Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Работа №72715

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 10
1.1. Физкультурно-спортивная деятельность сущность и
основные характеристики 10
1.2. Особенности организации физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 17
1.3. Проектирование физкультурно-спортивной деятельности
обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 23
Выводы по Главе 1 36
Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Цели и задачи исследования 38
2.2. Методы и методики исследования 38
2.3. Организация исследования 43
Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-
ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 46
3.1. Диагностика уровня сформированности физической
активности подростков 14 - 15 лет 46
3.2. Реализация модели физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 51
3.3. Анализ результатов исследования 57
Выводы по Главе III 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цели, задачи и примерное содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями модели физкультурно-спортивной двигательной
активности МКОУ ГШИ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика обучения технике тройного национального прыжка 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по определению интереса у учащихся заниматься на уроках физкультуры с элементами национальных видов спорта 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конкурсы и публикации автора ВКР 81 


Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая системы образования детей, подростков и юношей, способствующая формированию всесторонне духовного и физически развитого человека и обеспечивающая его безопасную жизнедеятельность. Согласно определению международного комитета по стандартизации тестов физическое состояние характеризует личность человека, состояние здоровья, конституцию, физические возможности организма и физическую работоспособность [Бальсевич, 1991].
Авторы многих педагогических подходов в воспитании личности детей считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценности. А ведущим фактором успешности физического воспитания может являться совершенствование его форм и содержания. В современное время назрела необходимость корректировки физического воспитания в школах разного типа на основах сущности, цели, задач и содержания практического процесса, деятельности педагога физической культуры, перестройки управления физическим воспитанием, а так же, изменение направлений научных исследований, научно-методического и материально-технического обеспечения школы, финансирование ее деятельности.
Физическое воспитание содержит большой потенциал формирующего воздействия на положительные личностные качества. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании физиологических функций, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье (Бальсевич, 2003; Лубышева, 2006; Матвеев, 1991; 2001; 2008).
Освоение движений способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Благотворное воздействие движения на психику возникает при решении двигательных задач, что является катализатором в развитии мозговой активности на протяжении всего процесса эволюции человека.
Однако в современном обществе еще наблюдается недооценка пользы физической культуры, отсутствие у подрастающего поколения стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. Такая ситуация требует внесения в содержание образования по физическому воспитанию школьников научно обоснованных изменений, выделения педагогического воздействия на учеников, при котором возникает необходимость активной и сознательной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте, влияющая на результативность процесса обучения и воспитания (Матвеев, 2003; Копылов, 2003; Бальсевич, 1991 и др.).
Изменения в системе среднего общего образования ведет не только к разработке новой концепции физического воспитания, но и восполнение в современное образование каких-либо подходов, норм способствующих повышению педагогического мастерства, культуры речи. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических и социологических исследований в области физической культуры, четко определить и узаконить роль и место физкультурно-оздоровительного и на наш взгляд спортивного направления в образовательном процессе [Бальсевич, 1991; Дубровский, 2005].
Детей обучающихся в школе необходимо научить не только правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма, но и успешно их использовать в своей деятельности. Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья, культуры и стиля жизни. Свою долю ответственности за здоровье детей, как правило, несёт система образования. Известно, что здоровый образ жизни, соблюдение нормального стиля жизни, а ещё и положительное отношение к занятиям физическими и спортивными движениями закладывается в школьные годы. Не забываем и про дошкольные учреждения, но не все дети посещают их. Семья и школа (в т.ч. школа-интернат) играет в этом немаловажную роль.
Разработка и обоснование повышения эффективности учебного процесса под воздействием средств физкультурно-спортивной деятельности школьников является актуальной и своевременной.
Актуальность. В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за свое здоровье. В современных, сложных социально - экономических и экологических условиях северного региона, как никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих воспитанников.
Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (2000, 2005); Т.К. Зайцева (1991,2008); Г.С. Шаталовой (2007), А.И. Амосова (2008) и др.
Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1997, 2004), В.М. Антроповой (2003), Т.О. Калининой (2007), СВ. Поповым (2007), Д.И. Изуткиным (2007), Р.Е. Мотылянской (2009) и др.
