ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК
НОВЕЙШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА 12
1.1. Экстремальная трэвел-журналистика. К определению понятия ... 12
1.2. Появление и становление экстремальной трэвел-журналистики
как профессиональной деятельности 17
1.3. Разновидности программ экстремальной трэвел-журналистики на
современном телевидении 27
Выводы к Главе I 40
ГЛАВА II. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА
СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 42
2.1. Особенности экстремальной трэвел-журналистики 42
2.2. Инструментарий современного экстремального трэвел-журналиста
2.3. Методы получения информации в экстремальной трэвел-
журналистике 58
2.4. Этическая составляющая экстремальной трэвел-журналистики .. 68
Выводы к Главе II 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ГЛАВА I. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК
НОВЕЙШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА 12
1.1. Экстремальная трэвел-журналистика. К определению понятия ... 12
1.2. Появление и становление экстремальной трэвел-журналистики
как профессиональной деятельности 17
1.3. Разновидности программ экстремальной трэвел-журналистики на
современном телевидении 27
Выводы к Главе I 40
ГЛАВА II. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА
СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 42
2.1. Особенности экстремальной трэвел-журналистики 42
2.2. Инструментарий современного экстремального трэвел-журналиста
2.3. Методы получения информации в экстремальной трэвел-
журналистике 58
2.4. Этическая составляющая экстремальной трэвел-журналистики .. 68
Выводы к Главе II 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Сегодня любой пользователь сети Интернет часто встречает термин трэвел-журналистика, и мы всё чаще замечаем, что появляется большое количество новых периодических изданий и телевизионных программ, напрямую связанных с данной отраслью журналистики. Но для большинства аудитории трэвел-журналистика остаётся «призрачным» понятием. «Travel» в переводе с английского языка означает путешествие, командировку, поездку. И соответственно трэвел-журналистика - это одно из направлений массмедиа, целью которого является информирование своей аудитории о далёких странах, о традициях и обычаях народа, истории и достопримечательностях.
Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении занимает отдельную нишу. Программы данной направленности вызывают особый интерес у зрителя. У журналистов, работающих в этом направлении, появляется возможность не только вывести телезрителя за пределы его комнаты, но и погрузить его в совершенно непредсказуемую и «опасную» реальность. Программы об экстремальных путешествиях имеют свою особенность, они рассказывают не только о необычном и новом мире, но также дают представление о границах человеческих возможностей.
Программы, рассказывающие об экстремальных путешествиях, интересны современному телезрителю, потому что дают возможность аудитории, не покидая пределы дома, получить заряд ярких эмоций и побудить зрителя совершить такой же маршрут, что и проделал журналист. Передачи, связанные с экстремальной трэвел-журналистикой, занимают прочную позицию в сетке современного телевещания. С теоретической точки зрения, экстремальная трэвел-журналистика, как особое направление в массмедиа мало изучено. Именно эти аспекты определили актуальность выбранной темы.
Объектом данного исследования является экстремальная трэвел- журналистика на современном телевидении как новейшая профессиональная сфера.
Предметом исследования выступает методология и методика профессиональной и творческой деятельности журналиста, работающего в жанре экстремальных путешествий, содержательные характеристики телепрограмм.
Цель работы состоит в выявлении особенностей и методов профессиональной деятельности корреспондента в экстремальной трэвел- журналистике на современном телевидении.
Предмет и объект данного исследования, а также её цель определили следующие задачи:
1. Рассмотреть появление и становление экстремальной трэвел- журналистики как профессиональной деятельности;
2. Выявить разновидности экстремальной трэвел-журналистики в современной медийной среде;
3. Определить понятие экстремальной трэвел-журналистики;
4. Выявить особенности экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении;
5. Систематизировать инструментарий современного экстремального трэвел-журналиста;
6. Рассмотреть этическую составляющую журналистики об экстремальных путешествиях.
Эмпирическую базу исследования составило содержание вещания пяти программ различной направленности. Условно весь эмпирический материал мы можем разделить на три тематические группы:
- программы о выживании в опасных природных условиях («Выжить любой ценой» телеканала «Discovery» (35 выпусков), «Рейтинг Баженова» цикл программ «Дикарь» на телеканале «Моя планета» (16 выпусков)).
- программы об экстремальном спорте и экстремальных путешествиях («Охотники за адреналином» на телеканале «Моя планета» (40 выпусков)),
- программы об опасных животных и взаимодействии с ними («Охотник на крокодилов» телеканала «Animal Planet» (22 выпуска), «Про животных и людей» телеканала «Живая планета» (14 выпусков)).
В качестве дополнительной эмпирической базы была выбрана программа «Последний герой. Забытые в раю» «Первого канала» (3выпуска).
