Введение
1 БРЕНДИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК РЕСУРС И ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
1.1. Феномен брендинга территории в исторической перспективе и на
современном этапе развития 11
1.2. Практики брендирования территории в Саратовской области 32
2 СУВЕНИРНОЕ РЕМЕСЛО КАК КОМПОНЕНТ ТУРИСТКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
2.1. Практики изготовления и реализации сувенирной и ремесленной
продукции на территории Саратовской области 41
2.2. Проблемы и перспективы коммерциализации ремесленной продукции для популяризации туристических брендов Саратовской области 60
3 РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА,
НАПРАВЛЕННОГО НА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЮ РЕМЕСЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ БРЕНДОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Анализ рынка сувенирной продукции Саратовской области,
сравнение с практиками регионов России 76
3.2. Проект коммерциализации ремесленной и сувенирной продукции туристического назначения на территории Саратовской области 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа сфокусирована на решении проблемы неудовлетворительной экономической рентабельности сферы сувенирной продукции туристского назначения и низкой узнаваемости туристических брендов Саратовской области.
Актуальность работы обоснована фактом стремления экспертов, практиков, государственных органов, представителей науки в сфере туризма аккумулировать свои теоретический знания и практический опыт в стремлении интегрировать лучшие практики и идеи ведения сувенирного ремесла на территории Саратовской области.
Целью выпускной квалификационной работы является предложение комплекса мер для повышения узнаваемости туристических брендов Саратовской области посредством популяризации сувенирной продукции туристского назначения.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1. исследовать феномен брендирования территории, как эффективного инструмента повышения туристской аттрактивности региона, в исторической перспективе и в наши дни;
2. проследить влияние имиджа туристических брендов региона на социальные практики коммерциализации туристской сувенирной продукции;
3. проанализировать практики изготовления и реализации сувенирной ремесленной продукции на территории Саратовской области
4. определить проблемы и спрогнозировать возможные перспективы коммерциализации ремесленной продукции для популяризации туристических брендов Саратовской области;
5. проанализировать рынок сувенирной продукции Саратовской области;
Саратовской области.
Объектом эмпирического исследования является сувенирная туристическая отрасль Саратовской области, а предметом - территориальные бренды региона, находящие отражение в сувенирной ремесленной продукции.
Научная новизна исследования:
• впервые исследована взаимосвязь между популяризацией туристических брендов и продвижением сувенирной ремесленной продукции туристского назначения;
• проведены экспертное интервью с заинтересованными акторами туристической и сувенирной сфер Саратовской области, направленные на получение авторитетного мнения о прогнозах и перспективах существования сувенирной ремесленной деятельности;
• предложен проект музея-магазина ремесленной продукции «Волшебная лавка сувениров «Taito House»» как креативное пространство, имеющее аналоги лишь в Финляндии.
Практическая значимость исследования заключается в предложении проекта заведения нового для г. Саратова формата. Предполагается, что проект способен усовершенствовать действующую систему реализации товаров и услуг мастеров-ремесленников, помочь отойти от излишне консервативных и маловостребованных в наши дни методов предложения населению и туристам продуктов народного промысла.
В рамках эмпирического исследования предлагается следующая гипотеза: процесс популяризации туристических брендов Саратовской области наиболее эффективен в условиях распространения и продвижения сувенирной ремесленной продукции туристского назначения.
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы теоретического исследования:
• абстрагирование - мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций - идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, их системы и др. Данный метод используется на примере предложения проекта по коммерциализации сувенирного ремесла Саратовской области.
• анализ и синтез - в выпускной квалификационной работе анализу подвержена литература, концептуализирующая феномены брендинга, сувенирного ремесла, общих тенденций в сфере туризма. Отдельные элементы данной литературы будут синтезированы и адаптированы в выпускную квалификационную работу;
• индукция и дедукция - суждение от частного к общему и от общего к частному, соответственно. Таким образом будут проанализированы влияние сувенирного ремесла на практики осуществления туризма в регионе, а также общемировые тенденции в брендинге мест, находящие отражение в рамках Саратовской области;
• сравнение - метод, выявляющий сходство или различие объектов. В исследовании будут сравниваться практики осуществления брендинга Саратовской области с практиками других регионов России, а также подлежат сравнению методы производства и реализации сувенирной продукции в Саратовской области.
