ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 13
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД») 34
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 13
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД») 34
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертационного исследования. Особую актуальность и социальную значимость в современных условиях приобретают факторы и механизмы активизации общественного участия в решении различных проблем местного значения. Происходящие в России экономические, политические и идеологические преобразования требуют переосмысления многих наших представлений об обществе и активности его граждан. Преобразования могут содействовать формированию социально - ориентированного, подлинно демократического правового государства, а могут замедлить этот процесс на длительное время. И это во многом зависит от социальной активности граждан, преодоления бездействия и пассивности в различных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время государства предлагают гражданам множество каналов и способов коммуникации с органами государственной и муниципальной власти: от прямого контакта с представителями власти до выборов и референдумов. Особую актуальность приобретают институционализированные практики вовлечения граждан в процесс принятия решений, которые реализуются на уровне местного самоуправления, наиболее приближенного к населению уровня власти.
Важным направлением участия граждан в решении вопросов местного значения выступает формирование и развитие современной городской среды, решение широкого круга вопросов, связанных с благоустройством территорий муниципального образования. Современная и комфортная городская среда является одной из составляющих имиджа региона. Для регионов и муниципальных образований очень важно накапливать опыт развития городской среды в других регионах и различных подходов к данному вопросу. Эффективная и привлекательная городская среда всегда является «лицом» региона и муниципального образования, вектором его инвестиционной привлекательности. Согласно Ф. Котлеру и К. Асплунду, качество городской среды является так называемым «мягким фактором» инвестиционной привлекательности места.
Разработка и реализация комплекса мероприятий по благоустройству городской среды на уровне муниципальных образований позволит значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов, создать наиболее комфортные микроклиматические, санитарно - гигиенические и эстетические условия, как на дворовых территориях многоквартирных домов, так и на общественных пространствах города.
Успешная реализация на территории городских поселений приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» позволит повысить уровень благоустройства территорий города и улучшить качество жизни населения, а участие граждан и заинтересованных организаций во всех этапах данного процесса гарантирует заинтересованным лицам полноту и достоверность полученной информации, а также прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
- значимостью благоустройства территорий города как одной из ключевых задач деятельности органов местного самоуправления;
- влиянием благоприятной городской среды на качество жизни населения и инвестиционную привлекательность региона в целом и муниципального образования в частности;
- необходимостью трансляции передового опыта развития городской среды и управления благоустройством территорий.
Степень научной разработанности темы. Проведенный в ходе выполнения диссертационного исследования анализ позволил выделить ряд направлений исследования, представители которых внесли наибольший вклад в разработку актуальных проблем общественного участия и формирования современной городской среды.
Так, в трудах Ю.С. Бахмутова, И.В. Герасимова, Р.В. Горнева, A П. Ларькиной, К.Н. Моисеенко, С.В. Сятчихина, Е.В. Титовой, B. А. Федосова и др. были проанализированы проблемы соотношения понятий «гражданское участие» и «общественное участие» в зарубежной и отечественной политической и социологической науке, основные механизмы участия граждан РФ в принятии управленческих решений на государственном и муниципальном уровне.
Значительное количество работ отечественных ученых посвящено исследованию проблем формирования современной городской среды, повышения ее комфортности и безопасности, роли качества городской среды в контексте улучшения социального самочувствия населения и повышения инвестиционной привлекательности территории. Среди них следует отметить работы К.С. Афанасьева, М.А. Бахмисовой, Ю.Р. Гореловой, Т.В. Караковой, С.Г. Лазуткиной, И.В. Самохина, Е.Г. Трубиной, К.А. Черепанова и др.
Вопросы участия представителей местных сообществ в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории в рамках взаимодействия с местной властью получили довольно широкое освещение в работах Н.В. Губиной, Е.А. Коваленко, М.А. Липчанской, И.П. Прядко, В.В. Черемисина, И.В. Щербаковой и др.
Несмотря на большой спектр работ и значительный вклад ученых в развитие данной проблемы, существует потребность в комплексном подходе к исследованию специфики общественного участия в формировании городской среды на уровне отдельных муниципальных образований. На сегодняшний день отсутствует методический инструментарий оценки эффективности проектов по созданию современной и комфортной городской среды, реализуемых при участии населения. Разработка и внедрение такой методики позволит осуществлять эффективное управление формированием городской среды в муниципалитете, тем самым обеспечивая повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества жизни населения.
