Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ И РОДНОЙ СЕМЬЕ

Работа №72639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы141
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы самосознания личности подростков, воспитывающихся в приемных и родных семьях 8
1.1. Психологические особенности самосознания подростков 8
1.2. Влияние семьи на формирование личности подростка 15
1.3. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в
приемных и родных семьях 22
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение самосознания личности подростков, воспитывающихся в приемных и родных семьях 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения самосознания личности
подростков, воспитывающихся в приемных и родных семьях 27
2.3. Рекомендации родителям и программа развития самосознания
подростков 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложение 1 Диагностические методики в порядке их предъявления 87
Приложение 2 Сводные таблицы полученных данных 124
Приложение 3 Результаты статистической обработки данных 134

Актуальность проблемы исследования. Проблема развития самосознания в подростковом возрасте очень актуальна, потому что формирование и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Проблемой развития самосознания личности занимались многие отечественные и зарубежные психологи. В целом анализ отечественных и зарубежных исследований самосознания позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на сущностную характеристику понятия следующим образом: 1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова); 2) наличие самоанализа обеспечивающего содержательное наполнение самоанализа (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубенштейн, И.И. Чеснокова); 3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); 4) присутствие регулирующей роли по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон).
Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Самосознание - важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание - отношение личности к себе.
В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов (Петровский А.В., Соколова Е.Т., Чеснокова И.И. и другие).
Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие подростка; продолжается процесс формирования и развития самосознания: правильно оценивать имеющиеся возможности; чуткость к мнению взрослых и сверстников; время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного образа «Я» в этом заключается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Выготский Л.С., Драгунова Т.В., Леонтьев А.Н., Столин B.C., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б., и другие).
Итак, в подростковом возрасте — на основе складывающегося понятийного мышления — рефлексивные процессы переходят на следующий этап своего развития, который Выготский Лев Семенович обозначал термином «самосознание».
Но развитие качеств личности в подростковом возрасте, в том числе самосознания, не происходит само по себе, а формируется в условиях оказанной родителями любви в семье. Семейная обстановка самым непосредственным образом связана с формированием самосознания в подростковом возрасте. Основным условием формирования самосознания, являются специфические социально-культурные условия, в которых происходит социализация подростка. Самым значимым социальным окружением подростка является его семья.
Социально-экономические и политические преобразования российского общества повлекли за собой тенденцию обесценивания института семьи, что на сегодняшний день привело к неуклонному росту количества детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблемы сиротства привлекают внимание множества специалистов (Дубровина И.В., Рузская А.Г., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Мухина В.С., Бобылева И.А., Ослон В.Н., Семья Г.В. и другие)
Из всего объема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях.
Для успешного формирования самосознания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Данные задачи могут быть решены при условии попадания ребенка в приемную семью. Усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей принятых под опеку растет, а психологическая помощь им и их опекунам из-за недостаточной разработанности проблемы значительно запаздывает.
Поэтому представляется важным выявить психологические особенности самосознания, подростков воспитывающихся в приемных и родных семьях, для возможности расширения представлений о феномене самосознания и особенностях его развития на этапе подросткового возраста. Что позволит выявить специфику самосознания подросткового возраста для понимания механизмов развития личности на данном этапе онтогенеза в русле возрастной психологии.
Исходя из этого, сформулируем проблему исследования: каковы особенности самосознания личности подростков, воспитывающихся в приемной и родной семьях?
Объектом данного исследования является самосознание личности подростков.
Гипотеза исследования: характеристики самосознания личности подростков, воспитывающихся в приемной семье, отличаются от характеристик самосознания личности, подростков, воспитывающихся в родной семье. А именно: у подростков, воспитывающихся в приемной семье, наиболее выражены самоуверенность и подчиняемость; для подростков, воспитывающихся в родной семье, характерны ожидание положительного отношения от других и доминирование.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы самосознания личности подростков в научно-психологической литературе.
2. Изучить характеристики самосознания личности, подростков воспитывающихся в приемных и родных семьях.
3. Определить различия в структуре компонентов самосознания личности подростков, воспитывающихся в приемных и родных семьях.
4. Разработать рекомендации родителям.
5. Разработать тренинговую программу развития самосознания личности подростков.
