Дигитализация медиапроизводства на ТВ в условиях экономической нестабильности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ТЕЛЕВИЗИОННУЮ МЕДИА ИНДУСТРИЮ 9
1. Основные процессы модификации
современной системы СМИ 9
2. Понятия и категории стратегического менеджмента:
анализ внешних и внутренних факторов 29
ГЛАВА II. ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ 48
2.1. Зарубежный опыт использования
цифровых технологий телевизионного вещания 48
2.2. Оцифровка отечественного телевидения:
ретроспектива и современность 56
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИГИТАЛИЗАЦИИ НА МЕДИАОТРАСЛЬ 81
3.1. Оценка степени готовности объектов наземного вещания
к переходу на цифровой сигнал 81
3.2. Разработка стратегий поведения региональных
медиакомпаний на рынке 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ТЕЛЕВИЗИОННУЮ МЕДИА ИНДУСТРИЮ 9
1. Основные процессы модификации
современной системы СМИ 9
2. Понятия и категории стратегического менеджмента:
анализ внешних и внутренних факторов 29
ГЛАВА II. ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ 48
2.1. Зарубежный опыт использования
цифровых технологий телевизионного вещания 48
2.2. Оцифровка отечественного телевидения:
ретроспектива и современность 56
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИГИТАЛИЗАЦИИ НА МЕДИАОТРАСЛЬ 81
3.1. Оценка степени готовности объектов наземного вещания
к переходу на цифровой сигнал 81
3.2. Разработка стратегий поведения региональных
медиакомпаний на рынке 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
Телевидение за всю историю своего существования претерпевало взлеты и падения интереса со стороны зрительской аудитории. Оно в конце двадцатого века, опираясь на опросы проводимые Фондом общественного мнения, стало главным открытием эпохи, наравне с появлением электричества (отметили 37% респондентов ). На протяжении почти тридцати последних лет (от первых разработок и попыток экспериментального вещания до применения новейших цифровых технологий в производстве телевизионного контента), телевидение стало многоканальной и многовещательной индустрией, интегрирующейся в социальную, культурную, политическую и экономическую жизнь. Развитие новых технологий, возможности оцифровки любой информации, появление Интернет- платформ, отразилось на современном этапе жизни телевидения, оно не успевает меняться также быстро, как это делает, например, главный конкурент на информационном рынке - Интернет, но телевидение на сегодняшний день все равно остается одним из главных средств распространения и получения информации в России. По данным «Фонда общественного мнения» - 61% россиян смотрят телевизор каждый день, 13% смотрят редко и только 11% не смотрят вовсе по разным причинам. Интернет аудитория на конец 2016 года составляла 70% от общего числа жителей России. При этом каждый год, аудитория пользователей Интернета увеличивается в среднем на 7%, а телевидения - наоборот, падает в среднем на 3%.
Главным техническим преобразованием медийного сектора под воздействием новых технологий стал процесс дигитализации (оцифровки сигнала). В телевидении этот процесс запустил цепочку изменений, связанных с переходом с аналогового вещания на цифровое, а также он проложил дорогу к появлению современного интерактивного телевидения и мобильной телефонии. Многие телевизионные программы уже можно смотреть через Интернет с компьютера или телефона. Таким образом, в процессе дигитализации, телевидение объединилось с Интернетом в погоне за новыми технологическими возможностями. Однако, часть пользователей полностью перешла на формат получения информации через Интернет, некоторые современные молодые люди даже отказываются от покупки телевизора, потому что он не удовлетворяет в полной мере их потребности в получении информации. Эта тенденция стала довольно устойчивой и, вероятно, стоит ожидать реорганизации всей телевизионной индустрии, от технической части создания телевизионного контента до работы отдельного медиа предприятия и выбора стратегии функционирования на рынке.
Необходимо пояснить, что кризис конца 2014 - начала 2015 года, заставил россиян массово реализовывать падающий в цене рубль и покупать цифровую технику, которая не успела подняться в цене. С одной стороны кризис экономики плохо отражался на жизни российского общества, но с другой стороны в этом процессе была и положительная черта, если взглянуть на нее со точки зрения телевизионных вещателей и плана перехода России на цифровое вещание. Наличие телевизора гарантирует время от времени его просмотр.
