Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ «РАКИТЯНСКИЙ ПОЧТАМТ»)

Работа №72724

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление персоналом

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЕКТИВЕ 7
1.1 Социально-психологическая характеристика трудового
коллектива и ее роль в системе управления предприятием 7
1.2 Современные подходы и технологии оптимизации социально-психологического климата коллектива 17
1.3 Методы и показатели оценки эффективности управления
социально-психологическим климатом коллектива 27
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЕКТИВА В ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 39
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 39
2.2 Анализ системы управления персоналом в ФГУП «Почта
России» (Ракитянский почтамт) 47
2.3 Актуальное состояние социально-психологического климата
коллектива в ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 55
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 68
3.1 Разработка мероприятий по улучшению социально¬
психологического климата в ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 68
3.2 Анализ социальной и экономической эффективности
предложенных мероприятий по улучшению социально-психологического климата в ФГУП «Почта России» (Ракитянский почтамт) 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Человек, по своей природе, есть существо общественное. Мы во многом зависим от окружающего нас мира и от людей в нем. Ценности, принципы и морали - это все когда-то было придумано несколькими людьми, такими же, как и мы, но немного проворнее; теми, кто понял раньше других механизм воздействия на мир посредством управления человеческими ресурсами. Существование мира без мира в нем, отсутствие единой системы управления, неимение законодательной базы и дефицит людей, согласных достичь общую цель - невозможно. Чем больше столкновений и разности мнений между людьми, тем меньше шансов обрести стабильность в мире, социуме, коллективе. Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя; напротив, она достигает высшей ступени сознания и совершенствования. Коллективное мышление помогает решить уйму проблем, предотвратить кризис в отношениях между людьми, понять и услышать каждого, и, опираясь на мнение большинства, минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния.
Организация - это и есть коллектив, состоящий из нескольких интеллектуальных групп, обладающий единым коллективным разумом, с помощью которого разрабатываются цели и стратегии для достижения конкретного результата. На успешность совместной деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда влияют множество факторов, такие как условия работы, текучесть кадров, их ротация и перемещения, мотивация и стимулирование, адаптация персонала. Одним из таких важных составляющих является социально-психологический климат коллектива. Характер взаимоотношений между сотрудниками определяет эффективность принятых и исполняемых решений, и не всегда он является позитивным.
Взаимоотношения в коллективе зачастую зависят от того, какие типы темперамента преобладают в группе. Естественно, благоприятная атмосфера будет царить там, где нет кардинальных различий между сотрудниками, все примерно одинаково спокойны, с одинаковой скоростью решают поставленные задачи, то есть способны одновременно все вместе закончить работу. Многообразие здесь не идет в плюс, чем больше несовместимых видов характера - тем меньше шансы преуспеть в общем проекте. Поэтому отделы должны формировать грамотные менеджеры по персоналу, учитывая типы работников, которые работают десятилетиями в компании. Подобрав приблизительно одинаковых по темпераменту и характеру работников - руководитель может быть спокоен за своевременно выполненные задачи: в коллективе определенно будет видна взаимная поддержка, оптимизм сотрудников, межличностная симпатия, готовность к созданию и генерированию нового продукта (услуги) и, конечно же, творческий, профессиональный и интеллектуальный рост сотрудников.
Актуальность данной темы определяется тем, что межличностные отношения составляют костяк всей организации, способность поддержать друг друга, уверенность в коллеге и руководителе и открытость к коммуникациям - все это идеальные набор социального климата коллектива. Да, материальное стимулирование, благоприятные условия труда, наличие удобного рабочего месте - эти факторы далеко не последние во влиянии на удовлетворенность работой персонала, но, когда человек каждый день с легкостью и чувством защищенности идет на работу, зная, что он работает с единомышленниками, которые отзовутся теплотой и взаимопониманием в отношениях, даже сломанный стул и шатающийся стол будут казаться пустяком на фоне общего позитивного социально-психологического климата в коллективе.
