Введение………………………………………………………………….......………3
1 Теория ритуалов интеракций Рэндалла Коллинза: предпосылки её создания,
основные положения, развитие……………………………………………………10
1.1 Эволюция теории ритуалов интеракций: Э. Дюркгейм, И. Гофман,
Дж.Г. Мид, Р. Коллинз……………………..……………………………………10
1.2 Эмпирический базис теории ритуалов интеракций Р. Коллинза.…...……34
2 Оценка непротиворечивости теории ритуалов интеракций Р. Коллинза
через эмпирическое исследование сплетни как механизма производства
солидарности в малых группах………………...………………………………….53
2.1 Проблема сплетни: основные подходы и их ограничения………...…..….53
2.2 Концептуальные возможности теории ритуалов интеракций
Р. Коллинза в исследовании малых групп: на примере сплетен с
использованием спектрального анализа аудиозаписей……………………… 60
Заключение…………………………………………………………….……………71
Список использованных источников…………...…………………………………73
Приложение
Актуальность темы исследования. Метафора ритуала является продуктивным эпистемическим ресурсом для анализа социальных отношений. Это показывает актуальная дискуссия о возможностях интерпретации социологии как «могущественного ритуала» [24, С. 27]. Этот ритуал, по мнению инициатора дискуссии, социолога Михаила Соколова, должен компенсировать «автофабрикационные» страхи социологов по поводу ненаучности их дисциплины. Автор утверждает, что коллективное производство заблуждения для себя самого социологическим сообществом («sense-building», если следовать терминологии автора) осуществляется посредством использования статистики для подражания естественным наукам или бесконечного «переоткрытия» классиков, позволяющего социологам получить экстатический опыт открытия и чувство принадлежности к серьезной интеллектуальной традиции. В критической ответной статье В. Вахштайн выдвигает и обосновывает противоположные тезисы, лишенные ритуальной метафорики: по его мнению, во-первых, следует различать «клубную» (для которой характерно замкнутое профессиональное сообщество, обеспечивающее поддержку представлениям об осмысленности коллективной деятельности) и «салонную» (ориентированную на взаимодействие с несоциологами, популяризацию, выполнение государственных и бизнес-задач) организацию социологической деятельности; во-вторых, социолог не нуждается в ритуальном производстве чувства правильности того, чем он занимается, поскольку смысл действия предшествует самому действию [3, С. 72-78]. О. Хархордин в качестве критики статьи М. Соколова упоминает об «аскетическом» преобразовании мира через его рациональное познание как ещё одной форме бытования социологии, делающей эту форму (научной) активности осмысленной для самих социологов [27, С. 63].
За достаточно радикальными формулировками участников дискуссии стоит попытка ответить на достаточно важные для понимания социологии вопросы: как дисциплина существует и продолжает развиваться при крайне низком прогностическом потенциале имеющихся теорий, почему она не стала «индустрией изучения общественного мнения» [24, С. 27] или исследовательской журналистикой [23, С. 81-83].
Упоминание этой дискуссии имеет целью частичную легитимацию данной работы. Научность социологии здесь не ставится под сомнение и сама категория ритуала используется в ином значении. Эта дискуссия демонстрирует продуктивность использования метафоры ритуала (развиваемой до уровня категории в той или иной теоретической системе) для социологического мышления (не исключая, впрочем, некоторой осмотрительности).
Однако участники дискуссии совершенно не упоминают теорию ритуалов интеракций Рэндалла Коллинза, которая предлагает объяснение и динамики интеллектуальных сообществ, и ясные ответы на некоторые фундаментальные вопросы социологии: каковы факторы солидарности, что движет индивидом при совершении социального действия, какую роль играет мышление индивида в социальном действии и др. Малоизвестность теории ритуалов интеракций в российском социологическом сообществе обуславливает актуальность темы данного исследования.
Темой данного исследования является изучение концептуальных возможностей теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в исследовании малых групп. Под концептуальными возможностями социологической теории мы понимаем её способность адекватно (сообразно правилам теории и эмпирическим данным) описывать и объяснять социальные явления и процессы. Описание - это производство согласованных с теорией высказываний об объекте, отражающих его сущностные черты. Объяснение - это «преобразование эмпирически полученных данных по правилам избранного теоретического языка» [16, С. 153]. Описание и объяснение соотносятся как исследовательские процедуры, отвечающие на вопросы, соответственно: «Чем является данный объект?» и «Почему данный объект является именно таким?».