Проблема магистерской диссертации заключается в противоречии между необходимостью повышения степени участия населения в разработке и реализации проектов по формированию комфортной городской среды и недостаточной разработанностью технологий проектирования общественного участия на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что низкая степень участия граждан в формировании городской среды г. Белгорода обусловлена недостаточным уровнем информированности населения о каналах и механизмах общественного участия, с одной стороны, и реализуемых в городе проектах по повышению степени комфортности городской среды, с другой.
Объектом исследования является общественное участие в формировании городской среды.
Предметом исследования выступают механизмы повышения степени участия населения в разработке и реализации проектов по формированию комфортной городской среды городского округа «Город Белгород».
Цель магистерской диссертации состоит в разработке рекомендаций по повышению уровня общественного участия в проектировании комфортной городской среды городского округа «Город Белгород».
Достижение поставленной цели сводится к решению ряда задач:
- исследовать теоретические аспекты проектирования общественного участия в формировании городской среды;
- проанализировать практику привлечения общественности к разработке и реализации проектов по формированию городской среды в городском округе «Город Белгород»;
- разработать направления совершенствования проектирования общественного участия в формировании городской среды .
Теоретической и методологической основой исследования выступает процессный подход к анализу понятия общественного участия Д.Л. Крейтона, согласно которому участие рассматривается как процесс, реализация которого включает в себя четыре основных этапа: информирование населения; выслушивание населения; участие в решении проблем; разработка решений.
В работе нашла применение теория социальных систем (Т. Парсонс). Базой для организации исследований стал системный подход и структурно-функциональный анализ, представленный в трудах А.Э. Воскобойникова, Д. О'Коннор, М.Р. Шагиахметова, на основе которого были определены методы изучения социальных систем.
При обосновании теоретических выводов применялись методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстрагирования и конкретизации. В работе использованы также методы анализа документов, анкетирования, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации. Обработка эмпирической информации осуществлялась при помощи методов линейной группировки данных.
Эмпирическую базу исследования составили:
- федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления по обеспечению комфортных условий жизнедеятельности городского населения, участие граждан в решении вопросов местного значения, реализацию проектов на региональном и муниципальном уровне по формированию современной городской среды ;
- нормативно-правовые документы городского округа «Город Белгород», регламентирующие формирование современной и комфортной городской среды на территории муниципального образования ;
- данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, муниципальной статистики;
- результаты авторского социологического исследования «Участие жителей г. Белгорода в формировании комфортной городской среды», которое проводилось в ноябре 2017 года при личном участии автора (N = 70).
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что предложено авторское определение общественного участия в формировании городской среды, разработан методический инструментарий «народной экспертизы» эффективности проектов современной и комфортной городской среды и интерактивной карты «Доступная среда».
Положения, выносимые на защиту:
1. Городская среда - это совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизнедеятельности людей, которая включает ландшафт, в той или иной степени измененный человеком; природную среду; элементы застройки и техногенной среды; население с его материальными и духовными потребностями. Общественное участие в формировании городской среды определено как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного городского поселения.
2. Общественное участие жителей г. Белгород в формировании современной и комфортной городской среды реализуется в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», серии проектов в сфере ЖКХ («Управдом», «Школа грамотного потребителя», «Повышение культуры собственников помещении в сфере ЖКХ путем проведения обучающих семинаров»), на базе портала «Активный горожанин». Согласно данным опроса, более половины респондентов имеют опыт личного участия в разработке и реализации данных проектов. Типичными формами общественного участия на микроуровне (дворовая территория) является уборка; посадка деревьев, цветов; установке горок, качелей и пр.; коллективные обращения в органы власти с просьбами или требованиями. Большая часть участников была рядовыми исполнителями, но чуть более четверти - непосредственными организаторами или в числе организаторов акций по благоустройству.