Также в данной выпускной квалификационной работе используются такие методы эмпирического исследования как:
• описание данных, имеющих отношение к концепции выборки в формате экспертного интервью с представителями туристической и сувенирной отрасли региона;
• включённое наблюдение при участии в конкурсе «Туристический сувенир 2019», который проходил в г. Саратове с целью последующего описания, анализа и сравнения;
Используются методы визуальной социологии: наблюдения. Это один из наиболее примитивных, простых в эксплуатации и распространенных методов визуальной социологии. Вся деятельность человека видима, а это значит, поддаётся наблюдению, изучению и анализу. Ещё один метод визуальной социологии - контент-анализ. Этот метод в том числе актуален и при работе с фотографиями. Изучая фотографии, можно заметить изменения социальных процессов, связанных с брендированием и состоянием сувенирного ремесла в новостях СМИ - как менялся внешний облик и содержание того или иного феномена. Исследователь обладает уникальной возможностью посмотреть и сравнить, как проявлял себя определённый феномен сто, десять лет или год назад: сопровождались ли события в средствах массовой информации визуальным материалом. Таким образом, в процессе контент-анализа социолог способен обнаружить некоторую тенденцию в трансформации того или иного явления.
Третий метод - классическое социологическое интервью: исследователь использует фотографии и графические материалы для последующей демонстрации в процессе взятия экспертного интервью (в контексте эмпирического исследования экспертам предоставлялись изображения актуального бренда Саратовской области «Огни Поволжья» и графические материалы, визуально сопровождающие концепцию предложенного в выпускной квалификационной работе проекта музея- магазина ремесленной продукции). Исследователь обсуждает с экспертами эти изображения с целью облегчить понимание и выявить личное мнение опрашиваемых. Получить необходимую информацию от респондентов, имея в своём расположении фотографии, гораздо проще, чем просто задавать вопросы.
Последний, четвёртый метод, был разработан польско-американским философом и социологом Флорианом Витольдом Знанецким и назван «методом анализа личных документов». Этот метод подразумевает изучение оригиналов личных документов людей (дневников, мемуаров, писем, которые содержат живые эмоции людей). Метод допускает использование целых коллекций фотографий, которые будут полезны для понимания реальной жизни людей: как выглядела обстановка, что было важным для людей, чем они занимались, как развивались их профессиональные карьеры и т.д. В рамках данной выпускной квалификационной работы анализируются за прошлый период и в актуальном состоянии работы мастеров - ремесленников Саратовской области, фотографии их работ, а также эволюция конкретных изделий (саратовская гармонь) по книжным материалам и заметкам отдельных изготовителей.
Перечисленные методы визуальной социологии предоставляют возможность не только запечатлеть современное состояние реальности, но и попытаться интерпретировать прошлое. Они дают возможность нам изучить и сравнить представления о нормах, моде, взглядах прошлого и настоящего.
Эмпирическую базу исследования составляют документы: официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Развитие туризма и динамика численности туристических фирм в период 2014-2019 гг.), сообщения СМИ; результаты исследований: итоги регионального конкурса «Открой малую Родину по-новому», «Туризм в Саратовской глубинке», итоги федерального конкурса «Туристический сувенир» 2018 г. (2 296 работ из 63 регионов), 2019 г. (2 349 работ из 66 регионов), итоги федерального конкурса «Туристический бренд России» (N>51000); публикации в периодических изданиях, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Распоряжение правительства Москвы о развитии производства сувенирной продукции и расширении торговли сувенирами в г. Москве, Отчет по исследованию туристического бренда Тюменской области (N=60), Республиканская программа сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2011 гг., Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы", опрос Комитета по туризму Саратовской области «ТОП-10 брендов Саратовской области» (N=3368), Итоги анкетирования среди предпринимателей, распространяющих сувенирную продукцию на территории Саратовской области в рамках проекта АССТУР «Навстречу ремёслам» (N=40). Осуществляются такие методы и приемы сбора первичной информации как экспертное интервью (N=9), анализ документов, включенное наблюдение.
