Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к обучению в школе

Работа №72612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ взаимосвязи детско- родительских отношений и адаптации младшего школьника к обучению в школе
1.1 Возрастные особенности младших школьников 8
1.2 Понятие и сущность адаптации младшего школьника к 14 обучению школе
1.3 Сущность и специфика детско-родительских отношений в 27 младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния детско- родительских взаимоотношений в период адаптации
первоклассников в школе
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41 исследования
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по повышению 54
адаптации школьников в начальный период обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни.
Адаптация - (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Также процесс адаптации позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека и его поведения требованиям среды.
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья
нации.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.
Это способствует, к примеру, интенсификации учебной деятельности, наблюдаемой в последние годы; а также преобразования в социально-экономической сфере, изменяющие условия жизни детей и определяющие необходимость углубленного анализа школьной адаптации. Именно поэтому изучение адаптации у детей младшего школьного возраста определило выбор темы исследования.
Изучением адаптации занимались многие отечественные ученые. Успешная адаптация через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в трудах А.Н. Леонтьева. Концепция персонализации А.В. Петровского раскрывает явление адаптации как этап самореализации личности, направленный на «присвоение индивидом социальных норм и ценностей». А.Н. Вазин, А.П. Сорокин, Г.В. Стрельникова указывают на влияние факторов среды и их значение в адаптационном процессе [46]
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие [46].
В данном исследовании адаптационные возможности школьников рассматриваются как индивидуально-психологические возможности личности, которые в единстве сознания и деятельности проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности [41].
В период начала обучения в школе актуализация и изменение адаптивных возможностей детей младшего школьного возраста и их мотивация к учебной деятельности происходит с учетом детско- родительских отношений.
Проблема исследования: влияют ли детско-родительских отношения на адаптацию первоклассников к обучению в школе?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе.
Гипотезой нашего исследование выступает предположение о том, что детско- родительские отношения влияют на адаптацию первоклассников к школе, а именно эмоциональная близость, удовлетворенность отношениями с родителями, принятие ребенка, сотрудничество с ним положительно влияют на адаптацию школьника. Бесконтрольное поведение, непоследовательность действий в воспитании ребенка отрицательно влияют на адаптацию первоклассника к обучению в школе.
В соответствии с целью и гипотезами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам психологического содержания особенностей возраста младших школьников.
2. Проанализировать особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
3. Определить на основе комплексной диагностики состояние процесса адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности и школе с учетом детско-родительских отношений.
4. Установить связь учебной мотивации и адаптационных возможностей школьников и детско-родительских отношений.
5. Определить характер влияния детско- родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе.
6. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по повышению адаптации школьников в начальный период обучения.
Методологической основой нашего исследования стала теория деятельности А.Н. Леонтьева [9], основывающаяся на принципе единства сознания и деятельности заключающийся в том, что психические свойства субъекта не только определяют деятельность, но и формируются в ней. Этот принцип раскрывается в положении об обусловленности учебной деятельности мотивами и развитием социально-психологической адаптации. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, а также методы группировки, сравнения, описания, классификации.
В исследовании были применены следующие методы: количественный анализ; эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 17.0 с помощью коэффициента ранговой корреляции (R- критерий Спирмена) и многофакторного регрессивного анализа); метод качественного анализа.
Использовались следующие методики: методика «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской, Определение мотивов учения первоклассников по методике М.Р. Гинзбурга.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода. В нем приняли участие 60 человек: 30 из которых ученики 1 классов и 30 человек - родители этих детей.
Практическая значимость данной дипломной работы определяется тем, что результаты исследований можно использовать школьными психологами в процессе консультирования и коррекционной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы, установлено, что в рамках современных исследований адаптация рассматривается как результирующее или процессуальное явление. Ее содержание сводится к установлению оптимального равновесия между личностью и окружающей средой в ходе осуществления социально-ориентированной деятельности.
Школьная адаптация выступает как частный случай социальной адаптации. Вместе с тем, социально-психологическая составляющая является неотъемлемой частью школьной адаптации.
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - формирование личностной социокультурной идентичности. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия жизнедеятельности, на первый план выходит познавательная деятельность. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню социально-психологического развития.