В 2009 году президент В.В. Путин принял Федеральную Целевую Программу «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2016 год», по которой страна должна была перейти на цифровое вещание с полным отключением аналогового сигнала. Однако, она реализована не в полной мере и сроки реализации Программы продлили до 2018 года. Ни одна страна мира не отклонилась от плана перехода, принятого на конференции в Женеве в 2005 году, что говорит о собственном пути России в процессе перехода на цифровое вещание. На этот процесс влияет как экономическое положение страны, так и некоторые современные особенности функционирования медиа рынка в России.
Актуальность данной работы заключается в необходимости исследования регионального медиарынка и рассмотрении возможных стратегий поведения современных телевизионных компаний в условиях перехода страны на цифровое вещание. Острой проблемой такого перехода станет возможность региональных компаний сохранить свои позиции на рынке, учитывая общую экономическую ситуацию в стране, а также привлечь новую аудиторию, которая все чаще выбирает в качестве главного канала получения информации - Интернет.
Дигитализация затронула не только техническую сторону производства телевизионного контента, но и творческую составляющую этого процесса. Цифровая эпоха диктует свои правила относительно способа производства и распространения контента. Большой технологический прорыв совершили конвергентные медиа, которые смогли объединить новые технологии и собственные ресурсы, тем самым закрепив свои позиции на рынке. Для вещателей первого мультикомплекса использование дополнительных технологических платформ финансируется за счет бюджетных средств, однако, даже они вынуждены менять стратегию функционирования как редакционного менеджмента, так и общую стратегию работы компании на рынке. Многие региональные вещатели не успевают за изменениями телевещательного сектора в первую очередь в экономическом плане, они не могут себе позволить дорогостоящие технологические платформы, особенно в ситуации экономической нестабильности в стране и программы полного перехода на цифровое вещание.
Изучение процессов дигитализации телевидения в современных условиях, позволит определить возможные пути развития регионального медиа рынка России и спрогнозировать наиболее удачные стратегии поведения региональных вещателей во-первых, для закрепления их позиций на рынке, во-вторых, для дальнейшего развития их компаний и отрасли в целом. Телевидение сегодня в процессе пере стройки собственной системы функционирования и поиске собственной ниши в многообразии каналов получения информации.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса дигитализации и его влияния на рынок телевизионного вещания в России через исторический опыт стран зарубежья и через призму экономических и технологических преобразований в нашей стране. Также, производится анализ контента региональных вещателей «21 кнопки» эфира и даются рекомендации относительно стратегий развития региональных отечественных вещателей в ситуации полного перехода на цифровой формат к 2018 году.
Объектом исследования является процесс перехода телевидения России на цифровое вещание в условиях финансовой нестабильности. Предметом исследования - возможности и стратегии поведения телевизионных вещателей при полном переходе страны на стандарты цифрового вещания.
Целью исследования является разработка стратегий поведения телевизионных вещателей при осуществлении полного перехода на цифровое вещание к 2018 году.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть феномен дигитализации с точки зрения исторического дискурса.
2) Определить необходимые критерии оценки теории стратегического менеджмента для анализа стратегий медиакомпаний.
3) Выявить положительные и отрицательные стороны Федеральной Целевой Программы «Развитие цифрового телерадиовещания в России на 2009-2015» год, оценить нынешнее состояние реализации данной программы.
4) Объяснить причины продления сроков Целевой Программы до 2018 года.
5) Сравнить полученные теоретические и эмпирические открытые данные компаний с текущим состоянием рынка.
6) Определить возможные стратегии поведения телевизионных компаний на медиарынке.
7) Выбрать наиболее предпочтительную стратегию.
