ВВЕДЕНИЕ 3-
Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ТЕОРИИ
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА» Н.И.БУХАРИНА
1.1 . Н.И.Бухарин и А.А.Богданов: два взгляда на философию
марксизма 9
1.2. От философии к теоретической социологии 32
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Н.И.БУХАРИНЫМ
ФИЛОСОФИИ КАРЛА МАРКСА
2.1. Анализ проблемы субъекта и объекта как центральной
проблемы философии Карла Маркса 53
2.2. Гносеологические проблемы в «Философских арабесках»
Н.И.Бухарина 77
2.3. Философские проблемы развития науки, искусства,
духовной культуры в целом 97-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116-
БИБЛИОГРАФИЯ 120-
ЛИТЕРАТУРА 124-
Актуальность исследования. Свидетельством возросшего интереса к истории отечественной философии является возвращение в сферу философского исследования традиционных русских философов и введение в научный оборот идей, наработанных философами-марксистами, которые были забыты или несправедливо отвергнуты. С этой точки зрения представляется актуальной проработка некоторых философских мыслей Н.И.Бухарина, который, по нашему мнению, был не только крупным деятелем партии, но и серьезным мыслителем. Без учета его работ невозможно дать объективной оценки становления и развития философии марксизма в 20-30-е годы ХХ века. Диапазон теоретических интересов Н.И.Бухарина был весьма широк. В их круг входили вопросы экономики, философии, проблемы революционного движения, культуры, литературы и организации науки.
Предметом настоящего исследования явились труды Н.И.Бухарина, посвященные вопросам марксистской философии.
Актуальность темы диссертации обусловлена, во-первых, необходимостью более глубокого и беспристрастного анализа теоретического наследия Н.И.Бухарина, поскольку значительная часть существующей литературы о нем не свободна от конъюнктурных веяний.
Во-вторых, деятельность Н.И.Бухарина настолько тесно связана с философской мыслью СССР 20-30-х годов, что обращение к его трудам помогает глубже понять проблемы стоявшие перед советской философией и суть дискуссий, развернувшихся по ним.
В-третьих, новое прочтение наследия Н.И.Бухарина дает нам возможность извлечь уроки из опыта предшествующих поколений и помогает понять философию марксизма.
Хронологические рамки исследования охватывают 20-30-е годы ХХ века
- сложное и противоречивое время в истории нашей страны. В этот период были заложены основы политики Коммунистической партии, новой Советской власти, связанные не только с политическими и экономическими
3
преобразованиями, но и с развитием философских концепций, которые охватывали такие сферы, как формирование мировоззрения, культуру, нравственность будущего общества, образование и воспитание.
Степень разработанности проблемы. В советской историографии образ Н.И.Бухарина, оценка его теоретических трудов и политической деятельности менялась в зависимости от исторической обстановки. Первые оценки творчества Н.И.Бухарина дал В.И. Ленин1, затем критикой и анализом его работ занимались Бернштейн Э., Вандервильд Э., Верещагин И., Герценштейн М., Гильфердинг Р., Гоникман С., Зиновьев Г., Каутский К., Крицман Л., Лебедев М., Марецкий Д., Ольминский М., Осинский Н., Попов Н., Преображенский Е., Сарабьянов В., Троцкий Л., Ульянова - Елизарова А., Устрялов Н., Фрадкин Б., Чаянов А., Чернов В.. До 1929 года философ оценивается как «выдающийся теоретик коммунизма».
