Введение 3
1. Организация научно-исследовательской работы студентов 6
1.1 Особенности научно-исследовательской работы студентов в условиях
интернационализации образования 6
1.2 Академическая прокрастинация - как объект научно-исследовательской работы
студентов в международном проекте 12
1.3 Обоснование исследовательских задач и способов их решения 17
2. Результаты организации научно-исследовательской работы студентов в международном
проекте 27
2.1 Этапы реализации научно-исследовательской работы студентов 27
2.2 Разработка диагностического инструментария, позволяющего выявлять
имплицитные теории и образовательные факторы академической прокрастинации 33
2.3 Анализ результатов реализации научно-исследовательской деятельности студентов в
международном проекте 39
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 55
Приложение
Трансформирующее влияние процессов глобализации на образование проявляется, в том числе, в интернационализации высшего профессионального образования: включением вузов в международные партнерства, в увеличении доступности профессионального образования и возможности получения двойных дипломов.
Государственная политика интернационализации высшего профессионального образования в Российской Федерации базируется на понимании значимости вхождения российских вузов в единое мировое образовательное пространство, соответствии отечественного образования международным стандартам качества [6, 42]. В связи с этим, российские вузы делают акцент на развитии международной академической мобильности студентов, реализации совместных образовательных программ, создании сетевых исследовательских проектов, расширении и укреплении международного сотрудничества [1, 40].
Необходимо отметить, что в проявляющихся условиях интернационализации образования возрастает роль осуществления научно-исследовательской деятельности студентов, в связи с тем, что отечественные вузы нацелены на повышение индексов международного научного цитирования и улучшение качества научных работ [1, 3]. Для российских студентов сегодня открываются новые перспективы участия в международных проектах, взаимодействия с зарубежными студентами и преподавателями. Для выстраивания эффективных коммуникаций в международных группах, студенты должны иметь соответствующие компетенции (например, знание академического международного языка, владение кросс-культурными компетенциями) [1]. Для формирования необходимых компетенций, получения практического и исследовательского опыта, существуют различные программы академической мобильности, например, Erasmus+ [30]. Однако, при всем разнообразии форм академической мобильности не теряет актуальности вопрос о разработке и интеграции новых форм образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, позволяющих уже на этапе обучения включаться в различные международные проекты и способствующих развитию научно-исследовательских и кросс-культурных компетенций будущих исследователей или практиков высокой квалификации.
Помимо вопросов организации научно-исследовательской работы студентов в международных проектах особую значимость приобретает выбор темы исследования, актуальной для всех участников взаимодействия и позволяющей проводить исследование в кросс-культурном контексте. Феномен прокрастинации привлек исследователей только в конце XX столетия, однако, необходимость смещения в организации современного образовательного процесса в сторону самоорганизации студентов определяет высокий уровень исследовательского интереса к проявлению прокрастинации в специфических условиях образовательной практики. Это обстоятельство, а также запрос образовательной практики Томского государственного университета в связи с активным использованием электронной образовательной системы Moodle, определили выбор объекта исследовательской деятельности автора квалификационной работы.
Таким образом, актуальность данной квалификационной работы определяется, с одной стороны, востребованностью разработки и апробирования новых форм организации научно¬исследовательской работы студентов с учетом современных тенденций развития высшего образования, а, с другой стороны, возможностью использовать результаты исследования феномена академической прокрастинации для совершенствования организации образовательного процесса в вузе.
Целью данной работы является апробация новой формы организации научно-исследовательской работы, направленной на определение факторов образовательной среды, способствующих проявлению академической прокрастинации студентов.
Объект исследования: академическая прокрастинация.
Предмет исследования: факторы образовательной среды, способствующие
проявлению академической прокрастинации.
Гипотеза:
1. Существует связь между социальными факторами, образовательными
факторами и академической прокрастинацией студентов.
2. Изменение условий образовательной деятельности, по мнению студентов, может способствовать снижению проявления академической прокрастинации.
