развитии и в выработке инвестиционных стратегий, несмотря на различия в их политическом, историческом, социально-экономическом развитии, представляются важными и для решения аналогичных проблем, стоящих перед другими интеграционными группировками. Выводы и основные результаты исследования представляют практический интерес для зарубежных экономистов-международников, историков, политологов и других специалистов, занимающихся анализом проблем региональной экономики и политики в области ПИИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день актуальным направлением в процессе развития мировой экономики являются интеграционные процессы в Азии. Одним из наиболее прогрессивных и конкурентоспособных регионов в мире является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. в ходе подписания Бангкокской декларации пятью странами-основательницами (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Приоритетной целью создания АСЕАН являлось сотрудничество в экономической, социальной, культурной областях, а также упрочение мира и стабильности в регионе. Позднее к Ассоциации присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа, образовав в 1999 г. так называемую «десятку» АСЕАН.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты ПИИ, определена сущность инвестиционной стратегии и выделены особенности АСЕАН как объекта привлечения ПИИ. Определение международной организации ЮНКТАД, которая определяет ПИИ как «инвестиции, предполагающие долгосрочные отношения и отражающие устойчивый доход и контроль резидентом одной страны (иностранный инвестор или головное предприятие) в предприятии другой страны, которая не является страной прямого иностранного инвестора» является наиболее полным и отражает основные цели инвестора, а также признаки прямого иностранного инвестирования.
Инвестиционная стратегия рассматривается экономистами как важнейшая составляющая экономической политики государства, которая определяет объем, структуру, направление капитальных вложений, рост и обновление основного капитала, а также источников инвестиций и направлений использования. Таким образом, инвестиционная стратегия обеспечивает максимальное использование инвестиционных ресурсов в приоритетных направлениях модернизации экономики страны или интеграционного региона.
ЮВА всё более воспринимается международным деловым сообществом как одна из самых перспективных площадок для выгодного вложения капитала. Это подтверждается большим массивом поступающих ПИИ, темп прироста которых намного превышает показатели всей группы развивающихся стран. Так, в 2000 г. во все страны ЮВА поступило ПИИ в объёме 22,6 млрд долл. США, а в 2016 г. - 111,3 млрд долл. США, то есть увеличились в 4,9 раза, тогда как приток ПИИ во все развивающиеся страны вырос за тот же период только в 2,7 раза. Это означает, что прирост ПИИ составлял в среднем в год в ЮВА 14,15%, а в развивающихся государствах - 8,7%.
Во второй главе мы оценили динамику и современное состояние притока ПИИ в АСЕАН, рассмотрели опыт АСЕАН по разработке инвестиционных стратегий, а также определили возможности применения этого опыта для других региональных интеграционных групп. За последние 15 лет усилия АСЕАН по укреплению регионального инвестиционного сотрудничества, социально-экономической стабильности привели к росту как внутрирегионального, так и внерегионального притока ПИИ. Общий объем ПИИ в 2013 г. составил рекордную за 13 лет сумму - 122376 млн долл. США, что свидетельствует об увеличении интереса инвесторов к странам АСЕАН. В общей сложности, ПИИ в 2016 г. увеличились на 88% по сравнению с 1990г.
При анализе опыта АСЕАН по формированию стратегии привлечения ПИИ, были выявлены некоторые проблемы. Наряду с большими успехами в социально-экономическом развитии страны ЮВА испытывают трудности в решении многих аспектов общественной жизни, в том числе преодоление коррупции, захватившей все государства, кроме Сингапура, налаживание эффективной работы государственного аппарата, организация образования и другие проблемы, непосредственно воздействующие на конкурентоспособность и привлекательность региона. Предложены следующие варианты решения этих проблем.
1. Упрощение процедур ведения бизнеса и передачи иностранным инвесторам прав на землю от местных органов власти.
2. Повышение расходов на инфраструктуру, уделяя особое внимание транспорту и логистике, для поддержки промышленности; совершенствование структуры управления инвестиционными проектами.
3. Укрепление возможностей местных органов власти по реализации инвестиционных проектов с участием частного сектора.
4. Анализ воздействия стратегии поощрения инвестиций на основе СЭЗ, корректировка ее направленности, а также соответствующие правовые и институциональные базы, необходимые для усиления его воздействия на развитие региона.