Особое внимание при организации адаптации школьников младшего возраста необходимо уделять следующим факторам:
1. Социально-психологическому фактору: специфика отношений в диадах «учитель - ребенок», «ребенок - одноклассники», «учитель - родитель», «ребенок - родитель» отражаются на эмоциональном благополучии ребёнка;
2. Индивидуально-личностному фактору: степень готовности ребенка к школе обуславливает успешность школьной адаптации ребенка- первоклассника, а уровень готовности родителя к школьному обучению, в свою очередь, определяет особенности и тип реагирования родителя на школьные затруднения ребёнка;
3. Семейному фактору: эмоциональная и инструментальная поддержка родителей и близких родственников помогает ребенку успешно включиться в школьную жизнь, способствует его учебной успешности.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения при организации успешной адаптации к новым реалиям.
Особенности детско - родительских отношений входят в систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников. Качественные особенности изучаемых факторов препятствуют, либо способствуют успешности школьной адаптации первоклассников.
Качественными особенностями детско- родительских отношений как фактора успешности школьной адаптации являются: эмоциональное принятие ребёнка, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора трудностей школьной адаптации являются: эмоциональное отвержение ребёнка, недостаточный уровень требований к нему со стороны родителя, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания.
Особенностями поведения родителей как фактора успешности школьной адаптации первоклассников являются: предпочтение родителями проблемно - ориентированных стратегий, направленных на анализ причин возникновения трудной ситуации, поиск возможных способов решения проблемы, реализацию конкретных действий разрешения проблемы, а также стратегий поведения, ориентированных на социальное отвлечение, направленные на получение совета от близких людей или специалистов.
В ситуации затяжного школьного стресса (т.е. у ребёнка наблюдаются выраженные трудности школьной адаптации) использование родителями стратегий, ориентированных на избегание стрессовой ситуации способствует уменьшению частоты возникновения у ребёнка школьных трудностей, например, снижается количество проявлений эмоционального напряжения, тревоги и враждебности ребёнка по отношению к учителю.
Существует взаимосвязь между особенностями детско - родительских отношений и поведения родителей, которая является механизмом позитивного или негативного влияния родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников.
Основной целью профилактики школьной дезадаптации является определение психологической готовности ребенка к школьному обучению. Однако, это лишь один из аспектов комплексной подготовки к школе. Кроме этого, изучается уровень умений и знаний ребенка, его потенциальные возможности, развивается мышление, память, внимание, а в случае необходимости применяется психологическая коррекция. Родители должны понимать, что в период адаптации к школе ребенок особенно нуждается в родительской поддержке, а также в готовности вместе пережить эмоциональные трудности, переживания и тревоги.
По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что детско - родительские отношения влияют на адаптацию первоклассников к обучению в школе. Эмоциональная близость родителей с ребенком ((0=0,25, при р<0,1; (r=0,193, p<0,05), (0=0,44, при р<0,1; r=0,454, p<0,05), (0=-0,02, при р<0,1; r= -0,086, p<0,05)), принятие ребенка, его личностных качеств по веденческих особенностей ((0=-0,48, при р<0,1), (0=0,25, при р<0,1; r=0,341, p<0,05)), сотрудничество родителей и детей ((0=0,39, при р<0,1; r=0,400, p<0,05)) создают положительные условия для адаптации ребенка к школе.
Таким образом, доказана основная гипотеза нашей работы о том, что детско- родительские отношения влияют на адаптацию первоклассников к школе, а именно эмоциональная близость, удовлетворенность отношениями с родителями, принятие ребенка, сотрудничество с ним положительно влияют на адаптацию школьника. Бесконтрольное поведение, непоследовательность действий в воспитании ребенка отрицательно влияют на адаптацию первоклассника к обучению в школе.
На основании данного исследования были составлены рекомендации для педагогов и родителей по повышению адаптации школьников в начальный период обучения.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи выполнены.



1. Айзенк Г. Парадоксы психологии / Г. Айзенк. - М.: Эксмо-Пресс,
2009. — 352 с.
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.- 208 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психическойдезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 2006. - 272 с.?
4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология / Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
6. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В. Анисимович. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 158 с.
7. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый / М.К. Апетян. — 2014. — №14. — С. 243-244.
8. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребёнка младшего школьного возраста: дис. ... канд. псих. наук.: 19.00.07/ Т.В. Архиреева / Научно-исследовательский институт общей и пед. психологии. - М., 1990. - 169 с.
9. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие /
А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- 250 с
10. Басина Т. А. Особенности психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации первоклассников к школе: автореф.дис. ... псих. наук. / Т.А. Басина. - М., 2010. - 32 с.
