Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типографические эксперименты в поэзии греческого авангарда

Работа №72813

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типографика исторического авангарда и ее рецепция в
Греции
1.1. Типографические эксперименты исторического авангарда 6
1.2. Рецепция футуризма в Греции 14
1.3. Фигурная поэзия Потиса Псалтираса 22
1.4. Авангард и модернизм в Греции 30
Глава 2. Типографика греческого послевоенного авангарда 32
2.1. Истоки греческого андеграунда 32
2.2. Конкретная поэзия 35
2.3. Группа визуальной поэзии. Костис Триандафиллу 52
2.4. Поэзия языка. Андреас Пагулатос 58
2.5. Типографика и греческий авангард XXI века 64
Заключение 71
Библиография 73
Приложение 1. К. Триандафиллу: Приглашение на перформанс в арт-галерее Я. Статаса (1975)
Приложение 2 .... К. Триандафиллу. Hyperhack: a poetic virus master game
Приложение 3. Страница из книги В. Аманатидиса 83
Video Games»


Каждый исследователь авангарда неизбежно сталкивается с терминологическим вопросом: что считать авангардом? Где та грань, которая разделяет авангард и модернизм? В научной традиции так и не устоялись точные определения, и каждый ученый достаточно свободно определяет предмет своего исследования в границах художественных инноваций XX века. Андрей Крусанов в своем фундаментальном исследовании «Русский авангард» рассматривает социальный, искусствоведческий и исторический контексты, в которых употреблялся термин, отмечая, что «в искусствоведческом контексте термин авангард был осознан как присущее некоторым художественным явлениям вневременное качество: новаторство в области формы и содержания, эстетический бунт, художественное открытие и изобретательство» [Крусанов 2010: 14].
Настоящее исследование при определении авангарда будет опираться на данный тезис, однако также будет разделять авангард на ‘антинарративистский’ или ‘радикальный’ (т.е. стремящийся упразднить нарративную структуру; к таковому стоит отнести футуризм, дадаизм, конкретную поэзию, поэзию языка и т.д.) и ‘нарративистский’ (сюрреализм, битники и т.д.). В историческом контексте данная работа также будет опираться на общепринятые термины: ‘первым’ или ‘историческим’ авангардом будут называться довоенные авангардистские движения и тенденции, ко ‘второму’ авангарду будут относиться направления, сформировавшиеся после Второй Мировой войны.
Обращение к типографскому искусству как к медиуму поэтического слова было повсеместно во множестве авангардных движений, в первую очередь, ‘антинарративистского’ характера. В качестве симптома авангардистского поиска, типографика выделяется не только в очевидных Италии, Швейцарии, Германии, России, но также и в ряде других стран с не столь хорошо изученным авангардом. Стоит привести в качестве примеров югославскую группу журнала «Зенит», бразильскую радикальную поэтическую группу «Noigandres» и визуальную поэзию чешского «деветсила».
В Греции авангард оформился в автономное художественное явление лишь в 1960-х с появлением журнала «ПаЦ». Десятилетие спустя, благодаря радикальным представителям ‘поколения 70-х’, ‘гибридный’ [Arseniou 1997] авангардизм стало возможным условно разделить на ‘нарративистский’ и ‘радикальный’.
Предметом настоящего исследования являются типографические эксперименты в поэзии греческого авангарда, целью — определение и анализ комплекса методов использования типографики в общем авангардистском дискурсе.
Исходя из вышенаписанного, для данного исследования были поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику типографики ‘исторического авангарда’
- рассмотреть основные типографические эксперименты в греческой поэзии с начала XX века по наши дни
-дать характеристику греческим авангардистским движениям, широко использовавшим типографику в своей творческой практике
- описать контекст, в котором в стране возникали ‘очаги’ авангардизма
- на основе этого установить и проанализировать греческие тенденции авангардистского поиска
- проанализировать диахроническую преемственность греческого авангарда
Первая глава настоящей работы посвящается рецепции ‘исторического’ авангарда в Греции. После общей характеристики типографических экспериментов довоенного авангарда, будет рассмотрена рецепция футуризма, помимо ряда статей, выраженная в стихотворениях Фотоса Иофиллиса, впервые в Греции использовавшего нестандартное расположение слов на листе в авангардистском дискурсе. Особое внимание в главе будет уделено фигурной поэзии Потиса Псалтираса, являющейся уникальным случаем в поэзии благодаря своему парадоксальному сочетанию авангардизма и греческой поэтической традиции. В конце первой главы будет проведен общий анализ поэтической модернистской среды, который объяснит, почему в первой половине века в Греции не появилось ни одного сплоченного авангардистского движения.
