Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе (Методика обучения русскому языку и литературному чтению, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №72674

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы30
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПУНКТУАЦИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Русская пунктуация: понятие, назначение и принципы 5
1.2. Пунктуация в школьном курсе русского языка 10
Выводы по 1 главе 15
2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ ПО ПУНКТУАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 16
2.1. Задания по пунктуации в программе основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе 16
2.2. Система упражнений по пунктуации для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе 20
Выводы по 2 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28


Каждый учитель русского языка ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы, технологии обучения и подготовки к основному государственному экзамену, так как результат выпускных экзаменов – это и результат освоения школьниками программы, и оценка работы учителя.
Несмотря на то, что в программе основной школы по русскому языку предусмотрено значительное количество уроков для изучения пунктуации, результаты основного государственного экзамена по русскому языку показывают, что не все учащиеся верно расставляют знаки препинания, что ведет к снижению итогового балла. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска оптимальных методов и приемов работы для подготовки учащихся девятого класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, тема курсовой работы – «Специфика работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе» является актуальной.
Цель исследования – проанализировать особенности работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Для достижения цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие и принципы пунктуации в русском языке.
2. Проанализировать изучение пунктуации в школьном курсе русского языка.
3. Описать задания по пунктуации в программе основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе.
4. Составить систему упражнений по пунктуации для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Объектом исследования является процесс подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Предмет исследования – специфика работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Теоретической основой исследования стали работы отечественных исследователей в области пунктуации и методики преподавания русского языка в школе: Е. Н. Гуц, Л. Б. Селезнёвой, Н. С. Валгиной, В. Ф. Ивановой,
О. М. Исаченко, В. А. Ицкович и других.
В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ учебной, научной и методической литературы, синтез, моделирование.
Структура курсовой работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная русская пунктуация – результат длительного исторического развития русской письменности. В настоящее время исследователи выделяют следующие функции знаков препинания: отделение, разделение и выделение отдельных участков предложения. Правила русского языка допускают использование факультативных знаков препинания и авторской пунктуации. Это делает пунктуацию одним из самых сложных разделов русского языка.
В курсе русского языка основной школы, то есть с 5 по 9 классы предусмотрено значительное количество уроков на изучение и повторение правил постановки знаков препинания. Важной особенностью педагогического процесса в этой области является то, что изучение пунктуационных правил происходит параллельно с освоением учащимися других тем курса русского языка, в частности синтаксиса простого и сложного предложения. На уроках, посвященных пунктуации, учитель должен особое внимание уделять формированию у учащихся навыков пунктуационного разбора, поскольку именно этот вид разбора помогает избежать пунктуационных ошибок.
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Основной государственный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Учителю русского языка необходимо организовать специальную работу по подготовке учащихся девятого класса к успешному выполнению заданий по пунктуации основного государственного экзамена таким образом, чтобы обеспечить комплексное повторение изученного материала в области пунктуации и синтаксиса.
Нами была разработана система упражнений, ориентированных на комплексное повторение учащимися 9 класса изученных пунктуационных правил, используются задания разных типов и видов: задания с выбором ответа, на трансформацию предложений, на объяснение пунктограмм, творческие задания и т.д. Использование в ходе подготовки к основному государственному экзамену разнообразных заданий, а не только аналогичных по форме заданию 3 второй части экзамена, способствует поддержанию интереса учащихся к повторению пунктуационных правил. Кроме этого, предложенная нами система упражнений дает возможность учащимся повторять пунктуационные правила с опорой на синтаксис простого и сложного предложения, что является необходимым для грамотного написания изложения и рассуждения.
Подбирая собственные примеры, по аналогии с предложенными нами, учитель русского языка сможет использовать предложенную нами систему упражнений многократно, а также адаптировать ее к уровню подготовки всего класса или отдельных учащихся.