В контексте научной проблемы представляются значительными труды И.С. Важениной1234, Д.В. Визгалова, А.К. Стася, Ю.В. Шапкиной для интерпретации и отслеживания в исторической перспективе до современного состояния феномена брендирования территории. Аспектами брендирования занимались в том числе саратовские исследователи: О.В. Лысикова, Т.В. Черевичко, Т.И. Черняева, И.И. Булыгина, О.В. Королева . На концептуализацию сувенирного ремесла в контексте современного туризма направлены работы Н. А. Барабановой, В.С. Буриловой и Н.Ф. Кузнецовой.
В первом разделе данной выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации, исследуется сущность такого маркетингового инструмента как брендирование территории. В первом подразделе рассматриваются теоретические аспекты данного феномена - определение понятия, генезис, развитие и актуальное состояние. Во втором подразделе анализируются способы и методы осуществления брендинга территории, применяемые руководством региона в Саратовской области.
Во втором разделе анализируется сувенирное ремесло как компонент туристической сферы региона. Первый подраздел предполагает изучение понятия «сувенир» и знакомство с ремесленной сувенирной отраслью Саратовской области. Второй подраздел выпускной квалификационной работы включает в себя анализ проблемы и концептуализацию перспектив развития народного ремесла в контексте сохранения истории и популяризации внутреннего и въездного туризма в Саратовской области.
Третий раздел выпускной квалификационной работы предполагает разработку мер, направленных на коммерциализацию ремесленной продукции для популяризации туристических брендов Саратовской области, а также удовлетворение потребности потребителей в ремесленной сувенирной продукции. В первом подразделе анализируется актуальный рынок сувенирной продукции с целью дальнейшего предложения конкретного проекта исходя из результатов анализа. Во втором подразделе предлагается проект, направленный на удовлетворение рыночной потребности в ремесленных сувенирах и популяризацию народных промыслов, а также анализируются практики реализации аналогичных проектов в российском и мировом контекстах. Идея предлагаемого предприятия разработана с учётом теоретических данных, описанных в первом разделе данной выпускной квалификационной работы, а также эмпирических исследований, приведённых во втором разделе.
Для России брэндинг городов и регионов - явление сравнительно новое, однако быстро набирающее популярность как в социуме, так и в среде городских управленцев. Это позволяет городу найти свою идею - то свежее, ценное и уникальное, что необходимо продемонстрировать стране и миру.
Там, где растет количество качественных изделий, появляется свой обученный и воспитанный зритель, растет количество заинтересованных, желающих подражать и создавать своё - будущих мастеров.
Социолог Джон Урри в своей работе «Взгляд туриста и глобализация» говорит о том, что в мире всё быстрее распространяются могущественные и вездесущие глобальные бренды или логотипы. В туризме это непосредственно касается брендирования территорий - создания и удержания позитивного имиджа для привлечения всё большего количества туристов.
Освоение культурного пространства возможно через присвоение, в том числе речь о присвоении сувениров, поскольку приобретённые памятные изделия участвуют в формировании образа культурного пространства туристской дестинации в сознании туриста. Более того, человек, побывавший в поездке, демонстрируя или даря привезённые сувениры, формирует пред-образы культурного пространства туристской территории, у других людей. Сувениры с региональной символикой являются инструментом эффективного распространения позитивной информации о крае далеко за его пределами.
Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных фабричным или кустарным способом местными мастерами и ремесленниками, способствующих повышению интереса к данной территории.
В рамках данного эмпирического исследования подтвердилась следующая гипотеза: процесс популяризации туристических брендов
Научная новизна исследования:
• Впервые исследована взаимосвязь между популяризацией туристических брендов и продвижением сувенирной ремесленной продукции туристского назначения;
• Проведены экспертное интервью с заинтересованными акторами туристической и сувенирной сфер Саратовской области, направленные на получения авторитетного мнения о прогнозах и перспективах существования сувенирной ремесленной деятельности;
• Предложен проект музея-магазина ремесленной продукции «Волшебная лавка сувениров «Taito House»» как креативное пространство, имеющее аналоги лишь в Финляндии.
Цель работы - предложение комплекса мер для повышения узнаваемости туристических брендов Саратовской области посредством популяризации сувенирной продукции туристского назначения - достигнута путем решения задач: был исследован феномен брендирования территории, как эффективный инструмент повышения туристской аттрактивности региона, в исторической перспективе и в наши дни; прослежено влияние имиджа туристических брендов региона на социальные практики коммерциализации туристской сувенирной продукции; проанализированы практики изготовления и реализации сувенирной ремесленной продукции на территории Саратовской области; определены проблемы и спрогнозированы возможные перспективы коммерциализации ремесленной продукции для популяризации туристических брендов Саратовской области; проанализирован рынок сувенирной продукции Саратовской области; предложен проект, направленный на коммерциализацию ремесленной и сувенирной продукции туристского назначения на территории Саратовской области.
