Проведено экспериментальное исследование.
База исследования :юноши 16-18 лет занимающиеся пауэрлифтингом в фитнес центре «Вита-Спорт» (г. Барнаул).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения методики подготовки старшеклассников по пауэрлифтингу 8
1.1 Пауэрлифтинг как вид спорта 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития старшеклассников 19
1.3 Биомеханические особенности пауэрлифтинга 24
1.4 Особенности методики подготовки юношей 16-18 лет по пауэрлифтингу 29
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Экспериментальное исследование спортивной подготовки юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу 41
2.1 Организация и методы педагогического исследования 41
2.2 Диагностика силовой подготовленности по пауэрлифтингу юношей 16-18 лет 45
2.3 Методика спортивной подготовки юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу 48
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования и их обсуждение 65
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложения 83
Анализ научной и методической литературы по теории и методике подготовки спортсменов по пауэрлифтингу свидетельствует о наличии большого количества как теоретического, так и экспериментального научно-исследовательского материала из этой области. Вместе с тем характерным признаком исследуемого научного знания является отсутствие комплексного, системного подхода к исследованиям многолетней подготовки пауэрлифтеров, что делает невозможным его реализацию в практике спорта.. Актуальность исследования подчеркивает и то, что в теории и практике тренировочных методик существуют объективные противоречия между применяемыми в данное время в пауэрлифтинге нагрузками, методами и средствами развития силовых способностей, и функциональными возможностями организма старшеклассников.
Объект исследования: особенности тренировочного процесса у юношей 16-18 лет по пауэрлифтингу.
Предмет исследования: методика подготовки юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу.
Цель исследования: разработать и проверить опытным путем методику подготовки юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Произвести анализ научно-методической литературы по проблеме подготовки юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу.
2. Разработать методику, позволяющую увеличить силовые показатели в становой тяге у юношей старших классов, занимающихся пауэрлифтингом.
3. Проверить по результатам проведенного педагогического эксперимента эффективность предлагаемой методики.
Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования: предполагается, что у юношей 16-18, занимающихся пауэрлифтингом, на определенном этапе тренировочного процесса будут происходить относительное усиление компонентов тренировки – последовательная проработка и подбор упражнений, направленных на развитие двуглавой мышцы бедра, разгибатели (длинные мышцы) спины, ягодицы и т.д., которые обеспечивают дальнейшее совершенствование двигательных навыков в данном виде спорта, все это даст возможность существенно усовершенствовать процесс целенаправленного формирования у спортсменов данного возраста, проявлению силовых способностей.
Для решения поставленных в работе задач используются следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, метод математической статистики.
Субъектом исследования выступают юноши 16-18 лет занимающиеся пауэрлифтингом в фитнес центре «Вита-Спорт» (г. Барнаул).
Количество участников исследования составило 20 человек, по 10 в каждой группе: экспериментальной и контрольной. Все участники групп находились на одинаковом базовом уровне опыта и занятий в секции пауэрлифтинга.
Испытуемые в экспериментальной группе в течение эксперимента осваивали специально подготовительные упражнения, которые были включены в их тренировочный процесс. Содержание тренировки испытуемых в контрольной группе определялось общим планом групп спортсменов 16-18 лет.
Сроки проведения педагогического эксперимента: с сентября 2020 года по июнь 2021 года.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялось анализ и обобщение литературы по проблеме совершенствования подготовки спортсменов занимающихся пауэрлифтингом. Проводимые на этом этапе педагогические наблюдения и обобщение опыта специалистов позволили выявить основные противоречия, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.
На втором этапе определялись методологическая и теоретическая база проведения исследования, разрабатывалась программа подготовки к соревнованиям и построения педагогического эксперимента. Сформулировав основные положения, выбрав методы исследования и подобрав достаточный объем литературы, проводился анализ спортивных результатов спортсменов, которые занимались по методике с использованием дополнительного оборудования и подготовительных упражнений. После чего, полученные данные являлись основанием разработки содержания эксперимента.
На третьем этапе проводился педагогический эксперимент по проверке основной гипотезы исследования. После того как сформированы экспериментальная и контрольная группы, проводилась экспериментальная проверка разработанного содержания с последующим тестированием и статистической обработкой результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к истории развития пауэрлифтинга – Р.А. Роман, С.Ю. Смолова и др.;
- подходы к изучению особенностей анатомо-физиологического развития старшеклассников – С.В. Дмитриева, М.Р. Сапина и др.;
- подходы к подготовке юношей 16-18 лет к соревнованиям по пауэрлифтингу – В.Н. Авсиевич, А. Суровецкого и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в учебно-тренировочном процессе с юношами 16-18 лет для улучшения силовых показателей в процессе подготовки к соревнованиям по пауэрлифтингу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список использованной литературы, приложений.