3. Реализация предложенного проекта «Город для всех» позволит повысить степень комфортности городской среды г. Белгорода для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маленькими детьми в колясках; повысить уровень общественного участия в разработке и реализации проектов по формированию современной городской среды; привлечь инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем повышения качества городской среды; довести показатель доступности объектов городской инфраструктуры до 100%; повысить туристическую привлекательность г. Белгорода.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке муниципальных программ по развитию городской среды, для активизации общественного участия в решении проблем благоустройства городских территорий и повышения степени комфортности городской среды.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 2 научных статьи общим объемом 0,6 п.л.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В настоящее время государства предлагают гражданам множество каналов и способов коммуникации с органами государственной и муниципальной власти: от прямого контакта с представителями власти до выборов и референдумов. Особую актуальность приобретают институционализированные практики вовлечения граждан в процесс принятия решений, которые реализуются на уровне местного самоуправления, наиболее приближенного к населению уровня власти.
Важным направлением участия граждан в решении вопросов местного значения выступает формирование и развитие современной городской среды, решение широкого круга вопросов, связанных с благоустройством территорий муниципального образования. Современная и комфортная городская среда является одной из составляющих имиджа региона. Для регионов и муниципальных образований очень важно накапливать опыт развития городской среды в других регионах и различных подходов к данному вопросу. Эффективная и привлекательная городская среда всегда является «лицом» региона и муниципального образования, вектором его инвестиционной привлекательности. Согласно Ф. Котлеру и К. Асплунду, качество городской среды является так называемым «мягким фактором» инвестиционной привлекательности места.
Разработка и реализация комплекса мероприятий по благоустройству городской среды на уровне муниципальных образований позволит значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов, создать наиболее комфортные микроклиматические, санитарно - гигиенические и эстетические условия, как на дворовых территориях многоквартирных домов, так и на общественных пространствах города.
Успешная реализация на территории городских поселений приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» позволит повысить уровень благоустройства территорий города и улучшить качество жизни населения, а участие граждан и заинтересованных организаций во всех этапах данного процесса гарантирует заинтересованным лицам полноту и достоверность полученной информации, а также прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
- значимостью благоустройства территорий города как одной из ключевых задач деятельности органов местного самоуправления;
- влиянием благоприятной городской среды на качество жизни населения и инвестиционную привлекательность региона в целом и муниципального образования в частности;
- необходимостью трансляции передового опыта развития городской среды и управления благоустройством территорий.
Степень научной разработанности темы. Проведенный в ходе выполнения диссертационного исследования анализ позволил выделить ряд направлений исследования, представители которых внесли наибольший вклад в разработку актуальных проблем общественного участия и формирования современной городской среды.
Так, в трудах Ю.С. Бахмутова, И.В. Герасимова, Р.В. Горнева, A П. Ларькиной, К.Н. Моисеенко, С.В. Сятчихина, Е.В. Титовой, B. А. Федосова и др. были проанализированы проблемы соотношения понятий «гражданское участие» и «общественное участие» в зарубежной и отечественной политической и социологической науке, основные механизмы участия граждан РФ в принятии управленческих решений на государственном и муниципальном уровне.
Значительное количество работ отечественных ученых посвящено исследованию проблем формирования современной городской среды, повышения ее комфортности и безопасности, роли качества городской среды в контексте улучшения социального самочувствия населения и повышения инвестиционной привлекательности территории. Среди них следует отметить работы К.С. Афанасьева, М.А. Бахмисовой, Ю.Р. Гореловой, Т.В. Караковой, С.Г. Лазуткиной, И.В. Самохина, Е.Г. Трубиной, К.А. Черепанова и др.
Вопросы участия представителей местных сообществ в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории в рамках взаимодействия с местной властью получили довольно широкое освещение в работах Н.В. Губиной, Е.А. Коваленко, М.А. Липчанской, И.П. Прядко, В.В. Черемисина, И.В. Щербаковой и др.
Несмотря на большой спектр работ и значительный вклад ученых в развитие данной проблемы, существует потребность в комплексном подходе к исследованию специфики общественного участия в формировании городской среды на уровне отдельных муниципальных образований. На сегодняшний день отсутствует методический инструментарий оценки эффективности проектов по созданию современной и комфортной городской среды, реализуемых при участии населения. Разработка и внедрение такой методики позволит осуществлять эффективное управление формированием городской среды в муниципалитете, тем самым обеспечивая повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества жизни населения.