В первом разделе данной выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации, была исследована сущность такого маркетингового инструмента как брендирование территории. В первом подразделе рассмотрены теоретические аспекты данного феномена - определение понятия, генезис, развитие и актуальное состояние. Во втором подразделе проведён анализ способов и методов осуществления брендинга территории, применяемых руководством региона в Саратовской области.
Во втором разделе анализируется сувенирное ремесло как компонент туристической сферы региона. В первом подразделе изучено понятие «сувенир» и произведено знакомство с ремесленной сувенирной отраслью Саратовской области. Второй подраздел выпускной квалификационной работы включает в себя анализ проблемы и концептуализацию перспектив развития народного ремесла в контексте сохранения истории и популяризации внутреннего и въездного туризма в Саратовской области.
В третьем разделе данной выпускной квалификационной работы осуществлена разработка мер, направленных на коммерциализацию ремесленной продукции для популяризации туристических брендов Саратовской области, а также на удовлетворение потребности потребителей в ремесленной сувенирной продукции. В первом подразделе анализируется актуальный рынок сувенирной продукции с целью дальнейшего предложения конкретного проекта исходя из результатов анализа. Во втором подразделе предложен проект открытия в г. Саратове музей-магазина ремесленной продукции «Волшебная лавка сувениров «Taito House»», направленный на удовлетворение рыночной потребности в ремесленных сувенирах и популяризацию народных промыслов, а также в данном подразделе анализируются практики реализации аналогичных проектов в российском и мировом контекстах. Идея предлагаемого предприятия разработана с учётом теоретических данных, описанных в первом разделе данной выпускной квалификационной работы, а также эмпирических исследований, приведённых во втором разделе.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество въездных туристов в 2019 г. меньше ~на 2 млн.чел. по сравнению с 2015 г. С 2016 года начинается резкий спад въездных туристов, и дальнейшая динамика ~150 тыс.чел./год в большую или меньшую сторону. Это можно трактовать, как изменение политической обстановки или недостаточный привлекательный уровень сервиса. Выездной туризм же, напротив, показал значительный прирост с 2015 года, когда численность туристов составила 34 390 000 человек, а в 2019 году - 45 330 000 человек. Внутренний туризм также получил определенное развитие в последнее время. Статистика по данной сфере в РФ указывает на то, что с точки зрения, как международного, так и внутреннего туризма, в стране являются наиболее часто посещаемыми следующие города:
• Москва.
• Санкт-Петербург.
• Новосибирск.
• Сочи, как в принципе и весь Краснодарский край.
• Казань.
• Екатеринбург.
• Владивосток.
• Калининград.
Также в этом документе осуществляется прогноз роста внутреннего туризма к 2025 году. В соответствии с этим предположением, имеет место задача создания максимально привлекательных условий для туриста во всех сферах жизни города. В этом контексте представляется актуальным открытие креативного пространства, направленного на реализацию кустарных сувенирных изделий и популяризацию народных промыслов и историко-культурного наследия региона через привлекательную подачу мастер -классов и лекций-экскурсий.
