Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 60 студентов-первокурсников и 60 студентов-второкурсников.
Есть приложение (анкета).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный стиль педагога» и его виды 6
1.2. Особенности формирования индивидуального стиля педагога профессионального обучения 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Программа исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Одной из актуальных проблем современной педагогики является повышение качества высшего образования. Решение ее, на наш взгляд, связано с вопросом индивидуального стиля педагога профессионального обучения, поскольку этот феномен предопределяет эффективность взаимодействия в системе «преподаватель – студенты». Заинтересованность стилевыми характеристиками педагогов профессионального обучения является очевидной: стили преподавателя отражают модели его поведения в различных педагогических ситуациях, поэтому их проще диагностировать, чем личностные характеристики, проявления которых в поведении обусловленные внутренними и внешними факторами; кроме того, они сформированы под влиянием требований образовательной среды и внутренних ресурсов личности педагога, их можно рассматривать и как характеристики механизма адаптации к профессиональной деятельности. Стилевые характеристики проявляются в ряде педагогических ситуаций, поэтому их анализ дает возможность предсказать уровень эффективности взаимодействия преподавателя со студентами.
В настоящее время существуют следующие противоречия:
- между необходимостью формирования индивидуального стиля педагога и отсутствием практики данной работы в профессиональных учебных заведениях;
- между требованиями к индивидуальному стилю педагога и отсутствием методик формирования индивидуального стиля педагогов профессионального обучения.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных методов формирования индивидуального стиля педагога профессионального обучения.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы курсового проекта: «Формирование индивидуального стиля педагога профессионального обучения».
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования – процесс формирования индивидуального стиля педагога профессионального обучения.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально поверить особенности формирования индивидуального стиля педагога профессионального обучения.
Цель, объект, предмет обозначили постановку следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «индивидуальный стиль педагога» и его виды.
2. Охарактеризовать условия формирования индивидуального стиля педагога профессионального обучения.
3. Проанализировать в эмпирическом исследовании индивидуальный стиль педагога профессионального обучения в оценках студентов.
Гипотеза исследования: индивидуальный стиль педагога профессионального обучения в восприятии студентов разных курсов имеет разные характеристики.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме работы, систематизация и обобщение изученного теоретического материала, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Методологической основой исследования явились:
- деятельностный подход к профессиональной деятельности – А.К. Марковой, С.Д. Поляковой и др.;
- компетентностный подход к формированию индивидуального стиля педагога – Н.П. Аникеевой, Т.А. Бусыгиной, Е.Г. Васильевой и др.;
- структурный подход к формированию индивидуального стиля общения педагога – О.Б. Крушельницкой, С.Д. Смирнова и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Индивидуальный стиль впервые рассматривали с позиций интегральной индивидуальности – как сложную, многоуровневую систему элементов коммуникативной и профессиональной деятельности, представляемой всеми уровнями индивидуальности.
Формирование индивидуального стиля педагога профессионального обучения происходит поэтапно, путем последовательного процесса интеграции его отдельных компонентов, включающие личностные и профессиональные качества. Формирование индивидуального стиля педагога профессионального обучения связано с эмоционально-мотивационной сферой (любая эмоция попадает в сознание посредством соответствующего образа), эмоции наполняют содержание стиля. Поэтому педагог в сознании обучающихся может быть «хорошим», «любимым», «плохим», «злым».
В ходе проведенного исследования было установлено, что в индивидуальном стиле педагога профессионального обучения есть группа постоянных качеств, отражаемых в сознании студентов всех возрастных групп. Эти качества представляют совокупность личностных качеств, в которых доминируют паттерны отношений – доброжелательный, искренний, общительный. Существует группа качеств, проявляющаяся на более высоком этапе обучения. Характеристики, представляющие вторую группу качеств, отражают профессиональную деятельность педагога профессионального обучения.