Начало второй главы будет посвящено послевоенной авангардистской группе, берущей свое начало в афинском экзистенциализме, и впоследствии оформившейся с появлением журнала «11а/т». В основе главы будет лежать анализ появившихся в стране авангардистских практик, в той или иной степени включающих в себя типографику. К таковым относятся конкретная и визуальная поэзия, а также поэзия языка. В конце главы будет проведен анализ типографических экспериментов в поэзии современных авторов, Василиса Аманатидиса и Константиноса Папахараламбоса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе настоящего исследования был проведен анализ основных тенденций греческого авангардистского поиска, включающего в себя типографические эксперименты. Было установлено, что в первой половине XX века в стране еще не сложились условия для появления ‘радикального’ авангарда, и сохраняющий нарратив сюрреализм был маргинализирован и не смог оформиться в отдельное движение. Футуристические стихотворения Фотоса Иофиллиса и фигурная поэзия Потиса Псалтираса также вписываются в общий исторический контекст благодаря своему отношению к авангарду: в первом случае наблюдается неприкрытая ирония, во втором, — осознанное неведение.
Проведенный анализ позволил установить три этапа формирования греческого авангарда: появление сюрреализма в Греции в 1930-е; появление журнала «Па/i»; творчество ‘поколения 70-х‘. К особенностям данного процесса стоит отнести тот факт, что первые два этапа не были доведены до логического завершения ввиду как внутренних (господство литературного модернизма) так и внешних (Вторая Мировая война и установленная хунтой цензура) причин. Однако участники каждого этапа принимали участие в последующем: греческие сюрреалисты 1930-х стали членами группы «11а/т», и впоследствии вместе с ними сотрудничали с представителями ‘поколения 70-х‘. На третьем, заключительном этапе формирования греческого авангарда, появляются антинарративистские тенденции, выраженные поэзией языка, конкретной, визуальной поэзией. Именно в рамках этих тенденций греческие поэты-авангардисты во всей полноте использовали типографику как средство репрезентации поэтического образа. Если конкретная поэзия была временным для страны этапом и представляла собой скорее осмысление зарубежной практики, то визуальная поэзия и поэзия языка вступили в диалог не только с аналогичными зарубежными тенденциями, но и с греческой античной традицией, переосмысляя ее в авангардистском дискурсе.
В XXI веке индивидуальная авторская деятельность стала постепенно сменять присущую авангарду коллективную практику и теоретические изыскания. В начале 2010-х распалась просуществовавшая почти четверть века группа визуальной поэзии, и ее представители стали все больше фокусироваться на собственных выставках, изданиях и интернет сайтах. Появляющиеся лояльные авангарду поэтические интернет-ресурсы и журналы становятся площадками для самовыражения молодых авторов, с интересом, но и неизменной дистанцией наблюдающих за творчеством своих современников. Если на данный момент в Греции не наблюдается перспектив для возникновения некоего нового ‘изма’, то типографические эксперименты имеют благодатную почву для своего развития. Это обусловлено не только методологической и интертекстуальной перекличкой современных авторов с предшествующими им поколениями греческих авангардистов. Типографические эксперименты в поэзии неразрывно связаны со ставящимся на протяжении уже почти ста лет и ставшим особенно актуальным в век Интернета фундаментальным вопросом о форме и роли книги как таковой.



Carroll 1995 - Carroll L. The complete illustrated works. New York: Gramercy Books, 1995.