С апреля 1929 года, когда Н.И.Бухарин был обвинен в предательстве, вклад мыслителя в философию либо игнорировался либо оценивался негативно. В этот период Бухарину свои работы посвятили Баевский Д., Богданов А. А., Богданов Б. В., Борилин Б., Васильев С. Ф., Диянский В. Ф., Ищенко Т., Кон В., Кривцов С., Ксенофонтов Ф. А., Леман Н., Мещеряков Н., Николаевский Б. И.,
1 Известно, что В.И.Ленин и Н.И.Бухарин не раз полемизировали друг с другом, и как бы ни была остра полемика между ними - это всегда были споры между товарищами по партии. Развитие Бухарина - это движение к Ленину. То, что их объединяло, было значительно важнее, чем вопросы, по которым между ними имелись разногласия. Характерным для Бухарина было то, что, полемизируя с Лениным, он не упорствовал в своих ошибках, а, наоборот, стремился понять ленинскую мысль и, однажды убедившись в правильности его позиции, в дальнейшем в своих работах опирался на идеи Ленина, умело их разъяснял и страстно защищал. Широко известны слова Ленина, который называл Бухарина ценнейшим и крупнейшим теоретиком партии, отмечая, что он законно является ее любимцем. Эта особая оценка была выставлена как за беспредельную преданность Бухарина делу революции, так и за его личностно-психологический облик: высокую гуманность, истинно русскую интеллигентность, в которой неподдельный демократизм сочетался с отсутствием тени позерства и притязаний на вождизм.
4
Ольминский М., Пауканис Е., Покровский С., Разумовский И., Сидоров М. И., Сталин И. В. , Сорин В. Г., Титова Л. Г., Черняк И. М., Щеглов А.
Отправным для современных исследований стал 1988 год, когда имя
Н.И.Бухарина было реабилитировано и возвращено в отечественную философию. Среди исследователей этого периода необходимо отметить таких как Абрамов М. А., Авторханов А., Алексеева Г. Д., Алыбаев Н. Б., Амлинский
В., Антипов Г. А., Батракова Е. А., Биггарт Д., Бордюгов Г. А., Борзунов В. Ф., Бурлацкий Ф., Бутенко А. П., Валентинов А. В., Васецкий Н. А. (работа о роли Бухарина в борьбе с троцкизмом), Васильев Л., Ватлин А. Ю., Водолазов Г., Волобуев О., Воскресенский Л., Георгиев Ю. В., Гловели Г. Д., Гончарук Л. А., Горбачев М. С., Горев Б. И., Горелов И. Е., Грецкий М. Н., Гришин С. Л., Гущин А. В., Данилов В. П. (анализ теории общественно-экономических формаций в трудах Бухарина), Данилова Л. В., Дейч Г. М., Делокаров К. Х. (вопросы философии в творчестве Бухарина), Демин В. П., Емельянов Б. В., Емельянов Ю. В., Кадыков М. В., Калинченко С. Б., Карр Э., Келле В. Ж., Клопов Э. В., Клямкин И., Кобзева А. Ю., Ковалев А., Коваленко А., Козлов В.
Н. (рассмотрение представлений Бухарина о социализме), Колесникова М. И., Космач Г. А., Космач Е. Н., Красильников С. А., Кудряшова Е. В., Кун М., Лайне С. В., Ларина А. М., Лацис О. Р., Леонов С., Лиходеев Л. (проблемы политической экономии капитализма в трудах Бухарина), Ли Чуаньмунь, Лысенко В. Н., Любутин К. Н., Медведев Р. А., Мемелова В., Метельман И. Д., Морозов Л. Ф. (развитие Бухариным ленинского кооперативного плана), Мошкин С. В., Мухамеджанов М. М., Мысливченко Г. А., Наумов В. П.,
2
Весьма непросто складывались отношения Н.И.Бухарина с И.В.Сталиным. Одним из важнейших пунктов противоречий между ними являлось различное понимание классового подхода. Воспринятое Бухариным ленинское понимание о классовом подходе, требующее, «через призму интересов пролетариата увидеть интересы всего общества», грубо извращалось Троцким и Сталиным, сделавшими ставку на насилие (Троцкий - в теории, Сталин - на практике). Бухариным отстаивалась иная, гуманистическая идея развития, исключающая насилие.
5
Осадчая А. И. (анализ социологических взглядов Бухарина), Пархоменко Е. А., Поташев А. Ф., Потеряйко Я. И., Рой О. М., Рубин Ю. Б., Самарская Е. А., Саранчин Ю. К., Семенов И. Д., Скоробогатский В. В., Трукан Г. А., Усоский
B. Н., Фельштинский Ю. Г., Феофанов Ю., Фирсов Ф. И., Хижняк В., Черняк А., Чехорнадский Ю., Цакунов С. В. (исследование эволюции экономических взглядов Бухарина), Ципко А., Цымбал С. М., Шевченко В. Н., Шкаренков Л. К., Шмелев Г. Н., Штурман Д. М., Шухов Н. С., Ярошевский М. Г, Ярцева О. Ю..