В целом для эмпирического анализа нами было отобрано 130 телевизионных выпусков названных программ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента зарождения и становления экстремальной трэвел-журналистики на телевидении с 2000 года по настоящее время.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы выступают труды авторов, в содержании которых описывается исторический аспект экстремальной трэвел-журналистики: М. В. Монгуш, С. Покровский, М. В. Литке, Ю. В. Ростовская, Д.Н. Зарембо.
Работы других авторов помогли раскрыть суть экстремальной трэвел- журналистики: Е.П. Почкай, Н. Г. Чаган, Э.В. Гмызина
Далее в нашем исследовании мы обращались к научным трудам, в которых находятся теоретические обоснования, которые послужили классификации программ об экстремальных путешествиях: В. В. Миронов, Б. Н. Заякин, С. В. Андреева, Е. А. Войтик, Е. В. Желудова, Е. А. Шаркова.
Выявить особенности экстремальной трэвел-журналистики помогли научные труды: А.А. Боброва, Н.В. Кривцова, И.В. Показаньевой, Ю.А. Аганесовой, А.А. Чекмарева, Е.Г. Бебиа.
Определению инструментария экстремального трэвел-журналиста поспособствовали работы В. Ф. Познина, О. В. Алабужевой, А. Баландинского, Н. Ю. Степановой, Д. М. Бочко.
Выявить методы получения информации в экстремальной трэвел- журналистике, помогли работы следующих авторов: А. А. Тертычный, Н. Ю. Янчева, А. В. Булатова, А. А. Алекберова, В. А. Вершинин, М. С. Петрова, Л. П. Шестеркина.
Обозначить этическую сторону экстремальной трэвел-журналистики, способствовали научные труды: Т. Ю. Редькиной, А. С. Маслова, С. С. Распоповой, А. Д. Калинина, Е. А. Смирновой, Е. А. Мансковой.
Методологическую базу исследования составили основополагающие методы гуманитарных наук:
- метод ретроспекции, в частности принцип историзма, который дал возможность рассмотреть экстремальную трэвел-журналистику в процессе её развития до зарождения телевизионной индустрии;
- системный подход, позволивший изучить феномен экстремальной трэвел-журналистики в системе современного телевидения;
В данной работе использовалась совокупность общетеоретических методов исследования:
- формально-логические методы научного познания (индукция, дедукция), дали возможность систематизировать теоретический материал;
- метод типологического анализа, позволил выделить типообразующие признаки экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении;
- метод описания был использован в работе для изложения хода и результатов исследования;
- метод мониторинга, дал возможность отобрать эмпирический материал для данного исследования;
- метод качественного анализа эмпирического материала был нацелен на уточнение и интерпретацию содержания телевизионных программ, посвящённых экстремальной трэвел-журналистике.
Степень научной разработанности проблемы в настоящее время представляется не полной, это связано с тем, что до настоящего момента исследователями в данной области ни каким образом не представлен полноценный анализ феномена экстремальной трэвел-журналистики. Сегодня в научной литературе можно встретить лишь эпизодические исследования, направленные на изучение данного аспекта журналистики. Например, в научных публикациях мы встречаем информацию об историческом аспекте экстремальной трэвел-журналистики; описание феномена телевидения в «адреналиновой упаковке». В смежных научных исследованиях, таких как: спортивная и экологическая журналистика вскользь упоминается о некоторых аспектах связанных с экстремальной трэвел-журналистикой. Перечисленные научные труды в большей степени обращены к печатным СМИ, а исследований в данной области в телевизионной индустрии на сегодняшний день нет.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые в научном дискурсе идет обращение к теме экстремальной трэвел-журналистики. В данной работе впервые дана расширенная комплексная характеристика анализируемого феномена как новейшей профессиональной сферы современной путешественнической журналистики. С появлением данного явления появилась необходимость в теоретическом осмыслении существующих подходов к изучению профессиональной и творческой деятельности экстремального трэвел-журналиста. В данной работе представлена тематическая типология экстремальных трэвел- программ, рассматриваются профессиональные особенности новейшей журналистской сферы, делается акцент на творческих аспектах деятельности трэвел-журналистов, их методическом инструментарии.
Гипотеза настоящего магистерского исследования заключается в следующем: экстремальная трэвел-журналистика на сегодняшний день оформилась как отдельная профессиональная сфера более широкого понятия - путешественническая или трэвел-журналистика. Данная новейшая сфера журналистской деятельности имеет свои ярко выраженные черты. Во- первых, необходимо отметить, что для экстремальной трэвел-журналистики свойственны особые тематические области. Предметом отображения данной специфической сферы журналистского творчества выступает, прежде всего, аспект выживания в опасных условиях. Данные программы содержат ярко выраженный прагматический аспект: программы данной группы включают в себя полезные советы, ценные указания по вопросу выживания в дикой природе и экстремальных условиях. Ко второй тематической группе отнесем программы об экстремальном спорте и экстремальных путешествиях, которые в последнее время привлекают к себе все больше внимания со стороны «охотников за адреналином». И, наконец, третья тематическая группа программ - программы об опасных животных-хищниках и взаимодействии с ними, которое в реальной жизни не может быть возможным.