Depero 1927 - Depero F. Depero Futurista. Milano; Parigi: Edizione della Dinamo, 1927.
Giannopoulos, Perlorentzou 1999 - Ghiannopulos A.. Alk Gian, Futurista/ Ed.
M. Perlorentzou M. . Bari: Crav- B.A. Graphis, 1999.
Greek Bucolic Poets 1912 - Greek bucolic poets /ed. and trans. N. Hopkinson.
Loeb Classical Library 28. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1912.
Lewis, Pound 1914 - Lewis W., Pound E. Manifesto. BLAST 1914. No. 1. Pp. 11-43.
Lissitzky 1923 - Lissitzky El. Topographie der typographie. Merz 1923. No. 4. P. 47.
Marinetti 1914 - Marinetti F.T. Zang Tumb Tumb. Milano: Edizioni futuriste di “poesia,” 1914.
Picabia 1999 - Picabia F. 391. Japan: APT International, 1999.
Volt 1986 - Volt Futurista. Archi Voltaici: Parole in liberta e sintesi teatrali.
Viterbo: Stampa Alternativa—Nuovi Equilibri Editori, 1986.
Aypapioipg 2002 - Aypapioipg A. Hpepa Зе: Пог'цоц 1968-1998. A0pva: Eparo, 2002.
ApavarlS^g 2006 - ApavarlS^g B. 4-D: Погцрата xeooapmv diaoxaoernv. A0pva: ГаРрщНЗдд, 2006.
ApavarlS^g 2011 - ApavarlS^g B. 7: по1цоц yia Video Games. A0pva: NepeXq, 2011.
ApavarlSng 2014 - ApavarlSng B. p-Otherpoem. A0pva: Nepekp, 2014.
Av0okoyla 1982 - AvQokoyia ооукекргрвуцд логцоцд.snip. К. riavvoukonoukog A0pva: NepeXq, 1982.
riavvoukonoukog 1972 - riavvoukonoukog К. АекаЗгкр лротрют; rmv
Maviapivrnv. A0pva: I.s., 1972.
ГюрбХХрд 1916 - ГюфбХХрд Ф. Е.Л.П. Appovia1916. Т%. 9. Е. 5.
ЕХбтрд 1998 - ЕХбтрд О. Hpooavaiokiopoi. A0pva: Ткарод, 1998.
Мртрад 2004 - Мртрад М. АгакрткД pcTaflo/Ty: Hoippara Kai eiKoveq 1982-2002.Аяолыра, 2004.
Мртрад 2008 - Мртрад М. Mpyavp avaZpTpopq. A0pva: №реХр, 2008.
ПауонХатод 2003 - ПауонХатод A. Enipaya - Koppi Keipevo.АОрта: Мара01а, 2003.
ПауонХатод 1991 - ПауонХатод A. Opyia Kai epnodia.АОруа: Едаттад, 1991.
ПауонХатод 1996 - ПауонХатод A. Hpoq. Eioiyeirnoeiq. Hopoi. A0рva: Мара01а, 1996.
ПауонХатод 2006 - ПауонХатод A. Hepapa. A0рva: Маубрауорад, 2006.
Пала/араХарлод 2011 - Пала/араХарлод К. K - On.0еооаХоу(кр:
Еутеиктррю, 2011.
Пала/араХарлод 2015 - Пала/араХарлод К. Eivai. A0рva: ФРМК, 2015.
ТршутафбХХои 1974 - ТршутафбХХон, К. Anoonaopaia TOUКюотр.A0рva: Л. Гюраур, 1974.
ТрщутафбХХои 2011 - ТрщутафбХХон, К. П.A0рva: Кеутро Ебу/роурд
Моиткрд 'Ереиуад (К.ЕУ.М.Е.), 2011.
Хнтрррд 1978 - Хнтрррд Т. Oepa. A0рva: ПХеОроу, 1978.
Хнтрррд 1973 - Хнтрррд Т. noippara ек npopekeipq. A0рva: Кеброд, 1973.
Талтррад 1934 - ^аХтррад П. 77. A0рva: I.e., 1934.