Однако, существующая система образования дает детям запрограммированный объем знаний по старой технологии, при большой умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство приводит к тому, что не выполняется социальный заказ общества, ориентированный на формирование здорового образа жизни детей.
Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать устойчивые ценностные ориентации на здоровье учащихся, развивая их потребности в двигательной активности растущего организма как компонента здорового образа жизни. Разрабатываемая проблема подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по формированию здорового образа жизни и дополнительного образования в школах, школах-интернатах, что затрудняет перевод видов физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности на принципиально новый качественный уровень функционирования.
Несмотря на важность обсуждаемого вопроса до настоящего времени физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях северного региона и др. субъектов России остается малоизученной [Миненко, 2000; Новоточина, 2009; Харитонова, 2007; Щетинина, 2015].
Объект исследования: является процесс физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Предмет исследования: проектирование физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет обучающихся в школе-интернате в условиях крайнего Севера.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектирования физкультурно-спортивной деятельности для подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проектирование модели физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната с включением в программу по физической культуре уроков по национальным видам спорта, позволит более эффективно улучшить интерес к занятиям физической культурой и спортом и повысить физическую подготовленность обучающихся.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической, национальной литературных источников для рассмотрения сущности физкультурно-спортивной деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
2. Определить виды физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся в режиме учебно-воспитательного процесса, выявить интерес к занятиям физической культурой и спортом и провести тестирование физической подготовленности.
3. Экспериментально обосновать модель физкультурно-спортивной деятельности подростков 13-14 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Методы исследования: анализ научно и учебно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики.
Практическая значимость: исследования заключаются в том, что, результаты данного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта, работающих в общеобразовательном учреждении в условиях школы- интерната.
Новизна исследования: автором предлагается применение в качестве третьего урока физкультуры, урока по национальным видам спорта, с обучающимися подростками 14-15 лет школы-интерната, в условиях Крайнего Севера.
Этапы работы: исследование проводилось в период с октября 2019 г. по май 2020 г. в МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования и МОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
На первом этапе (октябрь-ноябрь 2019г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической, спортивной литературы по проблеме исследования. На втором этапе (ноябрь-март 2020г.) был проведен основной эксперимент. На третьем этапе (апрель-май 2020г.) был проведен анализ результатов, их сравнение, статистическая обработка.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам «батареи» тестов видна динамика развития физической подготовленности у исследуемых в обеих группах. И различия между двумя средними арифметическими двух групп считаются достоверными. Следовательно, модель физкультурно-спортивной двигательной активности на уроках физической культуры эффективнее стандартных подходов при проведении уроков физкультуры.
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой национальных видов спорта. При применении таких уроков физкультуры важно модифицировать и модернизировать воспитание личности обучающегося в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий.
Несложные (или относительно сложные, но предварительно выполняемые) и многократно повторяемые общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, разновидности ходьбы, бега прыжков, упражнения для развития координации, гибкости, скоростно-силовых качеств и силы, можно стимулировать соответствующими видами национальных компонентов. Задания рекомендуем выполнять групповым, фронтальным методом. Уроки с национальными видами спорта полезно чередовать с обычными уроками, что и подтвердило выдвинутую гипотезу.



1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы преподавателям. Ростов на Дону: Феникс, 2009. 448 с.
2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1991. №7. С. 37-41.
3. Барчуков И.С. Физическая культура. Москва: Юнити-Дана, 2003. 255 с.
4. Барчуков И.С. Физическая культура. Москва: Академия, 2011. 528 с.
5. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. Москва: Физкультура и спорт, 1994. 117 с.
6. Берк Э. Познай себя. Екатеринбург: Литур, 2002. 86 с.
7. Бернштейн Н.А. Физиология и активность движения. Москва: Физкультура и спорт, 2009. 192 с.
8. Бишаева А.А. Физическая культура. Москва: Академия, 2012. 304 с.
9. Благуш П.К. Теория тестирования двигательных способностей. Москва: Физкультура и спорт, 2006. 96 с.