Степень научной разработанности. Концепция религиозного ритуала как основного способа производства солидарности в примитивном обществе, постулат первичности религиозных практик по отношению к верованиям, структура ритуала разработаны Э. Дюркгеймом [39]. И. Гофман показал возможность и плодотворность анализа повседневных нерелигиозных взаимодействий как ритуалов, в которых «сакральным объектом» является индивид [10]. Основываясь на их работах, Р. Коллинз разработал теорию ритуалов интеракций, в систематичном виде которая была представлена в работе «Interaction ritual chains» (2004 г.) [32]. На основе теории ритуалов интеракций Р. Коллинзом была также создана теория насилия, объясняющая условия возможности и основные механизмы несолидарного взаимодействия [33]. Концепция мышления Дж.Г. Мида [19] как интернализованного разговора с «обобщенным другим» стала для Р. Коллинза теоретической основой для введения понятия ритуалов интеракции третьего порядка как рециркуляции в сознании индивида символов, созданных в предыдущих взаимодействиях (ритуалах первого и второго порядка).
Подробное описание теории ритуалов интеракций представлено в диссертации Ю.А. Прозоровой, которая также провела эмпирическое исследование групп взаимопомощи наркозависимых и проанализировала способы организации групповой психотерапии [21]. Ю.А. Прозорова в своих исследованиях показала высокое соответствие организации групповой психотерапии и собраний групп взаимопомощи наркозависимых условиям эффективного ритуала интеракции. Целью работы Ю.А. Прозоровой являлось доказательство эффективности применения теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в качестве социальной технологии, то есть системы принципов решения прикладных социальных задач. Также среди российских социологов теория ритуалов интеракций упоминается в работах М.И. Деевой [11] и Ю.А. Хамриной [25; 26]. В этих работах теория ритуалов интеракций не является основным объектом исследования либо рассматривается крайне поверхностно. Анализ работ отечественных исследователей показал, что теория ритуалов интеракций Р. Коллинза пока остается относительно малоизвестной в российском социологическом сообществе.
Часть эмпирического базиса теории ритуалов интеракций составляют исследования синхронии в социальном взаимодействии, являющейся одной из переменных в аналитической схеме ритуала интеракции. Явление телесной (одновременность совершения движений и микродвижений во взаимодействии) и телесно-речевой (соответствие структуры вокализации движениям) синхронии впервые эмпирически обнаружено в исследованиях В. Кондона [35¬37]. Явление синхронии было подтверждено в исследованиях А. Кендона [55].
B. Кондон также экспериментально доказал несознательный характер синхронии, эмпирически обнаружив синхронные телесные реакции младенцев от 12 часов от рождения в ответ на звуки, издаваемые взаимодействующими с ними взрослыми - длительность выявленных телесно-речевых паттернов составляла всего 0.04-0.16 секунды [38]. Речевая синхрония была открыта
C. Грегори, разработавшим метод анализа степени достигнутой речевой синхронии через амплитудно-частотные характеристики голосов говорящих (спектральный анализ аудиозаписей) [47-51]. А. Пакстон и Р. Дейл разработали метод автоматического анализа видеозаписей взаимодействия индивидов для измерения уровня достигнутой телесной синхронии (метод фрейм- дифференциации); ими же установлена связь между степенью достигнутой телесной синхронии и солидарностью (взаимной симпатией, позитивной оценкой собеседника) [59]. С. Фарли также экспериментально доказала связь речевой синхронии и степени близости собеседников, сравнивая степень достигнутой в разговоре по телефону речевой синхронии между друзьями и «романтическими партнерами» (в разговоре последних синхрония выше) [42].
Также в эмпирический базис теории ритуалов интеракций входят эмпирические исследования реститутивных конференций (М. Росснер) [61], организации взаимодействия сотрудников организаций на рабочем месте (Н. Ротбард) [62], ирландских торгов на аукционах в Лондоне (М. Херреро) [54]. В этих исследованиях эффективность или неэффективность (степень выраженности результирующих переменных ритуала интеракции) различных видов взаимодействия индивидов объясняется через обнаружение выраженности начальных условий ритуала интеракции. Однако подобные исследования (в том числе упоминавшееся ранее эмпирическое исследование Ю.А. Прозоровой), выполненные в рамках теории ритуалов интеракций, проводятся с помощью методов наблюдения и интервью. В данной работе мы показываем, что исследования в рамках теории ритуалов интеракций могут проводиться также с использованием более формализованного метода - метода спектрального анализа аудиозаписей.