Талтррад 1930 - ^аХтррад П. Tecum Habita. A0рva: I.e., 1930.
^аХтррад 1928 - ^аХтррад П. Aoipa p nvyoXapnideq. A0рva: I.e., 1928.
^аХтррад 1929 - ^аХтррад П. Eyppaia. I.e., 1929.
^аХтррад 1929a - ^аХтррад П. НpvoiiKp povq. A0рva: I.e., 1929.
^аХтррад 1931a - ^аХтррад П. Xpan... NTIVVV. A0рva: I.e., 1931.
Ильязд 1923 - Ильязд. линдатЮ фАрам. парИш: издАния 41°, 1923.
Каменский 1914 - Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные Поэмы.
М.: Издание Д.Д. Бурлюка - издателя 1-го журнала русских футуристов, 1914.
Лой 2015 - Лой М. Футуризм и феминизм / сост. и пер. П.С. Заруцкий. СПб.: Скифия-Принт, 2015.
Малларме 1995 - Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М: Радуга, 1995.
Маяковский 1923 Маяковский В.В. Для Голоса. Берлин: Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1923.
Стерн 2000 - Стерн Л. Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена. СПб.: Инапресс, 2000.
Триандафиллу 2016 - Триандафиллу К. Приглашение на перформанс в арт- галерее Я. Статаса (1975) // Pollen fanzine. 2016. № 4. С. 1.
Список научной литературы:
Andrews 1980 - Andrews B. Text and context. L=A=N=G=U=A=G=E
Supplement 1980. №1. Pp. 19-26.
Arseniou 1997 - Arseniou E. The emergence of a hybrid avant-garde: The response of the magazine Pali to Greek modernism. Greek modernism and beyond/ed. D. Tziovas. Lanham, New York, Boulder, Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1997. Pp. 217-227.
Dencker 2000 - Dencker K. P. From concrete to visual poetry, with a glance into the electronic future. / trans. H. Polkinhorn. www.thing.net. 2000.
Higgins 1987 - Higgins D. Pattern poetry: guide to an unknown literature. New York: State University of New York Press, 1987.
Karagiotis 2013 - Karagiotis D. Internationality and Greek modernism.
Transnationality, internationalism and nationhood: European avant-garde in the first half of the twentieth century./ ed. H.F. van den Berg, L. Gluchowska. Leuven, Paris, Walpole, MA: Peeters, 2013. Pp. 165-82.
Perlorentzou 2008 - Perlorentzou M. La parola e il suo canto. Perama e il suo canto. Bari: Crav-B.A. Graphis, 2008. Pp. 1-16.
Аураргштрд 2012 - Аураргштрд А. ПоХгтюикц лощикц.AOpva: Брат®, 2012.
Aposvion 2003 - Aposvion E. Nooxakyoi каг лХаатоируог. Evwna, Ksipsva Kai Kivqpaxa атц in;:Tan()/rpiKq /оуоте/via. AOpva: Тплш0ртш, 2003.
ВаХашр(трд 1998 - ВаХашр(трд N. Н уХшооокеутржр кгурор отру по(рор. OvTonia1998. Т%. 30. Ед. 19-24.
ВаХашр(трд 1997 - ВаХашр(трд N. Моутеруюроу, лрютолорга каг «Пакг». АОруа: ЕкЗбоегд КаотауЮтр, 1997.
ВаХашр(трд, ПауопХатод 1998 - ВаХашр(трд N., ПауопХатод А. 'Еуад ЗшХбд ЗшХоуод. Оитопга 1998. Т%. 30. Ед. 31-37.
ГгаууопХбпопХод 1982 - ГгаууопХбпопХод К. Млкрр еюаушур отр опукекргдёур по(рор. AvQokoyia ovyKeKpipevpy погрору. АОруа: №фёХр, 1982. Ед. 7-17.
ГюрбХХрд 1960 - ГюрбХХрд Ф. О фоитоирюиод отру ЕХХаЗа (1910-1960). №а 'Еот(а 1960. Т%. 68. Ед. 846-53.
