ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ АТР
|
Введение
1 Теоретические основы оценки эффективности транспортной системы
региона на макроуровне 7
1.1 Понятие транспортной системы 7
1.2 Система управления региональными транспортными потоками 16
1.3 Методические подходы к оценке эффективности работы
транспортной системы 27
2 Современное состояние включения Транссибирской магистрали в
транспортную систему АТР 39
2.1 Общая характеристика развития железнодорожного транспорта в
РФ 39
2.2 Анализ грузовых перевозок по Транссибирской магистрали в
направлении АТР 51
2.3 Конкурентные недостатки Транссибирской магистрали как элемента
транспортной системы АТР 66
3 Проблемы и перспективные направления включения Транссибирской
магистрали в транспортную систему АТР 79
3.1 Проблемы включения Транссибирской магистрали в транспортную
систему АТР 79
3.2 Рекомендации операторам рынка железнодорожного транспорта
России 88
Заключение 95
Список использованных источников 98
1 Теоретические основы оценки эффективности транспортной системы
региона на макроуровне 7
1.1 Понятие транспортной системы 7
1.2 Система управления региональными транспортными потоками 16
1.3 Методические подходы к оценке эффективности работы
транспортной системы 27
2 Современное состояние включения Транссибирской магистрали в
транспортную систему АТР 39
2.1 Общая характеристика развития железнодорожного транспорта в
РФ 39
2.2 Анализ грузовых перевозок по Транссибирской магистрали в
направлении АТР 51
2.3 Конкурентные недостатки Транссибирской магистрали как элемента
транспортной системы АТР 66
3 Проблемы и перспективные направления включения Транссибирской
магистрали в транспортную систему АТР 79
3.1 Проблемы включения Транссибирской магистрали в транспортную
систему АТР 79
3.2 Рекомендации операторам рынка железнодорожного транспорта
России 88
Заключение 95
Список использованных источников 98
В нынешнюю постиндустриальную эпоху, в условиях насыщенной конкуренции на всех рынках ввиду их высокой развитости и слаженности работы, очень важно сокращать затраты. Транспортные затраты входят почти в каждый произведенный товар. С незапамятных времен транспорт осуществлял связи между домами, районами, городами, странами, континентами и даже небесными телами. Издревле торговля поддерживала связи между разными местностями. Нынешние потребители приобретают товары из разных районов, городов и стран, и для доставки каждого товара до конечного потребителя необходима транспортная отрасль. В данной отрасли очень высокая конкуренция, и приобретает клиентов тот игрок на рынке, который сумеет предложить наиболее выгодные условия доставки товара. Российские транспортные компании также должны учитывать современные тенденции и веяния, приспосабливаться к постоянно изменяющимся рыночным условиям.
Существует множество факторов, в связи с которыми тема данного исследования является актуальной. Развитие российского транспортного рынка актуализирует проблему определения перспектив существующих транспортных путей России и проведения исследований в транспортной отрасли. Рынок транспортных услуг является одним из системообразующих рынков в экономике. От транспортного рынка зависят производство и торговля, на нем строится почти вся жизнедеятельность экономики. Таким образом, существует определенная связь между качественным функционированием транспортной отрасли и уровнем развития экономики в регионе. Транссибирская магистраль считается перспективной транспортной артерией, связывающей Европу и Азию, соединяющей просторы России. В принятой стратегии развития железнодорожного транспорта России Транссибирской магистрали отводится особое место - для пассажирских, а также транзитных контейнерных перевозок. Однако существует множество проблем, лишь после эффективного решения которых можно говорить о полном выполнении заложенного в магистраль
Операторам рынка транспортных услуг следует оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, тщательно прорабатывать маркетинговую политику по привлечению клиентов, а также взаимодействовать с государством для модернизации путей сообщения и наилучшего экономического эффекта. Государство должно способствовать привлечению на данный рынок капитала и не действовать в ущерб транспортному и транспортно-экспедиторскому бизнесу.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка эффективности включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие транспортной системы;
- рассмотреть систему управления региональными транспортными потоками;
- описать методические подходы к оценке эффективности работы транспортной системы;
- изучить современное состояние железнодорожной отрасли в России;
- проанализировать грузопотоки по Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР;
- выделить конкурентные недостатки Транссибирской магистрали как элемента транспортной системы АТР;
- описать проблемы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР;
- выработать рекомендации операторам рынка железнодорожного транспорта России.