Для обнаружения возможных противоречий теории ритуалов интеракций эмпирическим данным в работе проводится эмпирическое исследование сплетен. Сплетни изучались в рамках информационного подхода, предложеного Р. Пейном [58], затем этот подход был развит Дж. Салсом [64] с использованием теории социального сравнения Л. Фестингера [43]. Общей идеей этого подхода является представление о сплетне как средстве получения непубличной информации о членах малой группы. Функционалистский подход к пониманию сплетен представлен в работах М. Глакмена [46] и Р. Баумейстера [31], которые концептуализируют сплетни как инструмент социального контроля через культурное научение и реактуализацию групповых норм. Оба эти подхода находятся в отношениях «симметричной недостаточности»: информационный подход способен объяснить поведение сплетничающего субъекта, но не способен различать групповые эффекты сплетничания; функционалистский подход, напротив, объясняет групповой эффект сплетничания, но никак не объясняет индивидуальную заинтересованность в такого рода деятельности. Перформанс-центрированный подход Р. Абрахамса [30], постулирующий наличие таких функций слетничания, как поддержание положительного образа в группе и оказание влияния на других членов группы, опровергнут в эксперименте С. Фарли, в котором доказано, что сплетничающие индивиды воспринимаются как наименее влиятельные и способные располагать к себе [40]. Эксперимент С. Фарли являлся проверкой действия эффекта обратного трансфера установок (формирования в отношении оценивающего
соответствующих оценке установок), открытого Б. Гавронски и Е. Вальтер [45], применительно к процессам сплетничания.
Объектом исследования в данной работе является теория ритуалов интеракций Р. Коллинза.
Предмет исследования - концептуальные возможности теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в исследовании малых групп.
Целью исследования является выявление концептуальных возможностей теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в исследовании малых групп .
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. изучить основные этапы эволюции теории ритуалов интеракций Р. Коллинза от формирования теоретических предпосылок до современности;
2. охарактеризовать эмпирический базис теории ритуалов интеракций Р. Коллинза;
3. выявить основные социологические подходы к изучению сплетен и их ограничения;
4. провести эмпирическое исследование сплетен с целью оценки концептуальных возможностей теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в изучении малых групп.
Теоретико-методологической основой исследования, учитывая его метатеоретический характер , является методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, позволяющая анализировать теорию как часть исторически развивающегося проекта. Также в работе принято во внимание предложение Ю.А. Прозоровой рассматривать теорию ритуалов интеракций как социальную технологию. Для анализа эмпирических данных использовался метод спектрального анализа аудиозаписей С. Грегори.
Апробация работы. Материалы представленной выпускной квалификационной работы докладывались в рамках студенческой научной конференции, а также послужили источниками для научной публикации в журнале «Человек. Сообщество. Управление» из перечня ВАК.
На основе анализа посвященных теории ритуалов интеракций Р. Коллинза работ отечественных и зарубежных исследователей, а также сопоставления полученных в ходе проведенного эксперимента данных с положениями изучаемой теории установлено, что теория ритуалов интеракций обладает достаточными для использования в социологических исследованиях концептуальными возможностями - способностью описывать и объяснять социальные явления и процессы. Анализ теории ритуалов интеракций позволил выявить согласованность всех её категорий и принципов. Внутренних противоречий, ставящих целесообразность применения теории под сомнение, не выявлено. Установлено содержание эмпирического базиса теории - его составляют исследования синхронии во взаимодействии и исследования различных форм взаимодействия в рамках теории ритуалов интеракций Р. Коллинза.
По результатам эмпирического исследования установлена эмпирическая непротиворечивость теории ритуалов интеракций Р. Коллинза. Хотя основной целью эмпирического исследования было сравнение полученных данных с постулатами теории ритуалов интеракций, эксперимент позволил также дать объяснение феномену сплетни. Выявлены две функции сплетни - повышение эмоциональной энергии каждого сплетничающего субъекта и производство солидарности между сплетничающими членами малых групп. Это объяснение учитывает и индивидуальный, и групповой эффект сплетничания и полностью согласовано как с положениями теории ритуалов интеракций, так и с полученными эмпирическими данными. Основные социологические подходы в исследованиях сплетен (информационный и функционалистский) способны без противоречий объяснить лишь один аспект этого феномена - либо индивидуальный, либо групповой. Следовательно, результаты эмпирического исследования сплетен свидетельствуют о высоком объяснительном потенциале теории ритуалов интеракций Р. Коллинза в исследовании малых групп.