1. Anholt S. Brand New Justice: How Branding Places and Products Can Help the Developing World / Pub.: Butterworth-Heinemann 2003 192 р.;
2. Anholt S. Competitive Identity: A new model for the brand management of nations, cities and regions / Pub.: Palgrave Macmillan UK, 2007, 147 p.;
3. Briciu V.-A. A Brief History of Brands and the Evolution of Place Branding / V.-A Briciu, А. Briciu // Bulletin of the Transilvania University of Bra§ov, Series VII: Social Sciences and Law №2. 2016. p. 137-142;
4. Haider D., Kotler Ph., Rein I. Marketing Places / Pub.: Free Press, 1993, 288 p.;
5. Kavaratzis M. From city marketing to city branding: Towards a theoretical framework for developing city brands // Place Brand Public, Dipl 1, 2004, p. 58-73;
6. Kavaratzis M., Ashworth, G. City branding: An effective assertion of identity or a transitory marketing trick? // Place Brand Public Dipl 2, 2006, p. 183-194;
7. Khan S. & Mufti, O. The Hot History & Cold Future of Brands // Journal of Managerial Sciences, vol. 1, no. 1, 2007, p.75-87;
8. MacCannell D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class / D. MacCannell. Berkeley: University of California Press, 1976. 280 p.;
9. Moilanen T., Rainisto, S. How to Brand Nations, Cities and Destinations - A Planning Book for Place Branding / Pub.: Palgrave Macmillan UK, 2009, 202 p.;
10. Pine J. II, Gilmore J. The Experience Economy, Updated Edition / Pub.: Harvard Business Review Press, 2011, 400 p.;
11. Rajaram, S. & Shelly, C. S. History of Branding // International Journal of Social Sciences & Interdisciplinary Research, vol. 1, no. 3, 2012, р.100-104;
12. Ward S. Selling Places: The Marketing and Promotion of Towns and Cities 1850-2000 (Planning, History and Environment Series) / Pub.: Routledge, 1998, 288 p.
13. Аакер Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Д. Аакер, Э. Йохимштайлер. / М.: Издательский дом Гребенникова, 2003, 132 с.;
14. Аманжолова Д.А. "Туризм в гуманитарных исследованиях" / Д.А. Аманжолова // Современные проблемы сервиса и туризма, 2008, № 2, с. 81 - 85;
15. Аналитический вестник № 20 (734) «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Саратовской области» (к Дням Саратовской области в Совете Федерации). Москва. 2019;
16. Африкантов П.П. Сказки о Саратове. Книга первая. «Сказка о глиняном петушке» (сказки, поэмы, былины). Саратов, 2013. 258 с.;
17. Барабанова Н.А. Функциональная сущность туристского сувенира / Н.А. Барабанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014, Т. 20, С. 4126-4130;
18. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.;
19. Белоусов В.М., Губнелова Н.З. Бренд региона как аспект его экономической идентичности // Крымский научный вестник, 2016, № 6, С. 50-64;
20. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст] - М. 1994. - 298 c.;
21. Биржаков М.Б. Введение в туризм. 4-е изд. перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. - СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.;
22. Булыгина И.И. Брендинг территорий как инструмент создания туристского имиджа Саратовской области / И.И. Булыгина, И.В. Алексеева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета №4(68), с. 13-17;
23. Бурилова В.С. Сувенирная компонента как элемент туристского комплекса г. Владивостока / В.С. Бурилова, А.В. Ильина // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2015, №2 (29), с. 159-165;
24. Важенина И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом №2, 2012, С. 91-101;
25. Важенина И.С. Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования // Экономика региона, №1, 2008, с. 49-58;
26. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика, №8(47), 2007, с. 91-102;
27. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории в конкурентной среде / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Екатеринбург, 2008, 453 с.;
28. Вардугин В.И. ...И гармошки перебор - саратовский разговор: документальная повесть / В.И. Вардугин. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2014, 400 с.
29. Визгалов Д. В. Брендинг города: монография. М.: Институт экономики города Москва. 2011, 160 с.;
30. Газалиева Н. И. Ребрендинг в маркетинге территорий / Н. И. Газалиева // Вопросы структуризации экономики, 2013, С. 45-49;
31. Закон от 06.07.2011 № 75-ЗСО «О государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Саратовской области»;
32. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение
пространства // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 12-22;
33. Качалова Л.П. Исследовательская компетенция магистрантов: структурно-содержательный анализ / Л.П. Качалова // Дискуссия 2015, №3 (55), с. 118-122;