Теоретическая и практическая деятельность Н.И.Бухарина стала широко известной на Западе еще в 20-е годы. Его «Теория исторического материализма» и ряд других работ были переведены на основные европейские языки и сразу же вызвали дискуссионные отклики. Свои отклики дали такие крупные теоретики второго и третьего Интернационала, как К.Каутский, Э.Вандервельде, Д. Лукач, А.Грамши. Затем наступил период - трагический для Бухарина, - когда его имя в течение трех десятков лет было окружено молчанием. Возрождение интереса к Бухарину на Западе началось на рубеже 50-60-х годов. В Берлине вышла книга П.Книрша о его экономических взглядах, а в Нью-Йорке - работа А.Эрлиха о дискуссиях по проблемам индустриализации в 20-е годы в СССР. В 60-70-е годы в западных странах стали переводиться, издаваться и переиздаваться экономические, политические и философские труды Бухарина. Начали выходить серьезные исследования о его жизни и деятельности - А.Г.Леви (Вена, 1969), С.Коэна (Нью-Йорк, 1973), К.Коутса (Ноттингем, 1978), о его философских и социальных взглядах -
C. Негта (Франкфурт, 1969), У.Штера (Дюссельдорф, 1973), К.Сальмона (Париж, 1980), М.Хейнса (Лондон, 1985), К.Тарбака (Лондон, 1989). В июне 1980 года Институт им. Грамши провел в Риме международную конференцию на тему «Бухарин в истории Советского Союза и международного коммунистического движения» с участием таких крупных советологов, как
С.Коэн, М. Левин, А.Ноуз, В.Страда, Р.Таккер (ее материалы опубликованы в Риме в 1982 году под заглавием «Бухарин между революциями и реформами»).
6
В 1988 году аналогичная конференция прошла в Дюссельдорфе. И, естественно, о Н.И.Бухарине много говорится в выходящих на Западе исследованиях по истории СССР, по истории советской философии, в работах о И.В.Сталине, Л.Д.Троцком и других мыслителях начала ХХ века.
Актуальность темы и недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы исследования.
Проведенный анализ эволюции философских воззрений Н.И.Бухарина дает основание для следующих выводов:
- Сравнительный анализ философских воззрений А.А.Богданова и
Н.И.Бухарина как автора “Теории исторического материализма” показал, что несмотря на то, что оба философа представляли марксизм как открытую систему взглядов, податливую и восприимчивую к новым течениям мысли необходимо отметить продолжительную историю политических и теоретических разногласий между философами до и после 1917 года и явную разницу между их философскими теориями. При интерпретации философского наследия Маркса Н.И.Бухарин был близок к ленинской версии философии марксизма (В.И.Ленин постигал философию Маркса сквозь призму «Анти- Дюринга» и «Людвига Фейербаха»). Тогда как А.А.Богданов, не зная «Рукописей 1844 г.» и «Немецкой идеологии», из «Тезисов о Фейербахе» и ряда экономических произведений Маркса извлек содержание, которое позволило ему понять философию Маркса как философию практики. Диалектика для Богданова это, прежде всего, организационный процесс: всякую человеческую деятельность Богданов рассматривает с организационной точки зрения и допускает, что все интересы человечества - организационные. Для Бухарина же диалектика это, прежде всего, развитие. Целью философа является доказательство существования объективных законов общественного развития.
