Расширение ассортимента услуг предприятия с целью повышения эффективности его функционирования
(на примере АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических
путешествий «Круиз», г.Курчатов)
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом предприятия
сферы услуг 6
1.1. Понятия и характеристика ассортимента предприятия сферы услуг 6
1.2. Факторы, влияющие на ассортимент услуг и ассортиментную
политику предприятия 13
1.3. Основные направления оптимизации ассортимента услуг предприятия .22
2. Анализ деятельности предприятия и разработка рекомендаций
по повышению эффективности функционирования
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» .... 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Оценка деятельности предприятия 39
2.3. Обоснование мероприятий по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности функционирования предприятия 52
Заключение 63
Список использованных источников
Сфера услуг представляет собой быстрорастущую отрасль экономики.Вся общественная жизнедеятельность, независимо от уровня обобщения и
детализации, не могли бы существовать и развиваться без удивительного явления − услуг. Это явление удивительно тем, что обладает множеством необычных свойств: его оболочка может быть определенным образом материализованной, но сущность всегда остается нематериальной, а потому до конца
непостижимой. Услуги сопровождают человеческую деятельность практически постоянно.
Ярким примеров сферы сервиса является индустрия туризма. Главным
объектом спроса и предложения на рынке индустрии туризма является туристический продукт. Специалисты по туризму дают определение туристическому продукту, как упорядоченной совокупности туристических услуг, товаров и работ, состоящей как минимум из двух, или более единичных или
множественных туристских услуг, товаров, работ и средств обеспечения,
других туристских ресурсов, которые достаточны для удовлетворения потребностей туристом в процессе с целью туризма.
В сфере туризма задействованы разнообразные предприятия и организации,
которые посредством предоставления широкого спектра услуг формируют
турпродукт и представляют его клиенту.
Актуальность исследуемой тематики обусловлена тем, что туристская
индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления, оцениваемое значимым мультипликативным
эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития,
прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.Создавшийся в последние годы российский рынок туристских услуг
настоятельно требует координации. Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема иностранных
граждан. Необходимо отметить, что на сегодняшний день сфера туризма недостаточно эффективна: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах слабо развиты условия для развития рынка туристских
услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат – высокая цена услуг при низком сервисе.
Данная тематика не является полностью исследованной в России. В том
числе современные высокоэффективные и конкурентоспособные туристские
комплексы, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение
направлений развития, оказание содействия развитию организаций гостиничного и туристского комплекса (в том числе путем финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития экономических отношений.
Объектом исследования является Автономная Некоммерческая
Организация«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» в городе Курчатове.
Предметом исследования является ассортимент услуг АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» и эффективность
его функционирования.
Целью данной работы является проведение анализа ассортимента услуг АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»,
выявление приоритетных направлений деятельности и разработка мероприятий для расширена ассортимента услуг с целью повышения эффективности
функционирования исследуемого предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить понятия и характеристику ассортимента услуг предприятий
сферы сервиса;5
2) изучить характеристику ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучить факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изучить основные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проанализировать организационно-экономическую характеристику
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) провести оценку деятельности предприятия;
7) обосновать мероприятия по расширению ассортимента услуг с целью повышения эффективности его функционирования.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученных, в частности: Г.
В.Савицкая, Ф. Котлер, С. Н. Виноградова и др. Так же использовались сведения открытого доступа: информация органов государственной статистики,
научные статьи, интернет.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой использовались различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: метод сравнения; метод аналогии; метод систематизации,
структурно-функциональный анализ.
Практическая значимость разработки нового тура для АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»состоит в том, что
его можно включить в перечень услуг предприятия для повышения
эффективности его функционирования.
Формирование ассортимента является ключевым направлением деятельности предприятия и базой для укрепления его положения в конкурентной среде благодаря грамотной ассортиментной политике. Последняя представляет собой комплекс мероприятий предприятия, направленных на разработку, создание и продвижение производимого ассортимента услуг.