По результатам эмпирического исследования мы пришли к выводу, что среди студентов-первокурсников, приоритетными в индивидуальном стиле педагога оказались «положительные» ценности и принципы: профессионализм, творчество, индивидуальный подход, забота, демократичность и умение создать хорошую психологическую атмосферу. Следовательно, взаимодействие на основе таких ценностей и принципов объясняется тем, что педагоги придерживаются мнения о студентах как о личностях, как о равноправных участниках учебного процесса и считают необходимым относиться к ним с уважением, учитывать их мнения, пожелания, интересы и потребности. Среди студентов-второкурсников доминирующими оказались такие ценности и принципы как властность, консерватизм, строгость, бюрократизм, т.е. авторитарный тип отношений, жесткий регламент. В целом для студентов характерна сложность и реалистичность индивидуального стиля педагога профессионального обучения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
2. Аникеева, Н. П. Учителю в психологическом климате в коллективе: методические рекомендации / Н. П. Аникеева. – М., 1983. – 96 с.
3. Антипина, И. Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности преподавателя: дисс. … канд. пед. наук: 19.00.13 / И. Ю. Антипина. – Таганрог, 2015. – 166 с.
4. Березовин, Н. А. Учитель и детский коллектив / Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский. – Минск, 1975. – 160 с.
5. Бусыгина, Т. А. Имидж преподавателя колледжа как интегративный компонент его профессиональной компетентности / Т. А. Бусыгина // Психология обучения и воспитания. Ученые записки кафедры психологии. Сборник статей. – Том 1. Самара: СГ ПУ, 2019. – С. 43-49.
6. Васильева, Е. Г. Преподаватель глазами студента, студент – глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) / Е. Г. Васильева // Социус. – 2018. – №1. – С. 29-35
7. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М. В. Гамезо. – М .: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
8. Григорьева, Е. М. Индивидуальный стиль педагога с позиции компетентностного подхода / Е. М. Григорьева // Альма-Матер. – 2016. – №». – С. 78-79.
9. Казанцева, Г. Н. Роль эмоциональной культуры преподавателя в воспитании личности студентов : контекстный подход / Г. Н. Казанцева // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2018. – № 3. – С. 39–42.
10. Киселев, А. С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы инновационного общества / А. С. Киселев. – СПб. : ООО «Книжный дом», 2018. – 220 с.
11. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.; [под ред. А. П. Тряпициной]. – СПб .: Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 2017. – 392 с.
12. Крушельницкая, О. Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами / О. Б. Крушельницкая // Психологическая наука и образование. – 2018. – №3. – C. 17-27
13. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Юрайт, 2017. – 285 с.
14. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М .: Просвещение, 1993. – 190 с.
15. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури . – М .: Изд-во «Дело», 2007. – 488 c.
16. Новые роли преподавателя в условиях современного вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.Google.com. (Дата обращения: 02.05. 2021 г.).
17. Олькова, Л. В. Педагогический стиль и его структура / Л. В. Олькова // Педагогические исследования. – 2018. – №». – С. 141-145.
18. Плугина, М. И. Акмеологическая модель профессионального становления преподавателя высшей школы : учебно-методическое пособие / М. И. Плугина. – Ставрополь : ГОУВПО СевКавГТУ, 2018. – 48 с.
19. Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия научной фантастики / С. Д. Поляков. -. М .: Новая школа, 1996. – 160 с.
20. Психология: Популярный словарь / сост. А. Д Андреева, Т. В. Вохмянина, Н. И. Гуткина и др .; под ред. И. В. Дубровиной . - М .: Издательский центр «Академия»; ИЦ «Кафедра», 1998. – 96 с.
21. Психологический словарь // azps.ru А. Я. Психология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/ .
22. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2016. – 304 с.
23. Фролов, А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А. Г. Фролов // Образовательные технологии и наука. – Казань. – 2018. – № 9(2). – С. 259-269
24. Шабанова, О. В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (на примере классического университета): дисс. …канд. пед.наук: 13.00.11 / О. В. Шабанова. – Воронеж, 2019. – 210 с.