ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 10
1.1. Физкультурно-спортивная деятельность сущность и
основные характеристики 10
1.2. Особенности организации физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 17
1.3. Проектирование физкультурно-спортивной деятельности
обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 23
Выводы по Главе 1 36
Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Цели и задачи исследования 38
2.2. Методы и методики исследования 38
2.3. Организация исследования 43
Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-
ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 46
3.1. Диагностика уровня сформированности физической
активности подростков 14 - 15 лет 46
3.2. Реализация модели физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 51
3.3. Анализ результатов исследования 57
Выводы по Главе III 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цели, задачи и примерное содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями модели физкультурно-спортивной двигательной
активности МКОУ ГШИ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика обучения технике тройного национального прыжка 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по определению интереса у учащихся заниматься на уроках физкультуры с элементами национальных видов спорта 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конкурсы и публикации автора ВКР 81
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 10
1.1. Физкультурно-спортивная деятельность сущность и
основные характеристики 10
1.2. Особенности организации физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 17
1.3. Проектирование физкультурно-спортивной деятельности
обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 23
Выводы по Главе 1 36
Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Цели и задачи исследования 38
2.2. Методы и методики исследования 38
2.3. Организация исследования 43
Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-
ИНТЕРНАТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 46
3.1. Диагностика уровня сформированности физической
активности подростков 14 - 15 лет 46
3.2. Реализация модели физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся школы-интерната в условиях Крайнего Севера (на примере подростков 14 - 15 лет) 51
3.3. Анализ результатов исследования 57
Выводы по Главе III 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цели, задачи и примерное содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями модели физкультурно-спортивной двигательной
активности МКОУ ГШИ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика обучения технике тройного национального прыжка 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по определению интереса у учащихся заниматься на уроках физкультуры с элементами национальных видов спорта 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конкурсы и публикации автора ВКР 81
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая системы образования детей, подростков и юношей, способствующая формированию всесторонне духовного и физически развитого человека и обеспечивающая его безопасную жизнедеятельность. Согласно определению международного комитета по стандартизации тестов физическое состояние характеризует личность человека, состояние здоровья, конституцию, физические возможности организма и физическую работоспособность [Бальсевич, 1991].
Авторы многих педагогических подходов в воспитании личности детей считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценности. А ведущим фактором успешности физического воспитания может являться совершенствование его форм и содержания. В современное время назрела необходимость корректировки физического воспитания в школах разного типа на основах сущности, цели, задач и содержания практического процесса, деятельности педагога физической культуры, перестройки управления физическим воспитанием, а так же, изменение направлений научных исследований, научно-методического и материально-технического обеспечения школы, финансирование ее деятельности.
Физическое воспитание содержит большой потенциал формирующего воздействия на положительные личностные качества. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании физиологических функций, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье (Бальсевич, 2003; Лубышева, 2006; Матвеев, 1991; 2001; 2008).
Освоение движений способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Благотворное воздействие движения на психику возникает при решении двигательных задач, что является катализатором в развитии мозговой активности на протяжении всего процесса эволюции человека.
Однако в современном обществе еще наблюдается недооценка пользы физической культуры, отсутствие у подрастающего поколения стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. Такая ситуация требует внесения в содержание образования по физическому воспитанию школьников научно обоснованных изменений, выделения педагогического воздействия на учеников, при котором возникает необходимость активной и сознательной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте, влияющая на результативность процесса обучения и воспитания (Матвеев, 2003; Копылов, 2003; Бальсевич, 1991 и др.).
Изменения в системе среднего общего образования ведет не только к разработке новой концепции физического воспитания, но и восполнение в современное образование каких-либо подходов, норм способствующих повышению педагогического мастерства, культуры речи. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических и социологических исследований в области физической культуры, четко определить и узаконить роль и место физкультурно-оздоровительного и на наш взгляд спортивного направления в образовательном процессе [Бальсевич, 1991; Дубровский, 2005].
Детей обучающихся в школе необходимо научить не только правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма, но и успешно их использовать в своей деятельности. Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья, культуры и стиля жизни. Свою долю ответственности за здоровье детей, как правило, несёт система образования. Известно, что здоровый образ жизни, соблюдение нормального стиля жизни, а ещё и положительное отношение к занятиям физическими и спортивными движениями закладывается в школьные годы. Не забываем и про дошкольные учреждения, но не все дети посещают их. Семья и школа (в т.ч. школа-интернат) играет в этом немаловажную роль.
Разработка и обоснование повышения эффективности учебного процесса под воздействием средств физкультурно-спортивной деятельности школьников является актуальной и своевременной.
Актуальность. В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за свое здоровье. В современных, сложных социально - экономических и экологических условиях северного региона, как никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих воспитанников.
Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (2000, 2005); Т.К. Зайцева (1991,2008); Г.С. Шаталовой (2007), А.И. Амосова (2008) и др.
Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1997, 2004), В.М. Антроповой (2003), Т.О. Калининой (2007), СВ. Поповым (2007), Д.И. Изуткиным (2007), Р.Е. Мотылянской (2009) и др.
Однако, существующая система образования дает детям запрограммированный объем знаний по старой технологии, при большой умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство приводит к тому, что не выполняется социальный заказ общества, ориентированный на формирование здорового образа жизни детей.
Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать устойчивые ценностные ориентации на здоровье учащихся, развивая их потребности в двигательной активности растущего организма как компонента здорового образа жизни. Разрабатываемая проблема подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по формированию здорового образа жизни и дополнительного образования в школах, школах-интернатах, что затрудняет перевод видов физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности на принципиально новый качественный уровень функционирования.
Несмотря на важность обсуждаемого вопроса до настоящего времени физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях северного региона и др. субъектов России остается малоизученной [Миненко, 2000; Новоточина, 2009; Харитонова, 2007; Щетинина, 2015].
Объект исследования: является процесс физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Предмет исследования: проектирование физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет обучающихся в школе-интернате в условиях крайнего Севера.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектирования физкультурно-спортивной деятельности для подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проектирование модели физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната с включением в программу по физической культуре уроков по национальным видам спорта, позволит более эффективно улучшить интерес к занятиям физической культурой и спортом и повысить физическую подготовленность обучающихся.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической, национальной литературных источников для рассмотрения сущности физкультурно-спортивной деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
2. Определить виды физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся в режиме учебно-воспитательного процесса, выявить интерес к занятиям физической культурой и спортом и провести тестирование физической подготовленности.
3. Экспериментально обосновать модель физкультурно-спортивной деятельности подростков 13-14 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Методы исследования: анализ научно и учебно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики.
Практическая значимость: исследования заключаются в том, что, результаты данного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта, работающих в общеобразовательном учреждении в условиях школы- интерната.
Новизна исследования: автором предлагается применение в качестве третьего урока физкультуры, урока по национальным видам спорта, с обучающимися подростками 14-15 лет школы-интерната, в условиях Крайнего Севера.
Этапы работы: исследование проводилось в период с октября 2019 г. по май 2020 г. в МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования и МОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
На первом этапе (октябрь-ноябрь 2019г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической, спортивной литературы по проблеме исследования. На втором этапе (ноябрь-март 2020г.) был проведен основной эксперимент. На третьем этапе (апрель-май 2020г.) был проведен анализ результатов, их сравнение, статистическая обработка.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Авторы многих педагогических подходов в воспитании личности детей считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценности. А ведущим фактором успешности физического воспитания может являться совершенствование его форм и содержания. В современное время назрела необходимость корректировки физического воспитания в школах разного типа на основах сущности, цели, задач и содержания практического процесса, деятельности педагога физической культуры, перестройки управления физическим воспитанием, а так же, изменение направлений научных исследований, научно-методического и материально-технического обеспечения школы, финансирование ее деятельности.
Физическое воспитание содержит большой потенциал формирующего воздействия на положительные личностные качества. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании физиологических функций, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье (Бальсевич, 2003; Лубышева, 2006; Матвеев, 1991; 2001; 2008).
Освоение движений способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Благотворное воздействие движения на психику возникает при решении двигательных задач, что является катализатором в развитии мозговой активности на протяжении всего процесса эволюции человека.
Однако в современном обществе еще наблюдается недооценка пользы физической культуры, отсутствие у подрастающего поколения стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. Такая ситуация требует внесения в содержание образования по физическому воспитанию школьников научно обоснованных изменений, выделения педагогического воздействия на учеников, при котором возникает необходимость активной и сознательной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте, влияющая на результативность процесса обучения и воспитания (Матвеев, 2003; Копылов, 2003; Бальсевич, 1991 и др.).
Изменения в системе среднего общего образования ведет не только к разработке новой концепции физического воспитания, но и восполнение в современное образование каких-либо подходов, норм способствующих повышению педагогического мастерства, культуры речи. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических и социологических исследований в области физической культуры, четко определить и узаконить роль и место физкультурно-оздоровительного и на наш взгляд спортивного направления в образовательном процессе [Бальсевич, 1991; Дубровский, 2005].
Детей обучающихся в школе необходимо научить не только правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма, но и успешно их использовать в своей деятельности. Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья, культуры и стиля жизни. Свою долю ответственности за здоровье детей, как правило, несёт система образования. Известно, что здоровый образ жизни, соблюдение нормального стиля жизни, а ещё и положительное отношение к занятиям физическими и спортивными движениями закладывается в школьные годы. Не забываем и про дошкольные учреждения, но не все дети посещают их. Семья и школа (в т.ч. школа-интернат) играет в этом немаловажную роль.