Все данные типы программ требуют особой профессиональной подготовки журналиста. Стоит отметить необходимый для работы над подобного типа программами высокий уровень физической подготовки журналиста. В профессионально-творческом плане журналист-экстремал - это, прежде всего, универсал. В первую очередь, это обусловлено спецификой его работы. Чем сложнее и опаснее предмет его отображения, тем меньше вероятность того, что в экспедиции героя будет сопровождать съемочная группа. Именно отсюда вытекает аспект частого использования при съемках подспудных технических средств - квардрокоптеров, штативов, экшен-камер и других устройств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Появление и становление экстремальной трэвел-журналистики как новейшей профессиональной сферы можно соотнести с кризисными явлениями в трэвел-журналистике как таковой. Снижение интереса к простым информативным телепутешествиям и повышение интереса к «путешествиям с адреналином» можно отнести к концу XX века. Во многом данный аспект еще может быть обусловлен появлением новых технических средств видеозаписи, позволяющих вести запись без привлечения физических усилий журналиста и особых знаний для пользования сложной техникой;
2. Современную экстремальную трэвел-журналистику условно можно разделить по нескольким категориям: во-первых, по тематике предмета отображения. Здесь на основе исследования эмпирического материала можно выделить три группы программ: выживание в опасных природных условиях, экстремальные виды спорта и путешествий, программы об опасных животных-хищниках и взаимодействие с ними. Во-вторых, все программы можно разделить на реальные экстремальные трэвел-программы и постановочные, псевдо-экстремальные трэвел-программы;
3. Экстремальная трэвел-журналистика имеет ярко выраженные черты, которые касаются особенностей предмета отображения, профессиональных требований к журналисту, работающему в данной области, творческому инструментарию путешествующего журналиста- экстремала;
4. В числе инструментов, помогающих раскрыть творческий замысел журналиста-экстремала, - специфические творческие приемы и технические средства фиксации. Арсенал технических средств путешествующего журналиста-экстремала также гораздо шире простого трэвел-журналиста и еще шире журналиста, работающего в иных профессиональных сферах;
5. Экстремальная трэвел-журналистика - проблемная профессиональная сфера, так как часто транслируемые сюжеты могут быть на грани человеческих возможностей. Однако зрелищность данных программ и интересность их преподнесения влекут аудиторию воплотить увиденное на экране в своей жизни. Однако, как мы уже отмечали, действия, транслируемые в данных программах, являются прерогативой физически хорошо подготовленных, выносливых людей. Данный аспект ставит экстремальную трэвел-журналистику в сложную этическую ситуацию.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при создании новых экстремальных трэвел- проектов и совершенствовании уже существующих.
Результаты данной работы также могут быть использованы в научной и научно-методической работе, в процессе преподавания курсов «Основы журналистики», «Международные спутниковые службы новостей», «Типология СМИ» и др. в высших учебных заведениях и при подготовке учебно-методических пособий. Полученные научные результаты предоставляют материал для дальнейших исследований в области интернет- радиовещания в частности, и интернет-СМИ в целом.
Научная достоверность магистратского исследования достигается использованием большого количества теоретического, эмпирического материала, разработанных на его основе собственных научных выводов, использованием совокупности исследовательских методов, которые в свою очередь способствуют выполнению поставленных задач. Достоверность научных результатов достигается также изучением научных исследований российских и зарубежных ученых, чьи работы не единожды подвергались глубокому анализу по мере получения нового материала.
Характер объекта исследования и поставленных целей и задач определил структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных источников и приложения.
Во введении дается краткий обзор изученности проблемы, обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель исследования, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, представляются теоретическая и эмпирическая база магистерской диссертации, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава - «Экстремальная трэвел-журналистика как новейшая профессиональная сфера» - посвящена изучению исторических предпосылок зарождения экстремальной трэвел-журналистики. Изучаемый феномен рассматривается как профессиональная деятельность журналиста и дается определение понятия. Особое внимание уделено разновидностям программ экстремальной трэвел-журналистики на современном этапе медийной среды.
Во второй главе - «Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении» - рассматриваются особенности экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении. Определяется инструментарий современного журналиста-экстремала, который используются для создания телевизионных программ изучаемого феномена. Выделяются этические аспекты, необходимые при создании программ исследуемой направленности.
В заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для будущих исследований.
Данная научная работа прошла апробацию в рамках трех научно-практических конференциях. 1. Научно-практическая конференция студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ», 2017 год. По результатам выступления в рамках секции «Актуальные проблемы интернет- и тележурналистики» доклад «Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении» был признан лучшим; 2. Международная научно-практическая конференция «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации», Белгород, 2017 год; 3. Научно-практическая конференция студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ», 2018 год.