Задачи:
1. Анализ литературных источников с целью конкретизации рабочих понятий исследования и обоснования научно-исследовательской деятельности студентов в условиях интернационализации высшего образования.
2. Анализ литературных источников с целью конкретизации понятия академической прокрастинации как объекта научно-исследовательской работы студентов в международном проекте.
3. Составление и апробация диагностических методик, направленных на выявление факторов академической прокрастинации и имплицитных теорий студентов в условиях образовательной практики.
Апробация новой формы реализации научно-исследовательской работы студентов в международном проекте.
5. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Методы исследования: анализ научно-информационных источников, категориальный анализ, проблемологический анализ, ретроспективный анализ, анкетирование, методы статистической обработки данных (корреляционный анализ данных), качественный анализ данных.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации результатов исследований, посвященных актуальным проблемам научно-исследовательской деятельности студентов в условиях интернационализации высшего образования; в конкретизации понятия академической прокрастинации, определении на основе анализа научно-информационных источников причин ее возникновения и форм проявления в условиях образовательной практики.
Практическая значимость работы заключается в:
1) составлении и апробации диагностических методик, направленных на исследование особенностей проявления академической прокрастинации в условиях образовательной практики;
2) апробации новой формы реализации научно-исследовательской работы студентов, позволяющей развивать компетенции, необходимые для успешной работы в международных командах.
Современные тенденции высшего профессионального образования, проявляющиеся в росте вовлеченности вузов в международные партнёрства, реформировании учебных программ в соответствии с международными стандартами качества, стремлении вузов занять достойное место в международных рейтингах мировых университетов, ведут к изменению государственной политики высшего образования в Российской Федерации.
Перечисленные тенденции связаны с интернационализацией и глобализацией образования. Интернационализация высшего образования предполагает обучение и подготовку студентов к профессиональному становлению и жизненному самоопределению в глобализованном мире. Таким образом, современные тенденции интернационализации образовании, определяют значимость формирования у студентов компетенций, позволяющих осуществлять образовательную и научно-исследовательскую деятельность в международных группах, что определяет актуальность настоящей работы.
В результате проведённого теоретического исследования были выявлены особенности научно-исследовательской работы студента в условиях интернационализации высшего образования. В связи с ростом вовлеченности вузов в международные партнёрства, перед студентами открываются новые возможности реализации образовательной и научно-исследовательской деятельности за рубежом, проведения совместных исследований в международных студенческих группах, участия в международных проектах. Следовательно, возрастает необходимость развития соответствующих компетенций. Как сообщают исследователи, уровень подготовленности студентов к участию в международных программах недостаточно высок. Во-первых, это связано с знанием международного языка (не на бытовом, а на академическом уровне, для выстраивания деловых коммуникаций). Во-вторых, проведение научных исследований в международных проектах требует владения кросс- культурными компетенциями, под ними понимают способности интерпретировать межкультурную информацию, опыт коммуникативной деятельности, знание об особенностях иной культуры и личностные качества, такие как, эмпатия, толерантность. Развить необходимые навыки позволяют различные программы академической мобильности. Однако, как было выявлено, при всем разнообразии форм академической мобильности не теряет актуальности вопрос о разработке новых форм образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, позволяющих уже на этапе обучения включаться в различные международные проекты и способствующих развитию научно-исследовательских и кросс- культурных компетенций студентов.
Участие в международном проекте между Томским государственным университетом и Университетом прикладных наук Саксион позволило рассмотреть новую форму организации научно-исследовательской деятельности студентов. Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов и включала: этап планирования, самостоятельную работу над исследованием, дистанционное взаимодействие, участие в программе краткосрочной академической мобильности и этап реализации совместного исследования в рамках программы по обмену.