- Главная заслуга Н.И.Бухарина в том, что он первым среди отечественных марксистов выделил социологию как самостоятельную науку, указал на ее предмет - общие законы функционирования и развития общества. Для философа исторический материализм и был социологией. В «Теории исторического материализма» при расположении материала Бухарин придерживается той последовательности, которая диктуется определением сущности материалистического понимания истории, данного Карлом Марксом в его предисловии к «Критике политической экономии»: производительные силы - производственные отношения (экономическая структура общества) -
116
надстройка - обратное влияние надстройки на ход развития общества. Своим учебником Бухарин закладывает определенную традицию изложения систематического курса исторического материализма, которая затем в течении многих десятилетий сохраняется, при всех своих видоизменениях, в советской философской литературе. Основным вопросом теории исторического материализма для Бухарина является вопрос о том, почему производительные силы привлекаются в качестве объясняющей все последней причины. Это, подчеркивает философ, и является центральным вопросом социологии. Ответ Бухарина на этот вопрос таков: производительные силы определяют общественное развитие потому, что они выражают собой соотношение между обществом как определенной реальной совокупностью, и его средой. А соотношение между средой и системой есть величина, определяющая, в конечном счете, движение любой системы. Это есть один из общих законов диалектики движущейся формы. Это есть та рамка, внутри которой происходят молекулярные перемещения сил, завязываются и развязываются бесчисленные узлы взаимодействий и противоречий. Производительные силы испытывают изменения под влиянием «базиса» и «надстроек», но констатирование этих влияний не изменяют основного факта: соотношение между обществом и природой, количество материальной энергии, за счет которой общество живет и которая может как угодно трансформироваться в процессе общественной жизни, есть всякий раз определяющая величина. Так, по твердому убеждению Бухарина, может быть решен основной вопрос теории исторического материализма.
- Бухарин считал, что особая позиция Маркса в вопросе о соотношении между субъектом и объектом заключается в том, что у Маркса и исторически и логически первичной является практика. Первичная практика, практическое действие, практическое изменение мира является основной функцией жизнедеятельного общественно-исторического человека. По мнению
Н.И.Бухарина, в рамках марксистской философии субъект и объект поставлены в отношение взаимодействия, основной чертой которого является активное
117
изменение мира. Это бытие как реальный процесс жизни людей. Н.И.Бухарин приходит к выводу, что гносеология Маркса едина с праксеологией.
- Создавая основанную на диалектике социальную теорию познания одним из основных вопросов философии Бухарин считает вопрос об объективной реальности внешнего, независимого от познающего субъекта, мира и вопрос о его познаваемости (непознаваемости), где огромную роль философ уделяет проблеме теории и практики с точки зрения гносеологии. Теория и практика являются сутью деятельности общественного человека. Если рассматривать теорию не как застывшие «системы», а практику - не как готовые продукты, то есть не как «мертвый», застывший в вещах труд, а в активности, то налицо будут два вида трудовой активности, раздвоение труда на труд умственный и физический, духовный и материальный, теоретическое познание и практическое действие. Теория является аккумулированной и конденсированной практикой, поскольку она обобщает практику материального труда, является качественно особым и специфическим продолжением материального труда; она сама является качественно особой теоретической практикой, поскольку она деятельна; практикой, обработанной мышлением. С другой стороны, практическая активность, использует теорию, и поскольку сама является практикой - теоретична. Во всяком классовом обществе имеется разделенный труд и, следовательно, обобщает Бухарин, противоречие между умственным и физическим трудом, то есть противоречие между теорией и практикой. Но, как всякое разделение труда, и здесь оно является живым единством противоположностей. Действие переходит в познание, познание переходит в действие; практика толкает вперед познание, познание наполняет практику. Итак, практика вторгается в теорию познания, теория включает практику, действительная гносеология, то есть гносеология, которая исходит из единства теории и практики, включает практический критерий, который становится критерием истинности познания. Тем самым философом преодолевается разрыв между гносеологией и социологией и
118
формируется новая по своему существу система отсчета при решении классических гносеологических проблем.