Опубликовано две научные работы по теме исследования в сборнике «Актуальные проблемы журналистики», Томск, 2017 и в сборнике «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации», Белгород, 2017 год.
Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении занимает отдельную нишу. Программы данной направленности вызывают особый интерес у зрителя. У журналистов, работающих в этом направлении, появляется возможность не только вывести телезрителя за пределы его комнаты, но и погрузить его в совершенно непредсказуемую и «опасную» реальность. Программы об экстремальных путешествиях имеют свою особенность, они рассказывают не только о необычном и новом мире, но также дают представление о границах человеческих возможностей.
Программы, рассказывающие об экстремальных путешествиях, интересны современному телезрителю, потому что дают возможность аудитории, не покидая пределы дома, получить заряд ярких эмоций и побудить зрителя совершить такой же маршрут, что и проделал журналист. Передачи, связанные с экстремальной трэвел-журналистикой, занимают прочную позицию в сетке современного телевещания. С теоретической точки зрения, экстремальная трэвел-журналистика, как особое направление в массмедиа мало изучено. Именно эти аспекты определили актуальность выбранной темы.
Объектом данного исследования является экстремальная трэвел- журналистика на современном телевидении как новейшая профессиональная сфера.
Предметом исследования выступает методология и методика профессиональной и творческой деятельности журналиста, работающего в жанре экстремальных путешествий, содержательные характеристики телепрограмм.
Цель работы состоит в выявлении особенностей и методов профессиональной деятельности корреспондента в экстремальной трэвел- журналистике на современном телевидении.
Предмет и объект данного исследования, а также её цель определили следующие задачи:
1. Рассмотреть появление и становление экстремальной трэвел- журналистики как профессиональной деятельности;
2. Выявить разновидности экстремальной трэвел-журналистики в современной медийной среде;
3. Определить понятие экстремальной трэвел-журналистики;
4. Выявить особенности экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении;
5. Систематизировать инструментарий современного экстремального трэвел-журналиста;
6. Рассмотреть этическую составляющую журналистики об экстремальных путешествиях.
Эмпирическую базу исследования составило содержание вещания пяти программ различной направленности. Условно весь эмпирический материал мы можем разделить на три тематические группы:
- программы о выживании в опасных природных условиях («Выжить любой ценой» телеканала «Discovery» (35 выпусков), «Рейтинг Баженова» цикл программ «Дикарь» на телеканале «Моя планета» (16 выпусков)).
- программы об экстремальном спорте и экстремальных путешествиях («Охотники за адреналином» на телеканале «Моя планета» (40 выпусков)),
- программы об опасных животных и взаимодействии с ними («Охотник на крокодилов» телеканала «Animal Planet» (22 выпуска), «Про животных и людей» телеканала «Живая планета» (14 выпусков)).
В качестве дополнительной эмпирической базы была выбрана программа «Последний герой. Забытые в раю» «Первого канала» (3выпуска).
В целом для эмпирического анализа нами было отобрано 130 телевизионных выпусков названных программ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента зарождения и становления экстремальной трэвел-журналистики на телевидении с 2000 года по настоящее время.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы выступают труды авторов, в содержании которых описывается исторический аспект экстремальной трэвел-журналистики: М. В. Монгуш, С. Покровский, М. В. Литке, Ю. В. Ростовская, Д.Н. Зарембо.
Работы других авторов помогли раскрыть суть экстремальной трэвел- журналистики: Е.П. Почкай, Н. Г. Чаган, Э.В. Гмызина
Далее в нашем исследовании мы обращались к научным трудам, в которых находятся теоретические обоснования, которые послужили классификации программ об экстремальных путешествиях: В. В. Миронов, Б. Н. Заякин, С. В. Андреева, Е. А. Войтик, Е. В. Желудова, Е. А. Шаркова.
Выявить особенности экстремальной трэвел-журналистики помогли научные труды: А.А. Боброва, Н.В. Кривцова, И.В. Показаньевой, Ю.А. Аганесовой, А.А. Чекмарева, Е.Г. Бебиа.
Определению инструментария экстремального трэвел-журналиста поспособствовали работы В. Ф. Познина, О. В. Алабужевой, А. Баландинского, Н. Ю. Степановой, Д. М. Бочко.
Выявить методы получения информации в экстремальной трэвел- журналистике, помогли работы следующих авторов: А. А. Тертычный, Н. Ю. Янчева, А. В. Булатова, А. А. Алекберова, В. А. Вершинин, М. С. Петрова, Л. П. Шестеркина.
Обозначить этическую сторону экстремальной трэвел-журналистики, способствовали научные труды: Т. Ю. Редькиной, А. С. Маслова, С. С. Распоповой, А. Д. Калинина, Е. А. Смирновой, Е. А. Мансковой.
