Расширение ассортимента услуг предприятия с целью повышения эффективности его функционирования (на примере АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз», г.Курчатов)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом предприятия
сферы услуг 6
1.1. Понятия и характеристика ассортимента предприятия сферы услуг 6
1.2. Факторы, влияющие на ассортимент услуг и ассортиментную
политику предприятия 13
1.3. Основные направления оптимизации ассортимента услуг предприятия .22
2. Анализ деятельности предприятия и разработка рекомендаций
по повышению эффективности функционирования
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» .... 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Оценка деятельности предприятия 39
2.3. Обоснование мероприятий по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности функционирования предприятия 52
Заключение 63
Список использованных источников
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом предприятия
сферы услуг 6
1.1. Понятия и характеристика ассортимента предприятия сферы услуг 6
1.2. Факторы, влияющие на ассортимент услуг и ассортиментную
политику предприятия 13
1.3. Основные направления оптимизации ассортимента услуг предприятия .22
2. Анализ деятельности предприятия и разработка рекомендаций
по повышению эффективности функционирования
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» .... 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Оценка деятельности предприятия 39
2.3. Обоснование мероприятий по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности функционирования предприятия 52
Заключение 63
Список использованных источников
Сфера услуг представляет собой быстрорастущую отрасль экономики.Вся общественная жизнедеятельность, независимо от уровня обобщения и
детализации, не могли бы существовать и развиваться без удивительного явления − услуг. Это явление удивительно тем, что обладает множеством необычных свойств: его оболочка может быть определенным образом материализованной, но сущность всегда остается нематериальной, а потому до конца
непостижимой. Услуги сопровождают человеческую деятельность практически постоянно.
Ярким примеров сферы сервиса является индустрия туризма. Главным
объектом спроса и предложения на рынке индустрии туризма является туристический продукт. Специалисты по туризму дают определение туристическому продукту, как упорядоченной совокупности туристических услуг, товаров и работ, состоящей как минимум из двух, или более единичных или
множественных туристских услуг, товаров, работ и средств обеспечения,
других туристских ресурсов, которые достаточны для удовлетворения потребностей туристом в процессе с целью туризма.
В сфере туризма задействованы разнообразные предприятия и организации,
которые посредством предоставления широкого спектра услуг формируют
турпродукт и представляют его клиенту.
Актуальность исследуемой тематики обусловлена тем, что туристская
индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления, оцениваемое значимым мультипликативным
эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития,
прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.Создавшийся в последние годы российский рынок туристских услуг
настоятельно требует координации. Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема иностранных
граждан. Необходимо отметить, что на сегодняшний день сфера туризма недостаточно эффективна: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах слабо развиты условия для развития рынка туристских
услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат – высокая цена услуг при низком сервисе.
Данная тематика не является полностью исследованной в России. В том
числе современные высокоэффективные и конкурентоспособные туристские
комплексы, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение
направлений развития, оказание содействия развитию организаций гостиничного и туристского комплекса (в том числе путем финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития экономических отношений.
Объектом исследования является Автономная Некоммерческая
Организация«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» в городе Курчатове.
Предметом исследования является ассортимент услуг АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» и эффективность
его функционирования.
Целью данной работы является проведение анализа ассортимента услуг АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»,
выявление приоритетных направлений деятельности и разработка мероприятий для расширена ассортимента услуг с целью повышения эффективности
функционирования исследуемого предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить понятия и характеристику ассортимента услуг предприятий
сферы сервиса;5
2) изучить характеристику ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучить факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изучить основные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проанализировать организационно-экономическую характеристику
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) провести оценку деятельности предприятия;
7) обосновать мероприятия по расширению ассортимента услуг с целью повышения эффективности его функционирования.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученных, в частности: Г.
В.Савицкая, Ф. Котлер, С. Н. Виноградова и др. Так же использовались сведения открытого доступа: информация органов государственной статистики,
научные статьи, интернет.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой использовались различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: метод сравнения; метод аналогии; метод систематизации,
структурно-функциональный анализ.
Практическая значимость разработки нового тура для АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»состоит в том, что
его можно включить в перечень услуг предприятия для повышения
эффективности его функционирования.
детализации, не могли бы существовать и развиваться без удивительного явления − услуг. Это явление удивительно тем, что обладает множеством необычных свойств: его оболочка может быть определенным образом материализованной, но сущность всегда остается нематериальной, а потому до конца
непостижимой. Услуги сопровождают человеческую деятельность практически постоянно.
Ярким примеров сферы сервиса является индустрия туризма. Главным
объектом спроса и предложения на рынке индустрии туризма является туристический продукт. Специалисты по туризму дают определение туристическому продукту, как упорядоченной совокупности туристических услуг, товаров и работ, состоящей как минимум из двух, или более единичных или
множественных туристских услуг, товаров, работ и средств обеспечения,
других туристских ресурсов, которые достаточны для удовлетворения потребностей туристом в процессе с целью туризма.
В сфере туризма задействованы разнообразные предприятия и организации,
которые посредством предоставления широкого спектра услуг формируют
турпродукт и представляют его клиенту.