Проблема магистерской диссертации заключается в противоречии между необходимостью повышения степени участия населения в разработке и реализации проектов по формированию комфортной городской среды и недостаточной разработанностью технологий проектирования общественного участия на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что низкая степень участия граждан в формировании городской среды г. Белгорода обусловлена недостаточным уровнем информированности населения о каналах и механизмах общественного участия, с одной стороны, и реализуемых в городе проектах по повышению степени комфортности городской среды, с другой.
Объектом исследования является общественное участие в формировании городской среды.
Предметом исследования выступают механизмы повышения степени участия населения в разработке и реализации проектов по формированию комфортной городской среды городского округа «Город Белгород».
Цель магистерской диссертации состоит в разработке рекомендаций по повышению уровня общественного участия в проектировании комфортной городской среды городского округа «Город Белгород».
Достижение поставленной цели сводится к решению ряда задач:
- исследовать теоретические аспекты проектирования общественного участия в формировании городской среды;
- проанализировать практику привлечения общественности к разработке и реализации проектов по формированию городской среды в городском округе «Город Белгород»;
- разработать направления совершенствования проектирования общественного участия в формировании городской среды .
Теоретической и методологической основой исследования выступает процессный подход к анализу понятия общественного участия Д.Л. Крейтона, согласно которому участие рассматривается как процесс, реализация которого включает в себя четыре основных этапа: информирование населения; выслушивание населения; участие в решении проблем; разработка решений.
В работе нашла применение теория социальных систем (Т. Парсонс). Базой для организации исследований стал системный подход и структурно-функциональный анализ, представленный в трудах А.Э. Воскобойникова, Д. О'Коннор, М.Р. Шагиахметова, на основе которого были определены методы изучения социальных систем.
При обосновании теоретических выводов применялись методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстрагирования и конкретизации. В работе использованы также методы анализа документов, анкетирования, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации. Обработка эмпирической информации осуществлялась при помощи методов линейной группировки данных.
Эмпирическую базу исследования составили:
- федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления по обеспечению комфортных условий жизнедеятельности городского населения, участие граждан в решении вопросов местного значения, реализацию проектов на региональном и муниципальном уровне по формированию современной городской среды ;
- нормативно-правовые документы городского округа «Город Белгород», регламентирующие формирование современной и комфортной городской среды на территории муниципального образования ;
- данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, муниципальной статистики;
- результаты авторского социологического исследования «Участие жителей г. Белгорода в формировании комфортной городской среды», которое проводилось в ноябре 2017 года при личном участии автора (N = 70).
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что предложено авторское определение общественного участия в формировании городской среды, разработан методический инструментарий «народной экспертизы» эффективности проектов современной и комфортной городской среды и интерактивной карты «Доступная среда».
Положения, выносимые на защиту:
1. Городская среда - это совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизнедеятельности людей, которая включает ландшафт, в той или иной степени измененный человеком; природную среду; элементы застройки и техногенной среды; население с его материальными и духовными потребностями. Общественное участие в формировании городской среды определено как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного городского поселения.
2. Общественное участие жителей г. Белгород в формировании современной и комфортной городской среды реализуется в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», серии проектов в сфере ЖКХ («Управдом», «Школа грамотного потребителя», «Повышение культуры собственников помещении в сфере ЖКХ путем проведения обучающих семинаров»), на базе портала «Активный горожанин». Согласно данным опроса, более половины респондентов имеют опыт личного участия в разработке и реализации данных проектов. Типичными формами общественного участия на микроуровне (дворовая территория) является уборка; посадка деревьев, цветов; установке горок, качелей и пр.; коллективные обращения в органы власти с просьбами или требованиями. Большая часть участников была рядовыми исполнителями, но чуть более четверти - непосредственными организаторами или в числе организаторов акций по благоустройству.