5. Облегчение процедуры регулирования на рынке труда, препятствующие росту занятости и притоку инвестиций в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Проанализировав успешный опыт реализации инвестиционных стратегий АСЕАН, мы можем определить возможности применения этого опыта и для других региональных интеграционных групп. Основные организационные шаги:
- создание программы повышения инвестиционной привлекательности;
- определение точек роста экономики региона;
- конструирование «дорожной карты» инвестиционной политики региона;
- формирование рабочей группы из заинтересованных сторон (власть,
общественные организации, предпринимательское сообщество, представители населения и т.п.) по разработке концепции инвестиционной привлекательности региона;
- разработка программы поддержки инновационных идей бизнеса, а они для развития привлекут инвестиции (задача: «приземлить» этот бизнес в регионе);
- создание проектного офиса по реализации конкретного инвестиционного проекта (руководитель, исполнители, план работы);
- обучение сотрудников администрации проектному управлению;
- проведение обучения по развитию инвестиционного климата и улучшению предпринимательской среды;
- проведение съездов глав в регионе по обмену опытом 1-2 раза в год.
Кроме того, представлены универсальные для всех интеграционных группировок рекомендации по формированию стратегий привлечения ПИИ. Выделены основные пять направлений, по которым интеграционным группировкам следует разрабатывать свои инвестиционные стратегии: готовность к диалогу, безопасность, развитие инфраструктуры, доступность информации для инвестора и стимулирование ПИИ в регион.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]
: часть первая : от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» : принят Гос. Думой 25.06.1999 г. : [ред. от 18.07.2017 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283.
2. Белоус, Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в России : плюсы и минусы / Т.Я. Белоус // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 9. - С. 60-66.
3. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / И.А. Бланк. - К. : Эльга, Ника-Центр, 2007. - 447 с.
4. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент : учеб. пособие /
Ю. Бригхем. - СПб. : Питер, 2009. - 1166 с.
5. Васильев, Л.Е. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. / Л.Е. Васильев. - Москва : Фокус, 2010. - 368 с.
6. Даниловских Т.Е. Этапы разработки и инвестиционной стратегии модернизации рыбо-перерабатывающих предприятий / Т.Е. Даниловских, О.В. Правиков // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 52. - С. 134-139.
7. Дементьев, В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие / В.Е. Дементьев // Экономист. - 1996. - №9. - С. 44-51.
8. Жилина, Л.Н. Теории международных инвестиций : раздаточные материалы для учебного процесса / Л.Н. Жилина. - В. : Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2012. - 217 с.
9. Каримова, Г.А. Теоретические аспекты прямых иностранных
инвестиций в условиях стабильного роста переходной экономики [Электронный ресурс] / Г.А. Каримова // Креативная экономика. - 2015. - №4. - С. 509-518. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/208.
10. Клейнер, Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Г.Б. Клейнер. - М. : «КОНСЭКО», 2004. - 186 с.
11. Колдунова, Е.В. АСЕАН на современном этапе и проблемы региональной стабильности / Е.В. Колдунова // Вопросы экономики. - 2015. - С. 13-19.
12. Леонтьев, В.Е. Инвестиции : учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская.
- М. : Издательство Юрайт, 2017. - 455 с.
13. Мошкова, Т.А. Управление портфелем инвестиционного развития экономических систем / Т.А. Мошкова - С. : КомКнига, 2017. - 68 с.
14. Муранова, А.П. Модели налогообложения в странах Юго¬Восточной Азии / А.П. Муранова // Юго-Восточная Азия Актуальные проблемы развития. - 2014. - С. 226-246.
15. Муранова, А.П. ЮВА: факторы инвестиционой
привлекательности региона / А.П. Муранова // ИВ РАН. - 2015. - Т. 29. - С. 109-138.
16. Официальный сайт АСЕАН [Эл. ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://asean.org.
17. Пауль, Ф. Привлечение в Россию ПИИ: стратегия возрождения промышленности / Ф. Пауль // Экономические проблемы и решения. - 2002.
- Т. 32. - 26 с.
18. Пахомова, Л.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия): учеб. пособие / Л.Ф. Пахомова. - М. : Институт востоковедения РАН, 2017. - 256 с.
19. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 83 с.
20. Троекурова, И.С. Новая стадия в «догоняющем» развитии (на примере стран - членов АТЭС) / И.С. Троекурова // Экономический журнал.
- 2004. - Т. 33. - № №7. - С. 149-172.
21. Definitions of foreign direct investment (FDI) terms. / ed. by Art Ridgeway. -Stat. Canada, 2004. - Vol. 20. - №10. - P. 27-47.
22. Increasing Competitiveness for Inclusive Growth Program, Subprogram / Asian Development Bank. - Philippines, 2016. - 34 p.
