ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
PHYGITAL-REALITY В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Концептуализация понятия «phygital-reality» 6
1.2 Технологии и компоненты phygital-reality 12
ГЛАВА 2: ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
PHYGITAL-REALITY В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Public Relations как пространство для phygital-reality 19
2.2 Оценка коммуникативной эффективности использования технологий
phygital-realiry 22
2.3 Перспективы развития технологий phygital-reality 32
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что конкурентная борьба брендов за аудиторию создала возможность использовать альтернативные методы продвижения имиджа компании. Традиционные формы все меньше привлекают современных потребителей, а существующие PR-инструменты не способны обеспечить большой охват аудитории и привлечь клиентов, поэтому возникает необходимость построения эффективной коммуникации посредством инструментов phygital-reality, способной не оставить равнодушным даже самого предвзятого клиента.
Объектом исследования выступают phygital-технологии.
Предметом исследования являются phygital-технологии в PR-
деятельности компаний.
Цель данной работы: анализ использования phygital-технологий в PR- деятельности.
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач исследования:
1. раскрыть понятие «phygital-реальность»;
2. выявить инструменты и технологии phygital-реальности;
3. показать преимущества использования рассматриваемой технологии;
4. рассмотреть опыт зарубежных предприятий: Momentum Worldwide, Concepric, IKEA, Volvo, Guy Cotton
5. оценить эффективность phygital-концепции с помощью phygital-
проектов компаний Mars Petcare и Hello Computer.
6. проанализировать перспективы развития данных технологий в PR- деятельности.
Гипотеза исследования: использование phygital-технологий может повысить эффективность PR деятельности.
Теоретическую базу составили работы зарубежных (К. Вейл, Ф. Котлер, И. Стиллман) и отечественных авторов (С. Галеев, А. Кузьменкова, Е. Ковалёва, П.А. Стеценко, Л.Г. Тульчинский), в которых раскрывается понятие phygital-reality. Исследование теоретических аспектов phygital-reality потребовало обращения к системному подходу, раскрывающему системно¬исторические, системно-целевые и системно-функциональные аспекты исследуемого феномена.
В работе были использованы общенаучные методы исследования (анализ, систематизация, описание), а также и конкретно научные методы (экспертный опрос).
Эмпирическую базу работы составили:
- кейсы зарубежных и отечественных компаний по реализации phygital- проектов («Робот-Художник», «1-й Аф класс», Презентация новой модели кроссовок Adidas, RFID-квест для Ford, выставка интерактивных световых инсталляций «Вдохновение», первый в России phygital-парк «Алиса. Возвращение в страну Чудес»);
- данные экспертного интервью с представителями бизнес структур, а также специалистами по созданию phygital-проектов (компании 26dotss.com, Hello Computer, агентство MA-AS, Фиджитал мастерская CLAB, студия «Дизайн Досье»);
- вторичный анализ данных, представленных в ежегодном общероссийском исследовании отечественного рынка высоких технологий: «Экономика Рунета 2015-2016»;
- рассмотрение статистических данных Mediascope Web-Index: Аудитории интернет-проектов.
- изучение оценки объема мирового рынка рекламы на цифровых носителях аналитиков исследовательской компании Markets&Markets.
Практическая значимость работы определятся возможностью использования полученных результатов в практике применения технологий и инструментов phygital-reality в PR-деятельности.
Апробация результатов. По теме исследования имеется научная публикация «Использование технологий phygital-reality в PR-деятельности» в сборнике материалов научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей» 11-17 апреля 2018 г. (Белгород). На «Неделе науки» факультета журналистики НИУ «БелГУ» 11-17 апреля 2018 года был представлен доклад.
Phygital-реальность - новое направление в современных маркетинговых технологиях. Благодаря его индивидуальности и креативности сотни людей на планете стали создавать проекты, которые стали частью PR-деятельности многих компаний. Проанализировав концепцию понятия phygital-reality, стоит сделать вывод о том, что, несмотря на недавнее появление в сфере маркетинга, новая концепция успела составить конкуренцию традиционным PR-инструментам.