Гипотеза - полный переход на цифровое вещание в стране ожидается к 2018 году, он даст толчок к развитию отрасли медибизнеса в целом, однако, для телеканалов первого мультикомплекса изменения будут несущественными, а для региональных телеканалов это будет серьезным испытанием, учитывая экономическую ситуацию в стране. В итоге, региональным вещателям потребуется разработка переходной стратегии функционирования в новых условиях.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы сравнительного анализа, системного анализа, синтеза теоретического материала, анализа вторичных данных (открытых источников статистических данных), а также исторического анализа, PEST-анализа и социологического опроса.
Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем анализе процессов, происходящих на современном медиарынке, включающие процессы дигитализации, конвергенции, мультимедиатизации и глобализации, а также в комплексном анализе современной медиасреды. Практическая значимость работы заключается в возможностях применения полученных данных в деятельности региональных вещателей, а также поможет определить стратегии работы в современных условиях на медиарынке.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных авторов - Солодова В.В., Чумикова А.Н., Беспаловой А.Г., Корниловой Е.А., Вартановой Е.Л., Володиной Е.Е. и рядом зарубежных авторов - Гранта Р., Портера М., Друкера П., Айрис Б. И Бюрген Ж.
Для создания эмпирической базы исследования были использованы данные отраслевых докладах Роспечати, АКАР, Минкомсвязи, были изучены официальные данные ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», исследования компании «Онлайн Монитор-2016», а также «Фонда изучения общественного мнения России» и иностранной компании Analysys Mason, которая занимается прогнозированием мирового рынка СМИ.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, общим объемом 110 стр. В первой главе дается характеристика всех современных процессов медиарынка, а также необходимые категории стратегического менеджмента, во второй главе описаны этапы перехода на цифровое вещание, дается сравнение пути развития этого феномена на рубежном и отечественном рынках. В третьей главе приводится эмпирическое исследование степени готовности объектов наземного вещания к переходу на цифровой формат, а также произведена разработка стратегий поведения региональных компаний на рынке с результатами социологического опроса телезрителей региональных телеканалов.
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении возможных стратегий функционирования на современном медиа рынке региональных вещателей и оценке современной ситуации и положения медиаотрасли России в целом при осуществлении полного перехода на цифровое вещание в 2018 году, а также материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе для профессиональной подготовки студентов ВШЖиМК.
Апробация работы: результаты исследования апробированы в рамках научной международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» СПбГУ, а также в рамках выступления на указанной конференции. Часть исследования опубликована в статье «Дигитализация Российского медиапроизводства» в научном журнале «Молодой ученый». Один из региональных телеканалов страны «СТС - Кемерово», использовал результаты диссертационного исследования в практике по строения стратегии развития компании.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1) общемировые процессы дигитализации влияют на редакционный менеджмент медиакомпании;
2) путь цифровизации России отличается от пути зарубежных стран;
3) продление сроков реализации Федеральной Целевой Программы «Развитие телевизионного и радиовещания в России» до 2018 года связано с невозможностью запуска части объектов цифрового наземного вещания, которое может иметь последствия для всей медиаотрасли;
4) политическое регулирование цифрового вещания в стране изменит стратегии развития современных региональных медиа компаний, не смотря на создание законопроекта о «21 кнопке» для региональных вещателей, куда войдет всего один телеканал от региона;
5) будущее всей медиа отрасли зависит от скорости перехода на цифровое вещание и использование Интернет-технологий в практике работы телевещателей.
Главным техническим преобразованием медийного сектора под воздействием новых технологий стал процесс дигитализации (оцифровки сигнала). В телевидении этот процесс запустил цепочку изменений, связанных с переходом с аналогового вещания на цифровое, а также он проложил дорогу к появлению современного интерактивного телевидения и мобильной телефонии. Многие телевизионные программы уже можно смотреть через Интернет с компьютера или телефона. Таким образом, в процессе дигитализации, телевидение объединилось с Интернетом в погоне за новыми технологическими возможностями. Однако, часть пользователей полностью перешла на формат получения информации через Интернет, некоторые современные молодые люди даже отказываются от покупки телевизора, потому что он не удовлетворяет в полной мере их потребности в получении информации. Эта тенденция стала довольно устойчивой и, вероятно, стоит ожидать реорганизации всей телевизионной индустрии, от технической части создания телевизионного контента до работы отдельного медиа предприятия и выбора стратегии функционирования на рынке.