Методологическую базу исследования составили основополагающие методы гуманитарных наук:
- метод ретроспекции, в частности принцип историзма, который дал возможность рассмотреть экстремальную трэвел-журналистику в процессе её развития до зарождения телевизионной индустрии;
- системный подход, позволивший изучить феномен экстремальной трэвел-журналистики в системе современного телевидения;
В данной работе использовалась совокупность общетеоретических методов исследования:
- формально-логические методы научного познания (индукция, дедукция), дали возможность систематизировать теоретический материал;
- метод типологического анализа, позволил выделить типообразующие признаки экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении;
- метод описания был использован в работе для изложения хода и результатов исследования;
- метод мониторинга, дал возможность отобрать эмпирический материал для данного исследования;
- метод качественного анализа эмпирического материала был нацелен на уточнение и интерпретацию содержания телевизионных программ, посвящённых экстремальной трэвел-журналистике.
Степень научной разработанности проблемы в настоящее время представляется не полной, это связано с тем, что до настоящего момента исследователями в данной области ни каким образом не представлен полноценный анализ феномена экстремальной трэвел-журналистики. Сегодня в научной литературе можно встретить лишь эпизодические исследования, направленные на изучение данного аспекта журналистики. Например, в научных публикациях мы встречаем информацию об историческом аспекте экстремальной трэвел-журналистики; описание феномена телевидения в «адреналиновой упаковке». В смежных научных исследованиях, таких как: спортивная и экологическая журналистика вскользь упоминается о некоторых аспектах связанных с экстремальной трэвел-журналистикой. Перечисленные научные труды в большей степени обращены к печатным СМИ, а исследований в данной области в телевизионной индустрии на сегодняшний день нет.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые в научном дискурсе идет обращение к теме экстремальной трэвел-журналистики. В данной работе впервые дана расширенная комплексная характеристика анализируемого феномена как новейшей профессиональной сферы современной путешественнической журналистики. С появлением данного явления появилась необходимость в теоретическом осмыслении существующих подходов к изучению профессиональной и творческой деятельности экстремального трэвел-журналиста. В данной работе представлена тематическая типология экстремальных трэвел- программ, рассматриваются профессиональные особенности новейшей журналистской сферы, делается акцент на творческих аспектах деятельности трэвел-журналистов, их методическом инструментарии.
Гипотеза настоящего магистерского исследования заключается в следующем: экстремальная трэвел-журналистика на сегодняшний день оформилась как отдельная профессиональная сфера более широкого понятия - путешественническая или трэвел-журналистика. Данная новейшая сфера журналистской деятельности имеет свои ярко выраженные черты. Во- первых, необходимо отметить, что для экстремальной трэвел-журналистики свойственны особые тематические области. Предметом отображения данной специфической сферы журналистского творчества выступает, прежде всего, аспект выживания в опасных условиях. Данные программы содержат ярко выраженный прагматический аспект: программы данной группы включают в себя полезные советы, ценные указания по вопросу выживания в дикой природе и экстремальных условиях. Ко второй тематической группе отнесем программы об экстремальном спорте и экстремальных путешествиях, которые в последнее время привлекают к себе все больше внимания со стороны «охотников за адреналином». И, наконец, третья тематическая группа программ - программы об опасных животных-хищниках и взаимодействии с ними, которое в реальной жизни не может быть возможным.
Все данные типы программ требуют особой профессиональной подготовки журналиста. Стоит отметить необходимый для работы над подобного типа программами высокий уровень физической подготовки журналиста. В профессионально-творческом плане журналист-экстремал - это, прежде всего, универсал. В первую очередь, это обусловлено спецификой его работы. Чем сложнее и опаснее предмет его отображения, тем меньше вероятность того, что в экспедиции героя будет сопровождать съемочная группа. Именно отсюда вытекает аспект частого использования при съемках подспудных технических средств - квардрокоптеров, штативов, экшен-камер и других устройств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Появление и становление экстремальной трэвел-журналистики как новейшей профессиональной сферы можно соотнести с кризисными явлениями в трэвел-журналистике как таковой. Снижение интереса к простым информативным телепутешествиям и повышение интереса к «путешествиям с адреналином» можно отнести к концу XX века. Во многом данный аспект еще может быть обусловлен появлением новых технических средств видеозаписи, позволяющих вести запись без привлечения физических усилий журналиста и особых знаний для пользования сложной техникой;
2. Современную экстремальную трэвел-журналистику условно можно разделить по нескольким категориям: во-первых, по тематике предмета отображения. Здесь на основе исследования эмпирического материала можно выделить три группы программ: выживание в опасных природных условиях, экстремальные виды спорта и путешествий, программы об опасных животных-хищниках и взаимодействие с ними. Во-вторых, все программы можно разделить на реальные экстремальные трэвел-программы и постановочные, псевдо-экстремальные трэвел-программы;
3. Экстремальная трэвел-журналистика имеет ярко выраженные черты, которые касаются особенностей предмета отображения, профессиональных требований к журналисту, работающему в данной области, творческому инструментарию путешествующего журналиста- экстремала;
4. В числе инструментов, помогающих раскрыть творческий замысел журналиста-экстремала, - специфические творческие приемы и технические средства фиксации. Арсенал технических средств путешествующего журналиста-экстремала также гораздо шире простого трэвел-журналиста и еще шире журналиста, работающего в иных профессиональных сферах;
5. Экстремальная трэвел-журналистика - проблемная профессиональная сфера, так как часто транслируемые сюжеты могут быть на грани человеческих возможностей. Однако зрелищность данных программ и интересность их преподнесения влекут аудиторию воплотить увиденное на экране в своей жизни. Однако, как мы уже отмечали, действия, транслируемые в данных программах, являются прерогативой физически хорошо подготовленных, выносливых людей. Данный аспект ставит экстремальную трэвел-журналистику в сложную этическую ситуацию.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при создании новых экстремальных трэвел- проектов и совершенствовании уже существующих.