34. Комарова К.О. Феномен экономики впечатления / К.О. Комарова // Международный студенческий научный вестник, 2015, № 4-2; с. 249-251;
35. Королева О.В., Милинчук Е.С., Черевичко Т.В. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие для магистров направления подготовки «Туризм» - Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2016. - 160 с.;
36. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. 2-е изд., перераб. и доп. / Минск.: Амалфея, 2000, 544 с.;
37. Кузнецова Н.Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности региона / Н.Ф. Кузнецова // Азимут научных исследований: экономика и управление, 2018, Т. 7, №3 (24), с. 143-148;
38. Лысикова О.В. Имиджелогия и Паблик Рилейшнз в социокультурной сфере: Учебное пособие. М.: Флинта. МПСИ. 2006. 168 с.;
39. Лысикова О.В. Культурное наследие в туризме: глобальные тенденции и локальные практики: монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун¬т, 2015, 140 с.;
40. Лысикова О.В. Российский туризм: глобальное и локальное / Саратов: СГТУ, 2011, 311 с.;
41. Лысикова О.В. Событийный туризм: глобальные тренды и локальные практики // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2016. № 6. С. 64-73;
42. Лысикова О.В. Современные туристские практики россиян (по материалам социологических исследований) / О.В. Лысикова // Вестник Саратовского государственного технического университета. Т. 2, № 1, 2009, с. 270-280;
43. Лысикова О.В. Современные туристы и местные жители: социальные практики взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии, 2011, Т. XIV, №5 (58), С. 270-277;
44. Лысикова О.В. Социальные изменения культурных практик туризма в условиях глобальных систем коммуникации /О.В. Лысикова // Вестник Поволжского института управления. №4. 2011. с. 194-201;
45. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ. Саратов: СГТУ, 2008, 136 с.;
46. Лысикова О.В. Туризм в поле социального дискурса / О.В. Лысикова, В.Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики, 2011. Т. 9. № 4. С. 543-547;
47. Лысикова О.В. Туризм как освоение пространства-времени: мобильность коллективной памяти / О.В. Лысикова // Теория и практика общественного развития. № 7. 2011. с. 95-100;
48. Лысикова О.В. Фотография в контексте туристских практик / О.В. Лысикова // Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия: Материалы Первой междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 2010. С. 133-143.
49. Лысикова, О.В. / О.В. Лысикова // Туризм в контексте социальных теорий Саратов: Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. №9 (4). 2009. с. 25-27;
50. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской
литературы: XI-начало XII века. М., 1978. 499 с.;
51. Панкрухин А.П. Маркетинг 4-е издание / Омега-Л Москва, 2006, С.553 - 615;
52. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления / М.: «Университетская книга»; «Логос», 2008, 424 с.;
53. Постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П «Об утверждении Стратегии социально -экономического развития Саратовской области до 2030 года»;
54. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / М.: Норинт, 2004, 1456 с.;
55. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.;
56. Рузавин Г.И. Методология научного исследования : Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин / М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999, 317 с.;
57. Самостроенко Г.М. Развитие туризма в регионе на основе использования потенциала народных промыслов / Г.М. Самостроенко // Региональная экономика: теория и практика, 2012, №1, С. 19-23;
58. Стась А.К. Новая геральдика: как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды: монография / М. : Группа ИДТ, 2009, 208 c.;
59. Статистика туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Ю. Александровой. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 464 с.;
60. Степанычева Е.В. Методические аспекты формирования имиджа и бренда региона // Социально-экономические явления и процессы, Т.10, № 9, 2015, с. 153-158;
61. Тер-Минасова С.Г. Языковые проблемы международного туризма / С.Г. Тер-Минасова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды Междунар. науч. -практ. конф. М.: МГУ, 2006. С. 48-54;
62. Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова / М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Т.4, 1940, 1502 с.;
63. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. - М.: Прагматика культуры, 2005. - С.136-150;
64. Урри Дж. Мобильности - М.: издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012, 576 с.;
65. Учебно-образовательные и научно-исследовательские практики в условиях модернизации высшего образования в России / М.: ИВИ РАН, 2005;