- Поднимая вопрос о стиле социалистической культуры Бухарин говорит о едином стиле культуры. Социалистический реализм, как стиль искусства, характеризуется философом как отрицание всякого мистицизма и потусторонности, он включает все многообразие природы и человеческой жизни, все многообразные отношения в их взаимной связи, динамике, противоречиях и единстве. Поэтому социалистический реализм не исключает и многообразие форм: ни эпоса, ни лирики, ни романтики, но наивысшими формами считает монументальное искусство, которое отражает эпоху в целом, где образ не зачеркивает понятия, чувство - мысли, где концентрируется все богатство жизни и все богатство идей. Общий подход философа выражен в формуле, которая охватывает систему отношений между четырьмя факторами: макрологией истории общества, философией, формами культуры (наука, искусство) и практикой. Социализм призван навсегда утвердить средствами философии, науки, искусства абсолютную ценность свободного общественного человека. Определяя эту позицию как единственно адекватную марксизму, Бухарин противопоставлял ее расистской идеологии и антигуманистической практике.
119
1. Бухарин Н. И. Азбука коммунизма: Популярное объяснение программы РКП(б). М., 1919. 223 с.
2. Бухарин Н. И. А.А.Богданов (некролог). Правда. 1928. 8 апреля.
3. Бухарин Н. И. Атака: Сборник теоретических статей. М., 1924. 303 с.
4. Бухарин Н. И. В защиту пролетарской диктатуры. М.; Л., 1928. 261с.
5. Бухарин Н. И. Детерменизм и индетерменизм (необходимость и свобода воли) // Социология в России 19-н. 20 века. Вып. 2. М., 1997. С. 415 -436.
6. Бухарин Н. И. Доклад и заключительное слово на 16 московской губернской конференции ВКП(б) 1927 года // Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 197-261.
7. Бухарин Н. И. Доклад на 23 чрезвычайной ленинградской губернской конференции ВКП(б) 1926 года // Избранные произведения. М., 1988. С. 231-276.
8. Бухарин Н. И. Енчмениада: К вопросу об идеологическом вырождении // Философские науки. 1988. № 8. С. 74-82. № 9. С. 70-79. № 10. С. 78-79.
9. Бухарин Н. И. Заметки экономиста // Избранные произведения. М. 1988. С. 391-418.
10. Бухарин Н. И. Злые заметки: (О социальном значении поэзии Есенина). М.; Л., 1927. 19 с.
11. Бухарин Н. И. Избранные произведения (из серии «Экономическое наследие»). М., 1990. 542 с.
12. Бухарин Н. И. Избранные труды. Л., 1998. 504 с.
13. Бухарин Н. И. Империализм и накопление капитала: (Теорет. этюд). М.; Л., 1929. 132 с.
14. Бухарин Н. И. История и организация науки и техники // Избранные труды. Л., 1988. 504 с.
15. Бухарин Н. И. К вопросу о закономерностях переходного периода: Крит. замеч. на кн. Е.Преображенского «Новая экономика». М.; Л., 1928. 92 с.
120
16. Бухарин Н. И. К вопросу о троцкизме. М.; Л., 1925. 192 с.
17. Бухарин Н. И. К теории империалистического государства // Революция права: Сборник 1. 1927. С. 5-32.
18. Бухарин Н., Пятаков Г. Кавалерийский рейд и тяжелая артиллерия: Веселый ответ критикам «Экономики переходного периода» // Красная новь. 1921. №
1. С. 256-274.
19. Бухарин Н. И. Карл Маркс и современная политическая экономия буржуазии // Просвещение. Спб., 1913. № 7-8. С. 29-43.
20. Бухарин Н. И. Классовая борьба и революция в России. М., 1917. 48 с.
21. Бухарин Н. И. К постановке проблем теории исторического материализма // Социология в России 19 - начала 20 века. Вып. 1. М., 1997. С. 371-381.
22. Бухарин Н. И. Ленин как марксист (Доклад на торжественном заседании КомАкадемии 17 февраля 1924 года). Л., 1925. 63 с.
23. Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции // Избранные произведения. М., 1988. С. 50-85.
24. Бухарин Н. И. Ленинизм и строительный период пролетарской революции // Бухарин Н. И. Путь к социализму: Избр. произведения. Новосибирск, 1990. С.154-164.
25. Бухарин Н. И. Маршруты истории - мысли вслух // Известия. 1936. 6 июля.
26. Бухарин Н. И. Методология и планирование науки и техники: Избр. труды. М., 1989. 344 с.
27. Бухарин Н. И. Мировое хозяйство и империализм // Коммунист. 1915. № 1¬
2. С. 4-48.