Направлением для проведения совместного исследования стал феномен академической прокрастинации, проявляющийся в условиях образовательной практики. Анализ литературных источников позволил конкретизировать понятие академической прокрастинации, рассмотреть основные последствия и факторы, являющиеся основанием для возникновения прокрастинации в образовательной среде. Было выявлено, что студенческая среда имеет наиболее высокий уровень прокрастинации, есть факторы, касающиеся глубоких личностных качеств человека, на которые повлиять достаточно сложно. Однако, существуют факторы образовательной среды, провоцирующие прокрастинацию, на которые можно влиять через изменение качества образовательного взаимодействия. В настоящей работе акцент был сделан на рассмотрении образовательных факторов, к ним относят: социальные факторы, характеристики учебного задания, факторы преподавательской деятельности, цифровые факторы. Кроме того, решено было провести исследование имплицитных теорий российских и зарубежных студентов в отношении феномена академической прокрастинации с целью выявления уникальных ответов, новых идей.
Для обоснования первой гипотезы о том, что существует связь между образовательными факторами и академической прокрастинацией, было проведено исследование на выборке российских студентов (46 человек), обучающихся на факультете психологии Томского государственного университета с 1-4 курс и зарубежных студентов (81), обучающихся в Школе прикладной психологии и управления человеческими ресурсами Университета прикладных наук Саксион с 1-4 курс.
Для подтверждения гипотезы совместно с преподавателями и студентами Университета прикладных наук и Томского государственного университета разработан инструмент, позволяющий выявлять имплицитные теории студентов и исследовать связь между образовательными факторами и академической прокрастинацией. Инструмент был составлен на английском языке и включал открытые вопросы и утверждения, оцениваемые по 5-бальной Шкале Лайкерта (1-5), в качестве основы были взяты опубликованные вопросы и методики зарубежных авторов [16, 58, 68, 61]. Инструмент был переведён для российской выборки. Апробация диагностической методики позволила получить диагностический инструментарий, позволяющий достаточно надежно (в соответствии со значениями Альфы- Кронбаха) выявлять взаимосвязи образовательных факторов и академической прокрастинации студентов (английская версия разработанного опросника).
Проведённый статистический и качественный анализ позволил прийти к следующим выводам:
1. Была выявлена связь между социальными факторами (социальное влияние вне университета; групповые нормы внутри университета), характеристиками задания (временные затраты; необходимые знания; дизайн курса; неприятие академического задания), цифровыми факторами (цифровые устройства; социальные сети; видеохостинги) и академической прокрастинацией для выборки зарубежных студентов.
2. Групповая работа (выполнение совместных работ, заданий) может снизить академическую прокрастинацию студентов и является наиболее эффективной, чем индивидуальная, по мнению российских и зарубежных студентов.
3. Для российских студентов будет полезен цифровой образовательный инструмент «Индикатор выполнения», для зарубежных - задания со строгими временными ограничениями в онлайн-среде и обратная связь от преподавателя.
4. Основными характеристиками задания, имеющими связь с прокрастинацией, по мнению. российских и зарубежных студентов, являются: сложность, важность, ясность инструкций, специальные знания для решения той или иной задачи, практическое применение.
5. Основные особенности преподавательской деятельности, позволяющие снижать уровень академической прокрастинации, по мнению российских и зарубежных студентов, это: структурированность и высокий уровень организации образовательной деятельности педагогом, строгость в установленных сроках сдачи задания. Мотивационный аспект (поощрения, отношения и строгость), в меньшей степени, связан с прокрастинацией, по мнению студентов.
6. По мнению российских и зарубежных студентов, обучение навыкам тайм- менеджмента (управление временем, полезные советы от преподавателя) может снизить склонность к академической прокрастинации.
7. По мнению российских и зарубежных студентов, интересные, интерактивные задания, инновационные подходы (например, с элементами геймификации), информация о курсе и сроках мотивируют студентов выполнять задания вовремя.
Таким образом, анализ результатов опроса студентов установил, что изменение условий образовательной деятельности, по мнению студентов, может способствовать снижению проявления академической прокрастинации, что подтвердило вторую гипотезу настоящей квалификационной работы.