Теоретической основой работы являются теории следующих авторов: Л.С. Выготский, В.В. Стойлин, С.Р. Понтелеев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (с целью выявления статистических различий между показателями компонентов самосознания личности подростков воспитывающихся в родных и приемных семьях, а так же выявления гендерного аспекта различий нами был применен непараметрический математический метод для двух независимых выборок U-критерий Манна - Уитни; для определения различий в структуре компонентов самосознания личности подростков воспитывающихся в родных и приемных семьях использовался факторный анализ, как метод математического моделирования в психологии - на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
- интерпретационные методы: структурный метод.
В работе использовался блок диагностических методик, направленный на изучение самосознания подростков:
1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?", определяющий социальную идентичность, или образ социального Я, называемый "образ - Я в группе".
2. Тест - опросник самоотношения В.В.Столина и Р.С.Пантелеева, позволяющая выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: а) глобальное самоотношение; б) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; в) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
3. Тест Лири: опросник для диагностики межличностных отношений, методика ДМО.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области», с учащимися 10-11 классов, в возрасте от 15 до 17 лет. Общее количество испытуемых 120 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 78 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психологической литературы продемонстрировал, что по мнению многих исследователей, условия при которых воспитывается и в которых развивается подросток играют ключевую роль в формировании его самосознания, и в особенности на самоотношения подростка. Исследователи отмечают, что для подростков отношения с родителями являются такими же важными, как и значимые отношения со с ровесниками. Взаимоотношения внутри семьи играют главную роль на формирование самоотношения подростка.
Исследования самосознания большой интерес представляет именно подростковый возраст, поскольку в этот период самосознание и самоотношение считается главными новообразованиями (C. Выготский, C. Рубинштейн, Л.И., Мухина, и др.), не смотря на то, что предпосылки, несомненно, закладываются в раннем возрасте. Осуществляется глубинная преобразование ранее сформировавшихся психологических структур, образование самосознания на качественно новом уровне, связанное с изменяем специфики отношения к себе.
Одним из главных условий формирования самосознания, являются специфические социально-культурные условия, в которых происходит социализация подростка. Самым значимым социальным окружением подростка является его семья.
Проведенное эмпирическое исследование показало различия в структуре компонентов самосознания подростков воспитывающихся в приемных и родных семьях, а именно в эмоциональном и поведенческом компонентах.
В когнитивном компоненте у подростков, воспитывающихся в родных и приемных семьях преобладают формальные характеристики, что говорит о несформированности представлений о себе как о личности.
Эмоциональные компоненты самосознания, имеют различия в том, что у подростков из приемных семей проявляется самоуважение, самопонимание, самоуверенность, а для подростков из родных семей наоборот более значимо отношение от других. Поведенческий компонент самосознания имеет следующие различия: для подростков в родных семьях значимым является доминирование, а подростки из приемных семей подчиняемы и зависимы. Так же детям из приемных семей свойственна эгоистичность, агрессия, подозрительность, возможно как защитная реакция в связи с предыдущем опытом, того, что их оставили в учреждении интернатного типа.
Т.о. выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, и характеристики самосознания подростков воспитывающихся в приемной семье отличаются от характеристик самосознания подростков воспитывающихся в родной семье.



1. Абрамов, М.Г. Самосознание подростков в эпоху интернета./ М.Г. Абрамов// Человек. - 2010, № 2. - 65-70 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т1. / Б.Г. Ананьев. - М.: "Педагогика". - 1980. - 232 с.
3. Асеев, В. Г. Возрастная психология/ В. Г. Асеев. - М.: 1999. - 283 с.
4. Байярд Р. Т.,. Ваш беспокойный подросток/ Р. Т. Байярд. - М.: 1991. - 330 с.
5. Батюта М.Б., Исследование особенностей самосознания подростков, воспитывающихся в условиях интерната/М.Б. Батюта, О.Е. Столярова Наукаи мир. - 2014. Т. 3. № 5 (9). С. 81-84.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1998. - 263 с.
7. Бернс, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Бернс. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2003. - 672 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности; Воронеж: 2004. - 341 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.:1968 - 321с.
10. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. / Л.И. Божович. // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. - 1981.- С. 257-284.
11. Боулби, Дж Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 232 с.