Результаты, полученные в данной работе, могут послужить дополнительным аргументом для использования теории ритуалов интеракций Р. Коллинза отечественными социологами, которые пока уделяют ей мало внимания. Также продуктивным может быть использование спектрального анализа аудиозаписей интервью, направленного на обнаружение степени речевой синхронии. Метод спектрального анализа аудиозаписей, широко использующийся зарубежными исследователями синхронии во
взаимодействии, в сочетании с теорией ритуалов интеракций, учитывающей в своей аналитической схеме синхронию, может существенно расширить возможности социологии. Одним из возможных направлений будущих исследований с применением данного метода в социологии может стать аудит качества интервью с точки зрения эмоциональных последствий взаимодействия интервьюера и респондента.
1. Анцупов, А.Я., Ковалев, В.В. Социально-психологическая оценка
персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальностям 062100 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», 020400 «Психология» / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА. - 2006. - 303 с.
2. Вахштайн, В.С. FAQ: эпистемические интервенции [Электронный ресурс] / В.С. Вахштайн // Постнаука. URL: http://postnauka.ru/faq/27198 (дата обращения: 02.11.2015).
3. Вахштайн, В.С. Салоны и клубы. Ответ Михаилу Соколову / В. Вахштайн // Социология власти. - 2015. - №3. - С. 69-80.
4. Вахштайн, В.С. Событийное строение повседневного мира. Исследование обыденного жеста / В.С. Вахштайн // Социологический журнал. - 2007. - №3. - С. 5-39.
5. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - Санкт-Петербург: Питер. - 2007. - 335 с.
6. Горбатов, Д.С. Сплетничанье как элемент мелкогруппового общения / Д.С. Горбатов // Социологические исследования. - 2009. - №1. - С. 119-127.
7. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - Москва: Центр социального прогнозирования. - 2003. - 312 с.
8. Гофман, А. Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции / А.Б. Гофман // Социологический ежегодник 2012: Сб. научных трудов. Ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. - Москва: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ. - 2013. - C. 97¬167.
9. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман // Пер. с англ., под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. Статья Г.С. Батыгина. - Москва: Институт социологии РАН. - 2003. - 752 с.
10. Гофман, И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман // Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. - Москва: Смысл. - 2009. - 319 с.
11. Деева, М.И. От индивидуального к разделяемому аффекту: постдюркгеймианская традиция в социологии эмоций / М.И. Деева // Социологическое обозрение. - 2010. - Т. 9. - №2. - С. 134-154.
12. Доброниченко, Е.В. Функционально-семантические границы
ритуального пространства: к вопросу об определении понятий /
Е.В. Доброниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - Т. 81. - №6. - C. 7-12.
13. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм // Под ред. А.Б. Гофмана. - Москва: Наука. - 1991. - 576 с.
14. Иншаков, В.В. Сплетня как механизм производства солидарности: спектральный анализ аудиозаписей / В.В. Иншаков // Доклад на XXXVIII научной конференции студентов. Оренбург: ФГБОУ ОГУ. - Апрель, 2016.
15. Коллинз, Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуальных изменений / Р. Коллинз // Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. - Новосибирск: Сибирский хронограф. - 2002. - 1280 с.
16. Комарова, Н. Марта Херреро. «Аукционы, ритуалы и эмоции на рынке искусства» / Н. Комарова // Социологическое обозрение. - 2011. - Т. 10. - №1-2. - С. 79-82.
17. Константиновский, Д.Л., Вахштайн, В.С., Куракин, Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. - Москва: ЦСП и М. - 2013. - 224 с.
18. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос // Пер. с англ. И.Н. Веселовского, А.Л. Никифорова,
B. Н. Поруса. - Москва: Академический проспект; Трикста. - 2008. - 475 с.
19. Леонтьев, А.Н. Потребности мотивы и эмоции / Психология эмоций. Тексты // Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Изд- во Моск. ун-та. - 1984. - С. 162-171.
20. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид // Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - Москва: РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии. - 2009. - 290 с.
21. Переселкова, З.Ю., Иншаков, В.В. Социологические основания трудовой мотивации: объяснительная модель теории ритуалов интеракции / З.Ю. Переселкова, В.В. Иншаков // Человек. Сообщество. Управление. - 2016. - №1. - С. 57-72.
