Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотический средств и псикотропнын веществ в образовательной среде
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 17
1.1. Криминологическая ситуация с наркопреступностью в Самарской и Саратовской областях, ее особенности среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях 17
1.2. Проблемы уголовного законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 48
1.3. Криминологическая характеристика личности преступника в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
в образовательной среде 65
1.4. Причины и условия распространения наркотизма в школах, ПТУ, техникумах, вузах 81
Глава 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 106
2.1. Правовая модель региональной Концепции комплексной профилактики наркотизма в образовательной среде 106
2.2. Структура и принципы региональной Концепции комплексной профилактики наркотизма в образовательной среде 123
2.3. Содержание региональной комплексной программы профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в образовательной среде 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174
Приложение
190
Актуальность темы исследования. Постперестроечные российские реформы породили целый ряд глобальных экономических и политических изменений, затронувших все уровни социальной системы, оказали влияние на все социальные группы. Лишь незначительную часть социальных последствий этих реформ можно отнести к бесспорно прогрессивным. По большей части социальный «эффект» выражается в углублении общественного кризиса, в обострении имеющихся и возникновении новых социальных проблем, в стремительном увеличении групп людей, которые остро нуждаются в государственной защите и поддержке.
Рост наркозависимости еще в конце 80-х годов казался многим «запад¬ной» проблемой, далекой от российской действительности. В 90-е годы ситуация изменилась. Согласно статистике, в 1970 г. в Российской Федерации на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло 10,4 тыс. наркоманов и токсикоманов, в 1980 — 17,3 тыс. чел., 1990 — 35, в 1991 — 37,2, 1996 —
97,3, 2000 — 300, в 2003 — более 3 млн чел. В последнее время примерно в 6-8 раз возросло число наркоманов среди школьников и студентов. Из 23 млн россиян в возрасте от 15 до 23 лет свыше 8 млн чел. (более 40 %) с разной регулярностью употребляют наркотики. В разной степени проблема наркотизма затрагивает около 30 млн чел., т. е. практически каждого пятого жителя страны.
Первое место среди причин, ведущих к заболеванию СПИДом в Саратовской и Самарской областях, занимает наркотизм. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели глобальный масштаб, что самым серьезным образом сказывается на криминальной обстановке, создавая постоянную угрозу здоровью, жизни и достоинству миллионов людей. Острое ощущение этой угрозы в российском обществе и необходимость эффективного предупреждения ее предопределили принятие Федерального закона № З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». В дальнейшем Федеральный закон стал правовым инструментом всех аспектов противодействия незаконному обороту наркотиков, распространению наркотизма.
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что наркотики становятся одним из атрибутов досуга подростков и молодежи, фактором идентификации, символом социального успеха, приобщенности к перспективным жизненным программам.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, практически во всех регионах России отмечается рост наркопреступности. В целом, по данным МВД России, за 1990-2000 гг. количество преступлений, связанных с наркотизмом, возросло более чем в 10 раз.
В 2003 г. указанная тенденция, по сообщению председателя Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ В. Черкесова, сохраняется в семи крупнейших регионах России: в Москве, Московской области, Петербурге, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке (в Амурской области и Приморском крае) . Саратовская и Самарская области остаются лидерами в Приволжском округе по количеству преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на 100 тыс. населения. По заявлению Министра внутренних
дел РФ Б.В. Грызлова за последние 3 года оборот наркотиков в Саратовской области возрос в 6 раз . Не произошло существенного снижения количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков среди подростков.
Высокая латентность незаконного оборота наркотиков не позволяет точно оценить масштабность и значимость проблемы наркотизма. По мнению большинства исследователей, изучающих эту проблему, наркотизм способен разрушить генофонд наций, нравственные, социальные, политические, экономические устои, стать причиной мировых технологических аварий и катастроф, военных конфликтов и международного терроризма.