Анализ литературных источников по проблеме позволил выяснить, что главной проблемой спортивной подготовки к соревнованиям пауэрлифтеров 16-18 лет является выбор наиболее эффективной методики занятий. Наряду с оптимальными тренировочными нагрузками, правильной организацией и повторением занятий, немаловажное значение имеет выбор методов тренировки. При занятиях с начинающими атлетами наряду с методом максимальных усилий, для развития силы используются повторный метод, «ударный» метод, изометрический, статодинамический
До проведения занятий юношей 16-18 лет в пауэрлифтинге используется групповой метод, для привлечения их к развитию не только физических качеств, как наращивание мышечной массы тела и мышечной силы, а также, коммуникативных и социально-психических явлений поведения человека.
Для организации спортивной подготовки к соревнованиям по пауэрлифтингу юношей 16-18 лет была разработана специальная методика. Ключевыми звеньями в построении тренировочного плана являлись следующие моменты:
- вес отягощения 80-100 % от предельного результата, необходимого для развития максимальной силы;
- самый значительный прирост силовых качеств может быть получен до 8-ми повторений в выполнении упражнений;
- оптимальное количество подходов от 3-х до 10-ти (включая подходы разминки);
- 3 подхода по 6 повторений выполнения упражнений – самая рациональная комбинация для воспитания силы в пауэрлифтинге.
Анализ результатов контрольного педагогического тестирования, проведенного в конце третьего этапа педагогического эксперимента, позволил заключить, что у спортсменов экспериментальной группы заметна положительная динамика развития силовых способностей Так в тесте приседание со штангой на плечах средний результат в экспериментальной группе составил 110 кг., в контрольной группе – 90 кг. В тесте жим штанги лежа средний результат в экспериментальной группе составил 95 кг., в контрольной – 75 кг. В тесте становая тяга штанги средний результат в экспериментальной группе составил 115 кг., в контрольной группе – 10 кг. В тесте кистевая динамометрия правой руки средний результат в экспериментальной группе составил 56,7 кг., в контрольной группе – 51,4 кг. В тесте кистевая динамометрия левой руки средний результат в экспериментальной группе составил 49 кг., в контрольной группе – 47,3 кг.
Результаты контрольно эксперимента показывают, что в экспериментальной группе прослеживается положительная динамика в развитии силы, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако, она не значима.
Были разработаны практические рекомендации по спортивной подготовке к соревнованиям юношей 16-18 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
1. Авсиевич, В. Н. Методика развития силовых способностей в приседании со штангой в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юношей / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 761-765.
2. Авсиевич, В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 1018-1021.
3. Авсиевич, В. Н. Специфическая функциональная проба в пауэрлифтинге / В. Н. Авсиевич // Вестник физической культуры. 2012. № 2. С. 85-88.
4. Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом / В. Н. Авсиевич: Диссертация на соискание степени / Казахская академия спорта и туризма. Алматы, 2016. 225 с.
5. Аксентьев, А. Л. Условия повышения уровня двигательного потенциала в становой тяге у студентов вуза / А. Л. Аксентьев // Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 39-40.
6. Бавыкин, Е. А. Специальная физическая подготовка спортсменов в комплексных (смешанных) единоборствах / Е. А. Бавыкин // В сборнике: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. 2015. С. 322-326.
7. Бакирова, А. У. Развитие гибкости при занятиях пауэрлифтингом / А. У. Бакирова // В сборнике: Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в современных условиях. сборник научных трудов 5-й Международной молодежной научно-практической конференции. 2020. С. 25-28.
8. Бальзанников, А. Б. Методика обучения становой тяге на учебных занятиях в университете по пауэрлифтингу / А. Б. Бальзанников / В сборнике: Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России с 1909 до 1917 г. Материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников, посвященной 150-летию со дня рождения В.Н. Воейкова. 2018. С. 171-175.
9. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. Москва : Теория и практика физической культуры, 2010. 275 с.
10. Бартош, О. В. Сила и основы методики её воспитания. Методические рекомендации / О. В. Бартош. Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2009. 47 с.
11. Бедняков, Ю. А. Техника выполнения становой тяги / Ю. А. Бедняков // В сборнике: Физическая культура и спорт, психология и педагогика: вопросы теории, методики, единства целей. Материалы Воронежской областной межвузовской научной, учебно-методической конференции: (к 85-летию кафедры физического воспитания Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I) . Научный редактор Щевелева Г.М., 2018. С. 116-117.
12. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки : армрест линг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг. 2 е изд. / И. В. Бельский. Минск : Вида-Н, 2003. 351 с.