22. Поппер, К. Логика и рост научного знания (избранные работы) /
К. Поппер // Сост., общ. ред. и вступ. статья д.ф.н. В.Н. Садовского. - Москва: «Прогресс». - 1983. - 605 с.
23. Прозорова, Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Ю.А. Прозорова. - Санкт-Петербург: 2009. - 261 с.
24. Роулз, Э.У. Эпистемология Дюркгейма: незамеченный аргумент / Э.У. Роулз // Пер. с англ. А.М. Корбута. - Социологическое обозрение. - 2014. - Т. 13. - №2. - С. 84-140.
25. Соколов, М. Мир Смысла, он же Мир Судьбы и Сожаления: ответ Олегу Хархордину и Виктору Вахштайну / М. Соколов // Социология власти. - 2015. - №3. - С. 81-92.
26. Соколов, М. Социология как чудо. Процесс sense-building в одной академической дисциплине / М. Соколов // Социология власти. - 2015. - №3. -
C. 13-57.
27. Хамрина, Ю.А. Воспроизводство социального посредством ритуала / Ю.А. Хамрина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №353. - С. 59-62.
28. Хамрина, Ю.А. Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе / Ю.А. Хамрина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №347. - С. 53-56.
29. Хархордин, О. Социология как доставка, поставка или проставка смысла жизни / О. Хархордин // Социология власти. - 2015. - №3. - С. 58-68.
30. Штейнберг, И., Шанин, Т., Ковалев, Е., Левинсон, А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон // Под ред. И. Штейнберга. - Санкт-Петербург: «Алетейя». - 2009. - 356 с.
31. Юдин, Г.Б. Коллективное и индивидуальное в философской антропологии Дюркгейма / Г.Б. Юдин // Социологическое обозрение. - 2013. - Т.12. - №2. - С. 122-132.
32. Abrahams, R. A performance-centred approach to gossip / R. Abrahams // Man. - 1970. - Vol. 5. - №2. - P. 290-301.
33. Baumeister, R.F., Zhang, L., Vohs, K.D. Gossip as cultural learning / R.F. Baumeister, L. Zhang, K.D. Vohs // Review of general psychology. - 2004. - №8. - P. 111-121.
34. Collins, R. Interaction ritual chains / R. Collins. - Princeton: Princeton University Press. - 2004. - 439 p.
35. Collins, R. Violence: A Micro-sociological theory / R. Collins. - Princeton: Princeton University Press. - 2008. - 563 p.
36. Collins, R. Reply to Erickson and Schwalbe / R. Collins // Contemporary Sociology. - 2007. - Vol. 36. - №3. - P. 215-218.
37. Condon, W.S. An analysis of behavioral organization / W. Condon // Sign Language Studies. - 1988. - Vol. 58. - P. 55-88.
38. Condon, W.S. Method of micro-analysis of sound films of behavior / W.S. Condon // Behavior Research Methods & Instrumentation. - 1970. - Vol. 2. - №2. - P. 51-54.
39. Condon, W.S., Ogston, W.D. A segmentation of behavior / W.S. Condon, W.D. Ogston // Journal of Psychiatric Research. - 1967. - Vol. 5. - P. 221-235.
40. Condon, W.S., Sander, L.S. Neonate movement is synchronized with adult speech: interactional participation and language acquisition / W.S. Condon,
L. S. Sander // Science. - 1974. - Vol. 183. - №4120. - P. 99-101.
41. Durkheim, E. Elementary forms of religious life / E. Durkheim // Translated from the French by Joseph Ward Swain. - New York: Free Press. - 1965. - 507 p.
42. Farley, S. Is gossip power? The inverse relationships between gossip, power, and likeability / S. Farley // European Journal of Social Psychology. - 2011. - №41. - P. 574-579.
43. Farley, S. Vocal and physiological changes in response to the physical attractiveness of conversational partner / S. Farley // Journal of nonverbal behavior. - 2010. - Vol. 34. - №3. - P. 155-167.
44. Farley, S., Hughes, S., LaFauette, J. People will know we are in love: evidence of differences between vocal samples directed toward lovers and friends /
S. Farley, S. Hughes, J. LaFauette // Journal of nonverbal behavior. - 2013. - Vol.
37. - №3. - P. 123-138.
45. Festinger, L. A theory of social comparison processes / L. Festinger // Human relations. - 1954. - Vol. 7. - №2. - P. 117-140.
46. Foster, E. Research on gossip: taxonomy, methods, and future directions / E. Foster // Review of general psychology. - 2004. - Vol. 8. - №2. - P. 78-99.