Целью исследования является теоретическое обоснование значимости социально-психологического климата в системе управления предприятием и разработка практических рекомендаций по оптимизации социально - психологического климата в условиях конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи выпускной-квалификационной работы:
1) описать социально-психологическую характеристику трудового коллектива и ее роль в системе управления предприятием;
2) выявить и обобщить современные подходы и технологии оптимизации социально-психологического климата;
3) определить методы и показатели оценки эффективности управления социально-психологическим климатом коллектива;
4) изучить актуальное состояние социально-психологического климата в исследуемой организации;
5) разработать мероприятия по улучшению социально-психологического климата коллектива.
Объектом исследования является Ракитянский почтамт УФПС Белгородской области, филиал ФГУП «Почта России».
Предметом исследования является социально-экономические и управленческие отношения, определяющие степень влияния социально-психологического климата на управление предприятием.
В исследовании были задействованы следующие группы методов:
1) эмпирические методы: архивный, опросный;
2) методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ;
3) метод интерпретации полученных данных: структурный метод.
Практическая значимость выпускной-квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты позволят определить эффективные инструменты воздействия на сотрудников в зависимости от уровня развития социально-психологического климата организации, тем самым внести вклад в решение теоретических и практических проблем совершенствования системы управления, мотивации и стимулирования персонала организации.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений; изложена на 94 страницах, содержит 14 рисунков, 23 таблицы и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологический климат коллектива может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на самочувствие, настроение, мотивацию и продуктивность деятельности его членов. Любой коллектив - это группа людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое лицо в ней влияет на другое (других) и испытывает на себе влияние со стороны других.
Управление социально-психологическим климатом коллектива - одно из самых сложных направлений деятельности управленцев, а умение мотивировать подчиненных или достигать уровня их удовлетворенности трудом - большое искусство. Компании, в которых управленческий персонал овладел этим искусством, занимают, как правило, ведущие позиции на рынке. Ни одна система управления не станет хорошо функционировать, если не будет разработана эффективная модель управления социально-психологическим климатом, так как ее благоприятная форма побуждает конкретного сотрудника и коллектив в целом к достижению личных и общих целей организации, подразделения, группы. Чтобы понимать атмосферу микроклимата коллектива, руководитель должен понимать человеческую природу. Именно в этом и состоит проблема: человеческий характер может быть, как очень прост, так одновременно и очень сложен. Понимание важности этого - предпосылка к эффективному и формированию благоприятного социально-психологического климата коллектива на рабочем месте, а значит, и эффективное управление. Система управления микроклиматом организации является действенным инструментом управления персоналом только в том случае, если она качественно разработана и правильно используется на практике.
В настоящее время все более актуальным становится вопрос управления социально-психологическим климатом в условиях развития кризиса и постоянно меняющихся потребностей людей. Проведенные исследования показывают снижение стимулирующей роли заработной платы и возрастание необходимости индивидуального мотивирования сотрудников с учетом личностных, психологических и социальных особенностей каждого. Индивидуальный подход обеспечивает развитие и максимальное использование потенциала сотрудников и тем самым влияет на эффективность работы организации в целом. Кроме этого, необходимо учитывать стадию жизненного цикла, на которой организация находится в настоящий момент времени, поскольку от этого зависит, какие методы управления и мотивации персонала будут наиболее эффективны.
В первой главе мы определили сущность социально-психологического климата, проблемы и составляющие при управлении им, а также основные признаки трудового коллектива.
Во второй главе мы проанализировали актуальное состояние социально-психологического климата в Ракитянском почтамте УФПС Белгородской области, филиала ФГУП «Почта России»:
• описали организационно-экономическую деятельность Ракитянского почтамта УФПС Белгородской области, филиала ФГУП «Почта России»;
• провели анализ системы управления персоналом в Ракитянском почтамте УФПС Белгородской области, филиала ФГУП «Почта России» и определили ее эффективность.