Управление ассортиментом затрагивает многие сферы деятельности
предприятия, и поэтому должно рассматриваться как часть комплексного
подхода к увеличению доходности предприятия и/или вывода его из состояния финансового кризиса.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные понятия и характеристика ассортимента услуг предприятия сферы
сервиса. Анализ экономических показателей АНО «Центр турэкскурсионных
и паломнических путешествий «Круиз» в рассматриваемом периоде характеризует устойчивость финансово – хозяйственной деятельности. В нестабильных условиях рыночной экономики данная организация эффективно
функционирует, приносит стабильную прибыль владельцам и персоналу. Такой рост можно объяснить постоянным расширением клиентской базы и
стимулированием клиентов на повторную покупку туристических услуг.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривалась деятельность АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Несмотря на полученный достаточный уровень прибыли и
наличие спроса, а также с учетом достаточно стабильного положения на
рынке, предприятию необходимо совершенствовать и расширять ассортимент услуг для укрепления конкурентных позиций, увеличения занимаемой
доли на рынке, расширения сегмента, повышения эффективности функционирования и как следствие увеличение доходности предприятия. Так же
нужно учитывать непростую ситуацию в туристической отрасли, снижение
покупательской способности потенциальных и фактических клиентов предприятия, в следствии чего, чтобы сохранить объемы продаж помимо увеличения стоимости услуг (вызванного увеличением издержек предприятия и
обусловленного общим ростом цен) необходимо искать новую нишу за счет
предложения новых экскурсий и туров в дополнение к основному ассортименту предприятия, это позволит учесть меняющиеся потребности участников рынка, использовать мощности и резервы предприятия, а так же сформирует новые конкурентные преимущества АНО «Центр турэкскурсионных и
паломнических путешествий «Круиз».
В ходе работы был проведен анализ организационно-экономической
деятельности и ассортимента услуг АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Установлено, что в анализируемом периоде
организация проводит устойчивую финансово-хозяйственную деятельность.
С ростом конкуренции на рынке внутреннего туризма создаются реальные
предпосылки для расширения ассортимента услуг с целью повышения эффективности функционирования деятельности предприятия.
В работе был проведен комплексный анализ рассматриваемого предприятия, который включил в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, было установлено, что положительных качеств в работе предприятия
больше. Проведенный SWOT-анализ выявил, что наиболее сильными сторонами предприятия являются высокое качество предоставляемых услуг, поддержка со стороны государства и хорошая репутация на рынке г. Курчатова.
Анализ номенклатуры услуг предприятия показал, что на АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» есть необходимость в расширении ассортимента услуг. Для выбора направления турабыло
проведено анкетирование потенциальных клиентов. Результаты показывают,
что основными потребителями промышленного туризма является молодежь
до 30 лет и люди от 30 до 50 лет.
АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»имеет достаточно преимуществ, они связаны с наличием трудовых ресурсов и материальных мощностей. Для расширения ассортимента услуг
предприятия предлагается разработка промышленного туризма, который
включает в себя 2 экскурсии:
− «Сладкое путешествие» (г. Курск, г. Старый Оскол);
− «Промышленный Курск» (г. Курск) – тур для потребителей старше18
лет.65
Данные мероприятия позволят повысить прибыльность предприятия,
увеличить количество клиентов, что приведет к увеличению эффективности
функционирования деятельности АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз».
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) проанализированы научные публикации, статьи, книги, учебники об
ассортименте услуг предприятий сферы сервиса;
2) изучена характеристика ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучены факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изученыосновные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проведена оценка организационно-экономическойдеятельностиАНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) разработаны рекомендации по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности его функционирования.
Таким образом, в результате внедрения данного направления АНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» расширит
перечень предоставляемых услуг, повысит свою конкурентоспособность,
привлечет новых потребителей и получит рост экономических показателей,
что приведет к дальнейшему развитию организации и повышению эффективности функционирования.