3. Реализация предложенного проекта «Город для всех» позволит повысить степень комфортности городской среды г. Белгорода для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маленькими детьми в колясках; повысить уровень общественного участия в разработке и реализации проектов по формированию современной городской среды; привлечь инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем повышения качества городской среды; довести показатель доступности объектов городской инфраструктуры до 100%; повысить туристическую привлекательность г. Белгорода.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке муниципальных программ по развитию городской среды, для активизации общественного участия в решении проблем благоустройства городских территорий и повышения степени комфортности городской среды.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 2 научных статьи общим объемом 0,6 п.л.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ теоретических аспектов проектирования общественного участия в формировании городской среды, практики участия общественности в разработке и реализации проектов по формированию городской среды в городском округе «Город Белгород», определение направлений совершенствования проектирования общественного участия в формировании городской среды позволил сделать обобщающие выводы по работе в целом.
Городская среда - это совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизнедеятельности людей, существующих в городе на занимаемой им территории. В систему городской среды входят ландшафт, в той или иной степени измененный человеком; природная среда, качество которой оценивают по степени отклонения ее физико-химических характеристик от состояния города или участка, находящихся в идеальных условиях; городская среда, которая включает в себя элементы застройки и техногенной среды; население с его материальными и духовными потребностями.
В отечественной научной традиции понятие «общественное участие» во многом совпадает по смыслу с понятием «гражданское участие» и трактуется как участие граждан в обсуждении и разработке политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, разнообразных гражданских инициатив. Общественное участие в формировании городской среды можно определить как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного городского поселения. Общественное участие в формировании городской среды реализуется в рамках четырех ключевых этапов, формирующих его жизненный цикл: подготовка; принятие решений; реализация; анализ результатов и совершенствование.
Общественное участие в формировании городской среды может быть реализовано посредством территориального общественного самоуправления, общественных слушаний и общественных обсуждений, обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, опросов граждан, реализации государственных и муниципальных программ и проектов, а также инициативных проектов граждан на основе принципов краудсорсинга, направленных на привлечение внимания властей к проблемам благоустройства территории города, выражения мнения общественности о предлагаемых к реализации проектах, внесения предложений по совершенствованию качества и комфортности городской среды.
Благоустройство дворовых территорий и общественных пространств г. Белгорода относится к числу приоритетных задач органов местного самоуправления. Реализация на территории городского округа приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», серии проектов в сфере ЖКХ («Управдом», «Школа грамотного потребителя», управленческий проект департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода «Повышение культуры собственников помещении в сфере ЖКХ путем проведения обучающих семинаров»), запуск муниципальной информационной системы «Активный горожанин», создала благоприятные условия для повышения уровня общественного участия в формировании современной и комфортной городской среды в муниципальном образовании.
В течение 2017 г. органы МСУ г. Белгорода провели ряд мероприятий с целью информирования жителей о реализации приоритетного проекта и привлечения их к решению проблем благоустройства дворов и территорий общего пользования. В их числе следует отметить: проведение общественных обсуждений разработанных программ и проектов, онлайн- опросов, организация пресс-встреч, детализированное освещение хода подготовки и реализации проектов благоустройства городской среды в СМИ и на официальном сайте органов МСУ, проведение субботников, конкурсов проектов по благоустройству, чтение лекций и др.
Как показали результаты авторского опроса, 62,9% респондентов имеют опыт личного участия в разработке и реализации проектов через участие в общественных обсуждениях или посредством других форм (ТОСы, МИС «Активный горожанин»), направленных на формирование современной городской среды в г. Белгороде. Почти половина опрошенных участвовала за последние 2-3 года в мероприятиях по благоустройству территории своего двора (улицы) - в уборке; посадке деревьев, цветов; установке горок, качелей и пр.; коллективных обращениях в органы власти с просьбами или требованиями и др. Большая часть участников была рядовыми исполнителями, но чуть более четверти - непосредственными организаторами или в числе организаторов акций по благоустройству.
В числе наиболее важных проблем в сфере благоустройства и формирования современной городской среды в г. Белгороде были названы как проблемы собственно данной сферы (недоступность городской среды для лиц с ограниченными возможностями, нехватка парковок, неподдержание объектов благоустройства в должном состоянии после сдачи их в эксплуатацию и ряд других), так и проблемы, связанных с недостаточно высокой активностью значительной части населения и формальным подходом к общественному участию со стороны властей, нежеланием в ряде случаев прислушиваться к мнению горожан.
