Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности

Работа №72720

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Подходы к изучению феномена психологической защиты в
психологии 7
1.2. Проблема мотивации профессиональной деятельности в отечественной и
зарубежной психологии 26
1.3. Взаимосвязь психологической защиты и мотивации профессиональной
деятельности у психологов образования 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей психологической защиты психологов образования с разной мотивацией
профессиональной деятельности 46
2.3. Программа развития мотивации профессиональной деятельности
психологов образования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 80


Актуальность проблемы исследования. Современное понимание смысла деятельности педагога-психолога заключается в сопровождении ребенка в процессе обучения, что позволяет рассматривать личность психолога образования важным инструментом воспитательного воздействия.
Внедрение новых стандартов определяет новые требования как к содержанию и условиям, так и к результатам реализации образовательных программ, и, безусловно, затрагивает всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, педагогов -психологов, детей и родителей.
При внедрении и реализации новых образовательных стандартов большой акцент делается на участии педагогов -психологов с использованием новых подходов. Психологу необходимо учесть это, правильно сформулировать цели работы и определить в соответствии с ними направления своей деятельности. Сама методология нового стандарта основана на системно-деятельностном подходе, а так же глубоком психолого -педагогическом понимании специфики индивидуального развития учащегося и его личностных результатах.
Насыщенность профессиональной деятельности психотравмирующими ситуациями, необходимость внедрения новых форм образования и информационных технологий в образовательной сфере требуют от психолога постоянного обучения, которое проходит на фоне резкого дефицита времени. Все это требует навыков саморегуляции и совладания, которые помогают решать сложные производственные задачи и снижать негативное воздействие стрессовых факторов на психосоматическое здоровье личности психолога образования.
Поэтому в профессиональной деятельности психологов важно использовать защитные механизмы для успешного карьерного и психофизического развития личности. Важным направлением в борьбе с профессиональными деформациями профессиональной деятельности может стать мотивация личности психолога в освоение новых современных форм информационных технологий в образовательном процессе, которая рассматривается многими исследователями как эффективная, творческая деятельность, повышающая когнитивные процессы личности и увеличивающая профессиональное и психосоматическое долголетие человека.
Но, так как, психологическая защита может играть как положительную, конструктивную роль в регуляции психологического состояния и поведения человека, так и оказывать крайне неблагоприятное воздействие на функционирование психики, центральным моментом в успешности выполнения профессиональной деятельности является степень активности (напряженности) защитных механизмов, которые либо способствуют, либо препятствуют успешности в преодолении стресса и оказывают влияние на сохранение его психологического здоровья.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, в связи с исследованием психологической защиты психологов образования и их мотивацией профессиональной деятельности, так и существующими потребностями в области оптимизации образовательного процесса.
Проблема исследования: каковы особенности психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности?
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования: изучение особенностей психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности.
Объект исследования: психологическая защита психологов
образования.
Предмет исследования: психологическая защита психологов
образования с разной мотивацией профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: психологи образования с разной мотивацией профессиональной деятельности отличаются механизмами защиты, а именно:
- психологи с доминированием внутренней мотивации профессиональной деятельности проявляют тенденцию к использованию интеллектуализации и реактивного образования;
- у психологов с доминированием положительной внешней мотивации чаще всего проявляются регрессия, вытеснение и замещение;
- у психологов с доминированием отрицательной мотивации - отрицание и компенсация.
Задачи:
1) Изучить степень разработанности проблемы исследования в психологии.
2) Исследовать механизмы психологической защиты у психологов образования.
3) Исследовать мотивацию профессиональной деятельности психологов образования.
4) Выявить особенности психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности.
5) Разработать программу развития мотивации профессиональной деятельности у психологов образования.
Теоретическо-методологическую основу исследования составили работы по проблеме профессиональной мотивации Е.П. Ильина, К. Замфира, В.А. Ядова, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Дж. Аткинсона, С. Гроффа, МакКлеланда, А. Маслоу, Х. Хекхаузена и др.; исследования в области изучения психологической защиты А. Фрейд, З. Фрейда, Г. Келлермана, Х. Р. Конте, Р. Плутчика, Ф.Б. Бассина, Б.Д. Карвасарского, А.А. Налчаджана, Э.И. Киршбаума, Е.С. Романовой, Е.А. Сергиенко, Л.Ю. Субботиной, В.А. Штроо и др.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