13. Большенко, Д. И. Различия в безэкипировочной и экипировочной становой тяге и подготовке спортсмена к соревнованиям / Д. И. Большенко // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 672-674.
14. Варушин, А. В. Классический пауэрлифтинг в морском ВУЗе : учебное пособие / А. В. Варушин, Н. А. Попович, И. А. Кулакова. Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2018. 49 с.
15. Воробьев, А. Н. Тяжелая атлетика /А. Н. Воробьев. Москва : ФиС, 1981. 256 с.
16. Газизов, Т. С. Определение основных мышечных групп при выполнении становой тяги (сумо) пауэрлифтеров 17-18 лет / Т. С. Газисов // В сборнике: Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики. сборник межрегиональной студенческой научно-практической конференции. Составитель А.С. Гареева. 2019. С. 153-156.
17. Гончарова, Ю. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена / Ю. А. Гончарова. Воронеж, 2008. 87 с.
18. Гросс, Е. Р. Взаимосвязь специальных и дополнительных упражнений в тяжелой атлетике / Е. Р. Гросс // Физическая культура и спорт Верхневолжья. 2018. № 11. С. 60-62.
19. Гузь, С. М. Средства совершенствования техники выполнения становой тяги и комбинирование упражнения в сетах / С. М. Гузь // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 9. С. 141-152.
20. Дворкин, Л. C. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л. С. Дворкин. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. 384 с.
21. Дмитриев, С. В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена : проблемы, поиски, решения / С. В. Дмитриев. Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2005. – 300 с.
22. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. Москва : Лептос, 1994. 368 с.
23. Зациорский, В. М. Методика воспитания силы. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. Москва : ФиС, 1970. 456 с.
24. Жеков, И. П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / И. П. Жеков. Москва : ФиС, 1976. 192 с.
25. Кошлаков, Н. Н. Исследование методики развития силы в становой тяге / Н. Н. Кашлаков // В книге: Горинские чтения. Наука молодых - инновационному развитию АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2019. С. 110.
26. Коренберг, В. Б. Деятельностью аспекты спортивных двигательных задач / В. Б. Коренберг // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. Москва, 2001. С. 48-51.
27. Королёв, С. Обучение технико-тактическим действиям в восточных единоборствах / С. Королёв. Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 192 c.
28. Коршунова, А. В. Пауэрлифтинг / А. В. Коршунова. Хабаровск.: ФиС, 1998. 248 с.
29. Корягина, Ю. В. Физиология силовых видов спорта : учеб. пособие / под ред. Ю. В. Корягина. Омск : СибГУФК, 2003. С. 18-22.
30. Кострюков, В. В. Классификация упражнений в пауэрлифтинге / В. В. Кострюков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-1 (71). С. 81-87.
31. Кошбахтиев, И. А. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации / И. А. Кошбахтиев // Молодой ученый. 2015. №20. С. 181-184.
32. Коц, Я. М. Физиология мышечной деятельности / Я. М. Коц. Москва : ФиС, 1992. 150 с.
33. Латыпов, И. К. Подготовка учащихся спортивно-педагогических классов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта / И. К. Латыпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. №1. С. 7-10.
34. Лукьянов, А. Б. Анализ кинематических характеристик движения штанги соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. Б. Лукьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 7 (161). С. 165-167.
35. Луценко, А. А. Тенденции, наблюдаемые в подготовке начинающих пауэрлифтеров / А. А. Луценко // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 1. С. 272-278.
36. Мартьянов, С. С. Особенности применение методики ЭМС при выполнении силовых упражнений / С. С. Мартьянов // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 104-106.
37. Миниахметова, Л. В. Общеподготовительные упражнения в пауэрлифтинге – жим ногами / Л. В. Миниахметова // В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 353-356.
38. Муратова, Г. Р. Координационные способности пауэрлифтеров / Г. Р. Муратова // В сборнике: Будущее науки – 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 94-97.
39. Налетов, А. А. Напряжение регуляторных механизмов в пауэрлифтинге / А. А. Налетов // В сборнике: Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. 2020. С. 234-236.
40. Несмеянов, А. И. Усовершенствованная методика развития становой тяги в пауэрлифтинге в соревновательном периоде / А. И. Несмеянов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 205-209.
41. Несмеянов, А. И. Совершенствование физических качеств упражнением «становая тяга» / А. И. Несмеянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 198-201.
42. Олейников, Д. М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / Д. М. Олейников // В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. материалы межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 261-269.
43. Остапенко, Л. А. Особенности тренировочного процесса в силовом троебории на этапе отбора и начальной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Остапенко. Москва, 2002. 178 с.