Объект исследования - Транссибирская магистраль в качестве элемента транспортной системы АТР.
Методологической и теоретической основой послужила литература следующих специалистов: В.Г. Галабурды, А.Э. Горева, Э.А. Сафронова и других ученых.
Информационной базой исследования послужили монографии, научные статьи, сборники научных трудов, авторефераты, диссертации, ресурсы сети Интернет, аналитические обзорные статьи в прессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 56 наименований. Общий объем текста составляет 103 страницы и содержит 13 таблиц и 6 рисунков.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности региона на макроуровне.
Во второй главе рассматривается современное состояние включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
Опубликована статья - Шайнов, Н.М. Анализ роли и перспектив Транссибирской магистрали в транспортной системе АТР / Н.М. Шайнов // Экономика предпринимательства. - 2017. - №12(3). - C. 757-760.
Существует множество факторов, в связи с которыми тема данного исследования является актуальной. Развитие российского транспортного рынка актуализирует проблему определения перспектив существующих транспортных путей России и проведения исследований в транспортной отрасли. Рынок транспортных услуг является одним из системообразующих рынков в экономике. От транспортного рынка зависят производство и торговля, на нем строится почти вся жизнедеятельность экономики. Таким образом, существует определенная связь между качественным функционированием транспортной отрасли и уровнем развития экономики в регионе. Транссибирская магистраль считается перспективной транспортной артерией, связывающей Европу и Азию, соединяющей просторы России. В принятой стратегии развития железнодорожного транспорта России Транссибирской магистрали отводится особое место - для пассажирских, а также транзитных контейнерных перевозок. Однако существует множество проблем, лишь после эффективного решения которых можно говорить о полном выполнении заложенного в магистраль
Операторам рынка транспортных услуг следует оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, тщательно прорабатывать маркетинговую политику по привлечению клиентов, а также взаимодействовать с государством для модернизации путей сообщения и наилучшего экономического эффекта. Государство должно способствовать привлечению на данный рынок капитала и не действовать в ущерб транспортному и транспортно-экспедиторскому бизнесу.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка эффективности включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие транспортной системы;
- рассмотреть систему управления региональными транспортными потоками;
- описать методические подходы к оценке эффективности работы транспортной системы;
- изучить современное состояние железнодорожной отрасли в России;
- проанализировать грузопотоки по Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР;
- выделить конкурентные недостатки Транссибирской магистрали как элемента транспортной системы АТР;
- описать проблемы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР;
- выработать рекомендации операторам рынка железнодорожного транспорта России.
Объект исследования - Транссибирская магистраль в качестве элемента транспортной системы АТР.
Методологической и теоретической основой послужила литература следующих специалистов: В.Г. Галабурды, А.Э. Горева, Э.А. Сафронова и других ученых.
Информационной базой исследования послужили монографии, научные статьи, сборники научных трудов, авторефераты, диссертации, ресурсы сети Интернет, аналитические обзорные статьи в прессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 56 наименований. Общий объем текста составляет 103 страницы и содержит 13 таблиц и 6 рисунков.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности региона на макроуровне.
Во второй главе рассматривается современное состояние включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР.
Опубликована статья - Шайнов, Н.М. Анализ роли и перспектив Транссибирской магистрали в транспортной системе АТР / Н.М. Шайнов // Экономика предпринимательства. - 2017. - №12(3). - C. 757-760.
В первой главе работы была рассмотрена сущность транспортной системы. Понятие «транспортная система» было рассмотрено с точки зрения разных авторов. Были определены ее элементы, определены задачи и функции. Было выявлено, что транспортная система включает в себя транспортную инфраструктуру, транспортные средства, транспортные предприятия и управление. Транспортные средства можно классифицировать по многим признакам, в числе которых их вид, принадлежность и т.д.
