ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
ГЛОССАРИЙ 3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Понятие учебной мотивации 11
1.2. Специфика учебной мотивации в младшем школьном возрасте 19
1.3. Анализ современных стратегий, направленных на формирование учебной
мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения 23
1.4. Специфика урока литературного чтения по программе «Школа 2100», Р.Н.
Бунеев, Е.В. Бунеева 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 34
2.1. База исследования 34
2.2. Характеристика выборки и методов исследования 36
2.3. Оценка уровня сформированности учебной мотивации учащихся 3-го
класса МАОУ СОШ №89 г. Тюмени 38
2.4. Содержание деятельности по развитию учебной мотивации на уроках
литературного чтения 46
2.5. Анализ результатов 53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Понятие учебной мотивации 11
1.2. Специфика учебной мотивации в младшем школьном возрасте 19
1.3. Анализ современных стратегий, направленных на формирование учебной
мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения 23
1.4. Специфика урока литературного чтения по программе «Школа 2100», Р.Н.
Бунеев, Е.В. Бунеева 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 34
2.1. База исследования 34
2.2. Характеристика выборки и методов исследования 36
2.3. Оценка уровня сформированности учебной мотивации учащихся 3-го
класса МАОУ СОШ №89 г. Тюмени 38
2.4. Содержание деятельности по развитию учебной мотивации на уроках
литературного чтения 46
2.5. Анализ результатов 53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения
Актуальность. Мотивация в педагогике всегда будет одним из важнейших компонентов обучения, фундаментом для реализации всестороннего развития личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) второго поколения обращается внимание на формирование мировоззрения, развития творческих способностей, читательских умений и навыков обучающихся с целью самореализации личности.
Проблема формирования мотивации школьников определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика.
На начальном этапе обучения важно создать для обучающихся все условия для приобретения навыков осмысленного чтения - ведь работа с текстом будет присутствовать на каждом этапе обучения - будь то школа, колледж или высшее учебное заведение.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: развитие позитивной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: проанализировать и реализовать методы формирования положительной учебной мотивации обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения по программе «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Гипотеза исследования: если в структуру урока литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО внедрить
- расширенные стратегии чтения (предтекстового, текстового, послетекстового);
- использование творческого компонента, а именно проектную деятельность (краткосрочную или долгосрочную), то это будет способствовать формированию учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие учебной мотивации;
2. Изучить особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
3. Провести анализ современных стратегий, направленных на повышение учебной мотивации младших школьников
4. Раскрыть специфику уроков литературного чтения
5. Провести исследования педагогических условий формирования положительной мотивации, выбрать методы формирования у обучающихся3 класса мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения;
6. Экспериментально проверить эффективность предложенных методов.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды ученых:
1. В области учебной мотивации: В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева, С. Максименко.
2. Онтогенетические аспекты этой проблемы: М. Алексеевой, А. Андреевой, Ю. Бабанського, Л. Божович, Г. Вайсмана, И. Добровиновой, С. И. Кона, А. Марковой, В. Моргуна.
3. Взаимообусловленность внешних и внутренних факторов развития личности и ее мотивационной сферы рассматривали: Б. Ананьев, Ш. Чхартишвили;
4. Источники мотивации: А. Ковалева, Ю. Кулюткина, В. Мерлий, Г. Сухобской.
5. Взаимосвязь мотивации и успеваемости в учебно-воспитательной
деятельности школьников: Н. Битяновой, В. Гулеватого, М. Дригус, Ю. Орлова, О. Поливановой, Г. Ротара, П. Якобсон и др.
Методы и организация исследования:
а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у обучающихся начальной школы положительной мотивации, школьной программы «Школа 2100», учебников «Литературное чтение» для 3 класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
б) эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, экспериментальное исследование;
в) статистические: количественный и качественный анализы полученных экспериментальных данных.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждение средняя общеобразовательная школа (далее МАОУ СОШ) №89 г.Тюмени, выборка среди обучающихся 3-го класса, в количестве 24 человек.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в определении стратегий, направленных на формирование у обучающихся 3 класса положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Структура работы: работа состоит из оглавления, глоссария, перечня условных обозначений, введения, двух разделов, общих выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема формирования мотивации школьников определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика.