1.ГОСТ Р 51303-2013Торговля. Термины и определения [Текст] Национальный стандарт РФ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 582- ст // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законода-тельство». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. ГОСТ Р 51185-2008Туристские услуги. Средства размещения. Об-щие требования [Текст]:Национальный стандарт РФ,утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 518 - ст // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения [Текст]:Национальный стандарт РФ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 16 - 12 ст // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «За¬конодательство». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Квалификационные характеристики должностей работников органи¬зации сферы туризма [Текст]: утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2012 № 220 н // Справочная правовая си¬стема «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Разд. «Законодатель¬ство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Акулич, И. Л. Маркетинг[Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск:Вышэйшая школа, 2011. - 524 с.
6. Алексина, С. Б. Методы стимулирования продаж в торговле [Текст] : учебник / С. Б. Алексина, Г. Г. Иванов, Т. В. Панкина, В. К. Крышталев. - М. : ИД «Форум» : ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
7. Бабарицька, В. К. Менеджмент туризма. Туроперейтинга. Понятий-но-терминологические основы, сервисное обеспечение турпродукта [ Текст] : учебное пособие / В. К. Бабарицька, О. Ю. Малиновская. - М. :Альтерпрес,
2011. - 288 с.
8. Бахотский, В. В. Анализ товарного ассортимента [Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Бахотский, Т. А. Кирячок. - Псков ГУ, 2012. - 56 с.
9. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / С. Н. Виноградова, Н. Г. Станкевич. - Минск : Высшая школа, 2012. - 288 с.
10. Грачева, Е. О. Организация туристического бизнеса. Технология со¬здания турпродукта [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. О. Грачева, Ю. А. Маркова, Л. А. Мишина, Л. В. Мишунина. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 276 с.
11. Дашкова, Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе [Текст]: учебное пособие / Т. Л. Дашкова. - М.: «Дашков и Ко», 2011. - 72 с.
12. Дашкова, Т.Л. Построение эффективной системы продажи туристи¬ческого продукта[Текст] : учебное пособие / Т. Л. Дашкова. - М. : «Дашко и Ко», 2011. - 22 с.
13. Дмитриев, М. Н. Экономика туристского рынка [Текст]: учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. - М. :Юнити - Дана, 2012. - 312 с.
14. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства [Текст]: учебное пособие / Е. А. Джанджугазова. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.
15. Жариков, В. Д. Маркетинг товаров и услуг [Текст]: учебное пособие /В. Д. Жариков. - Тамбов: Издательство ИП Чеснокова А.В., 2013. - 140 с.
16. Жукова, М. А. Индустрия туризма : менеджмент организации [Текст] : учебное пособие / М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2011. - 288 с.
17. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприя- тия[Текст]:учебник / И. Н. Иванов. - Инфа-М, 2014. - 348 с.
18. Кабановский, Д.С. Международный опыт развития рынка турист-ских услуг[Текст] : учебное пособие /Д. С. Кабановский, - СПб. : Издатель-ство СПбГУЭФ, 2011. - 76 с.
19. Киселев, В. М. Управление ассортиментом товаров [Текст]: учебное пособие / В. М. Киселев, Е. И. Мазанько. - Издательское объединение «Рос¬сийские университеты», 2012. - 218 с.
20. Коротков, А. В. Управление маркетингом [Текст]: учебное пособие / А. В. Коротков, И. М. Синяев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 463 с.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание [Текст]: учебное пособие / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - Издательство : Вильямс, 2011. - 1072 с.
22. Леонов, А. И. Управление ассортиментной политикой предприятия [Текст]: учебник / А. И. Леонов. - Монография, 2011. - 208 с.
23. Лукина, О. В. Современная техника и технология автоматизации деятельности туристских предприятий[Текст]: учебное пособие / Н. А. Гули-ев. - Омск : ОГИС, 2012. - 247 с.
24. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения [Текст] : учебник / М. А. Николаева. - Норма : Инфа - М, 2014. - 448 с.