Результаты данной работы также могут быть использованы в научной и научно-методической работе, в процессе преподавания курсов «Основы журналистики», «Международные спутниковые службы новостей», «Типология СМИ» и др. в высших учебных заведениях и при подготовке учебно-методических пособий. Полученные научные результаты предоставляют материал для дальнейших исследований в области интернет- радиовещания в частности, и интернет-СМИ в целом.
Научная достоверность магистратского исследования достигается использованием большого количества теоретического, эмпирического материала, разработанных на его основе собственных научных выводов, использованием совокупности исследовательских методов, которые в свою очередь способствуют выполнению поставленных задач. Достоверность научных результатов достигается также изучением научных исследований российских и зарубежных ученых, чьи работы не единожды подвергались глубокому анализу по мере получения нового материала.
Характер объекта исследования и поставленных целей и задач определил структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных источников и приложения.
Во введении дается краткий обзор изученности проблемы, обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель исследования, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, представляются теоретическая и эмпирическая база магистерской диссертации, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава - «Экстремальная трэвел-журналистика как новейшая профессиональная сфера» - посвящена изучению исторических предпосылок зарождения экстремальной трэвел-журналистики. Изучаемый феномен рассматривается как профессиональная деятельность журналиста и дается определение понятия. Особое внимание уделено разновидностям программ экстремальной трэвел-журналистики на современном этапе медийной среды.
Во второй главе - «Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении» - рассматриваются особенности экстремальной трэвел-журналистики на современном телевидении. Определяется инструментарий современного журналиста-экстремала, который используются для создания телевизионных программ изучаемого феномена. Выделяются этические аспекты, необходимые при создании программ исследуемой направленности.
В заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для будущих исследований.
Данная научная работа прошла апробацию в рамках трех научно-практических конференциях. 1. Научно-практическая конференция студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ», 2017 год. По результатам выступления в рамках секции «Актуальные проблемы интернет- и тележурналистики» доклад «Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении» был признан лучшим; 2. Международная научно-практическая конференция «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации», Белгород, 2017 год; 3. Научно-практическая конференция студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ», 2018 год.
Опубликовано две научные работы по теме исследования в сборнике «Актуальные проблемы журналистики», Томск, 2017 и в сборнике «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации», Белгород, 2017 год.
Интерес к путешествиям у людей появился ещё в XII-XV веках. В те времена все путешествия носили экстремальный характер, т.к. целью было открытие новых земель, куда не ступала нога человека. Результаты первых экспедиций до нас дошли в дневниковых записях и судовых отчетах, в которых путешественники описывали не только информацию о неизвестных участках земли, но и трудности, которые им пришлось преодолевать.
В первой половине XX века советский путешественник Владимир Адольфович Шнейдеров начал фиксировать результаты своих экспедиций на кинопленку. Владимир Шнейдеров является первооткрывателем в советском кинематографе, который создал просветительские фильмы о туризме. Все картины участникам экспедиции приходилось снимать в экстремальных природных условиях. Владимир Шнейдеров за всю свою творческую деятельность подготовил более 10 документальных фильмов.
В конце прошлого столетия на телевидении создаются новые телеканалы, нацеленные на освещение информации об экстремальных путешествиях. За рубежом данный сегмент телеканалов заполняют: «Discovery Channel», «Animal Planet», «National Geographic Channel». В сетку российского телевещания входят: «Русский экстрим», «Моя планета», «Приключения HD», «Живая планета».
Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении тесно связана с понятием инфотейнмента. Данный термин содержит в себе два ключевых элемента: информацию и развлечение. Вследствие этого, создатели программ об экстремальных путешествиях не только информируют свою аудиторию об опасных и неизведанных местах, но пытаются развлечь телезрителей. Развлекательную функцию программ, журналисты осуществляют посредствам драматизации сюжета и имитации спонтанности.