ГкоХ1торд 2016 - ГкоХ1торд П. Апб тр уХшооокеутржр отр «о/рдатгкр» по(рор. www.efsyn.gr.2016.
Оеотокад 2002 - Оеотокад Г. Екепверо nvevpa.А0руа: ВфХюпшХеюу трд Еот(ад, 2002.
Мртрад 2012 - Мртрад М. (АтеХрд) Бюаушур отр окрур (р то ЕХХругкб Underground;). То AOpvaiKo Underground 1964-1983. АОруа: Athens Voice, 2012. Ед. 55-58.
МоитобпоиХод 2012 - МоитобпоиХод Оауаорд. То АОруаТкб Underground 1964—1983. То AdpvaiKo Underground 1964-1983. АОруа: Athens Voice, 2012. Ед. 5-48.
№коХа’13рд 1977 - №коХаЧЗрд А. Н neipa Kai р пира: lldiqpiaTa 1937-1977 Kai akka Keipeva yia Tpv погрор Kai Tpv ykrnooa.АОруа: КёЗрод, 1977.
ПаХадад 1911 - ПаХадад К. О деХХоутюдбд. Лоирау 1911. Т%. 9. № 421. Е. 71.
ПауЗр 2012 - ПауЗр Т. Опт1кр по(рор: пера апб т1д оеХгЗед тои РфХюп. Poetix 2012. Т%. 70. Ед. 46-59.
Папа/араХадпод 2017 - Папа/араХадпод К. Кат1 бдшд Оа peivei апб тру еуЗшфёропоа аитр епо%р: о погртрд Кшуотаутгуод Папа/араХадпод дйа у1а бХа // www.lifo.gr.2017.
ПХакад 1986 - ПХакад А. О фоитопрюдбд отру ЕХХаЗа. Aia[a[rn.1986 Т%. 141. Ед. 14-20.
РадатЦкои 2013 - Ралатмкои Т. TunoypapiKoi nripaiianouoi Kai р u/лкр бгастаср трд жчрпкрд ypappg. [уррк] = Фаррако 2013. Т%. 1. Ед. 92-98.
TpiavTapuXXou 2010 - TpiavTapuXXou К. Аутоотос X отцу по1цоц.A0pva: www.issuu.com,2010.
'Pa/rppag 1931 - 'Pa/rppag П. Н oypuanKp noipcp. №а 'Еопа1931. T/.10. Ед. 762-64.
Бретон 1993 - Бретон А. Явление медиумов // Антология французского сюрреализма. 20-е годы / ред С.А. Исаев, Е.Д. Гальцова. М.: ГИТИС, 1994. С. 61-67.
Бюргер 2014 - Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C press, 2014.
Заруцкий 2016 - Заруцкий П.С. Костис Триандафиллу // Лаканалия. 2016. №21. Дора—Мадонна. С. 193-201.
Карасик 2017 - Карасик М.С. «Читайте обойные книги!»: «железобетонные поэмы» Каменского // Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма. Неопубликованные тексты. Факсимиле. Комментарии и исследования / сост. и науч. ред. А.А. Россомахин. СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. Avant-Garde 11., 2017. С. 169-98.
Кисилиер, Федченко 2011 - Кисилиер М.Л., Федченко В.В. О языке
новогреческой литературы // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2011. Т. VII. № 1. С. 409-444.
Кричевский 2010 - Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1. Тула: Власта, 2010.
Крусанов 2010 - Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). Т.1.: Боевое десятилетие. Кн. 1. М.: Новое Литературное Обозрение, 2010.
Лившиц 2011 - Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М.: Астрель, АСТ, 2011. Лиотар 1998 - Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб.: Алетейя, 1998.
Маринетти 2017 - Маринетти Ф.Т. Семафорическая роль прилагательного // Тастевен Г. Футуризм. на пути к новому символизму. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017. С. 100-104.
Телингатер 2015 - Телингатер С. Искусство шрифта. М.: Шрифт, 2015.
Терентьев 1919 - Терентьев И.Г. 17 ерундовых орудий. Тифлис:
Книгоиздательство 41 градус, 1919.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