25. Новиков, В. С. Организация туристской деятельности [Текст]: учебник / В. С. Новиков. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
26. Панина, З. И. Организация и планирование деятельности предприя¬тия сферы сервиса [Текст]: учебное пособие / З. И. Панина, М. В. Виноградо¬ва. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2011. - 244 с.
27. Родионов, М.В. Туризм и туристская деятельность[Текст]: учебное пособие / М. В. Родионов. - М.: А-Приор, 2012. - 240 с.
28. Романов, А. Н. Маркетинг [Текст]: учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников. - М. : «Банки и биржи», 2011. - 102 с.
29. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. - Издательство : Инфа - М, 2012. - 656 с.
30. Сенин, В. С. Организация международного туризма [Текст]: учеб-ник / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
31. Скляренко, В. К. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В. М. Прудников. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 528 с.
32. Скоробогатова, Л. Г. Менеджмент транспортных услуг в сфере ту-ризма [Текст]: учебное пособие / Л. Г. Скоробогатова, В. Н. Николаенко. - Екатеринбург :УрГУПС, 2011. - 175 с.
33. Сысоева, С. В. Управление ассортиментом в рознице. Категорий-ный менеджмент [Текст]: учебник / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. - Спб. : Питер, 2012. - 288 с.
34. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйствен-ной деятельности [Текст]: учебник / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. - М. :Юрайт, 2013. - 672 с.
35. Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Т. У. Турманидзе. - М. : Эко-номика, 2011. - 480 с.
36. Тюкова, С. Ю. Управление ассортиментом коммерческого предпри¬ятия сферы услуг [Текст]: учебное пособие / С. Ю. Тюкова. - СПб, 2013. - 193 с.
37. Федотова, Г. Ю. Товарная номенклатура внешнеэкономической де¬ятельности [Текст]: учебник / Г. Ю. Федотова. - Издательство : Троицкий мост, 2013. - 408 с.
38. Чечевицына, Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / Л. Чечевицына. - М.: Феникс, 2013. - 368 с.
39. Бурланков, С. П. Состав и характерные особенности туристского продукта [Текст]: научный журнал / С. П. Бурланков, И. В. Захватова. - Мос¬ковское научное обозрение, 2011. -24 с.
40. Елкин, С. Е. Современные направления ассортиментной стратегии хозяйствующего субъекта [Текст]: торгово-экономический журнал № 9 / С. Е. Елкин, Д. Л. Долгов. - М. : Экономика и экономические науки, 2011. - 4 с.
41. Лисина, Ю. Ю. Пути повышения эффективности деятельности предприятия [Текст]: научный журнал / Ю. Ю. Лисина. - Федеральное госу-дарственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессио-нального образования «Майкопский государственный технологический уни-верситет», 2011. - 105 с.
42. Садриев Д. С. АВС-анализ и оптимизация ассортимента [Текст]: журнал / Д. С. Садриев, Р. Д. Садриев. - М. : Центр маркетинговых исследо-ваний и менеджмента, 2011. - 120 с.
43. Халявина, М. Л. Ассортиментная политика предприятий : анализ основных взглядов [Текст] : научный журнал / М. Л. Халявина. - КубГАУ,
2012. - 54 с.
44. Анализ финансового состояния предприятия : анализ платежеспо-собности [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://afdanalyse.ru/publ/finansovyjanaliz/analizbalansa/analizplatezhesposo bnosti/10-1-0-214 (дата обращения 26. 03. 2016)
45. Отзовик : путешествия и туризм [Электронный ресурс] - Режим до¬ступа : http://otzovik.com/reviews/gorodkursk russiakurskayaoblast (дата обращения 28.04.2016)
46. Портал путешествий ТурСводка[Электронный ресурс] - Режим до-ступа :http://www.tursvodka.ru/information/questioning/ (дата обращения 27. 04. 2016)
47. Финансовый анализ по данным отчетности : ликвидность [Элек-тронный ресурс] - Режим доступа : http://www.audit-
it.ru/finanaliz/terms/liquidity/calculation of liquidity.html (дата обращения 11.05.2016)