47. Gawronski, B., Walter, E. The TAR effect: when the ones who dislike become the ones who are disliked / B. Gawronski, E. Walter // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2008. - Vol. 34. - №9. - P. 1276-1289.
48. Gluckman, M. Papers in honor of Melville J. Herskovits: gossip and scandal / M. Gluckman // Current anthropology. - 1963. - Vol. 4. - №3. - P. 307-316.
49. Gregory, S. Analysis of fundamental frequency reveals covariation in interview partners’ speech / S. Gregory // Journal of Nonverbal Behavior. - 1990. - Vol.14. - №2. - P. 237-251.
50. Gregory, S., Webster, S. A nonverbal signal in voices of interview partners effectively predicts communication accommodation and social status perceptions / S. Gregory, S. Webster // Journal of Personality and Social Psychology. - 1996. - Vol.70. - №6. - P. 1231-1240.
51. Gregory, S., Webster, S., Huang G. Voice pitch and amplitude convergence as a metric of quality in dyadic interviews / S. Gregory, S. Webster, G. Huang // Language & Communication. - 1993. - Vol.13. - №3. - P. 195-217.
52. Gregory, S. A quantitative analysis of temporal symmetry in microsocial relations / S. Gregory // American Sociological Review. - 1983. - Vol. 48. - №1. - P. 129-135.
53. Gregory, S., Hoyt, B. Conversation partner mutual adaptation as demonstrated by Fourier series analysis / S. Gregory, B. Hoyt // Journal of psycholinguistic research. - 1982. - Vol. 11. - №1. - P. 35-46.
54. Handbook on Restorative Justice Programmes, United Nations. New York. - 2006. - 105 p.
55. Hannerz, U. Gossip, networks and culture in a black American ghetto / U. Hannerz // Ethnos. - 1967. - Vol. 32. - №1-4. - P. 35-60.
56. Herrero, M. Auctions, rituals and emotions in the art market / M. Herrero // Thesis Eleven. - 2010. - Vol. 103. - №1. - P. 97-107.
57. Kendon, A. Movement coordination in social interaction: some examples described / A. Kendon // Acta Psychologica. - 1970. - Vol. 32. - №2. - P. 101-125.
58. McDowall, J. Microanalysis of filmed movement: The reliability of boundary detection by observers / J. McDowall // Environmental Psychology and Nonverbal Behavior. - 1978. - Vol. 3. - №2. - P. 77-88.
59. Metiu, A., Rothbard, N. Task Bubbles, Artifacts, Shared Emotion, and Mutual Focus of Attention: A Comparative Study of the Microprocesses of Group Engagement / A. Metiu, N. Rothbard // Organization Science. - 2013. - Vol. 24. - №2. - P. 455-475.
60. Pain, R. What is gossip about? An alternative hypothesis / R. Paine // Man. - 1967. - Vol. 2. - №2. - P. 278-285.
61. Paxton, A., Dale, R. Frame-differencing methods for measuring bodily synchrony in conversation / A. Paxton, R. Dale // Behavior Research Methods. - 2013. - Vol. 45. - №2. - P. 329-343.
62. Pelose, G. The functions of behavioral synchrony and speech rhythm in conversation / G. Pelose // Research on Language and Social Interaction. - 1987. - Vol. 20. - №1-4. - P. 171-220.
63. Rossner, M. Emotions and Interaction Ritual: A Micro-Analysis of Restorative Justice / M. Rossner // British Journal of Criminology. - 2011. - Vol. 51. - №1. - P. 95-119.
64. Rothbard, N., Steffanie, W. Waking Up on the Right or Wrong Side of the Bed: Start-of-workday Mood, Work Events, Employee Affect, and Performance / N. Rothbard, W. Steffanie // Academy of Management Journal. - 2011. - Vol. 54. - №5. - P. 964-975.
65. Schwalbe, M. Emile Durkheim and Erving Goffman Meet Dr. Magneto /
M. Schwalbe // Contemporary Sociology. - 2007. - Vol. 36. - №3. - P. 211-214.
66. Suls, J. Gossip as social comparison / J. Suls // Journal of communication. - 2006. - Vol. 27. - №1. - P. 164-168.
67. Wohlstein, R.T., McPhail, C. Judging the Presence and Extent of Collective Behavior from Film Records / R.T. Wohlstein, C. McPhail // Social Psychology Quarterly. - 1979. - Vol. 42. - №1. - P. 76-81.