23. Blomstrom, M. Regional Integration and Foreign Direct Investment / M. Blomstrom, A. Kokko // SSRN Electron. -1997. - № 172. - P. 1-50
24. BTI. Myanmar Country Report 2016 / BTI. - 2016. - 35 p.
25. Denisia, V. Foreign Direct Investment Theories: An Overview of the Main FDI Theories / V. Denisia // Eur. J. Interdiscip. Stud. - 1998. - Т. 2. - № 2. P. 53-59.
26. Borensztein, E. How does foreign direct investment affect economic growth / E. Borensztein/ J. Int. Econ, 1998. - Т. 21. - № 45. - 19 p.
27. Farole, T. The Thin End of the Wedge. Unlocking Comparative Advantage through EPZs in Bangladesh/ T. Farole, M. Hye. - Washington : Handbook of Development Economics, 2011. - 319 p.
28. Global English. The Business English Index 2012 Report / GlobalEnglish, 2012. - Т. 13. - 31 p.
29. Hallward-Driemeier, M.C. Improving the Climate for Investment and Business in South Asia / M.C. Hallward-Driemeier. - South Asia Growth Reg. Integr. - 2015. - Т. 19. - 28 p.
30. IMF. Balance of payments manual fifth edition / Int. Monet. Fund. - 1993. - 96 p.
31. IMF. World Economic Outlook: Subdued Demand-Symptoms and Remedies / International Monetary Fund. - 2016. - 289 p.
32. Khoman, T. ASEAN conception and evolution / T. Koman. - McKensey Academy. - 1992. - 81 p.
33. Lipsey, R.E. Home and host country effects of FDI / R.E. Lipsey// Work. Pap. - 2012. -Vol. 28. - № 9293. - P. 23-53.
34. Marglin, S.A. The Golden Age of Capitalism: Reinterpreting the Postwar Experience / S.A. Marglin, J.B. Schor. - Oxford Scholarsh, 2016. - 344 p.
35. Mirza, H. The Globalization of Business and East Asian Developing-Country Multinationals / H. Mirza // Int. J. Bus. Sci. Appl. Manag. - 2000. - № 2.
- P. 9- 22.
36. OECD. Benchmark Definition of Foreign Direct Investment’, Third Edition / OECD. - 1996. - Т. 4. - 51 p.
37. OECD. Benchmark Definition of Foreign Direct Investment’ / OECD.
- 2008. - 61 p.
38. OECD. Glossary of Foreign Direct Investment Terms and Definitions / OECD. -2008. - 17 p.
39. OECD. Indonesia Policy Brief: Investment / OECD. - 2016. - № 9. - P. 22-23.
40. Pasko, S.N. Investment strategy as a perspective tool of financial stability / S.N. Pasko // Sci. Mag. South Inst. Manag. - 2013. - Т. 86. - № 2. - P. 10-32.
41. Radhakrishna, R. India development report / R. Radhakrisha. - Oxford Univ. Press, 2008. - 465 p.
42. The ASEAN Secretariat. ASEAN at 50 : A Historic Milestone for FDI and MNEs in ASEAN / The ASEAN Secretariat. - 2017. - 208 p.
43. The ASEAN Secretariat. ASEAN Comprehensive Investment Agreement. - 2012. - 56 p.
44. The ASEAN Secretariat. The ASEAN Economic Community 2015: Progress and Key Achievements. - Jakarta, 2015. - 92 p.
45. The ASEAN Secretariat. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. -Jakarta, 2015. - 78 p.
46. The ASEAN Secretariat. Master Plan on Asean Connectivity 2025 Master Plan on Asean Connectivity 2025. - Jakarta, 2016. - 122 p.
47. The ASEAN Secretariat. Roadmap for an ASEAN Community 2009¬2015. - 2016. - 113 p.
48. The ASEAN Secretariat. ASEAN Statistical Report on Millennium Development Goals 2017. - 2017. - 148 p.
49. The ASEAN Secretariat. ASEAN Investment Report 2017 : Foreign Direct Investment and Economic Zones in ASEAN. - 2017. - 226 p.
50. The ASEAN Secretariat. ASEAN Economic Community 2025 Consolidated Strategic Action Plan. - 2017. - 67 p.
51. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). World Investment Report 2002. - 2002. -189 p.
52. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Methodolodical None: Definitions and Sources / World Invest. Rep. - 2014. - 63 p.
53. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. - 2017. - 237 p.
54. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD).UNCTAD statictics [Эл. ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : http: //unctadstat.unctad.org/wds/ReportF olders/reportF olders .aspx.
55. WEF. The Global Competitiveness Report 2016-2017 / WEF. - Geneva, 2016. - 383 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