В литературе понятие «наркотизм» стало широко употребляться в начале 70-х годов двадцатого столетия . Им обозначалось негативное социальное явление, выражающееся в приобщении граждан к немедицинскому потреблению наркотических и психотропных веществ, и использовалось в противовес понятию «наркомания», которое служило для обозначения заболевания, т. е. по сво¬ей природе являлось сугубо медицинским.
Специфика наркопреступности заключается не только в том, что она опасна сама по себе, но и в том, что своим взаимодействием с другими негативными социальными явлениями и самыми опасными общественными деяниями она коррелирует с разными видами общеуголовной преступности. Их масштабность и глубина проникновения во все сферы жизнедеятельности общества в настоящее время достигла угрожающих размеров, могущих подорвать национальную безопасность государства.
Современная наркоситуация в исследуемом регионе характеризуется значительными изменениями в количественных и качественных показателях наркотизма, в объемах и уровнях незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. После распада СССР Саратовская и Самарская области объективно оказались в центре пересечения основных путей контрабанды нар-котиков из стран Среднеазиатского, Закавказского и Северокавказского регионов и распространения их на территории Российской Федерации.
Поволжье не имело глубоких культурологических традиций и опыта наркотизации. Наркотизм проник в этот регион сравнительно недавно при посредстве преступной деятельности лиц, обогащающихся на распространении наркотиков. В прямой связи с этим находятся большая представленность в числе потребителей наркотиков учащейся молодежи, сосредоточение наркотизма в городах (Саратов, Самара, Балаково, Балашов, Энгельс, Волжский, Тольятти). Особенностью современной наркоситуации в регионе является уменьшение вклада куль-турологических факторов в развитие наркотизма и расширение преступной активности распространителей наркотических средств. Под их непосредственным воздействием в ближайшее время может существенно увеличиваться включенность отдельных групп населения в наркотизацию и, в первую очередь, за счет тех групп, которые представляют для наркобизнеса заведомый интерес: школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов. Наметившееся с 2001 г. снижение абсолютных показателей числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, а также наркопреступлений, является выражением ослабления общественного внимания к проблеме и должно оцениваться негативно. Расчет латентности потребителя наркотических средств и психотропных веществ показывает, что общество имеет довольно относительное представление о масштабах наркотизации образовательной среды.
Общий прогноз ситуации с наркотизмом неблагоприятен. В ближайшее время негативное развитие наркоситуации будет направлено против России. Определенную роль в этом будут играть существующий уровень криминализации и коррупции общества, неготовность правоохранительных органов к широкомасштабному противодействию (региональные управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков распущены, а вновь созданный Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в течение длительного времени не может преступить к работе), а также благоприятные экономические условия для отмывания доходов наркобизнеса.
Все эти крайне негативные реалии нашего современного общества диктуют необходимость выбора принципиально нового подхода к борьбе с преступностью и наиболее опасными ее формами, включая наркопреступность в образовательной среде. Наше общество далеко от совершенства. Неизбежными его атрибутами стали преступность, алкоголизм, наркотизм и другие социальные пороки. Они закономерны, были и будут, искоренить их полностью вряд ли удастся. Если преступников еще на какое-то время можно изолировать от общества, то потребителей наркотиков нельзя изолировать, но к ним должно быть выработано соответствующее отношение. Поэтому главная задача современного гражданского общества состоит в том, чтобы научиться сосуществовать рядом с этой смертельной опасностью и уметь эффективно от нее защищаться. Взрослого человека от наркомании сможет сберечь жизненный опыт, житейская мудрость, устоявшиеся привычки, работа и семья, долг и ответственность за своих детей. У подростка все вышеперечисленное еще не появилось и не сформировалось, зато есть любопытство, любознательность, влияние сверстников, желание испытать все новое.
Единственное, что может уберечь подрастающее поколение от наркотической заразы, — это исчерпывающие знания, полная и объективная информированность обо всех проявлениях наркомании и наркотизма, ориентация на здоровый образ жизни, социально-психологическая и правовая образованность, позволяющая гарантированно обезопасить себя от любого негативного влияния и воздействия.