Целевой и функциональный аспект выделяет новое явление среди традиционных методов построения коммуникации , за счет чего привлекает современных маркетологов и PR-специалистов. В тоже время phygital-reality демонстрирует новинки в сфере цифровых и информационных технологий и создает новую потребность в разработке технического оснащения для реализации креативных решений. Пока новой сфере требуются высококвалифицированные специалисты, другие могут в личном имидже применять основы phygital-коммуникации. Удивительно и то, что новая концепция выводит новые отрасли маркетинга для работы PR-специалиста: маркетинг впечатлений и маркетинг отношений.
Несмотря на сложность технического отношения, phygital-reality остается универсальным инструментом для продвижения в любой сфере общественной жизни, реализация ограничивается лишь творческим потенциалом автора идеи. Интересным и остается тот факт, что phygital понятен широкой аудитории и безопасен для детской психики в отличие от digital. Вследствие этого, как было замечено в кейсах, phygital -проекты не остаются без внимания публики и становятся отличной площадкой для продвижения концепции брендов и общечеловеческих ценностей.
По итогам второй главы исследования стоит сделать вывод о том, что в настоящее время phygital-reality готова составить конкуренцию другим методам организации PR-кампании и модифицировать существующие её инструменты. В целом по итогам SWOT-анализа стало понятно, что phygital- reality имеет больше сильных сторон и возможностей, а значит, в будущем будет перспективным направлением как для стартапов, так и для деятельности PR -специалиста.
В будущем новое направление создаст профессии по составлению стратегии phygital, разработке дизайна, аналитике и т.д. В России phygital- reality только начинает осваивать рынок рекламы, но уже сумела доказать свою эффективность в построении PR-коммуникации.
1. Белова Е., Маркетинговые тренды 2016 года в дополненной реальности, чатботах и нативной рекламе [Электронный ресурс] / Е. Белова //
- 2016. Режим доступа URL: https://vc.ru/20641 -osep-trends (12.12.2017)
2. Войткевич А.И, Эль-Смайли Д.П., РОЛЬ DIGITAL-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ FMCG- БРЕНДОВ [Текст] / А.И Войткевич, Д.П Эль-Смайли, - М.: РУДН, 2016. - 11 с.
3. Вейл, К., Пугает ли меня то, что издатели становятся нашими конкурентами? А как это может не пугать?! [Электронный ресурс] / К. Вейл//
- 2010. Режим доступа URL: https://www.kommersant.ru/doc/1374408
(10.04.18)
4. Галеев, С. Как фиджитал спасёт ритейл: примеры использования
[Электронный ресурс] / С. Галеев// - 2017. Режим доступа URL:
http://www.cossa.ru/trends/168855/ (12.12.2017)
5. Галеев С., LIFT&LEARN ТЕХНОЛОГИИ [Текст] / С. Галеев, - М.: Ассоциации Popai, 2016. -15 с.
6. Горбашова А., Гитарист Стив Вай рассказал о Зеленом театре на ВДНХ
и изменившейся Москве [Электронный ресурс] / А. Горбашова // - 2016. Режим доступа URL: https://ria.ru/culture/20160801/1473339835.html
(12.12.2017)
7. Ермошина Е.Л, Аутсорсинг [Электронный ресурс] / Е.Л. Ермошина // -
2005. Режим доступа URL: https://www.audh-
it.ru/articles/account/assets/a13/42117.html (12.12.2017)
8. Запускалов А. Рынок QR-кодов в России и в мире [Электронный
ресурс] / А. Запускалов // - 2012. Режим доступа URL:
http://www.cossa.ru/152/22525/ (12.12.2017)
9. Каплунов Д., Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете [Текст]/ Е. Ковалёва - М.: МИФ, 2015.- 496 с.
10. Ковалёва Е., Выступление на Red Apple [Текст] / Е. Ковалёва -2017. - 6с.
11. Ковалёва Е., Мультимедия революция: Как меняется мир развлечений и что нас ждет завтра? [Текст] / Е. Ковалёва, - М.: АНО ДПО «Учебный центр РАППА», 2018. - 46-49 С.