Были рассмотрены основные проблемы организации региональной системы управления транспортными потоками, выявлены факторы, воздействующие на организацию транспортного обслуживания в регионе. Определено, какие из проблем наиболее сложные, и выявлено, что функционирование региональной транспортной системы существенно влияет на развитие экономики в данном регионе и является одним из важнейших факторов развития данного региона.
Были описаны методические подходы к оценке эффективности транспортной системы, и выявлены их способности оценивать тот или иной элемент транспортной системы. Эффективность транспортной системы можно оценивать через оценивание эффективности ее компонентов - транспортных средств, транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий и управления ими.
Для того чтобы понять сущность транспортной системы, выявить основные проблемы организации региональной транспортной системы и описать методические подходы к оценке эффективности транспортной системы, были рассмотрены труды следующих авторов: В.Г. Галабурды, А.Э. Г орева, и других ученых.
Во второй главе выпускной квалификационной работы было рассмотрено современное состояние железнодорожной отрасли в России, была дана общая характеристика тенденций развития Транссибирской магистрали. Было
выявлено, что стратегия развития железнодорожного транспорта в России выполнена не в полной мере, многие поставленные задачи оказались чересчур крупномасштабными для их осуществления. План демонополизации рынка грузоперевозок выполнен не в полной мере, так как не были выполнены цели осуществления конкуренции на данном рынке. В условиях монополии РЖД на инфраструктуру планы создать конкурентоспособную среду с гибкими тарифами остаются долгосрочной перспективой. Вместе с тем, железнодорожный транспорт в России - это самый важный транспорт, осуществляющий перевозку значительных объемов груза на большие расстояния, и его роль в транспортной системе страны очень велика.
Был также проанализирован объем грузоперевозок по Транссибирской магистрали в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время наблюдается рост объемов перевозимых грузов, в особенности строительных и контейнерных. Однако у некоторых категорий грузов, к примеру, строительных, также наблюдается нестабильность. В долгосрочном периоде уровень перевозок может как резко вырасти, так и существенно сократиться. Подавляющую часть перевозок составляют перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, а также строительных грузов. Были выявлены проблемы развития грузопотоков по Транссибирской магистрали. По разным грузам наблюдается различная динамика показателей, однако в целом загрузка магистрали достаточна. Были выявлены проблемы и перспективы развития грузоперевозок по Транссибирской магистрали в АТР на основе анализа динамики и структуры. Было показано, что существует множество проблем, лишь после эффективного решения которых можно говорить о полном выполнении заложенного в магистраль потенциала.
Были выявлены конкурентные недостатки Транссибирской магистрали в сравнении с морским путем через Суэцкий канал. По многим параметрам Транссибирская магистраль остается неконкурентоспособной по сравнению с морским путем следования. Несовершенное управление грузопотоками, бюрократические проволочки и иные проблемы мешают получать доходы от
В третьей главе работы выявлены проблемы и перспективы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР и разработаны рекомендации операторам рынка и государственным органам железнодорожного транспорта. Определено, что Транссибирская магистраль имеет много различных перспектив включения в транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона. На магистрали наблюдается недостаточность существующей инфраструктуры для планируемого транзита контейнеров из АТР в Европу. Существуют множественные издержки, связанные с таможенным и иным оформлением, вследствие которых продвижение грузов по Транссибу затрудняется и замедляется, что сводит на нет основное конкурентное преимущество этой железнодорожной магистрали - повышенная скорость перевозки по сравнению с морским путем. Также мешает скоростному прохождению маршрута несогласованность логистического управления на магистрали, что повышает уровень простоя поездов. Для успешной реализации всех перспективных направлений необходимо провести множество преобразований. Необходимо разработать гибкую тарифную сетку, модернизировать отдельные места на магистрали, сформировать улучшенную управленческую структуру. Лишь при условии осуществления подобных реформ можно уверенно говорить об успешном развитии Транссибирской магистрали как элемента МТК.