На начальном этапе обучения важно создать для обучающихся все условия для приобретения навыков осмысленного чтения - ведь работа с текстом будет присутствовать на каждом этапе обучения - будь то школа, колледж или высшее учебное заведение.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: развитие позитивной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: проанализировать и реализовать методы формирования положительной учебной мотивации обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения по программе «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Гипотеза исследования: если в структуру урока литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО внедрить
- расширенные стратегии чтения (предтекстового, текстового, послетекстового);
- использование творческого компонента, а именно проектную деятельность (краткосрочную или долгосрочную), то это будет способствовать формированию учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие учебной мотивации;
2. Изучить особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
3. Провести анализ современных стратегий, направленных на повышение учебной мотивации младших школьников
4. Раскрыть специфику уроков литературного чтения
5. Провести исследования педагогических условий формирования положительной мотивации, выбрать методы формирования у обучающихся3 класса мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения;
6. Экспериментально проверить эффективность предложенных методов.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды ученых:
1. В области учебной мотивации: В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева, С. Максименко.
2. Онтогенетические аспекты этой проблемы: М. Алексеевой, А. Андреевой, Ю. Бабанського, Л. Божович, Г. Вайсмана, И. Добровиновой, С. И. Кона, А. Марковой, В. Моргуна.
3. Взаимообусловленность внешних и внутренних факторов развития личности и ее мотивационной сферы рассматривали: Б. Ананьев, Ш. Чхартишвили;
4. Источники мотивации: А. Ковалева, Ю. Кулюткина, В. Мерлий, Г. Сухобской.
5. Взаимосвязь мотивации и успеваемости в учебно-воспитательной
деятельности школьников: Н. Битяновой, В. Гулеватого, М. Дригус, Ю. Орлова, О. Поливановой, Г. Ротара, П. Якобсон и др.
Методы и организация исследования:
а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у обучающихся начальной школы положительной мотивации, школьной программы «Школа 2100», учебников «Литературное чтение» для 3 класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
б) эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, экспериментальное исследование;
в) статистические: количественный и качественный анализы полученных экспериментальных данных.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждение средняя общеобразовательная школа (далее МАОУ СОШ) №89 г.Тюмени, выборка среди обучающихся 3-го класса, в количестве 24 человек.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в определении стратегий, направленных на формирование у обучающихся 3 класса положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Структура работы: работа состоит из оглавления, глоссария, перечня условных обозначений, введения, двух разделов, общих выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В современном мире, с развитием технического прогресса, развития всемирной сети Интернет и прочими «отвлекающими» элементами, в образовании продолжает стоять вопрос учебной мотивации. К сожалению, сейчас многое говорит о снижении мотивации к учению у обучающихся начальных классов.
Важно понимать и осознавать, что процесс формирования учебной мотивации - это трудоёмкий, длительный и кропотливый процесс, который требует включения в него всех участников образования - педагогов, обучающихся и их родителей. Именно на этапе начального образования происходит зарождение учебной мотивации. И главной задачей педагогов, учеников и родителей является создание условий для того, чтобы мотивация развивалась в правильном, адекватном русле и влекла за собой не только повышение уровня образованности, но и понимание насколько это важно. Ведь благодаря формированию мотивации каждый ученик получает возможность стать грамотной, образованной и развитой личностью.
Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.
Проведение исследования проходило на базе МАОУ СОШ №89 города Тюмени среди обучающихся 3 класса, состоящего из 24 учеников.
Перед нами стояла цель проанализировать и реализовать методы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения по программе «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Считаем, что благодаря проделанной работе наша цель была достигнута.