12. Колесниченко А., Первый раз в «1 «Аф» класс» [Электронный ресурс] /
А. Колесниченко// - 2017. Режим доступа URL:
http://www.sobaka.ru/ekb/city/science/61119 (13.04.2017)
13. Корпорация Intel Digital Signage - Эффективная коммуникация с
покупателями [Электронный ресурс] / Корпорация Intel // - Режим
доступаURL:https://www.intel.ru/content/www/ru/ru/intemet-of- things/events/digital-signage.html (10.12.2017)
14. Котлер Ф., Маркетинг от а до я [Текст] / Ф. Котлер, - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 211 с.
15. Кузьменкова А., Фиджитал-тахнологии: инновация в маркетинге [Электронный ресурс] / А. Кузьменкова// - 2014. Режим доступа URL: http://nauka.x-pdf.ru/17raznoe/281463-1 -svyazi-obschestvennostyu-reklama- sisteme-kommunikaciy-sbornik-nauchnih-trudov-kafedri-reklami-svyazey- obschestvennostyu-v.php (12.12.2017)
16. Лазовский Е. IKEA выпустила приложение для очков виртуальной реальности HTC Vive [Электронный ресурс] / Е. Лазовский // - 2016. Режим доступа URL: https://3dnews.ru/931032 (12.12.2017)
17. Максимов Д., О 3D MAPPING ‘ОТ А ДО Я’ [Электронный ресурс] / Д. Максимов Режим доступа URL: https://www.mapping3d.ru/3d-mapping-ot-a-do- ya/ (10.04.18)
18. Могилевцев В., Фиджитал: игрушка или инструмент? [Электронный
ресурс] / В. Могилевцев Режим доступа URL:
http://marketing.by/mnenie/fidzhital-igrushka-ili-instrument-kolonka-vladimira- mogilevtsa/ (10.04.18)
19. Mediascope, WEB-Index: Аудитория интернет-проектов [Презентация] / Mediascope, - М.: Mediascope, 2017. - с. 34
20. Новый маркетинг, Группа АДВ Украина запускает сетевое experiential marketing агентство Momentum [Электронный ресурс] / Новый маркетинг // -
2010. Режим доступа URL: http: //marketing .web- standart .net/node/51058 (10.04.18)
21. Оленькова А., Phygital marketing - технология будущего [Электронный
ресурс] / А. Оленькова Режим доступа URL: https://new-
retail .ru/persony/phygital_marketing6876/ (10.04.18)
22. Официальный сайт проекта «1-й АФ класс» [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта «1-й АФ класс» //- 2017. Режим доступа URL: https://ad.dnevnik.ru/promo/1af (10.04.18)
23. Официальный сайт Design Dosier [Электронный ресурс] /
Официальный сайт Design Dosier // - 2017. Режим доступа URL:
http://3dday.ru/ (10.04.18)
24. Официальный сайт Hello Computer [Электронный ресурс] / Hello Computer // - 2015. Режим доступа URL: http://www.hello.io/projects (10.04.18)
25. Официальный сайт проекта «Робот-художник» [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта «Робот-художник» // - 2017. Режим доступа URL: http://robot-artist.ru/ (10.04.18)
26. Официальный проект phygital-парк «Алиса. Возвращение в страну чудес.» [Электронный ресурс] / Официальный проект phygital-парк «Алиса. Возвращение в страну чудес.» Режим доступа URL: http://hello-alice.ru/ (10.04.18)
27. Плуготаренко, С., Ежегодное общероссийское исследование отечественного рынка высоких технологий Экономика Рунета 2015-2016 [Текст] / С. Плуготаренко, - М.: Фонд «Общественное мнение», 2016. - 104 с.
28. Россия-24, ВДНХ стала объектом «Вдохновения» [Видео] / Россия-24 // - 2015. Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=wE0eF5YHbjk
(12.12.2017)
29. Стеценко П.А., Phygital-технологии в интегрированных коммуникациях: основные характеристики и модели [Текст] / П. А. Стеценко, - М.: МГУ, 2016. - 3 с.