11. Безруких М. М. Трудности обучения в школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва: Эксмо, 2009. - 464 с. 20.
12. Безруких М. М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли Вы своего ученика?: проблемы психологической адаптации: учебное пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 240 с.
13. Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии / К. Бернар. - М.: Оникс, 2012. - 588с.
14. Бильгильдеева Т. Ю. Здравствуй, цветочный город! Развивающие задания для адаптации детей в образовательной среде / Т.Ю. Бильгильдеева // Школьный психолог. - М.: Чистые пруды, 2006. - №1(7). - С. 32.
15. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 1992. - 62 с.
16. Валитова И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых - ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. - 2006. - № 4(48). - С. 55-67.
17. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга, Т.С. Драпкина / Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
18. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
19. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб.пособие для студ. вузов / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.
20. Горбунова Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.П. Горбунова // Педагогика. -
2003. - №8. - С. 9- 13.
21. Громыко Ю. А. Взаимосвязь статусной позиции первоклассника в ученической группе с его готовностью к школе и динамикой успешности освоения школьной программы автореф. дисс. ...канд. психол. наук / Ю.А. Громыко. - М., 2011. - 25 С.
22. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с. 52. Диагностика семьи. Методики и тесты/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2004. - 736с.
23. Должикова Р.А., Городецкая Т.К., Бушукина И.В., Захарова О.Л. Социально- психологическое развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении с разновозрастными группами / Р.А. Должикова, Т.К. Городецкая, И.В. Бушукина. Курган, ИПУиПРОКурганской обл., МДОУ «ЦРР-ДС «97» г. Кургана, 2008. - 102с.
24. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005. - 176с.
25. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина.- М.: Педагогика, 2001. - 232 с.
26. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Изд. ц. «Академия», 2002. - 464с.
27. Екжанова Е.А., Копылова А.П., ФроликоваО.А. Семейные истоки школьных успехов / Е.А. Екжанова, А.П. Копылова, О.А. Фроликова. - Спб.: КАРО, 2008. - 256 с. 62. Ермакова, И. В., Громыкот Ю. А. Социометрический статус школьника глазами зарубежных исследователей. Личность и группа в образовательном пространстве / И.В. Ермакова, Ю.А. Громыко // Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2009. - 57-64 с.
28. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению / Е.А. Екжанова. - Спб: КАРО, 2007. - 80 с.
29. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 455с.
30. Ершова Ю.С., Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка: автореф. дис....псих.наук / Ю.С. Ершова. - Ярославль, 2007. - 23 с.
31. Желтов В.В. Психолого-педагогическая адаптация
первоклассников / В.В. Желтов // Вестник института психологии и педагогики: Выпуск 3. — «Студент и научно-технический прогресс» / Под общей ред. С.А. Репина - Челябинск: Изд- во «Урал ЛТД», 2004. - 81 с.
32. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. СПб., Спецлит, 2001. - 463с
33. Истратова О. Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс,
2010. - 510 с.
34. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций./ Е.Н.Каменская.-Ростов н/Д, . - 224с.
35. Карпунина Е.И., Корепанова, И.А. Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу / Е.И. Карпунина, И.А. Корепанова// Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи», 25 — 27 октября 2005 г., Часть 2. — М., 2005. — С. 119 — 125.
36. Киселев Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.М. Киселев. - Оренбург, 2000. - 201 с.
37. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
38. Лисина М.И, Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе: учебное пособие / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
39. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н.Г. Лусканова. - М.: Фолиум, 1999. - 30 с. 111. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 200
40. Пакулина С.А. Адаптационные возможности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С. А. Пакулина: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М.,
2004. - С. 24-43.
41. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / /Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 2004. - 352 с.
42. Поляков A.M. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш.образования./А.М.Поляков.-Мн.:Тетра Системс, -304 с.
43. Психология развития: Словарь/под ред. А.Л. Венгера. М., 2005. - 176 с.
44. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 57 - 64
45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии /Е. В. Сидоренко. - СПб., 2002. - 350 с.
46. Современный психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мерещяков, В.П.Зинченко. СПб, 2007. - 688 с.
47. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 541 с.
48. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт-Издат, 2012. 567 с.
49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000. - 512 с.
50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. - 656 с.
51. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции
культурно-исторической теории Л.С. Выготского/ Б.Д. Эльконин . М.:
Тривола, 1994. - 268 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