12. Брук, Ж.Ю., Структура самосознания подростков, оставшихся безпопечения родителей/Ж.Ю. Брук, Г.В. Кухтерина //Казанскийпедагогический журнал. - 2015. Т. 2. № 6 (113). С. 417-420.
13. Виноградова, Г.А., Роль приемной семьи в процессе становленияполового самосознания подростков/ Г.А. Виноградова, Т.С. Бобкова //Сибирский педагогический журнал. - 2010. № 2. С. 228-244.
14. Виноградова Г.А., Своеобразие полового самосознания подростков сразной социальной ситуацией развития// Г.А. Виноградова, Т.С. Бобкова Известия самарского научного центра российской академии наук.Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2010. Т. 12. № 3-2. С. 386-393.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982.— 488 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. Проблемы развития психики/ Л. С. Выготский . - М.:Педагогика, 1983.—368 с.
18. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Том 4. Проблема возраста / Л. С. Выготский . - М.: Педагогика, 1982 - 432 с.
19. Гильбуха, Ю. 3.Личность и общение, психика ребенка 2005.
20. Голоюс, Е.А., Исследование влияния состава семьи на особенностиразвития самосознания подростков/Е.А. Голоюс, К.С. Кузьменко // В сборнике: категория "социального" в современной педагогике ипсихологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор Нагорнова А.Ю. 2015. С. 162-165.
21. Гончар, С.Н. Педагогическое воздействие учителя психологии наактивизацию самосознания и самопознания подростков в школе// С.Н. Гончар. Мир образования - образование в мире. - 2014. № 4. С. 207-209.
22. Горбунов, И.В. Изучение влияния семейного воспитания наформирование самосознания, самооценки и гармонизации характераподростков// И.В. Горбунов. Наука красноярья. - 2012. № 1. С. 128-136.
23. Дерманова, И.Б. Отношение к себе в связи с характеристикамиличностной зрелости подростка/ И.Б. Дерманова // Психологическая наука иобразование. 2012. № 4. С. 50-60.
24. Диянсва, З.В., Самосознание личности учебное пособие/ З.В. Диянова, Щеголева Т. М. - М.: 1998. - 225 с.
25. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ И.В. Дубровина. М.: «Педагогика». 1987г. 254 с.
26. Евтушенко, Е.А. Особенности самосознания подростков в семьях сразными детско-родительскими отношениями //Е.А. Евтушенко. Личность,семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. № 53. С. 53-59.
27. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2000г.- 186 с.
28. Ефремцева, А.С. Тренинг общения для старшеклассников/ редакция: Ю. 3. Гильбуха; А.С. Ефремцева. М.:2011.-235 с.
29. Иванова, Н. П. Дети в приемной семье /Н. П Иванова; О. В. Заводилкина. М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993. - 164 с.
30. Каган, М.С. Особенности самосознания подростков/ М.С. Каган. М.: 1973г.-154 с.
31. Кирякова, К.А. Самопринятие и осознание социального аспекта я -образа у подростков //К.А. Кирякова; Н.В. Богданович-Психология и право. 2014. № 3. С. 56-70.
32. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон- М.: «Политиздат».- 1984г.321 с.
33. Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон.- М.: «Политиздат». 1978г. 342 с.
34. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С Кон.- М.: «Просвещение». 1989г. 210 с
35. Кон, И.С. Психология самосознания. / И.С. Кон. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2003. - 672 с.
36. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь./ И.М Кондаков. М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК». 2003. 512 с.
37. Костюк, С. Т., Характерные черты представления о себе подростков группы риска по социальному сиротству// С. Т. Костюк.- психологический журнал 2007-. 25 с.
38. Котли, П. Новые приемные родители. Первый опыт Пер. с англ. Н.И. Ивановой. / СПб. Из-во Общественного Благотворительного Фонда "Родительский Мост" (серия "Это — я"), 1999. 120с.
39. Краткий психологический словарь / Под редакцией Петровского А.В. Ярошевского. М.Г. М.: «Политиздат». 1985г.326 с.
40. Крылов, Б. Д. Сборник, Психология самоотношения /Б. Д. Крылов.- 2000. - 199 с.
41. Кучугова, М.Г. Психологический анализ самосознания личностиподростка //М.Г. Кучугова - Сборники конференций ниц социосфера. 2013. № 53. С. 16-18.