Для разрешения выявленных проблем, прежде всего связанных с недостаточно активным участием многих жителей г. Белгорода в формировании современной городской среды было предложено внедрить практику «народной экспертизы» реализованных проектов по созданию современной и комфортной городской среды на основе методики датской архитектурной фирмы Gehl Architect и концепции «города, удобного для жизни» Я. Гейла; обеспечить взаимосвязи и согласования мероприятий, проводимых в рамках муниципальных программ по социальной поддержке населения г. Белгорода, в том числе отдельных групп с особыми потребностями; реализовать проект «Город для всех».
Целью проекта является повышение уровня общественного участия жителей г. Белгорода в проектировании комфортной безбарьерной городской среды для всех групп населения. Основными мероприятиями проекта выступают: создание и корректировка интерактивной карты городского округа «Город Белгород» «Доступная среда» на основе МИС «Активный горожанин» с использованием технологии краудсорсинга; проведение конкурса проектов для органов ТОС по благоустройству объектов городской среды, расположенных на их территории и не приспособленных для нужд инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения; обустройство объектов городской инфраструктуры, не имеющих специальных приспособлений для свободного входа (выхода) маломобильных групп населения субъектами предпринимательской деятельности, в том числе на основе муниципально -частного партнерства; реклама и продвижение мероприятий проекта, освещение в СМИ.
Ожидаемыми результатами по итогам реализации проекта выступает: повышение уровня комфортности городской среды г. Белгорода для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маленькими детьми в колясках; повышение уровня общественного участия в разработке и реализации проектов по формированию современной городской среды в муниципальном образовании; привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем повышения качества городской среды; рост числа пользователей Портала «Активный горожанин» (до 4500); доведение показателя доступности объектов городской инфраструктуры до 100%; повышение туристической привлекательности г. Белгорода, его рейтинга среди наиболее благоустроенных городов России (прогнозируется призовое место в конкурсе «Самый благоустроенный город России» среди городов I категории).
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Белгород»:
- включить в число соисполнителей муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа «Город Белгород» на 2018-2022 годы» управление социальной защиты населения, для обеспечения реализации обозначенного в программе приоритета обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств;
- внедрить механизмы оценки актуальности разрабатываемых и качества реализованных проектов благоустройства конкретной территории жителями данной территории;
- размещать ежемесячные отчеты о ходе реализации на территории городского округа муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа «Город Белгород» на официальном сайте органов местного самоуправления;
- реализовать предложенный проект «Город для всех».
Городская среда - это совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизнедеятельности людей, существующих в городе на занимаемой им территории. В систему городской среды входят ландшафт, в той или иной степени измененный человеком; природная среда, качество которой оценивают по степени отклонения ее физико-химических характеристик от состояния города или участка, находящихся в идеальных условиях; городская среда, которая включает в себя элементы застройки и техногенной среды; население с его материальными и духовными потребностями.
В отечественной научной традиции понятие «общественное участие» во многом совпадает по смыслу с понятием «гражданское участие» и трактуется как участие граждан в обсуждении и разработке политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, разнообразных гражданских инициатив. Общественное участие в формировании городской среды можно определить как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного городского поселения. Общественное участие в формировании городской среды реализуется в рамках четырех ключевых этапов, формирующих его жизненный цикл: подготовка; принятие решений; реализация; анализ результатов и совершенствование.
Общественное участие в формировании городской среды может быть реализовано посредством территориального общественного самоуправления, общественных слушаний и общественных обсуждений, обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, опросов граждан, реализации государственных и муниципальных программ и проектов, а также инициативных проектов граждан на основе принципов краудсорсинга, направленных на привлечение внимания властей к проблемам благоустройства территории города, выражения мнения общественности о предлагаемых к реализации проектах, внесения предложений по совершенствованию качества и комфортности городской среды.
Благоустройство дворовых территорий и общественных пространств г. Белгорода относится к числу приоритетных задач органов местного самоуправления. Реализация на территории городского округа приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», серии проектов в сфере ЖКХ («Управдом», «Школа грамотного потребителя», управленческий проект департамента городского хозяйства администрации г. Белгорода «Повышение культуры собственников помещении в сфере ЖКХ путем проведения обучающих семинаров»), запуск муниципальной информационной системы «Активный горожанин», создала благоприятные условия для повышения уровня общественного участия в формировании современной и комфортной городской среды в муниципальном образовании.