Апробированная форма организации научно-исследовательской работы студентов в международном проекте продемонстрировала свою эффективность. Взаимодействие с международными студенческими группами и проведение совместного исследования позволило структурировать и содержательно раскрыть различные аспекты академической прокрастинации. Было выявлено, что интеграция форм академической мобильности, самостоятельной работы и применение дистанционных технологий позволяет развивать навыки публичного выступления, академического английского. Одним из важных результатов стала написанная автором данного исследования работа на английском языке и её публичная защита. Кроме того, реализованная форма организации научно-исследовательской работы студентов в международном проекте позволяет студентам легче адаптироваться к особенностям академической культуры, в связи с последовательным включением студента в проведение исследования, способствовать развитию научно-исследовательских и кросс- культурных компетенций будущих исследователей или практиков высокой квалификации.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты, гипотезы получили эмпирическое подтверждение. Разработанный в ходе выполнения квалификационной работы опросный инструментарий может быть использован для определения связей между образовательными факторами и академической прокрастинацией, а также для выявления имплицитных теорий студентов в отношении академической прокрастинации. Дальнейшие исследования будут направлены, в соответствии с полученными результатами, на разработку курса, позволяющего снижать уровень академической прокрастинации. Кроме того, будущие исследования позволят детальнее рассмотреть формы организации научно-исследовательской работы студентов в международном проекте.
1. Ватолкина Н. Ш. Международное сетевое сотрудничество вузов россии в области образования: механизмы устойчивого развития / Н. Ш. Ватолкина, О. П. Федоткина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - №39. - С.17-25.
2. Голубятникова А. М. Академическая мобильность как инструмент мотивации и качества обучения // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. - 2017. - №1 (41). - С.26.
3. Демченко З.А. Процесс организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании как комплексная проблема // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №4. - С.94-96.
4. Зарипова Т.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т.В. Зарипова, Н.А. Данилова // Омский научный вестник. - 2015. - № 141. - С.122- 126.
5. Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, - 2009. - C. 816.
6. Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. - 2014. - №5. - С.145- 151.
7. Калинина Н.М. Научно-исследовательская работа студентов:
компетентностный подход // Сибирский торгово- экономический журнал. - 2009. - №16. - С.95- 99.
8. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - №2. - С.22- 41.
9. Меморандум о договорённости (Моа) : [Электронный ресурс]. [S. l.], 2019. - URL: Нйр://с]1ар.18и.ги/811е8/бе1аи11/Г11е8/Обмен_рус.рб1' (дата обращения: 24.05.2019).
10. Микова И. М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С.266- 273.
11. Прохода В.А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования В.А. Прохода, Е.В. Брызгалина // Экономика образования. - 2014. - №1. - С.65- 72.
12. Состояние, тенденции и проблемы Академической мобильности в европейском пространстве высшего образования пространстве высшего образования: Учеб. пособие. - М.: РУДН, - 2008. - С.38-41.
13. Тагирова Ш.В. Транснациональное образование как инструмент маркетинговой политики британской системы образования на международном рынке образовательных услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.
- 2015. - №3. - С.126-131.
14. Шанхазарова А.А. Критерии сформированности кросс-культурной
компетентности школьников // Полилингвиальность и транскультурные практики. - №16. -
С.193- 199.
15. A Metacognitive model of procrastination / B. A. Fernie, Z. Bharucha, A.V. Nikcevic, C. Marina, M.M. Spada // Journal of Affective Disorders. - 2017. - № 210. - Р.196- 203.
16. Ackermann D.S. My Instructor Made Me Do It: Task Characteristics of Procrastination / D. S. Ackerman, B. L. Gross // Journal of Marketing Education - 2005, - № 27 (5),
- Р.5-13.
17. Ariely D. Procrastination, deadlines, and performance / D. Ariely, K. Wertenbroch // Self- Control by Precommitment. Psychological science. - 2002. - Vol. 13. - № 3, - Р.219-224.
