Взаимодействие органов государственной власти и средств
массовой информации (на примере Главного управления
Министерства внутренних дел РФ по Свердловской области)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационного взаимодействия средств массовой информации (СМИ) и органов государственной власти 8
1.1 Понятие информационного взаимодействия, виды СМИ
8
1.2 Нормативно-правовая база взаимодействия СМИ и
органов государственной власти 21
1.3 Модели взаимодействия СМИ и органов
государственной власти 27
Глава 2. Практические аспекты взаимодействия СМИ и
ГУ МВД России по Свердловской области 38
2.1 Цель и задачи деятельности пресс-службы ГУ МВД
России по Свердловской области 38
2.2 Особенности взаимодействия ГУ МВД России по
Свердловской области со СМИ 48
2.3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия
ГУ МВД России по Свердловской области со СМИ 64
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение
На современном этапе развития одним из наиболее важных и особо значимых ресурсов является достоверная, полная и объективная информация. Основным каналом её передачи выступают средства массовой информации (СМИ), посредством которых большая часть граждан получает необходимые сведения. В этом отношении СМИ обладают большой властью, так как имеют возможность формировать и строить общественное мнение, а также влиять на поведение как отдельных личностей и социальных групп, так и общества в целом. Эти факторы обуславливают острую необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия органов власти со СМИ.
Одним из действенных инструментов для реализации вышеупомянутого процесса становятся пресс-службы, благодаря которым взаимодействие со СМИ носит официальный и упорядоченный характер. Пресс-службы выступают одним из важнейших механизмов оптимизации взаимоотношений между властью и СМИ, помогают органам власти сформировать свою репутацию и проинформировать масс-медиа и общественность о своей деятельности.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время организация взаимодействия государственных органов и СМИ недостаточна эффективна, вследствие чего не в полной мере удовлетворяются информационные потребности населения о деятельности органа власти.
Необходимость анализа роли СМИ в процессе информационного взаимодействия между властью и обществом связана ещё и с тем, что с наступлением эры «цифровой экономики» скорость передачи информации увеличилась до максимальных возможностей. Информационное общество в полном смысле этого слова становится сегодня реальностью в России. Подтверждение тому - не только стремительное увеличение количества электронных и печатных СМИ, но и качественные изменения в их работе. Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации на фоне продолжающейся глобализации и модернизации традиционных средств коммуникации, и в этом отношении у органов власти отсутствуют прогрессивные формы работы со СМИ. Все эти факторы требуют дополнительного теоретического и практического изучения.
Степень разработанности темы. В научной литературе тема взаимодействия органов государственной власти со СМИ привлекает внимание многих исследователей как в России, так и за рубежом. Именно поэтому методологической и теоретической базой данного исследования стали труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Проблемами масс-медийного пространства занимались и занимаются такие широко известные авторы как Я.Н. Засурский, Б.Н. Лозовский,
А.А. Марков и др. В сфере их научного внимания - различные аспекты взаимодействия органов государственной власти и СМИ, деятельность пресс-служб как структуры на информационном поле, система их работы.
При рассмотрении специфики работы пресс-служб МВД России использовались работы практикующих специалистов по связам с общественностью, публикуемые на официальном интернет-портале ФКУ «Объединённая редакция МВД России». Также практические моменты деятельности пресс-служб МВД широко раскрыта в трудах научных сотрудников образовательных учреждений МВД России - Ю.Ю. Комлева, М.П. Корнеевой, С. С. Смолевой, Р.М. Янбухтина
Среди работ за рубежных авторов наибольший интерес представляют труды в американских социологов Т. Петерсона, Ф. Сиберта, У. Шрамма «Четыре теории прессы» и Д. Маккуэйла «Теории массовой коммуникации». Именно они послужили методологической основой определения моделей взаимодействия органов власти и СМИ.
В данной работе нашли свое отражение также как нормативно-правовые акты РФ, касающиеся сферы взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации, так и непосредственно внутриведомственные акты МВД России, раскрывающие специфические особенности такого взаимодействия.