Создателям программ об экстремальных путешествиях всегда приходиться работать в зоне риска. Например, ведущие передач о выживании постоянно преодолевают природные препятствия: недавно застывшие вулканы, скользкие скалы, обрывы, бурный поток воды, непроходимые ущелья и т.д.
Программы об экстремальных путешествиях на современном телевидении делятся по тематическому признаку: 1) передачи о выживании в опасных природных условиях; 2) телепрограммы об экстремальных видах спорта; 3) программы об опасных животных.
Первая группа передач тесно связана с такой областью, как наука о выживании, в которую входит ориентирование на местности, охота и рыбалка, добыча огня и т.д. Примерами подобного рода передач являются «Выжить любой ценой» («Discovery») и «Рейтинг Баженова» («Моя планета»). Программы об экстремальных видах спорта неразрывно пересекается со спортивной журналистикой и ориентированы на молодежь и людей с высокими доходами, которые в той или иной степени занимаются данным видом экстремальной деятельности. На современном телевидении в данном сегменте работают авторы телепередачи «Охотники за адреналином» («Моя планета»). Программы об опасных животных отчасти связаны с таким родом журналистской деятельности, как экологическая журналистика. Яркими примерами являются передачи «Охотник на крокодилов» («Animal Planet»), «Про животных и людей» («Живая планета»). На современном телевидении существуют телевизионные продукты, транслируемые в жанре реалити-шоу, которые приводят к появлению псевдо-экстремальным трэвел- программ. Одним из примеров подобного рода передач является «Последний герой» («Первый канал»).
Создатели программ об экстремальных путешествиях создают свои продукты в трех разных телевизионных режимах:
• документальный режим - характеризуется использованием архивной съемки, фотографий, исторических фактов;
• развлекательный режим - характеризуется обращением журналиста к аудитории как «другу», акцентируется внимание на предоставление развлекательной информации;
• потребительский режим - характеризуется информированием зрительской аудитории о месте пребывании и побуждением совершить такое же путешествие.
Экстремальная трэвел-журналистика требует от ее создателей определенной сноровки и физической подготовки, так как журналисты довольно часто в своих путешествиях преодолевают те или иные природные препятствия. Благодаря хорошей физической форме сложность данных испытаний удается свести к минимуму.
Путешествуя по разным странам в поисках экстрима, журналиста сопровождает вся съемочная группа, в состав которой входят: оператор, режиссер, звукорежиссер, директор и т.д. Специфика работы экстремального трэвел-журналиста требует от него осваивать функции оператора. В своем арсенале журналист-экстремал активно использует современную видеотехнику: цифровая видеокамера формата Mini-DV/DV-Cam, камера GoPro, квадрокоптер.
Для реализации авторского замысла в программах об экстремальном путешествии, журналисты используют ряд общетеоретических методов, в который входят: интервью, эксперимент, собственный профессиональный опыт в той или иной сфере. Как показала практика, корреспонденты применяют данные методы не только по отдельности, но и сочетают сразу несколько способов получения информации в одном выпуске программы.
Рассказывая о культурном наследии той страны, куда прибыли журналисты, при создании трэвел-текста они должны соблюдать профессионально-этические нормы и не употреблять речевые формы, в которых присутствует:
• ироническая или отрицательная оценка того или иного культурного феномена;
• необоснованная трактовка культурного явления;
• некорректное «заполнение лакун», связанное с особенностями культурного наследия.
В программах о выживании в опасных природных условиях, авторы используют элементы трэш-эстетики. Наличие данного феномена в передачах обуславливается спецификой работы, т.к. ведущие, оставшись без средств цивилизации, в качестве средств для выживания используют все, что могут найти в дикой природе.
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и своевременность исследования проблематики экстремальной трэвел- журналистики на современном телевидении. Однако стоит отметить, что этой работой проблемы, связанные с предметом нашего исследования не исчерпываются. На наш взгляд экстремальная трэвел журналистика является перспективным для дальнейшего научного исследования и требует проработки юридических проблем, возникающих при работе над созданием программ об экстремальных путешествиях; экономической стороны изучаемого феномена. На сегодняшний день практически не существует работ, описывающее данное явление.
В первой половине XX века советский путешественник Владимир Адольфович Шнейдеров начал фиксировать результаты своих экспедиций на кинопленку. Владимир Шнейдеров является первооткрывателем в советском кинематографе, который создал просветительские фильмы о туризме. Все картины участникам экспедиции приходилось снимать в экстремальных природных условиях. Владимир Шнейдеров за всю свою творческую деятельность подготовил более 10 документальных фильмов.