Разработка и обоснование повышения эффективности учебного процесса под воздействием средств физкультурно-спортивной деятельности школьников является актуальной и своевременной.
Актуальность. В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за свое здоровье. В современных, сложных социально - экономических и экологических условиях северного региона, как никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих воспитанников.
Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (2000, 2005); Т.К. Зайцева (1991,2008); Г.С. Шаталовой (2007), А.И. Амосова (2008) и др.
Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1997, 2004), В.М. Антроповой (2003), Т.О. Калининой (2007), СВ. Поповым (2007), Д.И. Изуткиным (2007), Р.Е. Мотылянской (2009) и др.
Однако, существующая система образования дает детям запрограммированный объем знаний по старой технологии, при большой умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство приводит к тому, что не выполняется социальный заказ общества, ориентированный на формирование здорового образа жизни детей.
Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать устойчивые ценностные ориентации на здоровье учащихся, развивая их потребности в двигательной активности растущего организма как компонента здорового образа жизни. Разрабатываемая проблема подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по формированию здорового образа жизни и дополнительного образования в школах, школах-интернатах, что затрудняет перевод видов физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности на принципиально новый качественный уровень функционирования.
Несмотря на важность обсуждаемого вопроса до настоящего времени физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях северного региона и др. субъектов России остается малоизученной [Миненко, 2000; Новоточина, 2009; Харитонова, 2007; Щетинина, 2015].
Объект исследования: является процесс физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Предмет исследования: проектирование физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет обучающихся в школе-интернате в условиях крайнего Севера.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектирования физкультурно-спортивной деятельности для подростков 14-15 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проектирование модели физкультурно-спортивной деятельности подростков 14-15 лет школы-интерната с включением в программу по физической культуре уроков по национальным видам спорта, позволит более эффективно улучшить интерес к занятиям физической культурой и спортом и повысить физическую подготовленность обучающихся.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической, национальной литературных источников для рассмотрения сущности физкультурно-спортивной деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
2. Определить виды физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся в режиме учебно-воспитательного процесса, выявить интерес к занятиям физической культурой и спортом и провести тестирование физической подготовленности.
3. Экспериментально обосновать модель физкультурно-спортивной деятельности подростков 13-14 лет школы-интерната в условиях Крайнего Севера.
Методы исследования: анализ научно и учебно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики.
Практическая значимость: исследования заключаются в том, что, результаты данного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта, работающих в общеобразовательном учреждении в условиях школы- интерната.
Новизна исследования: автором предлагается применение в качестве третьего урока физкультуры, урока по национальным видам спорта, с обучающимися подростками 14-15 лет школы-интерната, в условиях Крайнего Севера.
Этапы работы: исследование проводилось в период с октября 2019 г. по май 2020 г. в МКОУ Гыданская школа-интернат среднего общего образования и МОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
На первом этапе (октябрь-ноябрь 2019г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической, спортивной литературы по проблеме исследования. На втором этапе (ноябрь-март 2020г.) был проведен основной эксперимент. На третьем этапе (апрель-май 2020г.) был проведен анализ результатов, их сравнение, статистическая обработка.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
По результатам «батареи» тестов видна динамика развития физической подготовленности у исследуемых в обеих группах. И различия между двумя средними арифметическими двух групп считаются достоверными. Следовательно, модель физкультурно-спортивной двигательной активности на уроках физической культуры эффективнее стандартных подходов при проведении уроков физкультуры.
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой национальных видов спорта. При применении таких уроков физкультуры важно модифицировать и модернизировать воспитание личности обучающегося в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий.
Несложные (или относительно сложные, но предварительно выполняемые) и многократно повторяемые общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, разновидности ходьбы, бега прыжков, упражнения для развития координации, гибкости, скоростно-силовых качеств и силы, можно стимулировать соответствующими видами национальных компонентов. Задания рекомендуем выполнять групповым, фронтальным методом. Уроки с национальными видами спорта полезно чередовать с обычными уроками, что и подтвердило выдвинутую гипотезу.
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой национальных видов спорта. При применении таких уроков физкультуры важно модифицировать и модернизировать воспитание личности обучающегося в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий.
Несложные (или относительно сложные, но предварительно выполняемые) и многократно повторяемые общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, разновидности ходьбы, бега прыжков, упражнения для развития координации, гибкости, скоростно-силовых качеств и силы, можно стимулировать соответствующими видами национальных компонентов. Задания рекомендуем выполнять групповым, фронтальным методом. Уроки с национальными видами спорта полезно чередовать с обычными уроками, что и подтвердило выдвинутую гипотезу.



