Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Судьба человека: философско-антрпологический подход

Работа №7268

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы161стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
854
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понимание судьбы человека в философской антропологии ХХ века
1.1. Специфика философско-антропологического подхода к исследованию судьбы человека 17
1.2. Диалектика судьбы человека: логика природы и логика истории 35
1.3. Судьба человека: логика самоорганизации 63
Глава 2. Современное гуманитарное самосознание и место в нем проблемы судьбы человека
2.1. Специфика современного гуманитарного самосознания 84
2.2. Осознание времяцелостности как постижение Судьбы 103
2.3. Поиск Духовной Истины: решение проблемы Судьбы человека
в гуманитарном самосознании 122
Заключение 139
Библиографический список литературы 146



Актуальность темы исследования. Процессы глобализации на планете, связанные с неконтролируемым развитием техногенной цивилизации, с триумфом информационных технологий, с невероятным динамизмом в сфере телекоммуникаций, носят объективный характер и оказывают все более доминирующее влияние на человека. Террористические акты, уносящие тысячи жизней, ощущение постоянной угрозы и незащищенности, страх перед будущим, которого может и не быть, - все это неизбежно вызывает изменения в массовом и индивидуальном самосознании, в социальной ориентации. Поэтому в эпоху глобализации резко возрастает актуальность философско- антропологического подхода к проблеме судьбы человека, сущность которого состоит в вычленении метавнешнего аспекта анализа наряду с анализом внешних и внутренних факторов развития человека и человечества.
Сегодня имеет место не радикальная переоценка тех ценностей, которые привели к глобальному кризису, а попытка их универсализации. Приоритет становящегося над ставшим приводит к инфляции базовых ценностей и традиций, к формированию культуры, к которой плохо применимы термины «истинность», «объективность», «реальность». Отсюда зараженность массового сознания иллюзиями, широкое распространение эзотеризма и мистики. Вытеснение истины из культуры происходит на основе онтологизации «кажимости». Самое опасное - что может наступит эра симулякра, в которой нет ни истины Бога, ни истины Человека. Открытия в области генной инженерии, опыты клонирования поставили вопрос о ценности смерти как смыслополагающего начала жизни. Человек стал претендовать «на место Бога», так как научился контролировать не только процесс рождения, но и учится «контролировать смерть».
Бурный прогресс науки, казалось, сделал открытым сознание для научных тайн. Парадокс ситуации, однако, состоит в том, что с ускорением роста научного знания начинает расти и его собственная эзотерическая тень. Разрушение преграды между эзотерическим и профанным представлением о сущности мира привело к глубокому слому традиционной социальной психологии, которая служила мостом между поколениями. Проблема судьбы человека, которая решалась в социальной психологии при помощи передачи способности к сохранению социального целого, взаимодополнению и взаимодействию в системе общего организма, потеряла свою теоретическую опору. Возникла острая необходимость философско-антропологического анализа и устранения «бездны неопределенности» в жизни.
Человек создал сверхсложную техногенную и социальную мегамашину, которая вышла из-под рационального контроля самого человека и задает, навязывает систему потребностей и интересов, мотиваций, стимулов, смыслов и ценностей его бытия в мире. Как никогда, главной потребностью для человека является автономное и самостоятельное действие в мире, реализация свободы выбора и личной ответственности, развитие творческой сущности. Актуализируются личностные потенции, касающиеся способов мышления и действия, творческого отношения к бытию. Все эти качества личности стали востребованными в решении глобальных проблем. Но девитализация человеческого существования, технизация человека в субстратном и функциональном аспектах, нарастающий дефицит непосредственных чувственно-эмоциональных способностей, поиск качественно новой системы ценностей вырастают в проблему адекватного восприятия реальности, самореализации и самотворчества, в проблему принятия ответственных решений при условии необратимости исторических событий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной вывод диссертационного исследования заключается в том, что центральной проблемой философской антропологии является проблема судьбы человека, которая в условиях глобализации тесно связана с проблемой судьбы локальной цивилизации и человечества в целом. Логика природы и логика истории, диалектически развиваясь в противоречивом единстве, вырабатывают социальное Абсолютное. Индивидуальное Абсолютное создается триалектической перегруппировкой внутренних, внешних и метавнешних факторов.
Мы приходим к выводу, что философско-антропологический подход, сущность которого состоит в синтезном соединении теоцентризма, логоцентризма, природоцентризма, социоцентризма, избегая крайностей как слепого фатализма, так и волюнтаризма, раскрывает судьбу человека как фундаментальную категорию гуманитарного знания, отражающую ценностно¬смысловую структуру индивидуального и социального бытия. Отражает главную цель развития цивилизационного целого - новый гомеостаз природы и истории (стратегию), а также соотношение преемственности, целостности, целесообразности, то есть времяцелостность (тактику) в эволюции человека на Земле. Судьба человека как категория, показывает сущность стратегического и ситуационного мышления. Только их сочетание дает личности возможность превращаться в субъект истории и оказывать влияние на свою собственную судьбу, создавать свою судьбу, «быть хозяином своей судьбы».
Используемый нами философско-антропологический подход к проблеме судьбы позволяет рассмотреть судьбу человека как феноменальное образование, имеющую свою логику существования и развития, определить тенденцию диалектического взаимодействия природного и исторического в субъект-объектной реальности и выделить два направления в поле исследования: судьба человека как космопланетарная реальность и как реализация потенциала социоприродного и социокультурного бытия. Реализация диалектичного потенциала (социоприродного и социокультурного бытия) в сфере космопланетарной реальности, то есть создание социального Абсолютного, - стратегия судьбы человека - незамкнута, незавершенна. Рассматривая космопланетарную составляющую судьбы человека, мы основываемся на холотропном понимании сознания, которое подчеркивает, что поле сознания лишь опосредуется индивидуальной деятельностью мозга и включает в себя многообразный опыт эволюции Вселенной. Космопланетарная составляющая характеризуется эволюционностью, процессом накопления информации и образования Памяти, имеет биосоциальную природу. В силу субъективности восприятия, Память как основа общечеловеческого Разума проявляется в творческой активности личности, в специфике мировоззрения, миропонимания. Анализируя судьбу человека как реализацию потенциала социоприродного и социокультурного бытия, выделяются ее составляющие: а) элементы общечеловеческого «коллективного опыта», ставшие в той или иной форме достоянием генотипа; б) «родовая наследственность», в определенной степе¬ни влияющая на поведение человека. Связь природы и сущности человека в своей основе имеет социокультурные механизмы включения природно¬биологических и духовных качеств в процессе человеческой жизнедеятельности, поскольку жизнедеятельность рассматривается как основа, в рамках которой существует и проявляется единство, целостность природного и духовного бытия человека.