В течение 2017 г. органы МСУ г. Белгорода провели ряд мероприятий с целью информирования жителей о реализации приоритетного проекта и привлечения их к решению проблем благоустройства дворов и территорий общего пользования. В их числе следует отметить: проведение общественных обсуждений разработанных программ и проектов, онлайн- опросов, организация пресс-встреч, детализированное освещение хода подготовки и реализации проектов благоустройства городской среды в СМИ и на официальном сайте органов МСУ, проведение субботников, конкурсов проектов по благоустройству, чтение лекций и др.
Как показали результаты авторского опроса, 62,9% респондентов имеют опыт личного участия в разработке и реализации проектов через участие в общественных обсуждениях или посредством других форм (ТОСы, МИС «Активный горожанин»), направленных на формирование современной городской среды в г. Белгороде. Почти половина опрошенных участвовала за последние 2-3 года в мероприятиях по благоустройству территории своего двора (улицы) - в уборке; посадке деревьев, цветов; установке горок, качелей и пр.; коллективных обращениях в органы власти с просьбами или требованиями и др. Большая часть участников была рядовыми исполнителями, но чуть более четверти - непосредственными организаторами или в числе организаторов акций по благоустройству.
В числе наиболее важных проблем в сфере благоустройства и формирования современной городской среды в г. Белгороде были названы как проблемы собственно данной сферы (недоступность городской среды для лиц с ограниченными возможностями, нехватка парковок, неподдержание объектов благоустройства в должном состоянии после сдачи их в эксплуатацию и ряд других), так и проблемы, связанных с недостаточно высокой активностью значительной части населения и формальным подходом к общественному участию со стороны властей, нежеланием в ряде случаев прислушиваться к мнению горожан.
Для разрешения выявленных проблем, прежде всего связанных с недостаточно активным участием многих жителей г. Белгорода в формировании современной городской среды было предложено внедрить практику «народной экспертизы» реализованных проектов по созданию современной и комфортной городской среды на основе методики датской архитектурной фирмы Gehl Architect и концепции «города, удобного для жизни» Я. Гейла; обеспечить взаимосвязи и согласования мероприятий, проводимых в рамках муниципальных программ по социальной поддержке населения г. Белгорода, в том числе отдельных групп с особыми потребностями; реализовать проект «Город для всех».
Целью проекта является повышение уровня общественного участия жителей г. Белгорода в проектировании комфортной безбарьерной городской среды для всех групп населения. Основными мероприятиями проекта выступают: создание и корректировка интерактивной карты городского округа «Город Белгород» «Доступная среда» на основе МИС «Активный горожанин» с использованием технологии краудсорсинга; проведение конкурса проектов для органов ТОС по благоустройству объектов городской среды, расположенных на их территории и не приспособленных для нужд инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения; обустройство объектов городской инфраструктуры, не имеющих специальных приспособлений для свободного входа (выхода) маломобильных групп населения субъектами предпринимательской деятельности, в том числе на основе муниципально -частного партнерства; реклама и продвижение мероприятий проекта, освещение в СМИ.
Ожидаемыми результатами по итогам реализации проекта выступает: повышение уровня комфортности городской среды г. Белгорода для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маленькими детьми в колясках; повышение уровня общественного участия в разработке и реализации проектов по формированию современной городской среды в муниципальном образовании; привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем повышения качества городской среды; рост числа пользователей Портала «Активный горожанин» (до 4500); доведение показателя доступности объектов городской инфраструктуры до 100%; повышение туристической привлекательности г. Белгорода, его рейтинга среди наиболее благоустроенных городов России (прогнозируется призовое место в конкурсе «Самый благоустроенный город России» среди городов I категории).
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Белгород»:
- включить в число соисполнителей муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа «Город Белгород» на 2018-2022 годы» управление социальной защиты населения, для обеспечения реализации обозначенного в программе приоритета обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств;
- внедрить механизмы оценки актуальности разрабатываемых и качества реализованных проектов благоустройства конкретной территории жителями данной территории;
- размещать ежемесячные отчеты о ходе реализации на территории городского округа муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа «Город Белгород» на официальном сайте органов местного самоуправления;
- реализовать предложенный проект «Город для всех».
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