42. Лаврентьева, З.И. Экстрагирование самосознания личности ребенка вприемной семье // З.И. Лаврентьева - В сборнике: Problems of quality ofknowledge and personal self- actualization in terms of social transformations peer- reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the xcvi international research and practice conference and i stage of the championship in psychology and educational sciences - 2015. С. 67-69.
43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Терра. - 1997. - 231 с.
44. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина. - М.:
«Педагогика».- 1986г. 212с.
45. Макаров, В.К., Особенности самосознания подростков // В.К. Макаров;
Е.А. Борисова. - Вестник санкт-петербургского университета. Серия 12.
Психология. Социология. Педагогика. 2008.№ 2. С. 71-79.
46. Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2000. - 592 с.
47. Махнева, Ж.Г Особенности самосознания подростков, психологическизависимых от родителей // Ж.Г Махнева. - Известия юфу. Технические науки. 2006. № 14 (69). С. 257-262.
48. Меркулов, Н. С. Эмоционально-оценочная система и самосознание/ Н. С. Меркулов. - М., 1991г -215 с.
49. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности,
самосознание: Учебное пособие к спец. курсу "Основы психологии
личности". / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ. - 1990. - 110 с.
50. Мишкин, Д.Р. Диагностика и развитие самосознания подростка В сборнике: развитие исследовательских компетенций молодежи в условияхинновационного образовательного кластера //Мишкин, Д.Р. - сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 85-87.
51. Мосолова, Е.М. Особенности и методы коррекции самосознания
подростков // Е.М. Мосолова. - В сборнике: психология и педагогика:
современные методики и инновации, опыт практическогоприменения сборник материалов xv-й международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2017. С. 48-59.
52. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии/ А.В. Мудрик. М.: ИЛИ. 1996г. 266 - 275 с.
53. Мухина, В.С. психология детства и отрочества./ В.С. Мухина. М.:ИПП. 1998г. 281с.
54. Набиуллина, С.Р. Самосознание подростков из неполной семьи// С.Р. Набиуллина. -Nauka-rastudent.ru.- 2014. № 2 (02). С. 33.
55. Налчаджян, А.А. Я-концепция. / А.А. Налчаджян. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2003. - 672 с.
56. Наследов, А.Д. Математические методы психологического
исследовании/ А.Д. Наследов. М.: ИНФРА - 2004, 392 с.
57. Никишина, О.А., Федосеева Т.Е. Роль самосознания в развитии
58. Новикова, И.В. Особенности самосознания личности подростков-сирот// И.В. Новикова. Вестник иркутского государственного техническогоуниверситета.- 2007. № 1-2 (29). С. 209-211.
59. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология./ Л.Ф. Обухова. М.: -
«Просвещение». 1992г. 299 с
60. Орлов, А.Б. "Эмпирическая" личность и ее структура. / А.Б. Орлов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2003. - 672 с.
61. Пак Назар Д Воздействие интернета на самосознание подростков //Пак Назар Д. Сборники конференций ниц социосфера.- 2011. № 25. С. 23-26.
62. Панина, Е.В. Изучение различий в самосознании подростков разногопола // Е.В. Панина.European social science journal- 2014. № 3-1 (42).С. 336¬339.
63. Пантилеев, С. Р. Методики исследования самоотношения/ С. Р. Пантилеев. М.: 2004 - 157 с.
64. Петрановская, Л. В. Дитя двух семей. Книга для приемных родителей/ Л. В. Петрановская. Изд-во: «НФ класс»- 2013- 112 с.
65. Петрановская, Л. В. Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения Пособие для приемных родителей/ Л. В. Петрановская. Изд-во: «Студио - Диалог» 2010- 108 с.
66. Петрановская, Л. В. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье/, Л. В. Петрановская. Изд-во: «Питер» 2015 - 160 с.
67. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А.В. Петровский. М.: «Просвещение». -1993г.- 208 с.
68. Почепова, Е.В. Изучение отношения подростка к себе в ситуациивзросления // Е.В. Почепова. Студенческий электронный журнал стриж. 2016. № 5 (9). С. 121-124.
69. Привина, М. Д. Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков - воспитанников социальных приютов / М. Д. Привина. М.: 2007.-255 с.
70. Приписнова, В.В. К вопросу о развитии самосознания подростков // В.В. Приписнова. Молодой ученый. 2015. № 19 (99). С. 336-338.