30. Стиллман И., Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык [Текст] / И. Стиллман, - М.: МИФ, 2018. - 85 с
31. Татарицкий М., Изменяющие реальность: кибер-очки Volvo
[Электронный ресурс] / М. Татарицкий // - Режим доступа URL:
http://5koleso.ru/articles/garazh/izmenyayushchie-realnost-kiber-ochki-volvo
(12.12.2017)
32. Ткаченко С.А., Социальная ответственность корпоративного бизнеса [Электронный ресурс] / С.А. Ткаченко // - 2007. Режим доступа URL: http://www.rusnauka. com/20_PRNiT_2007/Economics/23855 .doc.htm (13.04.2017)
33. Тоголукова Е.Н., Эмоциональный медиадизайн интерактивной
нарративной рекламы [Электронный ресурс] / Е.Н Тоголукова // - 2016. Режим доступа URL: http://www.nizrp.narod.ru/metod/kpromdes/15.pdf
(12.12.2017)
34. Тульчинский Л.Г, PR в сфере культуры [Текст] / Л.Г. Тульчинский, - Спб.: Издательство «Лань», 2011. - 576 с.
35. Уолтер, А., Эмоциональный веб-дизайн [Текст] / А. Уолтер, - М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 93 с.
36. Форум экспертов, Гаджеты для ресторанов: вкусная еда или высокие
технологии? [Электронный ресурс] / Форум экспертов// - 2016. Режим доступа URL: https://www.retail-loyalty.org/expert-forum/gadzhety-dlya-
restoranov-vkusnaya-eda-ili-vysokie-tekhnologii/ (12.12.2017)
37. Addreality, Новый вид покупателей - Phygital - покупатели
[Электронный ресурс] / Addreality // - 2015. Режим доступа URL:
http://marketing.web-standart.net/node/51058 (10.04.18)
38. Carlzon Jan., Moments of Truth [Текст] / J. Carlzon, - Cambridge.: Ballinger Pub.Co., 1987. - 168 c.
39. Faces&Laces, Официальный фотоотчет с Faces&Laces [Элетронный
ресурс] / Faces&Laces // - 2015. Режим доступа URL:
https://faceslaces.com/articles/ofitsialnyj_fotootchet_s_faceslaces_2015-1824/ (13.04.2017)
40. Hello Computer, Phygital-парк. Открой свой мультимедийный детский парк развлечений [Электронный ресурс] / Hello Computer Режим доступа URL: http://hello-park.ru/ (10.04.18)
41. Hello Computer, Видео проекта «Робот-художник» [Видео] / Hello
Computer // - 2017. Режим доступа URL: https://vimeo.com/229817378
(13.04.2017)
42. Hello Computer, Описание проекта для Adidas Supershell [Элетронный
ресурс] / Hello Computer // - 2015. Режим доступа URL:
http: //www.hello .io/proj ects#adidas-supershell (13.04.2017)
43. Hello Computer, Тач-кроссовки Adidas by Hello Computer [Видео] / Hello
Computer // - 2017. Режим доступа URL:
https://www.youtube.com/watch?v=RMWTgcx3kKw (13.04.2017)
44. Hello Computer, Создаем искусство вместе! | Создание искусства вместе / интерактивные световые инсталляции [Видео] / Hello Computer // - 2015. Режим доступа URL: https://vimeo.com/137880130 (13.04.2017)
45. Hello Computer, FORD | Интерактивный стенд на ММАС-2014 в Крокус-Экспо [Видео] / Hello Computer // - 2015. Режим доступа URL: https://vimeo.com/119247884 (13.04.2017)
46. Mixar Conference, Мария Кузьменкова «Phygital-маркетинг - будущее коммуникаций». MixAR2015. [Видео] / Mixar Conference// - 2015. Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=GZ4Yx2TWCvE (12.12.2017)
47. Sostav.ru, Россияне считают рекламу вредной. Эксперты изучили отношение россиян к рекламе [Электронный ресурс] / Sostav.ru // - 2015. Режим доступа URL: http://www.sostav.ru/publication/rossiyane-ne-lyubyat- bannery-i-tv-reklamu-18616.html (12.12.2017)
48. Pedigree Russia, PEDIGREE® 1 «Аф» класс [Видео] / Mixar Conference//
- 2017.Режим доступа URL:
https: //www. youtube. com/watch?v=dhGUlxSW VA
(12.12.2017)