Особое место в этом деле отводится уголовно-правовым мерам борьбы с наркотизмом и связанной с ним организованной преступностью, занимающейся наркобизнесом. В этом направлении предстоит также многое сделать. Требуется совершенствование на законодательном уровне всей системы правовых мер, предназначенных для предупреждения и борьбы с наркопреступностью и порождаемыми ею или сопутствующими иными общественно опасными проявлениями.
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 29 декабря 1993 года. М., 1993.
2. ООН. Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1970. Вып. XXIII. С. 105.
3. ООН. Протокол «О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» 1971 г. // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.
4. ООН. Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года// Сборник действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1981. Вып. XXXV. С. 416-434.
5. ООН. Международная конвенция ООН в борьбе против незаконного обо-рота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года // Сборник международных договоров СССР и РФ. 1994. Вып. XLVII. С. 133-157.
6. ООН. Всеобъемлющий междисциплинарный план деятельности по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами. 1988.
7. ООН. Политическая декларация международного сообщества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. 1990.
8. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных ве-ществах» от 8 января 1998 года № З-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
10. Закон «О милиции» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
11. Федеральный закон «Об оружии» № 51-ФЗ // Российская газета. 1996. 13 декабря; СЗ РФ. 1996. Ст. 5681.
12. Закон «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» //СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
175
13. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Россий¬ской Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1992. № 17. Ст. 888.
14. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой дея-тельности» от 13 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
15. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1992. №7. Ст. 300.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодек¬сов Российской Федерации. М., 1999.
17. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (с постатейным прило-жением судебных документов и комментариями). М., 1999.
18. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №12. Ст. 1099.
19. Уголовный кодекс Российской Федерации (с постатейными материа-лами). М., 1998.
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Рос¬тов н/Д., 1997.
21. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Фе-дерации. М., 2002.
22. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.
23. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М., 1997.
24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени¬ях. М., 2001.
25. Жилищный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
26. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2000.
27. Таможенный кодекс РФ // Полный сборник кодексов Российской Фе-дерации. М., 1999.
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 542 «О Федеральной целевой программе “Комплексные меры проти¬водействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы”» // СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2277.
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября
года № 1030 «О Федеральной целевой программе “Комплексные меры
176
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы”» // СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4627.
30. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 фев¬раля 2000 года №619 «О злоупотреблении психотропными веществами в образовательной среде» // Вестник образования. 2000. № 8.
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. № 44 «О Федеральной целевой программе “Комплексные меры проти¬водействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002- 2004 годы”» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 335.
Официальные документы
1. Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №2. Ст. 1867.
2. Доклад Всемирной организации здравоохранения «Молодежь и нарко-тики» // Серия технических докладов. 1996. № 516.
3. Доклад международного комитета ООН по контролю над наркотиками. М., 1990.
4. Наркотики в Европе / Нац. центр, бюро Интерпола в Российской Феде-рации. М., 1993.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. №9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // СПП ВС РФ (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000.
6. Соглашение между МВД РФ и МВД Италии о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / Нац. центр, бюро Интерпола в Российской Федерации // Информационный бюллетень. 1994. № 6.
7. Информация о деятельности Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике по вопросу профилактики наркомании и
177
других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи. Екате-ринбург, 2000.
Статистические материалы
1. Итоги оперативно-служебной деятельности и служебной боевой дея-тельности внутренних войск МВД РФ в 1999 году.
2. Российская Федерация в 1999 году: Стат. ежегодник. М., 2000. 654 с.
3. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1997. 512 с.
4. Статистический пресс-бюллетень. М., 1999.136 с.
5. Материалы Второй конференции по международному антинаркотиче- скому сотрудничеству. Саратов, 2001.
6. Итоги работы органов внутренних дел по Самарской области в 2002 го¬ду. Самара, 2003.
7. Итоги работы органов внутренних дел по Саратовской области в 2002 году. Саратов, 2003.
8. Общество и безопасность. Самара, 2001. № 4.