Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами с учетом межпредметной интеграции в начальной школе 7
Орфография как раздел языкознания 7
Реализация межпредметной интеграции в образовательном процессе школы 13
Орфографический навык как феномен 20
Методика изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в начальной школе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в 3 классе в условиях взаимодействия учебных дисциплин
Начальный уровень сформированности умения писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами у учащихся 3 классов (по данным констатирующего эксперимента) 37
Формирование у учащихся 3 класса умения писать «словарные» слова в условиях взаимодействия учебных дисциплин (по данным формирующего эксперимента) 43
Динамика усвоения слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами у учащихся 3 классов (по данным контрольного эксперимента) 55
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 70
Актуальность исследования. Начальное образование имеет большое значение в общей системе образования, так как приобретенные знания, умения, личностный опыт младших школьников служат основой для дальнейшего обучения. Существенная роль в достижении целей и задач, стоящих перед школой и учителем, принадлежит изучению русского языка.
Один из показателей культуры человека - его грамотность. Речь таких людей богата и интересна, они эрудированы, четко формулируют свои мысли и легко воспринимаются окружающими. Грамотная речь - залог успешного общения. Ее обладатель заслуживает уважительного отношения со стороны собеседника.
Орфография - наука о правильном, грамотном написании слов. Изучением орфографии как лингвистической науки занимались Я.К. Грот, И.А. Бодуэн де Куртенэ, С.П. Обнорский, Р.И. Аванесов, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев, Л.Б. Селезнева и др. Исследователи изучали разделы, принципы русской орфографии, рассматривали понятие орфограммы и т.п.
Проблема формирования орфографического навыка у школьников всегда была и остается одной из актуальных как в психологии, так и в методике преподавания русского языка. Ею занимались Д.Н. Богоявленский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Г.Н. Приступа, Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, В.В. Репкин, В.П. Канакина и многие другие. Авторы исследовали орфографическое действие, этапы постановки и решения орфографической задачи, содержание орфографического материала в зависимости от этапа обучения в начальной школе, систему орфографических упражнений и т.п. Как показывает педагогический опыт, при освоении различных типов орфограмм особую сложность вызывают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, или так называемые «словарные слова». Написание таких слов в начальной школе необходимо запоминать, т.к. данная орфограмма либо не проверяется правилами русского языка, либо проверка младшими школьниками затруднена в силу отсутствия у них знаний из других разделов языкознания.
Специальная работа над «словарными» словами в основном ведется на уроках русского языка, но, несмотря на усилия учителей, школьники по- прежнему испытывают трудности в их написании. Так, получив определенный опыт орфографической работы на русском языке, учащиеся не могут перенести его на другие учебные предметы и во внеурочную деятельность. Отсюда возникает вопрос о возможном улучшении ситуации в условиях межпредметной интеграции.
При определении понятия интеграции подчеркиваются разные стороны этого явления. Интеграция - объединение в целое, в единство каких-либо частей; условие развития познавательной активности; процесс взаимодействия обособленных структурных элементов. Идея использования межпредметных связей не нова. Ее выдвигали такие ученые, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и др. Отдельные вопросы рассматривались такими отечественными педагогами, как И.Д. Зверев, М.А. Данилов, В.Н. Максимов, а также учеными-методистами: М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Н.Н. Светловская и др. Интегративный процесс лег в основу комплексного образования учащихся, формируя у детей целостное представление об окружающем мире. Используя межпредметную интеграцию в учебном процессе начальной школы, учитель показывает связи, выделяет общее и определяет различия, дает дополнительные сведения, а также закрепляет ранее изученное.
Для лучшего усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, учителями также может использоваться межпредметная интеграция. Межпредметное интегрирование позволяет изучать и закреплять слово не только на уроках русского языка, но и на других дисциплинах. Нами не было обнаружено работ, показывающих методику работы над «словарными» словами в условиях межпредметной интеграции, отсюда вытекает проблема нашего исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: «Как изучать «словарные» слова в условиях взаимодействия учебных дисциплин в начальной школе?».
Объектом исследования выступает учебно-познавательная деятельность младших школьников, направленная на овладение написанием слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в условиях межпредметной интеграции.
Предмет исследования: методические условия изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в ситуации взаимодействия учебных дисциплин.
Цель исследования: выяснить эффективные методические условия изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в ситуации взаимодействия учебных дисциплин.
Гипотеза: изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в ситуации взаимодействия учебных дисциплин начальной школы будет успешным, если:
1. Критериями отбора «словарных» слов станут:
1) частые орфографические ошибки при написании данных слов учащимися;
2) возможность обращения к одному и тому же «словарному» слову на материале различных учебных предметов.
2. Задействовать содержание таких учебных предметов, как: русский язык, литературное чтение и «Окружающий мир»;
3. Этапами орфографической работы над «словарным» словом станут:
1) этап ознакомления, предполагающий уточнение лексического значения слова и определения места орфограммы;
2) этап усвоения, нацеленный на запоминания правильного орфографического облика слова;
3) этап закрепления, направленный на применение слов в письменной речи.