18. Bandura A. Self- efficacy // Encyclopedia of human behavior. - 1994. - № 4, - P. 71-81.
19. Bothma F. Self- regulated learning as a prerequisite for successful distance learning / F. Bothma, J. L. Monteith // South African Journal of Education. - 2007. - № 24. - Р. 141- 147.
20. Blackboard: [Electronic resource]. - Open-source learning platform. - [S. l.], 2019. - URL: https://www.blackboard.com/index.html (дата обращения: 24.05.2019).
21. Blunt A.K. Task aversiveness and procrastination: a multi- dimensional approach to task aversiveness across stages of personal projects / A. K. Blunt, T. A. Pychyl // Personality and Individual Differences. - 2000. - Vol. - 28. № 1. - Р.153-167.
22. Costley J. The relationship between social presence and critical thinking: Results from learner discourse in an asynchronous learning environment / J. Costley, C. Lange // Journal of Information Technology Education. - 2016. - № 15. - Р. 89- 108.
23. Cheong P.H. Managing student digital distractions and hyperconnectivity: communication strategies and challenges for professorial authority / P. H. Cheong Shuter, T. Suwinyattichaiporn // Communication Education. - 2016. - Vol. 65. - № 3. - Р.272-289.
24. Chen Y. Relationship between Internationalization of Higher Education and the Further Study Trend of Overseas Students / Y. Chen., Z. Zhang // Educational Sciences: Theory and Practice. - 2018. - Vol. - 18. № 6. - Р. 3346-3353.
25. Choi J. Why Not Procrastinate? Development and Validation of a New Acitve Procrastination Scale / J. Choi, S.H. Moran // The Journal of Social Psychology. - 2009. - Vol. 149.
- № 2. - Р.195-212.
26. Development and validation of a 2 x 2 model of time- related academic behavior: Procrastination and timely engagement / K.K. Strunk, Y. Cho, M.R. Steele, S.L. Bridges // Elsevier.
- 2013. - № 25. - Р.35- 44.
27. Doherty W. An analysis of multiple factors affecting retention in Web-based community college courses // Internet and Higher Education. - 2006. - № 9. - Р. 245- 255.
28. Duncan D. K. Digital Devices, Distractions, and Student Performance: Does In- Class Cell Phone Use Reduce Learning? / D. K. Duncan, A. R. Hoekstra, B. R. Wikcox // Astronomy Education review. - 2012. - Vol. 11. - № 1. - Р. 1-4.
29. Dweck C. S. Implicit theories as organizers of goals and behavior // The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior. - 1996. - Р.69-90.
30. Erasmus+ : [Electronic resource]. - European commission. - [S. l.], 2019. - URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_enl (дата обращения: 24.05.2019).
31. Erwin T.D. Comparing Multimedia and Traditional Approaches in Undergraduate Psychology Classes / T.D. Erwin, R. Rieppi // Teaching of Psychology. - 1999. - Vol. 26. - № 1. - Р.58-61.
32. E-Learning through Moodle / D. Chourishi, C. Buttan, A. Chaurasia, A. Soni // International Journal of Advance Technology & Engineering Research (IJATER). - 2012. - № 1. - Р.215-227.
33. Ferrari J.R. Procrastination and Attention: Factor Analysis of Attention Deficit, Boredomness, Intelligence, Self- Esteem, and Task Delay Frequencies // Journal of Social Behavior and Personality. - 2000. - № 15 (5). - Р.185-196.
34. Ferrari J.R. Social comparison by procrastinators: rating peers with similar of dissimilar delay tendencies / J.R. Ferrari, T. Patel // Personality and Individual Differences. - 2004.
- № 37. - Р.1493-1501.
35. Gafni R. Time Management: Procrastination Tendency in Individual and Collaborative Task / R. Gafni, N. Geri // Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge and Management. - 2010. - № 5. - Р.116-125.