28. Бухарин Н. И. На подступах к Октябрю: Статьи и речи (май - декабрь 1917 года). М.; Л., 1926. 188 с.
29. Бухарин Н. И. Некоторые основные понятия современной экономики // Коммунист. 1918. № 3. С. 8-11.
30. Бухарин Н. И. Новый курс экономической политики // Избр. произведения. М., 1988. С. 24-33.
121
31. Бухарин Н. И. Нужна ли нам марксистская историческая наука? // Известия. 1936. 27 января.
32. Бухарин Н. И. О новой экономической политике и наших задачах // Избр. произведения. М., 1988. С. 122-145.
33. Бухарин Н. И. Основные проблемы современной культуры.: Доклад прочитанный на заседании ассоциации по изучению современной культуры. Париж, апрель 1936. // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. №
4. С. 3-31.
34. Бухарин Н. И. Памяти Ильича // Избр. произведения. М., 1988. С. 116- 121.
35. Бухарин Н. И. Партия рабочего класса // Спутник коммуниста. 1921. № 3. С. 26-29.
36. Бухарин Н. И. Письма В.И.Ленину, Н.К.Крупской (1913-1914 гг.) // Известия ЦК КПСС. 1989. № 4. С. 205-209.
37. Бухарин Н. И. Письма 1914-1915 гг. // Известия ЦК КПСС . 1989. № 11. С. 193-213.
38. Бухарин Н. И. По скучной дороге (Ответ моим критикам) // Красная новь. 1923. Кн. 1. С. 275-298.
39. Бухарин Н. И. Политическая экономия рантье: Теория ценности и прибыли австрийской школы. М.; Л., 1925. 191 с.
40. Бухарин Н. И. Политическое завещание Ленина // Избр. произведения. М.,
1988. с. 419-436.
41. Бухарин Н. И., Преображенский Е. А. Пути развития: дискуссии 20-х годов. Л., 1990. 253 с.
42. Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. 512 с.
43. Бухарин Н. И. Программа коммунистов (большевиков). М., 1918. 64 с.
44. Бухарин Н. И. Программный вопрос на 6 конгрессе Коммунистического Интернационала: Доклад и заключительное слово. М.; Л., 1928. 96 с.
45. Бухарин Н. И. Пролетарская революция и культура. Пг., 1923. 56 с.
46. Бухарин Н. И. Путь к социализму: Избр. произведения. Новосибирск, 1990. 493 с.
122
47. Бухарин Н. И. Путь к социализму в России: Избр. произведения // Редакция и вступительная статья С.Хейтмана. Нью-Йорк, 1967. 415 с.
48. Бухарин Н. И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз // Избр. произведения. М., 1988. С. 146-230.
49. Бухарин Н. И. Революция и культура: Статьи и выступления, 1923-1936 гг. М., 1993. 349 с.
50. Бухарин Н. И. Рецензия // Коммунист. 1918. № 3. С. 19-20. Рец. на кн. Богданова А. А. Вопросы социализма.
51. Бухарин Н. И. Речь на 24 ленинградской губпартконференции 26 января 1927 года // Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 165¬197.
52. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.; Л., 1929. 390 с.
53. Бухарин Н. И. Теория пролетарской диктатуры // Избр. произведения. М.,
1988. С. 1-23.
54. Бухарин Н. И. Тюремные рукописи. В 2-х кн. Кн. 2. Философские арабески. М., 1996. 394 с.
55. Бухарин Н. И. Учение Маркса и его историческое значение // Памяти Маркса. Сборник статей к пятидесятилетию со дня смерти. 1883-1933. М., 1933. С. 9-99.
56. Бухарин Н. И. Фокусы-покусы г-на Струве // Просвещение. Спб., 1913. №
12. С. 81-89.
57. Бухарин Н. И. Хозяйственный рост и проблема рабоче-крестьянского блока // Большевик. 1924. № 14. С. 25-35.
58. Бухарин Н. И. Экономика переходного периода. М., 1920. 157 с.
59. Бухарин Н. И. Этюды. М.; Л., 1932. 354 с.