Необходимо пояснить, что кризис конца 2014 - начала 2015 года, заставил россиян массово реализовывать падающий в цене рубль и покупать цифровую технику, которая не успела подняться в цене. С одной стороны кризис экономики плохо отражался на жизни российского общества, но с другой стороны в этом процессе была и положительная черта, если взглянуть на нее со точки зрения телевизионных вещателей и плана перехода России на цифровое вещание. Наличие телевизора гарантирует время от времени его просмотр.
В 2009 году президент В.В. Путин принял Федеральную Целевую Программу «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2016 год», по которой страна должна была перейти на цифровое вещание с полным отключением аналогового сигнала. Однако, она реализована не в полной мере и сроки реализации Программы продлили до 2018 года. Ни одна страна мира не отклонилась от плана перехода, принятого на конференции в Женеве в 2005 году, что говорит о собственном пути России в процессе перехода на цифровое вещание. На этот процесс влияет как экономическое положение страны, так и некоторые современные особенности функционирования медиа рынка в России.
Актуальность данной работы заключается в необходимости исследования регионального медиарынка и рассмотрении возможных стратегий поведения современных телевизионных компаний в условиях перехода страны на цифровое вещание. Острой проблемой такого перехода станет возможность региональных компаний сохранить свои позиции на рынке, учитывая общую экономическую ситуацию в стране, а также привлечь новую аудиторию, которая все чаще выбирает в качестве главного канала получения информации - Интернет.
Дигитализация затронула не только техническую сторону производства телевизионного контента, но и творческую составляющую этого процесса. Цифровая эпоха диктует свои правила относительно способа производства и распространения контента. Большой технологический прорыв совершили конвергентные медиа, которые смогли объединить новые технологии и собственные ресурсы, тем самым закрепив свои позиции на рынке. Для вещателей первого мультикомплекса использование дополнительных технологических платформ финансируется за счет бюджетных средств, однако, даже они вынуждены менять стратегию функционирования как редакционного менеджмента, так и общую стратегию работы компании на рынке. Многие региональные вещатели не успевают за изменениями телевещательного сектора в первую очередь в экономическом плане, они не могут себе позволить дорогостоящие технологические платформы, особенно в ситуации экономической нестабильности в стране и программы полного перехода на цифровое вещание.
Изучение процессов дигитализации телевидения в современных условиях, позволит определить возможные пути развития регионального медиа рынка России и спрогнозировать наиболее удачные стратегии поведения региональных вещателей во-первых, для закрепления их позиций на рынке, во-вторых, для дальнейшего развития их компаний и отрасли в целом. Телевидение сегодня в процессе пере стройки собственной системы функционирования и поиске собственной ниши в многообразии каналов получения информации.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса дигитализации и его влияния на рынок телевизионного вещания в России через исторический опыт стран зарубежья и через призму экономических и технологических преобразований в нашей стране. Также, производится анализ контента региональных вещателей «21 кнопки» эфира и даются рекомендации относительно стратегий развития региональных отечественных вещателей в ситуации полного перехода на цифровой формат к 2018 году.
Объектом исследования является процесс перехода телевидения России на цифровое вещание в условиях финансовой нестабильности. Предметом исследования - возможности и стратегии поведения телевизионных вещателей при полном переходе страны на стандарты цифрового вещания.
Целью исследования является разработка стратегий поведения телевизионных вещателей при осуществлении полного перехода на цифровое вещание к 2018 году.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть феномен дигитализации с точки зрения исторического дискурса.
2) Определить необходимые критерии оценки теории стратегического менеджмента для анализа стратегий медиакомпаний.
3) Выявить положительные и отрицательные стороны Федеральной Целевой Программы «Развитие цифрового телерадиовещания в России на 2009-2015» год, оценить нынешнее состояние реализации данной программы.