В третьей главе мы разработали комплекс мероприятий, направленный на улучшение социально-психологического климата коллектива Ракитянского почтамта УФПС Белгородской области, филиала ФГУП «Почта России», а также описали эффективность предложенных мероприятий и влияние их на основные стимулы и мотивы персонала организации. Данные рекомендации могут быть реализованы в любой организации, имеющей недостатки сложившейся системы управления социально-психологическим климатом и нуждающейся в ее модернизации.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что сотрудникам в организации следует обратить внимание на соответствие системы управления социально-психологическим климатом коллектива уровню развития организации и ее положению на жизненном цикле. Из универсального компонента микроклимат организации может стать инструментом ее развития, который будет задействовать и пробуждать новые мотивационные силы, выявлять потенциальных лидеров и закреплять полученные ими результаты, а также направлять устремления к сверх-результатам, без которых невозможно формирование лидеров и развитие организации.
Описанные выше способы регуляции социально-психологического климата, безусловно, не исчерпывают всех вариантов методик, применяемых в психологии, однако, они отражают основные пути воздействия на микроклимат коллектива.



1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреев // Психология коллектива. - М: Аспект Пресс. - 2006. - 363 с.
2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в коллективе [Текст] / А.Я. Анцепова // Конфликтология, конфликты и их составляющие - М.: ВЛАДОС. - 2014. - 207 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: Эксмо. - 2011. - 512 с.
4. Арсентиева С. Н. Детские конфликты в образовательных учреждениях: сущность, причины и пути урегулирования [Текст] / С.Н. Арсентиева // Воспитание школьников. - 2013. - №8. - С. 57-61.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2000. - 192 с.
6. Бякова Н.В. Представления подростков об успехе и успешности / Н.В. Бякова // Начальная школа до и после. - 2011. - №9. - C. 29-31.
7. Васюков Е.М. Оптимизация управления социально-психологическим климатом как акмеологическая задача [Текст] / Е.М. Васюков // Акмеология. - 2013. - №51. - С. 60-62.
8. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. - М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
9. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. - 2013. - №4. - С. 45-49.
10. Горгорова, В.В. Мотивация персонала, стратегия мотиваций, материальное и нематериальное стимулирование, эффективность мотивации персонала [Текст] / В.В. Горгорова, Л.А. Кобина // Инженерный вестник Дона. - 2013. - №4. - 236 с.
11. Гунина, Т.П. Мотивация и стимулирование в работе с персоналом [Текст] / Т.П. Гунина // Теория и практика развития социокультурной сферы. - 2013. - С. 70-71.
12. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю Управлениче социально¬
психологическим климатом на предприятии [Текст] / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. -
2008. - №2. - С. 161-168.
13. Желтенков, А.В. Проблемы формирования системы мотивации стимулирования труда управленческого персонала в организации [Текст] / А.В. Желтенков, П.Н. Ишутин, О.В. Коновалова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2007. - №2. - С. 18-23.
14. Жуков, А.Л. Аудит стимулирования труда и мотивации персонала [Текст] / А.Л. Жуков // Труд и социальные отношения. - 2009. - №11. - С. 38-44.
15. Зародина В.В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности [Текст] / В.В. Зародина // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 696-698.
16. Зубкова, А.В. В борьбе всех против всех: внутрифирменные системы мотивации и стимулирования персонала [Текст] / А.В. Зубкова, А. Сушкина // Кадровик. - 2007. - №2-2. - С. 4-6.
17. Иванников, В.А. Формирование побуждения к действиям [Текст] / В.А. Иванников // Вопрос психологии. - 1985. - №3. - С. 11-17.
18. Карпов В.В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом [Текст] / В.В. Карпов // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. - 2008. - №3. - С. 230-234.
19. Карташов, К.А. Формирование и организация коллективной работы как фактор повышения результативности трудовой деятельности [Текст] / К.А. Карташов, А.Е. Кучерова // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. - 2017. - №54. - С. 21-25.