Были рассмотрены основные проблемы организации региональной системы управления транспортными потоками, выявлены факторы, воздействующие на организацию транспортного обслуживания в регионе. Определено, какие из проблем наиболее сложные, и выявлено, что функционирование региональной транспортной системы существенно влияет на развитие экономики в данном регионе и является одним из важнейших факторов развития данного региона.
Были описаны методические подходы к оценке эффективности транспортной системы, и выявлены их способности оценивать тот или иной элемент транспортной системы. Эффективность транспортной системы можно оценивать через оценивание эффективности ее компонентов - транспортных средств, транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий и управления ими.
Для того чтобы понять сущность транспортной системы, выявить основные проблемы организации региональной транспортной системы и описать методические подходы к оценке эффективности транспортной системы, были рассмотрены труды следующих авторов: В.Г. Галабурды, А.Э. Г орева, и других ученых.
Во второй главе выпускной квалификационной работы было рассмотрено современное состояние железнодорожной отрасли в России, была дана общая характеристика тенденций развития Транссибирской магистрали. Было
выявлено, что стратегия развития железнодорожного транспорта в России выполнена не в полной мере, многие поставленные задачи оказались чересчур крупномасштабными для их осуществления. План демонополизации рынка грузоперевозок выполнен не в полной мере, так как не были выполнены цели осуществления конкуренции на данном рынке. В условиях монополии РЖД на инфраструктуру планы создать конкурентоспособную среду с гибкими тарифами остаются долгосрочной перспективой. Вместе с тем, железнодорожный транспорт в России - это самый важный транспорт, осуществляющий перевозку значительных объемов груза на большие расстояния, и его роль в транспортной системе страны очень велика.
Был также проанализирован объем грузоперевозок по Транссибирской магистрали в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время наблюдается рост объемов перевозимых грузов, в особенности строительных и контейнерных. Однако у некоторых категорий грузов, к примеру, строительных, также наблюдается нестабильность. В долгосрочном периоде уровень перевозок может как резко вырасти, так и существенно сократиться. Подавляющую часть перевозок составляют перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, а также строительных грузов. Были выявлены проблемы развития грузопотоков по Транссибирской магистрали. По разным грузам наблюдается различная динамика показателей, однако в целом загрузка магистрали достаточна. Были выявлены проблемы и перспективы развития грузоперевозок по Транссибирской магистрали в АТР на основе анализа динамики и структуры. Было показано, что существует множество проблем, лишь после эффективного решения которых можно говорить о полном выполнении заложенного в магистраль потенциала.
Были выявлены конкурентные недостатки Транссибирской магистрали в сравнении с морским путем через Суэцкий канал. По многим параметрам Транссибирская магистраль остается неконкурентоспособной по сравнению с морским путем следования. Несовершенное управление грузопотоками, бюрократические проволочки и иные проблемы мешают получать доходы от
В третьей главе работы выявлены проблемы и перспективы включения Транссибирской магистрали в транспортную систему АТР и разработаны рекомендации операторам рынка и государственным органам железнодорожного транспорта. Определено, что Транссибирская магистраль имеет много различных перспектив включения в транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона. На магистрали наблюдается недостаточность существующей инфраструктуры для планируемого транзита контейнеров из АТР в Европу. Существуют множественные издержки, связанные с таможенным и иным оформлением, вследствие которых продвижение грузов по Транссибу затрудняется и замедляется, что сводит на нет основное конкурентное преимущество этой железнодорожной магистрали - повышенная скорость перевозки по сравнению с морским путем. Также мешает скоростному прохождению маршрута несогласованность логистического управления на магистрали, что повышает уровень простоя поездов. Для успешной реализации всех перспективных направлений необходимо провести множество преобразований. Необходимо разработать гибкую тарифную сетку, модернизировать отдельные места на магистрали, сформировать улучшенную управленческую структуру. Лишь при условии осуществления подобных реформ можно уверенно говорить об успешном развитии Транссибирской магистрали как элемента МТК.