10. Воробьев В.И. Определение физической работоспособности спортсменов и занимающихся ОФК: метод, указания к самостоят. выполнению лаборатор. работ по физиологии спорта для студ. дневного и заочного фак., а также слушателей ФПК: Челябинск, 2005. 162 с.
11. Видт И.Е. Культурологические основы образования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. 164 с.
12. Грачев О.Н. Физическая культура. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: МарТ, 2005. 464 с.
13. Деркач А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. Москва: Просвещение, 2005. 335с.
14. Долгушев В.И. Какой быть физической культуре в школе? // Теория и практика физической культуры. 1990. № 10. С. 23-24.
15. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва: ВЛАДОС, 2005. 349 с.
16. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2001. 164 с.
17. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. Москва: Физкультура и спорт, 2004. 102 с.
18. Игошева Н.Ю. Развитие основных физических качеств ребенка. Москва: Белый ветер, 2011. 152 с.
19. Исаев И.С. Побуждает детей работать над собой // Физическая культура в школе. 2001. № 5. С. 53.
20. Киселев П.А. Справочник учителя физической культуры. Волгоград: Учитель, 2011. 239 с.
21. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. 1996. №3. С. 14.
22. Коньков В. В. Личность подростка и физическая культура // Физкультура в школе. 1990. №6. С. 35-37.
23. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Советский спорт, 2011. 348 с.
24. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. №8. С. 28-31.
25. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. Москва: гос. центр, институт физической культуры, 1992. 119 с.
26. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
27. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы : Пособие для учителей общеобразоват. организаций. Москва: Просвещение, 2014. 208 с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 160 с.
29. Мейксон Г.Н. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. Москва: Просвещение, 2002. 112 с.
30. Миненко П.П. Организационно-методические основы
физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в
общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Хабаровск, 2000. 150с.
31. Михайлова Е.Л. Технология формирования физической культуры личности старшеклассников средствами интегрированных форм обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Улан-Удэ, 2008. 263с.
32. Некрасов В.П. Спорт и характер. Москва: Физкультура и спорт, 1986. 96 с.
33. Новоточина Л.В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении инновационного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2009. 21 с.
34. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2012. 167 с.
35. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2020. 336 с.
36. Петунии О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. Москва: Просвещение, 2005. 144с.
37. Решетников Н.В. Физическая культура. Москва: Академия, 2008. 245с.
38. Решетников Н.В. Физическая культура: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. завед. Москва: Академия, 2006. 160 с.
39. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развитие личности, формирования здорового образа жизни: учебное пособие. Москва: Омега-Л, 2013. 435 с.
40. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Москва: Академия, 2001. 368 с.
41. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние разработки и авторская концепция: монография. К : НУФВСУ, Олимп. Лит., 2015. 704 с.
42. Теория и методика физической культуры: Москва: Советский спорт, 2004. 464 с.
43. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. Москва: Физкультура и спорт, 2006. 206с.
44. Тихонов А.М. Элементы деятельностного подхода в преподавании физической культуры в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. №1. С. 15-18.
45. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 2005. 184 с.
46. Харитонова Е.Н. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2007. 24 с.
47. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2014. 480 с.
48. Щетинина С.Ю. Физическое воспитание школьников в интегрированной воспитывающей спортивной среде: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Санкт Петербург. 2015. 42 с.
49. Теория и практика физической культуры: научно-методический журнал. Москва. 2003. №2. 104 с.
50. Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе https://elib.bspu.by/bitstream/doc/18674/1/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D 1 %87%20%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D0%BF%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
51. Лекция №82 Физическое воспитание. Библиотека Гумер - Педагогика https: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedago g/konspekt/82 .php
52. Основные сведения - Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай (МКОУ ГШИ имени Н.И. Яптунай)http://mkoungshi.ru/sveden/common/
53. Сведения о наличии объектов спорта - Гыданская школа- интернат (МКОУ ГШИ имени Н.И. Яптунай)http://mkoungshi.ru/object/513/
54. Физическое воспитание Педагогика. Конспект лекций. https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/konspekt/82.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