Объектом исследования является деятельность пресс- служб в органах государственной власти.
Предмет исследования - специфика, формы и модели взаимодействия пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области со СМИ.
Целью исследования является определение особенностей информационного взаимодействия СМИ с пресс- службой ГУ МВД России по Свердловской области и предложение рекомендаций по совершенствованию её деятельности.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие информационного взаимодействия органов государственной власти и СМИ, рассмотреть виды СМИ;
2) охарактеризовать нормативно-правовые основы работы пресс-служб в современных органах власти;
3) рассмотреть модели взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
4) описать сущность работы, основные задачи и функции пресс-службы на примере ГУ МВД по Свердловской области;
5) выявить особенности взаимодействия пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области со СМИ;
6) выделить проблемы, связанные с взаимодействием со СМИ, и предложить варианты их решения.
В процессе написания ВКР были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы, метод классификации и сравнительно-сопоставительного анализа;
- эмпирические: изучение и анализ документов, контент- анализ.
Результаты исследования могут быть использованы руководителями соответствующих органов государственной власти при разработке тематических направлений (планов) информационного обеспечения, а также при планировании обучения, подготовки и переподготовки как специалистов управления в сфере СМИ, так и непосредственно журналистов для совершенствования деятельности СМИ в целом.
Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Управление изменениями: мозаика сценариев в условиях турбулентности», которая прошла в г. Екатеринбурге на базе УИУ РАНХиГС 27-28 ноября 2019 года.
На основании проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что эффективное взаимодействие органов власти и средств массовой информации является одним из ключевых условий успешной реализации государственной информационной политики, ведь именно благодаря СМИ представляется возможным регулировать процессы информационного воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества и государства. Кроме того, становится очевидным и тот факт, что на сегодняшний день органы власти попросту не могут эффективно функционировать без постоянного информационного сопровождения своей деятельности, и СМИ в этом отношении приобретают особую значимость, так как являются своеобразным «посредником», объектом и каналом передачи информации, с помощью которого органы власти могут эффективно информировать население о своей политике, а также выстраивать доверительные и продуктивные отношения с общественностью в социально значимых вопросах.
Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время основные законодательно закреплённые положения государственной информационной политики не в полной мере отвечают запросам общественности и не соответствует сложившимся современным трендам. В этом отношении требуется доработка основных её составляющих с учётом новых инновационных информационных технологий.
2. В продолжении анализа документов, регламентирующих отношения органов власти со СМИ был сделан вывод о том, что федеральное и региональное законодательство не оговаривает специфических задач отдельных государственных структур, соответственно, является целесообразным издание собственных внутренних актов, чётко регламентирующую их деятельность в отношении со СМИ. В процессе рассмотрения профильных актов МВД России выяснилось, что имеется огромный массив ведомственной документации, однако среди них нет единой комплексной теоретико-методологической базы, в которую были бы включены основные положения, касающиеся порядка взаимодействия ведомства со СМИ, а именно принципы, основные цели и задачи, направления и приоритетные сферы информационного освещения деятельности МВД России со СМИ с учётом современных условий. В качестве одного из решений предлагается вернуть уже реализуемую практику введения Концепции информационной политики МВД России, в рамках которой указанные проблемы получили бы разъяснение и конкретизацию.
3. В результате изучения функционала пресс-службы органа власти и основных направлений её деятельности был сделан вывод о том, что это не только структура, информирующая общественность о его работе, но и действенный инструмент по созданию его позитивного имиджа в глазах общественности. Проведённый контент-анализ официального сайта ГУ МВД России по Свердловской области подтвердил это положение, а при дальнейшем анализе направлений деятельности пресс-службы ведомства был выявлен ряд особенностей: во-первых, это «личный бренд» руководителя пресс-службы, с которым она (а зачастую и всё ведомство) ассоциируется в целом, и в этом смысле к нему предъявляется ряд особых требований. Во-вторых, пресс- служба ГУ МВД России по Свердловской области реализует особое направление - PR-проекты, которые в соответствии с планами пропагандистской и просветительской работы направлены не только на информирование населения с максимальной степенью достоверности о деятельности правоохранительных органов, но и выступают действенным рычагом воздействия на общественное мнение, имея возможность укреплять доверие населения к структуре посредством проводимых мероприятий.