4. Использовать следующие методы и приемы обучения: беседа,
дидактическая игра, различные виды списывания, диктанты, написание сочинений и др.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности русской орфографии;
2) изучить возможности реализации межпредметной интеграции в начальной школе;
3) выяснить методику формирования орфографического навыка, а также методику изучения «словарных» слов в начальной школе;
4) определить начальный уровень сформированности умения писать «словарные» слова у учащихся 3-х классов;
5) выяснить этапы работы над «словарным» словом, эффективные методы и приемы изучения «словарных» слов с учетом межпредметной интеграции и определить динамику усвоения слов у учащихся 3-х классов.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы по теме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников.
База исследования. Исследовательская работа осуществлялась в МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийска среди учащихся 3 «А» и 3 «В» классов.
Нами было проведено исследование: «Изучение слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в условиях межпредметной интеграции в начальной школе». Изучив литературу по данной теме, проведя педагогический эксперимент, мы убедились, что проблема написания «словарных» слов остается актуальной на сегодняшний день.
Анализ лингвистической литературы позволил выяснить, что орфография - сложившаяся система правил о единообразном написании слов, в которой выделяются пять разделов. Одним из основных понятий в орфографии является «орфограмма». Она понимается как правильное написание, выбранное из ряда возможных. Русская орфография устроена на таких принципах, как морфологический, фонетический, фонематический, традиционный и дифференцировочный.
Изучив понятие и возможности реализации интеграции учебных дисциплин в начальной школе, мы выяснили, что данное условие обучения является одним из результативных. Под интеграцией понимается процесс взаимодействия, объединения в целое каких-либо частей. Межпредметное интегрирование позволяет изучать и закреплять слово не только на уроках русского языка, но и на других дисциплинах. Используя межпредметную интеграцию в учебном процессе начальной школы, учитель формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире, закрепляет ранее изученное, даёт дополнительные сведения, показывает связи, выделяет общее и определяет различия.
Выясняя методику изучения «словарных» слов мы пришли к выводу, что их усвоение младшим школьникам дается непросто. Именно поэтому учителям необходимо применять разнообразные методы и приемы запоминания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, а также создавать условия для частого обращения к «словарным» словам при создании письменной речи. Так как работа над усвоением слов с 62
непроверяемым написанием ведется только на уроках русского языка, то эффективным условием может стать межпредметная интеграция. Получая опыт на различных учебных предметах, младшему школьнику легче запомнить написание «словарного» слова.
Нами был проведен педагогический эксперимент среди учащихся 3-х классов МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийска.
В процессе констатирующего эксперимента мы выясняли начальный уровень сформированности умения писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами у учащихся 3-х классов. Данный эксперимент позволил определить слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, в которых чаще всего допускались ошибки: аромат, тарелка, территория, счастье и шоколад. Особая сложность была в словах территория и шоколад. Также нами были составлены диаграммы, распределяющие учеников обоих классов по уровням сформированности умения писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Сравнение полученных результатов показало, что большинство учеников находятся на среднем уровне, т.е. в основном ошибочно пишут 1-2 слова.
В процессе формирующего эксперимента мы формировали у учащихся 3-го класса умения писать «словарные» слова в условиях взаимодействия учебных дисциплин. Нами были определены критерии отбора слов: возможность обращения к одному и тому же «словарному» слову на различных уроках русского языка, литературного чтения и «Окружающего мира», а также предварительной проверки «словарных» слов учащимися 3-х классов. Для изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в условиях межпредметной интеграции, нами было задействовано содержание следующих учебных предметов: русский язык, литературное чтение и «Окружающий мир». Мы выяснили три основных этапа работы над усвоением «словарных» слов с учетом межпредметной интеграции:
1) этап ознакомления;
2) этап усвоения;
3) этап закрепления.
Упражнения и игры мы включали на различных этапах урока: актуализации знаний, на этапе изучения нового материала, а также закрепления знаний. Также нами были использованы разнообразные методы и приемы обучения: объяснение и беседа по лексическому и
этимологическому значению слова, составление рассказов, игра в «устный кроссворд», игра «Исчезающее слово», разгадывание ребусов и загадок, а также выполнение различного рода упражнений.
В процессе контрольного эксперимента мы выясняли динамику усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами у учащихся 3-х классов. Сравнительный анализ написания выделенных «словарных» слов показал, что учащиеся обоих классов стали меньше допускать орфографических ошибок. Все также сложными словами оказались: территория и шоколад. В 3 «А» (экспериментальном классе) уровень усвоения слов значительно повысился, учащиеся не делали ошибок больше чем в двух «словарных» словах. На 23,2% увеличился высокий уровень, остальные ученики составляли средний уровень. В 3 «В» (контрольном классе) также была выявлена положительная динамика усвоения «словарных» слов. На 16% увеличился процент учеников, находившихся на высоком уровне. Большую часть учащихся составил средний уровень. Стоит отметить, что низкий уровень занял лишь один ученик, что составило 4,7%.