66. Федеральная целевая программа «О развитии внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2018-2025)»: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. (ред. от 28.09.2018);
67. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
68. Холодкова Е.А. Саратовская глиняная игрушка / Е.А. Холодкова,
B. А. Ищенко // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: Материалы VII Международной научно-практической конференции, 2018,
C. 112-118;
69. Черевичко Т.В. Бренд туристской территории как конкурентное преимущество / Т.В. Черевичко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 5 (74), 2018, с. 118-121;
70. Черняева Т. И., Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления. Учебное пособие. — М.: Логос, 2008
71. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования № 8 (часть 5), 2013, с. 1165-1168;
72. Шапкина Ю.В. Брендинг городов: особенности формирования бренда города // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы, № 1, 2011, с. 46-53;
Электронные ресурсы:
73. EFinland.ru- крупнейший российский портал о туризме в
Финляндии URL: https://e-finland.ru/rest/all-year/remeslennye-masterskie-
finlyandii-muzeyi-i-suvenirnyyi-magazin-v-odnom.html (дата обращения 24.05.2020);
74. АМК - Ассоциация менеджеров культуры. Статья «Музейный сувенир» URL: http://amcult.ru/museumtoken(дата обращения 24.05.2020);
75. Блог П.П. Африкантова в LifeJournal URL:
https://p-afrikantov.livejournal.com/(дата обращения 02.03.2020);
76. Газета Петровского муниципального района URL: http://moyaokruga.ru/petrovvesti/Articles.aspx?articleId=32415
(дата обращения 16.04.2019);
77. Глобализация и туризм. Интервью с В.А. Квартальновым URL: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/01/408/72.html(Дата обращения 25.04.2020);
78. Дом ремесел Благовещенска URL: http://www.gdkamur.ru/dom- remesel(Дата обращения 25.05.2020);
79. Дом ремёсел Ростова Великого URL: http://domremesel.com/(Дата обращения 25.05.2020);
80. Интернет-магазин Палаты ремесел Саратовской области - «Лавка подарков» URL: https://lavka-podarkov.gift(дата обращения 21.05.2020);
81. Официальный сайт Дома ремёсел Астрахани URL: http://folc.ru/dom-remesel/(дата обращения: 24.05.2020);
82. Петрушина О.А., Васильев Д.Д., Мустыгина И. Отчет по исследованию туристического бренда Тюменской области, Тюмень, 2017; URL:
https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/U_liz/Rezultaty_issledovania_po_Turbrend u_TO_22_08%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 20.04.2020);
83. Презентация бренда Саратова на официальном сайте студии дизайнера Артемия Лебедева URL: https://www.artlebedev.ru/saratov/(дата обращения 12.05.2020);
84. Ремесленный Дом Рязани URL: https://suvenir-ryazan.ru/#about(дата обращения: 25.05.2020);
85. Сайт А.А. Мельникова с его работами по керамике URL: http://rus-art.su/(дата обращения 02.03.2020);
86. Сайт «Академии Ремёсел» URL:
http://akademiaremesel.ru/about.html(дата обращения 11.06.2020);
87. Сайт АССТУР, проект «Навстречу ремёслам» URL: Ййр://1иг17ш64.ги/проект-навстречу-ремёслам/ (Дата обращения 26.04.2020);
88. Сайт Вадима Николаевича Руфанова URL: http://rufanov.ru/(дата обращения 02.03.2020);
89. Сайт «Города Мастеров» URL: http://mastera-saratova.ru/
(дата обращения 21.05.2020);
90. Сайт Конкурса «Туристический Сувенир» URL:
https://russiasuvenir.ru/(дата обращения 21.04.2020);
91. Сайт Монетного двора «Покровский» URL: http://chekanka-
monet64.ru/(дата обращения 02.03.2020);
92. Сайт Палаты Ремёсел Саратовской области URL: https://remeslo- saratov.ru/(дата обращения 21.05.2020);
93. Статья о результатах опроса «ТОП-10 брендов Саратовской области» на сайте правительства Саратовской области URL: http://www.saratov.gov.ru/gov/news/zhiteli_regiona_opredelili_top_10_brendov_s aratovskoy_oblasti/?sphrase_id=516104 (дата обращения 21.04.2020)
94. Серёгина Е. История возникновения брендинга территорий URL: http://www.advertology.ru/article81687.htm(дата обращения: 13.03.2019);
95. Статья на сайте правительства Саратовской области о туристическом маршруте «Золотые огни Саратова» URL: https:// saratov. gov.ru/ gov/news/turisticheskiy_marshrut_zolotye_ogni_saratova_vo shel_v_federalnyy_proekt_velikiy_volzhskiy_put/ (дата обращения 21.04.2019);
96. Статья в газете «Взгляд Инфо» URL:
https://www.vzsar.ru/news/2019/01/31/viktoriya-borodyanskaya-o-novom- logotipe-saratovskoy-oblasti-eto-ne-prosto-ogni.html (Дата обращения:
11.05.2020);
97. Статья о Саратовской глиняной игрушке на сайте
«Новости Радищевского музея» URL:
http://radmuseumart.ru/news/announcements/1961/?sphrase_id=12650
(дата обращения 02.03.2020);