4. Отметим и тот факт, что в процессе контент-анализа была выявлена такая проблема, как преобладание официальных форм предоставления информации на современных площадках (социальные сети). Была отмечена необходимость адаптации такого рода информации с учётом потребностей соответствующей целевой аудитории, и действенным звеном в этом процессе могут стать молодые специалисты, имеющие навыки в SMM.
5. Особые отношения необходимо выстраивать и с журналистским (в том числе и с блогерским) сообществом. Как выяснилось, массу проблем создаёт неподготовленность журналистов, пишущих о деятельности правоохранительных органов. Неосведомлённость о специфике деятельности органов внутренних дел и слабое знание профильного законодательства приводит к транслированию недостоверной информации. В качестве одного из решений этой проблемы предлагается регулярное проведение обучающих семинаров и круглых столов с участием сотрудников пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области либо при участии Общественного Совета.
В заключении хочется сказать, что в настоящее время пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области - эффективное подразделение, способное оперативно и достоверно информировать общественность о ситуации в регионе при помощи различных каналов коммуникации - как печатных, так и электронных СМИ. Посредством их работы осуществляется полный цикл информационного сопровождения деятельности ведомства - от подготовки информации для печатных СМИ (пресс-релизов) до монтажа видеосюжетов для их трансляции в эфире областных и городских телекомпаний. Таким образом, деятельность пресс- служб является одним из действенных рычагов по укреплению взаимного доверия между органами государственной власти и гражданами, и в этом отношении своевременное информирование о происходящих событиях и возможность для граждан быть услышанными должны служить главными ориентирами деятельности современных пресс-служб в органах государственной власти.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // Российская газета. 1992. 8 февраля.
3. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // // Российская газета. 1993. 21 сентября.
4. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №3. Ст. 170.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.
6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09 января 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №7. Ст. 776.
7. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
2011. №7. Ст. 900.
8. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента от 23 мая 2011 г. № 668 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 22. Ст. 3154.
9. Об утверждении Перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Указ Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1060 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 33. Ст. 4903.
10. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (часть V). Ст. 7614.
11. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации: принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 г. [Электронный ресурс] URL: http://old.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 16.05.2019).
12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
13. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы: Приказ МВД РФ от 05.09.2005 г. № 718 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 12 октября 2007 г. № 888 (в ред. от 23 мая 2009 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы « КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы: Приказ МВД РФ от 01. 01. 2009 г. № 1 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России»: Приказ МВД России от 14 января 2013 г. № 15 (ред. от 06.08.2014). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Об утверждении Правил аккредитации журналистов
средств массовой информации при Министерстве внутренних дет Российской Федерации, его территориальных органах: Приказ МВД России от 27 июня 2015 г. № 725 // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120150925003 9 Опубликование № 0001201509250039 от 25 сентября 2015 г.
18. О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 (в ред. от 30 июля 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы « КонсультантПлюс».
19. О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации: Приказ МВД России от 19 июня 2018 № 385 г. (ред. 30 июля 2018). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Свердловской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом: Закон Свердловской области от 25 июня 2010 г. № 53-ОЗ // Собрание законодательства Свердловской области. 2010 г. № 6. Ст. 780.
21. Об утверждении государственной программы
Свердловской области «Обеспечение эффективности системы информирования населения Свердловской области до 2025 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019 г. № 1007-ПП // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/660020191227002 9 Опубликование № 6600201912270029 от 27 декабря 2017 г.