В конце прошлого столетия на телевидении создаются новые телеканалы, нацеленные на освещение информации об экстремальных путешествиях. За рубежом данный сегмент телеканалов заполняют: «Discovery Channel», «Animal Planet», «National Geographic Channel». В сетку российского телевещания входят: «Русский экстрим», «Моя планета», «Приключения HD», «Живая планета».
Экстремальная трэвел-журналистика на современном телевидении тесно связана с понятием инфотейнмента. Данный термин содержит в себе два ключевых элемента: информацию и развлечение. Вследствие этого, создатели программ об экстремальных путешествиях не только информируют свою аудиторию об опасных и неизведанных местах, но пытаются развлечь телезрителей. Развлекательную функцию программ, журналисты осуществляют посредствам драматизации сюжета и имитации спонтанности.
Создателям программ об экстремальных путешествиях всегда приходиться работать в зоне риска. Например, ведущие передач о выживании постоянно преодолевают природные препятствия: недавно застывшие вулканы, скользкие скалы, обрывы, бурный поток воды, непроходимые ущелья и т.д.
Программы об экстремальных путешествиях на современном телевидении делятся по тематическому признаку: 1) передачи о выживании в опасных природных условиях; 2) телепрограммы об экстремальных видах спорта; 3) программы об опасных животных.
Первая группа передач тесно связана с такой областью, как наука о выживании, в которую входит ориентирование на местности, охота и рыбалка, добыча огня и т.д. Примерами подобного рода передач являются «Выжить любой ценой» («Discovery») и «Рейтинг Баженова» («Моя планета»). Программы об экстремальных видах спорта неразрывно пересекается со спортивной журналистикой и ориентированы на молодежь и людей с высокими доходами, которые в той или иной степени занимаются данным видом экстремальной деятельности. На современном телевидении в данном сегменте работают авторы телепередачи «Охотники за адреналином» («Моя планета»). Программы об опасных животных отчасти связаны с таким родом журналистской деятельности, как экологическая журналистика. Яркими примерами являются передачи «Охотник на крокодилов» («Animal Planet»), «Про животных и людей» («Живая планета»). На современном телевидении существуют телевизионные продукты, транслируемые в жанре реалити-шоу, которые приводят к появлению псевдо-экстремальным трэвел- программ. Одним из примеров подобного рода передач является «Последний герой» («Первый канал»).
Создатели программ об экстремальных путешествиях создают свои продукты в трех разных телевизионных режимах:
• документальный режим - характеризуется использованием архивной съемки, фотографий, исторических фактов;
• развлекательный режим - характеризуется обращением журналиста к аудитории как «другу», акцентируется внимание на предоставление развлекательной информации;
• потребительский режим - характеризуется информированием зрительской аудитории о месте пребывании и побуждением совершить такое же путешествие.
Экстремальная трэвел-журналистика требует от ее создателей определенной сноровки и физической подготовки, так как журналисты довольно часто в своих путешествиях преодолевают те или иные природные препятствия. Благодаря хорошей физической форме сложность данных испытаний удается свести к минимуму.
Путешествуя по разным странам в поисках экстрима, журналиста сопровождает вся съемочная группа, в состав которой входят: оператор, режиссер, звукорежиссер, директор и т.д. Специфика работы экстремального трэвел-журналиста требует от него осваивать функции оператора. В своем арсенале журналист-экстремал активно использует современную видеотехнику: цифровая видеокамера формата Mini-DV/DV-Cam, камера GoPro, квадрокоптер.
Для реализации авторского замысла в программах об экстремальном путешествии, журналисты используют ряд общетеоретических методов, в который входят: интервью, эксперимент, собственный профессиональный опыт в той или иной сфере. Как показала практика, корреспонденты применяют данные методы не только по отдельности, но и сочетают сразу несколько способов получения информации в одном выпуске программы.
Рассказывая о культурном наследии той страны, куда прибыли журналисты, при создании трэвел-текста они должны соблюдать профессионально-этические нормы и не употреблять речевые формы, в которых присутствует:
• ироническая или отрицательная оценка того или иного культурного феномена;
• необоснованная трактовка культурного явления;
• некорректное «заполнение лакун», связанное с особенностями культурного наследия.
В программах о выживании в опасных природных условиях, авторы используют элементы трэш-эстетики. Наличие данного феномена в передачах обуславливается спецификой работы, т.к. ведущие, оставшись без средств цивилизации, в качестве средств для выживания используют все, что могут найти в дикой природе.
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и своевременность исследования проблематики экстремальной трэвел- журналистики на современном телевидении. Однако стоит отметить, что этой работой проблемы, связанные с предметом нашего исследования не исчерпываются. На наш взгляд экстремальная трэвел журналистика является перспективным для дальнейшего научного исследования и требует проработки юридических проблем, возникающих при работе над созданием программ об экстремальных путешествиях; экономической стороны изучаемого феномена. На сегодняшний день практически не существует работ, описывающее данное явление.
Подобные работы
- ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РАДИО: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