71. Прихожан, А. М. Дети без семьи / редакция Н. Н. Толстых/ А. М. Прихожан. П.: 1997. - 288 с.
72. Прихожан, А.М. Обучение и воспитание, психическое развитие / А.М. Прихожан. П.: 1980. - 284 с
73. Прихожан, А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания// Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М. 1987г.300 с.
74. Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности; М., 1996.
75. Раземблюм, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Раземблюм. Международная педагогическая академия, 2003. - 313 с.
76. Редина, Н. К. Изучение детей воспитывающихся в закрытых детских учреждениях /Н. К.Редина.М.: 2001. - 234 с.
77. Ремшмидт, X. Становления личности, подростковый и юношеский возраст/ X. Ремшмидт. М.: 2008 - 278 с.
78. Романова, А. И. Ключевые направления исследования самопознания в зарубежной психологии/ А. И. Романова. М.: 2012.- 267 с.
79. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн М.: «Педагогика». 1989г. 287с.
80. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 1999. - 705 с.
81. Саидова, З.Х. История изучения самосознания и становления образа«я» у подростков // З.Х. Саидова. Теория и практика современной науки. 2016. № 6-2 (12). С. 117-119.
82. Саидова, З.Х. Психологические особенности развития когнитивногокомпонента самосознания у подростков //З.Х. Саидова. Теория и практикасовременной науки. 2016. № 12-2 (18). С. 745-748.
83. Салливан, Г.С. Самоуважение и личностная зрелость / Г.С. Салливан. // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "Бахрах - М". - 2012.
- Т.1. - с. 502-504.
84. Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности. / Н.И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2013. - 672 с.
85. Солдатенко, Н.Г. Взаимосвязь представлений подростков о себе спредполагаемыми представлениями о них родителей и одноклассников// Н.Г Солдатенко. Вестник ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 88-90.
86. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание/ А.Г. Спиркин. М. 1972г.321 с.
87. Столин, В. В. Личностные тесты и опросники для изучения самосознания подростков Психологические материалы по изучению личности школьника. - Минск, 1989.
88. Столин, В.В. Психология самосознание личности В.В. Столин М.: МГУ. 1983г.180с.
89. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. ... докт. психол. наук / В.В. Столин. - М.: МГУ им. В.М. Ломоносова. - 1985. - 530 с.
90. Столин, В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. - М.: Изд-во
Московского университета. - 1983. - 285 с.
91. Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания. / В.В. Столин. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХАР - М". - 2003. - 672 с.
92. Толстых, Н. Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений/ Н. Н. Толстых. - 2009.- 206 с.
93. Фельдштейн, Д.М. Психология взросления. М.: МПСИ «Флинта». 1999г.- 203.с
94. Фролов, Ю.И. «Психология подростка» Хрестоматия./ Ю.И. Фролов М.: 1997г.- 256 с.
95. Фурманов, И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова . - Минск : Тесей, 1999 - 224 с.
96. Фурманов, И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н.В. Фурманова . - М. : Владос, 2010 - 319 с.
97. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития.// Г.А. Цукерман; Б.М. Мастеров М.: 1995г.- 243 с.
98. Цынцарь, А.Л. Психологическое сопровождение формированиясамосознания подростков из дистантных семей //Цынцарь А.Л. Педагогика ипсихология образования. 2016. № 3. С. 106-113.
99. Цынцарь, А.Л. Формирование самосознания у подростков из«дистантных» семей // Цынцарь А.Л. педагогика и психология образования. 2012. № 4. С. 28-36.
100. Чеснокова, И.И. «Проблема самосознания в психологии». /И. И. Чеснокова. М.: Издательство «Наука». 1977г. 234с.
101. Чеснокова, И. И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей/ И. И. Чеснокова. М.: 2002. - 238 с.
102. Щеголева, Т. М. «Психология семьи» / Т. М. Щеголева. М.: 1996. - 204 с.
103. Яхяев, М. В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков// М. В. Яхяев. педагогика и психология образования - 2005. - с. 77
104. Nauka-rastudent.ru- электронный журнал.
Режим доступа:http://nauka-rastudent.ru
105. Научная электронная библиотека «киберленинка»
Режим доступа:https: //cyberleninka.ru
112 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Режим доступа:https://elibrary.ru/defaultx.asp


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