4) Объяснить причины продления сроков Целевой Программы до 2018 года.
5) Сравнить полученные теоретические и эмпирические открытые данные компаний с текущим состоянием рынка.
6) Определить возможные стратегии поведения телевизионных компаний на медиарынке.
7) Выбрать наиболее предпочтительную стратегию.
Гипотеза - полный переход на цифровое вещание в стране ожидается к 2018 году, он даст толчок к развитию отрасли медибизнеса в целом, однако, для телеканалов первого мультикомплекса изменения будут несущественными, а для региональных телеканалов это будет серьезным испытанием, учитывая экономическую ситуацию в стране. В итоге, региональным вещателям потребуется разработка переходной стратегии функционирования в новых условиях.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы сравнительного анализа, системного анализа, синтеза теоретического материала, анализа вторичных данных (открытых источников статистических данных), а также исторического анализа, PEST-анализа и социологического опроса.
Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем анализе процессов, происходящих на современном медиарынке, включающие процессы дигитализации, конвергенции, мультимедиатизации и глобализации, а также в комплексном анализе современной медиасреды. Практическая значимость работы заключается в возможностях применения полученных данных в деятельности региональных вещателей, а также поможет определить стратегии работы в современных условиях на медиарынке.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных авторов - Солодова В.В., Чумикова А.Н., Беспаловой А.Г., Корниловой Е.А., Вартановой Е.Л., Володиной Е.Е. и рядом зарубежных авторов - Гранта Р., Портера М., Друкера П., Айрис Б. И Бюрген Ж.
Для создания эмпирической базы исследования были использованы данные отраслевых докладах Роспечати, АКАР, Минкомсвязи, были изучены официальные данные ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», исследования компании «Онлайн Монитор-2016», а также «Фонда изучения общественного мнения России» и иностранной компании Analysys Mason, которая занимается прогнозированием мирового рынка СМИ.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, общим объемом 110 стр. В первой главе дается характеристика всех современных процессов медиарынка, а также необходимые категории стратегического менеджмента, во второй главе описаны этапы перехода на цифровое вещание, дается сравнение пути развития этого феномена на рубежном и отечественном рынках. В третьей главе приводится эмпирическое исследование степени готовности объектов наземного вещания к переходу на цифровой формат, а также произведена разработка стратегий поведения региональных компаний на рынке с результатами социологического опроса телезрителей региональных телеканалов.
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении возможных стратегий функционирования на современном медиа рынке региональных вещателей и оценке современной ситуации и положения медиаотрасли России в целом при осуществлении полного перехода на цифровое вещание в 2018 году, а также материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе для профессиональной подготовки студентов ВШЖиМК.
Апробация работы: результаты исследования апробированы в рамках научной международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» СПбГУ, а также в рамках выступления на указанной конференции. Часть исследования опубликована в статье «Дигитализация Российского медиапроизводства» в научном журнале «Молодой ученый». Один из региональных телеканалов страны «СТС - Кемерово», использовал результаты диссертационного исследования в практике по строения стратегии развития компании.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1) общемировые процессы дигитализации влияют на редакционный менеджмент медиакомпании;
2) путь цифровизации России отличается от пути зарубежных стран;
3) продление сроков реализации Федеральной Целевой Программы «Развитие телевизионного и радиовещания в России» до 2018 года связано с невозможностью запуска части объектов цифрового наземного вещания, которое может иметь последствия для всей медиаотрасли;
4) политическое регулирование цифрового вещания в стране изменит стратегии развития современных региональных медиа компаний, не смотря на создание законопроекта о «21 кнопке» для региональных вещателей, куда войдет всего один телеканал от региона;
5) будущее всей медиа отрасли зависит от скорости перехода на цифровое вещание и использование Интернет-технологий в практике работы телевещателей.