За время выполнения исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. Проанализированы понятия учебной мотивации, которое дают разные авторы.
2. Изучены особенности учебной мотивации младших школьников.
3. Проведены анализы современных подходов, направленных на повышение учебной мотивации младших школьников.
4. Выявлена специфика уроков литературного чтения по программе «Школа 2100».
5. Проведены исследования педагогических условий формирования положительной мотивации, были выбраны стратегии чтения, способствующие формированию у обучающихся3 класса мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
6. Экспериментально проверена эффективность предложенных стратегий.
Для решения указанных выше задач мы использовали такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, школьной программы «Школа 2100» для 3 классов (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), наблюдение за учебно-воспитательным процессом, экспериментальное исследование, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Проанализировав понятия учебной мотивации, можно сделать вывод, что мотивация учебной деятельности состоит из совокупности определённых мотивов. Мотив обучения (от фр. motif - двигаю) - внутренняя побудительная сила, которая обеспечивает привлечение личности к познавательной деятельности, стимулирует умственную активность. А мотив учебно-познавательной деятельности - это потребность ученика достичь высокого результата в обучении.
Мотивация к обучению - одна из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом.
Известно, что умение читать развивается на всех уроках, но только на уроках литературного чтения оно является объектом целенаправленного изучения, что способствует умению стать полноценным навыком.
На основе анализа результатов проведенной диагностики , установлено о неравномерном развитии познавательных интересов обучающихся 3 класса. Представлены практические пути формирования у обучающихся 3 класса учебной мотивации на уроках литературного чтения.
Современная школьная практика требует совершенствования технологий формирования положительной учебной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе. Поэтому возникает потребность и необходимость исследования избранной нами проблемы, решение которой является важным условием литературного образования и эстетического развития обучающихся.
Одной из задач, которые ставятся перед современной школой, является формирование творческой, активной личности, подготовленной к жизнедеятельности. Универсальные учебные действия, которые формируются на уроках литературного чтения, являются средством изучения практически всех учебных предметов, способствующих саморазвитию и самовыражению личности ребенка.
Таким образом, можно сделать выводы, а именно:
1. Процесс формирования учебной мотивации на уроках литературного чтения требует творческого подхода педагога.
2. Технологии, которые педагог будет внедрять в свою работу, должны соответствовать основным требованиям обучения и воспитания.
3. На уроках следует стремиться использовать разнообразные формы учебной деятельности.
4. Умелое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы обеспечивают высокую эффективность современных уроков.
5. Нетрадиционные занятия позволяют избавиться от шаблонов, воспитывать творческую личность ученика и расширять функции учителя.
6. Использование нетрадиционных форм обучения способствует формированию познавательных интересов обучающихся, успешной реализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [39].
Проведя исследовательскую работу, изучив и проанализировав аспекты учебно-воспитательного процесса, мы сделали вывод, что современный педагог должен быть заинтересованным в своей работе и успехах учеников; разбирающимся не только в образовательном процессе, но во всём, что происходит вокруг него; психологически образован (знать психологические особенности возраста, о нормах развития, о ведущей деятельности, о зоне актуального и ближайшего развития, о темпераментах, о кризисах, о групповых процессах и многом другом); уважительным по отношению к себе, своим коллегам, своим ученикам, их родителям; и соответствовать словам великого педагога Шалва Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, которое излучает человеческое тепло, будь почвой, обогащённым ферментами человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах» [4].
Важно понимать и осознавать, что процесс формирования учебной мотивации - это трудоёмкий, длительный и кропотливый процесс, который требует включения в него всех участников образования - педагогов, обучающихся и их родителей. Именно на этапе начального образования происходит зарождение учебной мотивации. И главной задачей педагогов, учеников и родителей является создание условий для того, чтобы мотивация развивалась в правильном, адекватном русле и влекла за собой не только повышение уровня образованности, но и понимание насколько это важно. Ведь благодаря формированию мотивации каждый ученик получает возможность стать грамотной, образованной и развитой личностью.
Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.
Проведение исследования проходило на базе МАОУ СОШ №89 города Тюмени среди обучающихся 3 класса, состоящего из 24 учеников.
Перед нами стояла цель проанализировать и реализовать методы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения по программе «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Считаем, что благодаря проделанной работе наша цель была достигнута.
За время выполнения исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. Проанализированы понятия учебной мотивации, которое дают разные авторы.
2. Изучены особенности учебной мотивации младших школьников.
3. Проведены анализы современных подходов, направленных на повышение учебной мотивации младших школьников.
4. Выявлена специфика уроков литературного чтения по программе «Школа 2100».
5. Проведены исследования педагогических условий формирования положительной мотивации, были выбраны стратегии чтения, способствующие формированию у обучающихся3 класса мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
6. Экспериментально проверена эффективность предложенных стратегий.
Для решения указанных выше задач мы использовали такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, школьной программы «Школа 2100» для 3 классов (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), наблюдение за учебно-воспитательным процессом, экспериментальное исследование, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Проанализировав понятия учебной мотивации, можно сделать вывод, что мотивация учебной деятельности состоит из совокупности определённых мотивов. Мотив обучения (от фр. motif - двигаю) - внутренняя побудительная сила, которая обеспечивает привлечение личности к познавательной деятельности, стимулирует умственную активность. А мотив учебно-познавательной деятельности - это потребность ученика достичь высокого результата в обучении.
Мотивация к обучению - одна из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом.
Известно, что умение читать развивается на всех уроках, но только на уроках литературного чтения оно является объектом целенаправленного изучения, что способствует умению стать полноценным навыком.
На основе анализа результатов проведенной диагностики , установлено о неравномерном развитии познавательных интересов обучающихся 3 класса. Представлены практические пути формирования у обучающихся 3 класса учебной мотивации на уроках литературного чтения.
Современная школьная практика требует совершенствования технологий формирования положительной учебной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе. Поэтому возникает потребность и необходимость исследования избранной нами проблемы, решение которой является важным условием литературного образования и эстетического развития обучающихся.
Одной из задач, которые ставятся перед современной школой, является формирование творческой, активной личности, подготовленной к жизнедеятельности. Универсальные учебные действия, которые формируются на уроках литературного чтения, являются средством изучения практически всех учебных предметов, способствующих саморазвитию и самовыражению личности ребенка.
Таким образом, можно сделать выводы, а именно:
1. Процесс формирования учебной мотивации на уроках литературного чтения требует творческого подхода педагога.
2. Технологии, которые педагог будет внедрять в свою работу, должны соответствовать основным требованиям обучения и воспитания.
3. На уроках следует стремиться использовать разнообразные формы учебной деятельности.
4. Умелое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы обеспечивают высокую эффективность современных уроков.
5. Нетрадиционные занятия позволяют избавиться от шаблонов, воспитывать творческую личность ученика и расширять функции учителя.
6. Использование нетрадиционных форм обучения способствует формированию познавательных интересов обучающихся, успешной реализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [39].
Проведя исследовательскую работу, изучив и проанализировав аспекты учебно-воспитательного процесса, мы сделали вывод, что современный педагог должен быть заинтересованным в своей работе и успехах учеников; разбирающимся не только в образовательном процессе, но во всём, что происходит вокруг него; психологически образован (знать психологические особенности возраста, о нормах развития, о ведущей деятельности, о зоне актуального и ближайшего развития, о темпераментах, о кризисах, о групповых процессах и многом другом); уважительным по отношению к себе, своим коллегам, своим ученикам, их родителям; и соответствовать словам великого педагога Шалва Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, которое излучает человеческое тепло, будь почвой, обогащённым ферментами человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах» [4].
Подобные работы
- Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативной компетенции младших
школьников
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Роль учителя в формировании читательского интереса младших
школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Формирование исследовательских умений младших школьников на
уроках литературного чтения в процессе изучения сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018