36. Govindasamy T. Successful Implementation of e-Learning: Pedagogical
Considerations // The Internet and Higher Education. - 2001. - № 4 (3- 4). - Р.287-299.
37. Goode C. Effects of Academic Procrastination: Students Procrastination Affects More
Than Grades: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.scirp.org/journal/PaperInformation.aspx?PaperID=79579 (дата обращения:
24.05.2019).
38. Grunschel C. Exploring reasons and consequences of academic procrastination: an interview study/ C. Grunschel, J. Patrzek, S. Fries // Europa Journal of Psychological of Education. - 2012. - № 28. - Р.841- 861.
39. Guo Y. Internationalization of Canadian higher education: discrepancies between policies and international student experiences / Y. Guo, S. Guo // Studies in Higher Education. - 2017. - Vol. 42. - №5. - Р. 851- 868.
40. Judge T.A. Relationship of Core Self- Evaluations Traits—Self- Esteem, Generalized Self- Efficacy, Locus of Control, and Emotional Stability—With Job Satisfaction and Job Performance: A Meta- Analysis / T.A. Judge, J.E. Bono // Journal of Applied Psychology. - 2001.
- № 86 (1). - Р.80- 92.
41. Klassen R.M. Academic procrastination of undergraduates: Low self- efficacy to self-regulate predicts higher levels of procrastination / R.M. Klassen, L.L. Krawchuk, S. Rajani // Contemporary Educational Psychology. - 2008. - № 33 (4). - Р.915- 931.
42. Knight J. Is Internationalisation of Higher Education Having an Identity Crisis? // In the Forefront of International Higher Education: A Festschrift in Honor of Philip G. Altbach. - Springer, 2014. - P. 75- 87.
43. Lamm H. Group versus individual performance on tasks requiring ideational proficiency (brainstorming): A review / H. Lamm, G. Trommsdorff // European Journal of Social Psychology. - 1973. - № 3 (4). - Р.361- 388.
44. Lay C. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. - 1986. - № 20. - Р.474- 495.
45. Long T. Use of the flipped classroom instructional model in higher education: instructors’ perspectives / T. Long, J. Cummins // Journal of Computing in Higher Education. - 2016.
- № 29 (2).
46. McCoy B.R. Digital Distractions in the Classroom Pahse II: Student Classroom Use of Digital Devices for Non- Class related Purposes // Journal of Media Education. - 2016. - № 7 (1). - Р.5-32.
47. Meier A. “Facebocrastination”? Predictors of using Facebook for procrastination and its effects on students’ well-being / A. Meier, L. Reinecke, C.E. Meltzer // Computers in Human Behavior. - 2016. - № 64. - Р.65-76.
48. Moodle : [Electronic resource] - Open-source learning platform. - [S. l.], 2019. - URL: https://moodle.org/?lang=ru (дата обращения: 24.05.2019).
49. Nordby K. Do procrastination- friendly environments make students delay unnecessarily? / K. Nordby, K.B. Klingsieck, F. Svartdal // Social Psychology of Education. - 2016.
- № 20 (3). - Р.491-512.
50. Onwuegbuzie A.J. Academic procrastination and statistics anxiety // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2004. - № 29 (1). - Р.3-19.
51. Overcoming procrastination: one- year follow- up and predictors of change in a randomized controlled trial of Internet- based cognitive behavior therapy / A. Rozental, E. Forsell, A. Svensson, G. Andersson, P. Carlbring // Cognitive Behavior Therapy. - 2016. - № 46 (3). - Р.177-195.
52. Paden N. Reducing Procrastination through Assignment and Course Design / N. Pade, R. Stell// Marketing Education Review. - 1997. - № 7(2). - Р.17-25.
53. Patrzek J. Academic procrastination: The perspective of university counsellors /
J. Patrzek, C. Grunschel, S. Fries // International Journal for the Advancement of Counselling. - 2012.
- № 34 (3). - Р.185-201.