Цифровая эпоха диктует средствам массовой информации какой продукт необходимо производить, в соответствии с запросами новой аудитории, требующей от любого сообщения только суть. Но и средства массовой информации развиваются вместе со своей аудиторией и развитием технологических возможностей. Новые технологии упростили, изменили и ускорили работу телевидения, а также включили аудиторию в открытое информационное пространство. На этапе зарождения новых цифровых платформ, стали появляться процессы, которые в итоге стали основой модификации современной системы СМИ. В ходе выполнения квалификационного исследования, были даны определения процессам: дигитализации, мультимедиатизации, интерактивности, конвергенции, глобализации, глокализации и демассификации. Были описаны механизмы их взаимодействия, а также характер влияния на медиаотрасль. Автором исследования была разработана собственная схема систематизации основных процессов модификации системы СМИ.
На сегодняшний день современные медиа являются продуктом сращения коммуникационных технологий и цифровых компьютеров . Мы описали предпосылки, ставшие важнейшими вехами на пути к идее о глобальном обществе.
Процессы дигитализации и оцифровки информации заложили основу современной идее на уровне государства - о едином цифровом пространстве, описанным в Федеральной Целевой Программе «Развитие телевидения и радиовещания в Российской Федерации». Мы описали суть программы и важность ее принятия для современного медиарынка.
Мы определили, что новые тренды в СМИ порождают новые формы потребления медиапродуктов и разработали три основных тенденции в этом сегменте: потребители предпочитают визуальные виды информации, текстовые сообщения должны состоять не более, чем из 1,5 экранных страниц, ориентация на индивидуального, а не массового потребителя.
В ходе исследования мы описали новую аудиторию СМИ и разделили ее на несколько групп по возрасту. Такая сегментация позволяет определить, для какой из групп процесс дигитализации оказывает наибольшее влияние. С точки зрения использования новых цифровых платформ молодое поколение лидирует, однако, для телевизионного сектора, лидерами остаются возрастные категории (45+).
Дигитализация изменила внешние процессы телевизионного сектора, такие как: способ доставки сигнала, распространения частотного сектора, но в равной мере она оказала большое влияние и на внутреннюю структуру телевизионной редакции, а также редакционный менеджмент. В условиях постоянных перемен внешних факторов среды, медиакомпаниям необходимо успевать реагировать на новые процессы внутри среды и внедрять новые технологии в производство контента. Мы описали внешние сдерживающие факторы для развития медиаотрасли, главными оказались экономические и политические. С точки зрения политики, наша страна взяла курс на цифровизацию, основываясь на опыте ино странных коллег, однако, он не применим к современным российским реалиям.
Мы описали процесс дигитализации телевидения, провели исторический анализ этого явления и разделили условно на 4 этапа: разработки и зарождения телевизионного вещания, начало регулярного вещания, становление ТВ главным средством массовой информации, появление новых технологий кабельного и спутникового ТВ, но единицами анализа выбрали только два последних.
Сравнивая пути развития цифровизации медиаотрасли за рубежом и в России, мы выяснили, что у России свой путь и спешка в вопросе перехода на цифровое вещание с одной стороны необходима, но с другой стороны, страна, обладающая огромными территориями и неустойчивой экономической системой не может пройти путь цифровизации также просто, как европейские страны.
Таким образом, мы выполнили ряд задач, стоящих перед нами в начале исследования. Мы рассмотрели процесс дигитализации с точки зрения исторического дискурса, определили необходимые критерии оценки теории стратегического менеджмента, выявили положительны и отрицательные стороны ряда документов относительно реализации цифрового вещания, основным из которых стала ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания в России на 2016-2018 год». Мы определили, что во всей медиаотрасли, самыми уязвимыми становятся региональные вещатели, так как они не защищены действиями законодательных актов и не имеют финансовую поддержку государства, как телеканалы первого и второго мультикомплексов. В условиях цифровизации им необходимо выбрать правильную стратегию развития компании.