Актуальность исследуемой тематики обусловлена тем, что туристская
индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления, оцениваемое значимым мультипликативным
эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития,
прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.Создавшийся в последние годы российский рынок туристских услуг
настоятельно требует координации. Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема иностранных
граждан. Необходимо отметить, что на сегодняшний день сфера туризма недостаточно эффективна: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах слабо развиты условия для развития рынка туристских
услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат – высокая цена услуг при низком сервисе.
Данная тематика не является полностью исследованной в России. В том
числе современные высокоэффективные и конкурентоспособные туристские
комплексы, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение
направлений развития, оказание содействия развитию организаций гостиничного и туристского комплекса (в том числе путем финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития экономических отношений.
Объектом исследования является Автономная Некоммерческая
Организация«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» в городе Курчатове.
Предметом исследования является ассортимент услуг АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» и эффективность
его функционирования.
Целью данной работы является проведение анализа ассортимента услуг АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»,
выявление приоритетных направлений деятельности и разработка мероприятий для расширена ассортимента услуг с целью повышения эффективности
функционирования исследуемого предприятия.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить понятия и характеристику ассортимента услуг предприятий
сферы сервиса;5
2) изучить характеристику ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучить факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изучить основные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проанализировать организационно-экономическую характеристику
АНО «Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) провести оценку деятельности предприятия;
7) обосновать мероприятия по расширению ассортимента услуг с целью повышения эффективности его функционирования.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученных, в частности: Г.
В.Савицкая, Ф. Котлер, С. Н. Виноградова и др. Так же использовались сведения открытого доступа: информация органов государственной статистики,
научные статьи, интернет.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой использовались различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: метод сравнения; метод аналогии; метод систематизации,
структурно-функциональный анализ.
Практическая значимость разработки нового тура для АНО «Центр
турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»состоит в том, что
его можно включить в перечень услуг предприятия для повышения
эффективности его функционирования.
Формирование ассортимента является ключевым направлением деятельности предприятия и базой для укрепления его положения в конкурентной среде благодаря грамотной ассортиментной политике. Последняя представляет собой комплекс мероприятий предприятия, направленных на разработку, создание и продвижение производимого ассортимента услуг.
Управление ассортиментом затрагивает многие сферы деятельности
предприятия, и поэтому должно рассматриваться как часть комплексного
подхода к увеличению доходности предприятия и/или вывода его из состояния финансового кризиса.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные понятия и характеристика ассортимента услуг предприятия сферы
сервиса. Анализ экономических показателей АНО «Центр турэкскурсионных
и паломнических путешествий «Круиз» в рассматриваемом периоде характеризует устойчивость финансово – хозяйственной деятельности. В нестабильных условиях рыночной экономики данная организация эффективно
функционирует, приносит стабильную прибыль владельцам и персоналу. Такой рост можно объяснить постоянным расширением клиентской базы и
стимулированием клиентов на повторную покупку туристических услуг.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривалась деятельность АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Несмотря на полученный достаточный уровень прибыли и
наличие спроса, а также с учетом достаточно стабильного положения на
рынке, предприятию необходимо совершенствовать и расширять ассортимент услуг для укрепления конкурентных позиций, увеличения занимаемой
доли на рынке, расширения сегмента, повышения эффективности функционирования и как следствие увеличение доходности предприятия. Так же
нужно учитывать непростую ситуацию в туристической отрасли, снижение
покупательской способности потенциальных и фактических клиентов предприятия, в следствии чего, чтобы сохранить объемы продаж помимо увеличения стоимости услуг (вызванного увеличением издержек предприятия и
обусловленного общим ростом цен) необходимо искать новую нишу за счет
предложения новых экскурсий и туров в дополнение к основному ассортименту предприятия, это позволит учесть меняющиеся потребности участников рынка, использовать мощности и резервы предприятия, а так же сформирует новые конкурентные преимущества АНО «Центр турэкскурсионных и
паломнических путешествий «Круиз».
В ходе работы был проведен анализ организационно-экономической
деятельности и ассортимента услуг АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Установлено, что в анализируемом периоде
организация проводит устойчивую финансово-хозяйственную деятельность.
С ростом конкуренции на рынке внутреннего туризма создаются реальные
предпосылки для расширения ассортимента услуг с целью повышения эффективности функционирования деятельности предприятия.
В работе был проведен комплексный анализ рассматриваемого предприятия, который включил в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, было установлено, что положительных качеств в работе предприятия
больше. Проведенный SWOT-анализ выявил, что наиболее сильными сторонами предприятия являются высокое качество предоставляемых услуг, поддержка со стороны государства и хорошая репутация на рынке г. Курчатова.
Анализ номенклатуры услуг предприятия показал, что на АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» есть необходимость в расширении ассортимента услуг. Для выбора направления турабыло
проведено анкетирование потенциальных клиентов. Результаты показывают,
что основными потребителями промышленного туризма является молодежь
до 30 лет и люди от 30 до 50 лет.
АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»имеет достаточно преимуществ, они связаны с наличием трудовых ресурсов и материальных мощностей. Для расширения ассортимента услуг
предприятия предлагается разработка промышленного туризма, который
включает в себя 2 экскурсии:
− «Сладкое путешествие» (г. Курск, г. Старый Оскол);
− «Промышленный Курск» (г. Курск) – тур для потребителей старше18
лет.65
Данные мероприятия позволят повысить прибыльность предприятия,
увеличить количество клиентов, что приведет к увеличению эффективности
функционирования деятельности АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз».
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) проанализированы научные публикации, статьи, книги, учебники об
ассортименте услуг предприятий сферы сервиса;
2) изучена характеристика ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучены факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изученыосновные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проведена оценка организационно-экономическойдеятельностиАНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) разработаны рекомендации по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности его функционирования.
Таким образом, в результате внедрения данного направления АНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» расширит
перечень предоставляемых услуг, повысит свою конкурентоспособность,
привлечет новых потребителей и получит рост экономических показателей,
что приведет к дальнейшему развитию организации и повышению эффективности функционирования.
Управление ассортиментом затрагивает многие сферы деятельности
предприятия, и поэтому должно рассматриваться как часть комплексного
подхода к увеличению доходности предприятия и/или вывода его из состояния финансового кризиса.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные понятия и характеристика ассортимента услуг предприятия сферы
сервиса. Анализ экономических показателей АНО «Центр турэкскурсионных
и паломнических путешествий «Круиз» в рассматриваемом периоде характеризует устойчивость финансово – хозяйственной деятельности. В нестабильных условиях рыночной экономики данная организация эффективно
функционирует, приносит стабильную прибыль владельцам и персоналу. Такой рост можно объяснить постоянным расширением клиентской базы и
стимулированием клиентов на повторную покупку туристических услуг.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривалась деятельность АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Несмотря на полученный достаточный уровень прибыли и
наличие спроса, а также с учетом достаточно стабильного положения на
рынке, предприятию необходимо совершенствовать и расширять ассортимент услуг для укрепления конкурентных позиций, увеличения занимаемой
доли на рынке, расширения сегмента, повышения эффективности функционирования и как следствие увеличение доходности предприятия. Так же
нужно учитывать непростую ситуацию в туристической отрасли, снижение
покупательской способности потенциальных и фактических клиентов предприятия, в следствии чего, чтобы сохранить объемы продаж помимо увеличения стоимости услуг (вызванного увеличением издержек предприятия и
обусловленного общим ростом цен) необходимо искать новую нишу за счет
предложения новых экскурсий и туров в дополнение к основному ассортименту предприятия, это позволит учесть меняющиеся потребности участников рынка, использовать мощности и резервы предприятия, а так же сформирует новые конкурентные преимущества АНО «Центр турэкскурсионных и
паломнических путешествий «Круиз».
В ходе работы был проведен анализ организационно-экономической
деятельности и ассортимента услуг АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз». Установлено, что в анализируемом периоде
организация проводит устойчивую финансово-хозяйственную деятельность.
С ростом конкуренции на рынке внутреннего туризма создаются реальные
предпосылки для расширения ассортимента услуг с целью повышения эффективности функционирования деятельности предприятия.
В работе был проведен комплексный анализ рассматриваемого предприятия, который включил в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, было установлено, что положительных качеств в работе предприятия
больше. Проведенный SWOT-анализ выявил, что наиболее сильными сторонами предприятия являются высокое качество предоставляемых услуг, поддержка со стороны государства и хорошая репутация на рынке г. Курчатова.
Анализ номенклатуры услуг предприятия показал, что на АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» есть необходимость в расширении ассортимента услуг. Для выбора направления турабыло
проведено анкетирование потенциальных клиентов. Результаты показывают,
что основными потребителями промышленного туризма является молодежь
до 30 лет и люди от 30 до 50 лет.
АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»имеет достаточно преимуществ, они связаны с наличием трудовых ресурсов и материальных мощностей. Для расширения ассортимента услуг
предприятия предлагается разработка промышленного туризма, который
включает в себя 2 экскурсии:
− «Сладкое путешествие» (г. Курск, г. Старый Оскол);
− «Промышленный Курск» (г. Курск) – тур для потребителей старше18
лет.65
Данные мероприятия позволят повысить прибыльность предприятия,
увеличить количество клиентов, что приведет к увеличению эффективности
функционирования деятельности АНО «Центртурэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз».
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) проанализированы научные публикации, статьи, книги, учебники об
ассортименте услуг предприятий сферы сервиса;
2) изучена характеристика ассортимента услуг предприятий индустрии
туризма;
3) изучены факторы, влияющие на ассортимент услуг и
ассортиментную политику предприятия;
4) изученыосновные направления оптимизации ассортимента услуг
предприятия;
5) проведена оценка организационно-экономическойдеятельностиАНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»;
6) разработаны рекомендации по расширению ассортимента услуг с
целью повышения эффективности его функционирования.
Таким образом, в результате внедрения данного направления АНО
«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз» расширит
перечень предоставляемых услуг, повысит свою конкурентоспособность,
привлечет новых потребителей и получит рост экономических показателей,
что приведет к дальнейшему развитию организации и повышению эффективности функционирования.