Нами была выявлена положительная динамика усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в условиях межпредметной интеграции. Учащиеся 3 «А» (экспериментального) класса показали более высокий процент усвоения «словарных» слов, а значит изучение данных слов в условиях межпредметной интеграции оказалось эффективным.
Главная цель нашего исследования была достигнута. Мы выяснили эффективные методические условия изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами в ситуации взаимодействия учебных дисциплин.
1. Аванесов, Р.И. Заметки по теории русской орфографии / Р.И. Аванесов. - М.: Академия, 1978. - 222 с.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: учеб. пособие / Н.Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.
3. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова / И.Ю. Амосова // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 69-70.
4. Ахаева, С.П. Формирование орфографического действия и навыка правописания / С.П. Ахаева // Педагог. - 2017. - 32 с.
5. Ахмедбекова, Р.Р. Интеграция предметов - одно из условий формирования познавательной активности школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 14-16.
6. Баранов, М.Т. Обучение русскому языку в 6 классе: метод. указания к учебнику / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1990. - 206 с.
7. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 48-51.
8. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - М.: Педагогика, 1993. - 172 с.
9. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии: учеб. пособие / Д. Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 1973. - 216 с.
10. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Академия наук, 1963. - 391 с.
11. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение 2 класс: в 2-х частях / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: БАЛАСС, 2012. - 208 с.
12. Бунеев, Р.Н. Русский язык 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: БАЛАСС, 2012. - 176 с.
13. Васильева, Л.Г. Формирование орфографической зоркости в начальных классах / Л.Г. Васильева // Педагог. - 2018. - 41 с.
14. Вахрушев, А.А. Окружающий мир 2 класс: в 2-х частях / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и др. - М.: БАЛАСС, 2012. - 144 с.
15. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир 3 класс: в 2-х частях / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с.
16. Гвоздев, Б.А. Основы русской орфографии: учеб. пособие / Б.А. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1982. - 151 с.
17. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.
18. Емельянова, Л.А. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / Л.А. Емельянова // Педагог. - 2017. - 34 с.
19. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение 3 класс: в 2-х частях / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
20. Желтовская, Л.Я. Русский язык 2 класс: в 2-х частях / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - М.: Астрель, 2012. - 142 с.
21. Зиндер, Л.Р. Очерк общей теории письма / Л.Р. Зиндер. - Л.: Наука, 1987. - 114 с.
22. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: учебное пособие / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
23. Иванов, С.В. Русский язык 3 класс: в 2-х частях / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 183 с.
24. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир 2 класс: в 2-х частях / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: Астрель, 2012. - 93 с.
25. Канакина, В.П. Русский язык 2 класс: в 2-х частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
26. Кац, Э.Э. Литературное чтение 2 класс: в 2- х частях / Э.Э. Кац. - М.: Астрель, 2012. - 159 с.
27. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 2 класс: в 2-х частях // Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.
28. Князев, С.В. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие для вузов / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. - М.: Академический Проект, 2005. - 320 с.
29. Ковалёва, Г.С. Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе / Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 163.
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
31. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский.
- М.: Учпедгиз, 1956. - 651 с.
32. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
33. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
34. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
35. Обнорский, С.П. Основные принципы орфографической нормализации / С.П. Обнорский // Русский язык в школе. - 1939. - №5. - С. 5-13.
36. Онушкин, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.: Просвещение, 1995. - 232 с.
37. Пауль, Г. Принципы истории языка / Г. Пауль. - М.: Иностранная литература, 1960. - 501 с.
38. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - 416 с.
39. Плешаков, А.А. Окружающий мир 2 класс: в 2-х частях / А.А. Плешаков.
- М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
40. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Владос-пресс, 2001. - 368 с.
41. Примерная рабочая программа по русскому языку (1-4 классы) УМК «Школа России». - М.: Просвещение, 2011. - 34 с.
42. Примерная рабочая программа по русскому языку (1-4 классы) УМК «Начальная школа XXI в.». - М.: Просвещение, 2011. - 36 с.
43. Примерная рабочая программа по русскому языку (1-4 классы) УМК «Перспективная начальная школа». - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
44. Савельева, Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2008. - №1. С. 66.
45. Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2002. - №7. - С. 39-47.
46. Селезнева, Л.Б. Современное русское письмо: Систем. анализ / Л.Б. Селезнева. - Томск: Том. ун-та , 1981. - 214 с.
47. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
48. Усова, А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе / А.В. Усова. - Ч.: Академия, 1995. - 16 с.
49. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: собр. соч., т.5 / К.Д. Ушинский. - М.: Академия пед. наук, 1949. - 402 с.
50. ФГОС НОО 2 поколения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ,№№№.минобрнауки.рф.