Далее мы объяснили причины продления сроков Программы, сделав анализ готовности сетей наземного вещания, использовав методы сравнительного анализа, системного анализа и анализа вторичных данных. Условно, мы разделили вопросы перехода ни цифровое телевидение на пять сфер: социальная, техническая, нормативно-правовая, экономическая и общественно-политическая. В каждой из этих разделов мы выделили основные рекомендации и сделали анализ сферы в формате выводов, основываясь на опыте других стран и на примере своего государства, определили круг вопросов, требующих решений, чтобы в короткие сроки перейти на цифровое вещание и пользоваться благами новых технологий.
На основе теории из первой главы диссертации, данных второй главы и части анализа третьей, мы предположили, что для региональных вещателей основными возможными стратегиями функционирования на медиарынке в современных условиях станут 4 стратегии:
• интернет-стратегия,
• стратегия перехода на кабельное вещание,
• стратегия перехода в производство контента,
• объединение с другими региональными вещателями.
В третьей главе диссертации мы предположили, что для принятия той или иной стратегии, компании необходимо ориентироваться на мнение потребителей их продукции (контента). Итогом исследования стал социологический опрос аудитории региональных телеканалов, с целью узнать их мнение относительно дальнейшей стратегии функционирования региональных компаний на рынке.
Таким образом, мы достигли всех задач, которые ставили перед собой в начале исследования, также главной задачи исследования - разработка стратегий поведения телевизионных вещателей при осуществлении полного перехода на цифровое вещание.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что полный переход на цифровое вещание в стране ожидается к 2018 году, и он даст толчок к развитию отрасли медибизнеса в целом, однако, для телеканалов первого мультикомплекса изменения будут несущественными, а для региональных телеканалов это будет серьезным испытанием, учитывая экономическую ситуацию в стране. В итоге, региональным вещателям потребуется разработка переходной стратегии функционирования в новых условиях.
В целом, можно говорить о том, что данная гипотеза подтверждается, потому что региональным компаниям придется выживать на новом рынке, приспосабливаться к условиям жесткой конкуренции, что наверняка даст толчок к развитию всей отрасли. Однако, существуют сомнения относительно сроков перехода на цифровое вещание к 2018 году.
Анализ показал, что полная оцифровка сетей наземного вещания в стране произойдет к 2020 году. До этого момента у региональных телекомпаний будет лишь одна «21 кнопка», которая дает надежду некоторым региональным вещателям, однако, де-факто, она вещает только в эфире платных кабельных и спутниковых сетей.
На сегодняшний день современные медиа являются продуктом сращения коммуникационных технологий и цифровых компьютеров . Мы описали предпосылки, ставшие важнейшими вехами на пути к идее о глобальном обществе.
Процессы дигитализации и оцифровки информации заложили основу современной идее на уровне государства - о едином цифровом пространстве, описанным в Федеральной Целевой Программе «Развитие телевидения и радиовещания в Российской Федерации». Мы описали суть программы и важность ее принятия для современного медиарынка.
Мы определили, что новые тренды в СМИ порождают новые формы потребления медиапродуктов и разработали три основных тенденции в этом сегменте: потребители предпочитают визуальные виды информации, текстовые сообщения должны состоять не более, чем из 1,5 экранных страниц, ориентация на индивидуального, а не массового потребителя.
В ходе исследования мы описали новую аудиторию СМИ и разделили ее на несколько групп по возрасту. Такая сегментация позволяет определить, для какой из групп процесс дигитализации оказывает наибольшее влияние. С точки зрения использования новых цифровых платформ молодое поколение лидирует, однако, для телевизионного сектора, лидерами остаются возрастные категории (45+).
Дигитализация изменила внешние процессы телевизионного сектора, такие как: способ доставки сигнала, распространения частотного сектора, но в равной мере она оказала большое влияние и на внутреннюю структуру телевизионной редакции, а также редакционный менеджмент. В условиях постоянных перемен внешних факторов среды, медиакомпаниям необходимо успевать реагировать на новые процессы внутри среды и внедрять новые технологии в производство контента. Мы описали внешние сдерживающие факторы для развития медиаотрасли, главными оказались экономические и политические. С точки зрения политики, наша страна взяла курс на цифровизацию, основываясь на опыте ино странных коллег, однако, он не применим к современным российским реалиям.