54. Procrastination, participation, and performance in online learning environments / N. Michinov, S. Brunot, O.L. Bohec, J. Juhel, M. Delaval // Computers & Education. - 2011. - № 56. - Р.243-252.
55. Sagioglou C. Facebook’s emotional consequences: Why Facebook causes a decrease in mood and why people still use it / C. Sagioglou, T. Greitemeyer // Computers in Human Behavior.
- 2014. - № 35. - Р.359-363.
56. Saxion : [Electronic resource]. - Saxion University of Applied science. - [S. l.], 2019.
- URL: https://www.saxion.edu (дата обращения: 24.05.2019).
57. Schouwenburg H.C. Study motivation under social temptation; effects of trait procrastination / H.C. Schouwenburg, J.T. Groenewoud // Personality and Individual differences. - 2009. - № 30 (2). - Р.229-240.
58. Schraw G. Doing the Things we Do: A Grounded Theory of Academic Procrastination / G. Schraw, T. Wadkins, L. Olafson // Journal of Education Psychology. - 2007. - № 99 (1). - Р.12¬25.
59. Senecal C. Self- regulation and academic procrastination / C. Senecal, R. Koestner, R.J. Vallerand // Journal of Social Psychology. - 1995. - № 135 (5). - Р.607-619.
60. Solomon L. J. Academic Procrastination: Frequency and Cognitive- Behavioral Correlates / L.J. Solomon, E.D. Rothblum // Journal of Counseling Psychology. - 1984. - № 31 (4).
- Р.503-509.
61. Svartdal F. Measuring procrastination: Psychometric properties of the Norwegian versions of the Irrational Procrastination Scale (IPS) and the Pure Procrastination Scale (PPS) // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2017. - Vol. 61. - №1 — P. 18-30.
62. Steel P. Academic Procrastination: Psychological Antecedents Revisited / P. Steel,
K.B. Kingslieck // Australian Psychologist. - 2016. - Vol. 51, № 1. - P. 36-46
63. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta- Analytic and Theoretical Review of
Quintessential Self- Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. - № 133 (1). - Р.65- 94.
64. Stinebrickner R. What can be learned about peer effects using college roommates?
Evidence from new survey data and students from disadvantaged backgrounds /
R. Stinebrickner, T.R. Stinebrickner // Journal of Public Economics. - 2006. - № 90 (8). - Р.1435-1454.
65. The role of the college classroom climate on academic procrastination / D. M. Corkin,
S. L. Yu, C. A. Wolter, M. Wiesner // Learning and Individual Differences. - 2014. - № 32. - Р. 294¬303.
66. Tice D. M. Longitudinal Study of Procrastination, Performance, Stress, and Health: The Costs and Benefits of Dawdling / D.M. Tice, R.F. Baumeister // Psychological Science. - 1997.
- № 8 (6). - Р.454-458.
67. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development: [Electronic resource] - [S. l.], 2019. - URL: https://goo-gl.ru/5mTb (дата обращения: 25.05.2019)
68. Tuckman B. W. Measuring Procrastination Attitudinally and Behaviorally. - 1990. - P. 1-12.
69. Veresova M. Procrastination, Stress and Coping among Primary School Teachers // Social and Behavioral Sciences. - 2013. - № 106. - Р.2131-2138.
70. Visser L. Differences in Learning Characteristics Between Students With High, Average, and Low Levels of Academic Procrastination: Students’ Views on Factors Influencing Their Learning / L. Visser, F.A. Korthagen, J. Schoonenboom // Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9.
- P.808-1 - 808-15.
71. You J.W. Examining the Effect of Academic Procrastination on Achievement Using LMS Data in e-Learning // Educational Technology & Society. - 2015. - № 18 (3). - Р.64- 74.
72. Zimmerman J. D. Peer Effects in Academic Outcomes: Evidence from a Natural
Experiment // Review of Economics and Statistics. - 2006. - Vol. 85. - №1. - Р.9-23.