Особенности формирования письма у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Алтайский государственный педагогический университет)
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 121» (г. Барнаул).
Выборка: в эксперименте принимало участие 20 детей второго класса.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Онтогенетические аспекты формирования письма у младших школьников 5
1.2 Состояние письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи 9
1.3 Организационно-методические аспекты диагностики письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1 Описание методик и организация исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Нередко нарушения письма обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. Эти затруднения имеют максимальное влияние на процессы формирования письма и чтения. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес к проблеме формирования письменной речи детей младшего школьного возраста.
В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева и др.). В работах ряда исследователей констатируются и анализируются трудности детей с недоразвитием речи в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи. В то же время проблема коррекции письменной речи детей с общим недоразвитием речи освещена в литературе недостаточно.
Цель исследования – изучить особенности письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования – письменная речь. Предмет исследования – особенности письма у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития письменной речи у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. Охарактеризовать специфику письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить в эмпирическом исследовании специфику письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагаем, что в процессе диагностики письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут выявлены следующие особенности: нарушение анализа звуковой структуры слова, отсутствие проговаривания слов, отсутствие воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть соотносящиеся с разными видами дисграфии (что соответствует смешенному типу дисграфии).
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и обобщение; эмпирические – тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Этапы исследования. Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись цель и задачи исследования, понятийный аппарат, методика. Второй этап содержательно-технологический – проведение исследования в соответствии с выбранной методикой. Третий этап заключительно-обобщающий – анализ результатов исследования.
Подводя итоги проведенного исследования, направленного на выявление нарушений письма младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, следует сформулировать ряд выводов. Констатирующее исследование включало три этапа. Первый этап – организационно-подготовительный. Второй этап – содержательно-технологический – проведение исследования в соответствии с выбранной методикой. Третий этап –заключительно-обобщающий – анализ результатов исследования.
В соответствии с выбранной методикой нарушений письма исследование проводилось в следующих направлениях:
1. Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова;
2. Исследование слуховой дифференциация звуков на материале слов-квазиомонимов;
3. Исследование буквенного гнозиса;
4. Исследование оптико-пространственного праксиса;
5. Исследование процесса письма.
Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента показал, что у обследованных младших школьников имеются нарушения письменной речи, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проведенное исследование позволило выделить следующие подгруппы младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
Первая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами аграмматической дисграфии, артикуляторно-акустической дисграфии, оптической дисграфии (5 младших школьников с ФФНР – 25%).
Вторая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием аграмматической дисграфии и элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания (5 младших школьников с ФФНР – 25%).
Третья подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической дисграфии и оптической дисграфии (1 младший школьник с ФФНР – 5%).
Четвертая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами оптической дисграфии (2 младших школьника с ФФНР – 10%).
Пятая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием аграмматической дисграфии с элементами дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания (7 младших школьников с ФФНР – 35%).
Преобладающими видами дисграфии, выявленными у детей экспериментальной и контрольной групп, являются: артикуляторно-акустическая дисграфия, механизмом которой является неправильное проговаривание слов; оптическая дисграфия, для которой характерны ошибки, проявляющиеся в искажении графического образа букв (отсутствие воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы); дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая дисграфия), обусловленная нарушением слуховой дифференциации звуков при сохранном произношении, нарушением анализа звуковой структуры слова.
Таким образом, в процессе проведенной экспериментальной работы была проверена гипотеза, основанная на предположении о том, что в процессе диагностики письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут выявлены следующие особенности: нарушение анализа звуковой структуры слова, отсутствие проговаривания слов, отсутствие воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть соотносящиеся с разными видами дисграфии (что соответствует смешенному типу дисграфии).
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Изв. АПН РСФСР. – Москва: 1955. – Вып. 70. – С. 104-148.
2. Величенокова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников / О.А. Величенокова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – Воронеж: 2001. – 125 с.
3. Венедиктова, Л.В. Связь логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи с программой по русскому языку в начальных классах массовой школы / Л.В. Венедиктова // Патология речи: История изучения, диагностика, преодоление. – Санкт-Петербург: Питер, 1992. – 231 с.
4. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. – Москва: ВЛАДОС, 1996. – 222 с.
5. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая. – М: Академия, 2001. – 298 с.
6. Зимичева, В.К. Пути преодоления недоразвития речи у первоклассников / В.К. Зимичева. – Москва: Наука, 1970. – 31 с.
7. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 286 с.
8. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – Санкт-Петербург: Новая волна, 1998. – 256 с.
9. Лиходедова, Л.Н. Определение и причины возникновения дисграфии как специфического нарушения письменной речи / Л.Н. Лиходедова // Ученые записки. – 2010. – № 7. – С.227-229.
10. Логинова, Е.А. Нарушения письма / Е.А. Логинова. – Санкт-Петербург: 2004. – 185 с.
11. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. – Москва: Наука, 1950. – 179 с.
12. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – Москва: 1990. – С. 14-17.
13. Матвиенко, Е.В. Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста / Е.В. Матвиенко. – Краснодар: 2014. – 131 с.
14. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – Москва: 1995. – 191 с.
15. Спирова, Л. Ф., Ястребова, А.В. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – Москва: Просвещение, 1996. – 204 с.
16. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. –185 с.
17. Фотекова, Т.А. Ахутина, Т.В. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – Москва: АРКТИ, 2015. – 125 с.
18. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – Москва: Аркти, 2010. – 240 с.