Мы описали процесс дигитализации телевидения, провели исторический анализ этого явления и разделили условно на 4 этапа: разработки и зарождения телевизионного вещания, начало регулярного вещания, становление ТВ главным средством массовой информации, появление новых технологий кабельного и спутникового ТВ, но единицами анализа выбрали только два последних.
Сравнивая пути развития цифровизации медиаотрасли за рубежом и в России, мы выяснили, что у России свой путь и спешка в вопросе перехода на цифровое вещание с одной стороны необходима, но с другой стороны, страна, обладающая огромными территориями и неустойчивой экономической системой не может пройти путь цифровизации также просто, как европейские страны.
Таким образом, мы выполнили ряд задач, стоящих перед нами в начале исследования. Мы рассмотрели процесс дигитализации с точки зрения исторического дискурса, определили необходимые критерии оценки теории стратегического менеджмента, выявили положительны и отрицательные стороны ряда документов относительно реализации цифрового вещания, основным из которых стала ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания в России на 2016-2018 год». Мы определили, что во всей медиаотрасли, самыми уязвимыми становятся региональные вещатели, так как они не защищены действиями законодательных актов и не имеют финансовую поддержку государства, как телеканалы первого и второго мультикомплексов. В условиях цифровизации им необходимо выбрать правильную стратегию развития компании.
Далее мы объяснили причины продления сроков Программы, сделав анализ готовности сетей наземного вещания, использовав методы сравнительного анализа, системного анализа и анализа вторичных данных. Условно, мы разделили вопросы перехода ни цифровое телевидение на пять сфер: социальная, техническая, нормативно-правовая, экономическая и общественно-политическая. В каждой из этих разделов мы выделили основные рекомендации и сделали анализ сферы в формате выводов, основываясь на опыте других стран и на примере своего государства, определили круг вопросов, требующих решений, чтобы в короткие сроки перейти на цифровое вещание и пользоваться благами новых технологий.
На основе теории из первой главы диссертации, данных второй главы и части анализа третьей, мы предположили, что для региональных вещателей основными возможными стратегиями функционирования на медиарынке в современных условиях станут 4 стратегии:
• интернет-стратегия,
• стратегия перехода на кабельное вещание,
• стратегия перехода в производство контента,
• объединение с другими региональными вещателями.
В третьей главе диссертации мы предположили, что для принятия той или иной стратегии, компании необходимо ориентироваться на мнение потребителей их продукции (контента). Итогом исследования стал социологический опрос аудитории региональных телеканалов, с целью узнать их мнение относительно дальнейшей стратегии функционирования региональных компаний на рынке.
Таким образом, мы достигли всех задач, которые ставили перед собой в начале исследования, также главной задачи исследования - разработка стратегий поведения телевизионных вещателей при осуществлении полного перехода на цифровое вещание.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что полный переход на цифровое вещание в стране ожидается к 2018 году, и он даст толчок к развитию отрасли медибизнеса в целом, однако, для телеканалов первого мультикомплекса изменения будут несущественными, а для региональных телеканалов это будет серьезным испытанием, учитывая экономическую ситуацию в стране. В итоге, региональным вещателям потребуется разработка переходной стратегии функционирования в новых условиях.
В целом, можно говорить о том, что данная гипотеза подтверждается, потому что региональным компаниям придется выживать на новом рынке, приспосабливаться к условиям жесткой конкуренции, что наверняка даст толчок к развитию всей отрасли. Однако, существуют сомнения относительно сроков перехода на цифровое вещание к 2018 году.
Анализ показал, что полная оцифровка сетей наземного вещания в стране произойдет к 2020 году. До этого момента у региональных телекомпаний будет лишь одна «21 кнопка», которая дает надежду некоторым региональным вещателям, однако, де-факто, она вещает только в эфире платных кабельных и спутниковых сетей.
Подобные работы
- Дигитализация медиапроизводства на ТВ в условиях экономической нестабильности
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