20. Калюжина, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом [Текст] / В.В. Калюжина, А.Н. Кочеткова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. - 2014. - №3. - С. 59-59.
21. Киберева, И.В. Мотивация и стимулирование труда как метод управления персоналом [Текст] / И.В. Киберева // Тренд развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспект. - 2013. - С. 173-175.
22. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом [Текст] / А.А. Когдин // Управление персоналом и рынок труда: сб. статей. - 2013. - С. 100-122.
23. Кондратова, Н.В. Подбор, мотивация и стимулирование экономической деятельности и развития персонала в Российских розничных торговых сетях [Текст] / Н.В. Кондратова // Вестник Южно - Российского государственного технического университета. - 2008. - №4. - С. 91-97.
24. Коргова, М.А. Реализация функции мотивации и стимулирования персонала в современных Российских организациях [Текст] / М.А. Коргова, О.Г. Дзугкоева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009- - №12. - С. 131-137.
25. Корзенко, Н.И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в
управлении персоналом [Текст] / Н.И. Корзенко, Т.В. Тимакова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. -
№1(356). - С. 124-126.
26. Корзенко, Н.И. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала [Текст] / Н.И. Корзенко, М.Е. Зобнина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №3(258). - С. 66-69.
27. Королев, А.А. Формирование системы мотивации и стимулирования персонала в условиях реструктуризации нефтегазового комплекса [Текст] / Андрей Анатольевич Королев: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук. - Москва, 2009. - 30 с.
28. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / А.А. Литвинюк, С.Ж. Гончарова, В.В Данилочкина // Экономика устойчивого развития. - 2014. - №2. - С. 14-16.
29. Магура, М.И. Современные персональные технологии [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова // Технологии УП. - 2002. - №3. - С. 257-259.
30. Мухортов, П.П. Методология стимулирования позитивной трудовой мотивации персонала [Текст] / Павел Петрович Мухортов: автореф. дисс. на соис. уч. степ. канд. эк. наук. - Москва, 2004. - 26 с.
31. Павленко, И.А. Стимулирование и мотивация трудовой деятельности в управлении персоналом на современном предприятии [Текст] / И.А. Павленко, Е.В. Гузиева, А.В. Никитина // Экономика устойчивого развития. - 2016. - №2(26). - С. 285-288.
32. Петрушихина, Е.Б. Карьерный рост и изменения личности [Текст] / Е.Б. Петрушихина // Тренды и управление. - 2014. - №4. - С. 392-399.
33. Резникова, О.С. Мероприятия по разработке стратегии управления персоналом [Текст] / О.С. Резникова // Бюллютень науки и практики. - 2016. - №2. - С. 51-56.
34. Симоненко, Н.Н. Управление стимулирование и мотивацией персонала [Текст] / Н.Н. Симоненко, Е.Ю. Старкова // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №5. - С. 128-130.
35. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов // Менеджмент без границ. - 2003. - №3(1). - С. 110-113.
36. Уварова, Г.А. Стимулирование и мотивация персонала как тактика ведения конкурентной борьбы [Текст] / Г.А. Уварова // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - №1. - С. 92-101.
37. Хавричева, Е.Л. Формирование системы мотивации и стимулирования в организациях малого предпринимательства [Текст] / Елена Леонидовна Хавричева: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук. - Москва, 2007. - 27 с.
38. Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст] / Ф. Хедоури, М. Мескон // Менеджмент организации. - 2004. - С. - 360-365.
39. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г. Шмелев // учебное пособие. - М.: Ростов-на-Дону: «Феникс». - 2011. - 544с.
40. Штрихова, Д.Б. Формирование системы мотивации и стимулирования персонала в целях повышения качества продукции [Текст] / Дарья Борисовна Штрихова: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук. - Москва, 2004. - 22 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