1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001. - 150 с.
2. Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь.- К.: Дух I Лггера, 2001. - 406 с.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека. - М.: Высшая школа, 1991.- С. 142-155.
4. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен чело¬века. - М.: Высшая школа, 1991.-С. 123-141.
5. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания че- ловека//Философские науки. - М., 1991. - № 7. - С. 121-128.
6. Акифьев А.П. Генетика и судьбы. - М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф, 2001. - 340 с.
7. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачева¬ние от древности до наших дней. - М.: Прогресс, 1995. - 604 с.
8. Альтшулер Б.Л. Из воспоминаний об А.Д. Сахарове // Октябрь, 1933, №12.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 380 с.
10. Андреева И. С. Странствие души по философской ниве. (Душа как фи-лософская категориям) / Человек: образ и сущность. О душе. -М.: ИНИОНРАН, 1996.- С. 12-41.
11. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспек¬тивы исследований. - М.: Наука, 1988. - 320 с.
12. Архангельская Р.В. «Эволюционное видение человека в философии русского космизма» // Рационализм и культура на пороге третьего тысячеле¬тия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сен¬тября) - Ростов -на- Дону: Изд-во СКНЦ, 2002. - 493с.

13. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание // Синергети¬ческая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И. Арши¬нов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
14. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке. Сб. "Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления". Ин-т филосо¬фии РАН, 1999. - С. 33-47.
15. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.,1966.
16. Астафьев Б.А. Теория Единой Живой Вселенной (законы, гипотезы). - М.: «Информациология», 1997. - 150 с.
17. Бабушкин В. У. Философия духа. - М.: Агат, 1995. - 102 с.
18. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994. - 256 с.
19. Барышков В.П. Личность как пространство переживания // Современ¬ная философия: возможности обоснования. - Саратов, 2000. - С. 11-118.
20. Батищев Г. С. Человечность или антропоцентризм? Антитеза между ценностной посвященностью и гордым самодавлением: Из философского на¬следия // Философские науки. - М., 1993. - № 1. - С. 85-97.
21. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. - М., 1995.- №3.- С. 103-108.
22. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М., 1986.
23. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рож¬дения М.М. Бахтина. (Сост, ред. К.Г. Исупов) - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1995. - 350 с.
24. Бекрнюкевич Т.В. Культ предков, или будущее как актуализация про¬шлого // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября) - Ростов-на- Дону: Изд-во СКНЦ, 2002. - 493 с.

25. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание со¬чинений в 4-х томах. Том 1. - М.: «Московский Клуб», 2001. - 336 с.
26. Бердяев Н.А. Макрокосм и микрокосм //Феномен человека. - М.: Выс¬шая школа, 1993. - С. 28-58.
27. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 382 с.
28. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. - С. 4-163.
29. Бердяев Н.А. Самосознание. - М.: ДЭМ, 1990. - 336 с.
30. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1995. -479 с.
31. Бердяев Н.А. Столкновение Рока и Разума // Человек. - 1999. - № 5.
32. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаи-моотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М..: Прогресс, 1988. - 399 с.
33. Блаватская Е.П. Тайная доктрина (В 4 кн. Кн. 1). Пробуждение Космоса / Е.П. Блаватская. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2003. - 395.
34. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. - М., 1992. №1.
35. Бондаренко И.А. «Внутренний человек», или кое-что о личностной структуре//становление личности на современном этапе: Материалы Всерос. науч-практ. конф. (21 сент. 2000г.) - Бийск, 2000.- С. 73-77
36. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. - М., 2000. - №4. - С. 112-127.
37. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
38. Бубер М. Проблема человека. - М.: Республика, 1992. - 390 с.
39. Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем. - М.: Высш. школа, 1993.- 175 с.

40. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманита¬риев: эволюционно синергетический подход. Высшее образование в России,
1994. - №4.
41. Буданов В.Г. Синергетическая алгебра гармонии// Синергетическая па-радигма Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
42. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измере¬нии: традиции и современность. - М., 1993. - 179 с.
43. Вазина К.Я., Романова К. А. Модели построения отношений человека с собой и миром // Образование и наука. - Екатеринбург, 2001. - № 1 (7). - С. 125-132.
44. Васильева Т.В., Панченко А.И. Космическое сознание, или душа Все¬ленной // Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - С.42-64.
45. Введенский А.И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века.- СПб.,
1995. - С.40-74.
46. Велик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? - М.: Наука,
1990. - 141с.
47. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. - М.: Мысль,
1977.
48. Вернадский В.И. Биосфера. /Избранные труды по биогеохимии / - М.: Мысль, 1967. - 376 с.
49. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1978.- 358 с.
50. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука,
1991. - 271 с.
51. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI: лингвистическая прагматика. - М., 1985.- 225 с.
52. Власть. Судьба. Интерпретация культурных кодов // Под. ред. В.Ю. Михалина. - Саратов: Изд-во Сарат. ин-та, 2003. - 300с.

53. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный фено¬мен. - Ростов н/Д., 1993. - 189 с.
54. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Многомерный мир современного чело¬века. - М., 1998.- 285 с.
55. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. - Рос¬тов н/Д., 1994. - 288 с.
56. Воронков С. Трактат о жизни и смерти. - М.: Грааль, 1998. - 207 с.
57. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечествен¬ных и зарубежных авт. - М.: Молодая гвардия, 1977.- 623 с.
58. Гайденко В.П. Тема судьбы и представления о времени в древнегрече¬ском мировоззрении. // Вопросы философии. - М., 1969. - №9 - С. 88-99.
59. Гайденко В. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Во¬просы философии. - М., 1994. - № 6 - С. 47-54.
60. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в ин-терпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. - М., 1992. -№7.
61. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997.
62. Гак В.Г. Судьба и мудрость // Судьба и воля: психология свободы: Хре-стоматия / Сост. К.В. Альченок. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000. - 576 с.
63. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 2- х т. - М.: Мысль, 1974.
64. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. - М., 1975. - Т1.
65. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152-201.
66. Гингольд Л.В. В поединке с судьбой.- М., 1989.- 225 с.
67. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, ус-тойчивости и флуктуаций. - М.: Мир, 1973. -280 с.
68. Голубев В. С. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставле¬ния // Человек. - М., 1996. - № 3. - С. 187-189.

69. Г ордон Л. А., Клопов Э.В. Современные общественные преобразования в масштабе социального времени // Социол. исслед. - 1998.- №1.- С. 6-20.
70. Григорьева Т.П. Идея судьбы на востоке // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К.В. Альченок. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд- во АСТ», 2000. - 576 с.
71. Григорьева Т.П. Синергетика и восток // Синергетическая парадигма Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ отв. ред.
В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович. - М., 2000. - 536 с.
72. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Центр "Соцветие", 1992. - 335 с.
73. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.- 150 с.
74. Гроф С. Холотропное сознание. - М., 1996. - 100 с.
75. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
76. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Арь- ес Ф. Человек перед лицом смерти.- М., 1992.
77. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики //Вопросы философии. - М., 1995 - № 8.
78. Гуревич П.С. Философская антропология.- М.: Вестник, 1997.- 448 с.
79. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Во¬просы философии. - М., 2000.- № 10. - С. 37-41.
80. Гуревич П.С. Человек и его судьба // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc/ - М., 2001.-Т. 3. - № 7. - С. 31-43.
81. Гуревич П.С. Человек: венец или ошибка природы // Наука в России.
1993. - №2.
82. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. - М., 1979. - 215 с.
83. Денисов С.Ф., Денисова Л. В. Человеческое и животное в человеке.- Омск: ОмГПУ, 1995. - 183 с.
84. Денисов С.Ф. Экзистенциальный смысл правды и неправды // Вестн. Омс. Акад. гуманит. наук. - Омск, 2000. - № 4. - С. 40-46.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