В качестве методик нами использовались следующие:
- методика К. Замфира (модификация А. А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»;
- опросник Плутчика - Келлермана - Конте «Индекс жизненного стиля».
Методы математической статитики: описательная статистика, t-критерий Стьюдента и критерий Спирмена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и разработанная программа развития мотивации профессиональной деятельности у психологов образования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в процессе психологического консультирования, психотерапии и активного социально-психологического обучения психологов образования. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов.
База исследования: исследование осуществлялось на базе управления образования администрации города Белгорода. Всего в исследовании участвовало 50 психологов образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема мотивации профессиональной деятельности является одной из ключевых для психологии, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъектом труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции. Вопросам мотивации труда посвящено большое количество исследований, по результатам которых накоплен обширный материал (работы Е.П. Ильина, К. Замфира, В.А. Ядова, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Дж. Аткинсона, С. Гроффа, МакКлеланда, А. Маслоу, Х. Хекхаузена и др.) Однако данными авторами характеризуются отдельные стороны мотивации, обозначаются отдельные связи между компонентами, но мало раскрыты взаимосвязи с другими структурными компонентами личности. Другими словами, в настоящее время для психологической науки особую значимость приобретают исследования интегративного характера, выходящие на уровень целостного описания мотивации профессиональной деятельности. В нашей работе мы сосредоточили своё внимание на изучении особенностей психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности. Личностный уровень также можно представить в виде регуляторной системы, действующей в ситуации внешнего или внутреннего конфликта, включающей в себя две подсистемы: стабилизации личности и преодоления. Такое понимание системы психологической защиты основано на теоретических конструктах личностно -ориентированной психотерапии Т.А. Даниловой, Б.Д. Карвасарского, Ю.С. Савенко, В.А. Ташлыкова [107, С. 38]. Подсистема стабилизации личности выполняет «гомеостатические функции» [98, С. 65] и включает в себя неосознаваемые механизмы психологической защиты. Эта ежедневно работающая система защитных механизмов сосуществует наравне с другими сферами личности человека, а также наряду с мотивацией профессиональной деятельности.
В этой связи, наше исследование было направлено на изучение особенностей психологической защиты психологов образования с разной мотивацией профессиональной деятельности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
- «Мотивация трудовой деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
- методика психологической диагностики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
1) Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Анализ полученных данных, позволил нам сделать следующие выводы:
- среди психологов образования отмечены особенности мотивации профессиональной деятельности - преобладании определенного типа мотивации: внутренней, положительной внешней и отрицательной внешней мотивации профессиональной деятельности;
- у наибольшего числа психологов образования ведущей выступает внешняя положительная мотивация, им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась, а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями;
- наблюдается взаимосвязь между мотивацией профессиональной деятельности и механизмами психологической защиты показал зависимость выбора определенных типов защитного поведения от типа мотивации. Психологи с доминированием внутренней мотивации профессиональной деятельности порядка проявляют тенденцию к использованию интеллектуализации и реактивного образования как механизмов психологической защиты, в противовес группе, где доминирует положительная мотивация профессиональной деятельности, при которой наиболее приемлемой психологической защитой выступает регрессия.
В группе психологов, у которых более выраженной является положительная внешняя мотивация профессиональной деятельности, проявляется тенденция преобладания вытеснения, регрессии, замещения и интеллектуализации, в то время как у псхологов с доминированием отрицательной мотивации профессиональной деятельности, напротив, при умеренно или слабо выраженных индексах интеллектуализации и подавления отмечено стремление проявлять отрицание, регрессию и, отчасти, компенсацию.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Также, на основании полученных в ходе исследования данных, мы разработали программу развития мотивации профессиональной деятельности психологов образования, целью которой является формирование положительной мотивации профессиональной деятельности у психологов образования.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