44. Панфилов, М.Г. Особенности построения тренировок для подготовки спортсменов- пауэрлифтеров в подростковых группах / М. Г. Панфилов // Chronos. 2019. № 2 (29). С. 53-54.
45. Панфилов, М. Г. Особенности тренировочного процесса спортсменов-пауэрлифтеров / М. Г. Панфилов // Студенческий вестник. 2019. № 8 (58). С. 24-26.
46. Роман, Р. А. Тренировка тяжелоатлета / Р. А. Роман. Москва : ФиС, 1986. 315 с.
47. Рукавишников, В. С. Пауэрлифтинг в силовых структурах России / В. С. Рукавишников // В сборнике: Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии. Материалы VI-ой всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 339-343.
48. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин. Москва : Академия, 2005. 432 с.
49. Свечкарёв, В. Г. Становая тяга – основы безопасной техники / В. Г. Свечкарев // В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования. Материалы IV международной научно-практической конференции. Грозный, 2020. С. 304-312.
50. Свечкарёв, В. Г. Становая тяга – основы безопасной техники для спортсменов не лифтёров / В. Г. Свечкарев // В сборнике: Физическая культура и спорт В XXI веке: Актуальные проблемы и их решения. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2020. С. 356-361.
51. Сивцев, Н. Н. Изучение методики тренировки по мас-рестлингу для развития силы тяги спортсменов / Н. Н. Сивцев // В сборнике: Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия). Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Под общей редакцией И. И. Готовцева. 2017. С. 321-324.
52. Смирнов, Н. Д. Теоретические аспекты пауэрлифтинга (троеборья) и техника выполнения упражнений в нем / Н. Д. Смирнов // В сборнике: Вопросы физической культуры, спорта и здоровья. Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Молдовановой. 2019. С. 181-182.
53. Смолов, С. Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья; краткий анализ и методика тренировки / С. Ю. Смолов // Атлетизм. 1990. № 12 С. 13.
54. Соколова, В. С. Сравнительный биомеханический анализ тяги в пауэрлифтинге / В. С. Соколова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики. материалы IV очно-заочной научной конференции молодых ученых. Москва, 2020. С. 229-236.
55. Солодков, А. С. Физическая работоспособность спортсменов и общие принципы её коррекции / А. С. Солодков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 3 (109). С. 148-158.
56. Сорокин, А. А. Методика развития силы у тяжелоатлетов / А. А. Сорокин // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 183-187.
57. Стремаус, Г. О. Опыт применения средств пауэрлифтинга в физическом воспитании студентов первого курса / Г. О. Стремаус // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. 2019. С. 104-106.
58. Суровецкий, А. Становая тяга / А. Суровецкий // Мир силы. 2000. № 4 С. 54.
59. Тарасов, А. Е. Боевые и спортивные единоборства / А. Е. Тарасов. Москва : АСТ, 2011. 187 с.
60. Терзи, К. Г. Биомеханический анализ основных действий выполнения становой тяги стилем «тяжелоатлетический» спортсменом высокой квалификации / Г. Г. Терзи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 267-272.
61. Тимербаев, О. М. Модель технико-тактической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов / О. М. Тимербаев // Теория и практика физической культуры. 2009. №4. С. 70–75 .
62. Шишмарев, М. С. Пауэрлифтинг как эффективное средство развития физических качеств студентов / М. С, Шишмарев // Студенческий вестник. 2021. № 4-1 (149). С. 77-79.
63. Шульга, Н. Н. Развитие силовых качеств у студентов при занятии тяжелой атлетикой / Н. Н. Шульга // Студенческий вестник. 2020. № 13-1 (111). С. 101-103.
64. Филин, В. П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта / В. П. Филин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2008. № 2. С. 23-40.
65. Череп, З. П. О Роли пауэрлифтинга как силового вида искусства для мужчин и женщин / З. П. Череп // Наука-2020. 2018. № 2-2 (18). С. 109-112.
66. Хабибуллин, Р. М. Роль пауэрлифтинга в оздоровлении обучающихся / Р. М. Хабибуллин // В сборнике: Будущее науки – 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 119-122.
67. Ямилова, А. А. Сила и техника в пауэрлифтинге / А. А. Ямилова // В сборнике: Будущее науки – 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 137-140.
68. Bakirova, A. U. Medical physical culture at diabetes / A. U. Bakirova // В сборнике: Будущее науки – 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 11-13.
69. Murzagalina, T. U. The general tendencies to plan educational and educational process in the section «power triathlon» / T. U. Murzagalina // Приднепровский научный вестник. 2019. Т. 5. № 3. С. 3-6.
70. Petrov, V. V. Übung safety powerlifting / V. V. Petrov // Проблемы научной мысли. 2019. Т. 12. № 3. С. 27-31.