2. Другие источники
22. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. [Электронный ресурс]. URL: https://buklib.net/books/ 22030/ (дата обращения: 21.05.2020).
23. В Екатеринбурге раскрыто хищение металла под видом грузоперевозок // Tagilcity.ru: ежедн. интернет-изд. 2020. 7 апреля. URL: https://tagilcity.ru/news/society/07-04-2020/v- ekaterinburge-raskryto-hischenie-metalla-pod-vidom- gruzoperevozok (дата обращения: 05.06.2020).
24. Доклад о наиболее значимых мероприятиях Общественного совета при ГУ МВД России по Свердловской области за первый квартал 2019 года: [Электронный ресурс] // Главное управление МВД России по Свердловской области. URL: https://66.мвд.рф/document/16434872 (дата обращения: 16.05.2020).
25. Институт «Общественная экспертиза». Основные
региональные модели СМИ. [Электронный ресурс] URL: http ://www.freepress.ru/arh/book_2000/0 09. shtml (дата
обращения: 21.05.2020).
26. История пресс-службы: [Электронный ресурс] // Главное
управление МВД России по Свердловской области. URL: https:// 66.xn--b 1aew.xn--p lai/press/istorij a-press-sluzhbi (дата
обращения: 15.05.2020).
27. Медиалогия. Свердловская область: рейтинг СМИ за 2019
год. [Электронный ресурс] URL:
https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7222/ (дата
обращения: 07.05.2020).
28. Общественное мнение: [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (дата обращения: 16.05.2020).
29. Свердловское ГУ МВД раскрыло многомиллионное мошенничество: [Электронный ресурс] // Главное управление МВД России по Свердловской области. URL: https://66.xn-- b1aew.xn--p1ai/news/item/20000166/ (дата обращения: 05.06.2020).
30. Статистика социальных сетей в России 2020.
[Электронный ресурс] URL:
https://livedune.ru/blog/statistika_socsetej_v_rossii (дата
обращения: 07.05.2020).
31. Устинович Е. С. Понятие информационной политики государства. [Электронный ресурс] URL: https://justicemaker.ru/ view-article.php?id=7&art=3062 (дата обращения: 16.05.2020).
3. Литература
32. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2005. 259 с.
33. Зеркаль Д. А. Средства массовой информации как инструмент государственной информационной политики: модели взаимодействия власти и СМИ // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 2. С. 94-104.
34. Информационная политика органов власти: результаты исследования / Исследовательский центр «Аналитик»; подгот. А.В. Мозолин. Екатеринбург, 2012. 90 с.
35. Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой
информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанск. ун-та,
2001. 172 с.
36. Копалова О.С., Черкасова В.Ю. Информационное взаимодействие органов власти с населением // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. № 2(19). С. 14¬20.
37. Корнеева М.П. Особенности организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне внешнего взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и средствами массовой информации: статья из сборника «Проблемы управления правоохранительной деятельностью» // Академия управления МВД России, 2018. №1 (45). С. 78-84.
38. Лозовский Б. Н. Власть как субъект манипуляции средствами массовой информации // Журналистика и политика : сб. ст. Екатеринбург, 2007. 166 с.
39. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. М.: ИНФРА-М, 2014. 190 с.
40. Организация работы отделов связей с общественностью: Учебное пособие для вузов / Под ред. К.Н. Тендит. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 96 с.
41. Связи с общественностью в органах власти: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Ачкасовой В.А., Быкова И. А. М.: Юрайт, 2019. 163 с.
42. Сергеев Е.А. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как важнейшее условие социально-экономического развития региона // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. Сборник материалов XLIX Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 90-97.
43. Смолева С.С. Имидж органов внутренних дел: проблемы формирования и поддержания: монография. М.: Изд-во МГОУ,
2012. 201 с.
44. Тулисова В. А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к NewMedia // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 2. С. 228-244.
45. Янбухтин Р. М. Правоохранительные органы и СМИ: проблемы и принципы взаимодействия // Грамота. 2015. №7. С.