1. Ахбарова, Г.Х. Готовимся к государственной итоговой аттестации: русский язык. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему / Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. – Москва : Русское слово — учебник, 2014. – 121 с.
2. Бакланова, И.И. Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации : учебное пособие / И.И. Бакланова ; отв. ред. М.Ю. Федосюк. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 113 с.
3. Беднарская, Л.Д. Грамотный человек : учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 168 с.
4. Валгина, Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации/ Н.С. Валгина. – Москва : Высшая школа, 2004. – 259 с.
5. Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации : методическое пособие / Н.С. Валгина ; скан. В.В. Рыбалкин. – Москва : Просвещение, 1983. – 176 с.
6. Гуц, Е.Н. Методика преподавания русского языка: общая теория дидактики/ Е.Н. Гуц. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2020. – 96 с.
7. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory (Дата обращения 05.05.2021).
8. Долбина, Л.Б. Готовимся к ОГЭ: синтаксис и пунктуация/ Л. Б. Долбина// Русский язык в школе. – 2015. – № 3. – С. 16-21.
9. Долбина, Л.Б. Готовимся к ОГЭ: синтаксис и пунктуация/ Л. Б. Долбина// Русский язык в школе. – 2015. – № 4. – С. 9-14.
10. Заика, В.И. Орфография и пунктуация: правила и практикум / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 220 с.
11. Иванова, В.Ф. История и принципы русской пунктуации/ В.Ф. Иванова. – Ленинград: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1962. – 64 с.
12. Исаченко, О.М. «Пунктуационное поведение» участников акции «тотальный диктант» (на материале текстов новосибирцев) // Вестник новосибирского государственного университета/ О. М. Исаченко. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2013. – Т.12. – №9. – С. 62-66.
13. Ицкович, В.А. Опыт описания современной русской пунктуации //Нерешенные вопросы русского правописания/ В. А. Ицкович. ‒ Москва: Наука, 1974. ‒ С. 172-190.
14. Карпенко, А.А. Синтаксис и пунктуация : учебное пособие / А.А. Карпенко, Д.В. Павленко. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2013. – 64 с.
15. Криваксина, Л.М. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»/ Л. М. Криваксина // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 1 (24). – С. 91-98.
16. Крылова, М.Н. Уголок русского языка : методическое пособие / М.Н. Крылова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 174 с.
17. Мадиева, З.З., Мусаева, В.А., Эльдарова, Н.М. Анализ типичных ошибок учащихся в заданиях основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку/ З.З. Мадиева, В. А. Мусаева, Н.М. Эльдарова// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2016. – Т. 10. – № 3. – С. 74-79.
18. Маханова, Е.А. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс: учебно-практический справочник / Е.А. Маханова. – Москва : Владос, 2019. – 159 с.
19. Низаметдинова, Н.Н. Современная русская пунктуация : учебное пособие : / Н.Н. Низаметдинова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 149 с.
20. Орехова, Н.Н. Пунктуационная система языка: формирование и динамика развития (на материале русского и английского языков). – Дис. … д-ра филол. наук: 24.05.2002/ Н. Н. Орехова. – Воронеж, 2001. – 292 с.
21. Пеньковский, А.Б., Шварцкопф, Б.С. Опыт описания русской пунктуации как функциональной системы/ А. Б. Пеньковский, Б. С. Шварцкопф // Современная русская пунктуация. – Москва: Наука, 1979. – С. 5-26.
22. Правила русской орфографии и пунктуации: Утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.gramota.ru/spravka//rules/ (дата обращения 05.05.2021).
23. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию/ Ю. В. Рождественский ‒ Москва: Высшая школа, 1990. ‒ 381 с.
24. Селезнёва, Л.Б. Пунктуация русского языка: интерактивный практикум / Л.Б. Селезнёва. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 152 с.
25. Селезнёва, Л.Б. Русская пунктуация. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения : учебное пособие / Л.Б. Селезнёва. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2016. – 303 с.
26. Селезнёва, Л.Б. Русский язык: интенсивный курс орфографии и пунктуации / Л.Б. Селезнёва. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 310 с.
27. Современный русский язык : учебник / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, Л.П. Водясова и др. ; под ред. С.М. Колесниковой. – 3-е изд., испр. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 560 с.
28. Соловьева, Н.Н. Трудные случаи синтаксиса и пунктуации: Особая постановка знаков препинания : практическое пособие / Н.Н. Соловьева. – Москва : Мир и образование, 2011. – 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